Пещеры в катакомбном движении Русской православной церкви на территории Подонья и Поволжья в 1920-1940-е годы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается история создания и использования пещерного пространства в катакомбном движении Русской православной церкви на территории Подонья и Поволжья в 1920-40-е гг. Развитию пещерничества на этих территориях способствовал фактор их фронтированности, позволяющий искать здесь «убежище для своих идей, отличающихся от мейнстримного общества». Использование пещер в качестве убежищ и мест отправления религиозного культа в Подонье рассматривается на примере территории Воронежской области, где в послереволюционное время были вырублены в меловой толще пещеры у с. Караяшник, а также использовались традиционно такие почитаемые в народной среде локусы сакрального пространства, как Дивногорские и Шатрищегорские пещеры. Пещеры у с. Караяшник использовались в качестве места моления консервативно настроенной части крестьянства, являющейся сторонником как патриаршей церкви, так и секты федоровцев. Дивногорские пещеры использовались сектой иоаннитов, Шатрищегорские - представителями так называемой Истинно-православной церкви. Помимо меловых пещер в Подонье в качестве тайных мест совершения культа использовались подземелья, созданные под жилыми домами. Примером таких подземелий могут служить тайники-пещеры в с. Троицком и с. Новопокровка, оборудованные одной из общин так называемых истинно-православных христиан. Использование пещер в катакомбном движении в Поволжье рассматривается в статье на примере территории республики Татарстан, где действовали общины Истинно-православной церкви, создавая культовые подземелья под домами в городе Бугульма и селах Аккиреево, Забугоровка, Крым-Сарай, Наумовка, Новое Ильмово. Помимо территории личных усадеб, культовые пещеры создавались и за пределами сел, как правило, в лесной зоне. Так, у с. Новошешминск существовал подземный монастырь, у с. Волчья Слобода и с. Елантово - подземные храмы. Деятельность упоминаемых в статье подпольных религиозных общин была прекращена вследствие репрессивных государственных мероприятий.

Полный текст

Целью данного исследования является рассмотрение истории использования пещерного пространства в катакомбном движении на территории Подонья и Поволжья в 1920–40-е гг. Термин «катакомбное движение» является собирательным, отражая обширный спектр «нелегальных православных общин, находившихся в оппозиции к советской власти, а зачастую и к священноначалию Русской православной церкви Московского патриархата» [1]. Появление данного термина связано с возникшей в послереволюционное время ассоциаций между гонениями на церковь в советских республиках с гонениями на ранних христиан, которые втайне собирались на свои богослужения на подземных кладбищах римских городов (лат. Catacumba – «подземная гробница») [2, с. 9]. Первые нелегальные общины возникли в Центральном Черноземье в ходе крестьянских выступлений во время Гражданской войны и появившегося движения обновленчества. Разрушение традиционного уклада крестьянского мира продуцировало всплеск эсхатологических ожиданий и появление таких сект, как федоровцы, иоанниты, стефановцы и др. После «Декларации» 1927 г. о лояльности к советской власти, изданной Высшим управлением РПЦ, катакомбное движение выходит на новый уровень, включая в свой состав различные группы, аккумулирующиеся вокруг архиереев, не поминающих за богослужением государственные власти, и заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Наиболее многочисленной среди течений «непоминающих» была «иосифлянская группа, названная по имени ее руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), который в начале 1928 г. для обозначения участников движения ввел определение Истинно-православной церкви (ИПЦ) <…> Важную роль в создании катакомбного движения сыграл епископ Андрей (Ухтомский), рукоположивший более 10 тайных архиереев. Именно он ввел в широкое употребление для обозначения верующих, сознательно ушедших в 1920-е годы в катакомбы, существовавший и ранее термин «истинно-православные христиане» (ИПХ)» [1].

Надо заметить, что к моменту возникновения катакомбного движения в рамках советских гонений на церковь регионы Подонья и Поволжья уже имели богатую традицию развития пещерничества как особой культовой формы народной религиозности, гонимой в рамках синодального православия [3–5]. Так, например, только на территории лесостепного Придонья насчитывалось около шестидесяти культовых пещер, созданных в XVII–XIX вв. [6]. Распространению в Подонье и Поволжье народного пещерокопательства способствовал фактор фронтированности данных территорий. Донской фронтир – как переходная пограничная зона русско-украинского культурного взаимодействия [7; 8] и как зона соприкосновения казацкой вольности с вертикалью российской государственности [9; 10]. Волжский фронтир – как территория контактной зоны разных народов, где «русская речь перемежалась татарской, калмыцкой, черкесской, украинской или персидской» [11, с. 44]. Общая характеристика фронтирных территорий ярко дана С.Н. Якушенковым: «Фронтир не только порождает утопическое видение мира, но и притягивает множество людей, стремящихся к созданию здесь нового общества или найти в отдельных землях убежище для своих идей, отличающихся от мейнстримного общества. Именно на фронтирные территории устремляются всевозможные проповедники и сектанты, пытающиеся на новых землях воплотить свою мечту <…> поиска «земли обетованной» для воплощения своих идеалов» [12, с. 295].

Рассмотрим в Подонье использование подземного пространства в катакомбном движении на примере территории Воронежской области (входила в состав Центрально-Черноземной области (ЦЧО) с 1928 по 1934 гг.), где процесс пещерокопания традиционно был развит особенно интенсивно в рамках народной православной традиции. В 20–40-е гг. ХХ в. использование подземного пространства здесь в культовых целях приобретает особую актуальность в контексте развивающегося тоталитаризма. При этом пещеры, на фоне массового закрытия наземных храмов, становятся зачастую единственным местом религиозного культа для различных течений в русской православной церкви и сект. В Воронежском крае в это время существуют религиозные общины, поддерживающие патриарха Тихона – «тихоновцы», а затем, после его смерти, Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского); обновленческие общины так называемой «Живой церкви» – «живоцерковники»; общины, поддерживающие воронежского епископа Алексея (Буй) – «буевцы», примкнувшего в начале 1928 г. к «иосифлянскому» течению в патриаршей церкви. В феврале-марте 1930 г. «ОГПУ сфабриковало грандиозное дело церковно-монархической организации «буевцы», по которому в ходе следствия проходило 492 человека» [13, с. 328]. Многие из них получили реальные сроки заключения, 12 человек были приговорены к расстрелу. Также в Подонье активно действовали секты «федоровцев» и «иоаннитов». Федоровцы получили название по имени своего основателя Федора Рыбалкина, который на фоне гонений на церковь, коллективизации и обновленчества начал произносить эсхатологические проповеди, говоря о пришествии в мир антихриста и новом воплощении Христа в своем лице. Несмотря на арест Рыбалкина в 1926 г., секта продолжила существование [13, с. 335; 14, с. 564–585; 15, с. 128–131]. Иоанниты получили название по имени особо почитаемого ими св. Иоанна Кронштадского (Сергиева).

На фоне столь широкой дифференциации религиозного спектра в Воронежском крае показателен синкретизм использования подземного пространства на примере пещеры у села Караяшник [16]. Обновленческий «архиепископ» Григорий Орлов, в ведении которого находилась Россошанская епархия с данным подземельем, так характеризовал в 1935 г. религиозную ситуацию в своем ведомстве: «Трудно иногда определить, где мы имеем дело с тихоновцами, а где с федоровцами, где с легальными тихоновцами, а где с нелегальными буевцами. Так много у них иногда точек соприкосновения, например у россошанских, новокалитвянских, кантимировских тихоновцев и проч. В сл. Жилиной Бербенцов Ив. Мак. как будто тихоновец, но рассуждает по-федоровски: "Вот сказано, восстанут лжепророки, не ходите во след их, будет антихрист, 2-е пришествие. Теперь и восстал антихрист, "народывся", загоняют в колхозы, а обновленцы им поддакивают"» [17, л. 68 об.]. При этом консервативно настроенное крестьянское население в районах, где преобладали обновленческие храмы, считало, что «истинные священники теперь страдают где-то далеко, церкви Христовой же теперь нет, обновленцы не имеют благодати и проч.» [17, л. 68 об.]. В этих условиях, по словам Григория Орлова, стали развиваться так называемые «хатничество» и «пещерничество». В своем отчете он писал: «В Ольховатском районе, по сообщению нашего священника Ф. Путилина из сл. Копанной 2-й, федоровцы-тихоновцы устроили пещеру в меловых горах около слоб. Караяшник и здесь собирались, пели, молились, читали, беседовали и проч. Основательницами этой группы были чернички, которые и жили в пещере. Им приносили деньги, продукты их единомышленники. Пещера состояла из 2 комнат: в 1-й комнате молились, во 2-й жили чернички. Пещера вся была уставлена иконами, горели "неугасимые" лампады и проч. Зимою эту пещеру милиция завалила, иконы и все имущество было вывезено. Чернички разбежались» [17, л. 69–69 об.].

Представители катакомбного движении в воронежском крае не только создавали новые культовые пещеры-укрытия, как это мы увидели на примере пещеры у с. Караяшник, но и использовали старые, хорошо известные и почитаемые в народе подземелья Дивногорья. В «Докладе ПП ОГПУ по ЦЧО о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных в 1930 г.» фигурирует контрреволюционная организация «Иоаннитов» [18]. Ее основатель, житель с. Ново-Покровское Лискинского района Константин Петрович Глухов, «стал ходить по соседним селам: Ст. Покровка, Залужное, Песковатка, Н. Икорец с проповедью о Боге, <…> убедив своих последователей, что теперь истинно православных церквей нет, что нужно идти по стопам Иоанна Кронштадского, особого избранника божьего, бороться за православную веру, помазанника божия и вести монашеский образ жизни. Одновременно с этим Глухов среди своих последователей повел подкрепляемую Священным писанием и изречениями из книг Иоанна Кронштадского агитацию о появившемся на свет антихристе в лице Ленина, <…> советской власти и всех ее мероприятиях как антихристовых и т.д.» [18]. Глухов собирал своих последователей не только в частных домах, «но и в пещерах под Дивногорским монастырем: приобрел лодку и переезжал на ней по Дону к пещерам, где вел антисоветскую работу» [18]. 19 января 1930 г. иоанниты в количестве 44 человек были арестованы, их лидеры в скором времени – расстреляны, а рядовые члены отправлены в концлагерь.

В Бобровском районе ЦЧО в 1932 г. органы ОГПУ начали дело о «церковно-монархической организации Истинно православная церковь – Пещерники», которая ушла в подполье после репрессий по отношению к «буевцам» [19, с. 243–244]. По делу «Истинной православной церкви – Пещерников» проходило 26 человек. Ее членами являлись граждане сел Коршево, В. Икорец, Песковатка, Азовка и Чукановка [20, л. 342]. Они собирались «на ночных нелегальных сборищах в Шатрицких пещерах» под руководством «Пшеничного Федора Андреевича и бродячего старца Умникова Харитона Васильевича» [20, л. 346]. Здесь ими для пещерной церкви был специально сделан «передвижной большой престол», молитвы за которым возносились в ночное время [20, л. 347]. Пещерникам вменялось в вину «использование религиозных предрассудков темных масс и объединение недовольного к-р элемента <…>, подготовка и организация масс к повстанческому движенью с конечной целью свержения советской власти и восстановление монархического строя <…>» [20, л. 343].

Надо заметить, что массовые репрессии 1930-х гг. фактически сделали невозможным использование пещерного пространства церковными нелегалами в Подонье вне территории своего личного хозяйства. Чтобы избежать ареста, необходимо было до минимума снизить количество контактов с внешним миром, оборудуя пещерное пространство под домом. Впрочем, это также не гарантировало полную безопасность, судя по материалам следственных дел. Так, одна из сектантских общин ИПХ разрабатывалась в конце 40-х гг. ХХ в. органами госбезопасности на территории Новохоперского и Елань-Коленского районов Воронежской области. По результатам оперативной разработки было возбуждено уголовное дело «по обвинению Маклакова М.М., Рубцовой А.Ф., Щербакова П.П., Заикина П.С., Ламзина В.Г., Щербаковой Д.И.» [21]. 23 апреля 1949 г. в с. Троицком Новохоперского района органами МГБ были извлечены из тайника-пещеры, расположенной под полом жилого дома, М.М. Маклаков и его жена – М.А. Маклакова. Их сын был арестован в с. Новопокровка Елань-Коленского района в похожем тайнике, оборудованном под домом П.П. Щербакова, где «была устроена подземная церковь» [21, л. 103]. На допросе Щербаков показал, что он «в 38 г. <…> в силу своих религиозных убеждений уклонился от переписи населения, за что Народным судом Елань-Коленского района был осужден на 6 мес. ИТР и, не желая отбывать срок наказания, <…> перешел на нелегальное положение и стал скрываться от представителей Советской власти, вырыл у себя дома под хатой пещеру, где и стал проживать на нелегальном положении и проживал в этой пещере по день <…> ареста органами МГБ, т.е. до февраля месяца 1949 г.» [21, л. 144]. Здесь он оборудовал и подземную церковь, и здесь родилась его дочь, которая со дня своего рождения в течение семи лет не видела солнечного света [21, л. 103, 186].

Проанализировав использование пещер в катакомбном движении Подонья в 1920–40-е гг. на примере Воронежского края, рассмотрим аналогичный процесс в Поволжье в рамках республики Татарстан. Выбор территории последнего в качестве региона рассмотрения мотивирован как его спелестологической изученностью, так и значительностью распространения здесь подпольных религиозных организаций. Последнее было связано отчасти с тем, что в 1920 г. в состав образованной Татарской АССР вошел Мензелинский уезд Уфимской губернии, епархию в которой возглавлял один из лидеров катакомбного движения архиепископ Андрей (Ухтомский). Говоря об истории формирования церковного подполья в Поволжье, обратимся прежде всего к материалам «Обвинительного заключения по делу № 3200 о контрреволюционной монархической организации филиала контрреволюционного центра «Истинно-православной церкви»» в Татарской АССР» [22]. Согласно ему, в 1932 г. органы ОГПУ вскрыли и ликвидировали филиал Всесоюзного центра ИПЦ во главе с митрополитом Иосифом (Петровых), архиепископами Дмитрием (Гдовским) и Андреем (Ухтомским). В пределах Татреспублики филиал, образовавшийся в 1927 г., возглавляли священники Н.А. Модестов и М.Ф. Минюков. В него входило 8 активно действующих ячеек и 5 подпольных церквей, которые «сооружались под полом в деревенских домах и на окраинах деревень в виде пещер» [22]. ИПЦ в Татарской АССР ставилась в вину «борьба с советской властью всеми средствами за реставрацию монархического строя» [22]. Всего по делу было привлечено к суду 45 человек.

Священник Николай Модестов, сторонник архиепископа Андрея (Ухтомского), в 1920-е гг. вместе с матерью выкопал под собственным домом в с. Наумовка (тогда Бугурусланский район Средне-Волжского края) целый подземный комплекс, включавший в себя тайную церковь, ход сообщения с домом и погребальные камеры. Комплекс был обнаружен лишь в 1930 г. после изъятия дома государством. Сам Модестов перед арестом успел сбежать в г. Бугульму, где прежде служил священником в 1924–1925 гг. Там под домом монашек Праведниковых он стал проводить службы в созданной им подземной церкви. Затем о. Николай переехал в пригород Бугульмы – д. Забугоровку, к «активной церковнице-фанатичке Ишковой Марии, где, соорудивши при помощи Ишковой Марии и других, еще ранее завербованных им в контрреволюционную организацию «ИПЦ», подпольную церковь в виде пещеры под домом Ишковой, повел отсюда активное руководство антисоветскими настроенными церковниками…» [22]. При участии Модестова появились также: подземная церковь в с. Крым-Сарай (ныне Бугульминский р-н РТ), где, по некоторым данным, действовал нелегальный женский монастырь во главе с монахом Петром Костиным; келья-церковь в с. Новое Ильмово (ныне Черемшанский р-н РТ), где служил монах Ф. Тимофеев; подземная церковь в с. Аккиреево (ныне Черемшанский р-н РТ), в доме «религиозной фанатички» Н. Базяновой. Модестов вел активную пропаганду среди последователей, ездил по районам Закамья, создал целую «агентурную сеть», которая информировала людей о приезде священника. В мае 1932 г. во время облавы в Забугоровке его арестовали прямо в подземелье. В 1933 г. Николай Модестов был приговорен по групповому делу ИПЦ к 10 годам ИТЛ и отправлен в лагерь, где был расстрелян в 1938 г.

ИПЦ в Татарской АССР удалось создать и нелегальный монастырь, располагавшийся рядом с. Новошешминск. Его история была связана с деятельностью иеромонаха Питирима (Атландерова), который еще во время Первой мировой войны, до своего пострига, в нескольких верстах от с. Новошешминск в овраге Крутик выкопал себе пещеру для жилья и молитвы. К нему стал стекаться народ из соседних сел и районов, особенно в послереволюционное время. Во время церковных неурядиц, последовавших после 1927 г., он устанавливает контакты с викарием Уфимской епархии Аввакумом (Боровковым), соратником архиепископа Андрея (Ухтомского), принимает монашеский постриг и при пещерах создает нелегальный монастырь, состоящий из нескольких монахинь и послушниц. «Летом 1930 года, ночью, неизвестные лица взошли в пещеру, разложили в ней огонь и закрыли выходные отверстия. Вследствие чего находившиеся в пещере Атландеров Петр и Чекменева Екатерина от угара умерли, а Чекменева Мария и Ефремова Оксинья остались живы» [23, с. 697]. Старожилы Новошешминска хорошо помнят эту историю и уверенно указывают место в овраге, где располагался монастырь Питирима. По их словам, в 1940–1950-х гг., в период активной борьбы с ИПЦ, входы под землю были уничтожены властями, чтобы не допустить возобновления паломничества.

Недалеко от Новошешминска в с. Волчья Слобода существовала подземная церковь, вырытая под руководством тайного священника Павла Мишукова, рукоположенного также епископом Аввакумом (Боровковым). Еще в 1929 г. под домом Мишукова в потайной пещерной келье-молельне скрывался некоторое время иеромонах Питирим (Атландеров). В 1931 г. о. Павел Мишуков был арестован и выслан с семьей в г. Магнитогорск, а в доме его было обнаружено подземное помещение – «молельня, вместимостью на 15 человек и ряд церковных принадлежностей (риза, кадило и др.)» [23, с. 698]. Позднее, перед началом войны, на расстоянии 2 км от Волчьей Слободы, в лесу верующие выкопали подземную церковь шириной 2,5 м, длиной 3 м, высотой 2 м. От поверхности свод отделяла насыпь мощностью 0,75 м. Из церкви имелось два подземных лаза длиной по 6 м, шириной 0,8 м, высотой 1 м. Один лаз выводил на поверхность, другой – приводил к потайному колодцу. В декабре 1940 г. церковь была обнаружена властями.

В 1943 г. «на территории Шереметьевского, Ямашевского и Аксубаевского районов Татарской АССР была создана священником, проживавшим на нелегальном положении Ершовым М.В. <…> организация Истинно-Православная Церковь (ИПЦ)» [23, с. 702]. Михаилом Ершовым и его последователем Григорием Русаковым в это же время у с. Елантово (ныне Нижнекамский район республики Татарстан) в лесу был создан подземный храм, вокруг строительства которого сформировалась община около 40 человек. В период облавы, проведенной в сентябре 1943 г., он был обнаружен недостроенным в виде большой ямы площадью 24 м², глубиной 2 м, перекрытой жердями [23, с. 130].

Анализируя архивные материалы, литературные источники и полевые наблюдения, мы приходим к выводу об активном использовании пещерного пространства в культовых целях представителями катакомбного движения в Подонье и Поволжье. При этом надо заметить, что властям в 1920–40-е гг. удалось вскрыть не всё религиозное подполье. Некоторые подземные убежища, молельни и храмы так и остались невыявленными. Они посещались и во второй половине ХХ в. Сегодня на их месте отмечаются лишь поверхностные следы некогда активной деятельности: кресты, ограды тайных захоронений, полусгнившие столы и навесы, провалы в грунте.

×

Об авторах

Виталий Викторович Степкин

Павловская средняя общеобразовательная школа

Email: archeolog@mail.ru

кандидат исторических наук, учитель истории

Россия, Павловск, Воронежская область

Алексей Александрович Гунько

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gunko.a@mail.ru

заведующий лабораторией спелестологии и истории горного дела Прикамья

Россия, Набережные Челны, Республика Татарстан

Список литературы

  1. Шкаровский М.В. Катакомбное движение // Большая российская энциклопедия. Т. 13. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. С. 308-309.
  2. Беглов А. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: Арефа, 2008. 352 с.
  3. Никольский П.В. Монашество на Дону в XIX веке. Очерк 1. Пещерокопательство в XIX в. // Воронежская Старина. Вып. 9. Воронеж: Издание Воронежского Церковного Историко-археологического Комитета, 1910. С. 149-181.
  4. Полева Ю.В. История традиции пещерного подвижничества в Нижнем Поволжье и Подонье. Волгоград: ВГАФК, 2007. 129 с.
  5. Канатьева Н.С. Сектантство на Нижневолжском фронтире в XIX веке: секта пещерокопателей // Журнал фронтирных исследований. 2016. № 1. С. 22-32.
  6. Степкин В.В. Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье // Вестник церковной истории. 2008. № 3 (11). С. 141-150.
  7. Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры. М.: Наука, 1988. 251 с.
  8. Пастюк А.В. Фронтиры культурно-цивилизационной идентичности приграничных регионов России и Украины // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 436-440.
  9. Никитин Д.В. Изменение границ Донской области в XVIII-XX вв. // Краеведческие записки. Вып. 9: сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: NB, 2009. С. 5-16.
  10. Канищев В.В., Баранова Е.В. Пространственное представление движения южнорусского фронтира в середине XVII - середине XIX вв. // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. 2015. № 4. С. 178-186.
  11. Романова A.П., Якушенков С.Н., Хлыщева Е.В., Васильев Д.В., Якушенкова О.С., Якушенкова О.С., Кусмидинова М.Х., Топчиев М.С. Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие. Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2014. 236 с.
  12. Якушенков С.Н. Фронтир как культурная парадигма. Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 1 (42). С. 288-298.
  13. Шкаровский М.В. Истинно-православные в Воронежской епархии // Минувшее. Исторический альманах. Вып. 19. М.; СПб.: Atheneum-Феникс, 1996. С. 320-356.
  14. Петров C. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011. 644 с.
  15. Ряполов В.Н. Секта «федоровцев» - сто лет в одиночестве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-1. С. 128-131.
  16. Степкин В.В. Пещерничество у слободы Караяшник Воронежской области: в лабиринтах духовной жизни 20-30-х годов ХХ века // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2015. № 4. С. 114-122.
  17. Воронежское областное митрополитанское церковное управление. Отчеты и клировые ведомости разных церквей Воронежской епархии // Государственный архив Воронежской области (ГАВО), Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 11.
  18. Доклад ПП ОГПУ по ЦЧО о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ по ЦЧО в 1930 г. 15 октября 1930 г. // ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 530. Л. 1-87.
  19. Кузин К.И. К истории движения «Истинно-православных христиан» в Центральном Черноземье в конце 1920-х - 1960-е гг. // История российской духовности: материалы Двадцать второй всероссийской заочной научной конференции. СПб.: Нестор, 2001. С. 243-245.
  20. Дело по обвинению Черникова Бориса Сергеевича и др. // Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИВО). Ф. 9353, Оп. 2, Д. П-18214. Т. 1.
  21. Дело по обвинению Маклакова М.М., Рубцовой А.Ф., Щербакова П.П., Заикина П.С., Ламзина В.Г., Щербаковой Д.И. по ст 58-10 ч. 2 и 58-11 УК РСФСР // ГАОПИВО. Ф. 9353, Оп. 2, Д.-26440.
  22. Обвинительное заключение по делу № 3200 о контрреволюционной монархической организации филиала контрреволюционного центра «Истинно-православной церкви»» в Татарской АССР» [Электронный ресурс] // Из истории гонений Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. - http://histor-ipt-kt.org/DOK/Tatariya/D_32-3200.doc.
  23. Воин Христов верный и истинный. Тайный епископ ИПЦ Михаил (Ершов). Жизнеописание, письма и документы / сост. И.В. Ильичев. М.: Братонеж, 2011. 744 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Степкин В.В., Гунько А.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах