Формирование у школьников умений переработки разных видов информации на уроках гуманитарного профиля

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В практику преподавания гуманитарных предметов входит работа с информацией как метапредметный результат обучения. Целью исследования является поиск методических путей формирования у школьников информационных умений на уроках гуманитарного цикла. В качестве предмета исследования выступают методы и приемы формирования умений переработки разных видов информации – вербальной (текстовой), невербальной (визуально-графической). В статье представлен анализ уровня сформированности информационных умений обучающихся на материале выполнения контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по учебным предметам гуманитарного цикла (русский язык, иностранный язык, литература, история, обществознание). На основе проведенного анализа авторами разработаны задания, призванные сформировать у школьников умения определять свойства информации, исходя из ее свойств: достоверность (достоверная/недостоверная), достаточность (избыточная/недостаточная), значимость (основная или второстепенная). На примере учебного предмета гуманитарного профиля «Русский язык» предложены задания на аутентичном вербальном материале, который используется в школьной практике обучения. В качестве аутентичных текстов предложены обсуждение в чатах, переписка в мессенджерах, билет на спектакль, сочинения учащихся. В заданиях отражаются вопросы на определение достоверности, достаточности информации, которые могут быть аналогично поставлены при анализе вербальной и невербальной информации в рамках других гуманитарных предметов.

Полный текст

Одной из актуальных задач российского образования становится формирование функционально грамотного человека, который способен использовать приобретаемые знания, позволяющие ему осуществлять полноценную деятельность и взаимодействие в повседневной жизни [1, с. 4; 2, с. 21]. Процесс формирования функциональной грамотности, на наш взгляд, связан с работой над информацией, которая введена в Федеральную рабочую программу основного общего образования как метапредметный результат [3, с. 33]. Информационные умения следует признать одним из индикаторов функционально грамотной личности, которая способна ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, требующего быстро и оперативно перерабатывать информацию. Сформированность информационных умений (сбор, переработка, анализ, систематизация и др.) основывается на разных видах информации. Исходя из классификационных признаков информации, выделяются следующие ее виды: главная и второстепенная, достаточная или избыточная/недостаточная, структурированная и неструктурированная, достоверная и недостоверная; звуковая, визуальная, аудитивная; текстовая (визуальная, аудитивная) и графическая (символическая, схематическая, цифровая) и т.д. [4]. В школьной практике учащиеся овладевают всеми видами и формами представления учебной информации.

Основным инструментом диагностики предметных знаний и умений в школе является государственная итоговая аттестация (ГИА), которая находит выражение в таких формах, как основной государственный экзамен (ОГЭ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ). В контрольно-измерительных материалах экзаменов по гуманитарным предметам содержатся задания, предполагающие переработку экзаменуемым разных видов текстовой (визуальной, аудитивной) и невербальной (символической, графической, цифровой) информации.

В ходе изучения КИМов мы установили, что большинство заданий подразумевают работу обучающихся с текстовой информацией, они составляют основное содержание КИМов по гуманитарным предметам. Например, экзамен по литературе построен на работе выпускника с текстом, воспринимаемым зрительно. Предлагаемые варианты по русскому и иностранному (английскому) языкам предусматривают выполнение школьниками заданий, связанных с текстовой, озвученной диктором информацией. На аудитивной информации построены задания по русскому языку – прослушать текст в записи и написать сжатое изложение, а по иностранному языку – задания на прослушивание дикторского текста (аудирование). Экзаменационные варианты ОГЭ по истории и обществознанию широко используют визуально-графическую, символическую информацию: карты, изображения произведений искусства, портреты правителей, общественных деятелей, изображения достопримечательностей, схемы, изображения, графики, диаграммы и гистограммы.

Нами был проведен анализ экзаменационных вариантов 2022 года с целью выяснения, насколько успешно выпускники основной школы выполняют задания, основанные на разных видах информации. Мы обратились к отчетам результатов проведения ГИА в разных регионах, которые позволяют выявить затруднения учащихся в работе с различными видами информации. Согласно данным отчета о результатах ГИА, например, в Саратовской области, удалось установить характер заданий, которые вызывают наибольшие трудности у выпускников основной школы [5].

При анализе текста изложения установлено, что с передачей содержания текста, воспринятой на слух, не справилась половина экзаменуемых – 52%. Результаты проверки выполнения задания, связанного с сжатым изложением, показали, что школьники способны узнавать смысловые маркеры, передающие основную информацию. Отмечены случаи, когда выпускники подменяли исходные микротемы собственными, что приводило к искажению смысла текста.

Анализ результатов ОГЭ по истории свидетельствует о том, что у обучающихся в целом сформированы умения работать с цифровой, символической, графической информацией (картами и схемами). Итоги результатов по обществознанию показали несформированность почти у двух третей выпускников основной школы умений осуществлять поиск информации на основе представления ее в разных видах. С поиском информации по фотоизображению справились лишь 33% участников экзамена, в диаграммах и таблицах – 48%.

Резюмируя результаты, скажем, что учащиеся справляются с вербальной (текстовой) информацией, воспринимаемой зрительно, лучше, чем на слух. В этом плане следует усилить работу с аудиотекстами, аудиоприложениями, аудиоучебниками, где акцент сделан на извлечение информации слухового характера [6]. В плане работы с невербальной (символической, графической, цифровой) информацией существенные затруднения вызывает построение монологического высказывания по таблице, схеме, инфографике и т.д. Стоит отметить, что не только общая несформированность информационных умений, но и отсутствие какого-либо отдельного умения может оказать негативное влияние на процесс дальнейшего обучения [7, с. 39]. На наш взгляд, для наибольшей эффективности работа по формированию умений работать с информацией должна вестись на межпредметном принципе, в рамках учебных предметов одного профиля, например, гуманитарного. Подобная деятельность требует достаточно высокого уровня подготовки педагогов, чтобы каждый учитель-предметник на материале своей дисциплины имел возможность формировать у обучающихся информационные умения в формате разных видов информации [8, с. 33]. Такое построение работы позволит внести разнообразие в характер предлагаемых заданий, тем самым способствовать активному включению полученных сведений в практическую деятельность обучающихся [9, с. 80].

Остановимся на одном учебном предмете гуманитарного профиля – «Русский язык» и проиллюстрируем примерами методику в работе по формированию умений перерабатывать информацию вербального характера. Отметим, что при изучении русского языка школьники традиционно работают с текстами, с языковыми и речевыми таблицами, схемами предложений, репродукциями картин, фотографиями и др. К информационному содержанию дидактического материала можно поставить вопросы и задания, связанные с определением, какая информация отражена или имеется в тексте: основная и второстепенная, достоверная (правдивая) и ложная (недостоверная), избыточная и недостаточная.

Сегодня заметна тенденция знакомства учащихся с таким свойством информации, как достоверность. Достижение этой задачи возможно через обращение к аутентичным текстам, распространенным в повседневной жизни, с которыми школьник осуществляет взаимодействие ежедневно. К таким текстам относятся рекламные тексты, инструкции, объявления, интервью, репортажи, переписки собеседников в социальных сетях, дискуссии в чатах и т.д. [10, с. 5; 11, с. 189].

Так, в учебниках по русскому языку для 7 класса (авторы А.Д. Шмелев и др.) встречаются задания, основанные на аутентичных текстах – обсуждениях в чате [12, с. 76].

Задание учебника: На одном из сайтов Интернета пользователи обсуждали интересный вопрос: Слушать и слышать – что общего и в чем различие. Прочитайте один из ответов и выслушайте несколько мнений. Напишите свой ответ на вопрос.

Учащимся можно предложить дополнительные вопросы после того, как они выслушали мнения и обсудили их. Например, насколько услышанное мнение твоих одноклассников является верным, основывается ли оно на фактах; насколько приведенное мнение отражает достоверную информацию, основано ли оно на аргументах, являются ли они достаточными или избыточными и т.д.

Предлагаем учителю русского языка включить в работу аутентичный материал, например анализ переписок, специально составленных в учебных целях. Представим в качестве образца переписку родителей и детей в чате о выполнении домашних обязанностей (рис. 1). Обращаем внимание на расположение реплик, их оформление в графику и цвет. Предлагаемый материал должен быть представлен в таком виде, чтобы внимание школьника было направлено на содержание текста, осмысление содержащейся информации.

 

Рисунок 1 – Пример переписки, предлагаемой обучающимся для анализа на уроках русского языка

 

Разбирая представленную переписку родителя и подростка, задаем следующие вопросы: 1) Забрал ли Миша заказ? – Нет. 2) Почему ему не удалось этого сделать? – В пункте выдачи был технический перерыв. 3) Что сказала Мише мама, когда узнала, что пункт выдачи заказов закрыт? – Посоветовала сходить за хлебом. 4) Как разрешилась ситуация? – Миша не забрал заказ, а поехал к другу.

В заключение выясняем, какая информация является основной, а какая второстепенной, излишней в переписке. Затем можно задать вопрос, можно ли считать данную информацию достоверной и почему.

На уроке организуем работу учащихся с информацией, представленной в театральном билете (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Пример оформления театрального билета

 

Учащимся предложены следующие вопросы и задания:

  1. Рассмотрите билет на спектакль.
  2. Какая информация является важной для того, чтобы вы смогли посетить мероприятие? Достаточно ли для посещения спектакля сведений?
  3. Какие сведения доказывают, что в билете информация достоверная?
  4. Представьте, что вы находитесь в помещении театра перед началом спектакля. Устно опишите ваши дальнейшие действия. Какая информация, указанная в билете, вам необходима?
  5. Вам нужно вызвать такси после спектакля. Подумайте, какую информацию вы должны сообщить в службу. Есть ли необходимая для звонка информация в билете? Инсценируйте диалог в классе.

Аналогично может быть организована работа по электронным билетам на самолет, поезд, кассовому чеку. Можно расширить работу с информацией на аутентичных текстах, созданных самими учащимися. Использование текстов письменных высказываний учащихся в качестве аутентичного материала позволяет учителю задавать вопросы по определению свойств информации, соответствия содержания заявленной теме и основной мысли высказывания.

В этом случае можно предложить задание: Прочитайте текст сочинения одноклассника. Оцените наличие в тексте информации. Варианты предлагаемых заданий:

  1. Что делает этот текст незавершенным? Какая информация отсутствует в тексте, что нужно добавить?
  2. В какой части есть лишняя информация? Докажите.
  3. В тексте сочинения есть недостоверная информация, фактические ошибки. Найдите их и исправьте.

Таким образом, формирование умений обучающихся перерабатывать информацию как метапредметный результат необходимо выстраивать, раскрывая разные свойства информации и способы ее презентации. Следует обогатить работу с информацией пониманием ее достоверности и недостоверности, достаточности, избыточности и недостаточности, выделением в потоке сведений основного и второстепенного прежде всего на уроках гуманитарных предметов. Задания, приближенные к жизни, т.е. связанные с работой на современном достоверном материале, позволяют формировать умение перерабатывать информацию разных видов, акцентировать внимание на аутентичной информации и функциональном применении ее в жизненных и учебных ситуациях.

×

Об авторах

Галина Михайловна Кулаева

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: galina-kulaeva@yandex.ru

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания русского языка

Россия, Оренбург

Мария Игоревна Жулева

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zhuleva.mariya@mail.ru

студент филологического факультета

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Методические рекомендации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся: сб. метод. рек. / авт.-сост. О.Н. Бершанская, Т.Ю. Ерёмина, Г.А. Кобелева, Н.В. Носова, С.А. Окунева, А.В. Ряттель. Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. 135 с.
  2. Гатаулина Н.А. Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы через игровые технологии // Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. / сост. Г.В. Токарев. Тула, 2018. С. 21–25.
  3. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Русский язык» (для 5–9 классов общеобразовательных организаций). М., 2022. 130 с.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. 224 с.
  5. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2022 году в Саратовской области. Саратов, 2022. 387 с.
  6. Асеева Д.В., Кулаева Г.М. Методический потенциал дикторского текста в обучении русскому языку // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 1. С. 9–13.
  7. Власова И.Н. Формирование умений работать с информацией в условиях реализации ФГОС основного общего образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 36–45. doi: 10.24411/2712-827x-2020-10204.
  8. Науменко О.В. Формирование умения будущего учителя работать с информацией // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (156). С. 33–37.
  9. Жаналина Л.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. № 1 (23). С. 78–81.
  10. Кулаева Г.М., Якимов П.А. Стратегии, приёмы и инструментарий работы с учебным сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе: метод. рекомендации. Оренбург: Оренбургская книга, 2021. 68 с.
  11. Аниськина Н.В. Читательская грамотность как универсальное учебное действие // Функциональная грамотность: Новые дидактические решения и методические императивы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. С. 188–196.
  12. Шмелев А.Д., Савчук Л.О., Флоренская Э.А. Русский язык: учебник для 7 класса. М.: Просвещение, 2022. 400 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Пример переписки, предлагаемой обучающимся для анализа на уроках русского языка

Скачать (46KB)
3. Рисунок 2 – Пример оформления театрального билета

Скачать (11KB)

© Кулаева Г.М., Жулева М.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах