Средо-ориентированный подход как концептуальная идея компетентностного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Авторы: Галкина О.В.1, Кузнецова И.Г.2
  • Учреждения:
    1. Специальная (коррекционная) школа-интернат с. Старый Буян
    2. Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
  • Выпуск: Том 3, № 1 (2014)
  • Страницы: 43-47
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22264
  • ID: 22264

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Идея компетентностного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья посредством особой «обучающей среды» как совокупности системных формирующих влияний предметной, социальной и информационной сред выступает в качестве важнейшего фактора повышения эффективности и доступности обучения «для всех и каждого». Средо-ориентированный подход в обучении детей с ОВЗ позволяет перенести акцент в деятельности учителя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область проектирования образовательной среды, в которой происходит его самообучение и саморазвитие. В данной статье определены основные критерии анализа и параметры мониторинга образовательной среды

Об авторах

Ольга Владимировна Галкина

Специальная (коррекционная) школа-интернат с. Старый Буян

Автор, ответственный за переписку.
Email: galkina1086@yandex.ru

кандидат педагогических наук, директор

446372, Россия, Самарская область, с. Старый Буян, ул. Центральная, 34

Ирина Георгиевна Кузнецова

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Email: cde-sipkro@mail.ru

кандидат психологических наук, руководитель Центра дистанционного обучения детей-инвалидов

443111, Россия, Самара, Московское шоссе, 125а

Список литературы

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ. Приказ № 271 от 4 февраля 2010 г.).
  2. Галкина О.В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки : дис. … канд. пед. наук. Самара, 2009. 193 с.
  3. Моделирование образовательных сред в рамках развивающего образования / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова, В.А. Орлова-Черноголовка, 1996. 364 с.
  4. Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии) // Вторая Российская конференция по экологической психологии : тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) М. : Экопсицентр РОСС, 2000. С. 176-177.
  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.
  6. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М. : Смысл: Московский психолого-социальный институт, 1999. 310 с.
  7. Слободчиков В.И. Психология человека. Основы психологической антропологии. М. : Школа-Пресс, 1995. 324 с.
  8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. М. : Прогресс, 1988. 464 с.
  9. Сергеев С.Ф. Обучающие свойства среды: смена парадигмы // Школьные технологии. 2008. № 2. С. 25-33.
  10. Ильясова Э.Н. К вопросу о проектировании развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы: интегративный подход // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 90-95.
  11. Белобородова М.Е. Рефлексивная образовательная среда и ее компоненты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 396-398.
  12. Смолюк И.А. Трансформация образовательной среды в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 29-32.
  13. Березина О.Л. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в инновационной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 38-40.
  14. Воронцова Л.В., Крамин Т.В. Разработка модели инновационного управления образовательным процессом, предназначенной для адаптации к изменениям внешней институциональной среды // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 78-81.
  15. Ибрагимов М.Г. Характерные черты образовательных отношений // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 2. С. 136-140.
  16. Касторнова В.А., Дмитриев Д.А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 83-90.
  17. Тарасов С.В. От развития школы к развитию ученика. СПб. : ЛОИРО, 2000. 104 с.
  18. Корчак Я. Как любить ребенка. М. : У-Фактория, 2000. 384 с.
  19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 536 с.
  20. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. : Изд. МГУ, 1984. 104 с.
  21. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41-49.
  22. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учебное пособие. М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 320 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Галкина О.В., Кузнецова И.Г., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.