Приёмы повышения мотивации учащихся к изучению русского языка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Систематическое внимание к проблеме повышения мотивации учащихся к изучению русского языка - одно из важнейших условий успешности обучения в современной школе. Механизмы развития мотивации нашли отражение в классических трудах отечественных методистов, рассматриваются в работах современных ученых. В статье дается анализ современного состояния проблемы и предлагается подход к развитию мотивационной сферы учащихся. База внешней и внутренней мотивации к изучению русского языка закладывается в младшем подростковом возрасте. Основой для продуктивного формирования мотивации становятся свойственные данному возрасту любопытство, находчивость, потребность общения со сверстниками, развитие лидерских качеств, индивидуальный склад ума, творческие способности. В статье подчеркивается, что приемы повышения мотивации, которые использует учитель, должны взаимодействовать с изучаемым материалом, соответствовать учебным целям и задачам, отражать взаимосвязь всех элементов языка. В стимулировании интереса к процессу познания на уроках русского языка весьма продуктивно применять активные формы деятельности учащихся на всех этапах урока. Особенно значим в этом плане начальный этап. Его рекомендуется проводить с использованием интеллектуальных тренингов для преодоления стереотипности мышления. В статье приводится пример организации лингвистического тренинга в форме упражнения «четвертый лишний». Анализируются все возможные варианты ответов, рассматривается корреляция заданий с конкретной темой и ранее изученным материалом. Предлагаемый подход к построению урока способствует тому, что в учебном процессе развивается творческая инициатива учащихся, используется важный для данного возраста элемент состязательности, совершенствуются коммуникативные способности, регулируется самооценка. Все это становится значительным средством повышения мотивации к изучению русского языка.

Об авторах

Марина Анатольевна Бондаренко

Академия труда и социальных отношений

Автор, ответственный за переписку.
Email: marbondina@mail.ru

кандидат педагогических наук, профессор кафедры русского языка

119454, Россия, Москва, ул. Лобачевского, 90

Список литературы

  1. Осипов В.Е., Зимонин И.Н. Мотивация образовательной деятельности как нелинейный системный процесс // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2013. № 25. С. 67 -73.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. М.: Просвещение, 1995. 383 с.
  3. Секреты орфографии: Книга для учащихся 5 - 7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
  4. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Л.: Просвещение, 1990. 255 с.
  5. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Книга для учащихся ст. классов. М.: Просвещение , 1976. 128 с.
  6. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. 87 с.
  7. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  8. Потиха З.А. Тайны слова (Материалы по занимательной грамматике и внеклассной работе по рус. яз. в восьмилет. школе) / З.А. Потиха, Г.А. Панов, В.А. Иванова: Сталинград: Кн. изд-во, 1961. 127 с.
  9. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8 - 10 кл. сред. шк. М.: Просвещение,1988. 207 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электр. ресурс]: http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf.
  11. Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 4 - 6 июля 2012 г.): Труды и материалы / Под общей ред. М.Л. Ремневой. М.: Изд-во Московского университета, 2012. 436 с.
  12. Бондаренко М.А. Учить и учиться в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы III конгресса РОПРЯЛ, 10 - 13 октября 2012 г. В 2 т. Т. 2. СПб.: Изд. дом «МИРС», 2012. 638 с.
  13. Бондаренко М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс. М.: Просвещение, 2015. 288 с.
  14. Сальникова О.А. «Учение с увлечением» (О видах заданий в учебном комплексе для углубленного изучения русского языка под ред. В.В. Бабайцевой) // Русский язык в школе. - 2012. № 2. С. 10-16.
  15. Бондаренко М.А. Формирование интереса к русскому языку в процессе изучения заимствованной лексики // Русский язык в школе. 2015. № 2. С. 8-11.
  16. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
  17. Артамошкина Е.А. Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка // Русский язык в школе. 2010. №10. С. 8-13.
  18. Бондаренко М.А. Содержание и формы организации учебного процесса при освоении учащимися орфоэпических норм // Русский язык в школе. 2010. № 12. С. 14-17.
  19. Громов И.И. Игра с языком как средство формирования лингвистической компетенции учащихся // Русский язык в школе. 2013. №7. С.32-38.
  20. Трошин В.В. Слова и числа: занимательные материалы по рус. языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. Волгоград: Учитель, 2007. 271 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бондаренко М.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах