Информационная компетенция в структуре цифровой культуры студентов СПО
- Авторы: Мельников М.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
- Страницы: 189-193
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/689234
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025142308
- ID: 689234
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается сущность и роль информационной компетенции в структуре цифровой культуры студентов среднего профессионального образования (СПО). Актуальность проблемы обусловлена быстрым развитием цифровых технологий, что предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов для современной экономики и общества. Проведен анализ научных подходов к определению понятий «информационная компетенция» и «информационная компетентность», показаны отличия данных понятий и раскрыта динамика их развития в педагогической науке. Описана структура цифровой культуры студентов СПО, включающая когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, коммуникативный, инструментальный, морально-этический и рефлексивный компоненты. Обосновано, что информационная компетенция не выделяется в структуре цифровой культуры как отдельный компонент, а пронизывает все компоненты цифровой культуры, проявляясь в каждом из них и выступая системообразующим звеном, интегрирующим их в целостное образование. Подчеркивается, что формирование информационной компетенции способствует развитию у студентов самостоятельности, ответственности, критического мышления, способности к адаптации и профессиональному росту в условиях цифрового общества. Сделан вывод о необходимости системного подхода к развитию цифровой культуры студентов СПО, при котором информационная компетенция становится ключевым фактором успешной образовательной и профессиональной деятельности выпускников.
Об авторах
Максим Сергеевич Мельников
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mmschgk@mail.ru
аспирант кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного
Список литературы
- Гнатышина Е.В. Цифровая культура педагога в современной образовательной парадигме // Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде: сб. мат-лов II межвуз. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л.А. Григорович. М.: Московский институт психоанализа, 2022. С. 79–82.
- Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 46–54.
- Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6, № 12. С. 67–78.
- Елькина Е.Е. Тенденции развития цифровой культуры в сетевом обществе: социально-философский анализ // Человек. Общество. Инклюзия. 2019. № 1 (37). С. 28–37.
- Новиков Д.О. Цифровая культура и цифровая грамотность личности как элементы личной, общественной и национальной безопасности: постановка проблемы // Вестник Прикамского социального института. 2025. № 1 (100). С. 129–139.
- Паньшин Б.Н. Цифровая культура: теория и практика // Наука и инновации. 2021. № 8 (222). С. 45–51.
- Прокудин Д.Е., Соколов Е.Г. «Цифровая культура» vs «аналоговая культура» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2013. № 4. С. 83–91.
- Ребко О.В. Цифровая культура будущих педагогов: результаты анализа и оценки // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании: сб. ст. III всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 17–18 ноября 2022 г. / под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 135–147.
- Ситникова С.Ю., Никулин А.А. Цифровая культура обучающегося как педагогический феномен // Гуманитарный подход в науке и технологиях: роль этики, морали и ценностей в формировании будущего человечества: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. (31 июля 2024 г.) / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: АПНИ, 2024. С. 32–35.
- Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3 (8). С. 6–10.
- Черных С.И., Паршиков В.И. Цифровая культура как гуманитарный феномен // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 601–607.
- Шишов С.Е., Кальней В.А. Цифровая культура и ее влияние на развитие личности: исторический контекст и современные вызовы // Гуманизация образования. 2025. № 1. С. 103–128.
- Ситникова С.Ю., Буря Л.В. Контент-анализ понятия информационная компетентность и компетенция: основные сходства и различия // Актуальные исследования. 2021. № 42 (69). С. 82–90.
- Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.
- Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2005. 17 с.
- Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // Язык и культура. 2008. № 4. С. 96–109.
- Курин А.Ю., Попов А.Н. Актуальность формирования информационной компетенции социального работника: основные понятия и обоснование // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 55–60.
- Фешина Е.В. Формирование информационных компетенций как фактор воспитания личностных качеств студентов вуза // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2018: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20–23 августа 2018 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина, Г.В. Николаева, Н.С. Толстов. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 242–244.
- Поличка А.Е., Гец Е.А. Формирование информационно-адаптационной компетентности студентов в информационной образовательной среде медицинского вуза // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Ивановой. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. С. 355–361.
- Висаитова Б.Х. Свойства категории информационная компетентность // Наука, образование и культура. 2016. № 12 (15). С. 75–76.
Дополнительные файлы
