On scientific approaches to organizing the activities of a university teacher to introduce students to moral values

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problem of defining theoretical foundations of the university teacher's activity in introducing students to moral values, which (foundations) are scientific approaches to its implementation. It is substantiated that the scientific approach to organizing the university teacher's activity in introducing students to moral values is a set of methods, ways, means, practical tools for designing such activity, determining its strategy. The criteria for selecting moral values to which students – future technical specialists are introduced are proposed, which (criteria) are types of engineer's attitudes: attitude to technology, attitude to colleagues, attitude to society. The stages of introducing students to moral values are distinguished: 1) understanding, 2) interiorization, 3) exteriorization, in the context of which the logic of introducing students to values is built. The characteristics of the stages of understanding, interiorization and exteriorization are given and their role in the selection of scientific approaches is revealed. The choice of hermeneutic, axiological and contextual approaches to organizing the teacher's activities to introduce students to moral values is substantiated and the purpose of these approaches in introducing students of a technical university to moral values is revealed.

Full Text

Нравственное воспитание в современной высшей школе приобретает особое значение, так как в современных условиях равно важным представляется как владение специалистом профессиональными компетенциями, так и его мировоззрение, ценностные ориентации, жизненная позиция, развитие и становление которых осуществляется в целенаправленно и систематически организуемым воспитательном процессе в вузе. Одним из направлений воспитания является приобщение личности к ценностям и, в частности, к нравственным ценностям. Успешность такого приобщения обеспечивается деятельностью преподавателя, транслирующего ценности в образовательном процессе и создающего условия для освоения их студентами. Такая деятельность не может быть стихийной и спонтанной, необходимо ее научное теоретическое обоснование, что позволит определить содержание практической работы преподавателя по приобщению студентов к нравственным ценностям. Теоретическому обоснованию педагогической деятельности способствует выявление научных подходов к ее осуществлению. В нашей статье мы обратимся к научным подходам к организации деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям.

В самом общем понимании понятие «подход» «используется для обозначения совокупности идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем» [1, с. 8].

В рамках педагогической науки научный подход предстает как руководство по организации образовательного процесса, а также по его изучению. При этом в определениях данного понятия ученые придерживаются разных уровней конкретизации.

Так О.Р. Кудаков рассматривает «подход к образовательному процессу как сложный многоуровневый инструментарий, призванный помочь разрешить какую-либо глобальную проблему, стоящую в образовании» [2, с. 19], подробно анализируя и уточняя структуру знаниевого, системного, технологического, деятельностного, личностного подходов как методологических подходов в образовании.

В работе Н.Л. Худяковой подход в педагогике предстает как «система принципов и правил (методов) изучения, проектирования и организации образовательного процесса, которая складывается на основе системы знаний о закономерностях и законах взаимодействия элементов образовательного процесса, сформированной по отношению к какому-либо качеству или какой-либо стороне бытия человека» [3, с. 79].

Как утверждает Е.В. Гелясина: «научный подход – это определенная методологическая конструкция, фиксирующая обобщенное теоретическое знание, которое обуславливает стратегию исследовательской деятельности, влияет на выбор ее объекта, методов, средств, правил осуществления, языка описания нового знания, способа его встраивания в "дисциплинарную вечность"» [4, с. 8].

Основываясь на представлениях ученых о научном подходе в педагогике, утверждаем, что научный подход к организации деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям представляет собой совокупность методов, способов, средств, практических инструментов проектирования такой деятельности, обуславливая ее стратегию.

В научном педагогическом дискурсе представлен широкий спектр научных подходов. В каждом исследовании выбор конкретных научных подходов определяется теми областями педагогической реальности, которые должны быть подвержены воздействию с целью их изменения. В нашем случае – это деятельность преподавателя по приобщению студентов к нравственным ценностям, а также ценностная сфера сознания студентов, которая обогащается данными ценностями. Так как спектр нравственных ценностей обширен, то необходимо сузить его, что обеспечит большее внимание каждой ценности и тем самым повысит эффективность процесса приобщения к ней студента. Критерии отбора ценностей, по нашему убеждению, имеют непосредственную связь с будущей профессиональной сферой деятельности студентов, так как каждая профессия обладает собственным ценностным потенциалом, который находит отражение в ценностной сфере сознания специалиста.

Остановимся на студентах технических вузов. Нравственные ценности, к которым требуется их приобщать, мы выявляли в соответствии с видами отношений инженера:

  1. Отношение инженера к технике (техносфере) (ценности «благо», «гуманизм», «долг», «свобода» и «честность»).
  2. Отношение инженера к коллегам («добро», «милосердие», «надежность», «совесть», «справедливость»).
  3. Отношение инженера к обществу («достоинство», «ответственность», «польза (полезность)», «правда», «честь»).

Приобщение студентов к нравственным ценностям осуществляется поэтапно в соответствии с выстроенной нами логикой: 1 этап (понимание): актуализация имеющегося у студентов знания о нравственных ценностях и дополнение его новым знанием → проникновение в смысл нравственных ценностей и усвоение знания о них на уровне знания-понимания → 2 этап (интериоризация): наделение знания о нравственных ценностях личностным смыслом → «вращивание» нравственных ценностей в ценностную сферу сознания студентов → 3 этап (экстериоризация): прогнозирование студентами отношений к технике, к коллегам, к обществу под знаком реализации нравственных ценностей в будущей профессиональной деятельности → моделирование профессиональной среды, базирующейся на нравственных ценностях.

Ниже мы предлагаем характеристику названным этапам приобщения студентов к нравственным ценностям, так как, по нашему убеждению, необходимо отбирать научные подходы к организации деятельности преподавателя в соответствии с данными этапами. Иными словами, реализация каждого из этапов осуществляется при помощи определенного подхода. Итак, обратимся к этапам.

  1. Понимание студентами сущности и содержания нравственных ценностей. Студенты должны знать, что представляют собой нравственные ценности в целом, и каково содержательное наполнение каждой ценности в особенности. Конечно же, студенты имеют представления об этих ценностях – о каких-то в большей мере, о каких-то в меньшей – однако для освоения студентами ценностей важно, чтобы знание-информация о них трансформировалось в знание-понимание, которое являет собой, если следовать терминологии В.П. Зинченко, «живое знание». Ученый справедливо утверждает: «нельзя знание о ценностях превращать в обезличенные значения, оно должно оставаться живым» [5, с. 36].
  2. Интериоризация студентами нравственных ценностей, признаваемых ими «в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [1, с. 115]. По утверждению А.В. Хуторского: «Интериоризация состоит во "вращивании" в человека предварительно отобранного и внешне заданного содержания путем организации соответствующей деятельности. Внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания человека, в формирование этого сознания, а также ценностей и других личностных качеств» [6]. Таким внешне заданным содержанием в контексте проблематики нашей работы являются перечисленные выше ценности, которые, путем организации преподавателем деятельности по наделению студентами знания о ценностях личностным смыслом, перемещаются в ценностную сферу сознания студентов, укореняясь в ней, «врастая» в нее.
  3. Экстериоризация студентами осмысленных и ставших достоянием ценностной сферы их сознания нравственных ценностей в квазипрфессиональной, а затем и в профессиональной деятельности. А.В. Хуторской связывает экстериоризацию с самореализацией личности, с раскрытием ее образовательного потенциала, с переводом «потенциального в актуальное. <…> Потенциально заложенное в человеке актуализируется и реализуется во внешней среде, с которой он взаимодействует. В обучении такое взаимодействие организуется путем естественных или искусственных образовательных ситуаций, имеющих личностную значимость для ученика» [6]. Экстраполируя идеи ученого в рамках нашей работы, мы ведем речь о ценностной самореализации студента, предполагающей раскрытие его ценностного потенциала в отношениях к технике, к коллегам, к обществу, реализуемых в будущей профессиональной деятельности. Такой потенциал обнаруживается в моделировании студентами профессиональной среды, базирующейся на нравственных ценностях.

В соответствии с этапами приобщения студентов к нравственным ценностям в качестве научных подходов к организации деятельности преподавателя вуза по такому приобщению мы выделяем герменевтический, аксиологический и контекстный подходы.

Герменевтический подход обеспечивает понимание студентами сущности и содержания нравственных ценностей. Аксиологический подход способствует интериоризации нравственных ценностей студентами. Контекстный подход позволяет создавать условия для экстериоризации студентами нравственных ценностей в квазипрфессиональной, а затем и в профессиональной деятельности.

Возникает вопрос, почему не был выбран один только аксиологический подход, так как он непосредственно работает на приобщение студентов к нравственным ценностям? Ответ заключается в том, что, во-первых, невозможно приобщить к тому, что человеку неизвестно, а, если и известно, то не осмыслено и не усвоено, а, во-вторых, без реализации ценностей в деятельности они могут остаться на уровне теоретических представлений студента, так и не став достоянием его личного опыта.

Обратимся к положениям названных выше подходов и покажем, как они работают на организацию деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям.

Герменевтический подход в педагогике в самом общем виде связан с пониманием. Как утверждает А.Ф. Закирова, понимание в рамках герменевтического подхода в педагогике представляет собой многоракурсную рефлексию относительно «содержания, ценностных характеристик, логики, системно-структурных отношений педагогического знания, соответствующих ему образов культуры и искусства на основе самопознания и личного жизненного опыта субъекта понимания» [7, с. 279].

Е.Г. Евдокимова подчеркивает, что «герменевтический подход обращает к проблеме выработки личностных смыслов, к ценностным аспектам педагогической деятельности» [8, с. 192]. Полагаем, что можно вести речь и о ценностных аспектах деятельности инженера, так как приобщение студента технического вуза к нравственным ценностям осуществляется в том числе и в контексте его будущей профессиональной деятельности.

Обращаясь к объекту и предмету герменевтики как методологии гуманитарного познания, А.Ф. Закирова, выделяя в качестве ее предмета человека, включенного в многообразные социокультурные связи, предметом герменевтики видит текст «как явление гуманитарной культуры и механизм, управляющий процессом понимания» [9, с. 119]. Понятие «текст» ученый интерпретирует предельно широко: текст – это не только то, что связано с письменностью, с речью, не только буквы, «но и другие символы и образы. В этой связи человеческий поступок, сознание, мир в целом выступают как потенциальные тексты, ждущие творческого осмысления, понимания и интерпретации» [9, с. 119].

Как подчеркивает Т.А. Неверова, герменевтический подход дает возможность более полно использовать нравственный потенциал текстов «для духовного развития личности учащегося» [10, с. 327]. Ученый имеет в виду прежде всего учебные и художественные тексты, но мы, придерживаясь интерпретации данной понятию «текст» А.Ф. Закировой, полагаем, что в процессе приобщения студентов к нравственным ценностям необходимо использовать нравственный потенциал действий и поступков как самих студентов, так и других людей, которые могут стать примером реализации той или иной ценности.

Нравственным потенциалом, а, если точнее, то нравственным содержанием, могут обладать и различные ситуации практической деятельности инженера (как реальные, так и смоделированные преподавателем). Такие ситуации могут быть использованы в рамках решении конкретных ситуационных задач – кейсов. Практические кейсы отражают реальные ситуации, которые могут возникнуть на производстве (если кейс используется на учебных занятиях) или в жизни в целом (если кейс используется в процессе внеаудиторной воспитательной работы). Содержание данных ситуаций базируется на конкретных нравственных ценностях. Вычленение этих ценностей студентами осуществляется через понимание ситуации как рефлексии относительно, во-первых, ее содержания, во-вторых, ценностных характеристик заключенного в ситуации знания (о производственном процессе, о моральных нормах и др.). Так, например, из содержания ситуации с предотвращением пожара на нефтяном промысле студентами вычитывается ценность «ответственность»: обеспечивая безопасность нефтяного промысла, инженер отвечает за жизнь многих людей.

Особый интерес для нас представляют воззрения ученых на реализацию герменевтического подхода в техническом образовании. Суть данного подхода применительно к высшей инженерной школе и деятельности преподавателя раскрывается Л.П. Самойловым. Ученый выделяет семь аспектов использования герменевтического подхода. В контексте решения проблемы приобщения студентов к нравственным ценностям важными представляются следующие аспекты: «…д) понимание, как процедура решения «задачи на смысл» выполняет функцию универсального, комплексного механизма смыслового развития личности; <…> ж) процесс обучения и воспитания строится на нарративной основе герменевтической спирали, в ходе развертывания которой в педагогическую и профессиональную реальность вплетаются различные учебные, профессиональные и общекультурные тексты; конкретная ситуация развития-рассказывания; контексты педагога, студентов и авторов текста; комплекс социальных, психологических, педагогических, этических и других факторов; личностно значимые проживания-переживания преподавателя и студентов» [11, с. 57–58].

Приобщение к нравственным ценностям осуществляется в процессе наделения студентами этих ценностей личностными смыслами, иными словами, через решение «задачи на смысл», осуществляемое через понимание ценности. Пониманию предшествует знание о ценности. Нарратив не просто систематизирует знание о нравственных ценностях, но и предполагает его интерпретацию в форме разнообразных текстов, в том числе, и ситуаций, действий и поступков людей, прочитываемых студентами как тексты.

Аксиологический подход основывается на положениях аксиологии как фундаментальной философской дисциплины, исследующей «ценности, их природу, онтологический статус, способы познания и выражения» [12, с. 17], как учения о ценностях, философской теории общезначимых принципов, «определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков» [13, с. 17].

В педагогике аксиологический подход связан с анализом проблем в образовании «с точки зрения моральных, правовых, религиозных, политических ценностей, эстетических взглядов и вкусов» [14, с. 635], и «дает возможность определить совокупность приоритетных ценностей в образовании и саморазвитии личности, что позволяет исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей развития ценностного мира человека» [1, с. 114]. Показанные определения дают общее представление об аксиологическом подходе в образовании: обращенность к ценностям. Представления об аксиологическом подходе в трудах ученых раскрывают его специфику и особенности в контексте решения различных педагогических задач. Но прежде обращения к трактовкам данного подхода в педагогике, скажем, что наряду с термином «аксиологический подход» в научном дискурсе присутствует термин «ценностный подход». Данные термины являются синонимичными и поэтому при анализе воззрений ученых на аксиологический подход мы обращаемся и к работам, в которых речь идет о ценностном подходе.

Выше мы упомянули, что одним из направлений воспитания является приобщение личности к ценностям и, в частности, к нравственным ценностям. Поэтому прежде всего обратимся к идеям аксиологического подхода к воспитанию в целом и к нравственному воспитанию в особенности и экстраполируем их на нашу проблематику.

Аксиологический подход к воспитанию представлен в научных трудах А.И. Шемшуриной [15], Р.А. Рогожниковой и О.В. Деминой [16], С.И. Маслова и Т.А. Масловой [17], В.А. Мамаева [18], А.В. Рубан [19], С.В. Тимофеевой [20], к нравственному воспитанию – в работах А.И. Шемшуриной [21], О.М. Боевой [22], И.В. Бурцевой [23], Д.Г. Нижегородова и Л.А. Сериковой [24] и др.

Значительный вклад в решение проблемы выстраивания процесса воспитания личности на основе аксиологического подхода сделан А.И. Шемшуриной. Ученый рассматривает его как методологическую основу формирование ценностного мира человека. В качестве основных ценностей, на которых базируется аксиологический подход и которые встраиваются в ценностный мир личности А.И. Шемшурина выделяет добро, истину, красоту, свободу, справедливость, гуманизм, совесть, ответственность, терпимость, чувство собственного достоинства, гражданственность, патриотизм [15, с. 56]. Среди этих ценностей находятся и те, которые определяют отношения студентов к технике, к коллегам, к обществу – добро, гуманизм, ответственность, свобода и к которым приобщаются будущие специалисты технического профиля.

Цель реализации аксиологического подхода А.И. Шемшурина определяет как движение личности от «Я для себя» к «Я для других». В контексте нашей работы такая целевая установка позволяет ориентировать студентов на осознание того факта, что нравственные ценности, которые в процессе наделения знания о них личностным смыслом, «вращиваются» в ценностную сферу сознания студентов, примут форму мотивов их будущей профессиональной деятельности, как деятельности, направленной на благо других людей, общества в целом.

А.И. Шемшурина акцентирует внимание на роли аксиологического подхода в нравственном развитии личности: «Аксиологический подход проявляется в педагогической организации воспитательного процесса образовательного учреждения, направленного на создание условий для динамичного нравственного развития личности, ее побуждений к осмыслению ценностно-смысловых основ собственной жизни» [21, с. 33] и добавим: профессиональной деятельности специалиста технического профиля, в которой реализуются отношения к технике, к коллегам, к обществу.

С.И. Маслов и Т.А. Маслова обосновывают, что аксиологический подход в педагогике оказывает влияние на характер взаимодействия педагога и обучающегося: «В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими» [17, с. 204]. Ценности, как утверждают ученые, оказывают влияние на отношения личности к формам действия, определяют их. Применительно к нашей работе – это отношения студента – будущего инженера к технике, к коллегам, к обществу, в основаниях которых находятся конкретные нравственные ценности, содержательно определяющие цель деятельности преподавателя по приобщению студентов к этим ценностям. «Вращивание» нравственных ценностей в ценностную сферу сознания студентов идет в том числе и через соотнесение ими ценностей с определенными отношениями, через осмысление значения ценностей для реализации данных отношений.

Важное значение в плане организации преподавателем деятельности по интериоризации студентами нравственных ценностей как наделения знания о них личностным смыслом имеют положения о ценностном подходе, представленные в работе В.П. Бездухова и А.В. Бездухова. Ученые видят сущность ценностного подхода в его направленности «на понимание смыслов значений, на развитие способности студентов к осмыслению как наделению смыслом» [25, с. 100], что способствует «вращиванию» нравственных ценностей в ценностную сферу сознания студентов.

Контекстный подход изначально представляет собой «методологический подход в психологии, заключающийся в системном раскрытии многовариантных взаимосвязей субъекта и его окружения, составляющих в своем единстве контекст, определяющий значение и смысл самого субъекта и всех его действий в среде» [26, с. 41].

В педагогике контекстный подход связан с теорий и практикой контекстного образования, разработанными А.А. Вербицким [27–29 и др.]. Основной идеей контекстного образования, как это обосновано ученым, является наложение усвоения «человеком теоретических знаний на "канву" усваиваемой им социальной и профессиональной практики» [28, с. 14]. Полагаем, что на такую канву могут быть наложены и нравственные ценности. А.А. Вербицкий подчеркивает, что профессиональный контекст, создаваемый в образовательном процессе, «наполняет познавательную деятельность студентов личностным смыслом, обусловливает высокий уровень их активности, познавательной и профессиональной мотивации» [29, с. 61]. В плане приобщения к ценностям такой контекст, с одной стороны, позволяет транслировать студентам, содержащиеся в нем нравственные ценности, а с другой стороны, дает будущим специалистам возможность реализовывать эти ценности в квазипрофессиональной (на занятиях в вузе) и профессиональной деятельности (в рамках производственных практик).

Как обосновывает А.А. Вербицкий, в процессе контекстного образования студент осуществляет переход от информации к мысли, а затем от мысли к действию [27, с. 55]. Переход от информации к мысли может быть связан, как мы полагаем, и с трансформацией знания-информации о нравственных ценностях в знание-понимание. Обеспечение такого перехода становится возможным в процессе создания нравственного контекста профессиональной деятельности специалиста технического профиля, в котором «движутся» нравственные ценности, «работают» ценностные значения. Что касается перехода от мысли к действию, то он проявляется в деятельности студента по реализации им своего ценностного потенциала в отношениях к технике, к коллегам, к обществу, реализуемых в будущей профессиональной деятельности.

А.Б. Беляева, развивая идеи А.А. Вербицкого о контекстном образовании, акцентирует внимание на контекстном подходе к воспитанию студентов. Процесс контекстного воспитания ученый связывает с моделированием среды бытия студента, с погружением его в «базовую культуру», в том числе и в профессиональную, с включением его «в активные отношения с социальной и профессиональной средой, в процесс творческой самореализации» [30, с. 306]. Результатом такого воспитания является становление у студента системы профессиональных (и добавим – нравственных) ценностей и идеалов.

Анализ научных представлений ученых о герменевтическом, аксиологическом и контекстном подходах в образовании позволил раскрыть назначение данных подходов в приобщении студентов технического вуза к нравственным ценностям.

Назначением герменевтического подхода к приобщению студентов технического вуза к нравственным ценностям является обеспечение актуализации имеющегося у студентов знания о нравственных ценностях и дополнение его новым знанием через интерпретацию студентами специально отобранных преподавателем нравственных нарративов, которая (интерпретация), выводя студента на понимание нравственной ценности, способствует проникновению в ее смысл и усвоению знания о ней на уровне знания-понимания как «живого знания».

Назначением аксиологического подхода к приобщению студентов технического вуза к нравственным ценностям является обеспечение «вращивания» в ценностную сферу сознания студентов нравственных ценностей через ориентацию студентов на понимание смыслов значений этих ценностей и организацию деятельности по наделению студентами знания о нравственных ценностях личностным смыслом в их соотнесении с отношениями к технике, к коллегам, к обществу.

Назначением контекстного подхода к приобщению студентов технического вуза к нравственным ценностям является обеспечение раскрытия ценностного потенциала студентов в отношениях к технике, к коллегам, к обществу через прогнозирование студентами содержания таких отношений под знаком реализации нравственных ценностей в будущей профессиональной деятельности и моделирование студентами профессиональной среды, базирующейся на нравственных ценностях, через создании нравственного контекста профессиональной деятельности инженера.

×

About the authors

Elena Ivanovna Soboleva

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: soboleva.ei@mail.ru

senior lecturer of Development and Operation of Oil and Gas Fields Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2015. 275 с.
  2. Кудаков О.Р. Методологические подходы в российском образовании (предпосылки теории подходов): монография. Казань: Каз. гос. энерг. ун-т, 2017. 176 с.
  3. Худякова Н.Л. О структуре философии современного образования // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). С. 77–82.
  4. Гелясина Е.В. Парадигматическая составляющая научного подхода в педагогике // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3, № 1. С. 7–18. doi: 10.17748/2686-9969-2020-3-1-07-18.
  5. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 431 с.
  6. Хуторской А.В. Интериоризация и экстериоризация в образовании // Вестник Института образования человека. 2022. № 1. С. 4.
  7. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.
  8. Евдокимова Е.Г. Применение герменевтического подхода в образовании // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. 2018. № 10. С. 191–194.
  9. Закирова А.Ф. Концептуальные основания герменевтического подхода в педагогике // Евразийский союз ученых. 2014. № 5–2. С. 119–121.
  10. Неверова Т.А. Терминологический круг герменевтического подхода в педагогике // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2 (5). С. 326–328.
  11. Самойлов Л.П. Герменевтический подход к совершенствованию системы подготовки будущих инженеров // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 1. С. 54–59.
  12. Шохин В.К. Аксиология // Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 17–20.
  13. Гайденко П.П. Аксиология // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 17–19.
  14. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
  15. Шемшурина А.И. Аксиологический подход в воспитании как метод и перспективная стратегия // Образование в современной школе. 2011. № 6. С. 53–60.
  16. Рогожникова Р.А., Демина О.В. Аксиологический подход – основа воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку // Научно-информационный журнал «Армия и общество». 2013. № 1 (33). С. 30–33.
  17. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3–2. С. 202–212.
  18. Мамаев В.А. Аксиологический подход в воспитании студенчества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 41 (300). С. 134–136.
  19. Рубан А.В. Аксиологический подход к воспитанию курсантов военного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 44–46.
  20. Тимофеева С.В. Аксиологический подход в образовании – наиважнейший фактор воспитания духовного и творческого начал в личности // Вестник КрасГАУ. 2009. № 3 (30). С. 251–257.
  21. Шемшурина А.И. Аксиологический подход как основа системы нравственного воспитания детей и молодежи // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 32–38.
  22. Боева О.М. Аксиологический подход в нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2015. № 13. С. 258–262.
  23. Бурцева И.В. Аксиологический подход к духовно-нравственному воспитанию молодежи // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2019. № 6 (26). С. 34–37
  24. Нижегородов Д.Г., Серикова Л.А. Аксиологический подход к нравственному воспитанию личности в условиях современной системы образования // Философия образования. 2012. № 1 (40). С. 233–239.
  25. Бездухов А.В., Бездухов В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара: СГПУ, 2000. 185 с.
  26. Калашников В.Г. Понятие «контекст» и контекстный подход в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019. № 4. С. 40–55. doi: 10.51314/2073-2635-2019-4-40-55.
  27. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
  28. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. №3. С. 3–16.
  29. Вербицкий А.А. О категориальном аппарате теории контекстного образования // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 57–67.
  30. Беляева А.Б. Особенности воспитания студентов на основе контекстного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. Вып. 3–1 (43). С. 303–306.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Soboleva E.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies