Научно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации высшего образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ интернационализации образования как ведущего направления развития высшего образования в контексте глобализации. Автор рассматривает отечественные и зарубежные теории интернационализации образования, выделяя в ней политические, экономические, демографические и педагогические стороны, что доказывает многоаспектность данного научно-образовательного феномена. Необходимость усиления геополитического влияния России в мире и укрепления конкурентных преимуществ российского образования актуализируют исследовательский интерес к успешному опыту зарубежных стран в области интернационализации образования, возможности его использования в российских вузах. Научная новизна и теоретическая значимость выполненного исследования заключается в обосновании и характеристике научно-методических условий адаптации зарубежного опыта интернационализации образования. Автор доказывает, что научно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования включают в себя теоретико-методологические условия, организационно-методические условия, учебно-методические и психолого-методические условия. Комплексная реализация выявленных условий позволяет обеспечить системное внедрение международного измерения в образовательную, исследовательскую, управленческую деятельность вузов. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в развитии международной деятельности вузов, в интеграции современных инструментов интернационализации высшего образования с учетом российских академических и научных традиций.

Полный текст

Введение. Постановка проблемы исследования

В сложных геополитических условиях внимание исследователей привлекают ведущие тенденции развития высшего образования в современных условиях, среди которых особое место занимает интернационализация образования.

Самым распространенным является определение интернационализации образования как «…процесса, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [1, с. 2]. Интернационализация высшего образования в наиболее общем виде определятся как процесс включения международного, межкультурного и глобального измерения в стратегии и практическую деятельность вузов [2, с. 353]. Интернационализация высшего образования в современном контексте выступает как стратегия активного внедрения международного измерения во все базовые сферы жизнедеятельности вуза [3, с. 128].

Возрастающее значение интернационализации образования проявляется в ее влиянии на открытость и взаимодействие между национальными образовательными системами на основе их ценностной адаптации. Именно это позволяет не только сохранять образовательные традиции отдельных стран, но и распространять их в других странах [4, с. 39].

В исследованиях последних лет отмечается значимость разработки стратегий интернационализации национальных систем высшего образования [4, с. 40], стратегий интернационализации на уровне отдельных университетов [5, с. 211; 6, с. 6].

В научной литературе анализируется опыт ряда государств, принявших национальные стратегии интернационализации образования: Национальная стратегия международного образования до 2025 г. (Австралия), Национальная стратегия образования (Канада), Национальный план развития и реформирования образования на средне- и долгосрочный период (2010–2020 гг.) (Китай). В таких странах, как Германия, Малайзия, Новая Зеландия, США, Франция, Швеция и др. приняты и реализуются национальные стратегии интернационализации высшего образования [7, с. 21].

Согласно недавним исследованиям, лишь 11% стран разработали за последнее десятилетие национальную стратегию интернационализации. Три четверти из этих стран входят в Организацию экономического сотрудничества и развития [8].

Российские авторы подчеркивают необходимость развития национальной стратегии интернационализации образования [9, с. 77], поскольку наблюдается дефицит системности и сознательного использования механизмов интернационализации [10, с. 66].

Государственную значимость и объективную необходимость стратегии интернационализации образования подчеркивает принятый в 2017 году приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», в соответствии с которым предполагается увеличение количества иностранных студентов в российских вузах с 220 тыс. чел. до 710 тыс. чел. в 2025 г. [11].

Проведенный анализ научной литературы позволяет обозначить существующее противоречие между возрастанием роли интернационализации образования в современных условиях, необходимостью использования накопленного в других странах опыта и недостаточным научно-методическим обоснованием адаптации зарубежного опыта интернационализации образования в российских вузах. Целью исследования является выявление научно-методических условий адаптации зарубежного опыта интернационализации высшего образования.

Анализ публикаций по теме исследования

В зарубежных исследованиях достаточно детально и всесторонне рассмотрена эволюция подходов к интернационализации образования как развивающейся концепции, на которую оказывают существенное влияние академические, политические, социокультурные и экономические факторы [12; 1; 13].

Исследователи считают, что современной концепции интернационализации образования не более 30 лет [13, с. 12–14]. В эти годы интернационализация образования носила ситуативный, фрагментарный характер и не приобрела черты комплексной стратегии, особенно на уровне национальных правительств. Это проявилось в слабой согласованности международной деятельности в области образования, научных исследований и реализации социальной миссии университетов. Элитарный характер интернационализации образования выступал барьером для развития образования в ряде стран. В условиях глобализации появились новые тенденции интернационализации образования, обусловленные социально-политическими изменениями в мире. Речь идет, в частности, об универсальном характере, целенаправленности интернационализации как компонента образовательной политики и ее существенном влиянии не только на повышение качества образования, но, что приобретает особое значение, влиянии на достижение целей устойчивого развития [14, с. 5–7].

Многоаспектность интернационализации образования как междисциплинарного феномена представлена и в российских исследованиях.

Анализ литературы позволяет выделить следующие исследовательские аспекты в изучении интернационализации образования:

– политические аспекты: интернационализация образования как геополитический ресурс «мягкой силы» [15–18];

– экономические аспекты: интернационализация образования и экспорт образовательных услуг, усиление конкурентных преимуществ образовательных организаций и национальных образовательных систем [9; 6; 19–21];

– демографические аспекты: интернационализация образования как фактор образовательной миграции [22; 23];

– педагогические аспекты: интернационализация образовательной среды [10], интернационализация образовательных программ [24], интернационализация учебных дисциплин [25].

Следует отметить, что, несмотря на различия в трактовке понятий интернационализации образования, большинство авторов согласны с выводом об интенсификации процессов интернационализации в условиях глобализации.

В научной литературе представлен широкий круг исследований, посвященных анализу интернационализации образования в контексте глобализации [5; 4; 26].

Анализ процессов интернационализации образования в разных странах приводит авторов к закономерному выводу о том, что интернационализация образования не может быть отделена от глобализации [2, с. 352].

Глобализация может быть рассмотрена как процесс, влияющий на интернационализацию, поскольку интернационализация меняет мир образования, и глобализация меняет мир интернационализации [1, с. 3].

Основные результаты

Интенсификация процессов глобализации в мире актуализирует изучение успешного опыта интернационализации образования в Финляндии [27], Италии [28], Китае [29], Германии [30] и других странах.

Обобщение результатов выполненных исследований позволяет сформулировать вывод о необходимости научно-методического обеспечения адаптации зарубежного опыта к российской академической среде, к особенностям национальной системы образования и отдельных университетов.

С нашей точки зрения, успешность адаптации международных практик интернационализации образования предполагает создание в российских вузах системы научно-методических условий, которые включают в себя теоретико-методологические условия, организационно-методические условия, учебно-методические и психолого-методические условия.

Рассмотрим выделенные условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования подробнее.

Теоретико-методологические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования предполагают:

– научное обоснование направлений изучения и адаптации зарубежного опыта интернационализации образования в области образовательной, исследовательской, управленческой деятельности в вузе;

– теоретический анализ многомерности, многоуровневости и многоаспектности интернационализации образования как научно-практического феномена;

– научное обоснование критериев оценки зарубежного опыта интернационализации образования и его значения для вузовской системы образования;

– теоретико-методологическое обоснование механизмов интеграции интернационализации образования в стратегию развития вуза с учетом международного опыта;

– научное обоснование форм интеграции зарубежного опыта интернационализации образования в деятельность университета;

– выявление возможных барьеров при адаптации зарубежного опыта интернационализации образования, их систематизация и классификация;

– педагогическое обоснование предупреждения и преодоления барьеров при адаптации зарубежного опыта интернационализации образования.

Организационно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования включают:

– обеспечение непрерывной методической подготовки преподавателей, исследователей университета к использованию зарубежного опыта интернационализации образования;

– организацию системного изучения преподавателями, исследователями университета зарубежного опыта интернационализации образования с учетом профиля подготовки, региональных особенностей, научных и профессионально-личностных интересов педагогических и научных сотрудников;

– разработку и реализацию в вузе совместных с зарубежными партнерами образовательных и научных проектов и программ;

– организацию международной аккредитации основных и дополнительных образовательных программ;

– размещение вузовских образовательных программ на международных образовательных платформах;

– организацию взаимообмена преподавателями между российскими и зарубежными вузами;

– интенсификацию международной входящей и исходящей академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей.

Учебно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования обеспечивают:

– разработку основных и дополнительных образовательных программ с учетом зарубежного опыта;

– включение в содержание учебных дисциплин результатов зарубежных научных исследований;

– разработку учебно-методического обеспечения дисциплин, создающего условия для использования зарубежного опыта организации самостоятельной работы студентов проектно-исследовательского характера;

– использование современных образовательных технологий, обеспечивающих международный контекст создания мотивационной среды обучения, формирования компетенций межкультурного взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности;

– разработку методических рекомендаций для преподавателей по использованию зарубежного опыта интернационализации образования в организации образовательного процесса;

– научно-методическое обобщение лучших образовательных практик по использованию зарубежного опыта интернационализации образования.

Психолого-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования предполагают:

– диагностику уровня сформированности компетенций межкультурной коммуникации у студентов и преподавателей вуза;

– организацию для студентов и преподавателей вуза тренингов развития компетенций межкультурной коммуникации, овладения навыками делового общения с учетом международного контекста;

– разработку системы психологического сопровождения интернационализации образования в университете;

– развитие у преподавателей вуза психологической готовности к работе с иностранными студентами, включению их опыта образования в зарубежных образовательных системах в систему работы вуза;

– обучение преподавателей технологиям профилактики стресса аккультурации иностранных студентов, создания безопасной образовательной среды в процессе знакомства с мультикультурным опытом;

– профилактику и преодоление психологических барьеров при адаптации зарубежного опыта интернационализации образования.

Заключение

Анализ интернационализации высшего образования как многоаспектного научно-практического феномена, фактора усиления геополитического влияния российского образования в современном мире позволяет сформулировать следующие основные выводы.

  1. Интернационализация образования, являясь одной из ведущих тенденций развития высшего образования в условиях глобализации и новых геополитических реалий современности, вызывает активный исследовательский интерес представителей широкого круга научных специальностей.
  2. Объективная необходимость укрепления конкурентных преимуществ российского образования на международном уровне актуализирует системное изучение опыта интернационализации образования в зарубежных странах-лидерах и его адаптацию к локальным социокультурным условиям и национальным академическим традициям.
  3. Успешность адаптации зарубежного опыта интернационализации образования предполагает создание в российских вузах системы научно-методических условий, которые включают в себя теоретико-методологические условия, организационно-методические условия, учебно-методические и психолого-методические условия, что позволяет обеспечить:

– системную интеграцию современных инструментов интернационализации образования в стратегии развития вузов, укрепления их международного статуса и деловой репутации;

– комплексный подход к внедрению международного измерения в образовательную, исследовательскую, управленческую деятельность вузов;

– взаимосвязь ориентации на лучшие практики ведущих образовательных и научных центров мира и активное распространение в мире российских академических и научных достижений.

  1. Требуется дальнейшее изучение научно-методического обеспечения системы мониторинга системного использования и адаптации зарубежного опыта интернационализации высшего образования.
×

Об авторах

Ольга Викторовна Алдакимова

Армавирский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: aldakimova.olga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9218-901X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии

Россия, Армавир, Краснодарский край

Список литературы

  1. Knight J. Updated Internationalization Definition // International Higher Education. 2003. № 33. P. 1–3.
  2. Rosyidah N., Matin, Rosyidi U. Internationalization in higher education: university’s effective promotion strategies in building international trust // European Journal of Educational Research. 2020. Vol. 9, is. 1. P. 351–361. doi: 10.12973/eu-jer.9.1.351.
  3. Рыжкова И.В., Сергеев А.М. Интернационализация опорного университета: арктический вектор // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 3. С. 127–136. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-127-136.
  4. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31–43. doi: 10.32744/pse.2019.3.3.
  5. Алешина И.В. Интернационализация: стратегия развития университета в эпоху глобализации // Вестник Университета. 2017. № 3. С. 210–214.
  6. Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета: монография / М.Ю. Махотаева [и др.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. 210 с.
  7. Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13–28.
  8. Crăciun D. National policies for higher education internationalization: a global comparative perspective // European higher education area: the impact of past and future policies / eds. A. Curaj, L. Deca, M. Pricopie. Cham: Springer International Publishing, 2018. P. 95–106.
  9. Кроливецкая С.М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 73–78. doi: 10.22394/1726-1139-2018-12-73-78.
  10. Малкова И.Ю., Масленникова О.Г. Международная программа магистратуры как ресурс интернационализации образовательной среды // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 66–73. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-66-73.
  11. О приоритетном проекте «Экспорт образования» [Электронный ресурс] // Правительство России. http://government.ru/info/27864.
  12. Alsharari N.M. Internationalization of the higher education system: an interpretive analysis // International Journal of Educational Management. 2018. № 32 (3). P. 359–381.
  13. De Wit H. Internationalization in higher education: a critical review // SFU Educational Review. 2019. № 12 (3). P. 9–17. doi: 10.21810/sfuer.v12i3.1036.
  14. De Wit H., Rumbley L.E. Professional development in international education. the example of the Boston College MA in international higher education // Internationalization of Higher Education. 2017. A Handbook. Is. 3. P. 2–14.
  15. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 31–58. doi: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58.
  16. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8–9. С. 9–20. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20.
  17. Ковба Е.Г., Грибовод Д.М. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 9–31. doi: 10.17853/1994-5639-2019-10-9-31.
  18. Li J. Conceptualizing soft power of higher education, perspectives on rethinking and reforming education. Singapore: Springer, 2018. 251 p.
  19. Нефедова А.И. Модель экспорта российского высшего образования // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2017. № 12. С. 136–148.
  20. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 9–26. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26.
  21. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 27–40. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40.
  22. Иманкулова Н.Б., Мошляк Г.А. Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН) // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 3. С. 499–508. doi: 10.22363/2313-0660-2019-19-3-499-508.
  23. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 4. С. 131–139. doi: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139.
  24. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Викторова А.О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 3. С. 126–135.
  25. Копусь Т.Л. Практики интернационализации учебных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. doi: 10.17513/spno.29276.
  26. Wihlborg M., Robson S. Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts // European Journal of Higher Education. 2018. Vol. 8, is. 1. P. 8–18.
  27. Добрынина Н.И., Бабушкина Е.В. Интернационализация университетов: опыт Финляндии при разработке стратегии интернационализации российских образовательных организаций высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 280–284.
  28. Красильникова Н.В., Кузьминых Ж.О. Интернационализация образовательного процесса в современном университете: опыт Италии, возможности для России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 193–199.
  29. Старыгина А.М. Интернационализация высшего образования в России в контексте двусторонних отношений с Китаем // Гуманитарий Юга России. 2017. № 2 (26). С. 280–290.
  30. Пацукевич О.В. Опыт Германии в сфере интернационализации высшего образования // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 4. С. 165–168.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Алдакимова О.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.