Методика подготовки экскурсоводов к проведению ботанических экскурсий
- Авторы: Мусинова Л.П.1, Калугин Ю.Г.1
-
Учреждения:
- Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
- Выпуск: Том 13, № 2 (2024)
- Страницы: 198-207
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/642071
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024132308
- ID: 642071
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В связи с увеличением внутренних туристических потоков в настоящее время российские ботанические сады стали популярным местом познавательного досуга среди россиян. Наиболее частой формой просветительской работы в ботаническом саду является «ботаническая экскурсия», специфичность которой требует наличия штатных высококвалифицированных кадров для её проведения. Сформулированное в данном исследовании определение «ботанической экскурсии» раскрывает особенности и назначение узкоспециализированной экскурсии в ботаническом саду, связывая ботанические коллекции и личность экскурсовода. В рамках данного исследования рассматривается практический опыт профессионального обучения экскурсоводов в одном из крупнейших и старейших учреждений г. Санкт-Петербурга – Ботаническом саду Петра Великого Ботанического института им. В.Л. Комарова Российской академии наук. Описывается авторская методика профессионального обучения экскурсоводов для проведения ботанических экскурсий. Авторами методики определены показатели, выделены критерии и уровни профессионального мастерства экскурсовода. Представленная авторская методика обучения экскурсоводов, разработанная в условиях Ботанического сада Петра Великого, имеет перспективы масштабирования и практической реализации как на площадках ботанических садов России, так и в учреждениях, ведущих узкопрофильную экскурсионную деятельность.
Полный текст
В современном обществе всё большую популярность получает внутренний туризм, неотъемлемой составляющей которого является грамотная экскурсионная работа, основанная на взаимодействии специалиста – экскурсовода или гида с группой экскурсантов. Как к проводнику в мир новых знаний и открытий, к личности экскурсовода общественность предъявляет высокие требования, ведь именно от этого «звена» зависит удовлетворённость посетителя тем или иным объектом. С другой стороны, вспоминая известную русскую пословицу «Не место красит человека, а человек – место», можно с большой долей вероятности утверждать, что эффективная деятельность экскурсовода, его достоинства в профессии практически не зависят от окружения и рабочего места, однако его личные способности могут стать весьма значительным обстоятельством в формировании успешной профессиональной среды конкретного учреждения.
В связи с социальными и культурными преобразованиями нашего общества в настоящий период экскурсионная деятельность рассматривается как «экономика впечатлений», где на так называемые «общие впечатления» от посещения музея (или любого туристского маршрута) могут влиять набор таких факторов как: «удобство подъезда, интерьер и экстерьер музея, экспонаты, чистота зала, и конечно, экскурсионное обслуживание» [1, с. 20]. А.В. Митрофанова, Д.Ю. Житиневич отмечают, что создание «экскурсионного впечатления» – это «не развлечение, а вовлечение клиентов», при этом на первое место как инструмент создания «впечатления» ставят работу экскурсовода с его интерактивным портфелем, опытом, гибкостью, профессионализмом, умением работать с целевой группой, применением инновационных методик и инструментов проведения экскурсий [2, с. 44].
В настоящее время Федеральный закон от 20.04.2021 № 93-ФЗ даёт довольно ёмкое определение понятия «экскурсовод»: «это лицо, являющееся гражданином РФ, прошедшее аттестацию и оказывающее услуги по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов) и информированию туристов (экскурсантов) по пути следования по туристскому маршруту [3].
На протяжении всей истории экскурсоведения престиж профессии «экскурсовод» и его специфическая направленность отмечены рядом исследователей: О.Е. Афанасьевым, А.Ю. Даниловым, Г.П. Долженко, Б.В. Емельяновым, Т.А. Хвагиной и др. Так, например, у Б.В. Емельянова: «Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях – сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения, в 1970-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям» [4, с. 4]. Именно с этого периода времени, с конца XX века, «экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя» [4, с. 4].
В настоящее время Т.А. Кольчугина и др., говоря о востребованности профессии, связывает её «с привлекательностью, оригинальностью, интеллектуальным характером», отмечая такие решающие факторы при её выборе у молодых людей, как «возможность общения с различными людьми», «быть объектом заинтересованной аудитории, отсутствие рутины, творческое наполнение, достойное вознаграждение за труд и т.д.» [5, с. 169].
Согласимся с Т.А. Хвагиной в её определении профессии экскурсовода в настоящее время: она трактуется как «редкая, эксклюзивная, а не массовая профессия», требующая «внимательного отношения». По мнению того же автора, «экскурсоводов нужно готовить так же, как артистов, развивая их всесторонне и уделять много внимания индивидуальной работе с начинающими» [6, с. 70]. В то же время А.Ю. Данилов, подчёркивая увеличение функций современного экскурсовода, перечисляет его конструктивные; организаторские; коммуникативные способности (табл. 1) [7, с. 33]. Среди основных требований к личности экскурсовода приводятся такие, как: «широкая эрудиция (история, география, современная жизнь дестинации, культура, экономика); владение методикой ведения экскурсии; владение навыками публичной литературной речи; вежливость, предусмотрительность, внимательность; гибкость, инновационность; активная жизненная позиция; владение навыками психодиагностики; стрессоустойчивость» [7, с. 33]. Отдельно отмечается необходимость экскурсовода постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Таблица 1 – Функции современного экскурсовода (по [7])
Конструктивные | Организаторские | Коммуникативные |
Отбор, переработка, создание экскурсионных текстов, донесение до экскурсантов информации, дифференцированный подход к различным аудиториям | Руководство экскурсионной группой, разрешение конфликтных ситуаций, гибкое реагирование на внешние обстоятельства, осуществление связи с организующим экскурсию офисом и с поставщиками услуг, осуществление финансовых расчётов | Взаимодействие с экскурсионной группой, помощь экскурсантам, чуткое реагирование на их просьбы и готовность помочь в решении проблем |
Логичным представляется предположение о том, что высококвалифицированные специалисты-экскурсоводы учреждения образуют необходимую основу для качественной экскурсионной деятельности и «подтягивают» новичков в профессии для создания собственных экскурсионных продуктов нового поколения (образовательных экскурсий, квестов и др.). Сделаем небольшое отступление, обратившись к понятию «экскурсия».
Слово «экскурсия» имеет латинские корни (лат. «excurrere» – «делать набег») и переводится как «поездка с ученою целью; также поездка ради удовольствия» [8, с. 968]. Согласимся с А.Ф. Хисамутдиновой и Н.Э. Хайретдиновой, которые, анализируя историю формирования данного понятия, делают вывод о том, что у слова и понятия «экскурсия» – своя история, а также отмечают, что и «экскурсия» представляет собой «часть общественных процессов и в разные исторические периоды функционирует в соответствии с текущими общественными тенденциями», резюмируя, что «в современной науке прослеживается тенденция к изучению экскурсионного дела в неразрывной связи с туризмом» [9, с. 82].
В литературных источниках развитие экскурсионного направления часто связывается с активным ростом городов и развитием туризма, приходящимся на конец XIX – начало XX вв. Тем не менее первые путеводители, освещающие достопримечательности российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, появились ещё раньше – в XVIII веке и имели важное значение для развития географических знаний в России. И если изначально «экскурсия» рассматривалась как прогулка с практическими целями (исследование природы или знакомство с природой или историей местности), то после Октябрьской революции 1917 года в России и далее в советский период экскурсии становятся «элементом культурно-просветительской работы с населением» [10, с. 159].
Следует отметить, что практически во все периоды своего существования «экскурсия» представлялась как целенаправленное структурированное воздействие на экскурсантов, или педагогический процесс, способствующий развитию у них мыслительной деятельности. В этой связи, возвращаясь к истории, вспомним основоположника научной педагогики К.Д. Ушинского, который в русской школе XIX в. выдвигал требование «развития у учащихся умений наблюдать явления окружающей действительности» [11, с. 5]. Нашего отдельного внимания заслуживают образовательные экскурсии, направленные на изучение естественных наук. В этой связи отметим большой методический вклад в экскурсионное дело таких педагогов начала XX века, как А.Я. Закс, Б.Е. Райков, Н.М. Соколов, В.А. Герд, И.М. Гревс и др., которые преподавали в 1904 г. в Санкт-Петербургском восьмиклассном коммерческом училище в Лесном, ставшем одним из ведущих центров развития образовательных экскурсий [12, с. 42].
Подробный анализ термина «экскурсия» мы встречаем в учебнике Б.В. Емельянова «Экскурсоведение», где «экскурсия» рассматривается «как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, индивидуальную своеобразную методику» [4]. Согласно определению Б.В. Емельянова, «экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.» [4, с. 15]. В настоящее время в определении «экскурсия» у К.А. Лебедева и О.Е. Лебедевой отмечена такая важная составляющая, как личность экскурсовода: «экскурсией» авторы называют «наглядный метод получения определённых знаний путём посещения по заранее разработанной теме определённых мест со специальным руководителем» [1, с. 23].
Что касается обучения экскурсоводов, то, как отмечает Т.А. Хвагина, в советский период ежегодно или с определенной периодичностью, при каждом бюро путешествий и экскурсий в СССР открывались курсы по подготовке экскурсоводов, которые работали по единым, разработанным Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям планам. Осуществляя деятельность, экскурсовод постоянно получал необходимую методическую помощь, а его работа на маршрутах контролировалась путем прослушивания экскурсий методистами и ведущими экскурсоводами [6, с. 66].
Например, экскурсоводов в 1978–1979 гг. в Куйбышевском, Тольяттинском и Сызранском бюро путешествий и экскурсий обучали по утверждённому учебному плану, рассчитанному на 240 часов, а с 1977 года – на 256 часов. Для успешного прохождения курсов слушатели должны были посещать занятия, написать индивидуальный текст, сдать зачет по краеведению и основам экскурсоведения, а также экзамен в форме самостоятельного проведения экскурсии [13, с. 89]. Сообщается, что программа подготовки гидов-переводчиков в 1986/1987 учебном году составляла 176 часов, а их подготовка завершалась принятием зачета по каждому методическому пособию и объекту показа, по итогам которого решался вопрос о допуске к проведению экскурсий [13, с. 91].
Стоит отметить, что на законодательном уровне в настоящее время предъявляются достаточно высокие требования к специалистам-экскурсоводам. Этот факт является следствием того, что в определённый исторический период (примерно с конца XX века по 2010 г.) профессиональный уровень экскурсоводов заметно снизился и перестал удовлетворять общество. Например, часто при проведении экскурсий имели место «нарушение этических норм», «нарушение правил безопасности, сумбурность, нелогичность в подаче материала и построении маршрута», а также включение «в экскурсии непроверенных данных, сомнительных и ошибочных трактовок из Интернет-ресурсов или других источников» [6, с. 69].
Обратимся к такой важной составляющей подготовки экскурсовода, как «оценивание» или «аттестация». В настоящее время в России аттестация экскурсоводов (гидов) регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 833 «Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков» [14]. Для аттестации создается специальная аттестационная комиссия, которая принимает у соискателей квалификационный экзамен, который проводится в форме тестирования и практического задания [14]. Тест состоит из 30 вопросов, который утверждается уполномоченным органом субъекта РФ по предложению аттестационной комиссии и размещается на сайте уполномоченного органа [14]. При этом квалификационный экзамен считается успешно пройденным, если результат тестирования является удовлетворительным, а практическое задание зачтено аттестационной комиссией [14]. Аттестат выдается экскурсоводу сроком на 5 лет.
В Санкт-Петербурге c 2022 г. согласно Федеральному закону от 20.04.2021 № 93-ФЗ [3] и Постановления Правительства РФ от 07.05.2022 № 833 [14] проведением аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков занимается СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро», подведомственное Комитету по развитию туризма Санкт‑Петербурга. Указанными организациями создаётся аттестационная комиссия для аттестации экскурсоводов (гидов), а сведения об аттестованных экскурсоводах вносятся в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков. В настоящий период времени аттестация является обязательной для всех экскурсоводов и гидов-переводчиков, кроме сотрудников объектов туристического показа (например, музеев, театров, промышленных компаний) и работников религиозных и паломнических организаций.
В рамках данного исследования рассматривается экскурсоводческая деятельность и профессиональное обучение экскурсоводов в одном из крупнейших и старейших учреждений г. Санкт-Петербурга – Ботаническом саду Петра Великого. Являясь подразделением Ботанического института им. В.Л. Комарова Российской академии наук (далее – БИН РАН) и располагаясь на Аптекарском острове в историческом центре г. Санкт-Петербурга, Ботанический сад Петра Великого имеет статус Музея и является объектом федерального значения (памятник) [15].
Важным выводом, основанном на вышесказанном, является отсутствие необходимости государственной аттестации экскурсоводов в отдельных учреждениях, в частности, таких как отмеченные выше музеи, театры и т.д. С другой стороны, одной из проблем становится привлечение экскурсоводов на работу в Ботанический сад, поскольку любые аттестованные на государственном уровне специалисты без специальной подготовки или курсов обучения не обладают необходимым уровнем квалификации для проведения узкоспециализированных экскурсий (в частности, на ботанических коллекциях). Особенностями экскурсионной работы в Ботаническом саду Петра Великого на постоянных и временных экспозициях является то, что содержательная часть экскурсии рассматривается вне рамок какой-либо одной научной дисциплины. Так, например, содержание рассказа экскурсовода на постоянно действующей экспозиции «Субтропические растения Юго-Восточной Азии» может включать не только широкую ботаническую информацию о таких азиатских видах растений, как бамбук, хурма, васаби, мушмула, коричник, тетрапанакс и др., но и дополненные о них исторические, географические, экологические, медицинские и другие сведения.
Рассматривая типы экскурсий в современном экскурсоведении, мы не нашли отдельно выделяемой тематики естественнонаучных или так называемых «ботанических» экскурсий. Вероятно, составители этих классификаций отнесли эти группы к природоведческим (экологическим) или «учебным», хотя это не соответствует действительности. Так, например, А.Ю. Данилов, классифицируя экскурсии по содержанию, выделяет «тематическую экскурсию», которая может быть исторической, архитектурной, литературной, искусствоведческой и т.п., а также природоведческой (экологической) [7, с. 10]. Подробный сравнительный анализ классификаций экскурсий В.Ю. Линник и О.В. Елисеевой [16] показывает, что в современном ГОСТе Р 54604–2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» естественнонаучная тематика экскурсий отсутствует, а в раннее предложенной Б.В. Емельяновым классификации тематика «Экологических экскурсий» включает раздел «Экология животного и растительного мира», что, однако не отображает сущности экскурсий, о которых пойдёт речь ниже.
Естественнонаучные экскурсии, а именно экскурсии в заповедники, дендрологические парки, ботанические сады, имеют свою специфику в связи с условиями проведения, подготовкой организующих их специалистов и предъявляемыми требованиями к результатам. Ранее нами раскрыта сущность экскурсии в ботанический сад: это «узкоспециализированная экскурсия, в которую органично заложены основы экологического и биологического просвещения, … особенный вид общения с посетителем, требующий от экскурсовода специальных знаний и наличия индивидуальных приёмов, которые могут быть эффективны в каждом конкретном случае» [17, с. 259]. При создании экскурсии в Ботаническом саду специалист должен обладать целым рядом компетенций, которые не ограничиваются ботаническими знаниями. Так, например, речь экскурсовода должна быть убедительной, а рассказ должен содержать достоверную научную информацию. При осуществлении рассказа и показа для избегания у экскурсантов «кризиса внимания» необходимо использовать различные приёмы. Важно при этом пропорционально рассчитывать информационную нагрузку на экскурсантов, оставаясь транслятором ценностей и значимым представителем научной организации (в случае с ботаническими садами). Таким образом, «ботаническая экскурсия» – это специализированная экскурсия, раскрывающая многогранные (биологические, экологические, фармакологические, этноботанические и др.) особенности живых растений ботанической коллекции в условиях конкретного ботанического сада и реализуемая с помощью специально обученного экскурсовода, осуществляющего всесторонние (просветительские, культурные, научные, реабилитационные и др.) функции.
Широкий спектр задач ботанической экскурсии диктует определенные требования к профессиональным качествам людей, осуществляющих просветительскую работу на ботанических коллекциях.
Поскольку экскурсия в ботанический сад имеет узкую ботаническую специализацию, то экскурсоводами в ботанических садах часто становятся работающие там специалисты: в университетских садах – педагоги, в академических садах – научные сотрудники, агрономы и садоводы. Зачастую такая практика даёт специалистам ботанических садов возможность получить дополнительную оплату, не покидая основное рабочее место. В большинстве своём это люди, имеющие непосредственный контакт с объектами показа, талантливые и увлечённые своей профессией специалисты, в то же время не обладающие квалификацией экскурсовода.
Так, например, в Ботаническом саду МГУ имени М.В. Ломоносова на Воробьёвых горах (г. Москва) экскурсии проводят около 30 человек, из них 80% – сотрудники разных отделов (Альпинария, Дендрария и др.), из которых половина – это кураторы научных растительных коллекций, которые осуществляют показ экспозиционных участков в период их наибольшей декоративности. Штатные экскурсоводы проводят обзорные экскурсии, число которых значительно возрастает в летний сезон. Каких-либо специальных курсов для обучения новых экскурсоводов в Саду МГУ не организуют, по необходимости штат периодически пополняется мотивированными экскурсоводами (обычно связанными с ботаническим садом людьми), которых учат индивидуально. В качестве завершающего этапа выступает сдача экскурсии заведующей Сектором ботаники, образовательных программ и информационно-просветительской работы.
Обратимся к организационной работе с экскурсоводами в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН (далее – Ботанический сад). Первые сведения об экскурсионной работе в этом учреждении относятся к 1922 г., когда под руководством В.Л. Комарова была организована группа квалифицированных экскурсоводов-ботаников, проводившая экскурсии для школьников. Сообщается, что организацией школьников занималась экскурсионная база Городского отдела народного образования [18, с. 239]. В 1935 г. в Ботаническом саду организован специальный культурно-просветительский сектор, в котором работало около 15, а в 1939 и 1940 гг. – до 20 экскурсоводов. Кроме оранжерей, экскурсии велись и в парке. С.Я. Соколов сообщает о том, что через оранжереи проходило до 150 тыс. экскурсантов [18, с. 239]. С конца XX века обучение экскурсоводов в Ботаническом саду сводилось к самообразованию, а повышение их квалификации – к прослушиванию более опытных экскурсоводов, чтению специальной литературы, посещению ботанических садов и экскурсий по естественнонаучной тематике.
Перемены в экономике и общественной жизни России начала XXI в. значительно преобразовали подходы к просветительской работе в БИН РАН. Так, в 2009 г. с целью изучения новых форм работы с посетителями была создана Группа развития, которая в 2013 г. реорганизована в Культурно-просветительский центр (далее – КПЦ).
В это время, благодаря новым формам деятельности КПЦ, возрастает количество желающих посетить Ботанический сад: от 190 тыс. в 2013 г. до 500 тыс. в 2024 г. (посетители Парка-дендрария, оранжерей, ботанических выставок). Как следствие, возрастает штат экскурсоводов: 2009 г. – 4 штатных и 15 привлекаемых экскурсоводов, 2023 г. – 17 штатных и 10 привлекаемых экскурсоводов, в 2024 г. – 21 штатный и 10 привлекаемых экскурсоводов.
Изменение кадровой политики в отношении экскурсоводов затронуло также ряд крупных ботанических садов России и стало важным внешним фактором для появления новых структур, заинтересованных в привлечении и обучении новых сотрудников искусству ведения ботанических экскурсий.
В 2014–2015 гг. в БИН РАН складываются определенные предпосылки, которые способствовали организации курсов профессионального обучения экскурсоводов. Наиболее значимые предпосылки, на наш взгляд, это: 1) появление необходимости переработки старого содержания ботанической экскурсии в связи с изменениями запросов к функциям экскурсий со стороны современного общества; 2) увеличение количества посетителей; 3) «взросление» экскурсоводов; 4) возникновение различий в методах, формах и приёмах проведения экскурсий в среде экскурсоводов-«новичков» и «старожилов»; 5) наличие процессов «профессионального выгорания» части экскурсоводов; 6) создание культурно-просветительского центра; 7) разработка и принятие нормативных документов в отношении штата КПЦ (Положение о КПЦ, Должностные инструкции для экскурсоводов и др.); 8) наличие возможности для практики профессионального обучения экскурсоводов и дальнейшего их трудоустройства в БИН РАН.
Таким образом, необходимость создания собственных обучающих курсов в Ботаническом саду была определена рядом внешних и внутренних факторов, которые положительно повлияли на развитие технологии обучения экскурсоводов с узкой ботанической специализацией.
Кратко опишем обучение экскурсоводов в 2016–2017 гг., что явилось первым опытом профессиональной подготовки экскурсоводов Ботанического сада. Наборы желающих в группы обучения осуществлялись через форму группу социальной сети Интернет ВКонтакте «Ботанический сад БИН РАН», где организаторы курсов просили респондентов ответить на вопросы тематического теста. Обучение проводилось научным сотрудником на экспозициях оранжерейных растений Ботанического сада, при этом полный курс составлял 14 занятий с кратностью 2 раза неделю по 1 академическому часу (составляя тем самым общую продолжительность курса – 14 академических часов) [19]. В середине и в конце курса обучающиеся сдавали зачёт в виде экскурсии научному куратору коллекции оранжерейных растений. В качестве основных методических материалов использовался «Путеводитель по оранжереям Ботанического сада Ботанического института имени В.Л. Комарова» [20].
В 2017 г. практика ознакомления соискателей с оранжерейными коллекциями и сдача зачёта куратору была сохранена, однако была дополнена отдельным лекциям, посвящёнными знакомству со структурой курса обучения, с деятельностью БИН РАН и спецификой работы его подразделений, с историей Ботанического сада. Отличительной чертой организации курса экскурсоводов стало заключение договора об оказании услуг БИН РАН [19], по которому обучение предоставлялось на безвозмездной основе, а Приложение содержало программу обучения, сроки сдачи зачётов и прохождения стажировок. Обучающиеся обязаны были отработать определённое количество часов в качестве стажёров-администраторов, такая организация процесса обучения в короткие сроки знакомила будущих экскурсоводов с особенностями работы Экскурсионного бюро, информировала обучающихся о деятельности различных подразделений БИН РАН (администрации, отделов «Ботанический музей», «Ботанический сад Петра Великого», «Гербарий» и др.), а также помогала освоить целый комплекс необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для экскурсоводческой деятельности. Положительным моментом для организаторов курсов стал факт, что договор с соискателями существенно дисциплинировал будущих экскурсоводов и ориентировал их на конкретный временной интервал сдачи экзаменов [19].
Курсы профессионального обучения экскурсоводов в Ботаническом саду в 2016–2017 гг. стали важным педагогическим опытом работы с неоднородными по возрасту, образованию и начальному уровню умений и знаний группами обучающихся.
Цель данного исследования: практическая реализация методики профессионального обучения экскурсоводов Ботанического сада.
В группу обучения в июне 2022 г. были приглашены волонтёры Ботанического сада, а также несколько человек, которые за последний период времени обращались в КПЦ с запросом об имеющейся вакансии экскурсовода. В основной массе это были мотивированные для обучения и трудоустройства соискатели, имеющие высшее биологическое образование; итоговая группа после собеседования составила 16 человек.
Особенностью данного набора явилось применение метода экспертных оценок при оценивании ботанических экскурсий. Обращаясь к методу экспертного оценивания, основывались на положениях о том, что «правильный подбор экспертов позволяет снизить субъективизм будущих оценок и, в конечном счёте, самих результатов», а также о включении в экспертную группу «специалистов, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическим опытом», где состав экспертов «определяется необходимостью привлечения специалистов из разных отделов организации в зависимости от целей проведения экспертного анализа» [21]. Применялось открытое экспертное оценивание с привлечением экспертов отделов – Ботанического сада Петра Великого (агрономы, кураторы коллекций) и культурно-просветительского центра (методисты, экскурсоводы).
На первом этапе пятью экспертами из более чем тридцати характеристик личности сотрудника организации были выделены шесть наиболее социально-значимых качеств для профессии экскурсовод Ботанического сада: ответственность, доброжелательность, тактичность, стрессоустойчивость, образованность, коммуникабельность и компетентность. Опрос в группе соискателей показал, что на первое место среди личностных характеристик респонденты ставили показатель «стрессоустойчивость» – 56% ответов респондентов, далее – «образованность» – 50% ответов, «ответственность» – 43,8% и по 37, 5% ответов соответственно – «коммуникабельность», «тактичность» и «доброжелательность». Дополнительными качествами для работы экскурсовода респондентами были названы такие, как «любознательность», «толерантность», «любовь к детям», «высокая культура и нравственность».
На втором этапе обратились к разработке методического обеспечения. В рамках курса определен учебный план занятий (таблица 2), разработаны программа и методика, созданы учебные пособия и определены средства обучения экскурсоводов.
Таблица 2 – Учебный план курса профессионального обучения экскурсоводов Ботанического сада в 2022 г.
№ | Тема | Формы и методы обучения | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Формы и методы проведения экскурсий. Особенности экскурсионной работы в Ботаническом саду Петра Великого | Лекция. Беседа | 2 |
2 | История создания Ботанического сада «От аптекарского огорода до Ботанического института» | Лекция, практическая работа | 2 |
3 | Должностные обязанности, права и ответственность экскурсовода Ботанического сада | Самостоятельная работа | 1 |
4 | Особенности климатических зон Земли | Беседа в оранжерейном комплексе | 2 |
5 | Тропический оранжерейный маршрут Ботанического сада. Принципы формирования коллекций растений. Высшие споровые и голосеменные растения (оранжерея № 15) | Экскурсия, беседа с углубленным изучением коллекционного фонда растений в оранжерейном комплексе | 2 |
6 | Растения засушливых областей Африки и Америки (оранжерея № 16) | Экскурсия, беседа с углубленным изучением коллекционного фонда растений в оранжерейном комплексе. «Тренировочный экзамен по теме "Экскурсия по оранжерее № 15"» | 2 |
7 | Растения саванн и муссонных лесов (оранжерея № 17). Растения влажного тропического леса (оранжерея № 18) | Экскурсия, беседа с углубленным изучением коллекционного фонда растений в оранжерейном комплексе. «Тренировочный экзамен по теме "Экскурсия по оранжерее № 16"» | 2 |
8 | Декоративные и полезные растения тропиков (оранжерея № 19). Плодовые растения тропиков (оранжерея № 20). Декоративные травянистые растения тропиков (оранжерея № 21) | Экскурсия, беседа с углубленным изучением коллекционного фонда растений в оранжерейном комплексе. «Тренировочный экзамен по теме "Экскурсия по оранжерее № 17–18"» | 2 |
9 | Правила оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Алгоритм действий экскурсовода при чрезвычайных ситуациях | Самостоятельная работа. «Тренировочный экзамен по теме "Экскурсия по оранжерее № 19–21"» | 2 |
10 | Лучшие практики проведения экскурсий по Тропическому маршруту (посещение экскурсий профессиональных экскурсоводов) | Экскурсия | 2 |
11 | Подготовка к сдаче экзамена «Экскурсия по Тропическому маршруту» | Самостоятельная работа | 2 |
12 | Экскурсия по Тропическому маршруту | Экзамен* | 1** |
13 | Субтропический оранжерейный маршрут Ботанического сада. Принципы формирования коллекций растений. Хвойные и папоротники субтропических районов Земного шара (оранжерея № 1). Хвойные, камелии, цитрусы (оранжерея № 2). Растения Средиземноморья и Южной Африки (оранжерея № 3). Субтропические растения Северной и Южной Америки (оранжерея № 4) | Экскурсия, беседа с углубленным изучением коллекционного фонда растений в оранжерейном комплексе | 3 |
14 | Субтропические растения Юго-Восточной Азии (оранжерея № 6). Растения Австралии и Новой Зеландии (оранжерея № 7). Вересковые оранжереи (оранжерея № 8) | Экскурсия, беседа с углубленным изучением коллекционного фонда растений в оранжерейном комплексе. «Тренировочный экзамен по теме "Экскурсия по оранжерее № 1–4"» | 3 |
15 | «Лучшие практики проведения экскурсий по Субтропическому маршруту (посещение экскурсий профессиональных экскурсоводов)» | Экскурсия | 2 |
16 | Подготовка к сдаче экзамена «Экскурсия по Субтропическому маршруту» | Самостоятельная работа | 2 |
17 | Экскурсия по Субтропическому маршруту | Экзамен* | 1** |
18 | Особенности проведения детских игровых экскурсий в Ботаническом саду | Самостоятельная работа | 4 |
| Итого часов обучения (без учёта времени экзаменов для всей группы) |
| 35 |
Примечания. * – проводится в форме собственной экскурсии; даты и время сдачи: зависят от степени готовности обучаемого; согласуются с экспертной комиссией. ** – данное время отводится для прослушивания одного обучающегося экскурсовода.
«Согласно учебному плану, обучение экскурсоводов составляло 35 академических часа. Применялись следующие методы обучения: наглядные (демонстрация живых растений, демонстрация презентаций с использованием технических средств), словесные (лекция, беседа, рассказ, инструктаж) и практические (анализ конкретных ситуаций, выполнение практических заданий)».
На первом этапе формами и методами организации занятий были беседы и лекции, где слушатели изучили темы: «Формы и методы проведения экскурсий. Особенности экскурсионной работы в Ботаническом саду Петра Великого» и «История создания Ботанического сада «От аптекарского огорода до Ботанического института». Тема «Должностные обязанности, права и ответственность экскурсовода Ботанического сада» предложена для самостоятельного изучения (табл. 2: п. 3). При обучении активно использован информационный контент Ботанического сада: официальный сайт, группа ВКонтакте «Ботанический сад БИН РАН», а также специально созданная для организации обучения группа ВКонтакте «Экскурсоводы Ботанического сада БИН РАН», где размещены справочные материалы, презентации, научные статьи по изучаемым темам.
Широкие возможности для приобретения умений демонстрации и рассказа во время ботанической экскурсии предоставлены обучающимся во время прослушивания наиболее опытных экскурсоводов на реальных экскурсиях по разным оранжерейным маршрутам (табл. 2: п. 10, 15).
Отдельно обсуждались возможные ошибки экскурсоводов при проведении ботанической экскурсии, которые были распределены по группам: организационные, профессиональные и нарушения этики и этикета (таблица 3).
Таблица 3 – Возможные ошибки экскурсоводов при проведении ботанической экскурсии в Ботаническом саду
Виды ошибок | ||
Организационные | Профессиональные | Нарушения этики и этикета |
Опоздание на экскурсию; несоблюдение тайминга*; оставление детей-экскурсантов без присмотра и не передача их родителям после экскурсии; недостаточный мониторинг состава участников экскурсионной группы (отстающие посетители; посетители, склонные нанести ущерб коллекции растений и др.) | Нарушение структуры экскурсии; употребление неправильных названий видов, родов, семейств растений; вольная интерпретация истории; использование недостоверной информации или искажение фактов; сумбурность, отход от темы экскурсии и т.п.; навязывание посетителям своих личных взглядов/мнения, отличных от принятых в научном сообществе | Нарушение этических норм по отношению к посетителям (пользование телефоном во время экскурсии, не толерантное поведение); несоблюдение дресс-кода); резкие замечания и грубый тон; унизительные или нецензурные высказывания |
Примечание. * – в связи с организационными особенностями экскурсионного обслуживания групп посетителей в Ботаническом саду Петра Великого продолжительность одной экскурсии составляет 50 минут.
Основной этап включал экскурсии и беседы с углубленным изучением коллекционного фонда растений в оранжерейном комплексе. Для изучения объектов показа были привлечены агрономы и кураторы научных коллекций Ботанического сада. Регулярно, по окончании знакомства с новой темой для закрепления обучающимися полученных знаний использовалась практика так называемых «тренировок». Во время «тренировок» сдачи экзамена каждый слушатель мог самостоятельно провести небольшую часть экскурсии для всех остальных участников группы обучающихся.
Для определения уровней профессионального мастерства (квалификации) экскурсовода Ботанического сада и уточнения среднего числа баллов, необходимых для положительного заключения о сдаче квалификационного экзамена было осуществлено следующее: 1) определены эксперты – специалисты Ботанического сада; 2) прослушаны и оценены экскурсии, проведенные 12 штатными экскурсоводами; 3) выделены уровни профессионального мастерства экскурсовода Ботанического сада.
При оценивании экскурсоводов по уровням профессионального мастерства опирались на компетенции экскурсовода, обозначенные в Профессиональном стандарте «Экскурсовод (гид)» [22], а также собственные разработанные показатели. Таким образом, выделено 15 показателей, объединённых в два блока «Биологические и экологические знания, умения, навыки» и «Экскурсоведение» (таблица 4). Каждый показатель оценивался по 3-балльной шкале (от меньшего к большему); максимальная сумма баллов, которую мог набрать экскурсовод при оценивании, составляла 45.
Таблица 4 – Оцениваемые показатели экскурсоводов во время проведения ботанической экскурсии в Ботаническом саду
Блоки | Оцениваемые показатели |
Биологические и экологические знания, умения, навыки | 1. Уровень информированности в области ботаники (свободная ориентация по морфологии, анатомии растительных тканей; знание систематики растений; использование биологических и экологических понятий и терминов). 2. Знание латинских названия семейств демонстрируемых растений и их представителей. 3. Уровень информированности в области экологии растений (знание экологических факторов, влияющих на растения, знание основных экологических групп растений по отношению к факторам среды обитания). 4. Географическое распространение демонстрируемых растений. |
Экскурсоведение | 5. Соблюдение структуры экскурсии. 6. Грамотная речь. 7. Громкая и чёткая дикция. 8. Логичность, последовательность. 9. Эрудированность в других науках. 10. Убедительность. 11. Натуралистическая эрудиция. 12. Эмоциональность. 13. Оптимальное сочетание показа и рассказа. 14. Применение в экскурсии различных приёмов. 15. Тайминг. |
При выделении критериев для оценивания также опирались на выделенные А.Ю. Даниловым [7, с. 33] и адаптированные авторами к условиям ботанической экскурсии уровни профессионального мастерства экскурсовода: недостаточный, начальный, базовый, высший (таблица 5).
Таблица 5 – Критерии и уровни профессионального мастерства экскурсовода, адаптированные авторами к ботанической экскурсии (по [7])
Значение | Уровень | Критерии |
25–27 баллов | недостаточный | Не придерживается структуры экскурсии. Речь представляет собой монолог, показ практически отсутствует. Экскурсовод допускает грубые ошибки в названии растений, не использует латинские названия, не упоминает экологические группы растений. Значительно увеличено время экскурсии |
28–30 баллов | начальный | Речь представляет монолог. Экскурсовод соединяет показ и рассказ, апеллируя в ходе рассказа к наблюдаемым объектам, однако допускает негрубые ошибки в названиях растений. Допускает небольшие паузы в речи. Не использует приёмы для активизации внимания экскурсантов. Допускает незначительное увеличение продолжительности экскурсии |
31–33 баллов | базовый | Не допускает ошибок в структуре экскурсии. Активно использует диалог с экскурсантами. Сочетает различные способы показа и рассказа, но без активизации внимания экскурсантов. Не допускает ошибки в русских и латинских названиях растений. Не нарушает тайминг (продолжительность) экскурсии |
34–45 баллов | высший | Экскурсовод свободно владеет ботанической информацией и легко подстраивается под реакцию группы. Непринужденно высказывает свое мнение по ботанической тематике, имеет широкий кругозор. Активно использует экскурсионные приёмы, умеет отвечать на специальные вопросы |
По результатам экспертной оценки пять человек из числа штатных экскурсоводов, набравшие от 31 до 33 баллов, отнесены к «базовому» уровню. Для экскурсоводов этого уровня характерны: демонстрируемые на высоком уровне знания по ботанике, экологии, географии растений; грамотная речь; эрудированность; соответствие структуре экскурсии; активный диалог с экскурсантами; отсутствие ошибок в названиях растений; соответствие таймингу, однако наблюдается недостаточность пауз в рассказе для возможности осмыслить содержание экскурсии посетителями; однообразие способов показа и рассказа; недостаточность в активизации внимания экскурсантов. Говоря простыми словами, с таким экскурсоводом интересно не всем участникам экскурсии, и, если он слишком увлечётся показом растений и научной терминологией, это может привести к ситуации потери интереса какой-то части посетителей к экскурсии.
«Высший» уровень (от 34 до 45 баллов) был присвоен семи штатным экскурсоводам КПЦ. Для экскурсовода этого уровня характерно: чёткое соблюдение структуры экскурсии; свободное владение ботаническими и экологическими знаниями; наличие в рассказе выводов и умозаключений, с которыми он либо апеллирует к экскурсантам, либо предоставляет им возможность делать самостоятельные выводы; удерживает внимание всей группы на протяжении всей экскурсии; даёт экскурсантам время на осмысление увиденного и услышанного; имеет широкий кругозор; активно использует экскурсионные приёмы и др.
Завершающий этап включал оценивание обучающихся на курсах, анализ ошибок при ведении ботанической экскурсии, выделение уровней профессионального мастерства, т.е. степени готовности к работе экскурсоводом.
В процессе обучения, согласно учебному плану, обучающиеся на курсах сдавали два экзамена: «Экскурсия по Тропическому маршруту» и «Экскурсия по Субтропическому маршруту». Экзамен принимала экспертная группа, которая при оценивании руководствовалась выделенными степенями оценки и критериями уровней профессионального мастерства (таблицы 4, 5). Для каждого случая заполнялся протокол экзамена с показателями обучающегося. Далее с экзаменуемым обсуждались ошибки и отдельные положительные моменты при проведении собственной ботанической экскурсии (наличие специальных приёмов, чёткая громкая дикция, знание коллекции оранжерейных растений и др.).
По итогам обучения только девять человек из шестнадцати обучающихся были готовы к сдаче экзамена и были оценены экспертами. Результаты экзаменов представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты итогового экзамена в группе обучающихся экскурсоводов
Обучаемый | Средний балл экспертной комиссии по результатам экзамена «Экскурсия» по оранжерейным маршрутам | Итоговый средний балл | Уровень профессионального мастерства обучающихся | |
Тропический маршрут | Субтропический маршрут | |||
1 | 23,75 | 27,75 | 25,8 | недостаточный |
2 | 42,00 | 42,75 | 42,4 | высший |
3 | 30,50 | 27,75 | 29,2 | начальный |
4 | 33,00 | 39,80 | 36,4 | высший |
5 | 31,00 | – | – | недопуск |
6 | 43,50 | 44,00 | 43,8 | высший |
7 | 36,25 | 43,00 | 39,6 | высший |
8 | 28,25 | 27,00 | 27,6 | недостаточный |
9 | 28,00 | 33,00 | 30,5 | начальный |
Средний балл | 32,90 | 35,60 | 34,3 |
|
По сумме двух экзаменов два человека имели «недостаточный» уровень, их средний балл составил 25,8 и 27,6 соответственно (таблица 6), тем не менее эти обучающиеся были допущены к работе экскурсоводами в Ботаническом саду с рядом небольших замечаний. Дальнейшее регулярное прослушивание данных экскурсоводов демонстрировало их «работу над ошибками». Остальные семь человек продемонстрировали «начальный» и «высший» профессиональные уровни и могли уверенно претендовать на должность экскурсовода с зачислением в штат КПЦ.
Примечательно, что на данный момент отмечается желание экскурсоводов группы обучения 2022 г. постоянно повышать свою квалификацию, что свидетельствует о саморазвитии специалистов, принятых на работу в Ботанический сад. В то же время считаем, что ценным и перспективным ресурсом при обучении и адаптации менее опытных экскурсоводов в новых условиях деятельности может представлять введение наставничества.
Выводы
- Поскольку в результате анализа источников литературы по теме современных классификаций экскурсий в настоящее время не выявлено отдельной категории «ботаническая экскурсия», а ботанические сады как дистинации в сфере туризма России существуют, авторами данной статьи предлагается дополнить в будущем типологию экскурсий в экскурсоведении «ботанической». Сформулированное в данном исследовании определение «ботанической экскурсии» раскрывает особенности и назначение узкоспециализированной экскурсии в ботаническом саду, связывая ботанические коллекции и личность экскурсовода. В результате опроса экскурсоводов Ботанического сада выделены шесть наиболее социально-значимых качеств для профессии «Экскурсовод» применительно к Ботаническому саду.
- Разработано программно-методическое обеспечение процесса обучения экскурсоводов, включающее необходимые компоненты образовательного процесса: учебный план, программу обучения, учебные пособия, средства и методику обучения. Авторами методики определены пятнадцать показателей для оценивания ботанической экскурсии, выделены критерии и уровни профессионального мастерства экскурсовода ведущего ботаническую экскурсию.
- Представленная авторская методика профессионального обучения экскурсоводов, разработанная в условиях Ботанического сада Петра Великого БИН РАН, имеет перспективы масштабирования и практической реализации как на площадках ботанических садов России, так и в учреждениях, где проводится узкопрофильная экскурсионная деятельность.
Заключение
Таким образом, благодаря методике профессионального обучения экскурсоводов в Ботанического саду появляются широкие возможности для подготовки собственных кадров значительно выше «базового» уровня профессионального мастерства для организации экскурсоводческой деятельности на растительных коллекциях, а также для поддержания имиджа научной организации в направлении просветительской работы с посетителями.
Об авторах
Лариса Петровна Мусинова
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: laramusinova@yandex.ru
методист культурно-просветительского центра
Россия, Санкт-ПетербургЮрий Гурьянович Калугин
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
Email: kalugin_yuri@list.ru
научный сотрудник отдела Ботанический сад Петра Великого, руководитель культурно-просветительского центра
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Экономика впечатлений – основа современной экскурсионной индустрии // Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика. Ч. 1. М.–Берлин: Директ-медиа, 2020. С. 14–32.
- Митрофанова А.В., Житиневич Д.Ю. Экскурсионное впечатление как инновационная форма потребительской модели туристско-экскурсионной отрасли // Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика. Ч. 1. М.–Берлин: Директ-медиа, 2020. С. 33–44.
- О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников: Федеральный закон от 20.04.2021 № 93-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400660932.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.
- Кольчугина Т.А., Агнаева К.В., Дофельд О.А., Лескова Г.А., Балюк Н.А. Личность экскурсовода и феномен его мастерства: составляющие профессии // Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика. Ч. 1. М.–Берлин: Директ-медиа, 2020. С. 163–208.
- Хвагина Т.А. Личность и профессиональное мастерство экскурсовода в историческом аспекте // Туризм и гостеприимство. 2016. № 1. С. 61–71.
- Данилов А.Ю. Теория и практика экскурсионной деятельности: учеб.-метод. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2016. 48 с.
- Экскурсия // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка: Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи / сост. под ред. А.Н. Чудинова. СПб.: Изд. книгопродавца В.И. Губинского, 1894. С. 968.
- Хисамутдинова А.Ф., Хайретдинова Н.Э. История формирования понятия «экскурсия»: некоторые аспекты историографии проблемы // Genesis: исторические исследования. 2017. № 7. С. 79–86. doi: 10.25136/2409-868x.2017.7.23183.
- Посталюк М.П., Розанова Л.Н., Кулягина Н.Г. Инноватизация экскурсионной деятельности в поведенческой экономике // Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика. Ч. 1. М.–Берлин: Директ-медиа, 2020. С. 155–162.
- Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. Изд. второе, испр. и доп. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. 304 с.
- Сизинцева Л.И. Гуманитарные экскурсии нач. XX века. От памяти к истории, от истории к памяти // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 2 (19). С. 36–46.
- Кирсанова И.А. Обучение экскурсоводов и гидов-переводчиков в 1960–1980-е годы (на примере Куйбышевской области) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. Т. 7, № 4. С. 86–93. doi: 10.12737/1840.
- Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков: постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 833 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/404599711.
- Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения: указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/10104140.
- Линник В.Ю., Елисеева О.В. Сравнительный анализ классификаций экскурсий // Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 141–144. doi: 10.21661/r-115222.
- Мусинова Л.П., Калугин Ю.Г., Митина Е.Г. Экскурсия как форма организации просветительской деятельности Ботанического сада Петра Великого БИН РАН // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 259–267. doi: 10.17816/snv202091308.
- От Аптекарского огорода до Ботанического института. Очерки по истории Ботанического института Академии наук СССР. М.–Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957. 308 с.
- Ярославцева М.А., Волчанская А.В. Практика организации курсов по подготовке экскурсоводов в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН // Hortus Botanicus. 2018. Т. 13. С. 806–810.
- Путеводитель по оранжереям Ботанического сада Ботанического института имени В.Л. Комарова / авт.-сост. Н.Н. Арнаутов, Е.М. Арнаутова, И.М. Васильева. СПб.: Росток, 2004. 142 с.
- Дюйзен Е.Ю. Метод экспертного оценивания: руководство к действию // Креативная экономика. 2014. № 2 (86). С. 24–34.
- Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.12.2021 № 913н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/403469824.
Дополнительные файлы
