Десмоэкологический подход к формированию экологической культуры в профессиональной подготовке студентов педагогического университета
- Авторы: Бусыгин А.Г.1, Лизунова Е.В.1, Вершинина Л.В.1, Бондарева В.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 4 (2021)
- Страницы: 252-257
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/104928
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021104303
- ID: 104928
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современное человечество живет в эпоху третьего тысячелетия, в период огромного количества глобальных экологических проблем. Основная масса ученых-экологов к основной причине глобального экологического кризиса относит низкий уровень экологической культуры индивида и общества в целом. В настоящее время экологическая безопасность стала доминирующим элементом доктрины национальной безопасности. Сам термин «экологическая культура» считает индивида субъектом общественных связей и отношений, внедряет ее в разнообразные виды деятельностного взаимодействия социума и природы, обусловленные определенными причинами, которые связаны с техникой, обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также с определенными нормами, правилами, законами, службами, кодексами и т.д. Анализируя труды ученых и опыт взаимодействия окружающей природной среды и общества, экологическая культура включает в себя большой потенциал, является направляющей силой научно-технического революции. Именно учитель, педагог, преподаватель играет центральную функцию в развитии экологической культуры молодежи. Во время проведения учебных занятий и во внеурочное время педагоги должны формировать у обучающихся комплекс научных знаний, мировоззрений, представлений о том, что глобальный экологический кризис, который в скором времени может перейти в экологическую катастрофу, представляет собой огромную опасность для всего человечества. Предотвратить данные явления можно только с помощью целенаправленной природоохранительной деятельности. Природоохранная деятельность включает в себя комплекс экологических знаний, умений и навыков, которые обучающиеся могут освоить в процессе специального воспитания и обучения в образовательном учреждении (школа, СПО, вуз). Достоверным уровнем элементарных экологических представлений необходимо владеть уже с самого раннего возраста, а это говорит о том, что педагог обязан быть достаточно компетентным в данном вопросе. Он должен владеть умением применять теоретические знания в практической деятельности и формировать данное умение у обучающихся. Но как показывает практика, в большинстве случаев педагоги сами пока не готовы к осуществлению данной функции. Это проявляется в том, что они недостаточно хорошо владеют умениями адекватно оценивать состояние современной окружающей природной среды, осуществлять природоохранную деятельность. В данной статье обоснована эффективность десмоэкологического подхода, направленного на формирование экологической культуры студентов педагогического университета. Авторами определено содержание понятийно-терминологического состава педагогических категорий «экологическая культура» и «десмоэкологический подход», разработана модель интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя».
Ключевые слова
Полный текст
В Российской Федерации экологические знания остро востребованы. Нашей стране необходимо крупное экологическое и информационное основание, основным предназначением которого является формирование экологической культуры не только отдельного индивида, но и общества в целом. Экологическая культура способствует реализации экологических мировоззрений и достижению экологической безопасности региона, станы, мира в целом.
Степень овладения экологическими знаниями, умениями и навыками показывает уровень экологической культуры индивида. Сегодня доминирующая цель развития экологической культуры перекладывается на саму систему образования и воспитания [1, с. 15–17].
Анализ исследований педагогов, методистов, экологов, социологов, философов, изучавших вопрос формирования и развития экологической культуры обучающихся (Е.В. Алексеева [2], А.Н. Захлебный [3], Ю.Л. Хотунцев [4], С.В. Аниськин [5], Н.М. Мамедов [6], А.Г. Мартыненко [7], С.С. Кашлев [8], А.Ю. Фролова [9], И.А. Метлина [10], Н.Н. Ладилова [11] и др.), позволил сделать вывод, что данный феномен недостаточно изучен в теории и практике педагогической науки.
Изучение сущности понятия «экологическая культура» сегодня базируется на достаточном теоретическом и эмпирическом материале, который был накоплен в разных областях научного знания.
В настоящее время существует достаточно много трактовок понятия «экологической культуры». Например, по В.П. Максаковскому, «экологическая культура – это универсальное междисциплинарное понятие, которое определяет маршрут социальной деятельности с целью сохранения природных условий, необходимых для жизнедеятельности людей» [12].
А.А. Вербицкий, проанализировав значение термина «экологическая культура», считает необходимым уделять внимание готовности и способности отдельного индивида к активным, адекватным, природоохранным, экологическим действиям. «Экологическая культура – это совокупность умений взаимодействия человека с природой, обеспечивающая формирование индивида и определяющаяся в форме теоретических знаний и практической экологически деятельности» [13].
В понимании философа С.А. Липина, «экологическая культура человека – результат воспитывающих воздействий общественной среды, а также и психолого-педагогических влияний всех социальных институтов. Под экологической культурой понимается гуманистическая культура, а уровень экологических взаимоотношений определяется жизнью. Необходимо формирование социального и индивидуального экологического сознания. Глубокое изучение сущности понятия «экологическая культура» способствует рассмотрению главных составляющих компонентов культуры, включая деятельностный подход, анализируя социальные условия [14].
В своем диссертационном исследовании «Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников: этнопедагогический аспект» (2006) З.А. Хусаинов считает, что «экологическая культура включает в себя экологическое отношение к самой культуре [15].
По мнению В.Э. Тамарина и В.А. Сластенина, экологическая культура – это проявление целостной культуры человека, которое опирается, с одной стороны, на опыт взаимодействия природы и социума, а с другой – представляет собой сложную сумму инновационных нравственных отношений человека к окружающей природной средой.
Достаточно известные ученые П. Симонова и М.В. Машарина в своих трудах считают, что основными доминирующими аспектами понятия «экологическая культура» в настоящее время стали: заинтересованность к окружающей природной среде; элементарные познания о природных факторах, путях защиты природы; высоконравственные и художественные чувства по отношению к ней; адекватная природоохранная деятельность; мотивация, которая определяет деятельность людей в окружающей среде [16].
Значительно увеличивает границы этого термина Е.В. Асафова, которая пишет, что «экологическая культура – это одна из характеристик личности, показывает деятельность и итог развития экологического сознания личности» [17].
Огромное количество понятий «экологическая культура» в литературе поставила нас перед необходимостью классифицировать их в 6 моделей: эколого-биологическая, социальная, философская, этно-педагогическая, эколого-социальная, интегративная (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Классификация моделей экологической культуры
- Эколого-биологическая модель – рассматривает экологическую культуру как освоение личностью знаний об окружающей среде, ее закономерностях, природоохранной деятельности в ней людей, о современных глобальных проблемах и способах выхода из них.
- Социальная модель – в понятия экологической культуры включаются социальные признаки, которые рассматривают ее как границу всей культуры в целом и показатель разумного природопользования в конкретном определенном обществе.
- Философская модель – предполагает определения экологической культуры, которые содержат лишь философские признаки и характеристики и рассматривают ее как новый тип культуры с переосмысленными ценностями.
- Этно-педагогическая модель – в понятия включаются этнические и педагогические признаки, которые рассматриваются в единстве. Согласно данной модели экологическая культура – это определенные взаимоотношения между собой культуры, менталитета, традиций, обычаев, обрядов, праздников и т.д.
- Эколого-социальная модель – в понятия экологической культуры включаются экологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве. Экологическая культура охватывает сферу отношений человека и социума к природной окружающей среде, являясь способом оптимизации деятельности людей.
- Интегративная модель – включает в себя множество признаков: экологических, биологических, социальных, философских, этно-педагогических.
Рассмотрев множество определений термина «экологическая культура», мы решили, что все они характеризуют «экологическую культуру» лишь частично, односторонне. Поэтому при разработке определения данного термина нужно исходить из интегративных свойств и признаков. За основу нами взят системообразующий признак, то есть целую концепцию базовых общечеловеческих потребностей. Это дает возможность нам положить в суть данного подхода то, что он включает в себя мысль неразделимости образования и воспитания, и считающей, что все изучаемые научные курсы – это есть не что иное, как идеи описания взаимодействия окружающей среды – техники – индивида – общества [18; 19].
Нами разработана авторская трактовка понятия «экологическая культура» на основе десмоэкологического подхода, которая предполагает, что экологической культура – это устойчивое, стабильное, адекватное состояние человека, возникающее в результате формирования в равном соотношении экологического сознания, экологического воспитания и экологических знаний человека.
Рассмотренный выше подход опирается на теории образования и воспитания. Десмоэкология является основным, доминирующим способом организации объединения экологического знания и практической деятельности, сосредотачивает в себе весь круг экологических исследований, на основе которых впоследствии разрабатывается программа улучшения и развития глобального взаимодействия.
Фундаментальной основой разработанного нами подхода стал термин «ноосфера». В нем А.Г. Бусыгин объединил труды знаменитого ученого В.И. Вернадского и философа П. Тейяр де Шардена. В результате под термином «ноосфера» мы понимаем итог объединения жизнедеятельности социума, который отличается первоочередностью экологического благополучия и здоровья как одной из доминирующих ценностей в Жизни [18].
Как наука десмоэкология изначально была изучена на самоочевидной, аксиоматичной основе. В основе данной науки находятся также и 7 постулатов, без которых не может существовать данная отрасль знаний. В десмоэкологии постулаты – это есть не что иное, как условия, тезисы, вытекающие из аксиологической теории:
- Человеческому существованию угрожает глобальный экологический кризис.
- Выход социума заключается в формировании его экологоцентрического мышления и сохранении сути глобальной живой регуляции всей природы.
- Главными, доминирующими достоинствами человека являются жизнь, здоровье и экологическое благополучие.
- Живая и неживая природа – это «близнецы».
- Всё, что нас окружает, связано между собой и со всеми.
- Погрешности педагогов увеличиваются в обучающихся.
- Общественный интеллект необходим так же, как и интеллект концептуальный [19].
Основная мысль в научной теории «десмоэкологии» – это, прежде всего, систематизация знаний, умений, навыков (то есть умений, отработанных до автоматизма), положительных качеств людей, а также объединение сил всех научных дисциплин. Каждая отдельная дисциплина имеет свои гипотезы, язык, тезисы, антитезисы.
Подробно изучив все педагогические, методологические теории, мы пришли к выводу, что десмоэкологический подход на данный период времени стал самым актуальным, изученным, часто используемым для формирования новой, интересной, современной, ноосферной системы образования и воспитания молодежи, и решили применить этот подход для того, чтобы сформировать экологическую культуру студентов педагогического университета.
С целью развития совокупности инновационных идеологических взглядов на современные земные затруднения социума, основная доминирующая задача воспитания и образования обязана опираться на базе систематизации научных знаний и умений.
С целью решения данного вопроса мы создали «эталон» интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя», которая выключала в себя три блока (компонента):
– когнитивный, включающий в себя совокупность современных знаний, умений по экологии и рациональному природопользованию, знание основных гипотез, норм и правил, законов, положений, документов в области защиты и охраны окружающей среды, экологическое самообразование и самовоспитание;
– мотивационно-ценностный, рассматривающий восприятие, истолкование ценности природной среды и ее единства с человеком, ответственность за состояние, сохранение и разнообразие окружающей природы;
– эмоционально-деятельностный, включающий в себя практическую природоохранную деятельность, гуманное поведения в природе, навыки разработки мониторинга экологических последствий человеческой деятельности, использование теоретических знаний в профессиональной деятельности студентов (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Формы и компоненты экологической культуры студента
Все вышеперечисленные блоки системно связаны и находятся в интегративном единстве. Модель интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя» представлена на рис. 3.
Рисунок 3 – Модель интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя»
Разработанный нами интегративный курс включал в себя ряд учебных экологических проектов («Мониторинг окружающей среды г.о. Самара», «Эколого-социальная проблема бездомных животных в городе Самара», «Сквер моей мечты», «Бытовые отходы и проблема их утилизации», «Шумовое загрязнение г.о. Самара и борьба с ним», «Экологические риски города Самары» и др.), экологические экскурсии («Разнообразие древесных растений на территории г. Самары», «Сезонные изменения в жизни растений и животных», «Разнообразие растительного и животного мира Самарской области», «Экологическая тропа» и др.), дидактические игры («Зеленый университет», «Экология и мы», «Давай поможем природе вместе!» и др.), квесты («Вместе спасем нашу Землю», «Экологическое ориентирование» и др.), а также лекционные занятия («Сущность понятия "экологическая культура"», «Структура, функции и основные компоненты экологической культуры», «Правовые аспекты экологической культуры», «Основы природоохранной деятельности», «Основы рационального природопользования», «Экологическое самообразование», «Охрана окружающей среды» и др.), семинарские занятия («Десмоэкологическая концепция экологической культуры», «Ноосферные нормы поведения людей нашей планеты,», «Классические модели категории понятия «экологическая культура», «Антиэкологические поступки и их влияние на природную среду», «Ноосферная концепция здоровья здорового человека», «Глобальный экологический кризис» и др.), а также ряд круглых столов и научно-практическая конференция.
Кроме того, нами разработан также учебно-тематический план интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя» (см. табл. 1).
Таблица 1 – Учебно-тематический план интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя»
№ | Название блока (компонента) | Количество часов лекций | Количество часов семинарских занятий | Количество часов всего |
1 | Когнитивный | 4 | 6 | 10 |
2 | Эмоционально-деятельностный | 6 | 8 | 14 |
3 | Мотивационно-ценностный | 4 | 8 | 12 |
| Итого: | 14 | 22 | 36 |
Следовательно, рассмотрение значения термина «экологическая культура» в настоящее время опирается на колоссальном теоретическом и эмпирическом материале, который был накоплен в разнообразных областях научного познания. На базе представлений об экологической культуре личности лежит совокупность взглядов о природе взаимосвязи человека с природой, которая определяется историей социума, суммой положительного навыка коммуникации с окружающей природной средой, формированием производственной мощи социума, а кроме того и целями, стоящими перед современным обществом. Совершенствование экологической культуры, как правило, должно изучаться, во-первых, с позиций социума, а во-вторых, с позиции самой личности. Сама экологическая культура общества динамична и очень подвержена изменениям в зависимости от определенных требований к условиям существования. Индивидуальная экологическая культура – это итог воспитательных влияний социальной среды. Большинство ученых считает, что экологическая культура личности невозможна без ее практического отношения к реальности, образующегося на базе коллективных усилий педагогов и студентов.
Об авторах
Александр Георгиевич Бусыгин
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: busygin@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараЕлена Владимировна Лизунова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: lizunova@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараЛидия Васильевна Вершинина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: vershinina@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков
Россия, СамараВалерия Витальевна Бондарева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bondareva@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, СамараСписок литературы
- Краткий психологический словарь – хрестоматия / сост. Б.М. Петров; под ред. проф. К.К. Платонова. М.: Высшая школа, 2004. 134 с.
- Алексеева Е.В. Формирование универсальных учебных действий средствами экологического образования школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 101–103.
- Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция школьника как цель обучения // Экология и жизнь. 2009. № 10. С. 36–41.
- Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 169 с.
- Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 25 с.
- Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 12–15.
- Мартыненко А.Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» // Педагогический журнал. 2011. № 1. С. 20–32.
- Кашлев С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. 99 с.
- Фролова А.Ю. Природоохранные акции как средство экологического воспитания учащихся: опыт проведения // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 247–249.
- Метлина И.А. Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 109–111.
- Ладилова Н.Н. Деловые игры как средство обучения экологическому мышлению // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 203–207.
- Максаковский В.П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся // Педагогика. 1997. № 5. С. 56–58.
- Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. № 6. С. 31–36.
- Липин С.А. Человек глазами природы: монография. М.: Сов. писатель, 1985. 321 с.
- Хусаинов З.А. Теоретические основы игр в формировании экологической культуры детей // Применение дидактических игр на уроках: метод. разработки / сост. В.А. Шарипова, И.А. Вахитова. Казань: ТГГПУ, 2006. С. 58–63.
- Машарина М.В. Регионализм как основной принцип отбора содержания программы «Экологическая мозаика» (формирование основ экологической культуры у дошкольников) // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: мат-лы первой интернет-конф. студентов пед. колледжей и училищ России, одиннадцатой студ. науч. конф. и шестых междунар. пед. чтений: сб. докл. и тез. Архангельск: Изд-во «Кира», 2004. 444 с.
- Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов. Отчеты о научно-исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)» // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / под ред. В.И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. С. 157–176.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология. Книга первая: теория образования для устойчивого развития. 2-е изд., испр. и доп. Ульяновск: Симбирская книга, 2003. 199 с.
- Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Спираль потребностей как основа здоровья здорового человека, или Строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «Пирамиду потребностей Маслоу»? // Психология обучения и воспитания. Учёные записки кафедры психологии: сб. ст. Т. 1. Самара: Изд-во СГПУ – СНЦ РАН, 2004. С. 5–25.
