Современные образовательные текстовые технологии
- Авторы: Горобец Л.Н.1, Лайкова И.В.2
-
Учреждения:
- Армавирская государственная педагогическая академия
- Школа № 2009 г. Москвы
- Выпуск: Том 4, № 1 (2015)
- Страницы: 65-68
- Раздел: Статьи
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22169
- ID: 22169
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена одной из важнейших проблем современной методики преподавания русского языка - проблеме работы с текстом и над текстом на уроке, его целостного восприятия и понимания, то есть активного/ эффективного/ смыслового чтения. Обосновывается введение в методический словарь современного учителя русского языка нового дидактического понятия - «образовательные текстовые технологии», под которыми понимаются наиболее эффективные способы и приемы работы с текстами разных жанров и стилей, формирующие умения адекватно воспринимать, интерпретировать и оценивать готовые тексты, а также создавать собственные. Поиск наиболее продуктивных форм, методов, приемов и технологий обучения и в науке, и в практике продолжается постоянно. Он проходит в нескольких направлениях: активизации ранее известных (например, технология работы со словарями) и создания новых (например, технология концептного анализа, лингвокультурологической характеристики текста, проектно-текстовая технология, гипертекстовая технология и др.). В данной статье раскрываются сущность и особенности нескольких эффективных современных образовательных текстовых технологий: риторизация, концептуальный анализ слова и технология развития критического мышления через чтение и письмо. Авторами особо подчеркивается, что только сочетание традиционных и современных технологий позволяет вовлекать учащихся в различные виды деятельности: мыслительную, коммуникативную, научную, творческую и другие, что не только поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, снижает утомляемость и перенапряжение, повышает познавательный интерес, но и формирует весь спектр универсальных учебных действий учащихся, расширяет их представления о мире, формирует мировоззрение и личность в целом.
Ключевые слова
Об авторах
Людмила Николаевна Горобец
Армавирская государственная педагогическая академия
Email: lyudmila-38@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики
352900, Россия, Армавир, улица Розы Люксембург, 159Ирина Владимировна Лайкова
Школа № 2009 г. Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: yurina@inbox.ru
учитель русского языка и литературы, аспирант Армавирской государственной педагогической академии
117041, Россия, Москва, улица Адмирала Лазарева, 40/2Список литературы
- Дридзе Т.М. Текст и произведение (о статье М.Я. Дымарского «Метафора текста») // Русский текст. 1994. № 2. С. 7-17.
- Левушкина О.Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика: дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.02. / О.Н. Левушкина. М., 2014. 543 с.
- Fairclough N. Language and power (2nd edition). London: Longman, 2001.
- Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
- Клюева Г.Ю. Методика обучения лексике и фразеологии в культу-роведческом аспекте (5-6 класс): автореферат дисс…. канд. пед.н. 13.00.02. / Г.Ю. Клюева. М., 2009. 18 с.
- Мишатина Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход: автореферат дисс…. д-ра пед.н.: 13.00.02. / Н.Л. Мишатина. Спб., 2010. 26с.
- Вольф Е.Н. Проектно-текстовая технология как средство профессиональной саморегуляции в иноязычном образовании экономистов: диссертация канд. пед.н. 13.00.02/ Е.Н. Вольф. - Ростов-на-Дону, 2009. 198 с.
- Константинова О.В. Использование гипертекстовой технологии при обучении иностранных учащихся специальности в техническом ВУЗе: Автореф. дис…. к.п.н.: 13.00.02 / О.В. Константинова. М.: 2001. 16 с.
- Минеева С.А. Проблемы и трудности риторизации // Риторика диалога в становлении научно-гуманитарной системы образования: проблемы исследования и преподавания: Материалы XI научно-практической конференции (10-11 ноября 2002 года) / под ред. С.А. Минеевой. Пермь: ЗУУНЦ, 2002. С. 131 - 134.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-ое изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
- Мишатина Н.Л. «Как сердцу высказать себя?.» Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7-9 классы). СПб.: Милена, 2002. 256 с.
- Мишатина Н.Л. Диалог с социально-духовными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи): учебно-методическое пособие. СПб.: «Сага»- «Наука», 2004. 256 с.
- Левушкина О.Н. Культуроведческий, культурологический и лингвокультурологический подходы в обучении русскому языку: полифония и иерархия // Полифония методических подходов к обучению русскому языку: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (15 - 16 марта 2012) / Отв. ред. проф. А.Д. Дейкина. М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2012. С. 66 - 75.
- Токарева И.Ю. Новое в обучении русскому языку: учебный концептуальный анализ // Русский язык в школе. 2010. № 7. С. 9 - 12.
- Болотнова Н.С. Художественный текст как единица культуры и проблема его изучения // Культурологический подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка. Доклады и тезисы докладов участников Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика А.В. Текучева (11-12 марта 2003 г.)] // Составители проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. М.: МПГУ, 2003. С. 57-64.
- Ходякова Л.А. Лингвокультуроведческий анализ текста на уроке-проекте / Л.А. Ходякова // Русский язык в школе. 2012. № 4. С. 3-10.
- Любичева Е.В. От текста к смыслу и от смысла к тексту (текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие / Е.В. Любичева, Н.Г. Ольховик; Под ред. д.п.н., проф. Любичевой Е.В. СПб: САГА, Азбука-классика, 2005. 368 с.
- Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры: / Ю.С. Степанов. изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 982 с.
- Горобец Л.Н., Лайкова И.В. Потенциал педагогических технологий работы с текстом на современном уроке // Методический поиск: проблемы и решения. 2014. №2 (17). С. 4-8.
- Горобец Л.Н., Лайкова И.В. Формирование и развитие нравственной личности на современном уроке русского языка. Монография. Армавир: РИО АГПА, 2014. 116 с.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)