О научных подходах к организации деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме определения теоретических оснований деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям, в качестве которых (оснований) выступают научные подходы к ее осуществлению. Обосновывается, что научный подход к организации деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям представляет собой совокупность методов, способов, средств, практических инструментов проектирования такой деятельности, обуславливая ее стратегию. Предлагаются критерии отбора нравственных ценностей, к которым приобщаются студенты – будущие специалисты технического профиля, в качестве которых (критериев) выступают виды отношений инженера: отношение к технике, отношение к коллегам, отношение к обществу. Выделяются этапы приобщения студентов к нравственным ценностям: 1) понимание, 2) интериоризация, 3) экстериоризация, в контексте которых выстраивается логика приобщения студентов к ценностям. Дается характеристика этапов понимания, интериоризации и экстериоризации и раскрывается их роль в отборе научных подходов. Обосновывается выбор герменевтического, аксиологического и контекстного подходов к организации деятельности преподавателя по приобщению студентов к нравственным ценностям и раскрывается назначение данных подходов в приобщении студентов технического вуза к нравственным ценностям.

Полный текст

Нравственное воспитание в современной высшей школе приобретает особое значение, так как в современных условиях равно важным представляется как владение специалистом профессиональными компетенциями, так и его мировоззрение, ценностные ориентации, жизненная позиция, развитие и становление которых осуществляется в целенаправленно и систематически организуемым воспитательном процессе в вузе. Одним из направлений воспитания является приобщение личности к ценностям и, в частности, к нравственным ценностям. Успешность такого приобщения обеспечивается деятельностью преподавателя, транслирующего ценности в образовательном процессе и создающего условия для освоения их студентами. Такая деятельность не может быть стихийной и спонтанной, необходимо ее научное теоретическое обоснование, что позволит определить содержание практической работы преподавателя по приобщению студентов к нравственным ценностям. Теоретическому обоснованию педагогической деятельности способствует выявление научных подходов к ее осуществлению. В нашей статье мы обратимся к научным подходам к организации деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям.

В самом общем понимании понятие «подход» «используется для обозначения совокупности идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем» [1, с. 8].

В рамках педагогической науки научный подход предстает как руководство по организации образовательного процесса, а также по его изучению. При этом в определениях данного понятия ученые придерживаются разных уровней конкретизации.

Так О.Р. Кудаков рассматривает «подход к образовательному процессу как сложный многоуровневый инструментарий, призванный помочь разрешить какую-либо глобальную проблему, стоящую в образовании» [2, с. 19], подробно анализируя и уточняя структуру знаниевого, системного, технологического, деятельностного, личностного подходов как методологических подходов в образовании.

В работе Н.Л. Худяковой подход в педагогике предстает как «система принципов и правил (методов) изучения, проектирования и организации образовательного процесса, которая складывается на основе системы знаний о закономерностях и законах взаимодействия элементов образовательного процесса, сформированной по отношению к какому-либо качеству или какой-либо стороне бытия человека» [3, с. 79].

Как утверждает Е.В. Гелясина: «научный подход – это определенная методологическая конструкция, фиксирующая обобщенное теоретическое знание, которое обуславливает стратегию исследовательской деятельности, влияет на выбор ее объекта, методов, средств, правил осуществления, языка описания нового знания, способа его встраивания в "дисциплинарную вечность"» [4, с. 8].

Основываясь на представлениях ученых о научном подходе в педагогике, утверждаем, что научный подход к организации деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям представляет собой совокупность методов, способов, средств, практических инструментов проектирования такой деятельности, обуславливая ее стратегию.

В научном педагогическом дискурсе представлен широкий спектр научных подходов. В каждом исследовании выбор конкретных научных подходов определяется теми областями педагогической реальности, которые должны быть подвержены воздействию с целью их изменения. В нашем случае – это деятельность преподавателя по приобщению студентов к нравственным ценностям, а также ценностная сфера сознания студентов, которая обогащается данными ценностями. Так как спектр нравственных ценностей обширен, то необходимо сузить его, что обеспечит большее внимание каждой ценности и тем самым повысит эффективность процесса приобщения к ней студента. Критерии отбора ценностей, по нашему убеждению, имеют непосредственную связь с будущей профессиональной сферой деятельности студентов, так как каждая профессия обладает собственным ценностным потенциалом, который находит отражение в ценностной сфере сознания специалиста.

Остановимся на студентах технических вузов. Нравственные ценности, к которым требуется их приобщать, мы выявляли в соответствии с видами отношений инженера:

  1. Отношение инженера к технике (техносфере) (ценности «благо», «гуманизм», «долг», «свобода» и «честность»).
  2. Отношение инженера к коллегам («добро», «милосердие», «надежность», «совесть», «справедливость»).
  3. Отношение инженера к обществу («достоинство», «ответственность», «польза (полезность)», «правда», «честь»).

Приобщение студентов к нравственным ценностям осуществляется поэтапно в соответствии с выстроенной нами логикой: 1 этап (понимание): актуализация имеющегося у студентов знания о нравственных ценностях и дополнение его новым знанием → проникновение в смысл нравственных ценностей и усвоение знания о них на уровне знания-понимания → 2 этап (интериоризация): наделение знания о нравственных ценностях личностным смыслом → «вращивание» нравственных ценностей в ценностную сферу сознания студентов → 3 этап (экстериоризация): прогнозирование студентами отношений к технике, к коллегам, к обществу под знаком реализации нравственных ценностей в будущей профессиональной деятельности → моделирование профессиональной среды, базирующейся на нравственных ценностях.

Ниже мы предлагаем характеристику названным этапам приобщения студентов к нравственным ценностям, так как, по нашему убеждению, необходимо отбирать научные подходы к организации деятельности преподавателя в соответствии с данными этапами. Иными словами, реализация каждого из этапов осуществляется при помощи определенного подхода. Итак, обратимся к этапам.

  1. Понимание студентами сущности и содержания нравственных ценностей. Студенты должны знать, что представляют собой нравственные ценности в целом, и каково содержательное наполнение каждой ценности в особенности. Конечно же, студенты имеют представления об этих ценностях – о каких-то в большей мере, о каких-то в меньшей – однако для освоения студентами ценностей важно, чтобы знание-информация о них трансформировалось в знание-понимание, которое являет собой, если следовать терминологии В.П. Зинченко, «живое знание». Ученый справедливо утверждает: «нельзя знание о ценностях превращать в обезличенные значения, оно должно оставаться живым» [5, с. 36].
  2. Интериоризация студентами нравственных ценностей, признаваемых ими «в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [1, с. 115]. По утверждению А.В. Хуторского: «Интериоризация состоит во "вращивании" в человека предварительно отобранного и внешне заданного содержания путем организации соответствующей деятельности. Внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания человека, в формирование этого сознания, а также ценностей и других личностных качеств» [6]. Таким внешне заданным содержанием в контексте проблематики нашей работы являются перечисленные выше ценности, которые, путем организации преподавателем деятельности по наделению студентами знания о ценностях личностным смыслом, перемещаются в ценностную сферу сознания студентов, укореняясь в ней, «врастая» в нее.
  3. Экстериоризация студентами осмысленных и ставших достоянием ценностной сферы их сознания нравственных ценностей в квазипрфессиональной, а затем и в профессиональной деятельности. А.В. Хуторской связывает экстериоризацию с самореализацией личности, с раскрытием ее образовательного потенциала, с переводом «потенциального в актуальное. <…> Потенциально заложенное в человеке актуализируется и реализуется во внешней среде, с которой он взаимодействует. В обучении такое взаимодействие организуется путем естественных или искусственных образовательных ситуаций, имеющих личностную значимость для ученика» [6]. Экстраполируя идеи ученого в рамках нашей работы, мы ведем речь о ценностной самореализации студента, предполагающей раскрытие его ценностного потенциала в отношениях к технике, к коллегам, к обществу, реализуемых в будущей профессиональной деятельности. Такой потенциал обнаруживается в моделировании студентами профессиональной среды, базирующейся на нравственных ценностях.

В соответствии с этапами приобщения студентов к нравственным ценностям в качестве научных подходов к организации деятельности преподавателя вуза по такому приобщению мы выделяем герменевтический, аксиологический и контекстный подходы.

Герменевтический подход обеспечивает понимание студентами сущности и содержания нравственных ценностей. Аксиологический подход способствует интериоризации нравственных ценностей студентами. Контекстный подход позволяет создавать условия для экстериоризации студентами нравственных ценностей в квазипрфессиональной, а затем и в профессиональной деятельности.

Возникает вопрос, почему не был выбран один только аксиологический подход, так как он непосредственно работает на приобщение студентов к нравственным ценностям? Ответ заключается в том, что, во-первых, невозможно приобщить к тому, что человеку неизвестно, а, если и известно, то не осмыслено и не усвоено, а, во-вторых, без реализации ценностей в деятельности они могут остаться на уровне теоретических представлений студента, так и не став достоянием его личного опыта.

Обратимся к положениям названных выше подходов и покажем, как они работают на организацию деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям.

Герменевтический подход в педагогике в самом общем виде связан с пониманием. Как утверждает А.Ф. Закирова, понимание в рамках герменевтического подхода в педагогике представляет собой многоракурсную рефлексию относительно «содержания, ценностных характеристик, логики, системно-структурных отношений педагогического знания, соответствующих ему образов культуры и искусства на основе самопознания и личного жизненного опыта субъекта понимания» [7, с. 279].

Е.Г. Евдокимова подчеркивает, что «герменевтический подход обращает к проблеме выработки личностных смыслов, к ценностным аспектам педагогической деятельности» [8, с. 192]. Полагаем, что можно вести речь и о ценностных аспектах деятельности инженера, так как приобщение студента технического вуза к нравственным ценностям осуществляется в том числе и в контексте его будущей профессиональной деятельности.

Обращаясь к объекту и предмету герменевтики как методологии гуманитарного познания, А.Ф. Закирова, выделяя в качестве ее предмета человека, включенного в многообразные социокультурные связи, предметом герменевтики видит текст «как явление гуманитарной культуры и механизм, управляющий процессом понимания» [9, с. 119]. Понятие «текст» ученый интерпретирует предельно широко: текст – это не только то, что связано с письменностью, с речью, не только буквы, «но и другие символы и образы. В этой связи человеческий поступок, сознание, мир в целом выступают как потенциальные тексты, ждущие творческого осмысления, понимания и интерпретации» [9, с. 119].

Как подчеркивает Т.А. Неверова, герменевтический подход дает возможность более полно использовать нравственный потенциал текстов «для духовного развития личности учащегося» [10, с. 327]. Ученый имеет в виду прежде всего учебные и художественные тексты, но мы, придерживаясь интерпретации данной понятию «текст» А.Ф. Закировой, полагаем, что в процессе приобщения студентов к нравственным ценностям необходимо использовать нравственный потенциал действий и поступков как самих студентов, так и других людей, которые могут стать примером реализации той или иной ценности.

Нравственным потенциалом, а, если точнее, то нравственным содержанием, могут обладать и различные ситуации практической деятельности инженера (как реальные, так и смоделированные преподавателем). Такие ситуации могут быть использованы в рамках решении конкретных ситуационных задач – кейсов. Практические кейсы отражают реальные ситуации, которые могут возникнуть на производстве (если кейс используется на учебных занятиях) или в жизни в целом (если кейс используется в процессе внеаудиторной воспитательной работы). Содержание данных ситуаций базируется на конкретных нравственных ценностях. Вычленение этих ценностей студентами осуществляется через понимание ситуации как рефлексии относительно, во-первых, ее содержания, во-вторых, ценностных характеристик заключенного в ситуации знания (о производственном процессе, о моральных нормах и др.). Так, например, из содержания ситуации с предотвращением пожара на нефтяном промысле студентами вычитывается ценность «ответственность»: обеспечивая безопасность нефтяного промысла, инженер отвечает за жизнь многих людей.

Особый интерес для нас представляют воззрения ученых на реализацию герменевтического подхода в техническом образовании. Суть данного подхода применительно к высшей инженерной школе и деятельности преподавателя раскрывается Л.П. Самойловым. Ученый выделяет семь аспектов использования герменевтического подхода. В контексте решения проблемы приобщения студентов к нравственным ценностям важными представляются следующие аспекты: «…д) понимание, как процедура решения «задачи на смысл» выполняет функцию универсального, комплексного механизма смыслового развития личности; <…> ж) процесс обучения и воспитания строится на нарративной основе герменевтической спирали, в ходе развертывания которой в педагогическую и профессиональную реальность вплетаются различные учебные, профессиональные и общекультурные тексты; конкретная ситуация развития-рассказывания; контексты педагога, студентов и авторов текста; комплекс социальных, психологических, педагогических, этических и других факторов; личностно значимые проживания-переживания преподавателя и студентов» [11, с. 57–58].

Приобщение к нравственным ценностям осуществляется в процессе наделения студентами этих ценностей личностными смыслами, иными словами, через решение «задачи на смысл», осуществляемое через понимание ценности. Пониманию предшествует знание о ценности. Нарратив не просто систематизирует знание о нравственных ценностях, но и предполагает его интерпретацию в форме разнообразных текстов, в том числе, и ситуаций, действий и поступков людей, прочитываемых студентами как тексты.

Аксиологический подход основывается на положениях аксиологии как фундаментальной философской дисциплины, исследующей «ценности, их природу, онтологический статус, способы познания и выражения» [12, с. 17], как учения о ценностях, философской теории общезначимых принципов, «определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков» [13, с. 17].

В педагогике аксиологический подход связан с анализом проблем в образовании «с точки зрения моральных, правовых, религиозных, политических ценностей, эстетических взглядов и вкусов» [14, с. 635], и «дает возможность определить совокупность приоритетных ценностей в образовании и саморазвитии личности, что позволяет исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей развития ценностного мира человека» [1, с. 114]. Показанные определения дают общее представление об аксиологическом подходе в образовании: обращенность к ценностям. Представления об аксиологическом подходе в трудах ученых раскрывают его специфику и особенности в контексте решения различных педагогических задач. Но прежде обращения к трактовкам данного подхода в педагогике, скажем, что наряду с термином «аксиологический подход» в научном дискурсе присутствует термин «ценностный подход». Данные термины являются синонимичными и поэтому при анализе воззрений ученых на аксиологический подход мы обращаемся и к работам, в которых речь идет о ценностном подходе.

Выше мы упомянули, что одним из направлений воспитания является приобщение личности к ценностям и, в частности, к нравственным ценностям. Поэтому прежде всего обратимся к идеям аксиологического подхода к воспитанию в целом и к нравственному воспитанию в особенности и экстраполируем их на нашу проблематику.

Аксиологический подход к воспитанию представлен в научных трудах А.И. Шемшуриной [15], Р.А. Рогожниковой и О.В. Деминой [16], С.И. Маслова и Т.А. Масловой [17], В.А. Мамаева [18], А.В. Рубан [19], С.В. Тимофеевой [20], к нравственному воспитанию – в работах А.И. Шемшуриной [21], О.М. Боевой [22], И.В. Бурцевой [23], Д.Г. Нижегородова и Л.А. Сериковой [24] и др.

Значительный вклад в решение проблемы выстраивания процесса воспитания личности на основе аксиологического подхода сделан А.И. Шемшуриной. Ученый рассматривает его как методологическую основу формирование ценностного мира человека. В качестве основных ценностей, на которых базируется аксиологический подход и которые встраиваются в ценностный мир личности А.И. Шемшурина выделяет добро, истину, красоту, свободу, справедливость, гуманизм, совесть, ответственность, терпимость, чувство собственного достоинства, гражданственность, патриотизм [15, с. 56]. Среди этих ценностей находятся и те, которые определяют отношения студентов к технике, к коллегам, к обществу – добро, гуманизм, ответственность, свобода и к которым приобщаются будущие специалисты технического профиля.

Цель реализации аксиологического подхода А.И. Шемшурина определяет как движение личности от «Я для себя» к «Я для других». В контексте нашей работы такая целевая установка позволяет ориентировать студентов на осознание того факта, что нравственные ценности, которые в процессе наделения знания о них личностным смыслом, «вращиваются» в ценностную сферу сознания студентов, примут форму мотивов их будущей профессиональной деятельности, как деятельности, направленной на благо других людей, общества в целом.

А.И. Шемшурина акцентирует внимание на роли аксиологического подхода в нравственном развитии личности: «Аксиологический подход проявляется в педагогической организации воспитательного процесса образовательного учреждения, направленного на создание условий для динамичного нравственного развития личности, ее побуждений к осмыслению ценностно-смысловых основ собственной жизни» [21, с. 33] и добавим: профессиональной деятельности специалиста технического профиля, в которой реализуются отношения к технике, к коллегам, к обществу.

С.И. Маслов и Т.А. Маслова обосновывают, что аксиологический подход в педагогике оказывает влияние на характер взаимодействия педагога и обучающегося: «В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими» [17, с. 204]. Ценности, как утверждают ученые, оказывают влияние на отношения личности к формам действия, определяют их. Применительно к нашей работе – это отношения студента – будущего инженера к технике, к коллегам, к обществу, в основаниях которых находятся конкретные нравственные ценности, содержательно определяющие цель деятельности преподавателя по приобщению студентов к этим ценностям. «Вращивание» нравственных ценностей в ценностную сферу сознания студентов идет в том числе и через соотнесение ими ценностей с определенными отношениями, через осмысление значения ценностей для реализации данных отношений.

Важное значение в плане организации преподавателем деятельности по интериоризации студентами нравственных ценностей как наделения знания о них личностным смыслом имеют положения о ценностном подходе, представленные в работе В.П. Бездухова и А.В. Бездухова. Ученые видят сущность ценностного подхода в его направленности «на понимание смыслов значений, на развитие способности студентов к осмыслению как наделению смыслом» [25, с. 100], что способствует «вращиванию» нравственных ценностей в ценностную сферу сознания студентов.

Контекстный подход изначально представляет собой «методологический подход в психологии, заключающийся в системном раскрытии многовариантных взаимосвязей субъекта и его окружения, составляющих в своем единстве контекст, определяющий значение и смысл самого субъекта и всех его действий в среде» [26, с. 41].

В педагогике контекстный подход связан с теорий и практикой контекстного образования, разработанными А.А. Вербицким [27–29 и др.]. Основной идеей контекстного образования, как это обосновано ученым, является наложение усвоения «человеком теоретических знаний на "канву" усваиваемой им социальной и профессиональной практики» [28, с. 14]. Полагаем, что на такую канву могут быть наложены и нравственные ценности. А.А. Вербицкий подчеркивает, что профессиональный контекст, создаваемый в образовательном процессе, «наполняет познавательную деятельность студентов личностным смыслом, обусловливает высокий уровень их активности, познавательной и профессиональной мотивации» [29, с. 61]. В плане приобщения к ценностям такой контекст, с одной стороны, позволяет транслировать студентам, содержащиеся в нем нравственные ценности, а с другой стороны, дает будущим специалистам возможность реализовывать эти ценности в квазипрофессиональной (на занятиях в вузе) и профессиональной деятельности (в рамках производственных практик).

Как обосновывает А.А. Вербицкий, в процессе контекстного образования студент осуществляет переход от информации к мысли, а затем от мысли к действию [27, с. 55]. Переход от информации к мысли может быть связан, как мы полагаем, и с трансформацией знания-информации о нравственных ценностях в знание-понимание. Обеспечение такого перехода становится возможным в процессе создания нравственного контекста профессиональной деятельности специалиста технического профиля, в котором «движутся» нравственные ценности, «работают» ценностные значения. Что касается перехода от мысли к действию, то он проявляется в деятельности студента по реализации им своего ценностного потенциала в отношениях к технике, к коллегам, к обществу, реализуемых в будущей профессиональной деятельности.

А.Б. Беляева, развивая идеи А.А. Вербицкого о контекстном образовании, акцентирует внимание на контекстном подходе к воспитанию студентов. Процесс контекстного воспитания ученый связывает с моделированием среды бытия студента, с погружением его в «базовую культуру», в том числе и в профессиональную, с включением его «в активные отношения с социальной и профессиональной средой, в процесс творческой самореализации» [30, с. 306]. Результатом такого воспитания является становление у студента системы профессиональных (и добавим – нравственных) ценностей и идеалов.

Анализ научных представлений ученых о герменевтическом, аксиологическом и контекстном подходах в образовании позволил раскрыть назначение данных подходов в приобщении студентов технического вуза к нравственным ценностям.

Назначением герменевтического подхода к приобщению студентов технического вуза к нравственным ценностям является обеспечение актуализации имеющегося у студентов знания о нравственных ценностях и дополнение его новым знанием через интерпретацию студентами специально отобранных преподавателем нравственных нарративов, которая (интерпретация), выводя студента на понимание нравственной ценности, способствует проникновению в ее смысл и усвоению знания о ней на уровне знания-понимания как «живого знания».

Назначением аксиологического подхода к приобщению студентов технического вуза к нравственным ценностям является обеспечение «вращивания» в ценностную сферу сознания студентов нравственных ценностей через ориентацию студентов на понимание смыслов значений этих ценностей и организацию деятельности по наделению студентами знания о нравственных ценностях личностным смыслом в их соотнесении с отношениями к технике, к коллегам, к обществу.

Назначением контекстного подхода к приобщению студентов технического вуза к нравственным ценностям является обеспечение раскрытия ценностного потенциала студентов в отношениях к технике, к коллегам, к обществу через прогнозирование студентами содержания таких отношений под знаком реализации нравственных ценностей в будущей профессиональной деятельности и моделирование студентами профессиональной среды, базирующейся на нравственных ценностях, через создании нравственного контекста профессиональной деятельности инженера.

×

Об авторах

Елена Ивановна Соболева

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: soboleva.ei@mail.ru

старший преподаватель кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2015. 275 с.
  2. Кудаков О.Р. Методологические подходы в российском образовании (предпосылки теории подходов): монография. Казань: Каз. гос. энерг. ун-т, 2017. 176 с.
  3. Худякова Н.Л. О структуре философии современного образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). С. 77–82.
  4. Гелясина Е.В. Парадигматическая составляющая научного подхода в педагогике // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3, № 1. С. 7–18. doi: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-07-18.
  5. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 431 с.
  6. Хуторской А.В. Интериоризация и экстериоризация в образовании // Вестник Института образования человека. 2022. № 1. С. 4.
  7. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.
  8. Евдокимова Е.Г. Применение герменевтического подхода в образовании // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. 2018. № 10. С. 191–194.
  9. Закирова А.Ф. Концептуальные основания герменевтического подхода в педагогике // Евразийский союз ученых. 2014. № 5–2. С. 119–121.
  10. Неверова Т.А. Терминологический круг герменевтического подхода в педагогике // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2 (5). С. 326–328.
  11. Самойлов Л.П. Герменевтический подход к совершенствованию системы подготовки будущих инженеров // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 1. С. 54–59.
  12. Шохин В.К. Аксиология // Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 17–20.
  13. Гайденко П.П. Аксиология // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 17–19.
  14. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
  15. Шемшурина А.И. Аксиологический подход в воспитании как метод и перспективная стратегия // Образование в современной школе. 2011. № 6. С. 53–60.
  16. Рогожникова Р.А., Демина О.В. Аксиологический подход – основа воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку // Научно-информационный журнал «Армия и общество». 2013. № 1 (33). С. 30–33.
  17. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3–2. С. 202–212.
  18. Мамаев В.А. Аксиологический подход в воспитании студенчества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 41 (300). С. 134–136.
  19. Рубан А.В. Аксиологический подход к воспитанию курсантов военного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 44–46.
  20. Тимофеева С.В. Аксиологический подход в образовании – наиважнейший фактор воспитания духовного и творческого начал в личности // Вестник КрасГАУ. 2009. № 3 (30). С. 251–257.
  21. Шемшурина А.И. Аксиологический подход как основа системы нравственного воспитания детей и молодежи // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 32–38.
  22. Боева О.М. Аксиологический подход в нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2015. № 13. С. 258–262.
  23. Бурцева И.В. Аксиологический подход к духовно-нравственному воспитанию молодежи // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2019. № 6 (26). С. 34–37
  24. Нижегородов Д.Г., Серикова Л.А. Аксиологический подход к нравственному воспитанию личности в условиях современной системы образования // Философия образования. 2012. № 1 (40). С. 233–239.
  25. Бездухов А.В., Бездухов В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара: СГПУ, 2000. 185 с.
  26. Калашников В.Г. Понятие «контекст» и контекстный подход в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019. № 4. С. 40–55. doi: 10.51314/2073-2635-2019-4-40-55.
  27. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
  28. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. №3. С. 3–16.
  29. Вербицкий А.А. О категориальном аппарате теории контекстного образования // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 57–67.
  30. Беляева А.Б. Особенности воспитания студентов на основе контекстного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. Вып. 3–1 (43). С. 303–306.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Соболева Е.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах