Аналитический обзор цифровых образовательных методик в высшей школе
- Авторы: Портнова Н.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
- Страницы: 194-199
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/689236
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025142309
- ID: 689236
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена обзору цифровых образовательных методик, применяемых в высшей школе, с акцентом на их влияние на образовательный процесс. В условиях стремительного развития технологий и цифровой трансформации общества, образование сталкивается с необходимостью адаптации к новым реалиям. Рассматриваются ключевые аспекты внедрения цифровых технологий в образовательную среду, включая использование онлайн-платформ, вебинаров, видеоконференций и других инструментов. Особое внимание уделено анализу когнитивных и аффективных эффектов цифрового обучения, влиянию на мотивацию студентов, формирование навыков управления временем и аналитического мышления. Автор подчеркивает важность систематизации цифровых методик и разработки комплексных решений для интеграции технологий в образовательный процесс. Рассматриваются примеры успешного применения цифровых инструментов в российских и зарубежных вузах. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения влияния цифровизации на образование, а также прогноза ее развития в контексте государственной политики и требований цифровой экономики. Статья актуализирует проблему формирования теоретических основ для использования цифровых методик, что способствует повышению качества образования и профессиональной подготовки студентов.
Полный текст
Стремительная цифровизация общества приводит к необходимости переосмысления старых методов обучения и упорядочивания знаний о новых подходах, инструментах и условиях обучения.
Целью настоящей работы является проведение анализа современных цифровых образовательных методик, применяемых в высшей школе, с акцентом на их влияние на образовательный процесс.
В условиях стремительного развития технологий и цифровой трансформации общества, образование сталкивается с необходимостью адаптации к новым реалиям. Рассматриваются ключевые аспекты внедрения цифровых технологий в образовательную среду, включая использование онлайн-платформ, вебинаров, видеоконференций и других инструментов. Особое внимание уделено анализу когнитивных и аффективных эффектов цифрового обучения, влиянию на мотивацию студентов, формирование навыков управления временем и аналитического мышления. Автор подчеркивает важность систематизации цифровых методик и разработки комплексных решений для интеграции технологий в образовательный процесс. Рассматриваются примеры успешного применения цифровых инструментов в российских и зарубежных вузах.
Проникновение технического компонента в сферу образования стало отражением стремительных глобальных изменений сегодняшней реальности в социальных процессах [1, с. 28]. «Цифровая трансформация всех областей деятельности человека предъявляет новые требования к образованию людей, которые будут участвовать в модернизации процессов во всех видах своей деятельности: на производстве, в общественной и личной жизни, создавая, внедряя и используя в повседневной практике цифровые технологии» [2, с. 51]. В условиях динамично трансформирующихся запросов со стороны общества, которое выступает в роли заказчика образовательных услуг, актуализируется потребность не только в создании технических устройств, образовательных платформ и других цифровых ресурсов, но и в разработке методологических подходов, содержания, форм и методов осуществления образовательного процесса в цифровом пространстве.
«Проблема влияния цифровизации на систему образования является относительно новой и мало изученной. Начиная с 2000-х годов тема цифровизации образования оказывается тесно связанной с вопросами оценки как позитивных, так и негативных влияний цифровой формы обучения на обучающегося» [3, p. 119; 4, с. 140]. В рамках академического исследования проблематики влияния технологических инноваций на сферу образования, значительный вклад был осуществлен такими учеными, как Д. Джонсон и Л. Бакер. Их работа охватывает анализ и оценку последствий внедрения новых технологий в образовательный процесс, что способствует более глубокому пониманию динамики изменений в данной области. В монографии «Оценка влияния технологий в преподавании и обучении», опубликованной в штате Мичиган в 2002 году, представлен анализ эффективности применения технологических средств в образовательной практике. В ходе тщательного и всестороннего исследования, которое было проведено с целью выявления актуальных тенденций и нововведений в сфере применения цифровых технологий в образовательной среде, были представлены значимые и инновационные результаты, касающиеся использования онлайн-технологий в процессе обучения на тот момент времени, когда исследование осуществлялось. В рамках данного исследования была проведена детальная оценка воздействия современных цифровых технологий на различные аспекты образовательного процесса. В частности, анализировались когнитивные и аффективные составляющие деятельности учащихся, а также их успеваемость. Особое внимание уделялось изучению влияния онлайн-технологий на образование взрослых и на те изменения, которые происходят в методах и подходах педагогической практики в связи с внедрением цифровых инструментов. В ходе исследования был зафиксирован прогресс в области технологических компетенций преподавателей, что свидетельствует о повышении их профессионального уровня и способности к адаптации к современным требованиям образовательной среды. Также было отмечено значительное улучшение уровня технологической интеграции в образовательный процесс, что, безусловно, способствует более эффективному усвоению учебного материала учащимися и повышению качества образования в целом. Эти результаты исследования подчеркивают важность и необходимость дальнейшего развития и внедрения онлайн-технологий в образовательную практику, а также их значительный потенциал для улучшения образовательных результатов и повышения уровня преподавания.
«В 2016 году при поддержке ЮНЕСКО была опубликована коллективная монография «Оценка опыта в цифровых технологиях в образовании», обращенная к изучению социальных, политических, гендерных, педагогических аспектов проблемы оценки цифрового образования» [3, p. 121; 4, с. 143].
В Российской Федерации процесс цифровизации сферы образования начал набирать активные темпы с 2016 года, предшествующие времени пандемии. Инициирование данной программы было связано с запуском проекта «Цифровая образовательная среда», который получил одобрение Проектного комитета в рамках реализации Национального проекта «Образование на период 2019–2024 гг.» [5, с. 16].
Безусловно, пандемия ускорила выполнение проекта по цифровизации образования, как на уровне школ, так и на уровне университетского образования. Результатом этого ускорения стало техническое внедрение и усовершенствование системы дистанционного обучения посредством развития цифровой образовательной среды в вузах [5].
Таким образом и в высших учебных заведениях укрепилась парадигма активной цифровизации образовательного процесса. Эти процессы вызывали острые дискуссии, поскольку не все дисциплины оказались содержательно и методически адаптируемы для цифрового процесса обучения [6, с. 629].
В тоже время стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, до 2030 года [7, с. 166] определяет видение по качественному, инклюзивному и доступному цифровому образованию в стране. Новый план действий имеет два стратегических приоритета:
- Помощь в развитии высокоэффективной цифровой образовательной экосистемы [8, с. 11].
- Повышение цифровых навыков и компетенций в области цифровой трансформации [9, с. 22].
Это определяет актуальность рассматриваемого нами аспекта применения цифровых образовательных методик в высшей школе.
Понятие «цифровые образовательные методики» не имеет устойчивого определения и уточняется множествами авторов, так как оно возникло в результате развития современных образовательных технологий и педагогических исследований. Однако некоторые исследователи и ученые внесли значительный вклад в формирование этого понятия и его понимание (Майкл Мур, Стивен Херн, Клаус Шваб, Ричард Фелдман, Дороти Дельгадо и др.). Такие организации, как ISTE (International Society for Technology in Education), также играют важную роль в формировании понятий и стандартов, связанных с цифровыми образовательными методиками.
В России А.А. Кузнецов, С.А. Соловьева, И.В. Дьяков, Т.В. Шамова, Е.А. Кузьмина, занимались классификацией цифровых методик обучения и разработкой теоретических основ для их применения в образовательном процессе Процесс формирования данного понятия претерпевает постоянные уточнения в связи с постоянно меняющейся парадигмой цифровой трансформации образования. Дальнейшая конкретизация понимания цифровых образовательных методик необходима для организации модели обучения в цифровой среде и подлежит пристальному вниманию научного педагогического сообщества.
Мы же будем придерживаться следующего определения: Цифровые образовательные методики – это учебные процессы в цифровой среде с широким использованием спектра информационных технологий, направленные на повышение эффективности образовательного процесса и выполнение основных задач обучения и воспитания.
Некоторые компоненты цифровых образовательных методик:
- «Цифровые инструменты обучения. Набор программных (аппаратно-программных) средств, информационных систем, программных продуктов и сервисов, используемых в учебном процессе» [10, с. 19].
- Цифровые образовательные ресурсы. Современные средства обучения, представленные в электронном формате.
- Цифровые образовательные технологии. К ним относятся вебинары, подкасты, видеоконференции, видео-лекции, чаты, образовательное телевидение, онлайн-курсы.
Цифровые методики обучения можно классифицировать по различным критериям, в зависимости от целей, формата, технологий и методов взаимодействия. Результаты проведенной нами классификации цифровых образовательных методик по семи критериям представлены ниже (рис. 1).
Рисунок 1 – Классификация цифровых методик обучения
В таблице 1 уточнены определения цифровых образовательных методик и по результатам анализа научных статей о результатах применения различных цифровых образовательных инструментов [11, с. 186; 12, p. 1291] приведены инструменты, используемые в десяти вузах России и зарубежья.
Ниже отображены примеры цифровых инструментов согласно применяемой цифровой образовательной методики (табл. 1).
Таблица 1 – Основные подходы к классификации цифровых методик
| Название | Краткое описание методики | Пример цифрового инструмента обучения |
По форме обучения | Синхронное обучение | Обучение, происходящее в реальном времени, например, видеоконференции, вебинары, онлайн-уроки | Moodle, Zoom, Big Blue Button |
Асинхронное обучение | Обучение, которое не требует одновременного присутствия преподавателя и студентов, например, онлайн-курсы, записи лекций, форумы | Google Disc, Yandex Disc, iSpring Learn, Moodle | |
По типу технологий | Мобильные технологии | Использование мобильных приложений и платформ для обучения | iSpring Learn, Unicraft |
Виртуальная и дополненная реальность | Использование VR и AR для создания иммерсивного образовательного опыта | Ocullus Rift, HTC Vive [13, с. 52], mediadidactica.ru | |
Облачные технологии | Платформы и инструменты, доступные через интернет | Google Classroom, Moodle и другие | |
По методам обучения | Интерактивные методики | Использование интерактивных элементов, таких как квизы, игры, симуляции | Miro, Wordwall, SMART Board, Jamboard |
Проектные методики | Обучение через выполнение проектов, где студенты работают над реальными задачами | Доски обсуждения Moodle, система Wiki, Kahoot, Google Classroom, Task Board, Miro, Stormboard | |
Геймификация | Внедрение игровых элементов в образовательный процесс для повышения мотивации и вовлеченности | Quis Lab, iSpring Learn, iSpring Suite | |
По содержанию | Дисциплинарные методики | Методики, ориентированные на конкретные предметы или области знаний (например, STEM-методики) [14] | STEM Learning, The Math Learning Center, PhET Interactive Simulations |
Междисциплинарные методики | Подходы, которые интегрируют знания из разных областей, например, проектное обучение, связанное с наукой и искусством | Quizlet, Learning Apps, Plickes | |
По уровню персонализации | Стандартизированные методики | Универсальные подходы, применимые ко всем студентам | Moodle, iSpring, Wordwall, LearningApps |
Адаптивные методики | Методики, которые подстраиваются под индивидуальные потребности и уровень знаний каждого студента | Twee, Yandex Tracker, YouGile, getLocus | |
По целям обучения | Развивающие методики | Ориентированы на развитие критического мышления, креативности и других навыков | Canva, Moodle, Quizlet, Google Classroom |
Информационные методики | Фокусируются на передаче знаний и информации | Google Document, Moodle | |
По типу взаимодействия | Индивидуальное обучение | Методики, ориентированные на самостоятельное изучение материала | Profitest, Moodle |
Групповое обучение | Методики, которые предполагают работу в группах, совместное решение задач и проектов | Google Disc, Yandex Disc, iSpring Learn, Moodle, Zoom, Big Blue Button |
Как показывает анализ научных статей, высшая школа активно использует цифровые образовательные инструменты и экспериментирует с их внедрением в образовательную среду. «И это влияет на такие факторы, как мотивация и вовлеченность студентов, формирование у них умения сотрудничать, управлять своим временем, оптимизация работы преподавателя, визуализация предметных материалов, развитие аналитического мышления» [15, с. 14]. И всё это позволяет нынешним студентам адаптироваться к профессиональной деятельности в будущем.
Отдельно классифицированы цифровые инструменты обучения, представленные ниже (рис. 2).
Рисунок 2 – Классификация цифровых инструментов обучения
Приведенная классификация позволяет образовательным учреждениям, и преподавателям ориентироваться в современных методиках и технологиях, что способствует достижению поставленных образовательных целей по систематизации и структуризации образовательного процесса, что в конечном итоге ведёт к повышению качества образования и успешности студентов.
В условиях стремительно развивающегося технологического прогресса, цифровые технологии и инструменты все активнее проникают в сферу образования. Пандемия COVID-19 ускорила эти процессы и привела к настоящей цифровой революции в образовании. Педагоги и образовательные учреждения открывают для себя новые возможности, которые предоставляют цифровые ресурсы, и активно интегрируют их в учебный процесс, стремясь к повышению качества образования и эффективности обучения.
Однако трансформация конкретных методологий обучения будет длится еще долго, пока не сформируются окончательные «формы» цифровых образовательных технологий. Так что на текущий момент мы видим их постоянную трансформацию и модификацию и оцениваем влияние их на отдельных субъектов и общество в целом. Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача систематизации использования цифровых методик, тщательный отбор основных цифровых образовательных ресурсов и осмысление важности и степени необходимости их использования для реализации разных педагогических процессов в высшей школе. Необходимо определить для каких именно образовательных задач нужно использовать цифровые технологии чтобы развить необходимые знания, умения и навыки у студентов высшей школы сегодня и завтра, важно спрогнозировать вектор развития этого направления согласующегося с общим направлением развития государства и индивида в современных реалиях цифровой экономики.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Высшая школа использует достаточно разнообразные методики обучения.
- Понятие цифровых образовательных методик находится в стадии формирования и претерпевает уточнения.
- Вместе с тем явно не хватает комплексных программных решений, где цифровые инструменты обучения были бы интегрированы в цифровую образовательную среду конкретных вузов. Большинство цифровых инструментов обучения являются сторонними и имеют сомнительную юрисдикцию.
- Становится актуальным выявление тех навыков, знаний и умений, которые эффективнее развиваются у студентов высшей школы благодаря применению конкретных цифровых образовательных методик.
Об авторах
Наталья Юрьевна Портнова
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nataly790@list.ru
аспирант кафедры высшей математики
Россия, СамараСписок литературы
- Баева Л.В., Храпов С.А., Ажмухамедов И.М., Григорьев А.В., Кузнецова В.Ю. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 28–44.
- Король А.Д., Воротницкий Ю.И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 48–61. DOI: 10. 31992/0869-3617-2022-31-6-48-61.
- Bielefeldt T. Teacher outcomes: improved technology skills // Assessing the impact of technology in teaching and learning: a sourcebook for educators / ed. by J. Johnston, L.T. Barker. University of Michigan, 2002. P. 119–137.
- Баева Л.В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 131–144. DOI: 10. 15372/phe20200209.
- Плужникова Н.Н. Цифровизация образования в период пандемии: социальные вызовы и риски // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 15–22. doi: 10.15688/lp.jvolsu. 2021.1.2.
- Шаматонова Г.Л., Рудая И.Л., Власова А.А. Эффективные цифровые инструменты для обучения студентов в LMS Moodle // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тез. докл. XVI всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Ярославль, 28–29 марта 2024 г.). Ярославль: Филигрань, 2024. С. 628–631.
- Бабина Л.В. Цифровые технологии, образовательные ресурсы и инструменты: внедрение в процесс обучения техническим специальностям // Известия Российской академии образования. 2024. № 1 (65). С. 164–173.
- Портнов К.В., Портнова Н.Ю. Анализ процессов дистанционной аттестации учащихся и анализ требований к информационной системе // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сб. мат-лов XIX междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. М., 2023. С. 8–15. doi: 10.34755/irok.2023.57.89.015.
- Лю Г. Цифровые инструменты в модели смешанного обучения студентов, изучающих иностранный язык // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5–1. С. 17–24.
- Портнов К.В., Портнова Н.Ю. Перспективы дигитализации учебных коммуникаций с использованием социальных сетей // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации: сб. мат-лов XV междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2023. С. 14–21. doi: 10.34755/irok.2023.56.44.017.
- Савченко У.А., Прокопенко Н.И. Цифровые инструменты преподавателя: организация смешанного обучения в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 499. С. 183–193. doi: 10.17223/15617793/ 499/20.
- Marks B., Thomas J. Adoption of virtual reality technology in higher education: An evaluation of five teaching semesters in a purpose-disigned laboratory // Education and information technologies. 2022. Vol. 27. P. 1287–1305. DOI: 10. 1007/s10639-021-10653-6.
- Портнов К.В., Филиппова Т.А. Анализ цифровой трансформации бизнес-процессов // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: сб. мат-лов X междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2022. С. 49–58. doi: 10.34755/irok.2022.92.13.091.
- Богатырева Ю.И., Привалов А.Н., Ситникова Л.Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. doi: 10.17513/spno.32072.
- Матюшенко У.А. Сценарии применения цифровых инструментов в гибридной среде // Гибридное обучение: открытия, перспективы, решения: сб. ст. по результатам науч.-метод. конф. (13 октября 2023 г.). Томск, 2023. С. 14–18.
