Теоретическая модель педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью
- Авторы: Михелькевич В.Н.1, Мякинькова С.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 233-237
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21837
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762308
- ID: 21837
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается теоретическая модель педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью. Данная компетентность формируется в течение всей сознательной жизни человека и обеспечивает эффективное межличностное и социальное взаимодействие с использованием полученной и переработанной в соответствии с профессиональными задачами информации. В работе представлена авторская трактовка определения понятия «информационно-коммуникативная компетентность специалиста по связям с общественностью». Описаны теоретико-методологические основания и квалиметрические условия, с учетом которых была синтезирована теоретическая модель педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов бакалавриата по направлению «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Связи с общественностью»). Показана актуальность, теоретическая значимость и практическая ценность рассматриваемой теоретической модели педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью с точки зрения использования ее как методологической основы для проведения педагогического эксперимента. Приведены данные о практической реализации теоретической модели педагогической системы: разработана система практических занятий по базовым дисциплинам учебного плана; проведена систематизация и отбор существующих педагогических технологий; подготовлены учебно-методические пособия, отражающие в своем содержании цели педагогической системы, а также способы их достижения; разработана и апробирована в учебном процессе методика педагогического эксперимента. Предложенный критериально-диагностический аппарат позволил сделать предварительную оценку полученных результатов и провести коррекцию разработанной системы для обеспечения наибольшей ее эффективности.
Ключевые слова
Полный текст
До недавнего времени России в большей степени был присущ PR политический и PR в сфере шоу-бизнеса, однако ситуация в последние годы меняется, и спрос на услуги специалистов по связям с общественностью в бизнес-секторе уверенно растет. Сейчас услугами пиарщиков пользуется большинство крупных российских и международных компаний, работающих на отечественном рынке [1]. Специалисты по связям с общественностью работают в государственных учреждениях, транснациональных корпорациях, в учреждениях культуры, в крупных транспортных предприятиях, в учреждениях связи и телекоммуникаций.
Как следует из Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения подготовки бакалавров этого направления [2], а также из наших ранее опубликованных работ [3-6], доминирующей целью освоения студентами бакалавриата основных образовательных программ является формирование у них информационно-коммуникативной компетентности (ИКК). Основой ИКК являются так называемые ключевые компетенции, формируемые в течение всей жизни, всех этапов образовательного процесса. Понятие информационно-коммуникативной компетентности не является в научно-педагогической литературе новым, однако до сих пор четкого определения его не было дано [7-12]. В данной работе под термином «информационно-коммуникативная компетентность» специалиста по связям с общественностью мы понимаем интегративную характеристику личностных качеств индивидуума, способного не только овладеть необходимыми профессиональными знаниями, но и умеющего эффективно их использовать и в стандартных, и в непривычных профессиональных ситуациях; знающего разнообразные приемы поиска информации, ее оценивания и преобразования с целью использования в профессиональной деятельности с сочетанием индивидуальных и коллективных форм взаимодействия.
Высокий уровень сформированности ИКК специалиста по связям с общественностью позволяет оперативно организовать поиск, переработку и систематизацию необходимой информации для логически корректного, аргументированного изложения своей позиции в предстоящем общении и с представителями компании-работодателя, и с представителями общественности.
Для развития и формирования у студентов ИКК необходимо разработать и практически реализовать целостную педагогическую систему. Работу по проектированию и реализации такой системы целесообразно начинать с создания теоретической модели, поскольку моделирование позволяет еще на стадии проектирования выявить и исследовать дидактические и организационно-методические характеристики и свойства, психолого-педагогические возможности, ценности и недостатки, оценить значимость каждого из звеньев системы в совокупном результате ее функционирования [13].
В отечественной и зарубежной педагогической литературе содержится ряд определений понятия «моделирование», авторы которых трактуют его либо как метод исследования объектов на моделях аналогов определенного фрагмента природной или социальной действительности, либо как процесс построения и изучения модели реально существующих предметов, объектов и явлений. В самом общем виде можно сказать, что педагогическое моделирование - это разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы и технологические решения, которые подлежат в дальнейшем экспериментальному изучению в условиях реального педагогического процесса.
Моделирование по определению осуществляется с помощью модели. Модель (от лат. modulus - мера, образец) - это упрощенный мысленный или знаковый образ какого-то объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заменителя» и средства оперирования. По определению В.В. Краевского, модель - это результат абстрактного обобщения практического опыта, а не прямой результат эксперимента [14]. А.И. Богатырев образно определяет модель как искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, которые, будучи тождественными исследуемому объекту или явлению, отражают и воспроизводят в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами [15].
Интересное философско-методологическое определение дано Г.П. Щедровицким, который называет моделью «прототип ориентированного в будущее действия», считая, что «модель - это высокоспециализированные части нашего технологического оснащения, специфические функции которых состоят в создании будущего… Модель не просто некоторая сущность, а скорее способ действия, который представляет эту сущность. В этом смысле модели - это воплощение целей и в то же время инструмент воплощения этих целей. Модель одновременно учитывает цель и гарантирует ее реализацию [16].
При разработке теоретической модели системы формирования ИКК мы учитывали следующие условия и положения:
- между моделью и оригиналом должны быть соотношения сходства, соответствия адекватности, форма которых явно выражена и зафиксирована;
- модель в процессе научного познания при соблюдении условия репрезентативности является заместителем изучаемой педагогической системы;
- изучение модели системы позволяет получить информацию об оригинале (условие экстраполяции).
На основе представленных выше теоретико-методологических оснований авторами была синтезирована теоретическая модель педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью, представленная на рис. 1. Из рисунка видно, что педагогическая система формирования информационно-коммуникативной компетентности (ИКК) в своей структуре содержит десять взаимосвязанных (по преемственно-логической последовательности проектирования и практической реализации) блоков, начиная с блока целеполагания (1) и заканчивая блоком 8, отражающим результат функционирования системы. При этом каждый блок имеет свою локальную цель, функцию, ценность.
Рисунок 1 – Теоретическая модель педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов – будущих специалистов по связям с общественностью
Первым, исходным звеном модели системы является звено целеполагания (1). Причем целеполагание здесь отражает, с одной стороны, потребности общества в специалистах по связям с общественностью, обладающих ИКК, а с другой стороны, как ожидаемый результат функционирования педагогической системы, - формирование у студентов ИКК.
Звено 2 - обоснование и конкретизация целевых индикаторов. В этом звене разрабатываются содержание, состав и структура ИКК, научно обосновываются требования к уровню сформированности ИКК и ее компонентов.
Следующим звеном теоретической модели системы (3) является информационно-дидактическая база формирования у студентов - будущих специалистов по связям с общественностью ИКК в процессе освоения ими основных образовательных программ по профилю бакалаврской подготовки. Доминирующими компонентами информационно-дидактической базы, в процессе освоения которой у студентов развивается и формируется ИКК, являются:
- содержание базовых дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью», профиля «Связи с общественностью»;
- содержание практических занятий и производственных практик студентов;
- специализированные учебно-методические пособия, отражающие специфику профиля подготовки бакалавров.
Звено 4 модели системы - педагогическая технология формирования у студентов ИКК. В этом звене рассматриваются и теоретически обосновываются методы, способы, приемы, формы и средства обучения, обеспечивающие в процессе освоения студентами учебного материала оптимальное (при максимальной результативности и минимальном расходе ресурсов) развитие и формирование у обучающихся ИКК. При этом на разных временных этапах мультидисциплинарной профессиональной подготовки селективно используются разнообразные как традиционные, так и инновационные образовательные технологии. Среди наиболее эффективных и широко практикуемых технологий обучения - диалоговые технологии, деловые и ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций (case study) и другие.
Следующее, пятое звено модели системы - это критериально-диагностический аппарат. В этом звене представлены критерии и показатели сформированности ИКК, средства контроля и оценивания ИКК, методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов.
Звено 7 модели системы «Процедуры контроля» отражает методику процесса проведения педагогического эксперимента по измерению и оценке уровней сформированности у студентов ИКК. Естественно, что в результате выполнения этих процедур могут иметь место два альтернативных варианта:
- если результаты эксперимента соответствуют установленным требованиям к уровням сформированности ИКК (вариант «Да»), то результат признается положительным (звено 8);
- если уровень сформированности того или иного показателя у студента окажется ниже установленного порогового (вариант «Нет»), то такой студент должен произвести самокоррекцию своей учебной деятельности (звено 9), дополнительно поработать для достижения требуемой цели.
В случае же отклонения от нормы значительного числа студентов ведущий преподаватель должен проанализировать, не является ли это следствием недостаточной эффективности использования той или иной педагогической технологии либо недостаточности организационно-методического обеспечения, а в случае обнаружения такого недостатка произвести соответствующую коррекцию учебного процесса (звено 10).
Представленная теоретическая модель педагогической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов - будущих специалистов по связям с общественностью выступила методологической основой создания информационно-дидактической базы: была разработана система практических занятий по базовым дисциплинам учебного плана, а также отобраны наиболее перспективные с точки зрения формирования ИКК педагогические технологии, подготовлены учебно-методические пособия, отражающие в своем содержании цели педагогической системы, а также способы их достижения. Кроме того, была разработана и апробирована в учебном процессе методика педагогического эксперимента по формированию ИКК. Предложенный критериально-диагностический аппарат позволил сделать предварительную оценку полученных результатов и провести коррекцию разработанной системы для обеспечения наибольшей эффективности ее реализации.
Об авторах
Валентин Николаевич Михелькевич
Самарский государственный технический университет
Email: j918@yandex.ru
доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики
РоссияСветлана Николаевна Мякинькова
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: msn_77@mail.ru
преподаватель кафедры психологии и педагогики
РоссияСписок литературы
- Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Самойленко С.А. Связи с общественностью. Теория и практика. М.: «Дело» АНФ, 2016. 520 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавриата) // http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/420301.pdf.
- Кравцов П.Г., Михелькевич В.Н. Традиции и инновации в оценивании результатов функционально-ориентированной подготовки выпускников технических вузов // Новая стратегия оценивания учебной деятельности: сб. науч. статей. Самара: СамГТУ АСИ, 2016. С. 343-348.
- Михелькевич В.Н., Попов Д.В., Антонов Г.М. Деятельностный подход к формированию у курсантов личностных профессионально-значимых качеств // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самарский юридический институт, 2015. С. 160-171.
- Мякинькова С.Н. Информационно-коммуникативная компетентность и ее роль в профессионально-творческом развитии студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сб. мат-лов X международной научно-практической конф. / под ред. А.В. Немчининова. М.: Изд-во «Перо»; Вольск: Тип. ВВИМО, 2016. Ч. 3. Актуальные проблемы психологии и педагогики. В 2 кн. Кн. 2. С. 40-47.
- Мякинькова С.Н. Структура информационно-коммуникативной компетентности специалистов технического профиля // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: мат-лы VII всерос. науч.-практ. конф. ученых и педагогов-практиков / отв. ред. В.М. Медведев. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2012. С. 239-241.
- Арутюнова Н.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в системе университетской подготовки к педагогической деятельности: по направлению подготовки 020100 «Химия»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 25 с.
- Бочарова Л.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности социального педагога на основе учебно-методического комплекса «Компьютерное издательство»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2006. 22 с.
- Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2002. 172 с.
- Поливода И.М. Информационно-коммуникативная культура как источник развития профессионального мышления студентов технического университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 23 с.
- Софинская Е.Н. Формирование информационно-коммуникативной компетенции у будущих специалистов социальной работы в условиях вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 27 с.
- Федотова Е.Ю. Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 24 с.
- Галицков С.Я., Михелькевич В.Н., Назаров М.А., Болховецкий А.С. Моделирование как метод формирования образного восприятия // Актуальные проблемы естественно-научного и математического образования: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Самара: Изд-во СГСПУ, 2016. С. 14-17.
- Краевский В.В. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2001. 324 с.
- Азимов А.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
- Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 412 с.
Дополнительные файлы
