Формирование организаторских способностей в сфере предпринимательской деятельности у будущих сотрудников пенитенциарной системы
- Авторы: Ежова О.Н.1, Улендеева Н.И.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 226-230
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21835
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762306
- ID: 21835
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются условия и требования, предъявляемые к организации производственной деятельности в учреждениях пенитенциарной системы на современном этапе развития социально-экономических отношений, предполагающие необходимость формирования у сотрудников организаторских способностей в предпринимательской деятельности. Рассмотрены подходы к определению организаторских способностей в предпринимательской деятельности и дано авторское определение данного понятия через индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного осуществления организации производственной деятельности, предполагающей эффективное использование ресурсов и факторов производства для достижения экономических целей. Для эффективного формирования профессиональных компетенций в сфере производственной деятельности предлагается выделить состав и структуру организаторских способностей курсантов и слушателей ведомственных вузов, включающие когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты; целенаправленно организовать учебный процесс по дисциплинам «Экономика» и «Основы управления в правоохранительных органах», способствующий изучению сущности и структуры производственных отношений в уголовно-исполнительной системе, выявлению механизмов, условий и факторов по управлению профессиональными ресурсами осужденных. На факультативных занятиях предлагается внедрять технологию формирования организаторских способностей в предпринимательской деятельности через практико-ориентированную модель обучения, предполагающую межкафедральный характер обучения, при котором образовательный процесс носит непрерывный формирующий характер; на учебных занятиях использовать интегрированные задания, направленные на формирование у курсантов когнитивного компонента организаторских способностей в предпринимательской деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Социально-экономические процессы в России, характеризующиеся поступательным развитием частного сектора в экономике регионов, оказывают непосредственное влияние на экономическую среду, в которой функционируют производственные структуры учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС).
В настоящее время все закупки, которые производят учреждения УИС, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу с 1 января 2014 года. Закон позволяет реализовать системный подход к формированию, размещению и исполнению государственных контрактов, обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления в сфере обеспечения государственных нужд [1]. Осуществление эффективных закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, в соответствии с этим законом, требует от будущих сотрудников пенитенциарной системы необходимых знаний в области рыночных отношений и умений реализовать эти знания на практике.
В связи с этим требованием возникает острая необходимость в специалистах, выполняющих функции по организации производства в УИС, которые способны к экономической и социально-экономической деятельности в области организации производства, при трудоустройстве осужденных в центры трудовой адаптации осужденных (ЦТАО), лечебно-производственные мастерские (ЛПМ) и учебно-производственные мастерские (УПМ) исправительных учреждений (ИУ), к деятельности в производственно-экономических и информационно-аналитических службах учреждений УИС.
Поэтому, в условиях современной компетентностно-ориентированной парадигмы высшего образования, предъявляются новые требования к профессиональным компетенциям и к качеству подготовки курсантов и слушателей вузов Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе к подготовке специалистов профиля «Правоохранительная деятельность», специализации «Организация режима и надзора в ИУ УИС - организация режима и надзора при функционировании производственных объектов».
Возрастает заинтересованность Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в сотрудниках, владеющих не только многофункциональной компетентностью по организации режима, надзора, охраны в исправительных учреждениях, но и инновационным, творческим мышлением, готовых к поиску и реализации путей экономического роста производственных комплексов УИС.
В свете формирования нового вида взаимодействия по реализации продукции ФСИН и коммерческих структур - создания торгового дома ФСИН - приоритетной становится задача подготовки курсантов и слушателей ведомственных вузов к производственно-предпринимательской деятельности, формирование у них организаторских способностей в сфере предпринимательства и навыков предпринимательской культуры.
Однако традиционное профессиональное образование только в двух вузах ФСИН формирует специальные знания и профессиональные компетенции в области организации производства при трудоустройстве осужденных в ЦТАО, ЛПМ или УПМ учреждений УИС, что полностью не решает проблемы обеспечения производственных структур УИС квалифицированными специалистами, способными организовать труд осужденных на рабочих местах, участках, в производственных цехах учреждений УИС.
Разработка модели организации «индивидуальной трудовой деятельности осужденных», о которой говорится в новой редакции Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [2], потребует от образовательных организаций разработки новой системы подготовки специалистов, способных к реализации управленческой функции в экономической деятельности, которая позволяла бы сотрудникам УИС участвовать в процессе сопровождения индивидуальной трудовой деятельности спецконтингента. Данный вид деятельности сотрудников УИС предусматривает обязательное овладение предпринимательскими умениями, навыками и компетенциями по организации малых производств на территории ИУ такими, как: закупка оборудования, сырья и материалов, продвижение произведенных товаров на рынке, реклама продукции, поддержка инициативы осужденных заниматься индивидуальной производственной деятельностью и т.п.
Поэтому необходимо развитие организаторских способностей в сфере предпринимательской сфере у курсантов и слушателей вузов ФСИН при обучении по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция», формирования у них профессиональной интуиции, осознанной предпринимательской инициативы, направленной на реализацию эффективной производственной деятельности каждого осужденного.
Традиционно под организаторскими способностями понимают индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного осуществления организаторской деятельности. Однако организация внебюджетной (предпринимательской) деятельности в исправительных колониях имеет свои особенности и специфику [3; 4; 5], основными из которых, по нашему мнению, являются следующие. В первую очередь, данный вид деятельности необходимо организовывать для реализации исправительной функции по ресоциализации осужденных. Необходимо также соблюдать все режимные требования на производственных участках исправительных колоний. Третья особенность заключается в том, что осужденные не имеет соответствующей специальности и квалификации, поэтому необходимо их постоянное специальное обучение и переобучение. Кроме этого, для увеличения количества работников из числа осужденных, занятых на производстве, необходимо разработать систему их мотивации, которая позволяла бы эффективно регулировать процесс заинтересованности в результатах труда.
Для организации эффективного производства в условиях ИУ необходим также строгий финансово-аналитический учет всех статей расходов. Сотрудники колоний, отвечающие за работу производственных участков, должны уметь прогнозировать и планировать свою деятельность.
В структуре организаторских способностей будущих сотрудников пенитенциарной системы в сфере предпринимательской деятельности можно выделить когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты [6]. Специфика организации внебюджетной (предпринимательской) деятельности в исправительных колониях во многом определяет их содержание.
Когнитивный компонент, помимо знаний о целях, задачах организаторской деятельности и требованиях, предъявляемых к процессу и ее результатам, должен включать знания о производственном процессе, особенностях рынка и нормативно-правовых актах, регламентирующих закупку товаров, выполнение работ и услуг для государственных нужд.
Содержание поведенческого компонента организаторских способностей сотрудника УИС составляют его умения и навыки применять различные методы управленческой деятельности, используя формы ее осуществления с учетом соответствующих специфических ситуаций.
Учитывая тот факт, что производство в УИС непосредственно связано с организацией труда осужденных и предназначено для обеспечения для них возможности трудовой занятости, особое значение приобретает эмоционально-волевой компонент организаторских способностей сотрудников пенитенциарной системы. Значимость данного компонента обусловлена тем фактором, что, несмотря на то, что именно трудовая деятельность может обеспечить осужденным последующую успешную ресоциализацию, их мотивация к труду зачастую остается очень низкой. Основным фактором, который не способствует ее повышению, является криминогенная субкультура и влияние на осужденного криминогенно зараженной среды. Поэтому эмоционально-волевой компонент предполагает наличие у сотрудников УИС таких личностных качеств и способностей, как: самообладание и выдержка, самостоятельность, оперативность в принятии решений, принципиальность и умение принимать решение в экстремальных условиях [7], а также способностей преодолевать трудности, противостоять соблазнам и чужому влиянию.
Для полноты исследования проблемы, вынесенной в заголовок нашей статьи, рассмотрим содержание понятия «предпринимательские способности». В экономическом словаре данный термин определяется так: «набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск» [8]. В словаре по экономической теории под предпринимательскими способностями понимается «особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно (с положительной результативностью) использовать все другие факторы производства» [9].
Таким образом, организаторские способности в предпринимательской деятельности можно трактовать как индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного осуществления организации производственной деятельности, предполагающей эффективное использование ресурсов и факторов производства для достижения экономических целей.
Все вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему подготовки специалистов, занятых на производственных участках в ИУ, следующим образом: какой должна быть технология эффективного формирования организаторских способностей в сфере предпринимательства у будущего сотрудника УИС, готового к реализации Концепции развития УИС в части разработки модели индивидуальной трудовой занятости осужденных?
С учетом этого, для формирования у будущих сотрудников УИС организаторских способностей в предпринимательской деятельности предлагаются следующие формальные и содержательные изменения и дополнения организации учебного процесса в высших ведомственных учебных заведениях ФСИН России:
1) в процессе изучения дисциплин «Экономика» и «Основы управления в УИС» необходимо целенаправленно обучать курсантов сущности и структуре производственных отношений в УИС, выявлять механизмы, условия и факторы, способствующие управлению профессиональными ресурсами осужденных;
2) на факультативных занятиях внедрять технологию формирования организаторских способностей в предпринимательской деятельности через практико-ориентированную модель обучения, предполагающую межкафедральную реализацию, при которой образовательный процесс будет носить непрерывный формирующий характер;
3) использовать в учебном процессе интегрированные задания, специальные курсы дисциплин, направленные на формирование у курсантов когнитивного компонента организаторских способностей в предпринимательской деятельности;
4) внедрить в процесс подготовки будущих сотрудников пенитенциарной системы показатели и диагностический инструментарий мониторинга уровня сформированности у курсантов поведенческого и эмоционально-волевого компонентов организаторских способностей в предпринимательской деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешного развития внебюджетной (предпринимательской) деятельности в учреждениях УИС в учебные планы вузов ФСИН России необходимо ввести дисциплину «Управление производственными структурами в УИС» или соответствующие факультативы и спецкурсы, например: «Организация и управление внебюджетной (предпринимательской) деятельности на базе социальных центров трудовой адаптации», «Экономика и управление профессиональными ресурсами УИС», «Управление развитием производственных структур УИС», направленные на формирование у курсантов необходимых компонентов организаторских способностей в предпринимательской деятельности. Обучение курсантов на таких факультативах и спецкурсах будет способствовать эффективному выполнению ими управленческих функций в своей служебной профессиональной деятельности в центрах трудовой адаптации осужденных и обеспечивать развитие производственных структур УИС.
Об авторах
Олеся Николаевна Ежова
Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
Автор, ответственный за переписку.
Email: e-olesja2008@mail.ru
кандидат психологических наук, профессор кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС
РоссияНаталия Ивановна Улендеева
Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
Email: nulendeeva@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС
РоссияСписок литературы
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р (ред. 23.09.2015) «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
- Мелкумян Г.И., Улендеева Н.И. Формирование новых организационно-финансовых взглядов на производственную деятельность УИС // Вестник Самарского юридического института. 2015. № 2 (16). С. 100-104.
- Грязнов С.А. Особенности формирования занятости в сфере малого бизнеса в условиях пенитенциарных учреждений // Молодежь и экономика: новые взгляды и решения. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2015. С. 88-89.
- Грязнов С.А., Улендеева Н.И. Особенности механизма управления предпринимательской деятельностью в учреждениях пенитенциарной системы в условиях развития рыночных отношений // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 1 (34). С. 20-25.
- Иванова С.В. Психолого-педагогические условия формирования организаторских способностей будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2013. 26 с.
- Ежова О.Н., Иванова С.В. Формирование организаторских способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы как условие эффективности их профессиональной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2014. № 12. С. 202-207.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
- Теплов В.П. Словарь по экономической теории. Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал, 2007. 136 с.
Дополнительные файлы
