Центр по историческому просвещению как условие духовно-нравственного развития личности школьника

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются создание и механизмы апробации Центра по историческому просвещению в системе основного образования на площадке образовательной организации. В качестве стратегических задач создания Центра стоит формирование ресурсного пространства для сохранения исторической памяти и развитие просветительской деятельности обучающихся. Особенностями формирования Центра выделены: организация внеурочной деятельности и разработка дополнительных общеобразовательных программ, подготовка образовательных событий заданной тематики, апробация системы культурно-массовых мероприятий. Отличительной чертой Центра является его позиционирование как части экосистемы образовательной организации. Представлена концептуальная схема структуры Центра и его функциональных частей. Представленная модель может быть использована в качестве теоретико-методологической основы для проектирования образовательных событий, а также для разработки моделей центров исторического просвещения. Материалы позволяют в дальнейшем оценивать выбор путей духовно-нравственного развития обучающихся через реализацию функциональных результатов обучения, а также посредством продуктивных и практико-ориентированных форм обучения. Отдельным направлением Центра можно считать вовлечение в экосистему образовательной организации социальных партнеров и медиасреды для расширения просветительских задач.

Полный текст

Введение

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации говорится, что одним из стратегических национальных приоритетов нашей страны является защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, развитие исторического просвещения [1].

В связи с этим важной задачей современного образовательного учреждения является создание школьного пространства, где могут создаваться проекты, в которых основной фокус внимания сосредоточен на защите исторической правды, сохранении исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, направленного на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся, потребностей социума в формировании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [2]. Главенствующая роль в системе воспитания приходится именно на долю школьного образования, где продвигаются традиционные духовные ценности, воспитание высоконравственной личности, способной к мирному созиданию и защите Родины, а историческому просветительству отводится роль ключевого инструмента реализации механизмов воспитания [3, с. 257].

Цель и объекты исследования

Целью изучения опыта создания Центра по историческому просвещению «От исторического просвещения к исторической памяти» в образовательной организации является анализ механизмов реализации долгосрочных проектов, сохранение памяти об истории нашей страны, развитие исторического просвещения и, как следствие, формирование духовно-нравственных ценностей и культуры подрастающего поколения.

Объектом изучения является функционирующая модель Центра как целостная педагогическая система.

Материалы и методика исследований

При разработке модели Центра по историческому просвещению мы использовали следующие ключевые понятия: «просветительская деятельность», «историческое просвещение», «историческая память», «духовно-нравственное развитие», «патриотическое воспитание».

Термин «просветительская деятельность» трактуется как осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4].

Следует отметить, что просветительская деятельность непосредственно влияет на духовно-нравственное развитие человека и рассматривается нами как ведущий вид деятельности при организации Центра по историческому просвещению.

Результаты исследований и их обсуждение

При анализе понятий «историческое просвещение» и «историческая память» мы выявили, что эти два понятия связаны между собой и имеют определенную преемственность. При этом первичным считаем понятие «историческое просвещение», которое определяем как завершенную и самодостаточную систему, обеспечивающую безопасность исторического наследия страны, включающую в себя совокупность квалифицированных ресурсов, средств и соответствующих мероприятий, позволяющих предотвратить попытки фальсификации и искажения истории [4]. При этом понятия «историческая память» и «историческое просвещение» взаимодополняют друг друга. Их взаимодействие в образовательном процессе имеет сочетанное действие, чем эффективнее будет организовано историческое просвещение, тем качественнее будет сформирована историческая память. Таким образом, термин «историческая память» представляет собой комплекс социокультурных методов и институтов, которые транслируют и преобразуют накопленное социальное знание в информацию об историко-социальном прошлом для того, чтобы передавать его новым поколениям [5, с. 137].

Главным эффектом реализации исторического просвещения является развитие у школьников духовно-нравственных императивов, нравственных ориентиров, передаваемых от поколения к поколению и лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны.

Продукты интеграции образовательного и просветительского модулей позволяют проявляться новым формам организации педагогических практик в образовательном учреждении и способствуют профилактике молодежного нигилизма, укреплению национальной идентичности [6, с. 335].

Таким образом, понятие «духовно-нравственное развитие» личности школьника мы рассматриваем как осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [2].

Рассматривая особенности организации и создания модели центра исторического просвещения, следует обратиться к понятию «патриотическое воспитание» как нравственному свойству человека, присущему ему на основании осмысления внутренней связи с Родиной, сохранения чести, достоинства, ощущение славы и величия своего Отечества [7, с. 5].

Профессор В.И. Загвязинский отмечает, что базой для формирования патриотических чувств народа являются доблестные события отечественной истории, лучшие заслуги страны в области политики, экономики, науки и спорта [8, с. 5]. Несомненно, популяризация достижений во всех сферах деятельности людей, в том числе в области исторического просвещения, является содержательной основой для формирования программы функционирования Центра. Необходимо не только точное научное понимание понятия «патриотизм» как социокультурного феномена, но и как мотива к развитию культурных, материальных ценностей, общего единения разных групп населения [9, с. 233]. Специально организованная для этого деятельность, базирующаяся на современных подходах и предметной области «история», дает возможность реализовать разные формы интегрированных занятий на системной основе. Работа Центра направлена на формирование патриотического сознания, где могут быть выделены три блока: учебный, социально-педагогический и практический [10, с. 133], позволяющие дифференцировать работу педагогического состава и успешно развивать метапредметную среду образовательной организации.

Необходимо отметить, что модель Центра по историческому просвещению «От исторического просвещения к исторической памяти» мы рассматриваем как целостную педагогическую систему, под которой понимаем совокупность всех факторов целевого педагогического воздействия, влияющих на формирование личности [11, с. 6]: осознание обучающимися российской гражданской идентичности, воспитание ценностного отношения к историческому наследию и объектам наследия, традициям разных народов, проживающих в нашей стране. При этом модель Центра как педагогическая система характеризуется следующими признаками: целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и системами низкого и более высокого порядка [12, с. 14]. Патриотическое воспитание в рамках Центра, в том числе, рассматривается как компонент национальной культуры, идеи, как фундамент и ориентир, способствующий сохранению исторического прошлого нашего Отечества.

Стратегической целью модели Центра по историческому просвещению является сохранение исторической памяти, развитие исторического просвещения на базе общеобразовательной организации. Тогда как тактической целью модели является построение образовательного пространства, ориентированного на воспитание обучающихся в русле уважения к национальной культуре, достоинствам человека, традиционным духовно-нравственным ценностям нашего государства; этнокультурного и духовного развития народов Российской Федерации.

В связи с этим главными задачами деятельности центра являются:

  1. Разработка и проведение курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ по историческому просвещению.
  2. Создание и апробация системы культурно-массовых мероприятий (различного формата) по историческому просвещению с привлечением социальных партнеров.

Внеурочная деятельность, дополнительное образование и культурно-просветительские мероприятия рассматриваются в представленной модели как части единого Центра «От исторического просвещения к исторической памяти». Центр представляет собой системную среду воспитания, обучения и развития личности ребенка на основе гуманистических идеалов, специфических образовательных ресурсов, обеспечивающих взаимообогащение общего и дополнительного образования.

Центр исторического просвещения как часть экосистемы образовательной организации включает обучающихся в разнообразную деятельность, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям и направленную на формирование у школьников:

  • российских духовно-нравственных ценностей;
  • гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
  • исторических и национально-культурных традиций;
  • представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для учащегося видах творческой деятельности;
  • организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

В концептуальной структурной модели Центра определены целевые группы управления центром, участники образовательных отношений, сетевые и социальные партнеры, обозначено целеполагание и задачи центра, подробно представлены виды деятельности, а также элементы образовательной среды. Необходимо отметить, что особенностью структуры является интеграция ее элементов в образовательный процесс лицея в качестве различных форм организации, речь о которых пойдет ниже.

Организация исторического просвещения посредством создания Центра «От исторического просвещения к исторической памяти» представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, который включает в себя ряд составляющих:

  1. Курсы внеурочной деятельности. Педагогами МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска» разработаны программы курсов внеурочной деятельности по темам: «Краеведение. Челябинск – мой дом родной» для обучающихся 6–9-х классов, «Историко-культурное наследие России» для обучающихся 8–9-х классов, «Культурологическое краеведение. Мое Отечество – Челябинский Южный Урал» для обучающихся 6–7-х классов, «Историческое краеведение» для обучающихся 7-х классов.
  2. Дополнительные общеобразовательные программы с обязательным модулем «Историческое просвещение». Творческой группой педагогов лицея разработана дополнительная общеобразовательная программа «История России через призму науки и искусства».
  3. Культурно-просветительские мероприятия, к которым можно отнести: исторический лекторий, исторические мастер-классы, исторический фестиваль, метапредметная игра, метапредметная декада, выездные образовательные сессии «Лесная школа», областная олимпиада «Звезды Урала» и другие.

Знания и навыки, полученные обучающимися в ходе освоения ими курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ, применяются при проведении различных культурно-просветительских мероприятий, например, в метапредметной игре «Точка сборки. Историческая реконструкция», основными задачами которой являются:

  1. Организация продуктивной образовательной среды, необходимой для самостоятельного образования и развития обучающихся, в том числе с возможностью использовать технологии (дистанционного) удаленного обучения.
  2. Развитие у обучающихся позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.
  3. Воспитание творческого начала у обучающегося и стимулирование к участию в новом социальном опыте через нахождение в группах краткосрочного взаимодействия.
  4. Поощрение работы временных творческих объединений педагогических работников лицея для разработки межпредметных образовательных программ (треков) и проведения тематических мероприятий.

В рамках подготовки к проведению метапредметной декады педагогами лицея разрабатываются интегрированные образовательные программы (треки), при реализации которых проводятся занятия для обучающихся в разновозрастных группах как в очном, так и в дистанционном режиме. По окончании обучения по интегрированным образовательным программам (трекам) обучающимися представляются для презентации (защиты) учебные проекты, из которых в дальнейшем формируются фонды виртуального музея исторической реконструкции, которые, в свою очередь, используются при реализации курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ и различных культурно-просветительских мероприятий. Таким образом, в рамках Центра по историческому просвещению разворачивается замкнутый цикл по организации исторического просвещения, с постоянным обновлением его внутренних компонентов.

Временные коллективы Центра по историческому просвещению состоят из внутренних участников, к которым относятся обучающиеся (волонтерский просветительский совет, волонтерские группы), педагогические работники и внешние участники – родители (законные представители) обучающихся. Также участие в деятельности Центра принимают сетевые и социальные партнеры, так как одним из условий эффективной деятельности лицея по созданию насыщенной продуктивной образовательной среды является продуктивное социальное партнерство. Выстраивание социальных связей в коллективах детей и взрослых дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности, совершенствует конструктивные взаимоотношения с их родителями. К таким партнерам относятся вузы и ссузы, учреждения культуры, общественные организации.

Кроме того, для успешной реализации деятельности центра по историческому просвещению необходим ряд условий:

  • организационные, к которым можно отнести организацию деятельности творческой группы по реализации проекта, подготовку и проведение информационно-методических совещаний для педагогов по вопросам реализации деятельности центра исторического просвещения, подготовку пакета локальных нормативно-правовых документов по работе центра и т.д.;
  • методические, включающие продуктивное социальное партнерство в части оказания научно-методической помощи в организации и реализации деятельности центра по историческому просвещению;
  • кадровые, характеризующие квалификационный уровень научно-методического кадрового потенциала образовательной организации;
  • материально-технические, которые включают избыточную образовательную среду, а также учебное и иное оборудование.

Требования к качеству образования существенно изменились, и сегодня современный выпускник школы должен быть человеком, способным жить в высокотехнологичном, конкурентном мире. В то же время выпускник школы должен быть развитой и социально ответственной личностью, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. Можно предположить, что работа Центра по историческому просвещению приведет к повышению качества образовательных результатов обучающихся, новому наполнению образовательного пространства лицея, расширению кругозора обучающихся и становлению их мировоззрения в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), передаваемых от поколения к поколению, лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Все качественные критерии нравственного развития достаточно сложны, оценить и измерить их в процессе воспитания представляется возможным, как указывает автор [13, с. 35], при разграничении понятий в рамках духовно-нравственного развития.

Положительные эффекты системного подхода к организации Центра по историческому просвещению трудно переоценить, однако следует отметить, что различные формы организации позволяют расширять направления деятельности не только в области гражданско-патриотического воспитания, но также и в области социально-патриотического воспитания. Организация внутришкольной среды для воспитания у детей активной жизненной и гражданской позиций, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни образовательной организации, города, региона и страны [14, с. 52]. Центр должен стать неотъемлемой частью экосистемы образовательной организации, стать научно-культурным центром для молодежи и научно-технической интеллигенции [15, с. 82].

С точки зрения моделирования образовательной среды, с учетом ориентира на большее включение в модель Центра социокультурных партнеров, родительского сообщества и актива образовательной организации, образовательные события могут становиться все более масштабными и решающими проблемы современного общества [16, с. 101].

Выводы

Таким образом, в ходе проведенных исследований было определено, что историческое просвещение является эффективным инструментом развития экосистемы образовательной организации, который позволит создать условия для реализации государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии; воспитания в духе уважения к традиционным ценностям как ключевого инструмента государственной политики в области образования и культуры, необходимого для формирования гармонично развитой личности.

×

Об авторах

Вероника Сергеевна Мушкарина

Академический лицей № 95 г. Челябинска

Email: veronikavvs@mail.ru

директор

Россия, г. Челябинск

Ирина Михайловна Василькова

Академический лицей № 95 г. Челябинска

Email: vasilkovaim@al95.ru

кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе

Россия, г. Челябинск

Мария Викторовна Панина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: panina80@mail.ru

кандидат географических наук, доцент кафедры географии и методики обучения географии

Россия, г. Челябинск

Список литературы

  1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401425792.
  2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  3. Кичигина С.В., Камышанская С.С. Значение культурно исторического просветительства в процессе воспитания и обучения школьников на уроках истории // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020. № 1. С. 255–259.
  4. Кикнадзе В.Г. Историческое просвещение как механизм формирования идеологии будущего [Электронный ресурс] // Идеология будущего. 2021. № 3. https://histrf.ru/magazine/article/istoricheskoe-prosveshchenie-kak-mehanizm-formirovaniya-ideologii-budushchego.
  5. Гулевская Н.А., Гулевский А.Н., Чайченко Д.В. Историческая память как фактор формирования идентичности // Философия права. 2019. № 2 (89). С. 137–145.
  6. Голобородько А.Ю., Кичигина С.В. Особенности современного культурно-исторического просветительства в образовательной среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2021. № 1. С. 332–337.
  7. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: метод. рекомендации. М., 2022. 73 с.
  8. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 345 с.
  9. Зибров Г.В., Самедова Ю.А. Генезис патриотического воспитания: социокультурный аспект // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 15. С. 232–241.
  10. Харисова Л.Ф. Формирование патриотического сознания в школьной системе образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 3–1 (40). С. 132–135.
  11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  12. Педагогическая система: теория, история, развитие: колл. монография / под ред. В.П. Бедерхановой, А.А. Остапенко. М.: Народное образование, 2014. 128 с.
  13. Симакова Т.П. Духовно-нравственное развитие личности школьника: государственный заказ и педагогическое осмысление: учеб.-метод. пособие. Чебоксары: Среда, 2023. 84 с.
  14. Быков А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 4 (808). С. 47–60.
  15. Самардак М.В., Сергеева Н.Л. Роль центра истории и культуры (музея) СГУПСа в воспитании гражданственности и патриотизма студенческой молодежи // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (6). С. 75–83.
  16. Силакова О.В., Спицына Т.А. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 100–103.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Мушкарина В.С., Василькова И.М., Панина М.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах