Технология концентрированного обучения студентов в холистичных компьютерных аудиториях единой электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа посвящена исследованию возможности использования технологии концентрированного обучения в условиях единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) для достижения синергетического эффекта и системной эмерджентности в учебно-воспитательном процессе (УВП) с целью повышения уровня обученности студентов вуза. Для этого анализируются цель, задачи и преимущества Концепции развития ЕИОС в РФ, дополнительным эффективным механизмом реализации которых является информационно-образовательный холизм Σieh, определяющий структуру холистичной информационно-образовательной среды (ХИОС) вуза. Определяются пути повышения дидактического потенциала компьютерных аудиторий за счет их холистичной компоновки, осуществляемой путем комплексирования различных по своим дидактическим свойствам и функциям традиционных технических средств обучения (ТСО), современных и перспективных электронно-коммуникативных средств, систем и технологий обучения (ЭКССТО) и учебно-исследовательских наглядных средств.

Полный текст

Осуществляемые в последние годы масштабная модернизация и реформирование российской системы образования, как одного из важнейших компонентов информационного общества в целом и современной инфоноосферы, в частности, обусловливают приоритет интенсификации информатизации и технологизации этого социального института, определяют их направления, которые основываются на повсеместном применении в УВП образовательных учреждений (ОУ) всех уровней современных и перспективных ЭКССТО, в том числе дистанционных (сетевых), а также средств, методов и технологий получения, обработки, хранения и передачи учебной, научной, воспитательной и иной информации, необходимой субъектам образования, с использованием информационных сервисов сети Интернет, т.е., по сути, предопределяют пути обновления и развития ЕИОС в нашей стране. Конкретизирует и детализирует эти пути Концепция развития ЕИОС в РФ, целью которой является определение единого, наиболее рационального и эффективного, подхода к формированию, совершенствованию и развитию информационно-образовательных сред (ИОС) ОУ всех уровней, в том числе и вузов, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), а одной из основных задач – обеспечение максимально равных возможностей для субъектов образования в оперировании информацией учебно-воспитательного, учебно-исследовательского, научно-методического и культурно-просветительского назначений (знаниями).

ЕИОС определяется в Концепции как совокупность информационно-образовательных решений, основанных на общих правилах и подходах, способствующих созданию условий успешной реализации целей ФГОС и иных требований к основным образовательным программам (ООП), «обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавания дисциплин и распространения знаний, расширения доступности качественного образования» [1, с. 3]. В структуре ЕИОС выделяются следующие основные группы (подсистемы), обеспечивающие системность и должное протекание процесса информатизации образования: современные и перспективные ЭКССТО и традиционные ТСО; учебное, лабораторное и учебно-производственное оборудование; образовательный контент (электронный и бумажный); педагогические кадры; система управления ОУ; нормативно-правовая база, регламентирующая необходимую эволюцию и унификацию ИОС различных ОУ для их интеграции в ЕИОС [2]. При этом архитектура ЕИОС проектируется и строится на единой, централизованной программно-аппаратной платформе, которая обеспечивает подключение и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), сервисов учебно-воспитательного процесса, эффективную социализацию субъектов образования и родителей обучающихся и служит интегрированной средой для всех участников образовательного процесса [1, с. 31–32].

Реализация Концепция развития ЕИОС в РФ позволит повысить потенциал уже существующих ИОС ОУ за счёт таких интегративных возможностей, как:

– интеграция ИОС ОУ в единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП), являющееся одной из особо важных составляющих современного информационного пространства – инфоноосферы;

– возможность выстраивания индивидуальных траекторий обучения на основе интеграции и дифференциации организационно-координационных, контролирующих и регуляционных мероприятий и механизмов ЕИОС и ЕИОП;

– определение единых оптимальных и эффективных мер контроля УВП;

– оперативное распространение и внедрение в образовательную практику передового и инновационного педагогического опыта;

– обеспечение доступа к любому образовательному контенту (электронному и бумажному, предметному, профессиональному, общекультурному и т.д.), необходимому субъектам образования;

– концентрация и комплексное использование дидактического потенциала ЭКССТО, ТСО, цифровых и бумажных образовательных ресурсов для решения задач современной парадигмы образования, повышения уровня обученности и качества подготовки студентов и др. [3; 4].

Одной из важнейших составляющих ЕИОП и ЕИОС может стать единая информационная образовательная система «ГИС Контингент», внедрение которой в систему образования планируется в течение пяти ближайших лет. В настоящее время широко обсуждается законопроект по её созданию, внедрению и совершенствованию в процессе практического применения в российских общеобразовательных учреждениях. Кроме возможности единой стандартизации информационных систем в образовании, одним из основных преимуществ системы «ГИС Контингент» станет интеграция в одном месте, например, в облачном хранилище, успешного педагогического опыта, лучших образовательных методик и технологий с их последующим транслированием педагогам-потребителям. Такое сетевое взаимодействие обеспечит доступность информационно-образовательных ресурсов (ИОР) для субъектов любых ОУ, в том числе и удаленных территориально [5].

Из приведённых характеристик и преимуществ ЕИОС следует, что её организационная новизна заключается в интеграции различных ИОС и механизмов, обеспечивающих их функционирование, в ЕИОП на основе принципа информационно-образовательного холизма Sieh. Этот принцип предполагает интеграцию различных по своим дидактическим свойствам и функциям форм, методов, средств и технологий обучения, а также дидактического, научного, производственного и культурно-просветительского потенциала инфраструктуры ОУ и их партнёров в единую педагогическую систему (ПС), обеспечивающую реализацию синергетического эффекта (повышения эффективности деятельности субъектов образования за счёт слияния компонентов ЕИОС в единую систему) и системной эмерджентности (нового системного качества ЕИОС, несводимого к чисто механической сумме качеств компонентов этой среды) в УВП [3].

В основе принципа Sieh лежит холизм (от греч. holos – целый, весь) – философская позиция целостности, рассматриваемая в качественном и организационном отношениях как учение о высшей и всеохватывающей целостности мира, объединяющей области психологической, биологической и физической действительности. Холизм основывается на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного, а холистический научный метод представляет собой теорию нераздельной взаимосвязи и целостности окружающей нас действительности, теорию постоянного обновления и преобразования всех видов живой материи [6–8]. Учитывая эту особенность, можно утверждать, что информационно-образовательный холизм является весьма эффективным механизмом для интеграции социальной, технологической, экономической, политической и культурной составляющих современного информационного общества и системного объединения их в единое социально-информационное пространство, обязательной составляющей которого является ЕИОС.

Актуальность и правильность применения принципа Sieh в организации работы по обновлению и модернизации ЕИОС подтверждается описанием проблематики реализации Концепции развития среды, в котором отмечается, что в сложившейся системе образования до настоящего времени отсутствуют современные методы «системной интеграции педагогических и информационных технологий в образовательных организациях» [1, с. 11]. Очевидно, что приведённые интегративные возможности и характеристики ЕИОС ставят перед ОУ задачу поиска новых форм и технологий обучения, которые могут быть спроецированы на условия единой среды, или адаптации традиционных форм организации обучения и технологий к этим условиям. Учитывая интегративную (целостную, холистичную) сущность обновляемой ЕИОС, можно условно синонимизировать её с ХИОС, которая полностью отвечает основным требованиям Концепции.

ХИОС ОУ – это системно-интегративный комплекс образовательных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), аппаратных и программных аналоговых и цифровых средств их реализации, учебных, научных, воспитательных и иных бумажных и электронных информационных ресурсов, средств их разработки, хранения и обеспечения дистанционного (сетевого) и непосредственного доступа к информации, необходимой субъектам образования; а также традиционных ТСО и учебно-исследовательских наглядных средств, современных и перспективных ЭКССТО, лабораторного, учебно-производственного и специального оборудования [3]. С учётом данной дефиниции при моделировании и конструировании ХИОС факультета математики, физики и информатики Самарского государственного социально-педагогического университета (ФМФИ СГСПУ) мы использовали восьмикомпонентную структуру, в которую вошли 4 модуля: ИОР, средств и методов обучения, форм и технологий обучения, технического обеспечения (ТО) и 4 блока: научно-методической работы и повышения квалификации (НМРиПК), учебно-производственного и лабораторного, музейно-выставочного, библиотечно-архивного. В условиях ХИОС перечисленные компоненты органически сочетаются и дополняют друг друга в дидактическом плане. Обязательными компонентами ХИОС ФМФИ СГСПУ являются также лаборатории, учебные кабинеты, библиотека, медиатека, музеи вуза, иные общекультурные и культурно-просветительские объекты, находящиеся как в вузовской инфраструктуре, так и за её пределами.

С позиции нашего исследования и требований Концепции развития ЕИОС, стоит отметить особо, что обязательными условиями эффективности такой ХИОС являются возможность использования субъектами УВП всего комплекса средств, методов и технологий обучения и воспитания среды по мере необходимости и холистичная компоновка компьютерных аудиторий. Выполнение этих условий возможно при должном наполнении материальной (технической, средовой) составляющей ХИОС современными и перспективными ЭКССТО и комплексировании различных по своим дидактическим свойствам и функциям аппаратных и программных средств ИКТ, которое повышает их дидактический потенциал. Подобное комплексирование с учётом предметных особенностей тех учебных занятий, на которых они применяются и специфики гуманитарного и естественнонаучного знания, даёт эффект концентрированного обучения, что особенно важно для повышения уровня обученности и качества подготовки студентов вуза, в первую очередь, – студентов очно-заочной, заочной и дистанционной форм обучения. Технология концентрированного обучения и метод погружения, как один из наиболее распространённых её вариантов, могут эффективно и продуктивно реализовываться в холистично скомпонованных компьютерных аудиториях, являющихся обязательным компонентом ХИОС. Примеры холистичных компьютерных аудиторий (ХКА) приведены на рис. 1.

 

Рисунок 1 – ХКА информатики и ИКТ (305 ауд.), истории (307 ауд.), археологии (308 ауд.)

 

Суть холистичной компоновки заключается в системной интеграции и комплексировании в компьютерной учебной аудитории современных компьютерных средств обучения, других ТСО, электронных и бумажных учебных, учебно-исследовательских, учебно-методических, научных, научно-популярных, общекультурных, культурно-просветительских, социокультурных, практико-технологических и иных ИОР, объектов изучения и наглядных средств обучения. За счёт этого повышается общий синергетический потенциал материально-технической базы ХИОС факультета (вуза) и создаются дополнительные возможности для реализации принципа эмерджентности и применения технологии концентрированного обучения в профессиональной подготовке студентов [9]. Благодаря принципу Sieh такие ХКА более эффективно выполняют функции единого инструментария информационного учебного обмена между субъектами образовательного процесса с использованием баз метазнаний и метаданных учебного, научного и культурно-просветительского назначений.

На ФМФИ СГСПУ применяются следующие три основных варианта холистичной компоновки компьютерных аудиторий:

1) традиционные технические и аудиовизуальные средства обучения (ТиАСО) – современные и перспективные компьютерные ЭКССТО – электронные и бумажные ИОР, в т.ч. учебно-исследовательские наглядные средства;

2) современные компьютерные и мультимедийные интерактивные средства – средства лабораторного и демонстрационного практикума – учебно-производственное оборудование;

3) компьютерные и мультимедийные интерактивные средства – дополнительные стационарные и мобильные практико-ориентированные ИОР – наглядные средства обучения и объекты изучения.

По инициативе В.Н. Аниськина, Т.В. Добудько, В.И. Пугача третий вариант холистичной компоновки был применён для создания девяти предметно-тематических ХКА кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания (ИПМиМП) ФМФИ СГСПУ. Ещё три таких ХКА (лекционных и лабораторно-практических) были созданы на кафедре физики, математики и методики обучения (ФМиМО) ФМФИ. Эти аудитории с 2012 года используются для проведения занятий по информатике и ИКТ в сочетании с такими предметными областями, как: математика и информатика, математика, физика, естественнонаучная картина мира (ЕНКМ), биология, экология, филология, история, археология, искусство, музыка, культурология, мировая художественная культура (МХК). Одновременно с этим на протяжении четырёх лет в ХКА проводится эксперимент по концентрированному обучению студентов восьми факультетов СГСПУ таким учебным предметам, как: «Математика и информатика» и «ИКТ в образовании». Стоит также отметить, что не только холистичная компоновка аудиторий повлияла на выбор метода погружения технологии концентрированного обучения для проведения нашей опытно-экспериментальной работы (ОЭР). Преимущества этой технологии особенно заметно проявляются в условиях современной сверхплотно насыщенной информацией ИОС (ХИОС), когда перед обучающимся остро стоит проблема оперативного и правильного выбора необходимого образовательного контента. В такой ситуации именно метод погружения в ХИОС позволяет оптимизировать процесс формирования и развития способности личности студента к быстрой и правильной ориентировке в ЕИОП, умений оперативного вычленения из сетевых и иных ИОР необходимой информации и её адаптации к поставленным учебным, учебно-исследовательским, научным, воспитательным целям и задачам УВП.

К проблемам организации концентрированного обучения и исследованиям его инновационных возможностей в УВП в разное время обращались многие учёные-педагоги, среди которых: В.С. Безрукова [10], П.П. Блонский [11], С.И. Гессен [12], В.К. Дьяченко [13], И.А. Зимняя [14], Г.И. Ибрагимов [15], Ю.В. Кит [16], Г.В. Лаврентьев [17], Г.К. Лозанов [18], М.Ю. Олешков [19], А.А. Остапенко [20; 21], Д.В. Чернилевский [22] и др. Технология концентрированного обучения и её авторские интерпретации, адаптированные к условиям конкретных ОУ, включая метод погружения, апробировались в порядке эксперимента такими педагогами-новаторами и исследователями, как: А.Н. Тубельский [23], А.В. Хуторской [24], В.Ф. Шаталов [25], М.П. Щетинин [26] и др. Из теоретических концепций технологии концентрированного обучения [10; 14; 15; 19–21] и практики её использования педагогами-новаторами [23–26] для нашей работы по определению преимуществ концентрированного обучения студентов вузов в ХКА наиболее применимы варианты трактовок исследуемого феномена, предлагаемые М.Ю. Олешковым и Г.И. Ибрагимовым.

Так, по мнению М.Ю. Олешкова, концентрированное обучение, – это «специально организованный образовательный процесс, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счёт большей её систематизации (обобщения, структурирования) и иного (отличного от традиционного) временного режима занятия». При этом учёным особо подчёркивается то обстоятельство, что концентрированное обучение является непротиворечивой взаимодополняемой противоположностью по отношению к распределённому обучению, основывающемуся на распределённости и корпоративности содержания, форм и методов обучения, дающих возможность обучать и обучаться в разное время и в разных географических местах за счёт применения современных ИКТ и средств телекоммуникаций для достижения эффектов очного обучения [27], а их «разумное чередование ˂…˃ имеет высокую степень эффективности», достигаемую за счёт целесообразного сочетания в учебном процессе разных организационных форм [19, с. 34].

Г.И. Ибрагимовым концентрированное обучение дефинируется как организационная форма, при которой в течение определенного периода учебного времени «осуществляется сосредоточение энергии и рабочего времени учащегося на изучении одной или нескольких дисциплин», а основной целью является «повышение качества обучения и воспитания учащихся (достижение системности знаний, их мобильности и т.д.) путём создания оптимальной организационной структуры учебного процесса» [15, с. 101].

Учитывая вышеприведённые характеристики ХКА, являющихся обязательным компонентом ХИОС, можно предположить, что данные определения технологии концентрированного обучения легко проецируются на интегративные дидактические возможности таких аудиторий и, в целом, на те особенности ХИОС вуза, которые обеспечивают концентрацию потенциала (энергии) и учебного (рабочего) времени студентов на изучении учебных дисциплин [9].

Как известно структура образовательных технологий, в том числе и современных компьютерных, включает в себя, наряду с методами, способами и средствами обучения, адаптированные к этим технологиям модели обучения [28–32; 22]. Основными моделями технологии концентрированного обучения являются суггестопедическая модель, представляющая собой систему приёмов и методов ускоренного (интенсивного) обучения, основывающуюся на рациональном внушении (suggestio – от лат. внушение) обучающимся содержания изучаемых предметов с использованием игровых методов, музыкального воздействия, эффекта перевоплощения и т.п., которые обеспечивают продуктивное восприятие учебного материала [12; 14; 18], и модель учебного погружения, в основе которой, наряду с методами активного обучения, включающими в себя элементы релаксации, внушения и игры, лежит специальная (особая) организация УВП [10; 11; 20; 21; 23–26].

Вторая модель концентрированного обучения, больше известная как метод погружения, была использована в начале 1980-х годов М.П. Щетининым для проведения эксперимента по созданию комплексного образовательно-воспитательного учреждения-интерната для разностороннего формирования и развития личности обучающихся (воспитанников) по типу «школы-мастерской» А.С. Макаренко [17; 19–21; 26]. Несмотря на неоднозначную оценку результатов эксперимента со стороны учёных и педагогической общественности, именно эта новаторская экспериментальная работа М.П. Щетинина способствовала появлению и распространению термина «метод погружения» в педагогике.

Впоследствии метод погружения был дифференцирован в зависимости от направлений его применения на следующие модели технологии концентрированного обучения: «"однопредметное погружение" [11]; "двухпредметное погружение" [15]; "длительное погружение в предмет / предметы" [26]; "межпредметное погружение – погружение в сравнение " [23]; "эвристические (метапредметные) погружения" [24]; "выездные погружения" [20]; "тематическое погружение – погружение в образ" [21]; "погружение как средство коллективного обучения" [13]; "погружение в культуру" [24] и т.д.» [20, с. 12].

В рамках проблемы нашего исследования мы предлагаем авторский вариант модели учебного погружения технологии концентрированного обучения, который может быть определён как «погружение в образовательную среду» или «метод погружения в ХИОС». Эта модель концентрированного обучения в условиях ХКА основывается на обязательном включении в предметно-ориентированную учебную среду интегрированного комплекса средств когнитивной визуализации [28], статической проекции, аудиовизуальных и наглядных средств обучения [29; 30], элементов учебного моделирования, убеждения, внушения, игры, релаксации, обеспечивающего сохранение образовательной доминанты у студентов (предметной, межпредметной, метапредметной) на протяжении определённого (весьма длительного) временного интервала [33].

На основании вышеприведённых рассуждений, мы определяем метод погружения в ХИОС технологии концентрированного обучения как специальным образом организованную форму обучения, характеризующуюся непрерывным и целостным изучением определённой темы, раздела, курса в условиях предметно-ориентированной учебной среды холистично скомпонованных компьютерных аудиторий с использованием интегрированного комплекса средств, методов и приёмов психолого-педагогического воздействия на личность обучающегося, обеспечивающих длительное сохранение образовательной доминанты.

Принцип Sieh, лежащий в основе холистичной компоновки компьютерных аудиторий, может также легко обеспечивать такой эффект учебного погружения, особенно востребованный и рациональный в профессиональной педагогике, когда виды и формы деятельности студентов (обучающихся) выстраиваются по иерархии и сочетанию противоположностей [34], например, теоретические и практические занятия, лабораторные работы и семинары, реальные и виртуальные опыты, теоретическое обоснование и учебное моделирование и т.п., проводимые по различным учебным предметам в условиях ХИОС вуза (факультета).

В данном случае можно говорить о предметном холизме, способствующем более эффективному формированию и развитию в мировоззрении студентов целостной (холистичной) картины изучаемых процессов, явлений, фактов, событий и играющем, при этом, роль культурологической основы. Рациональность и эффективность применения предметного холизма уже подтверждена в таких предметных областях, как: физика, биология, психология [3].

Применимо к дидактическим возможностям исследуемого нами метода (модели) учебного погружения в ХИОС технологии концентрированного обучения, можно отметить его особую эффективность при обучении студентов иностранным языкам, когда УВП является той призмой, сквозь которую «глобальное воспринимается, оценивается и становится мировоззренческим ориентиром через явления собственной культуры, а собственная жизнь индивида и его ближайшего окружения рассматриваются в контексте глобальных процессов» [35, с. 117]. В этом случае принцип Sieh, наряду с принципами наглядности, научности, интегративности, культуросообразности, систематичности и доступности знаний, играет роль инновационного принципа обучения [36].

В целом же интегративная сущность принципа Sieh обеспечивает органическую сочетаемость и действенную результативность таких важных компонентов концентрированного обучения, отмеченных А.А. Остапенко в работе [21], как: групповые и коллективные формы обучения; взаимодополняемые формы учебной деятельности; интеграция учебного материала и укрупнение дидактических единиц; сотрудничество преподавателя и студентов с осуществлением оперативных онлайн и оффлайн коммуникаций. Это позволяет эффективно и в полной мере использовать потенциал всех вышеприведённых моделей технологии концентрированного обучения, в т.ч. и предлагаемой нами модели учебного погружения в ХИОС. Из них особенно привлекательными и выгодными для субъектов УВП являются: целостность восприятия информации и получаемых знаний студентами; возможность существенной экономии учебного времени и углубленного изучения учебных дисциплин; обеспечение комфортных условий обучающимся во время занятий и концентрация их внимания, энергии и рабочего времени на изучении одного или нескольких предметов [15; 19; 20].

Как уже было отмечено выше, метод погружения в ХИОС используется нами в ОЭР по концентрированному обучению студентов вуза в ХКА, которые обеспечивают специальную (особую) организацию учебных занятий по предметам «Математика и информатика» и «ИКТ в образовании», входящим в базовую часть дисциплин учебного плана большинства факультетов СГСПУ, готовящих учительские кадры по направлению «Педагогическое образование».

Уровень материально-технического обеспечения (МТО) ХКА, являющихся неотъемлимой частью модулей ИОР и МТО ХИОС ФМФИ СГСПУ, позволяет нам констатировать факт создания на факультете современной высокотехнологичной электронной обучающей среды, в условиях которой может продуктивно осуществляться имплементация технологии концентрированного обучения. Динамика развития и совершенствования модулей отражена в табл. 1, 2.

Подтверждением этого вывода служит система критериев качества обучения студентов в вузе, обязательными элементами которой являются группа критериев качественного технического обеспечения учебного процесса и группа критериев качества технологий обучения, соответствие которым может весьма эффективно обеспечивать ХИОС вуза (факультета) и её ХКА. По сути, ХИОС вуза позволяет обеспечить должный уровень обученности студентов, представляющий собой одно из существенных качеств обучающихся и определяющий их способность оперировать получаемыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями при решении повседневных задач УВП, а метод погружения в ХИОС технологии концентрированного обучения является наиболее эффективным механизмом для формирования и развития этой способности у студентов вузов [3; 37; 17].

 

Таблица 1 – Динамика развития модуля ИОР ХИОС ФМФИ СГСПУ

ИОР ХИОС ФМФИ СГСПУ

2012 г.

2017 г.

Кол-во электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД)

27

191

Кол-во электронных учебников и пособий

14

94

Кол-во электронных учебных программно-методических комплексов (ЭУПМК)

9

79

Специальное программное обеспечение (ПО) (кол-во ед.)

37 + свободное ПО (on-line)

15 + свободное ПО (on-line)

ЭОР для лекций и семинарских занятий (кол-во ед.)

47

233

Электронные материалы для самостоятельной работы студентов (ЭМСРС) (кол-во ед.)

34

193

Иные ЭОР (кол-во ед.)

78 + Goggle-сайты

57 + Goggle-сайты

Кол-во студентов ФМФИ / Кол-во ЭОР

3 / 1

1 / 1

 

Таблица 2 – Динамика развития модуля МТО ХИОС ФМФИ СГСПУ

МТО ХИОС ФМФИ СГСПУ

2012 г.

2017 г.

Кол-во мультимедийных лекционных аудиторий (в т.ч. холистично скомпонованных) / Кол-во мест (в т.ч. в холистичных аудиториях)

1 (0) / 140 (0)

4 (2) / 410 (170)

Кол-во компьютерных аудиторий (КА) (в т.ч. холистичных)

8 (2)

17 (12)

Кол-во стационарных персональных компьютеров (ПК) в КА / Кол-во мобильных ноутбуков в КА

110 / 25

175 / 77

Кол-во мультимедиа-проекторов (в т.ч. стационарных)

11 (2)

21 (12)

Кол-во интерактивных досок (в т.ч. стационарных) / Кол-во экранов (в т.ч. стационарных)

5 (2) / 8 (1)

9 (5) / 14 (4)

Кол-во оверхед-проекторов / Кол-во «белых» досок

4 / 2

2 / 17

Кол-во точек доступа Wi-Fi (учебные корпуса + общежития)

12

27

Кол-во студентов ФМФИ / Кол-во ПК

10 / 1

2 / 1

 

Наши доводы о результативности концентрированного обучения студентов методом погружения в ХИОС вуза неоднократно докладывались на международных и всероссийских конференциях, в т.ч. и на международной научно-практической конференции «Высокотехнологичная информационная образовательная среда», проводившейся в Герценовском университете в 2015 году в рамках одноимённого проекта Российского гуманитарного научного фонда (руководитель проекта – академик РАО, д.п.н., профессор В.В. Лаптев). Участниками конференции была отмечена целесообразность холистичной компоновки компьютерных аудиторий, позволяющей за счёт использования принципа эмерджентности и применения концентрированного обучения увеличить синергетический потенциал ИОС вуза (факультета), оптимизировать решение образовательных и социокультурных задач и повысить качество подготовки бакалавров педагогического образования в условиях современной компетентностно-ориентированной парадигмы высшего профессионального образования [9; 38].

Дополнительным подтверждением отмеченного может служить одна из трактовок качеств личности, которая в широком смысле определяет их как «совокупность возможностей личности удовлетворять свои потребности в социуме» [39, с. 277], в т.ч. и потребности личности студента в качественном образовании. Учитывая охарактеризованные выше возможности ХИОС вуза, можно сделать вывод о том, что эта интегративная среда является наиболее оптимальным и эффективным инструментарием для достижения этой цели.

Результаты констатирующей и формирующей частей ОЭР по концентрированному обучению студентов в ХКА, проводившейся в СГСПУ в 2012–2017 годах в форме лонгитюдного педагогического исследования в соответствии с классической методологией педагогического исследования В.В. Краевского [40], подтвердили эффективность использования метода погружения в ХИОС для повышения качества подготовки будущих учительских кадров.

×

Об авторах

Владимир Игоревич Богословский

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: vibogosl@herzen.spb.ru

доктор педагогических наук, профессор, начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, профессор кафедры методики информационного и технологического образования

Россия, Санкт-Петербург

Владимир Николаевич Аниськин

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: vnaniskin@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Сергей Васильевич Горбатов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: gorbatovsv@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Александр Валерьянович Добудько

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: a.dobudko@pgsga.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Татьяна Валерьяновна Добудько

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tdobudko@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Список литературы

  1. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Ассоциация электронных коммуникаций. - http://raec.ru/upload/files/eios_ conception.pdf.
  2. Информационно-образовательная среда [Электронный ресурс] // Информационно-коммуникационные технологии (новости, обзоры, уроки). - http://training-net.ru.
  3. Аниськин В.Н. Повышение качества обучения студентов вуза с использованием метода погружения в холистичную информационно-образовательную среду // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. Ч. 7. М.: Перо; Вольск: ВВИМО, 2017. С. 22-27.
  4. Казаков К.В. Предпосылки создания и новые возможности Концепции развития ЕИОС [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - http://минобрнауки.рф/ news/3453/file/2309/13.06.19-14-Казаков.pdf.
  5. Эксперты обсудили внедрение единой информационной образовательной системы [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - http://минобрнауки.рф/пресс-центр/9956.
  6. Блауберг И.В. Холизм // Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978.
  7. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // http://dic.academic.ru.
  8. Холистический подход к науке и практике [Электронный ресурс] // Самопознание. - http:// samopoznanie.ru.
  9. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Пугач В.И. Холистичная компоновка компьютерных аудиторий для повышения потенциала информационно-образовательной среды вуза // Высокотехнологичная информационно-образовательная среда. СПб.: Книжный Дом, 2015. С. 140-146.
  10. Безрукова В.С. Концентрированное обучение в педагогике («погружение») / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Вып. 2. Свердловск: Изд-во СИПИ, 1991. С. 102-113.
  11. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. 304 с.
  12. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  13. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2000. 384 с.
  15. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение: теория, история, практика. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. 364 с.
  16. Кит Ю.В. Концентрированное обучение естественно-математическим дисциплинам в средней профессиональной школе: дис. … канд. пед. наук. Казань. 1999. 185 с.
  17. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. Барнаул: АлтГУ, 2004. 232 с.
  18. Лозанов Г.К. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 376.
  19. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. 144 с.
  20. Остапенко А.А. Концентрированное обучение как педагогическая технология: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Краснодар. 1998. 19 с.
  21. Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии // Журнал «Завуч». 1999. № 4.
  22. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
  23. Тубельский А.Н. Погружение - методика будущего. М., 1999. 304 с.
  24. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. М.: Международная педагогическая академия, 1998. 266 с.
  25. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. Минск, 1990. 223 с.
  26. Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. М.: Педагогика, 1986. 173 с.
  27. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Модель распределенного эвристического обучения: опыт проектирования и реализации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 1 (45). С. 59-65.
  28. Кондратенко О.А. Дидактические принципы реализации когнитивновизуальной технологии в дистанционном обучении студентов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 84-88.
  29. Неудахина Н.А. О возможностях применения технологии визуализации учебной информации в вузе // Ползуновский альманах. 2002. № 3-4. С. 115-121.
  30. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.
  31. Резник Н.А. Технология визуального мышления // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 127-141.
  32. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005. 288 с.
  33. Метод погружения [Электронный ресурс] // Словарь психологических терминов. - http:// psihotesti.ru/gloss/tag/metod_pogruzheniya.
  34. Обучение через погружение [Электронный ресурс] // Психологос: энциклопедия практической психологии. - http://psychologos.ru.
  35. Осипова Н.В. Подготовка учителя иностранного языка в контексте глобального образования (на материале французского языка): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Елец, 2010. 199 с.
  36. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Добудько Т.В., Пугач В.И. Модель информационно-образовательного холизма // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 35-40.
  37. Бартасевич И.Г. Система критериев качества обучения студентов в высшем учебном заведении // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. № 3. С. 217-220.
  38. Карточка проекта, поддержанного РГНФ. Руководитель: академик РАО, д.п.н., профессор В.В. Лаптев [Электронный ресурс] // http://grant.rfh.ru/ sys/a/?colfilter=show_template&template=prg_card.htm.
  39. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие. М., 2001. 912 с.
  40. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПУ, 1994. 165 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – ХКА информатики и ИКТ (305 ауд.), истории (307 ауд.), археологии (308 ауд.)

Скачать (23KB)

© Богословский В.И., Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.