Некоторые итоги научно-исследовательской деятельности Самарского государственного социально-педагогического университета в 2017 году
- Авторы: Репинецкий А.И.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 10-14
- Раздел: Редакторские заметки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/25335
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871001
- ID: 25335
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Самарский государственный социально-педагогический университет является старейшим высшим учебным заведением Самарской области. Основанный в 1911 г. как учительский институт, он сразу стал позиционировать себя как вуз гуманитарной направленности. Это направление остаётся ведущим и в настоящее время. Сохранение гуманитарной составляющей является заслугой нашего коллектива, так как в условиях современного технократического общества именно гуманитарные и педагогические науки сохраняют гуманистическую составляющую России.
Полный текст
Самарский государственный социально-педагогический университет является старейшим высшим учебным заведением Самарской области. Основанный в 1911 г. как учительский институт, он сразу стал позиционировать себя как вуз гуманитарной направленности. Это направление остаётся ведущим и в настоящее время. Сохранение гуманитарной составляющей является заслугой нашего коллектива, так как в условиях современного технократического общества именно гуманитарные и педагогические науки сохраняют гуманистическую составляющую России.
Университет выполняет четыре государственных задания Министерства образования и науки Российской Федерации в области научных исследований и разработок.
Три задания в базовой части.
- Тема «Исследование процесса формирования профессиональной идентичности будущих педагогов в процессе обучения в вузе», научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент С.А. Севенюк (задание № 27.7504.2017/БЧ). К настоящему времени исследован процесс формирования профессиональной идентичности у будущих учителей начальной школы, проведён международный педагогический форум «Эволюция и практика современного образования: реалии и перспективы» с участием педагогов-исследователей нашей страны, а также Японии и Франции.
- Тема «Методология и методика стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования», научный руководитель – доктор педагогических, доктор экономических наук, профессор Л.И. Фишман (задание № 26.5848.2017/БЧ). В рамках выполнения государственного задания рассмотрены основные методы стратегического планирования социально-экономического развития, предложена универсальная модель разработки планирования для различных муниципальных образований.
- Тема «Методология формирования единого электронного образовательного пространства педагогических вузов России», научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Т.В. Добудько (задание № 27.9062.2017/БЧ). Научный коллектив работает над разработкой методологии формирования единого электронного образовательного пространства. Первые результаты исследования закреплены в статье, опубликованной в издании, входящем в систему Scopus, проведён круглый стол по данной проблематике с представителями педагогических вузов Приволжского федерального округа. Полученные результаты внедряются в практику работы деканатов и кафедр СГСПУ.
Проектная часть: Тема «Традиционные и инновационные модели развития древнего населения Поволжья», научный руководитель – доктор исторических наук, профессор А.А. Выборнов (задание № 33.1907.2017/ПЧ). В рамках проекта определены характерные черты и диагностические признаки традиционных и инновационных моделей, исследован процесс распространения носителей ямной культуры эпохи ранней бронзы из лесостепного и степного Поволжья в восточные пределы Центральной Европы. В рамках выполнения проекта были проведены археологические раскопки в Саратовской области, международная научная конференция совместно с Государственным Эрмитажем и Кунсткамерой (май 2017 г., г. Санкт-Петербург), защищена кандидатская диссертация (А.В. Барацков). Результаты исследования докладывались на международных конференциях (Франция, Норвегия, Словения), всероссийском съезде археологов (2–7 октября 2017 г., Барнаул), закреплены в шести статьях, опубликованных в печатных изданиях, входящих в системы Web of Science и Scopus. Итоги выполнения государственного задания в 2017 г. показали отсутствие отклонений от плановых показателей, а по двум госзаданиям плановые показатели были перевыполнены.
Одним из ведущих направлений научной деятельности университета является археология. Археологическая школа СГСПУ является одной из ведущих в Европе. Об этом свидетельствуют три статьи, опубликованные археологами университета (доктор исторических наук О.Д. Мочалов, доктор исторических наук А.А. Хохлов, кандидат исторических наук П.Ф. Кузнецов) в авторитетнейшем научном издании «Nature». В статьях был сделан вывод о том, что родиной европейского генотипа является территория Урала и Приуралья. Статьи вызвали повышенный интерес мировой научной общественности и широко цитируются в мировой научной печати.
Доктор исторических наук, профессор А.А. Выборнов совместно с учёными Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва и зарубежными коллегами (университет г. Упсала, Швеция) проводит большую работу по уточнению датировки древней истории с использованием радиоуглеродного анализа. Его работы получили широкое признание в России и за рубежом.
Значительным событием в изучении древнего прошлого нашей страны стал выход монографии ведущего российского палеоантрополога, доктора исторических наук, руководителя Волго-Уральского центра палеоантропологических исследований СГСПУ А.А. Хохлова «Морфогенетические процессы в Волго-Уралье в эпоху раннего голоцена (по краниологическим материалам мезолита – бронзового века)» (Самара, СГСПУ, 2017). Работа была проведена при поддержке гранта РФФИ «Популяционно-антропологическая структура скотоводов Поволжья и Алтая в эпоху раннего металла: происхождение и родственные связи населения ямной и афанасьевской культур» (проект № 15–06–0191). Монография посвящена вопросам происхождения и развития физического облика носителей разных археологических культур Волго-Уральского региона в период мезолита – бронзы (Х–I тыс. до н.э.). В монографии рассмотрены процессы, сочетавшие автохтонное развитие аборигенного населения и влияние мигрантных групп, контакты метисного характера, приводившие к нивелированию старых и формированию новых антропологических комплексов. Автор обосновал гипотезу самостоятельного древнейшего очага расогенеза, в ареал которого входили районы лесостепей Волго-Уралья, способствовавшего формированию так называемых уралоидных краниологических вариантов.
Грантовую поддержку РФФИ получил проект кандидата исторических наук, доцента А.И. Королёва «Грунтовый могильник Екатериновский мыс и его место в системе энеолита степного-лесостепного Поволжья». В результате трёхлетних археологических экспедиций были раскопаны более 90 «элитных» погребений, что сделало могильник уникальным памятником эпохи бронзы. В результате раскопок было найдено большое количество уникальных предметов, которыми обладали исключительно вожди и жрецы – шлифованные тесла, каменные скипетры, нагрудные украшения. Данная коллекция оценивается ведущими российскими археологами (Институт археологии РАН) как коллекция мирового уровня.
Признанием заслуг археологической школы университета стало решение о проведении всероссийского съезда археологов России в 2020 г. на базе Самарского государственного социально-педагогического университета.
В 2017 г. коллектив историков университета под руководством доктора исторических наук, доцента С.Г. Малкина получил трёхгодичный грант РНФ «Колониальное знание в постколониальную эпоху: историческое моделирование асимметричных конфликтов». Исследование должно ответить на вопрос о роли колониального знания в военно-политическом планировании и прогнозировании в Великобритании и США во второй половине XX – начале XXI в. и формировании более предметного представления о теории и практике международных отношений в условиях трансформации миропорядка после Второй мировой войны, с переходом от эпохи глобальных колониальных империй к эпохе ядерных супердержав, и после «холодной войны», в условиях распада биполярной системы и нарастающих противоречий между сторонниками концепции «глобального лидерства» и многополярного мира. Выбор англосаксонской модели представляет особый интерес, так как она является наиболее цельной с точки зрения рецепции колониального опыта европейских держав в постколониальную эпоху.
Помимо вышеуказанных грантов, РФФИ поддержал три исследовательских гранта учёных университета. Доктор исторических наук, доцент С.О. Буранок получил поддержку на проведение исследования «Куйбышев 1941–1943 гг. как центр советско-американских отношений». Необходимо отметить, что в университете успешно формируется новое направление краеведческих исследований – отражение истории Самарского края в зарубежных источниках. Первой такой работой стала монография С.О. Буранка «Куйбышев – запасная столица СССР: образ города в англо-американском обществе 1941–1945 гг.», получившая резонанс в широких кругах общественности. С.О. Буранок впервые в стране провёл изучение освещения плана ГОЭЛРО в англо-американской печати. Исследование позволило расширить наше представление об отношении англосаксонского мира к проблемам развития нашей страны.
Продолжает изучение исторических корней русского языка кандидат филологических наук, доцент Т.Е. Баженова. Её исследование «Лексика самарских говоров: типологическое и лексикографическое описание» было поддержано грантом РФФИ. Итоги исследования подведены в одноимённой монографии (Самара, СГСПУ, 2017). Благодаря усилиям исследователя в Лексический атлас русского языка Института русского языка РАН было внесено более 600 слов.
Известный российский исследователь творчества Н.В. Гоголя, доктор филологических наук, профессор В.Ш. Кривонос опубликовал фундаментальную монографию «Гоголь в русском литературном пространстве XIX–ХХ вв.» (Самара, СГСПУ, 2017 г.). В работе рассмотрены связи произведений Н.В. Гоголя с произведениями русских писателей, выявлены пути художественной рецепции его творчества, изучены способы и формы семантической трансформации созданных им образов.
Поддержку РФФИ получило исследование доктора психологических наук, профессора Т.В. Семёновой «Социально-средовые сценарии как социально-психологическое явление и фактор психологического благополучия горожанина». Научный коллектив разработал психологическое обоснование создания благополучной среды обитания в условиях крупного города, уделив особое внимание формированию благополучной дворовой среды, что крайне важно для крупных городов. Результатами исследования заинтересовалась Администрация г.о. Самара, что даст возможность для дальнейшей работы.
Кандидат физико-математических наук, доцент Н.В. Мартемьянова в рамках гранта РФФИ продолжила работу над проблемой «Нелокальные задачи для уравнения типа Чаплыгина, моделирующего плоско-параллельные околозвуковые течения». Автор предложила решение ряда задач, что крайне важно для развития отечественной математической школы.
Помимо исследовательских грантов, РФФИ поддержал проведение двух научных форумов:
- Международная научная конференции «Дифференциальные уравнения и смежные проблемы» (9–13 октября 2017 г., Самара). В конференции приняли участие ведущие математики нашей страны, а также Казахстана, Таджикистана, Азербайджана. Конференция выявила новые результаты по теории прямых и обратных задач для дифференциальных уравнений отдельных и смешанных типов, по спектральной теории дифференциальных операторов и их приложений в задачах механики.
- Всероссийская научная конференция «Движение художественного сознания в русской литературе XX–XXI веков» (3–5 мая 2017 г., Самара). Участники конференции – ведущие литературоведы страны – рассмотрели проблему разрушения литературного канона в русской литературе ХХ–ХХI вв. Междисциплинарный подход к заявленной проблеме позволил обнаружить социальные, культурологические, исторические, психологические причины формирования и разрушения канона, а также составить объёмное представление о специфических феноменах, обозначившихся в ХХ–ХХI веках и захваченных литературным творчеством: массовость и демассификация, неомифологизм и демифологизация, норма и антинорма, модернизм и постмодернизм, документализм и фикциальность.
Одной из старейших научных школ является психологическая школа, основоположником которой стал первый ректор педагогического университета, основоположник педагогической психологии А.П. Нечаев. В настоящее время психологическая школа СГСПУ является одной из ведущих в стране. Научный коллектив под руководством доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Г.В. Акопова по заданию Министерства образования и науки РФ провёл трёхгодичное исследование «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регуляционно-управленческого сознания в современной России». Актуальность исследования связана с идеологической униполяризацией мира, что привело к обострению проблем радикализма и экстремизма в сферах религиозных, этнокультурных и правовых отношений. Научный коллектив впервые осуществил методологически обоснованное комплексирование социально-психологических проблем религиозного, этнического, национального, правового и регулятивно-управленческого модусов сознания как отражения социальной жизни в современной России. Определена стратегия поиска интегративных решений в рамках существующего спектра взаимоотношений. Избрана концептуальная основа релевантных теоретических построений с соответствующим измерительным инструментарием и возможностью практической апробации. Монография «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регуляционно-управленческого сознания в современной России» (Самара, СГСПУ, 2017 г.) по итогам этого исследования признана лучшей монографией 2017 г. в области психологии и удостоена престижной премии «Золотая Психея».
Доктор филологических наук, профессор Н.Б. Алдонина продолжает исследование биографии, творчества и общественной деятельности публициста и критика А.В. Дружинина. Монография, посвящённая творчеству публициста, получила высокую оценку в российской и зарубежной печати. В 2017 г. Н.Б. Алдонина опубликовала ряд произведений Н.М. Дружинина, давно ставших библиографической редкостью: А.В. Дружинин «Прошлое лето в деревне», «Из дальнего угла Петербургской губернии» (Самара, СГСПУ, 2017). Очерки печатались в периодических изданиях и ранее никогда не переиздавались. Оба произведения посвящены реформе 1861 г. и тем трудностям, которые сопровождали её реализацию. Они позволяют по-новому представить эволюцию А.В. Дружинина и уточнить его роль в литературном процессе 40–60-х гг. ХIХ в.
Международное признание получила деятельность кандидата биологических наук К.С. Ткаченко. В составе экспедиции Института океанографии РАН он разрабатывает проекты и участвует в составе научных экспедиций по восстановлению коралловых рифов в морях, окружающих Вьетнам. Статьи К.С. Ткаченко, посвящённые исследованию факторов, оказывающих негативное влияние на состояние коралловых рифов, и системы их защиты, публикуют ведущие мировые научные журналы.
Такое важное для Самарской области научное направление как гидроботаника разрабатывает доктор биологических наук, профессор В.В. Соловьёва. В 2017 г. вышла в свет её монография «Структура и динамика растительного покрова малых искусственных водоёмов Среднего Поволжья (СГСПУ, Самара, 2017). В монографическом исследовании обобщены результаты 20-летнего мониторинга флоры и растительности малых водохранилищ и прудов Среднего Поволжья. В работе рассмотрены эколого-экономические факторы создания и использования малых искусственных водоёмов, дан комплексный анализ растительного покрова с приведением конспекта флоры. Особое место в работе уделено вопросам охраны водоёмов и внедрению программы экологической паспортизации.
Будучи основным педагогическим вузом области, СГСПУ активно сотрудничает с образовательными организациями: Министерством образования и науки Самарской области, Министерством социально-демографической и семейной политики, Департаментом образования г.о. Самара, образовательными округами, образовательными учреждениями. Сотрудничество связано с внедрением в учебный процесс инновационных методических разработок, переподготовкой работников образования и организацией воспитательного процесса в образовательных учреждениях области. Особенно востребованы разработки по инклюзивному образованию, подготовленные преподавателями факультета психологии и специального образования. На факультете реализуются 30 программ повышения квалификации работников образовательных учреждений как Самарской области, так и Поволжского региона. Наиболее востребованы программы: «Особенности коррекционно-логопедической работы в дошкольных учреждениях», «Совершенствование работы по коррекции психического развития дошкольников в контексте логопедической работы», «Медико-психолого-педагогическая помощь детям с нарушением интеллекта», «Коррекционно-развивающие подходы к развитию конструктивной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта и речи», «Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения» и другие. Программы основаны на результатах научных исследований кандидатов педагогических наук Н.И. Буковцовой, Т.Н. Винтаевой, Л.А. Ремезовой, Е.А. Чаладзе.
Сотрудники лаборатории «Субъектной самореализации и инновационных технологий» (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Е.И. Тихомирова) разрабатывают и внедряют инновационные технологии личностного развития. Разработки лаборатории востребованы в образовательных организациях страны (Кострома, Санкт-Петербург, Воронеж, Ярославль, Якутия и др.). Ежегодно лаборатория организует международные и всероссийские конференции, семинары, презентации проектов, круглые столы по проблемам воспитания молодёжи.
В связи с проведением в Самаре игр чемпионата мира по футболу в 2018 г., преподаватели вуза провели научные исследования по заказу администрации области. В частности, коллектив учёных естественно-географического факультета провёл исследования направления полёта птиц в зоне международного аэропорта «Курумоч» (руководитель научного коллектива – кандидат биологических наук С.И. Павлов). Результаты исследования помогут отчасти обезопасить авиарейсы, доставляющие футбольные команды и болельщиков на чемпионат мира.
Одним из основных видов деятельности научно-педагогического коллектива педагогических вузов является подготовка учебников и учебных пособий для высшей школы. Так, доктор культурологии М.А. Кулинич и доктор филологических наук О.А. Кострова в издательстве «Флинта-Наука» выпустили учебное пособие «Теория и методика межкультурной коммуникации» (М., Флинта-Наука, 2017 г.). В пособии системно изложена проблематика одного из приоритетных направлений культурологии – лингвокультурологических исследований, адаптированных для вузовского курса межкультурной коммуникации и способствующих формированию межкультурной компетентности. Особое внимание уделено практике межкультурной коммуникации в академической сфере, перевода, трактовке англоязычного и немецкого юмора, систематизации прецедентных феноменов. Впервые в пособии выделен раздел, посвящённый межкультурным проблемам спорта.
В центральном издательстве «ИНФРА-М» вышел учебник «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Во главе авторского коллектива – кандидат педагогических наук, доцент О.Ф. Брыксина. Учебник направлен на формирование ИКТ-компетентности будущего учителя-предметника, профессиональной готовности к проектированию и организации образовательного процесса, внеурочной и культурно-просветительской деятельности на основе инновационных образовательных моделей с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
Университет развивает научные контакты с ведущими российскими и международными научными и научно-образовательными организациями. Кандидат биологических наук К.С. Ткаченко в течение ряда лет в составе научной экспедиции Института океанологии РАН принимает участие в научных экспедициях по изучению коралловых рифов Южно-Китайского моря. Доктор исторических наук С.Г. Малкин по гранту Лондонской школы экономики собирал материал, относящийся к решению «хайлендской проблемы» Великобритании в конце XVII – первой половине XVIII в. Кандидат социологических наук Г.Г. Циденков получил грант Шведской академии наук на исследование помощи Шведского Красного Креста голодающим Поволжья начала 1920-х гг. ХХ в. Доктор исторических наук А.А. Хохлов по приглашению Гарвардского университета прошёл стажировку для завершения темы «Бронзовый век лесостепи Поволжья».
В университете проходит процесс совершенствования форм управления и организации проведения научных исследований. Долгое время основой организации научной деятельности выступала кафедра. В настоящее время всё большую роль в организации и проведении научных исследований стали играть научные центры, лаборатории и временные научные коллективы. В 2017 г. к действующим шести научным лабораториям добавились ещё две: «Психологический центр социогуманитарных изменений» (научный руководитель – доктор психологических наук Л.С. Акопян) и лаборатория социально-средового проектирования «Человеческий фактор» (научный руководитель – доктор психологических наук Т.В. Семёнова). Вновь созданные лаборатории активно включились в проведение научных исследований, а лаборатория «Человеческий фактор» получила грант РФФИ на проведения исследований.
Временные научные коллективы, созданные для решения конкретных научных задач, объединяют представителей разных специальностей, факультетов и кафедр, что позволяет осуществлять комплексный многофакторный подход к исследуемой проблеме. Важным аспектом является и тот факт, что временные научные коллективы включают в свой состав аспирантов, магистрантов, бакалавров. Этим достигается преемственность в подготовке научных кадров. В настоящее время временные научные коллективы созданы для выполнения государственных заданий в сфере научной деятельности.
В 2017 г. научный журнал «Самарский научный вестник» успешно прошёл две аттестации: профессиональную ВАК-АНРИ на право оставаться в списке изданий, включённых в перечень ВАК, и общественную аттестацию ведущих учёных страны, проводимую научной электронной библиотекой «eLIBRARY.RU». По оценке ведущих российских учёных, журнал занял 37-е место среди 512 мультидисциплинарных журналов и 1088-е из 3461 журналов, прошедших аттестацию. Журнал продолжает выполнять миссию публикации статей ведущих отечественных и зарубежных учёных.
В университете развивается патентная деятельность. В 2017 г. прошло государственную регистрацию изобретение «Подъёмно-транспортное устройство» (патент на изобретение № 2618579 от 04 мая 2017 г.). Устройство принципиально отличается от подобных. В изобретённом устройстве в качестве редуктора используется фрикционная передача (а не зубчатая, как в большинстве подъёмно-транспортных устройств), содержащая гибкое колесо в виде гладкой тонкостенной трубы, изготовление которой не требует специального оборудования, позволяющая существенно расширить диапазон развиваемых моментов и скоростей, а также получить компактное устройство. Для сравнения, зубчатый редуктор с аналогичными характеристиками занимает в 3–4 раза больший объём и в 5–6 раз больше весит.
Студенческая наука. В настоящее время в университете обучаются 3350 студентов очной формы обучения. В деятельности СНО принимают участие 1380 человек (41,2%). СНО объединяет научные общества, созданные по основным направлениям научной деятельности. Всего в вузе действует 67 научных кружков. В истекшем году университет активно включился в областную программу «Полёт» по формированию будущей научной элиты региона. Научными кураторами студентов, отобранных для участия в программе, стали ведущие учёные университета. По итогам научной деятельности 2 студента (Т. Маслова и А. Подлесовшикова) стали стипендиатами Правительства РФ, 9 студентов получили именную стипендию Губернатора Самарской области, 4 студента – стипендию П.В. Алабина. Отрадно отметить, что 9 студентов, получивших стипендии за научную деятельность, являются студентами первых курсов. Помимо этого, 33 студента получают внутривузовскую повышенную стипендию за научные достижения. Студент IV курса ФМФИ СГСПУ Станислав Епифанов принял участие в финале X Международной олимпиады в сфере информационных технологий «IT-Планета 2016/17», которая является одним из самых масштабных учреждённых в России соревнований в области IT, и занял пятое место в стране и первое место в Приволжском федеральном округе. В ежегодном областном конкурсе «Молодой учёный», в номинации «Гуманитарные науки», первое место было присуждено студенту V курса исторического факультета Анатолию Сомову.
В 2017 г. студенты СГСПУ приняли очное и заочное участие в 47 крупных студенческих научных мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах), включая внутривузовские, городские, межвузовские, всероссийские и международные. На международных, всероссийских, региональных конференциях вуз был представлен 200 студентами. По результатам научно-исследовательских работ студентами было опубликовано 24 статьи, имеющих DOI. Общее количество публикаций в печатных изданиях и Интернет-ресурсах – 923. Студенты принимают активное участие в выполнении государственного задания в области научной деятельности и грантах.
Университет стремится расширить рамки научной деятельности не только студентов нашего вуза, но и студентов других вузов. По инициативе СГСПУ на базе нашего университета были открыты две новые секции областной студенческой научной конференции: «Археология» и «Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов». На базе СГСПУ в общей сложности было проведено 57 научных мероприятий международного, всероссийского и регионального уровня. Ежегодно в вузе проводится конкурс «Лучшая НИРС года». В 2017 г. победителями конкурса в разных номинациях стали 10 студентов. 24 студента нашего вуза подали заявку и прошли регистрацию для участия во Всероссийском форуме «Наука будущего – наука молодых». Студенты нашего вуза принимают активное участия в работе научных практик ежегодного молодёжного форума Приволжского федерального округа «iВолга». На форуме «iВолга – 2017» грант на проект «Подпространство» получили студенты III курса факультета математики, физики и информатики А. Гречаный и Ю. Гаврилова. Студенты разработали проект по интеграции в городские экскурсии по Самаре технологий дополненной реальности через создание приложения, позволяющего пользователю увидеть утраченные памятники культуры на территории исторического центра нашего города.
СГСПУ является вузом социально-гуманитарной направленности. Методические разработки, связанные с совершенствованием учебного и воспитательного процесса, широко востребованы образовательными и социальными учреждениями региона. Вместе с тем до настоящего времени вузом не решена проблема коммерциализации научных исследований и разработок. Предприятия реального сектора экономики не заинтересованы в исследованиях учёных университета. Плодотворное сотрудничество с образовательными организациями и учреждениями социальной направленности не несёт коммерческой составляющей. Коллектив университета работает над решением данной проблемы.
Об авторах
Александр Иванович Репинецкий
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.repinetsky@yandex.ru
доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, профессор кафедры отечественной истории и археологии
Россия, СамараДополнительные файлы
