Модель нравственного воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве вуза

Обложка
  • Авторы: Вдовин С.А.1, Позднякова О.К.2,3
  • Учреждения:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
    2. Самарский государственный социально-педагогический университет
    3. Самарский государственный технический университет
  • Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
  • Страницы: 132-137
  • Раздел: Педагогические науки
  • URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/635543
  • DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024131303
  • ID: 635543

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается важность нравственного воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических реалиях. Обосновывается важность разработки модели нравственного воспитания студентов вузов. Аргументируется понимание нравственного воспитания как приобщения к нравственным ценностям. Доказывается, что разрабатываемая модель представляет собой нормативную модель, содержащую проект того, каким образом должно быть организовано нравственное воспитание в высшей школе. Выявлены наиболее общие тенденции моделирования процесса нравственного воспитания в педагогической науке. Обосновывается блочная структура модели и раскрывается содержание целевого (цель, задачи нравственного воспитания студентов), ценностно-мотивационного (традиционные российские духовно-нравственные ценности, принимающие форму мотивов поведения обучающихся), методологического (научные подходы и принципы их реализации), содержательно-проектировочного (ценностные основания учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной деятельности, педагогические условия проектирования содержания нравственного воспитания студентов), методического (формы, методы, средства нравственного воспитания студентов) и результативного (критерии и уровни нравственной воспитанности) блоков. Раскрывается назначение проблемно-диалогического, ценностно-смыслового и ситуационного подходов к организации нравственного воспитания студентов вузов. Предлагается ведущая идея создаваемой модели: воспитание студента как субъекта нравственного развития, стремящегося к такому должному, которое заключено в нравственных ценностях как ценностных основаниях его деятельности.

Полный текст

В современных геополитических реалиях, когда наша страна отстаивает традиционные нравственные ценности в противостоянии с антиценностями Запада, особое значение приобретает проблема нравственного воспитания подрастающего поколения россиян.

Нравственное воспитание, как процесс формирование личности, для которой внешние требования общественной морали становятся внутренними убеждениями, базирующимися на ценностях добра, справедливости, милосердия и других подобных ценностях, начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. Меняются только расстановки сил в субъектном составе такого воспитания: в дошкольном детстве приоритетная роль отдается семье (родители, бабушки, дедушки и др.), в школе к ним присоединяется педагог (педагогический состав образовательного учреждения), чья роль особенно важна, а также учебный коллектив; в период получения профессионального образования – преподаватель колледжа, училища, вуза. И, конечно же, социальная, культурная, образовательная среда, в которой живет, развивается личность, оказывает непосредственное влияние на ее нравственное становление. Именно среда – ключевой инструмент воспитания в возрастные периоды, следующие за юностью.

Если еще до недавнего времени акцент при организации как воспитательного процесса в целом, так и нравственного воспитания как его составляющей, делался на дошкольниках и школьниках, то в последние годы пришло понимание того, что период получения молодым человеком профессионального образования также важен в нравственном развитии его личности. В частности, в 2021 году значимость и необходимость воспитательной работы в вузе актуализируется на уровне Приказа Минобрнауки России «О воспитательной работе в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации» [1].

В рамках обозначенной проблемы, а именно, проблемы организации нравственного воспитания в вузе, обратимся к одной из ее сторон – к созданию модели нравственного воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве вуза.

Нравственное воспитание, наряду с эстетическим, физическим, трудовым и др., является одним из видов воспитания. Обращение к научным источникам показало, что воспитание трактуется с различных позиций. Наиболее устоявшимися в научном дискурсе являются две из них. Согласно одной позиции, воспитание предполагает целенаправленное формирование личности. Такое понимание воспитания предлагает В.М. Полонский в своем Большом тематическом словаре по образованию и педагогике. Здесь воспитание предстает как деятельность по включению личности в различные социальные отношения, среди которых общение, игра, учебная деятельность и другие виды отношений. В словаре В.М. Полонского указано: «Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений человека и общества; способствует самореализации человека, достижению общественного идеала» [2, с. 156]. Вторая позиция отстаивает ценностные основания воспитания и утверждает, что процесс воспитания предполагает «формирование системы ценностей человека, с ее специфическим содержанием и психологической структурой» [3, с. 176]. Однако, чтобы ценности стали достоянием ценностной сферы сознания человека, недостаточно дать ему знание о ценностях, нельзя навязать их. К ценностям можно только приобщать, и в этом, как обосновывает М.С. Каган, заключается суть воспитания.

Мы придерживаемся второй позиции и считаем, что нравственное воспитание студента предполагает его приобщение к нравственным ценностям, являющимся неотъемлемой частью традиционных российских ценностей, представленных в Указе Президента России [4]. Такое приобщение осуществляется в культурно-образовательном пространстве вуза, представляющем собой, по утверждению Е.В. Птицына, С.А. Останиной и В.П. Анцевой, организацию территории, «структурные элементы которой используются студентами для освоения образовательного процесса и трансляции гуманистических (и добавим: нравственных. – С.В., О.П.) ценностей, обозначая основные направления проектирования, развития, управления им» [5, с. 158].

Моделирование нравственного воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве вуза позволит конкретизировать научные представления о таком воспитании в вузе и представить практический инструментарий его эффективного осуществления.

Педагогическое моделирование представляет собой метод научно-педагогического исследования, результатом его использования является создание модели.

Модель, с одной стороны, может отражать педагогическую реальность как некий фиксированный объект в определенном временном отрезке. В этом случае модель позволяет рассмотреть исследуемый объект с различных ракурсов и сделать необходимые выводы о его особенностях и т.п. В таком свете модель предстает в работе И.О. Котляровой: «Моделью является отражение исследуемой действительности в форме реального или идеального объекта, который по своей природе может отличаться от прообраза, однако отражает в себе те признаки исследуемого объекта, которые представляют интерес для ученого» [6, с. 12]. Подобную модель В.В. Краевский называет теоретической моделью или моделью сущего, так как она позволяет объективно отобразить педагогическую реальность [7, с. 134].

С другой стороны, модель позволяет выстроить проект деятельности по совершенствованию педагогической действительности. В терминологии В.В. Краевского – это нормативная модель или модель должного, содержащая «общее представление о том, что должно быть сделано для достижения лучших результатов» [7, с. 134]. В похожем ключе трактуют педагогическую модель Н.А. Козырев и О.А. Козырева, представляющие ее как «идеальный образец, фасилитирующий изучение явления или феномена, продукта или процедуры, механизма или средства, обеспечивающий возможность развития научного знания и личности, включенной в систему современного образования и культуры» [8].

Модель нравственного воспитания студентов может быть как теоретической, если она отражает уже сложившийся опыт, так и нормативной, если в ней содержится проект деятельности.

Обращение к научным педагогическим исследованиям показало, что ученые активно обращаются к проблеме создания моделей нравственного воспитания обучающихся разных возрастов и уровней образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование). Отметим, что в научных трудах речь идет как о нравственном воспитании, так и о духовно-нравственном, и о нравственно-этическом воспитании. Мы не будем углубляться в различия между данными видами воспитания, трактуя их как синонимы. Объясняем такую позицию тем, что каждый из названных видов воспитания имеет своей общей целью формирование личности человека нравственного. В то же время мы полагаем, что духовно-нравственное воспитание и нравственно-этическое воспитание являются видами нравственного воспитания.

Р.А. Алиханова [9], З.А. Булатова [10], И.М. Дугин [11; 12] разрабатывают модели нравственного воспитания детей школьного возраста; Л.Н. Миронова [13], Е.И. Павлова и Ю.В. Сорокопуд [14; 15] – студентов учреждений среднего профессионального образования; Т.К. Грачева [16], М.С. Камышова [17], В.В. Корнилова [18], О.Б. Симонова и Н.Б. Гребенщикова [19], Н.Н. Чалдышкина и Р.Р. Лоскутова [20] – студентов вузов. Мы указываем далеко не все работы, посвященные данной проблематике в силу ограничений по объему статьи.

Представим видение моделей нравственного воспитания учащейся молодежи некоторых из названных ученых. Отметим, что нами отобраны работы, в которых отражаются наиболее общие тенденции моделирования процесса нравственного воспитания.

Модели нравственного воспитания обучающихся исследователи представляют в виде структурного образования, содержание компонентов которого раскрывает специфику модели, что в обобщенном виде показано в таблице 1.

 

Таблица 1 – Модели нравственного воспитания обучающихся различных уровней образования

Модель

Структурная составляющая

Содержание структурной составляющей

Модель духовно-нравственного воспитания школьников [9]

Составляющие:

ценностно-целевая

Цели духовно-нравственного воспитания молодежи. Идеи организации образовательного процесса как процесса «формирования у обучающихся нравственных, морально-этических и национально-культурных ценностей» [9, с. 48].

содержательная

Ориентирующий, субъектно-личностный, операционный, этический этапы.

организационно-практическая

Оптимальные формы, правила, методы воспитательной работы; взаимодействие субъектов образовательного процесса.

результативная

Степень сформированности у учащихся нравственных, морально-этических и национально-культурных ценностных ориентаций как критерий эффективности моделируемого образовательного процесса.

Модель нравственного воспитания школьников [10]

Компоненты:

целевой

Целеполагание, мотивация школьников на нравственное развитие, ценностная ориентация обучающихся.

содержательный

Изучение истории, культуры, традиций разных народов и др. (приобретение знаний о нравственности); вовлечение школьников в социально-значимую деятельность (формирование нравственных качеств, приобщение к нравственным нормам и др.).

процессуальный

Формы, методы, средства нравственного воспитания; рефлексия.

Модель процесса нравственного воспитания в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ [11]

Блоки:

нормативно-правовой

Основополагающие для организации нравственного воспитания в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ (училищах) положения, отраженные в законах, приказах и т.д.

целевой

Цель нравственного воспитания в училищах – развитие у обучающихся профессионально важных для современного военнослужащего нравственных качеств.

структурно-содержательный

Нравственно-психологическая адаптация (развитие эмпатии); нравственная социализация (освоение обучающимися социальных ролей члена кадетского коллектива, юного гражданина России; нравственно-культурная идентификация (базовых моральных ценностей и корпоративных кадетских ценностей); нравственная субъективация (развитие способности к нравственному выбору, стремление к нравственному совершенствованию).

операционально-деятельностный

Методы, средства и формы нравственного воспитания обучающихся.

оценочно-результативный

Критерии и показатели оценки уровня нравственной воспитанности обучающихся.

организационный

Организационно-педагогические условия результативности нравственного воспитания: высокий уровень профессионально-педагогической подготовленности педагогов к решению задач нравственного воспитания; организация педагогического взаимодействия с родителями и др.

Модель нравственно-этического воспитания студентов учреждений СПО [14]

Блоки:

целевой

Цель, задачи.

организационно-содержательный

Принципы, методы, условия, средства, формы.

оценочно-результативный

Критерии, показатели, уровни: высокий, средний, низкий.

Модель нравственного воспитания студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» [16]

Компоненты:

целеполагающий

Субъекты процесса воспитания и их структура, цель и задачи модели.

содержательно-деятельностный

Передача студентам нравственных знаний и социальных норм; формирование нравственно ориентированной мотивации студентов; формирование опыта нравственного поведения студентов в социуме.

коррекционно-результативный

Степень нравственной воспитанности студента и способы ее коррекции.

Модель нравственного воспитания студентов – будущих специалистов по связям с общественностью [18]

Элементы:

целевой

Единство цели и системы задач.

содержательный

Педагогические закономерности, принципы, функции нравственного воспитания.

технологический

Педагогические условия, педагогические технологии, формы организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов, основные этапы (пропедевтический, формирующий, констатирующий).

результативный

Критериально‐оценочный аппарат, позволяющий обосновать критерии, показатели и уровни сформированности нравственных ценностей студентов.

 

Как показывает анализ представленных в таблице моделей нравственного воспитания учащейся молодежи, все они содержат целевую и содержательную составляющие, абсолютное большинство включает результативную составляющую и большая часть – процессуальную или организационную составляющую. При кажущейся внешней схожести структурных составляющих моделей, наполняющие их цели, содержание, организация деятельности, формы, методы, критерии и др. для каждой из моделей индивидуальны и зависят от того, для какого возраста, уровня образования, учебного учреждения создается модель.

Основываясь на научных представлениях о моделях нравственного воспитания обучающихся, представим модель нравственного воспитания студентов вузов. Мы не заостряем внимания на специфике вуза, предлагая универсальную модель, которая в дальнейшем может быть конкретизирована в соответствии с той или иной специализацией. Наша модель – это нормативная модель, содержащая проект того, каким образом должно быть организовано нравственное воспитание в высшей школе.

Предлагаемая модель включает целевой, ценностно-мотивационный, методологический, содержательно-проектировочный, методический и результативный блоки. При этом каждый из блоков содержит взаимосвязанные структурные компоненты.

В соответствии с пониманием модели в педагогике как искусственно созданного объекта «в виде схемы, знаковых форм, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [21, с. 62], наглядно представим модель нравственного воспитания студентов вузов (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Модель нравственного воспитания студентов вузов

 

Целевой блок модели включает цель и задачи нравственного воспитания студентов.

Ценностно-мотивационный блок содержит перечень ценностей, которые, будучи осмысленными и принятыми студентами как личностно значимые, побуждают их к нравственному поведению.

Методологический блок представлен научными подходами к организации нравственного воспитания студентов вузов и принципами их реализации.

Назначение проблемно-диалогического подхода к организации нравственного воспитания студентов заключается в обеспечении в условиях диалогического общения обмена ценностями между его субъектами, которые, будучи равнозначными для участников диалога, обогащая нравственно-ценностную сферу их сознания, способствуют становлению личности студента как человека нравственного.

Назначение ценностно-смыслового подхода к организации нравственного воспитания студентов заключается в обеспечении наделения студентами знания о морали, нравственности, золотом правиле нравственности, о нравственных ценностях и другого подобного знания смыслом личностно значимым для студента, что способствует интериоризации студентами нравственных ценностей, становящихся достоянием ценностной сферы сознания будущих специалистов.

Назначение ситуационного подхода к организации нравственного воспитания студентов заключается в обеспечении в специально создаваемых преподавателем или в спонтанно возникающих ситуациях актуализации нравственных ценностей, мотивирующих конкретные действия и поступки студента.

Содержательно-проектировочный блок включает ценностное содержание учебных дисциплин и внеаудиторной воспитательной деятельности, вычленяемое преподавателем и предъявляемое студентам для осмысления и присвоения, а также педагогические условия проектирования содержания нравственного воспитания студентов на учебных занятиях и в процессе внеаудиторной работы.

Методический блок представлен конкретными формами, методами и средствами нравственного воспитания.

Результативный блок определяется критериями и уровнями нравственной воспитанности студентов.

Разработанная модель базируется на идее воспитания студента как субъекта нравственного развития. Воплощение идеи способствует становлению личности студента, у которого нравственные ценности, принятые на уровне убеждений (ценностных ориентаций), определяют его действия и поступки, формируя опыт нравственного поведения. Реализация преподавателем данной идеи в культурно-образовательном пространстве вуза предполагает активность студента, стремящегося к такому должному, которое заключено в нравственных ценностях как ценностных основаниях его деятельности.

Предлагаемая нами модель вносит вклад в решение проблемы формирования нравственной личности студента вуза и на теоретическом уровне определяет научные подходы, принципы, содержание, формы, методы и средства, обеспечивающие эффективность нравственного воспитания учащейся молодежи.

×

Об авторах

Сергей Александрович Вдовин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.a.vdovin-sui@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности

Россия, г. Самара

Оксана Константиновна Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский государственный технический университет

Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет; профессор кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного, Самарский государственный технический университет

Россия, г. Самара; г. Самара

Список литературы

  1. О воспитательной работе в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации: приказ Минобрнауки РФ от 07.04.2021 № 266 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400587357.
  2. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
  3. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  4. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405679061.
  5. Птицына Е.В., Останина С.А., Анцева В.П. Профессиональная подготовка будущего учителя в культурно-образовательном пространстве вуза // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 5–1. С. 156–160.
  6. Котлярова И.О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 6–20. doi: 10.14529/ped190101.
  7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 (33). С. 14–23.
  9. Алиханова Р.А. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6 (108). С. 46–48.
  10. Булатова З.А. Модель нравственного воспитания подрастающего поколения // Нижегородское образование. 2012. № 2. С. 72–76.
  11. Дугин И.М. Модель процесса нравственного воспитания в общеобразовательных организациях Министерства обороны // Развитие военной педагогики в XXI веке: мат-лы V межвуз. науч.-практ. конф. СПб.: ВАС, 2018. С. 520–528.
  12. Дугин И.М. Обновление педагогической модели процесса нравственного воспитания в общеобразовательных организациях Министерства обороны: выбор базовой образовательной парадигмы // Развитие военной педагогики в XXI веке: мат-лы VI межвуз. науч.-практ. конф. СПб.: ВАС, 2019. С. 569–576.
  13. Миронова Л.Н. Модель нравственного воспитания учащихся среднего профессионального образования // Успехи современной науки и образования. 2018. № 4. С. 31–35.
  14. Павлова Е.И. Организация нравственно-этического воспитания студенческой молодежи в образовательном процессе организаций СПО: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Грозный, 2020. 23 с.
  15. Павлова Е.И., Сорокопуд Ю.В. Модель нравственно-этического воспитания студенческой молодежи учреждений СПО // Вестник ГГУ. 2019. № 6. С. 6–13.
  16. Грачева Т.К. Структура и содержание модели нравственного воспитания студентов вуза, обучающихся по специальности «Дизайн» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7–1. С. 157–159.
  17. Камышова М.С. Духовно-нравственное воспитание студентов: инновационные модели // Современные исследования в России и мире: отечественный и зарубежный опыт: мат-лы XX всерос. науч.-практ. конф. (28 июня 2019 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во Южного университета ИУБиП, 2019. С. 145–148.
  18. Корнилова В.В. Педагогическое моделирование нравственного воспитания студентов // Человек и образование. 2012. № 2. С. 114–119.
  19. Симонова О.Б., Гребенщикова Н.Б. Проблема построения модели нравственного воспитания в вузе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. № 1. С. 134–138.
  20. Чалдышкина Н.Н., Лоскутова Р.Р. Модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях воспитательной системы вуза // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». 2014. № 1. С. 470–477.
  21. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61–64.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Модель нравственного воспитания студентов вузов


© Вдовин С.А., Позднякова О.К., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах