О единстве нравственного и эстетического воспитания будущих педагогов-дизайнеров
- Авторы: Стаценко Е.Р.1
-
Учреждения:
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 244-248
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21841
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762311
- ID: 21841
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проблема воспитания студентов вуза обосновывается как актуальная социально-педагогическая проблема. Аргументируется важность гармоничного сочетания в воспитательном процессе нравственного, эстетического, трудового, физического и других направлений и видов воспитания при направляющей роли нравственного воспитания. Обосновывается важность осуществления нравственного и этического воспитания будущего педагога-дизайнера в их единстве. Раскрывается взаимосвязь Добра и Красоты как ценностных оснований нравственного и эстетического воспитания соответственно. Формирование моральных качеств студента, развитие у него эстетических вкусов и идеалов соотносится с формированием ценностной сферы его сознания. Процесс воспитания студентов вуза рассматривается как их приобщение к ценностям. Доказывается, что единство нравственного и эстетического воспитания студентов - будущих педагогов-дизайнеров есть взаимодополняемый процесс их приобщения к нравственным и эстетическим ценностям, когда независимо от конкретной ситуации нравственные ценности содержательно дополняют эстетические, а эстетические - нравственные. Обосновывается, что эффективным средством нравственного и эстетического воспитания студентов вуза в их единстве является искусство как творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Обозначаются методы осуществления нравственного и эстетического воспитания в их единстве: беседа, дискуссия, диспут, этический диалог (аудиторная работа); читательская конференция, просмотр и последующий анализ кинофильмов, организация художественной самодеятельности, экскурсии и т.д. (внеаудиторная работа).
Полный текст
Важной тенденцией в современном российском высшем образовании является обращение к проблеме воспитания студентов. Пришло понимание того, что наряду с профессиональной подготовкой необходимо формировать личность будущего специалиста, так как эффективность профессиональной деятельности во многом связана и с личностными качествами человека, такими, например, как ответственность, самостоятельность, порядочность, справедливость и т.д. Естественно, что студент, поступающий в вуз в возрасте 17-18 лет, а зачастую и старше, - это сформировавшаяся личность со своей системой взглядов, убеждений, личностных качеств. Однако процесс развития личности человека непрерывен и продолжается всю его жизнь. Большое влияние на этот процесс оказывает окружающая человека среда (социальная, культурная, информационная, образовательная и т.д.). Тем самым педагогически грамотно выстраиваемый образовательный процесс может развить в молодом человеке те положительные черты, которые у него есть, но не находят пока своего проявления, а также скорректировать отрицательные личностные проявления.
В современной научной и методической литературе представлено большое количество направлений и видов воспитания: нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, патриотическое, гражданственное и т.д. Представляется важным гармоничное сочетание в воспитательном процессе вуза как можно большего числа данных направлений и видов. В то же время необъятное объять невозможно, и при организации воспитательной работы со студентами необходимо, на наш взгляд, ориентироваться, в том числе, и на специфику их будущей профессии. При этом заметим, что нравственное воспитание студентов должно стать тем фундаментов, на котором выстраивается вся воспитательная система вуза.
В рамках данной статьи мы обратимся к проблеме воспитания будущих педагогов-дизайнеров и остановимся на таком ее аспекте, как единство нравственного и эстетического воспитания.
Педагог-дизайнер в рамках своей профессиональной деятельности осуществляет «организацию дизайн-образования посредством формирования проектной культуры в процессе обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательной школе и системе дополнительного образования детей и подростков, в системе средне-специального и высшего образования» [1, с. 208]. В трактовке дизайн-образования мы придерживаемся точки зрения Г.А. Горбуновой, О.П. Савельевой, которые пишут: «Дизайн-образование - это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни действовал - образовании, науке, культуре, производстве, бытовой сфере и т.д. Дизайн-образование есть системная форма организации культурно-творческой среды в образовательном учреждении, обществе, государстве» [1, с. 208]. Под дизайном мы понимаем создание проектного прообраза вещи, который объединяет утилитарные, технико-технологические, экономические и одновременно художественно-эстетические ее качества.
Педагог-дизайнер учит ребенка создавать вещи как носители нравственно-эстетических ценностей. Иными словами, он учит ребенка творить красоту, а потому педагог-дизайнер и сам должен чувствовать эту красоту, обладать эстетическим вкусом. Подлинная красота всегда связана с добром. По утверждению Т.В. Мишаткиной, добро - «это любовь, мудрость, талант, активность, гражданственность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все то, что придает смысл человеческому существованию» [2, с. 154]. В личности педагога-дизайнера в идеале гармонично сочетаются ценности Добра (этическая ценность) и Красоты (эстетическая ценность).
Еще в Древней Греции существовало понятие «калокагатия», которое объединяло «кагатос» (нравственную ценность) и «калос» (эстетическую ценность). Христианство отождествляло и отождествляет Добро и Красоту как разные проявления единой Божественной благости. И хотя этика и эстетика Нового времени принципиально различают эти виды ценности, исходя из того, что Добро свойственно только человеку как носителю духовной мотивации своего поведения, а Красота может характеризовать все материальные предметы (природу, вещи, человека в его телесном облике), М.С. Каган обосновывает взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей, утверждая, что личность как аксиологический субъект обладает двумя возможностями. Это ценностное осознание личности своей связи с окружающим материальным миром (естественно-природным и рукотворно-вещественным) и с миром духовным, воплощенным в других людях, в одухотворяемых человеком природных явлениях и вещах [3, с. 114].
Педагогическая деятельность по своей сути базируется на этических и эстетических ценностях. Данное положение является общепринятым и находит отражение во многих научных источниках. Так, например, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская пишут: «Педагогическая деятельность как сфера духовного производства характеризуется глубоким проникновением в нее этических и эстетических начал. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) тесно взаимосвязаны и переплетены в личности учителя, в его общении с учениками и коллегами, в отношении его к своему труду, профессии» [4, с. 42].
В научной периодике последних лет значительное место уделяется как проблеме нравственного [5-9], так и проблеме эстетического воспитания [10-15] студентов вузов. Заметим, что мы упоминаем лишь незначительное количество статей по данной проблематике. Необходимо отметить, что в указанных источниках не предлагаются как таковые определения нравственного воспитания и эстетического воспитания студентов вуза, поэтому, рассматривая проблему единства нравственного и эстетического воспитания студентов, мы обратились к определениям, представленным в Большом тематическом словаре по образованию и педагогике В.М. Полонского. Нравственное воспитание рассматривается в словаре как «целенаправленный процесс формирования моральных качеств личности, характера, поступков, навыков, привычек поведения. Основные компоненты, составляющие основу нравственного воспитания: нравственные знания, нравственные отношения, нравственные переживания, волевые устремления, нравственный выбор целей и средств, совершение нравственных поступков, формирование у самого себя нравственных черт личности» [16, с. 292]. Эстетическое воспитание: «процесс целенаправленного формирования вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству» [16, с. 296].
Формирование моральных качеств студента, развитие у него эстетических вкусов и идеалов связано с формированием ценностной сферы его сознания. Ценность, представляя собой, по утверждению М.С. Кагана, значение данного предмета для субъекта, есть отношение, причем специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом [3, с. 67].
Процесс воспитания студентов есть их приобщение к ценностям. Здесь мы основываемся на положениях, во-первых, М.С. Кагана: воспитание есть «формирование системы ценностей, с ее специфическим содержанием. <…> Воспитание есть способ превращения ценностей социума в ценности личности» [3, с. 176]; во-вторых, А.В. Бездухова, Ю.В. Лопуховой: воспитание есть приобщение человека к ценностям [17, с. 69]. Тем самым нравственное воспитание студентов есть их приобщение к нравственным ценностям, а эстетическое воспитание - к эстетическим ценностям. Единство нравственного и эстетического воспитания студентов - будущих педагогов-дизайнеров в данном контексте мы рассматриваем как взаимодополняемый процесс их приобщения к нравственным и эстетическим ценностям, когда независимо от конкретной ситуации нравственные ценности содержательно дополняют эстетические, а эстетические - нравственные.
Эффективным средством нравственного и эстетического воспитания будущих педагогов-дизайнеров, осуществляемого в их единстве, является искусство как творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Это художественная литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино и т.д. Например, при знакомстве студентов с различными произведениями искусства преподаватель раскрывает будущим педагогам эстетическую сущность произведения в единстве с нравственным его содержанием. Студент учится не только воспринимать красоту произведения искусства (эстетическая ценность), но и видеть в нем нравственный смысл, выражающийся в нравственных ценностях добра, справедливости, милосердия и т.д. Используя в образовательном процессе произведения искусства, преподаватель помогает будущему педагогу увидеть красоту человеческих отношений, в основаниях которых находятся любовь, сопереживание другому, забота о нем; показывает гармонию справедливости и милосердия, свободы и ответственности.
Искусство раскрывает, обобщает, систематизирует исторически складывающийся опыт эстетических и этических отношений человека к действительности и передает его в доступном множеству людей виде. И поскольку искусство концентрированно, содержательно, насыщенно, емко отражает и выражает в художественной форме как эстетическую, так и нравственную сущность действительности, постольку оно является действенным средством приобщения студента - будущего педагога-дизайнера как к нравственным, так и к эстетическим ценностям.
Например, музыка имеет непосредственное воспитательное значение, так как совместные переживания возвышенных, героических, лирических чувств, заключенных в музыке, объединяют и сплачивают студентов. Воспитательное влияние музыки тем сильнее, чем более развит музыкальный слух, художественная требовательность к музыкальным произведениям, чем чаще студенты вовлекаются в практическую, исполнительную деятельность.
Такое же большое значение в деле нравственного и эстетического воспитания в их единстве имеет изобразительное искусство. Средствами живописи, скульптуры, графики, архитектуры выражается красота жизни, природы и общества, отвергается все низкое и отвратительное, выражаются самые высокие мысли, чувства и стремление людей. Произведения изобразительного искусства зовут к борьбе за прекрасное. Способность понимать и тонко чувствовать прекрасное в изобразительном искусстве, способность создавать прекрасное в живописи, скульптуре, графике начинает формироваться в процессе собственной изобразительной деятельности, в процессе познания изобразительного искусства. Что особенно актуально для будущих педагогов-дизайнеров.
Пробуждение гаммы эмоций, связанных с эстетическими переживаниями студентов, достигается организацией активной деятельности самих студентов, которая является условием проявления и развития у них эстетических переживаний. Мы полагаем, что в контексте единства нравственного и эстетического воспитания студентов важно добиваться того, чтобы нравственные и эстетические идеалы были неразрывно связаны между собой. Следует обращать внимание студентов на красоту совершаемых ими самими и окружающими их людьми нравственных поступков, среди которых, например, такие, как проявление патриотизма, трудолюбия, дисциплинированности, смелости, находчивости, заботы о людях. Эстетические переживания студентов - будущих педагогов-дизайнеров на занятиях, в процессе внеаудиторной деятельности и в повседневной жизни связаны с развитием у них способности вычленять, осознавать и ценить прекрасное в окружающем их мире, с развитием стремление участвовать в создании прекрасного. Переживания прекрасного в жизни развивают у студентов и способность более глубокого понимания прекрасного в искусстве.
Нравственное и эстетическое воспитание в их единстве осуществляется как на лекционных и семинарских занятиях, так и в процессе внеаудиторной воспитательной работы со студентами. Мы полагаем, что практически все дисциплины, изучаемые будущими педагогами-дизайнерами, обладают возможностями осуществления нравственного и эстетического воспитания в их единстве.
Например, на лекционных занятиях по философии студенты знакомятся с понятием «ценность», с нравственными и эстетическими ценностями, а на семинарских занятиях осмысливают данные ценности, наполняют их личностным содержанием. Здесь, с нашей точки зрения, эффективны методы обучения и воспитания, которые предполагают взаимодействие преподавателя и студентов, а также самих студентов в диалоге. Это, прежде всего, такие методы, как беседа, дискуссия, диспут, этический диалог. Включаясь в разнообразные формы решения проблем на основе диалогового общения, пишет Ю.Н. Кулюткин, человек приобретает определенный опыт и определенную культуру совместного поиска решений: у него развивается способность самостоятельно ставить вопросы и отвечать на вопросы других людей; он становится более терпимым к разным мнениям, которые высказываются в группе по одному и тому же вопросу; он вырабатывает у себя установку не только на то, чтобы учитывать мнение другого, но и на то, чтобы находить точки соприкосновения между мнениями участников диалога, открывать в них нечто общее, входить в единое смысловое поле, возникающее в многоголосице дискуссий и обсуждений [18, с. 307].
Среди названных выше методов особое место, с нашей точки зрения, занимает этический диалог. В.П. Бездухов подчеркивает, что этический диалог, «пробуждая у студентов интерес к этике, формируя у них потребность в этических и моральных знаниях, способствует усвоению будущими учителями сущности категорий педагогической этики, норм и принципов педагогической морали, их теоретическому осмыслению, показывает правильность и точность их употребления в общении и вред смешения понятий при неправильном их применении» [19, с. 87]. Мы полагаем, что в рамках проблематики данной статьи такое определение может быть дополнено в том смысле, что этический диалог обеспечивает развитие как этических, так и эстетических знаний студентов, потребность в нравственно-эстетическом осмыслении педагогических проблем. Благодаря использованию метода этического диалога возможно развитие нравственных и эстетических представлений студентов о добре, красоте, истине, прекрасном и т.д.
Во внеаудиторной работе со студентами эффективными методами осуществления нравственного и эстетического воспитания в их единстве являются читательская конференция, совместный со студентами просмотр и последующий анализ кинофильмов, организация художественной самодеятельности студентов, совместное прослушивание музыкальных произведений, посещение театра, экскурсии в музеи на выставки, в том числе и виртуальные экскурсии.
Систематически и целенаправленное осуществление нравственного и эстетического воспитания будущих педагогов-дизайнеров способствует формированию личности учителя, способного реализовывать в своей жизни и профессиональной деятельности ценности добра и красоты в их гармоническом единстве.
Об авторах
Елена Рудольфовна Стаценко
Мурманский арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lenok255577@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета искусств и сервиса
РоссияСписок литературы
- Горбунова Г.А., Савельева О.П. К вопросу о непрерывности дизайн-образования: проблемы и перспективы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 5 (180). С. 206-211.
- Мишаткина Т.В. Добро и зло // Этика / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича. Мн.: Новое знание, 2002. С. 153-176.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. М.: ACADEMIA, 2004. 2016 с.
- Антонова Г.В., Левченко Н.В., Маслов С.И. Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 87-92.
- Бабаева А.Д. Педагогические основы нравственного воспитания студентов вуза // Наука, новые технологии и инновации. 2016. № 11. С. 275-277.
- Бахчиева О.А. Проблема духовно-нравственного воспитания будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 4 (22). С. 122-124.
- Спицына Л.Г. Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания студентов вуза - будущих педагогов // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6). С. 44-47.
- Товарищева Ф.Д. Нравственное воспитание будущих учителей как социально-педагогический процесс // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 7. С. 285-289.
- Валеева Р.А., Каркина С.В. Эстетическое воспитание студента вуза средствами интеграции искусств как фактор развития субъектности // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 51-54.
- Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Структурно-содержательный анализ процесса эстетического воспитания студентов педагогического вуза // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2012. № 5 (5). С. 66-73.
- Симонкина Ю.С. Эстетическое воспитание студентов в образовательном процессе вуза // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2011. № 1-1. С. 183-187.
- Стерхова Н.С. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза в контексте структурного анализа // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2012. № 6. С. 44-49.
- Хаитов Л.А. Значение эстетического воспитания в развитии личности студента педагогического вуза // Наука. Мысль. 2014. № 10. С. 40-44.
- Харьковская Е.В., Мешков В.А. Роль эстетического воспитания студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 4. С. 205-209.
- Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
- Бездухов А.В., Лопухова Ю.В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное // Известия РАО. 2011. № 1 (17). С. 66-75.
- Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов. Самара: СГПУ, 2002. С. 274-329.
- Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СамГПИ, 1992. 104 с.
Дополнительные файлы
