Методологические особенности изучения «боевых фильмов» США 1941-1945 годов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных исследованиях, посвященных истории войн, достаточно востребованным направлением является изучение специфики информационного дискурса. А особую роль в данном дискурсе играет пропаганда через кинематограф, использующий образы, исторические символы и устойчивые метафоры, обращение к которым может сформировать определённую общественную реакцию. Изучение основных аспектов данной темы невозможно без обращения к междисциплинарным методам гуманитарных наук, разработанным в результате целого ряда поворотов в развитии современного гуманитарного знания, включая «антропологический», «лингвистический», «культурный», призывающие изучать восприятие мира, поведение человека в прошлом во всей совокупности социально-экономических, политических, культурных практик, принятых в изучаемом обществе в данное время. Кроме того, обращение к методам исторической имагологии позволит более точно проследить эволюцию процесса визуализации и мифологизации Второй мировой войны в кинематографе США. Без изучения базовых принципов, методов, механизмов и инструментов данного процесса крайне сложно понять особенности развития и взаимодействия кинематографа и пропаганды США на последующих исторических этапах и современности. В историографии США создан крупный комплекс трудов об особенностях кинопропаганды. Американскими учёными достигнуты значительные результаты в исследовании творческих биографий режиссёров, специфики их взаимодействия с органами федерального правительства, в анализе деятельности Управления военной информации в сфере кинематографа.

Полный текст

Кинематограф как одно из эффективных средств пропаганды был весьма популярен и востребован в годы Второй мировой войны. Период Второй мировой войны стал временем создания настоящих шедевров в сфере пропагандистских фильмов. А главное – в документальное и игровое кино 1941–1945 гг. заложили традиции изображения Второй мировой войны, не просто отложившиеся в американской культуре, а ставшие базовыми мифами о войне на несколько поколений. Изучение особенностей визуализации и мифологизации Второй мировой войны в американском кинематографе – важнейший этап для изучения развития специфики американской пропаганды, т.к. методы и приёмы изображения войны, врагов и союзников, сформировавшиеся в 1941–1945 гг., сохраняют своё значение и на современной этапе.

В исторической науке существует три принципиально разных подхода к проблеме анализа «боевых фильмов»: 1) Исследование фильмов как одного из инструментов пропаганды и идеологии [1, p. 13]. В таких трудах доказывается: происходила очень тесная работа федерального правительства и Голливуда, особенно в период 1939–1945 гг., по созданию через фильмы нужных образов войны, союзников и врагов [2; 3]. 2) Исследование фильмов с культурологических позиций, где на первый план выступает соотношение вымысла и реальности, авторские подходы и концепции режиссёров, влияние фильмов на искусство США [4, p. 10]. Ключевыми в этой категории является такие проблемы, как определение жанра фильмов, особенностей сюжета, мотивов и смыслового содержания [5, p. 698]. 3) Изучение ведомств и структур, создающих фильмы (прежде всего, крупнейших киностудий) [6, p. 8]. Это направление связано с анализом пропаганды, но имеет больший акцент на исследование взаимодействия внутри киносообщества [7; 8].

Для каждого из выделенных подходов характерен и определённый набор методов, исследовательских приёмов и практик.

В современных исследованиях, посвященных истории войн, достаточно востребованным направлением является изучение специфики информационного дискурса. А особую роль в данном дискурсе играет пропаганда через кинематограф, который использует образы, исторические символы и устойчивые метафоры, обращение к которым может сформировать определённую общественную реакцию [9, p. 301].

Изучение основных аспектов данной темы невозможно без обращения к междисциплинарным методам гуманитарных наук, разработанным в результате целого ряда поворотов в развитии современного гуманитарного знания, включая «антропологический», «лингвистический», «культурный», призывающие анализировать восприятие мира, поведение человека в прошлом во всей совокупности социально-экономических, политических, культурных практик, принятых в изучаемом обществе в данное время. Кроме того, обращение к методам исторической имагологии позволит более точно проследить эволюцию процесса визуализации и мифологизации Второй Мировой войны в кинематографе США [10; 11].

Такая тема напрямую связана с изучением кинематографа не только как средства пропаганды, но и как средства формирования информационной политики, исторической памяти, массового создания американцев в годы войны. Кроме того, «метафоричное мышление» политиков и сознательная эксплуатация метафор при взаимодействии в информационном дискурсе хорошо прослеживаются по фильмам, и можно реконструировать заложенные в кинопродукции образы с помощью анализа метафор. Следовательно, анализ процесса мифологизации и визуализации Второй мировой войны через кинематограф США необходим как для более глубокого понимания специфики его развития и функционирования, так и для составления более предметного представления особенностей формирования образа врагов и союзников, образов войны и мира через кинематограф [12, p. 28]. Изучение данной проблемы поможет установить закономерности развития процесса визуализации и мифологизации войны и создать на основе этого универсальную модель анализа кинообразов периода войны.

В современных гуманитарных науках постоянно идёт процесс расширения методов анализа, подходов к пониманию предмета исследования, междисциплинарному синтезу. Изучение процесса появления и эволюции социокультурных представлений в контексте развития кинематографа США 1941–1945 гг. будет способствовать апробации нового подхода к классическому предмету, а также позволит на конкретном примере использовать методологический инструментарий истории, политологии, филологии, социологии для понимания современных военно-политических, исторических, идеологических, социокультурных процессов, часть из которых может являться вызовами для России и её общества.

Мифы и образы Второй мировой войны, созданные в американском кино, оказывали немедленное влияние на средства массовой информации, общественные настроения и мнения. Кинематограф США в годы войны и создавал новые мифы, и активно эксплуатировал старые, совмещая их с традиционными голливудскими клише о «хорошей войне», «счастливом финале», «благородном поражении» – всё это служило краеугольным камнем в создании воображаемой войны на экране, которая была призвана решить множество внутриполитических задач, связанных не только с пропагандой и агитацией военных займов. Многие из приемов по визуализации данных метафор, концептов и оценок продолжают функционировать и в современном кинематографе.

Научная актуальность проблемы заключается в необходимости комплексного, междисциплинарного исследования процесса мифологизации Второй мировой войны американским кинематографом, т.к. это позволит:

1) установить новые факты в истории американского кинематографа, ввести в научный оборот новые источники;

2) выявить особенности мифологизации боевых действий, которые были свойственны американским режиссёрам, и установить: какая часть из данных мифов, приёмов и методов сохраняют свою значение и на современном этапе;

3) раскрыть специфические черты визуализации врагов и союзников США, которые были в период 1941–1945 гг., и определить, какие из них продолжают активно использоваться в «боевых фильмах»;

4) выявить закономерности в процессе мифологизации и визуализации боевых действий; классифицировать данные закономерности на уникальные, которые характерны для США периода Второй мировой войны, и на универсальные, свойственные любой информационной войне.

Практическая актуальность проблемы заключается в необходимости изучения базовых методов и фундаментальных основ американской пропаганды, которая (во многом) основывается на методологическом и практическом фундаменте, заложенном ещё в годы Второй мировой войны. Это напрямую связано с необходимостью обеспечения национальных интересов России на международной арене, что предполагает формулирование практических решений на глобальные вызовы современности, одним из которых является информационная война. Важность изучения манипулятивных технологий зафиксирована в таких документах, как «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009), «Доктрина информационной безопасности» (2016). Анализ методов манипулирования исторической памятью, общественным мнением при помощи кинематографа позволит разработать новые стратегии в области формирования позитивного образа России.

В теоретико-методологическом плане важно (на современном историографическом этапе) расширение предмета междисциплинарных исследований процесса мифологизации и визуализации Второй мировой войны американским кинематографом периода 1941–1945 гг. Без изучения базовых принципов, методов, механизмов и инструментов данного процесса крайне сложно понять особенности развития и взаимодействия кинематографа и пропаганды США на последующих исторических этапах и современности.

Необходимо изучении документальных, художественных фильмов и мультипликации США не только как средств пропаганды, но и в широком социокультурном контексте, в рамках которого представляется возможным раскрыть как особенности формирования и производства мифов о Второй мировой войны по средствам кинематографа, так и взаимодействие данных мифов и образов в сфере информационной политики США.

Такой методологический подход представляется оправданным, т.к. позволит:

1) установить новые факты в истории кинематографа США и ввести в научный оборот новые источники по истории пропаганды и кинематографа США;

2) выявить особенности мифологизации боевых действий 1941–1945 гг., которые были свойственны американским режиссёрам, и определить подходы к мифологизации войны, сохраняющие своё значение и в XXI веке;

3) раскрыть специфические черты визуализации врагов и союзников США, которые были в период 1939–1945 гг., и определить, какие из них продолжают активно использоваться в «боевых фильмах»;

4) изучить значение кинообразов 1941–1945 гг. для современной американской внутренней и внешней политики;

5) выявить и проанализировать общие элементы визуализации и мифологизации войны в американском кинематографе 1941–1945 гг., на их основе будет создана универсальная модель изучения пропаганды периода Второй мировой войны через кино;

6) рассмотреть проблему цензуры и самоцензуры в фильмах не только с точки зрения взаимоотношения государства и Голливуда, но и в контексте выстраивания взаимодействия внутри кинематографического сообщества.

С точки зрения методологии исследование американских фильмов военных лет должно иметь междисциплинарный характер: в нём затрагиваются не только области политологии, военной истории, исторической имагологии, истории внешней политики (с её традиционным проблемно-историческим подходом), но и даются социологический и компаративный анализы, сочетающие исторический, логический и другие методы исследования. Именно этот широкий методологический инструментарий позволит всесторонне и глубоко изучить процесс визуализации и мифологизации Второй мировой войны в американском кинематографе. Важно изучить основные дискурсы формирования образа войны в кинолентах США: идеологический, религиозный, исторический цивилизационный. Это позволит комплексно исследовать закономерности репрезентации образа войны, а также поможет детализировать специфику мировосприятия, самоидентификации и понимания «Другого» на каждом из этапов эволюции американского кинематографа военных лет.

В этом плане особо выделяется фигура известного американского режиссера Джона Форда («Оскар» за лучшую режиссуру 1935, 1940, 1941). Сами фильмы Форда также изучались историками с точки зрения истории пропаганды или искусствоведами [13; 14]. Однако источниковедческих работ, посвящённых кинолентам Форда, практически нет. И мало исследований, где фильмы Форда рассматриваются с точки зрения исторической имагологии, где авторы ставят вопрос не об эффективности пропаганды через фильм, а о том, какие старые образы использует режиссёр, какие формирует новые. Это вписывает фильмы в широкий исторический контекст, даёт лучше понять их внутреннюю логику, влияние на зрителей, а также влияние общественно-политических настроений на режиссёра. Тогда как чисто пропагандистский сюжет несколько обедняет возможности исторического анализа данных кинодокументов.

Правительство Соединённых Штатов с самого начала мирового конфликта определило важность и значения кинематографа, создав «изобразительные управления» в армии, флоте и морской пехоте. Данные службы напрямую занимались «производством» образов войны, через фотографии, фильмы и плакаты. Кинематограф был отдельным направлением в работе Управления военной информации США, которое курировало работу Голливуда, ориентируя режиссёров и продюсеров на фильмы, представляющие США в самом выгодном свете. Производством «боевых фильмов» занималось кинематографическое бюро, созданное 18 декабря 1941 г., а в 1942 г. вошедшее в состав УВИ. Все эти службы стали влиятельным проводником идей военных и правительства в кинематографе.

Однако при анализе боевых фильмов Форда важно учитывать и опыт предыдущих работ режиссёра, где он апеллировал к таких базовым ценностям и понятиям американской культуры, как фронтир, американская исключительность, манифест судьбы, гражданские права и даже некоторые манихейские тенденции [15, p. 31]. Но, в отличие от чисто пропагандистских работ, Форд затрагивал и проблемы расизма, шовинизма, жертвенности, не всегда сглаженные классических голливудским «хеппи-эндом» [16, p. 29]. Фильмы Форда о Второй мировой войне оказались одними из наиболее важных в плане формирования базовых образов о войне, причем сразу для нескольких поколений американцев [17, p. 102].

Поэтому, можно заключить, что процесс визуализации и мифологизации Второй мировой войны в американском обществе происходил как конкретно-исторический процесс общественной жизни США, в котором нашли отражение и общие (характерные для цивилизации в целом), и национальные закономерности. Наше исследование обращено не только к межнациональным имагологическим сюжетам (образ врагов и союзников на экране), но и к внутренним («домашний фронт», образ Америки), которые оказывают не менее сильное воздействие на формирование американской национальной Я-концепции в кризисный исторический период. Новые методы могут быть применены для анализа как американского кинематографа в другие периоды, так и кинообразов других стран, участниц Второй мировой войны.

Определённые результаты могут дать и новые метода анализа кинопродукции. Например, сравнительный контент-анализ в сочетании с содержательным фильмов и мультфильмов о Второй мировой войне, в ходе которого будут выявлены ключевые маркеры. Главная особенность в процессе установления маркеров: должны быть отобраны для анализа не только символические и важные для сюжета элементы (главные герои, место действия, образ врага и союзников, образ Родины и т.д.), но и вещественные объекты, через которые осуществляется визуализация и мифологизация Второй мировой войны (флаг, оружие, форма солдат, продукты питания, алкоголь и табачные изделия, военная техника). Предполагается в ходе данного анализа установить наиболее репрезентативные элементы в фильмах о Второй мировой войне. Для достижения этой цели будет использован количественный и качественный анализ. Необходимо не только подсчитать, сколько раз каждый выделенный в ходе контент-анализа маркер появляется в фильме (количественный анализ), но и контекст их появления, то есть тип кадра, используемый для придания объектам большей или меньшей значимости, функциональности и выразительности (качественный анализ); следует учитывать, являются ли объекты релевантными, а также учитывать различие между крупными планами, вставками и фоновыми объектами. Все выявленные маркеры и закономерности в наиболее важных американских фильмах о Второй мировой войне периода 1941–1945 гг. планируется сгруппировать в единую таблицу с целью анализа тенденций визуализации войны и построения графика эволюции изменений в американском кинематографе в 1941–1945 гг. Полученные в ходе этого анализа данные можно сравнить с тенденциями визуализации войны в периодической печати США и в карикатурах. Таким образом, будут получены (на основе новых методов анализа фильмов) совершенно новые данные об особенностях визуализации и мифологизации Второй мировой войны в широком социокультурном контексте.

×

Об авторах

Сергей Олегович Буранок

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: witch-king-1@mail.ru

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, права и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Basinger J. The World War II combat film. Middletown: Wesleyan University Press, 2003. 372 p.
  2. Neale S. Genre and Hollywood. New York: Psychology Press, 2000. 336 p.
  3. Eberwein R. The war films. New York: Rutgers University Press, 2004. 240 p.
  4. Browne N. Refiguring American film genres: history and theory. Los Angeles: University of California Press, 1998. 347 p.
  5. Suid L. Guts and glory: the making of the American military image in film. Lexington: The University Press of Kentucky, 2002. 768 p.
  6. Allison T. Screen combat: recreating World War II in American film and media. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2001. 380 p.
  7. Koppes С., Black G. Hollywood goes to War: how politics, profits and propaganda shaped World War II movies. New York: University of California Press, 1990. 384 p.
  8. Winkler A. The politics of propaganda: the office of War information, 1942-45. New Haven: Yale University Press, 1978. 230 p.
  9. Doherty T. Projections of War: Hollywood, American culture, and World War II. Washington: Columbia University Press, 1999. 381 p.
  10. Kane K. Visions of war: Hollywood combat films of World War II. New York: UMI Research Press, 1982. 170 p.
  11. Hoopes R. When the stars went to War: Hollywood and World War II. New York: Random House, 1994. 256 p.
  12. Chambers J. World War II, film, and history. Oxford: Oxford University Press, 1996. 208 p.
  13. Anderson D.K. John Ford. New York: UMI Research Press, 1972. 412 p.
  14. Bogdanovich P. John Ford. London: Studio Vista, 1967. 284 p.
  15. Baxter J. The cinema of John Ford. London; New York: A.S. Barnes, 1971. 382 p.
  16. Darby W. John Ford's westerns: a thematic analysis, with a filmography. New York: McFarland & Company, 1996. 317 p.
  17. Gallagher Т. John Ford: the man and his films. Berkeley: University of California Press, 1988. 600 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Буранок С.О., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах