«Британский путь» контрпартизанской борьбы: РЭНД, деколонизация и политика чрезвычайного положения в Малайе (1948-1960 годы)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается политика чрезвычайного положения, проводимая британцами в Малайе. Исследование вопроса основывается на аналитических работах сотрудников американской корпорации РЭНД. Малайский конфликт считается примером успешной организации контрпартизанской борьбы в эпоху деколонизации в странах третьего мира. Именно поэтому этот конфликт тщательно изучался корпорацией РЭНД как эталон борьбы с повстанцами, что подтверждает интерес США к анализу и методам борьбы с повстанческим движением до Вьетнамской войны. РЭНД работала на правительство США, то есть министерство обороны подписывало контракты с данной корпорацией. США попробуют на практике применить во Вьетнаме определенные методы борьбы с партизанами, опробованные в Малайе, но стоит учесть, что каждый конфликт индивидуален. В статье показана эволюция коммунистического движения в Малайе - от его зарождения до победы британцев и постепенной победы над повстанческим движением. Конфликт являлся выгодным для Великобритании, поскольку основное население Малайи не было заинтересовано в уходе британцев, местная элита поддерживала британскую корону. Статья демонстрирует особенности малайского конфликта.

Полный текст

Одним из основных фронтов холодной войны являлись бывшие колониальные владения европейских империй. Процесс деколонизации в этих регионах проходил одновременно с ростом партизанских движений и вмешательством крупных геополитических игроков – прежде всего США и СССР [1, p. 1]. Начиная с 1960-х годов отмечается резкий интерес Вооруженных Сил США к изучению опыта антиповстанческой деятельности европейских империй – Великобритании и Франции. Особенно пристальное внимание американские исследователи стали уделять малайской кампании, где в 1948 году Великобритании пришлось бороться с крупным коммунистическим восстанием [2, с. 18–19]. Интерес к подобному вопросу объясняется возникшей дискуссией в американском истеблишменте о возможности и рисках полномасштабного вмешательства во «вьетнамскую проблему». Властям США было необходимо знать, с какими возможными проблемами они могут столкнуться там и какими более оптимальными способами их необходимо будет решать. Опыт Британии в Малайе был привлекателен для американского истеблишмента прежде всего схожими с Вьетнамом географическими, социальными и политическими условиями. Цель данной статьи – рассмотреть британский опыт контрпартизанской борьбы в Малайе в 1948–1960 годах.

Изучением колониального опыта контрповстанческих операций занималась корпорация РЭНД – некоммерческая организация, созданная после Второй мировой и являющаяся одной из основных «фабрик мысли». Данная корпорация активно сотрудничает с Пентагоном, однако выводы, сделанные сотрудниками РЭНД, не являются официальной точкой зрения министерства обороны США [3, p. 1; 4, p. 1]. Весомый вклад в изучение британского опыта контрпартизанской борьбы в Малайе внесли такие сотрудники корпорации РЭНД, как Райли Сандерленд [4–7], Роберт Комер [8] и Гай Дж. Паукер [9]. Стоит отметить и участие ветеранов боевых действий в Малайе, принимавших участие в международных симпозиумах, проводимых РЭНД, – подполковника Ф. Китсона [10, p. xx], коммодора авиации П. Уоркопа [11; 12], полковника авиации Д. Саттона [11; 12], уоррант офицера 2-го класса А. Твигга [11], полковника Р. Клаттербука [11], подполковника М. Сатклиффа [11] и майора Р. Вудхауза [11].

Если в 1960-е годы у американского истеблишмента интерес к колониальному опыту антиповстанческих операций был крайне высоким, то после окончания вьетнамской войны он начал иссякать. Связано это с приходом к власти администраций Дж. Форда и Дж. Картера и возрастанием террористической угрозы на фоне происходивших событий 60-х и 70-х годов (от «мюнхенской трагедии» 1972 года до движения «метеорологов» в самих США). Но в 80-е годы, в связи с падением режима Сомосы в Никарагуа и развитием повстанческого движения в Сальвадоре, интерес к опыту противоповстанческой деятельности снова начал расти [10, p. 9–11]. Современное развитие исследований, посвященных контрпартизанским операциям, связано прежде всего с войной против террора, когда вооруженные силы США вновь столкнулись с повстанческими формированиями, но уже на Ближнем Востоке [14–18].

Война в Малайе началась в июне 1948 года. К тому моменту население данной колонии составляли малайцы (46%), китайцы (37%) и индийское меньшинство [19, p. 1–2]. Помимо них в Малайе проживало примерно 12 тысяч европейцев, большая часть из которых была британской [2, с. 194]. Общее население колонии составляло около 6 миллионов человек при площади 50 000 квадратных миль [20, p. 7].

Повстанческое движение в Малайе выросло из антиколониальных движений 1920-х годов, взявших за образец идеи Октябрьской революции в России, и состояло преимущественно из китайского этнического меньшинства. Малайская коммунистическая партия ведет свое начало с 1925 года, когда была образована «Коммунистическая партия Южного моря» (Наньян), впоследствии в апреле 1930-го года по решению Коминтерна преобразованная в «Малайскую коммунистическую партию» [5, p. 1].

Во время Второй мировой войны, в связи с установлением союзнических отношений между Британской империей и СССР, Малайской компартии был дан указ консолидироваться с британцами против японских милитаристов. При поддержке британских сил, спонсировавших оружием и обучавших малайских партизан, была сформирована «Малайская народная антияпонская армия», или сокращенно «МНАА» (От англ. Malayan Peoples' Anti-Japanese Army, или сокращенно «MPAJA») [5, p. 3–5; 21, p. 16].

В 1943 году ЦК МКП сделал первое военное заявление по поводу проводимой им политики. Согласно ему, целью деятельности МКП является гарантия гражданских свобод и обеспечение населения бесплатным образованием, а главное – объединение сил с СССР и Китаем для поддержки независимости слабых и малых наций на Дальнем Востоке, а также помощь народу Японии в освобождении от фашистского гнета [8, p. 3–5]. Если авторитет Малайской коммунистической партии во время Второй мировой войны неукоснительно рос, то поддержка местным населением британцев стремительно шла вниз. Как заметил Дж. Арнольд, «возвратившись в 1945 году в Малайю, британцы обнаружили потерю уважения к ним со стороны местных жителей. Потерпев поражение от представителей желтой расы [японцев], англичане лишились ореола непобедимости» [2, с. 196–197].

Джон Ф. Кэди, аналитик-исследователь, работавший в управлении стратегических служб и в государственном департаменте США, считал, что китайское восстание в Малайе было неуместным, оно не являлось националистическим. Люди, на которых опирался мятеж, были группой молодых китайцев. Это не было в интересах малайского народа [22, p. 42–43].

Сандерленд в одном из своих докладов, созданных для РЭНД, подчеркивает и другие проблемы, ставшие катализатором малайского восстания. В Малайе начался продовольственный кризис, усугубленный инфляцией, что привело к росту симпатии местного населения к повстанцам. Вместе с этим действовал и этнический фактор: китайское меньшинство, обособленное от государственной власти и малайского общества (отсутствовали органы правопорядка, телефоны, телеграфы, школы и больницы), имело свои взгляды на будущее развития колонии [6, p. 2–6].

Началом войны в Малайе принято считать 16 июня 1948 года [2, с. 203], когда убийство трех белых плантаторов стало поводом для введения чрезвычайного положения [23, с. 583]. Эти события застигли врасплох и британцев, и коммунистическую партию Малайи [19, p. 3].

Один из британских командиров писал в 1950-м году, что силам безопасности не хватает как разведывательной информации, так и выводов, сделанных на этой информации. Карты, используемые британскими военными силами, были изданы в 1943 и 1944 годах и не имели обозначений ни больших деревень, ни путей прохода через джунгли. Не было сведений и о поставках продовольствия партизанским отрядам, количестве инсургентов и степени симпатии местного населения к коммунистическим силам [4, p. 5–11].

Как утверждает Р. Комер, в 1952–1954 годах основа повстанцев была сломлена. В этот период было уничтожено две трети повстанческих сил, а количество террористических актов снижено от 500 до 100 в месяц. В связи с этим начала проводиться политика «белых районов», когда те или иные области постепенно выводились из режима чрезвычайного положения. Первым подобным районом в сентябре 1953 стала Малакка. К середине 1955 года треть малайского населения жила в «белых районах», а силы безопасности стали значительно сокращаться. В это же время Малайская компартия объявила о своем желании установить мир с правительством [7, p. 40, 41]. В июле 1960 года режим чрезвычайного положения был прекращен на всей территории страны, несмотря на проблемные территории вдоль тайской границы [8, p. 20–21].

На протяжении 1948–1960-х годов повстанцы потеряли 6710 убитых, 1287 захваченных и 2072 сдавшихся, в общей сложности 10 699 человек [8, p. 10]. По мнению Р. Луиса, подобный успех британских сил объясняется проводимой ими экономической политикой. С 1945 года по 1949 год британцы выделили на экономическое развитие Малайи 86 миллионов фунтов стерлингов в виде грантов и займов, а малайское производство каучука и олова достигло в 50-е годы рекорда, что, в свою очередь, принесло финансовый доход, используемый для борьбы с партизанами [20, p. 8]. Как подметил П. Брендон, «только одна ее [малайская] резина давала больше твердой валюты, чем весь британский домашний экспорт в Америку» [23, с. 580]. По мнению Дж. Арнольда, причины успеха британских сил следует искать в плохой стратегической подготовке лидеров Малайской коммунистической партии. Представители МПК не смогли организовать народные массы, а также пренебрегли безопасностью партизанских лагерей [2, с. 254, 257].

Первоначальные неудачи контрповстанческих операций британских сил, по мнению Б. Хоффмана и Дж. Тау, состояли в медлительности действий, их неэффективности, плохой организации и подготовки. Помимо этого, британская колониальная администрация и силы безопасности не видели необходимости в установлении хороших отношений с населением. Введение чрезвычайного положения снижало популярность британцев среди мирных жителей [21, p. 22–23, p. VII].

Опыт, полученный в ходе контрпартизанских действий в Малайе, активно применялся британскими силами и в Кении во время восстания Мау-Мау. Это связано, во-первых, с преобладанием в обеих колониях сельской местности, а во-вторых, с недовольством представителей этнического меньшинства.

Война в Малайе активно изучалась и в контексте других контрповстанческих операций, особенно во время войны во Вьетнаме, но данный вопрос требует отдельного и более детального рассмотрения.

×

Об авторах

Александр Иванович Лёзин

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: lezin1995@gmail.com

студент исторического факультета

Россия, Самара

Дмитрий Александрович Нестеров

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dmitriynesterov1994@gmail.com

магистрант кафедры всеобщей истории, права и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. David French. Nasty not nice: British counter-insurgency doctrine and practice, 1945-1967, Small Wars & Insurgencies. 2012. Vol. 4-5, P. 744-761.
  2. Арнольд Дж.Р. Змеиные джунгли. М., 2010, 412 с.
  3. Elliott, Mai, RAND in Southeast Asia: A History of the Vietnam War Era, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, CP-564-RC, 2010.
  4. Sunderland, Riley, Antiguerrilla Intelligence in Malaya, 1948-1960, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, RM-4172-ISA, 1964.
  5. Sunderland, Riley, Army Operations in Malaya, 1947-1960, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, RM-4170-ISA, 1964.
  6. Sunderland, Riley, Organizing Counterinsurgency in Malaya, 1947-1960, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, RM-4171-ISA, 1964.
  7. Sunderland, Riley, Winning the Hearts and Minds of the People: Malaya, 1948-1960, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, RM-4174-ISA, 1964.
  8. Komer Robert W., The Malayan Emergency in Retrospect: Organization of a Successful Counterinsurgency Effort, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, R-957-ARPA, 1972.
  9. Pauker G.J., Notes on Non-Military Measures in Control of Insurgency. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, 1962. P. 2642.
  10. Hosmer S., Crane S.O. Counterinsurgency: a symposium, april 16-20, 1962. Santa Monica: RAND Corporation, 2006.
  11. Peterson A.H. Symposium on the role of airpower in counterinsurgency and unconventional warfare: The Malayan emergency. RAND Corporation, 1964.
  12. Peterson F.H. Symposium on the role of airpower in counterinsurgency and unconventional warfare: The mediterrenian theatre. RAND Corporation, 1964.
  13. Long Austin G. On «other war»: lessons from five decades of rand counterinsurgency research. Santa Monica: RAND Corporation, 2006.
  14. Paul C. Counterinsurgency scorecard: Afghanistan in early 2011 relative to the insurgencies of the past 30 years. RAND Corporation, 2011.
  15. Pirnie B., O'connell E. Counterinsurgency in Iraq (2003-2006). RAND Corporation, 2008. Vol. 2.
  16. Rabasa A. Money in the bank: lessons learned from past counterinsurgency (coin) operations. RAND Corporation, 2007.
  17. Jones S.G. Counterinsurgency in Afghanistan: RAND counterinsurgency study. Vol. 4. RAND Corporation, 2008. Vol. 4.
  18. Rosenau W., Long F. The Phoenix Program and Contemporary Counterinsurgency. RAND Corporation: Santa Monica, 2009.
  19. Hack K. The Malayan emergency as counter-insurgency paradigm // Journal of strategic studies. 2009. Vol. 32 (3). P. 383-414.
  20. Wm. Roger Louis. The Dissolution of the British Empire in the Era of Vietnam. The American Historical Review, Vol. 107, № 1 (February 2002). P. 1-2521.
  21. Hoffman, Bruce and Jennifer Taw, defense policy and low-intensity conflict: the development of britain's «small wars» doctrine during the 1950s, Santa Monica, calif.: RAND Corporation, r-4015-a, 1991.
  22. The Harry S. Truman Library and Museum. Oral History Interview with John F. Cady Athens, Ohio July 31, 1974 by Richard D. McKinzie. P. 66.
  23. Бревдон П. Упадок и разрушение Британской империи. 1781-1997. М.: АСТ, 2010. 957 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лёзин А.И., Нестеров Д.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах