Роль юмора в формировании позитивного отношения к образовательной среде и преподавателю в техническом вузе
- Авторы: Котляренко Ю.Ю.1, Одарюк И.В.1
-
Учреждения:
- Ростовский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 12, № 2 (2023)
- Страницы: 271-276
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/607372
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023122312
- ID: 607372
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье исследуются возможности юмора как одного из педагогических приемов, формирующих положительное отношение студентов к работающим с ними преподавателям и способствующих таким образом реализации успешной учебной деятельности. Проведено эмпирическое исследование, заключающееся в изучении восприятия обучающимися своих наставников в зависимости от их речевого поведения, включающего использование юмористических приемов. Результаты показали, что преподаватели, умело оперирующие юмористическим дискурсом в учебном процессе и во внеаудиторной коммуникации, вызывают положительное отношение у обучающихся к себе и, соответственно, к преподаваемой дисциплине. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается эффективность деятельности преподавателя технического вуза в зависимости от владения им юмористическими навыками. Участниками проведенного анкетирования по данной тематике впервые стали студенты инженерных специальностей. Практическая значимость обусловлена возможностью использования результатов исследования в учебной деятельности с целью создания позитивной образовательной среды, мотивации обучающихся эмоционально представленным материалом для облегчения его понимания и запоминания. Методы исследования: описание, анализ, систематизация, обобщение теоретического материала, эксперимент по изучению отношения обучающихся к обучаемым, применяющим в преподавательской деятельности юмор как педагогический прием. Полученные Выводы представляются значимыми для учителей школ и преподавателей вузов, исследователей, занимающихся поиском инновационных инструментов в обучении.
Полный текст
Существующая потребность в постоянном развитии педагогических технологий с целью повышения качества обучения активизирует деятельность профессорско-преподавательского состава вузов и делает целесообразным исследование юмора как одного из действенных инструментов эффективности учебного процесса. Многочисленные исследования, проведенные в этом направлении, подчеркивают значимость юмора, используемого в качестве педагогического приема [1–7]. Установлено, что юмор, умело применяемый в образовательном процессе, имеет много преимуществ, к которым относят, в первую очередь, влияние юмора на учебно-познавательную деятельность обучающихся с помощью стимуляции когнитивных процессов через эмоциональную привлекательность представляемого материала, что способствует восприятию, пониманию, запоминанию и развитию умения оперировать полученной информацией [1, c. 220].
Следующим существенным преимуществом юмора является его способность выстраивать эффективное взаимодействие между участниками учебного процесса и создавать условия для установления благоприятной образовательной среды. В этом контексте юмор рассматривается как элемент неформальной коммуникации, который имеет положительный заряд, снимает тревожность учебной ситуации, способствует созданию комфортной обстановки на занятии и, следовательно, способствует успешности всего процесса обучения [2, с. 130; 3, с. 213; 4, с. 39; 5].
Однако отмечено наличие и другого типа юмора, который определяют как отрицательный или негативный юмор, его считают неуместным и советуют не применять в учебной аудитории [6, c. 176]. Такому юмору несвойственна открытость и эмпатия, поскольку он основан на стереотипах, не предполагающих наличия иного мнения. Использование подобных юмористических приемов может привести к деструктивным последствиям, разъединяя аудиторию, настраивая ее враждебно, уничтожая творческие начала и проявления инициативы.
В этой ситуации велика роль преподавателя, которая состоит в том, чтобы конструктивно использовать юмористический дискурс в учебном процессе и избежать его деструктивного влияния. Бесспорно, что в задачи обучающего входит разъяснение понятия «смешного», различия позитивного и негативного юмора, применяемого именно в учебном процессе. Моделирование правильной интеграции юмора в структуру занятия и представление определенной темы способствуют развитию у студентов собственного чувства юмора и понимания уместности его использования [1; 7]. Преподаватель как образец для подражания несет ответственность за этот процесс, учитывая особенности аудитории и ее готовность к восприятию юмора. Обязательным компонентом для этого является наличие необходимых базовых знаний у всех обучающихся, опора на которые способствует пониманию юмористического дискурса, его восприятию и дальнейшей трансляции для успешного усвоения предъявляемого материала.
Следует отметить и противоположную точку зрения, заключающуюся в том, что процесс обучения рассматривается как очень серьезное мероприятие, в котором юмор – неуместен, а шутки и смех могут негативно сказаться на самом процессе обучения и негативно повлиять на авторитет преподавателя. По мнению исследователей Т.А. Малковой, Н.В. Хисматулиной, С.А. Пугачевой, учет личности обучающего играет большую роль. Педагоги, имеющие «серьезные», пессимистичные черты характера, не склонные применять юмор в повседневной жизни, затрудняются это делать и в профессиональной деятельности. К тому же, юмору как социальному навыку не обучают в вузе [6, с. 177]. Поэтому их попытки ввести каким-то образом юмористический прием в структуру занятия заканчиваются зачастую неуспешно, воспринимаются как нелепость, вызывают у обучающихся лишь недопонимание и, как следствие, могут формировать у них отрицательное отношение к обучающему и к преподаваемой им дисциплине.
В рамках поиска новых технологий и подходов в обучении современных студентов представляется возможным изучение юмора как действенного педагогического приема в учебной практике технических вузов. Использование юмора на занятии должно быть комфортно для всех участников учебного процесса, что во многом зависит от профессионализма, а также от наличия чувства юмора у обучающего, умения находить, а зачастую создавать самому и включать в план занятия соответствующие юмористические материалы, способствуя таким образом формированию позитивной и продуктивной учебной атмосферы и успешному освоению материала по преподаваемой дисциплине. В этом заключается актуальность данного исследования.
Цель исследования состоит в изучении роли юмора как одного из педагогических приемов в формировании позитивного отношения к образовательной среде и преподавателю с целью повышения качества обучения в техническом вузе.
Задачи, которые необходимо решить:
В качестве методов исследования использованы описание, анализ, систематизация, обобщение теоретического материала, анкетирование и анализ его результатов.
Вопросы инженерного образования и в целом всей системы подготовки выпускников технических вузов к реализации профессиональной деятельности требуют в настоящее время особого внимания. Чтобы обучать конкурентоспособных специалистов, необходима ориентация на поиск новых технологий, способствующих улучшению качества образования, формированию у выпускников профессиональных и общекультурных компетенций [8, с. 14]. Учеными исследуются различные подходы, обеспечивающие подготовку таких специалистов, которые на практике могли бы использовать полученные в вузе технические и фундаментальные знания, анализировать и решать возникающие проблемы, реализовывать коммуникативные и социальные компетенции. Подчеркивается взаимосвязь развития образовательной среды обучения и изменений, происходящих в обществе и образовании, а также необходимость разработки инновационных методик на основе информационно-коммуникативных технологий [8; 9, с. 117].
Цифровая трансформация современного общества влечет за собой изменения в образовательной среде учебных заведений, предоставляя возможности по использованию цифровых платформ и гаджетов в учебном процессе. Результатом их использования в учебной аудитории и в неконтролируемых вне вузовских условиях стало появление поколения Z, для которого характерны клиповое мышление, фрагментарность восприятия информации, вместо размышления и рассуждения нужный контент представляется обучающимися как аксиома без рефлексии и анализа. Низкая концентрация внимания и поверхностное восприятие приводят к трудностям в обучении и в усвоении больших объемов новой информации. С точки зрения эмоционального воздействия злоупотребление цифровыми инструментами способствует повышенной тревожности, неуравновешенности подростков, подверженности манипуляциям, а также ослаблению эмпатии из-за постоянного воздействия цифрового контента на чувства [10, с. 5–6]. М.Н. Черкасова и А.В. Тактарова отмечают деструктивность в поведенческой модели представителей поколения Z [11, с. 102], ведущую к снижению уровня мотивации студентов к учебе.
При отсутствии у студентов положительной мотивации к обучению, подчеркивают О.Б. Симонова и Ю.Ю. Котляренко, само по себе внедрение цифровых технологий не обеспечивает формирование профессиональных компетенций. Для развития соответствующей мотивации нужны условия, позволяющие управлять уровнем заинтересованности студентов в изучении той или иной дисциплины [12]. К таким условиям, бесспорно, относится создаваемая вузом образовательная среда, под которой понимается весь комплекс условий и возможностей, имеющихся в социальном и пространственно-предметном окружении обучающихся, оказывающих влияние на качество обучения и уровень развития личности [13, с. 79]. В центре образовательной среды находится один из участников образовательного процесса – обучающий или преподаватель. От личности обучающего, его профессиональных умений и навыков зависит во многом эффективность процесса обучения. Заинтересованный преподаватель всегда находится в поиске педагогических новшеств, приемов, методов, технологий, создающих благожелательную атмосферу в учебной аудитории, способствующую процессу обучения и творчества.
Чтобы нивелировать отрицательное влияние современных гаджетов на нынешнее поколение обучающихся, предлагается применение в образовательной деятельности одного из многочисленных педагогических инструментов – юмора. Авторами, занимающимися поиском и разработкой новых, более эффективных и коррелирующих с современной действительностью педагогических инструментов, юмор представляется как неотъемлемая составляющая стратегии обучения [1], педагогическая технология [1; 3; 6], научный юмор [14], педагогическое средство [15], педагогическая техника [16]. Исходя из анализа научных публикаций и обобщения практического опыта, мы определяем юмор как педагогический прием, под которым понимается определенный элемент воспитательной технологии, имеющийся в общей или личной педагогической культуре. Как элемент личной культуры обучающего он становится компонентом педагогической технологии, применяемой при обучении различным дисциплинам: английскому языку [17], психологии [18], немецкому языку [19], физике [14], русскому языку [20].
Правомерным является вопрос о возможности использования юмора в образовательном процессе технических вузов, в учебных планах которых преобладают точные дисциплины, характеризующиеся нейтральностью, точностью, нормативностью информации, специальной терминологией и отражающие предметное своеобразие определенной сферы знаний (механики, физики, теплотехники, математики и т.д.). На первый взгляд, в процессе освоения инженерных знаний, умений и навыков не предполагается включение эмоциональных компонентов. Однако в исследованиях Т.В. Ивановой [21], Е.Г. Тулиной [22] рассматривается широкий спектр педагогических возможностей юмора в обучении и воспитании, а по мнению Н.В. Кирюхиной и Н.А. Плехановой, создание, восприятие и обмен юмором при изучении технических дисциплин предоставляет большие дидактические возможности для обучения [14, с. 148]. В качестве доказательства авторами приведены примеры использования юмора в преподавании физики, например, юмористическая презентация учебного материала, формулирование шуточного определения физического термина и т.д. Подтверждением вышеприведенной точки зрения послужит исследование С.В. Коноваловой и Л.А. Алексеенко, в котором были проанализированы юмористические аспекты изучения технического английского языка. Для овладения специальной лексикой, составляющей основу инженерного дискурса в определенной сфере знаний, рекомендовано применение нестандартных форм занятий, содержащих юмористические приемы, а в содержательном плане представленных юмористическими текстами, комиксами, деловыми играми [23, с. 83].
Совершенно справедливо В.Я. Гельман обращает внимание на разграничение применения юмора на разных видах занятий [4]. В процессе подготовки лекции рекомендованы юмористические техники, с помощью которых можно подчеркивать наиболее важные моменты, демонстрировать отношение преподавателя к высказываемым положениям, стимулировать внимание студентов к восприятию и запоминаю учебной информации. В данной ситуации юмор будет скорее спонтанным, создаваемым мгновенно. Юмористические приемы, применяемые в ходе практических занятий, представлены в сочетании с развлекательно-обучающими играми, юмористическими загадками, определениями, зачастую продумываются и подготавливаются заранее. Применение юмора в процессе контроля знаний направлено на создание комфортной атмосферы, способствует снижению напряжения, нервозности, стресса, помогает успешнее сдать зачет или экзамен [4, с. 41].
Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что наличие чувства юмора у обучающего, умение пользоваться им в учебном процессе рассматривается «как ценный навык и мощный инструмент», обладающий большим дидактическим потенциалом [3, с. 214], и выступает как компонент общей профессиональной подготовки педагога [24]. Одним из условий формирования положительного имиджа преподавателя высшего учебного заведения является наличие чувства юмора и уместное и корректное его использование [15, с. 5], а также стремление к развитию чувства юмора у себя и у своих подопечных [25]. Для подтверждения теоретических выводов в период с 01.02.2023 г. по 22.03.2023 г. проведено анкетирование обучающихся 1–2 курсов (всего 60 человек) Ростовского государственного университета путей сообщения. Гипотеза исследования заключается в том, что умелое применение юмора как педагогического приема в учебном процессе способствует формированию положительного отношения к преподавателю, к преподаваемой им дисциплине и в целом к образовательной среде вуза. Авторами исследования разработана анкета, содержащая критерии для определения результативности использования юмористических приемов в учебной деятельности. Данные критерии дефинируются как модели поведения обучающих, коррелирующие с применением юмора в учебном процессе и обладающие потенциалом формировать положительное, нейтральное или отрицательное отношение у обучающихся к обучающим. Модели поведения обучающих определены в ходе описания, систематизации и анализа представленного в исследовании теоретического материала. Результаты после математической обработки собраны в табл. 1.
Таблица 1 – Определение отношения обучающихся к моделям поведения обучающих, коррелирующим с применением юмора в учебном процессе (разработана авторами)
Модели поведения обучающих | Формирующие положительное отношение | Формирующие нейтральное отношение | Формирующие отрицательное отношение | ||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||
1 | Качество юмора преподавателя и его направленность | 45 | 75 | 13 | 22 | 2 | 3 |
2 | Учет личностных качеств обучающихся при применении юмора | 40 | 67 | 12 | 20 | 8 | 13 |
3 | Доброжелательность юмора преподавателя в учебной аудитории | 60 | 100 | – | – | – | – |
4 | Доброжелательность преподавателя в отношении шуток студентов | 60 | 100 | – | – | – | – |
5 | Способность смеяться над собственной шуткой, особенно первым | 50 | 83 | 10 | 17 | – | – |
6 | Профессиональная компетентность преподавателя, использующего юмор | 55 | 92 | 5 | 8 | – | – |
7 | Профессиональная компетентность преподавателя, не использующего юмор | 31 | 52 | 15 | 25 | 14 | 23 |
8 | Удержание внимания аудитории с помощью юридических приемов | 36 | 60 | 14 | 23 | 10 | 17 |
9 | Соблюдение дистанции между обучающим и обучающимися при использовании юмора | 24 | 40 | 32 | 53 | 4 | 7 |
10 | Удовлетворенность от занятий, на которых применяют юмор | 48 | 80 | 10 | 17 | 2 | 3 |
11 | Вовлечение студентов в учебный процесс | 56 | 93 | 4 | 7 | – | – |
12 | Доступность для взаимодействия | 38 | 63 | 12 | 20 | 10 | 17 |
13 | Уменьшение эмоциональной и интеллектуальной дистанции через юмор | 48 | 80 | 12 | 20 | – | – |
14 | Укрепление отношений между обучающим и обучающимся через юмор | 54 | 90 | 6 | 10 | – | – |
15 | Способность шутить в стрессовой ситуации | 38 | 63 | 16 | 27 | 6 | 10 |
16 | Проявление эмпатии, открытости, искренности | 54 | 90 | 5 | 8 | 1 | 2 |
17 | Стремление развивать чувство юмора у студентов | 51 | 85 | 9 | 15 | – | – |
18 | Демонстрация позитивного подхода к жизни | 60 | 100 | – | – | – | – |
Полученные данные подтверждают гипотезу о целесообразности применения юмора в учебном процессе и способности юмора формировать у обучающихся положительное отношение к обучающим в случае его уместного и корректного использования на занятиях. По всем позициям получено преобладающее большинство ответов, подтверждающих формирование положительного отношения у студентов к использованию юмора в педагогическом дискурсе преподавателей. Абсолютное большинство (100%) получили позиции 3 и 4, предполагающие применение преподавателем доброжелательного юмора самим и доброжелательной реакции на юмористические высказывания студентов. Что касается оценивания профессиональной компетенции преподавателей, использующих и не использующих юмор в учебном дискурсе (позиции 6 и 7), то амплитуда между формируемым положительным отношением достаточно велика (соответственно 92% и 52%), т.е. именно преподаватель с чувством юмора, умело его демонстрирующий, представляется современным студентам более компетентным в своей области знаний.
Модели поведения 9, 12, 13, 14, отражающие личностное и социальное взаимодействие участников образовательного процесса, вызвали у обучающихся соответственно 40%, 63%, 80%, 90% положительное отношение. При этом позиция «Соблюдение дистанции между обучающим и обучающимися при использовании юмора» оценена 53% респондентов нейтрально. Видимо, студенты демонстрируют здесь некоторую осторожность при выборе формируемого отношения к речевому поведению преподавателей. Следующие позиции (8, 10, 11), обусловленные организационными возможностями юмора в обучении, показывают возрастающий процент (60%, 80%, 93%) формирования положительного отношения студентов к преподавателям, апеллирующим в учебном дискурсе к юмору. Явно позитивные модели поведения обучающих (16, 18) получили 90% и 100% ответов, соответствующих формированию положительного отношения респондентов к речевому поведению своих наставников. Стремление преподавателей развивать чувство юмора у обучающихся (позиция 17) было тоже высоко оценено (85% положительно), что можно интерпретировать как готовность студентов учиться у своих наставников, в том числе, и чувству юмора. 15% нейтральных оценок можно объяснить недостаточной зрелостью эмоционального интеллекта некоторых представителей современного студенчества.
Подводя итог проведенному исследованию, отметим следующее: постоянно меняющиеся требования к технологиям, применяемым в высшем техническом образовании, ведут к необходимости повышения уровня профессорско-преподавательского состава вузов. Эффективность деятельности преподавателя зависит от многих факторов, в том числе и от обладания чувством юмора и умения пользоваться его дидактическими возможностями. Вовлечение студентов в учебный процесс, повышение качества обучения, укрепление отношений между обучающим и обучающимся, демонстрация позитивного подхода к жизни – таковы возможности юмора в создании продуктивной и позитивной образовательной среды технического вуза. Владение хорошим чувством юмора, умелая его демонстрация в учебной практике и социальном взаимодействии являются важными характеристиками, способствующими формированию положительного отношения к преподавателю и образовательной среде вуза.
В перспективе планируется провести анализ учебных прецедентов, когда применение юмористических приемов в учебном процессе вызывает отрицательное отношение обучающихся к обучающим и в целом к образовательному процессу в техническом вузе, а также разработку предложений по устранению подобных ситуаций.
Об авторах
Юлия Юрьевна Котляренко
Ростовский государственный университет путей сообщения
Email: kotlakot@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, Ростов-на-ДонуИрина Васильевна Одарюк
Ростовский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: odar-irina@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, Ростов-на-ДонуСписок литературы
- Малкова Т.А., Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. Влияние юмора на продуктивность и эмоциональную привлекательность преподавателя (по материалам зарубежных исследований) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 216–220. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p216-220.
- Головин Г.В. Юмор как средство создания благоприятного психологического климата на уроке иностранного языка // Совершенствование качества образования: мат-лы XIII (XXIX) всерос. науч.-метод. конф. Ч. 2. Братск: Братский государственный университет, 2016. С. 129–134.
- Малкова Т.А., Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. Роль юмора как педагогической технологии в повышении эффективности образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 75, ч. 2. С. 213–216.
- Гельман В.Я. Использование юмора в процессе обучения // Современное образование. 2021. № 4. С. 38–46. doi: 10.25136/2409-8736.2021.4.36803.
- Huss J., Eastep Sh. The attitudes of university faculty toward humor as a pedagogical tool: can we take a joke? // Journal of Inquiry & Action in Education. 2016. № 8 (1). P. 39–65.
- Малкова Т.А., Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. Некоторые особенности использования юмористического дискурса в обучении в контексте возможного негативного влияния на восприятие студентами преподавателя и учебной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 76, ч. 3. С. 176–179.
- Richmond A., Berglund M., Epelbaum V.B., Klein E.M. a + (b₁) professor–student rapport + (b₂) humor + (b₃) student engagement = (Ŷ) student ratings of instructors // Teaching of Psychology. 2015. Vol. 42, iss. 2. P. 119–125. doi: 10.1177/0098628315569924.
- Инженерное образование и системы подготовки выпускников технических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в ведущих странах мира: монография / под ред. проф. Т.Е. Исаевой. Ростов-на-Дону, 2016. 244 с.
- Одарюк И.В. Актуальность использования и анализ инновационных технологий при обучении иностранному языку в современных условиях // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2021. № 2 (43). С. 116–121.
- Бариева А.А. Студент XXI века: реалии современной российской действительности // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 6 (47). С. 4–8. doi: 10.24153/2079-5912-2020-11-6-4-8.
- Черкасова М.Н., Тактарова А.В. Деструктивная поведенческая модель поколения Z: лингвопрагматический анализ медиа-текстов // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91, № 2. С. 97–103.
- Симонова О.Б., Котляренко Ю.Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации процесса обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 1. https://mir-nauki.com/11pdmn121.html.
- Бондина О.Н. Подходы к моделированию образовательной среды при обучении иностранному языку // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (40). С. 78–82.
- Кирюхина Н.В., Плеханова Н.А. Дидактический потенциал научного юмора в обучении физике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–1. С. 147–151.
- Браженская Н.Е. Юмор как инструмент повышения эффективности образовательного процесса // Педагогический журнал. 2016. Т. 6, № 5А. С. 5–12.
- Губанов Н.Н., Рокотянская Л.О., Губанов Н.И., Мальцева О.Н. Перспективы использования юмора в контексте современных педагогических тенденций [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник» МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2019. Вып. 4 (78). doi: 10.18698/2306-8477-2019-4-619.
- Абдуллина Р.Г. Значение использования юмора на занятиях по обучению английскому языку // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 11. М.: РГУП, 2021. С. 131–138.
- Segrist D.J., Hupp S.D.A. This class is a joke! Humor as a pedagogical tool in the teaching of psychology [Internet] // https://teachpsych.org/Resources/Documents/otrp/ resources/segrist15.pdf.
- Лёшманн М. Юмор как неотъемлемая часть обучения немецкому языку как иностранному // Юмор и сатира в координатах XXI века: сб. науч. ст. по мат-лам I междунар. науч.-практ. конф. Варна, 2015. С. 68–72.
- Банис М.А. Роль юмора в обучении РКИ // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира: мат-лы XI междунар. студ. науч.-практ. конф. (г. Комсомольск-на-Амуре, 23 апреля 2020 г.). Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2020. С. 34–40.
- Иванова Т.В. Социально-педагогические возможности юмора // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 65–69.
- Тулина Е.Г. Психолого-педагогические основы юмора как средства обучения и воспитания: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 1999. 150 с.
- Коновалова С.В., Алексеенко Л.А. Юмористические аспекты в обучении иностранному языку студентов технического вуза // Глобальный научный потенциал. 2020. № 1 (106). С. 82–85.
- Сергеева О.А. Подготовка будущих учителей к использованию юмора в педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ярославль, 1999. 19 с.
- Сосунова Ю.В. Развитие чувства юмора у педагогов в целях повышения эффективности процесса обучения // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. М.: РУДН, 2011. С. 78–82.