Потенциал персональной образовательной среды в развитии информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях происходят значительные изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя университета, обусловленные влиянием множества факторов трансформирующейся цифровой образовательной реальности. В статье актуализируется проблема детальной проработки на теоретическом и практическом уровне процесса развития информационно-коммуникационной компетентности преподавателя как личностного качества, проявляющегося в готовности и способности работать с информацией, с основными типами программного обеспечения и технических средств и осуществлять продуктивное взаимодействие в цифровом образовательном пространстве за счет возможностей и ресурсов персональной образовательной среды. Автором статьи определены возможности (наполнение различными структурными компонентами в зависимости от целей, задач, содержания деятельности и планируемых результатов; адаптация к способностям, потребностям, интересам преподавателя; обеспечение условий для достижения необходимого уровня персональной самоорганизации личности; создание пространства эффективной online-коммуникации; интеграция формального образования и образования вне рамок формальной системы; реализация индивидуальной модели педагогической деятельности) и ресурсы (функциональные технические и программные средства: гаджеты, сервисы, программы, платформы, а также их комплексы; электронные информационные и образовательные ресурсы, используемые с целью решения образовательных и профессионально-педагогических задач, а также способствующие эффективному личностному и профессиональному развитию) персональной образовательной среды в развитии информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета.

Полный текст

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Возрастающие сегодня требования к преподавателю университета обусловлены как многообразием его функций и ролей в образовательном процессе (от традиционной роли педагога, передающего знания студентам, к инновационным ролям – куратор контента (content curation) электронной образовательной среды), так и необходимостью обладать совокупностью профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять работу с различными источниками информации, использовать цифровые инструменты и сервисы при организации образовательного процесса, обеспечивать продуктивное взаимодействие в динамичной глобальной информационно-коммуникационной среде.

В настоящее время перед преподавателями университета стоят не только задачи передачи студентам знаний и формирования у них соответствующих общих и профессиональных компетенций, но и обеспечение формирования умений выстраивать эффективное межличностное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что выступает важным компонентом любой профессиональной деятельности. Выполнение обозначенных задач требует от педагога владения технологиями, обеспечивающими эффективное осуществление сетевой образовательной коммуникации и взаимодействие в цифровой образовательной среде. В этой связи преподаватель проектирует и совершенствует свою собственную персональную образовательную среду, наполняя ее комплексом современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, платформ и сервисов сети Интернет.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор

Теоретико-методологическую базу данного исследования составили работы, отражающие:

– сущность, компоненты, а также особенности, условия и факторы развития информационно-коммуникационной компетентности педагога (Л.А. Алькова [1], Т.А. Бороненко, В.С. Федотова [2], В.А. Скакунова [3], О.В. Тарбеева [4], С.В. Титова, О.Ю. Самойленко [5], Н.Н. Дворовенко [6], Е.С. Локоткова [7], Н.М. Игошина [8]);

– особенности, функции, потенциал, опыт создания и функционирования образовательных сред (В.И. Слободчиков [9], В.А. Ясвин [10]);

– тенденции персонализации образовательного процесса в электронной образовательной среде (Ю.В. Вайнштейн, Р.В. Есин [11]);

– выявление и обоснование сущности, особенностей и содержания персональной образовательной среды (В.В. Грачев [12], О.П. Панкратова [13], А.В. Слепухин [14]);

– роль персональной образовательной среды в профессиональном и личностном развитии преподавателя (С.Х. Васильченко [15], В.А. Стародубцев, А.А. Киселева [16; 17]).

Среди зарубежных исследований выделяем работы, в которых рассмотрены и проанализированы: многоуровневость факторов, влияющих на повышение квалификации педагогов в области использования ИКТ (J. Tondeur, K. Aesaert, S. Prestridge, E. Consuegra) [18]; методика разработки диагностического инструментария для измерения уровня сформированности ИКТ-компетенций педагогов (J. Tondeur, K. Aesaert, B. Pynoo, J. Van Braak, N. Fraeyman, O. Erstad) [19]; когнитивные и технические умения педагогов в области использования ИКТ (L. Markauskaite) [20]; основные компоненты в структуре информационно-коммуникационной компетентности педагога (S. Hsu) [21].

В настоящее время в педагогической литературе понятие «информационно-коммуникационная компетентность» рассмотрено достаточно многоаспектно. Мы проанализировали исследования, оражающие сущность, специфику и структуру информационно-коммуникационной компетентности преподавателя вуза. Ряд исследований, в том числе работы Л.А. Альковой [1], О.В. Тарбеевой [4] описывают компоненты, критерии и показатели информационно-коммуникационной компетентности личности. В современной научной литературе понятие информационно-коммуникационной компетентности преподавателя отражает интеграцию готовности и способности личности к работе с различными источниками информации и осуществление эффективной коммуникации в образовательном пространстве с использованием средств ИКТ.

Проведенный теоретический анализ научной литературы позволяет констатировать, что проблема проектирования персональных образовательных сред участниками образовательного процесса в настоящее время является актуальной. Потенциал персональной образовательной среды в профессиональном и личностном развитии преподавателя является объектом многих современных исследований. Образовательная среда в ряде источников понимается как совокупность условий для формирования личности, а также система возможностей для ее развития, содержащихся в пространственно-предметном окружении (В.А. Ясвин) [10].

Исследователи актуализируют роль персональной образовательной среды как «профессионального средства, позволяющего определить менталитет и ключевые ценности личности в реальной среде» (С.Х. Васильченко) [15, с. 13]. Рассматривая персональную образовательную сферу преподавателя в качестве механизма реализации его двойной роли поставщика и потребителя образовательных услуг с использованием инструментов и сервисов сети Интернет, ученые отмечают, что, как среда профессиональной деятельности, персональная образовательная сфера педагога выступает «средой развития его профессиональных компетенций» (В.А. Стародубцев, А.А. Киселева) [17, с. 89].

Несмотря на достаточное количество исследований, обосновывающих роль персональной образовательной среды в профессиональном и личностном развитии субъектов образовательного процесса, видится актуальной проблема рассмотрения потенциала персональной образовательной среды в развитии информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета.

Цель и задачи исследования

Исследование нацелено на выявление потенциала персональной образовательной среды в интеграции ресурсов и возможностей для развития информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета.

В качестве ключевых задач исследования выделяются:

– уточнение понятия и выделение сущностных характеристик информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета как личностного качества за счет анализа имеющихся отечественных и зарубежных научных работ;

– выявление и обоснование возможностей персональной образовательной среды для развития информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета;

– определение и характеристика ресурсов персональной образовательной среды, наличие которых обеспечивает развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета.

Изложение основного материала исследования

Проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблеме, а также имеющийся практический опыт работы позволяет выделить общие признаки, характеризующие информационно-коммуникационную компетентность преподавателя университета, и сформулировать понимание данного личностного качества в широком значении.

К общим признакам, характеризующим информационно-коммуникационную компетентность преподавателя университета, мы относим: способность к передаче, получению, анализу, оценке, переработке, копированию информации; способность к работе с техническими устройствами (компьютер, планшет, смартфон и другие) как средствами управления информацией; знание особенностей и специфики использования средств ИКТ в зависимости от типов возникающих задач; знание форм и способов общения, умение осуществлять продуктивное взаимодействие в цифровой образовательной среде; владение средствами и способами онлайн-коммуникации; желание и готовность педагога к саморазвитию в информационно-коммуникационной деятельности.

В наиболее широком значении информационно-коммуникационная компетентность преподавателя университета, по нашему мнению, определяется как готовность и способность решать возникающие проблемы и задачи в образовательной и профессионально-педагогической деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя университета рассматривается нами как личностное качество, проявляющееся в готовности и способности педагога работать с информацией (поиск, отбор, анализ, критическая оценка, получение, передача, копирование и т.п.), пользоваться основными типами программного обеспечения и технических средств (в том числе сервисы, платформы сети Интернет), осуществлять продуктивное взаимодействие в цифровой образовательной среде, а также в желании и готовности к саморазвитию в информационно-коммуникационной деятельности, – качество, которое совершенствуется за счет ресурсов и возможностей персональной образовательной среды.

Новый этап в развитии информационного общества актуализировал идею персонализации образования – проектирования авторской (индивидуальной, персональной) педагогической модели преподавателя университета в режиме профессионально-педагогического взаимодействия с другими субъектами в цифровой образовательной среде. В результате осуществляются процессы проектирования и использования персональной образовательной среды преподавателя университета, обеспечивающей возможности для осуществления образовательного процесса, предоставляя в распоряжение субъектов условия и инструменты для достижения поставленных целей. Являясь самоорганизующейся системой, гибкой, легко настраиваемой и изменяемой, персональная образовательная среда проектируется преподавателем с учетом возможности «настроить» ее информационные ресурсы и сервисы сети Интернет для реализации своих целей и с учетом своих потребностей. Состав персональной образовательной среды и взаимосвязь ее компонентов имеют гибкую структуру и функционал, которые обладают способностью адаптироваться к особенностям контента среды, а также потребностям, интересам, способностям и предпочтениям конкретного субъекта деятельности. В этом, как отмечают В.А. Стародубцев, А.А. Киселева [16, с. 177], и состоит ее «персональность».

Мы уже обращались в своих исследованиях к обоснованию сущности и определении структуры персональной образовательной среды преподавателя. Уточним, что определяем персональную образовательную среду преподавателя университета как сложную систему в интеграции взаимосвязанных компонентов: учебно-методического (электронные образовательные ресурсы, сайты, образовательные порталы и сервисы); материально-технического (объекты и инструменты, обеспечивающие выход в сеть Интернет и осуществление online-взаимодействия в образовательных целях); организационно-управленческого (методы, формы обучения, педагогические технологии, обеспечивающие обучение в современной цифровой информационно-образовательной среде); аксиологического (аксиологический потенциал личности) (А.В. Кирьякова, Е.А. Гараева) [22, с. 32].

В.А. Стародубцев, А.А. Киселева отмечают, что проектирование педагогом персональной образовательной среды обеспечивает создание возможностей для реализации в единой системе функции производителя и потребителя образовательных услуг; интеграции формального, неформального и информального образования; для установления и поддержания межличностных коммуникаций с признанными специалистами в своей профессиональной области деятельности; для реализации Я-концепции в более широком контексте информационного общества. Кроме того, ученые отмечают следующий, по нашему мнению, очень важный момент: соединение в персональной среде средств коммуникации и персоналий их пользователей приводит к изменению как условий, так и стереотипов деятельности. В ходе освоения новых видов деятельности происходит изменение нас самих – появляются новые роли, функции, новое поведение в социуме и мышление [16, с. 178–179].

Потенциал персональной образовательной среды в развитии информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета мы рассматриваем как комплекс ее возможностей и ресурсов. В научной литературе понятие «потенциал» трактуется как совокупность ресурсов, резервов и возможностей, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой-либо задачи [23, с. 15].

В современных исследованиях уточнен ряд функциональных свойств персональной образовательной среды, среди которых выделяются: универсальность, гибкость, вариативность, модифицируемость, многомерность, цикличность, реверсивность и коммуникационность. А.В. Слепухин выделяет в дополнение к перечисленным функциям важное свойство среды – ее адаптируемость под индивидуальные особенности личности и возможность управления осуществляемой деятельностью и самой средой [14, с. 199].

Среди возможностей персональной образовательной среды преподавателя целесообразно выделить адаптацию среды к потребностям, способностям, интересам личности, ее проектирующей; возможности для наполнения среды различными структурными компонентами в зависимости от целей, задач, содержания деятельности и планируемых результатов; возможности для реализации индивидуальной образовательной траектории; интеграция формального образования и образования вне рамок формальной системы (неформального, в том числе, самообразования); обеспечение условий для достижения необходимого уровня персональной самоорганизации личности; создание комплекса условий для получения дополнительного образования и совершенствования компетентности на основе дистанционных форм обучения; создание необходимых условий для активного сотрудничества в виртуальных сетевых педагогических сообществах, возможности для общения в чатах, сообществах, форумах; создание индивидуальной модели педагогической деятельности, наполненной комплексом образовательных (в том числе электронных) ресурсов, методов, форм, технологий обучения.

Анализ моделей наполнения персональной образовательной среды преподавателя высшей школы позволил уточнить, что в структуре выделяют ряд компонентов, к которым относятся: базовые ресурсы – это электронные информационные и образовательные ресурсы, располагающиеся на сайте образовательной организации; дополнительные внешние ресурсы (в том числе образовательные, инструментальные), используемые преподавателями с целью решения различных задач.

К базовым ресурсам относятся платформы LMS – системы управления обучением; электронные информационные ресурсы на сайте образовательной организации, обеспечивающие потребности пользователей в информационных услугах, а также электронные образовательные ресурсы. На сайте Оренбургского государственного университета открыт доступ к электронным информационным (регулирующим деятельность) и образовательным ресурсам: информационная система «учебное расписание»; личный кабинет обучающегося; личный кабинет преподавателя; издания электронных библиотечных систем; электронные образовательные ресурсы, не имеющие печатного аналога (электронные курсы лекций, прикладные программы, мультимедийные ресурсы, разработанные преподавателями вуза). К внешним ресурсам относятся оnline-платформы для видеоконференцсвязи; социальные сети, сетевые сообщества; платформы для создания презентаций, видеопрезентаций, майнд-карт; образовательные порталы; цифровые коллекции открытых образовательных ресурсов; сервисы для разработки электронных образовательных ресурсов и другие.

Отметим, что структурное и содержательное наполнение персональной образовательной среды различными элементами и ресурсами – индивидуальная работа преподавателя. Каждый преподаватель проектирует свою собственную персональную образовательную среду в зависимости от предпочтений, интересов, технических возможностей, а также целей и задач деятельности, компонентами которой могут выступать следующие элементы: платформы LMS; сетевые педагогические сообщества; электронные библиотечные системы и научные электронные библиотеки (eLibrary.ru, КиберЛенинка, РГБ, Электронная библиотека диссертаций и др.); online-платформы для видеоконференцсвязи; платформы для создания презентаций, видеопрезентаций, майнд-карт; открытые образовательные ресурсы и массовые открытые онлайн-курсы (Лекториум; Универсариум и др.); социальные сети и средства для создания групп, общения, связи (ВКонтакте; Viber; Одноклассники, Telegram и др.); сервисы для разработки электронных образовательных ресурсов; интернет-сервис «Антиплагиат»; программные средства для создания учебных видеоматериалов, в том числе видео-лекций.

В качестве ресурсов персональной образовательной среды преподавателя нами выделены: информационно-коммуникационные технологии, обладающие значительным дидактически потенциалом; комплекс функциональных технических и программных средств (гаджеты, сервисы, программы, платформы, а также их взаимосвязи), актуализированных преподавателем из электронной информационно-образовательной среды; электронные информационные и образовательные ресурсы, располагающиеся на сайте образовательной организации (сайт Оренбургского государственного университета); дополнительные внешние ресурсы, используемые преподавателями с целью решения образовательных и профессионально-педагогических задач.

Отметим, что использование информационных технологий определяет сетевой характер персональной образовательной среды преподавателя университета. Данное ее качество обеспечивает возможности для осуществления коммуникации в разнообразных сетевых сообществах, форумах, чатах, как для самообразования, так и для решения педагогом профессионально-педагогических задач.

Кроме того, персональная образовательная среда обладает возможностями выделения из безграничного пространства цифровой образовательной среды те объекты, их стороны и характеристики, составляющие для преподавателя индивидуальную профессиональную среду, при этом актуализируя в ней именно те ресурсы, которые ему необходимы.

Мы отмечаем, что использование ресурсов персональной образовательной среды позволяет педагогу осуществлять работу с новыми сервисами и платформами, совершенствовать работу с уже привычными для него, как пользователя, электронными ресурсами; осуществлять взаимодействие в сетевых сообществах, создавать цифровые ресурсы (персональные и тематические сайты, блоги, сообщества); разрабатывать и использовать в образовательной практике новые виды электронных учебных ресурсов, тем самым включаясь в новые виды деятельности, осваивая новые функции, изменяя себя, совершенствуя умения и навыки работы в цифровой образовательной среде.

Пространство персональной образовательной среды постоянно расширяется за счет того, что увеличивается спектр используемых преподавателем ресурсов и возможностей среды (например, количество используемых программных средств и инструментов; разрабатываемых и используемых электронных образовательных ресурсов; освоенных online-платформ для видеоконференцсвязи и программных средств для создания учебных видеоматериалов, в том числе видеолекций).

Тем самым у преподавателя совершенствуются умения и навыки применения цифровых инструментов, сервисов, образовательных платформ, а также цифровых технологий, умения и навыки организации эффективной online-коммуникации участников образовательного процесса, что обеспечивает, в целом, развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателя и продуктивность решения профессионально-педагогических задач.

Основные выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении

Проведенное исследование позволяет говорить об актуальности проблемы развития информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета. В статье уточнена сущность понятия информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета как интегративного качества личности, проявляющегося в готовности и способности педагога работать с различными источниками информации; осуществлять работу с различными типами программных и технических средств; реализовывать продуктивное взаимодействие в цифровой образовательной среде; а также в стремлении к саморазвитию в информационно-коммуникационной деятельности. Развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателя осуществляется в персональной образовательной среде, обладающей комплексом возможностей (наполнение структурными компонентами в зависимости от целей, задач, содержания деятельности и планируемых результатов; адаптация к способностям, потребностям, интересам преподавателя; обеспечение условий для достижения необходимого уровня персональной самоорганизации личности; создание пространства эффективной online-коммуникации; реализация индивидуальной модели педагогической деятельности) и ресурсов (функциональные технические и программные средства: гаджеты, сервисы, программы, платформы, а также их комплексы; электронные информационные и образовательные ресурсы, используемые с целью решения образовательных и профессионально-педагогических задач, а также способствующие эффективному личностному и профессиональному развитию).

Перспективами дальнейших исследований выступает изучение процесса наполнения персональной образовательной среды информационно-коммуникационными средствами и ресурсами, а также исследование актуализации ресурсов и возможностей персональной образовательной среды в развитии информационно-коммуникационной компетентности всех субъектов образовательного процесса.

×

Об авторах

Екатерина Александровна Гараева

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: eagaraeva@list.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Алькова Л.А. Критерии сформированности ИКТ-компетентности личности посредством t-технологии // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 105-106.
  2. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Формирование ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 95-108.
  3. Скакунова В.А. К вопросу о зарубежных исследованиях понятия информационно-коммуникационной компетентности педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 178-184.
  4. Тарбеева О.В. Информационно-коммуникационная компетентность как основа профессиональной деятельности будущих менеджеров // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3-3. С. 110-113.
  5. Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, вып. 3 (167). С. 39-48.
  6. Дворовенко Н.Н. Модель ИКТ-компетентности педагога: методология, структура и содержательные составляющие, критерии оценивания // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. Вып. 1. С. 17-39. doi: 10.18101/2307-3330-2021-1-17-39.
  7. Локоткова Е.С. ИКТ-компетентность учителя как фактор формирования ИКТ-компетентности обучающихся // Вопросы педагогики. 2021. № 12 (1). С. 224-228.
  8. Игошина Н.М. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя как фактор повышения качества образования // Современное состояние и перспективы развития современной науки и образования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 13 февраля 2020 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 11-17.
  9. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.
  10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  11. Вайнштейн Ю.В., Есин Р.В. Персонализация образовательного процесса в электронной образовательной среде // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1. С. 54-59.
  12. Грачев В.В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. 2012. № 1. С. 20-24.
  13. Панкратова О.П. Информационные технологии в создании персональной образовательной среды преподавателя вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 191-198.
  14. Слепухин А.В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 195-205.
  15. Васильченко С.Х. Формирование персональной образовательной среды на основе информационных технологий для реализации индивидуальных траекторий обучения (на примере корпоративного обучения): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 27 с.
  16. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование. 2012. № 6. С. 176-179.
  17. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Персональная образовательная сфера педагога как среда профессиональной деятельности // Школьные технологии. 2011. № 5. C. 85-89.
  18. Tondeur J., Aesaert K., Prestridge S., Consuegra E. A multilevel analysis of what matters in the training of pre-service teacher's ICT competencies // Computers & Education. 2018. Vol. 122. P. 32-42.
  19. Tondeur J., Aesaert K., Pynoo B., van Braak J., Fraeyman N., Erstad O. Developing a validated instrument to measure preservice teachers’ ICT competencies: Meeting the demands of the 21st century // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48 (2). P. 462-472.
  20. Markauskaite L. Exploring structure of trainee teachers ICT literacy: the main components of, and relationships between, general cognitive and technical capabilities // Educational Technology Research and Development. 2007. № 55 (6). P. 547-572.
  21. Hsu S. Developing a scale for teacher integration of information and communication technology in grades 1-9 // Journal of Computer Assisted Learning. 2010. № 26 (3). P. 175-189.
  22. Кирьякова А.В., Гараева Е.А. Развитие информационно-коммуникативных умений преподавателя университета в условиях цифровизации образовательной среды // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 2 (230). С. 30-38.
  23. Реанович Е.А. Смысловые значение понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 7-2 (7). С. 14-15.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гараева Е.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.