Реализация рефлексивно-антропологического подхода в дополнительном профессиональном образовании учителя в условиях цифровизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное образование в России переживает эпоху масштабных изменений, вызванных стремительным развитием цифровых технологий. Цифровизация образования затрагивает все уровни образовательного процесса: от методов преподавания до взаимодействия педагогов и технологий, предъявляя новые требования к профессиональной компетентности учителя. В этих условиях дополнительное профессиональное образование учителя становится практически единственным источником повышения цифровой грамотности и адаптации к цифровой образовательной среде и современным цифровым образовательным технологиям. Актуальность темы обусловлена не только необходимостью технического освоения цифровых инструментов, но и необходимостью в осмыслении изменений в профессии учителя, сохранении гуманистических ценностей и профессиональной идентичности учителя. Рефлексивно-антропологический подход предлагает целостную методологию, ставящую в центр образовательного процесса человека и использующую рефлексию как средство профессионального роста. Цель научной статьи – раскрыть сущность рефлексивно-антропологического подхода и показать его роль в дополнительном профессиональном образовании учителя в условиях цифровизации образования. Цифровизация образования открывает новые возможности личностного и профессионального развития учителя, ставя перед ним ряд серьезных вызовов. С одной стороны, цифровые образовательные технологии предоставляют учителю доступ к огромному объему информации, интерактивным образовательным ресурсам и новым формам организации учебного процесса. Они позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, учитывать особенности и потребности каждого обучающегося, а также создавать мотивирующие учебные ситуации. С другой стороны, эра цифровизации в образовании требует от учителя новых цифровых компетенций и умений, таких как: владение цифровыми образовательными технологиями, умение критически оценивать цифровую информацию, создавать цифровой контент, организовывать дистанционное обучение и обеспечивать безопасность в цифровой образовательной среде. Решение этих проблем требует от учителя осознанного и рефлексивного подхода к использованию цифровых образовательных технологий, а также постоянного самообразования и самосовершенствования.

Об авторах

Анна Олеговна Бударина

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: abudarina@kantiana.ru

доктор педагогических наук, профессор, руководитель Института образования и гуманитарных наук

Елена Евгеньевна Алексеева

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: eealekseeva@kantiana.ru

кандидат педагогических наук, доцент института образования и гуманитарных наук

Список литературы

  1. Алексеева Е.Е. Возможности цифровых образовательных технологий как способа организации цифровой образовательной среды // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 4–1. С. 29–39. doi: 10.12731/2658-4034-2023-14-4-29-39.
  2. Алексеева Е.Е. Концептуальные основания цифровой трансформации дополнительного образования учителя // Перспективы науки. 2023. № 6 (165). С. 167–172.
  3. Шелер М. О сущности философии: работы разных лет / пер. с нем. А.Н. Малинкина. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 352 с.
  4. Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. М.: ИФ РАН, 2009. 199 с.
  5. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. 216 с.
  6. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
  7. Suchman L.A. Human-machine reconfigurations: plans and situated actions. 2nd edition. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 328 p. doi: 10.1017/cbo9780511808418.
  8. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Введение в антропологию образования: монография. Биробиджан, 2012. 214 с.
  9. Есенин Р.А. Рефлексивные компетенции педагогов СПО как фактор успешной цифровой трансформации // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12, № 3 (58). С. 128–138. doi: 10.52944/port.2024.58.3.009.
  10. Рябцев В.К., Зверев С.М., Ряшина В.В. Рефлексивное сознание педагога как способ управления профессиональной деятельностью // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 223–229.
  11. Слободчиков В.И., Игнатьева Г.А. Антропологический статус дополнительного профессионального образования педагогов в контексте национальной повестки развития образования // Нижегородское образование. 2020. № 1. С. 4–10.
  12. Медведев А.М., Жуланова И.В., Мысина Т.Ю. Педагогическая рефлексия – два контекста: опыт, интроспекция и самосознание или персонализация и деятельность. Часть 2 [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN420.pdf.
  13. Савинова Т.В., Сюбаева Р.Р. Исследование рефлексии будущих педагогов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 5. https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN521.pdf.
  14. Сентищева Е.А. Цифровизация и ее влияние на развитие профессионального образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 2 (62). С. 243–249.
  15. Тряпицына А.П. Антропологический подход в современных педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2023. № 9. http://www.emissia.org/offline/2023/3292.htm.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бударина А.О., Алексеева Е.Е., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.