Аналитический обзор цифровых образовательных методик в высшей школе
- Авторы: Портнова Н.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
- Страницы: 194-199
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/689236
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025142309
- ID: 689236
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена обзору цифровых образовательных методик, применяемых в высшей школе, с акцентом на их влияние на образовательный процесс. В условиях стремительного развития технологий и цифровой трансформации общества, образование сталкивается с необходимостью адаптации к новым реалиям. Рассматриваются ключевые аспекты внедрения цифровых технологий в образовательную среду, включая использование онлайн-платформ, вебинаров, видеоконференций и других инструментов. Особое внимание уделено анализу когнитивных и аффективных эффектов цифрового обучения, влиянию на мотивацию студентов, формирование навыков управления временем и аналитического мышления. Автор подчеркивает важность систематизации цифровых методик и разработки комплексных решений для интеграции технологий в образовательный процесс. Рассматриваются примеры успешного применения цифровых инструментов в российских и зарубежных вузах. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения влияния цифровизации на образование, а также прогноза ее развития в контексте государственной политики и требований цифровой экономики. Статья актуализирует проблему формирования теоретических основ для использования цифровых методик, что способствует повышению качества образования и профессиональной подготовки студентов.
Об авторах
Наталья Юрьевна Портнова
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nataly790@list.ru
аспирант кафедры высшей математики
Список литературы
- Баева Л.В., Храпов С.А., Ажмухамедов И.М., Григорьев А.В., Кузнецова В.Ю. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 28–44.
- Король А.Д., Воротницкий Ю.И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 48–61. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61.
- Bielefeldt T. Teacher outcomes: improved technology skills // Assessing the impact of technology in teaching and learning: a sourcebook for educators / ed. by J. Johnston, L.T. Barker. University of Michigan, 2002. P. 119–137.
- Баева Л.В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 131–144. doi: 10.15372/phe20200209.
- Плужникова Н.Н. Цифровизация образования в период пандемии: социальные вызовы и риски // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 15–22. doi: 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.2.
- Шаматонова Г.Л., Рудая И.Л., Власова А.А. Эффективные цифровые инструменты для обучения студентов в LMS Moodle // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тез. докл. XVI всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Ярославль, 28–29 марта 2024 г.). Ярославль: Филигрань, 2024. С. 628–631.
- Бабина Л.В. Цифровые технологии, образовательные ресурсы и инструменты: внедрение в процесс обучения техническим специальностям // Известия Российской академии образования. 2024. № 1 (65). С. 164–173.
- Портнов К.В., Портнова Н.Ю. Анализ процессов дистанционной аттестации учащихся и анализ требований к информационной системе // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сб. мат-лов XIX междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. М., 2023. С. 8–15. doi: 10.34755/irok.2023.57.89.015.
- Лю Г. Цифровые инструменты в модели смешанного обучения студентов, изучающих иностранный язык // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5–1. С. 17–24.
- Портнов К.В., Портнова Н.Ю. Перспективы дигитализации учебных коммуникаций с использованием социальных сетей // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации: сб. мат-лов XV междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2023. С. 14–21. doi: 10.34755/irok.2023.56.44.017.
- Савченко У.А., Прокопенко Н.И. Цифровые инструменты преподавателя: организация смешанного обучения в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 499. С. 183–193. doi: 10.17223/15617793/499/20.
- Marks B., Thomas J. Adoption of virtual reality technology in higher education: An evaluation of five teaching semesters in a purpose-disigned laboratory // Education and information technologies. 2022. Vol. 27. P. 1287–1305. doi: 10.1007/s10639-021-10653-6.
- Портнов К.В., Филиппова Т.А. Анализ цифровой трансформации бизнес-процессов // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: сб. мат-лов X междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2022. С. 49–58. doi: 10.34755/irok.2022.92.13.091.
- Богатырева Ю.И., Привалов А.Н., Ситникова Л.Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. doi: 10.17513/spno.32072.
- Матюшенко У.А. Сценарии применения цифровых инструментов в гибридной среде // Гибридное обучение: открытия, перспективы, решения: сб. ст. по результатам науч.-метод. конф. (13 октября 2023 г.). Томск, 2023. С. 14–18.
Дополнительные файлы
