О соотношении понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» в контексте педагогического знания
- Авторы: Авдеева М.А.1
-
Учреждения:
- Средняя общеобразовательная школа № 168 г.о. Самара
- Выпуск: Том 6, № 1 (2017)
- Страницы: 152-156
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21661
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201761301
- ID: 21661
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье проводится соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение». Важность соотношения данных понятий обусловлена необходимостью восполнения пробела в педагогическом знании относительно понятия «аксиологическое общение». Выдвигается положение о возможности рассмотрения понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» как взаимозаменяемых и близких по значению. Наряду с выявлением сходств и различий относительно данных понятий происходит осмысление аксиологии как философской дисциплины, рассматриваются различные подходы относительно категории «общение». Особое внимание уделяется подходам, в которых общение рассматривается как некое отношение, несущее в себе положительную или отрицательную окраску. В статье сделан акцент на важности аксиологического общения и ценностных отношений в образовательном процессе согласно современным тенденциям образовательного стандарта, основу которого составляет духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Проведен анализ проблемы ценностных отношений в рамках объекта педагогической науки. Рассмотрены и раскрыты системы «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношений между участниками образовательного процесса в системе учитель – ученик. Выявленное соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» является теоретической основой для создания системы формирования готовности школьников к аксиологическому общению.
Полный текст
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни [1, с. 5].
Вот почему одна из основных задач, стоящих перед системой образования, заключается в том, чтобы наряду с развитием у школьников познавательного отношения к миру способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности. Учителю отводится главная роль в этом процессе, так как именно учитель содействует выработке системы ценностных отношений учащихся к важнейшим объектам мира.
Исходя из того, что основой современного образования является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, общению уделяется особое внимание. В данном случае общение выступает не просто как способ передачи информации, но и как способ обмена нравственными ценностями между участниками образовательного процесса. Общением, в процессе которого происходит обмен нравственными ценностями, является аксиологическое общение. Однако понятие «аксиологическое общение» не получило должного освещения в педагогической науке. Для восполнения пробела в изучении аксиологического общения необходимо выявить соотношение между понятиями «аксиологическое общение» и «ценностное отношение».
Центральным моментом рассуждений о соотношении понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» является выявление соотношения между категориями «общение» и «отношение», а не между терминами «аксиологический» и «ценностный». Сделаем в этой связи необходимые пояснения.
Обращение к словарям показывает, что если слово «аксиология» отсутствует в психолого-педагогическом словаре (сост. Е.С. Рапанцевич) [2], в психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова [3], в философском словаре П.С. Гуревича [4], то оно присутствует в других словарях. Так, в словаре по этике под редакцией И.С. Кона аксиология определяется как теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей [5, с. 9]; в философском словаре под редакцией И.Т. Фролова аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков [6, с. 17]; в энциклопедическом этическом словаре аксиология – фундаментальная философская дисциплина, исследующая ценности, их природу, онтологический статус, способы познания и выражения [7, с. 17]; в философском энциклопедическом словаре аксиология – учение о ценностях или философия ценностей, аксиологический – определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей [8, с. 12]; в психологическом энциклопедическом словаре М.И. Еникеева аксиология – теория философских, этических и психологических аспектов добра и зла, а также учение о ценностях – о типах, содержании и критериях ценностей [9, с. 8].
Осмысление приведенных выше определений понятия «аксиология» показывает, что аксиология – это философская дисциплина, которая занимается изучением ценностей, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.
Анализ научной литературы [10–12] позволил установить, что, как правило, термины «аксиологический» и «ценностный» употребляются как синонимы. При этом слово «аксиологический» является производным от слова «аксиология», а слова «аксиологический», «ценностный» означают «относящийся к ценности».
Так, В.П. Бездухов, рассуждая о ценностном отношении, утверждает: «Ценностное (аксиологическое) отношение отвечает на вопрос: Как возможен ценностный подход и в чем высшая правда?» [13, с. 78].
Л.В. Вершинина, обратившись к этическому знанию для раскрытия сущности и содержания аксиологического пространства вуза, отмечает, что сущность и содержание аксиологического пространства следует определять исходя из смысла понятия «ценностный», который в первую очередь означает «относящийся к ценности». Ученый также объясняет роль ценности в данном вопросе. Ценность, по мнению ученого, выступает в функции «общего методологического ориентира» [14, с. 93].
Выявим соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностные отношения», общим термином для которых является термин «аксиологический» или «ценностный». Для этого необходимо рассмотреть и вторую составляющую – «общение» и «отношение».
Анализ научной литературы о содержании категории «общение» позволяет выявить ряд подходов к его определению. Согласно одному подходу, общение есть часть деятельности или одна из ее сторон (Г.М. Андреева [15], А.А. Бодалев [16], А.А. Леонтьев [17], М.И. Лисина [18]). Согласно другому – общение не тождественно деятельности и не является одной из ее разновидностей (Л.П. Буева [19], Б.Ф. Ломов [20]). Согласно третьему подходу, общение есть отношение (В.Н. Мясищев [21], Б.Д. Парыгин [22]).
Из упомянутых выше подходов к определению категории «общение» нас интересует подход отечественных психологов В.Н. Мясищева и Б.Д. Парыгина. Б.Д. Парыгин, обращаясь к проблеме общения, отмечает что «есть основания рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступить в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [22, с. 178]. В.Н. Мясищев подчеркивает, что «в общении выражаются отношения человека с их различной активностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком» [21, с. 169].
Анализ идей ученых относительно понимания ими категории «общение» дает нам основание полагать, что оно (общение) может быть рассмотрено как некое «отношение», несущее в себе положительную или отрицательную окраску.
Однако установления факта схожести категорий «общение» и «отношение» недостаточно для обоснования схожести понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение». Для обоснования факта схожести данных понятий обратимся к содержанию понятия «ценностное отношение» и попытаемся определить, в каком случае «ценностное отношение» и «аксиологическое общение» могут быть рассмотрены как близкие по смыслу.
Проблема ценностного отношения – это далеко не новая научная проблема. Сформулированная М.С. Каганом [23] и получившая свое развитие в трудах Г.П. Выжлецова [24], она была конкретизирована в педагогических исследованиях В.П. Бездухова и А.В. Бездухова [25], Л.В. Вершининой [14], Ю.В. Лопуховой [26].
Анализ проблемы ценностного отношения в рамках объекта педагогической науки, как показывает анализ научной литературы, выполнен Л.В. Вершининой. Так, ученый в результате осмысление идей М.С. Кагана и Г.П. Выжлецова выявила, что в ценностном отношении воплощаются и реализуются ценности. Отмечая своеобразие возникновения ценностного отношения, Л.В. Вершинина обосновала, что ценностное отношение (так же как и сама ценность) возникает в объектно-субъектных отношениях, начинают фиксировать межсубъектные отношения [14, с. 70]. Осмысление идей ученого о ценностном отношении показывает, что ценностное отношение, так же как и ценности, реализуется в условиях диалога. Однако данного определения ценностного отношения недостаточно для утверждения того, что ценностное отношение, возникающее в диалоге, является формой аксиологического общения. Но мы так же не можем утверждать, что ценностное отношение и аксиологическое общение не могут быть рассмотрены как близкие по смыслу. Для решения вопроса о соотношении данных понятий необходимо рассмотреть содержательную сторону ценностных отношений.
Отправным моментом для нашего исследования является положение М.С. Кагана о том, что ценностное отношение образуется связью двух контрагентов – некоего предмета, который становится носителем ценности, и человека, который оценивает данный предмет, т.е. связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем социальных и культурных качеств. Человек выступает как субъект, хотя в другой ситуации он окажется объектом (оценки) для другого субъекта (носителя ценности) [23, с. 68]. Такое понимание ценностного отношения, на наш взгляд, указывает на то, что в процессе ценностного отношения человек в ходе своей жизнедеятельности оказывается как носителем ценностей, приобщающим к ценностям других, но также и сам приобщается к их ценностям, то есть происходит не просто одностороннее приобщение к ценностям, а именно взаимный обмен, или взаимное обогащение ценностями друг друга (саморазвития или развития под влиянием кого-либо).
Согласно М.С. Кагану, содержательная сторона ценностного отношения – воплощаемое в нем осмысляющее отношение субъекта (индивидуального, частичного и совокупного во всех его масштабных модификациях) к объекту (реальному или идеальному, к «вещи», «свойству» или «отношению» объектов), отражающее реальное, жизненно-практическое отношение данного объекта к субъекту (субъект-объектное и объект-субъектное отношение) [23, с. 156]. То есть мы имеем дело с системой отношений: «объект – субъект», «субъект – объект». Для того чтобы выяснить, каким образом данные отношения функционируют в системе учитель – ученик, рассмотрим «субъект-объектные» отношения и попытаемся выстроить логическую цепочку.
В процессе обучения учитель и ученик, так или иначе, вступают во взаимодействие [27; 28; 29]. Конкретизируем данное взаимодействие до ценностно-ориентационной деятельности, в процессе которой учитель, являясь субъектом, носителем ценностей, целенаправленно воздействует на ученика, приобщает ученика к ценностям. В данном случае ученик выступает с позиции объекта, на которого учитель воздействует, то есть осуществляет преобразовательную деятельность внутри ценностно-ориентационной.
В процессе анализа представленных выше отношений возникает вопрос: может ли ученик как объект быть субъектом? Ответ на поставленный вопрос мы находим у В.В. Краевского, который отмечает, что человек, которого мы обучаем и воспитываем, в одном определенном отношении выступает как объект. В то же время он, конечно, и субъект. Однако он выступает как субъект в иной системе отношений, например, становится субъектом собственной познавательной деятельности. Педагогическое воздействие остается за педагогом. Педагог осуществляет педагогическое руководство. Субъект-субъектное отношение существует внутри субъект-объектного, им определяется, им стимулируется [30, с. 38]. Осмысление идей ученого относительно субъект-субъектных отношений приводит нас к мысли, что внутри ценностного отношения могут реализовываться и субъект-субъектные отношения.
Однако, как отмечает Ю.В. Лопухова, «признание факта возникновения субъект-субъектных отношений внутри субъект-объектных отношений не достаточно для того, чтобы заявить, что субъект-субъектные отношения возникают внутри ценностного отношения, фиксируемого ценностно-ориентационной деятельностью» [26, с. 118]. Выдвинув данное положение, Ю.В. Лопухова привносит новое в понимание ценностного отношения. Основываясь на идее М.С. Кагана о том, что полюсами ценностного отношения являются ценность и оценка, ученый приходит к выводу, что ценностное отношение не является субъект-объектным отношением, а субъект-субъектное отношение возникает не просто в системе педагогического влияния или педагогического руководства ценностно-ориентационной деятельностью студентов, но в процессе оценки, являющейся одним из «полюсов» ценностного отношения. При этом отношения взаимности между оценивающим и оцениваемым субъектами выявляются в процессе оценивания, а закрепляются в ценностных отношениях [26, с. 121]. Ученый также дает ответ на вопрос, на каком «полюсе» ценностного отношения возникает объектно-субъектное отношение. Перефразируя идею М.С. Кагана о том, что ценность возникает в объектно-субъектном отношении, Ю.В. Лопухова отмечает, что объектно-субъектное отношение возникает на таком «полюсе» ценностного отношения, как ценность [26, с. 123].
Итак, согласно Ю.В. Лопуховой, субъект-субъектные отношения возникают в процессе оценки, а в объект-субъектных отношениях возникает ценность. Ценность и оценка являются полюсами ценностного отношения.
Обратимся к специфике субъект-субъектных отношений, так как мы полагаем, что аксиологическое общение реализуется именно в субъект-субъектных отношениях. Подтверждение мы находим у М.С. Кагана, который отмечает, что акт общения имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нем себе подобного и себе равного, т.е. субъекта же, и рассчитывает поэтому на активную обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее ее отправление или снятие ее с объекта. В аксиологическом контакте субъекта и объекта последний кажется одушевленным, активным и как бы взаимодействует с субъектом: оцениваемый субъектом, он сам воздействует на него как некая ценность. Эту двустороннюю связь мы и можем назвать своего рода общением, так как основанием общения является взаимодействие с другим как себе подобным [31, с. 82–83].
Схожую точку зрения мы находим у Л.В. Вершининой: «…если деятельность, фиксирующая субъект-объектные отношения, есть реализация человеком субъективных проектов, то общение, фиксирующее субъектно-субъектные отношения, есть взаимодействие различных субъектов. И в тех и других отношениях реализуются ценности» [14, с. 99].
Осмысление идей ученых относительно субъект-субъектных отношений показывает, что данная система отношений может быть реализована как в ценностном отношении, так и в аксиологическом общении.
Таким образом, мы приходим к выводу, что аксиологическое общение и ценностное отношение могут быть рассмотрены как близкие по смыслу, когда в системе субъект-субъект «происходит обмен ценностями между субъектами деятельности, который ведет, во-первых, к нравственному развитию и учителя, и ученика, во-вторых, к раскрытию каждым собственного "Я", что способствует их единению, а не обособлению» [25, с. 50].
Итак, выявленное соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» является теоретической основой для создания системы формирования готовности школьников к аксиологическому общению.
Об авторах
Мария Александровна Авдеева
Средняя общеобразовательная школа № 168 г.о. Самара
Автор, ответственный за переписку.
Email: stendm1@rambler.ru
учитель английского языка
Россия, г. СамараСписок литературы
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 24 с.
- Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2006. 928 с.
- Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. 479 с.
- Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. 320 с.
- Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983. 445 с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
- Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 576 с.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2010. 560 с.
- Слесарев Ю.В. Педагогическая система формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности у студента // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 148–155.
- Слесарев Ю.В. Дидактические цели и принципы в педагогической системе формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 145–149.
- Слесарев Ю.В. Формирование у студентов ценностной ориентации как элемента интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 95–101.
- Бездухов В.П. Ценностно-ориентационная деятельность студента в контексте морального познания // Бездухов В.П. Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. С. 77–92.
- Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. 258 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М. Нальчик, 1996. 96 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 384 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 348 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1996. 205 с.
- Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. 152 с.
- Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 185 с.
- Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. 197 с.
- Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 7–9.
- Поздняков В.С. Принципы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1 (10). С. 70–74.
- Шуляр В.И. Акмеологические основы развития компетентности учителя-словесника и ученика-читателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 35–40.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СГПИ, 1994. 165 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М. Политиздат, 1974. 328 с.
Дополнительные файлы
