Научно-практические основы формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования
- Авторы: Рябова Н.В.1, Барцаева Е.В.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
- Выпуск: Том 8, № 3 (2019)
- Страницы: 310-315
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/34396
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201983314
- ID: 34396
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье раскрываются научно-практические основы формирования готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников в организациях дополнительного образования. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновываются ключевые понятия исследования, рассматриваются возможности организаций дополнительного образования для формирования социально-бытовой деятельности. Понятие «готовность к социально-бытовой ориентации» определяется в логике социокультурного, системного, деятельностного, антропологического подходов и характеризуется как свойство личности, позволяющее проектировать ориентировочную основу социально-бытовой деятельности и реализовывать все ее виды. Рассматривается возможность формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования. В работе «дополнительное образование» рассматривается как инструмент развития социально-значимых качеств личности, обеспечивающих социальную адаптацию к темпам социальных и технологических перемен. Организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста обеспечивают единство процессов воспитания, обучения и развития ребенка. В работе представлены результаты проектирования содержательного и процессуального аспектов формирования готовности к социально-бытовой ориентации. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Центра продленного дня Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. В данной организации дополнительного образования создана развивающая образовательная среда, где осуществляется комплексное взаимодействие специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог), что обеспечивает равные «стартовые» возможности для всех детей дошкольного возраста в аспекте социально-бытовой адаптации. Проведенное исследование показало, что разработанное содержание программы кружка с ориентацией на социально-бытовую направленность, реализованное с дошкольниками в индивидуальной и групповой форме развивающими методами и средствами обучения, обеспечило динамику овладения готовностью к социально-бытовой деятельности.
Полный текст
Введение
В современной реформируемой отечественной системе образования особое внимание уделяется проблеме социализации ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы (И.Г. Бочарова, Л.Р. Болотина, О.В. Буданова, Н.Д. Ватутина, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Л. Кононко и др.) позволил сделать вывод о том, что данный процесс осуществляется последовательно и планомерно с момента рождения малыша, приобретая особую актуальность в дошкольном возрасте. В этот возрастной период начинает формироваться новый опыт социальных отношений, в игре как ведущем виде деятельности развивается ролевое поведение, усваиваются нормы, правила и ценности, принятые в социуме. Дошкольник начинает самостоятельно познавать окружающую действительность, социальную и бытовую среды, осваивать различные виды социально-бытовой деятельности. Основу данного процесса составляет интегративная характеристика личности – социально-бытовая ориентация [1].
Актуальность проблемы становления и развития готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников предопределяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), где указана «… необходимость формирования у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе; развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирования готовности к совместной деятельности с ними; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, а также позитивных установок к различным видам труда и творчества, основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира» [2]. Сегодня возможности для формирования готовности к социально-бытовой ориентации у детей дошкольного возраста открываются как для организаций дошкольного, так и дополнительного образования.
Целью нашего исследования стало обоснование ключевых понятий и возможностей формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования.
Результаты теоретического исследования
Понятие «социально-бытовая ориентация» рассматривается нами многоаспектно с позиций следующих подходов: социокультурного (механизм адаптации, обеспечивающий усвоение ребенком социокультурного опыта общественных отношений и позволяющий включаться в окружающую социально-бытовую среду, чувствовать себя в ней комфортно, реагировать адекватно на происходящие изменения); системного (адаптационный механизм – ориентация в социальной среде, формируемый в процессе взаимодействия двух систем («человек» и «социальная среда») и обеспечивающий изучение и освоение окружающей социально-бытовой среды и деятельности); деятельностного (ориентировочная основа социально-бытовой деятельности человека, обеспечивающая общую ориентировку и ориентировку на исполнение, проектирующие результат (конечный образ продукта) и условия ее протекания, выделяя оптимальные способы реализации, уточняя специфические действия и операции, а также порядок их следования; способствующая изучению и обследованию социально-бытовой среды, в которой будет протекать данная деятельность; участвующая в формировании ее ориентировочной основы, системы социально-бытовых знаний, умений и практико-ориентированного опыта); антропологического (средство социализации, обеспечивающее понимание и эмоциональное восприятие доступной части мира, участвующее в деятельности и общении, а также позволяющее ребенку включаться в социальную среду и овладевать различными видами социально-бытовой деятельности). Таким образом, понятие «социально-бытовая ориентация», с позиций социокультурного, системного, деятельностного и антропологического подходов, определяется как механизм социализации (социальной адаптации), ориентировочная основа социально-бытовой деятельности, средство их реализации [3, с. 23]. Ключевое значение в подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности в социуме и быту имеет готовность к социально-бытовой ориентации.
Понятие «готовность» рассматривается исследователями в различных областях науки и практики (А.Л. Денисова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.Д. Левитов, М.И. Махмутов, О.В. Митасов, С.Г. Новиков, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Т.М. Теплов, С.Н. Чистякова и др.). Оно характеризуется многоаспектно, а именно: установка (Н.Д. Узнадзе), способность (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), отношение (А.В. Веденов), качество (К.К. Платонов, В.И. Ширинский) и единство свойств личности (В.А. Крутецкий, С.М. Лыбин), ситуативное (П.А. Рудник) и психическое состояние (М.И. Дьяченок, Л.А. Кондыбович), личностное образование (Л.В. Григоренко, Л.Д. Кондрашова, В.А. Сластенин). Понятие «готовность» рассматривается нами в двух аспектах: во-первых, как состояние (отражает сущность задачи, принятой к решению, а также условия ее выполнения, требующие сформированности определенных знаний и умений); во-вторых, как качество личности (связано с интеллектуальной сферой человека, его эмоционально-волевыми характеристиками, потребностями и мотивами участия в предстоящей работе). Таким образом, «готовность к социально-бытовой ориентации» определяется нами как свойство личности, обеспечивающее ориентировочную основу и выполнение различных видов социально-бытовой деятельности [4, с. 100; 5]. С учетом научных трудов Б.Г. Ананьева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Д.Н. Узнадзе структура готовности к социально-бытовой ориентации представлена такими компонентами, как личностный, когнитивный и деятельностный.
Содержательный аспект указанных компонентов структуры готовности соотносится с психолого-педагогическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. Анализ работ ученых (Л.С. Выготский [6], А.Н. Леонтьев [7], Д.Б. Эльконин [8], С.Л. Рубинштейн [9] и др.) свидетельствует, что характеристика основных возрастных новообразований (становление основных личностных механизмов и образований, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в общении с людьми, развиваются мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы, формируется самосознание), специфика социальной ситуации развития (ребенок – взрослый), особенности ведущей деятельности (игровая) дают возможность рассматривать старший дошкольный возраст как сенситивный период формирования готовности к социально-бытовой ориентации. Содержательное наполнение структурных компонентов готовности к социально-бытовой ориентации может быть представлено следующим образом: личностный компонент включает ценностные ориентации; мотивационную направленность; эмоциональное благополучие; интегративные качества личности, обеспечивающие становление и развитие готовности к социально-бытовой ориентации [10]; когнитивный компонент включает элементарные представления о себе и об окружающем мире; элементарные социокультурные представления; элементарные представления о социально-бытовой деятельности; элементарные представления о нормах и правилах поведения в социуме [11]; деятельностный компонент включает общеинтеллектуальные; общетрудовые; социально-бытовые; коммуникативные умения [12].
Далее остановимся на проектировании процесса формирования готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников в условиях дополнительного образования. В педагогике понятие «формирование» определяется как процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов, подразумевает некую целостность личности, достижение уровня зрелости, устойчивости (Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин). В.А. Сластенин понятие «формирование» рассматривает как цель психолого-педагогического процесса, который заключается в создании и обеспечении оптимальных условий для приобретения субъектом тех или иных психологических качеств посредством собственной деятельности [13]. В нашем исследовании «формирование готовности к социально-бытовой ориентации» определяется как целенаправленный процесс, обеспечивающий развитие интереса и мотивации к социально-бытовой деятельности, осознания её значимости, формирование личностных качеств, социально-бытовых знаний и умений, накопление опыта практико-ориентированной деятельности [14; 4].
Нами выделены этапы процесса формирования готовности к социально-бытовой ориентации: развитие интереса и мотивации к социально-бытовой деятельности (интересы и мотивы являются гарантами формирования познавательной активности и актуализации познавательных мотивов и, как следствие, приобретения знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующей жизни; мотив обеспечивает удовлетворение потребностей человека, побуждая его к деятельности; предопределяет ее направление, определяет объект; обеспечивает выбор средств достижения цели путем понимания причины выполнения своих действий и поступков; мотивация связана с интересами и направленностью личности; необходимостью адаптации к новой жизненной ситуации); осознание значимости социально-бытовой ориентации (на этом этапе необходимо сформировать ориентировочную основу деятельности путем понимания конечной и промежуточных целей, постановки задач, выбора оптимальных условий протекания, что составляет теоретическую сторону деятельности; ориентировочная основа деятельности обеспечивает эффективную реализацию ее практической составляющей, направленной непосредственно на преобразование объектов и получение результата); формирование личностно-значимых качеств, социально-бытовых знаний и умений, практико-ориентированного опыта деятельности (на этом этапе необходимо формировать личностно-значимые качества, позволяющие успешно адаптироваться в обществе; знания, позволяющие ребенку включиться в окружающую социально-бытовую среду; общетрудовые и социально-бытовые умения, обеспечивающие накопление опыта практико-ориентированной деятельности; успешность реализации данного этапа обеспечивается применением полученных знаний, умений и опыта в повседневной жизнедеятельности) [1].
Специфика формирования готовности к социально-бытовой ориентации определяется тем, что данный процесс осуществляется в условиях, во-первых, максимально приближенных к реальной социально-бытовой среде, во-вторых, в организациях дополнительного образования.
Понятие «дополнительное образование детей» раскрывается многоаспектно, а именно: самостоятельная образовательная сфера (В.В. Абраухова, А.Г. Асмолов, Г.П. Буданова, В.А. Горский, Г.И. Гузева и др.); часть общей системы образования (В.П. Голованов, А.В. Скачков, Н.И. Фуникова, Л.Н. Ходунова; А.И. Щетинская и др.); процесс (В.А. Березина; А.К. Бруднов, Е.Б. Евладова, Л.А. Николаева и др.); пространство (А.Я. Журкина, Л.Г. Логинова, Л.Ю. Ляшко, Н.А. Нефедова, В.В. Усанов и др.), система (А.В. Егорова, Е.В. Смольников, М.И. Чеков, О.Г. Тавстуха и др.). Таким образом, в современном образовательном пространстве понятие «дополнительное образование» характеризуется как инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен. Дополнительное образование прибредает актуальность и для развития детей дошкольного возраста, являясь базой для получения нового социального опыта, фундаментом успешной социализации, помощником для ребенка в становлении и совершенствовании собственной жизненной позиции.
Дополнительное образование понимается как тип образования, обеспечивающий единство процессов воспитания, обучения и развития ребенка. В его основе лежит интерес дошкольника, с ориентацией на который выстраивается вся система образования, а именно: содержание, формы, методы и средства, технологии, а также квалификация педагога. Содержание дополнительных общеразвивающих программ может быть различной направленности, в нашем случае – социально-бытовой. Программы реализуются как по группам, так и индивидуально путем сочетания различных форм обучения, методов, средств и технологий. В исследовании мы исходим из того, что данный тип образования обладает широкими возможностями для подготовки дошкольников к самостоятельной жизнедеятельности, в том числе – социально-бытовой, реализация которой невозможна без сформированной готовности к социально-бытовой ориентации. Путем отбора содержания, форм, методов и средств в условиях дополнительного образования можно выстроить процесс целенаправленного формирования указанной готовности.
Анализ научных трудов Ю.К. Бабанского [15], И.М. Чередова [16] позволил понятие «форма» трактовать как способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннего содержания, обусловленного временем и местом обучения, порядком его существования. Следует отметить, что в дополнительном образовании «форма» – это не просто способ существования учебного процесса, а целостный образовательный процесс развития, воспитания и обучения детей, а также организация образовательной, социально-педагогической, досуговой и других видов деятельности в конкретных условиях. Внешнее выражение содержания в дополнительном образовании определяется направленностью и направлением деятельности, в рамках которых выбираются соответствующие формы. В дополнительном образование организующим началом становится не занятие, а творчество, которое реализуется в различных формах, методах и технологиях. Дошкольники группируются в кружки, секции, студии, клубы, мастерские, лаборатории и другие формы детских образовательных объединений, количественный состав которых определяется психолого-педагогической целесообразностью выполняемой деятельности, а расписание составляется с учетом интересов и возможностей детей.
Важным инструментом формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования выступают методы и средства. В.А. Сластенин, рассматривая категорию «метод» в рамках деятельностного подхода, определяет ее как процессуальную характеристику деятельности, ведущую к достижению поставленной цели путем выполнения рациональных и оптимальных действий в ходе решения конкретных задач [13]. С понятием «метод» связаны понятия «прием» и «средство» обучения (первое рассматривается как часть метода, а второе как отдельные действия субъектов процесса обучения) [13]. Таким образом, формирование личностного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности к социально-бытовой ориентации у старших дошкольников может успешно осуществляться в организациях дополнительного образования в ходе трех этапов путем применения различных форм, методов и средств.
Организация опытно-экспериментального исследования
Опытно-экспериментальная часть нашего исследования выполнена в Центре продленного дня (ЦПД) при Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева (МГПИ) Республики Мордовия. Директор Центра Н.В. Винокурова поясняет, что дополнительные образовательные услуги оказываются для детей дошкольного и младшего школьного возраста [17]. Работа организуется в группах кратковременного пребывания (для детей, не посещающих детский сад); в группах комплексного развития (для детей, посещающих детский сад). Особое внимание уделяется комплексному развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска», что осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения такими специалистами как педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог.
Для нашего исследования особое значение имела развивающая образовательная среда Центра, обеспечивающая формирование интереса дошкольников к социально-бытовой деятельности, становление и развитие навыков самообслуживания, общественно-полезного труда, представлений о правилах взаимодействия в обществе, этических нормах поведения, что в целом обеспечивает его подготовку к самостоятельной жизнедеятельности, в том числе – социально-бытовой [18]. Работа осуществлялась последовательно в соответствии с основными направлениями деятельности Центра: первоначально проводилась диагностика (с целью исследования уровня сформированности готовности дошкольников к социально-бытовой деятельности), далее проектировалось содержание педагогической деятельности, обеспечивающей расширение представлений об окружающем мире, бытовой сфере, собственной готовности ребенка к реализации социально-бытовой деятельности (с этой целью осуществлялось расширение содержательных аспектов Региональной программы образования детей предшкольного возраста, созданной педагогическим коллективом Центра), с учетом разработанного содержания проводилась индивидуальная и групповая работа с дошкольниками в условиях ведущей – игровой – деятельности детей (с целью формирования готовности к социально-бытовой ориентации эффективно применялись игровые, здоровьесберегающие, информационные технологии).
В опытно-экспериментальной работе эффективно применялись групповые занятия с дошкольниками по различным видам организованной деятельности в области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка». Большое значение отводилось деятельности кружка «Шаг за шагом», где осуществлялась интеграция речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. С целью формирования готовности к социально-бытовой ориентации применялись такие методы, как сюжетные и ролевые игры (дошкольники брали на себя различные социальные роли, выполняли игровые действия, соответствующие сюжету социально-бытовой направленности), практические работы, элементы проектного метода, практико-ориентированная деятельность, а также средства – содержание программы кружка «Шаг за шагом», развивающая среда образовательной организации, дидактические пособия и материалы социально-бытовой направленности. Таким образом, в ходе опытно-экспериментального исследования, выполненного на базе ЦПД МГПИ, было апробировано содержание программы кружка «Шаг за шагом», направленное на формирование знаний, умений и опыта социально-бытовой деятельности. В ходе апробации данного содержания применялись индивидуальные и групповые формы работы с дошкольниками, игровые, практико-ориентированные, проектные методы и средства развивающей среды организации дополнительного образования.
Выводы
Во-первых, в современной социально-экономической ситуации развития общества особое внимание уделяется социальной адаптации подрастающего поколения, включению детей в социально-бытовую среду и деятельность. С этой целью необходимо формирование социально-бытовой ориентации, которая определяется в двух аспектах: как целостная, иерархическая система социально-бытовых потребностей и мотивов, задающая структуру ценностей и субъективных смыслов, специфику отношений с миром и к миру, направленность основных линий поведения; как продукт процесса и результата социализации, гарантирующий формирование свойств человека познавать социальную среду, включаться в нее, осваивать различные виды деятельности. Готовность к социально-бытовой ориентации характеризуется как свойство личности, возникающее в процессе социализации, обеспечивающее познание социально-бытовой среды и деятельности, а также включение в социум и освоение различных видов данной деятельности. Структура представлена личностным, когнитивным и деятельностным компонентами.
Во-вторых, сенситивным периодом становления и развития готовности к социально-бытовой ориентации является старший дошкольный возраст. С ориентацией на возрастные новообразования этого периода, особенности социальной ситуации развития и специфику ведущей деятельности определено содержательное наполнение вышеуказанных компонентов готовности. Широкие возможности для формирования готовности к социально-бытовой ориентации имеют организации дополнительного образования. Сегодня дополнительное образование обеспечивает возможности для развития ребенка с раннего возраст с учетом интересов, индивидуальных особенностей, потребностей и имеющегося потенциала. Здесь происходит активизация мотивационных ресурсов обучающихся, стремление узнавать новое, изучать окружающую среду, социально-бытовую действительность и деятельность, овладевая различными видами ролевого поведения в быту, а в конечном итоге – формируется готовность к социально-бытовой ориентации как ориентировочной основы социально-бытовой деятельности.
В-третьих, формирование готовности к социально-бытовой ориентации реализуется в три этапа: осознание значимости социально-бытовой деятельности, развитие интереса и мотивации к ней, личностных качеств, знаний, умений и практического опыта социально-бытовой направленности. С этой целью необходимо создание в организациях дополнительного образования развивающей среды, обеспечивающей единство процессов воспитания, обучения и развития ребенка. Это возможно через комплексное взаимодействие специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог), а также проектирование содержательного и процессуального аспектов процесса формирования готовности к социально-бытовой деятельности. Апробированное содержание программы кружка «Шаг за шагом», реализованное с детьми дошкольного возраста в индивидуальной и групповой формах активными методами и средствами обучения, обеспечило значительную динамику продвижения дошкольников в овладении социально-бытовой деятельностью.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «А – Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований» Формирование готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования (19–013–00508/19).
Об авторах
Наталья Владимировна Рябова
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ryabovanv@bk.ru
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии
Россия, СаранскЕлена Васильевна Барцаева
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
Email: ezhovkina.elena@mail.ru
старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии
Россия, СаранскСписок литературы
- Barcaeva E.V., Ryabova N.V., Zolotkova E.V. Scientific and Methodological Basics of Formation of Preschoolers’ Readiness for Social and Personal Orientation // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7 (4.38). P. 54–59.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244.
- Рябова Н.В. Дидактическая система формирования деятельности педагога по социально-бытовой ориентации учащихся / под науч. ред. Ю.В. Варданян. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2008. 155 с.
- Рябова Н.В. Педагогические основы социально-бытовой ориентировки умственно отсталых школьников. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2007. 240 с.
- Ryabova N.V., Parfyonova T.A. Study of Personal and Social Adjustment Ability of the Disabled Pupils // International Education Studies. 2015. Vol. 8, № 5. P. 213–221.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М.: Педагогика, 1984. С. 37–47.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
- Барцаева Е.В. Сущность личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология: сб. научных трудов. Вып. 59. Ч. 3. Ялта: РИО ГПА, 2018. С. 67–69.
- Барцаева Е.В. Содержание когнитивного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников [Электронный ресурс] // Современные научные исследования. Вып. 9: сборник статей участников всерос. конкурса «Лучшая молодежная научная статья – 2018», проведенного АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров (август 2017 – май 2018 года). Киров: Изд-во МЦИТО, 2018.
- Барцаева Е.В., Демина М.А., Харлампова А.С. К проблеме содержания деятельностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 11. С. 12–14.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. 6-е изд., стереотип. М.: Академия, 2007. 576 с.
- Ezhovkina E.V., Ryabova N.V. Psychological and pedagogic support of children with health limitations // International Education Studies. 2015. Vol. 8, № 4. P. 60–67.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 257 с.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 157 с.
- Винокурова Н.В. О возможностях инновационного развития педагогических вузов // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2. С. 14–16.
- Рябова Н.В., Барцаева Е.В. Особенности сформированности компонентов структуры социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 7–14.
Дополнительные файлы
