Desmoecological approach to ecological culture formation during professional training of pedagogical university students

Cover Page

Cite item

Abstract

Modern humanity lives in the era of the third millennium, in a period of a huge number of global environmental problems. The majority of environmental scientists attribute the low level of ecological culture of the individual and society as a whole to the main cause of the global environmental crisis. Currently, environmental security has become a dominant element of the national security doctrine. The term «ecological culture» itself considers an individual to be a subject of public relations and relations, introduces it into various types of activity interaction between society and nature, due to certain reasons that are associated with technology, exchange and consumption, with the attitude to property, as well as with certain norms, rules, laws, services, codes, etc. Analyzing the works of scientists and the experience of interaction between the environment and society, ecological culture includes a great potential, is the guiding force of the scientific and technological revolution. It is the teacher who plays a central function in the development of the ecological culture of youth. During the training sessions and during extracurricular hours, teachers should form a complex of scientific knowledge, worldviews, and ideas among students that the global environmental crisis, which may soon turn into an environmental catastrophe, poses a huge danger to all mankind. These phenomena can be prevented only with the help of targeted environmental protection activities. Environmental protection activities include a set of environmental knowledge, skills and abilities that students can master in the process of special education and training in an educational institution (school, vocational school, university). It is necessary to have a reliable level of elementary ecological concepts from an early age, and this suggests that the teacher must be sufficiently competent in this matter. He or she must have the skills to apply theoretical knowledge in practice and develop this skill among students. But as practice shows, in most cases, teachers themselves are not yet ready to implement this function. This is manifested in the fact that they do not have enough skills to adequately assess the state of the modern natural environment, to carry out environmental protection activities. This paper substantiates the effectiveness of the desmoecological approach aimed at ecological culture formation among pedagogical university students. The authors defined the content of the conceptual and terminological composition of the pedagogical categories «ecological culture» and «desmoecological approach», developed a model of the integrative course «Ecological culture of the future teacher».

Full Text

В Российской Федерации экологические знания остро востребованы. Нашей стране необходимо крупное экологическое и информационное основание, основным предназначением которого является формирование экологической культуры не только отдельного индивида, но и общества в целом. Экологическая культура способствует реализации экологических мировоззрений и достижению экологической безопасности региона, станы, мира в целом.

Степень овладения экологическими знаниями, умениями и навыками показывает уровень экологической культуры индивида. Сегодня доминирующая цель развития экологической культуры перекладывается на саму систему образования и воспитания [1, с. 15–17].

Анализ исследований педагогов, методистов, экологов, социологов, философов, изучавших вопрос формирования и развития экологической культуры обучающихся (Е.В. Алексеева [2], А.Н. Захлебный [3], Ю.Л. Хотунцев [4], С.В. Аниськин [5], Н.М. Мамедов [6], А.Г. Мартыненко [7], С.С. Кашлев [8], А.Ю. Фролова [9], И.А. Метлина [10], Н.Н. Ладилова [11] и др.), позволил сделать вывод, что данный феномен недостаточно изучен в теории и практике педагогической науки.

Изучение сущности понятия «экологическая культура» сегодня базируется на достаточном теоретическом и эмпирическом материале, который был накоплен в разных областях научного знания.

В настоящее время существует достаточно много трактовок понятия «экологической культуры». Например, по В.П. Максаковскому, «экологическая культура – это универсальное междисциплинарное понятие, которое определяет маршрут социальной деятельности с целью сохранения природных условий, необходимых для жизнедеятельности людей» [12].

А.А. Вербицкий, проанализировав значение термина «экологическая культура», считает необходимым уделять внимание готовности и способности отдельного индивида к активным, адекватным, природоохранным, экологическим действиям. «Экологическая культура – это совокупность умений взаимодействия человека с природой, обеспечивающая формирование индивида и определяющаяся в форме теоретических знаний и практической экологически деятельности» [13].

В понимании философа С.А. Липина, «экологическая культура человека – результат воспитывающих воздействий общественной среды, а также и психолого-педагогических влияний всех социальных институтов. Под экологической культурой понимается гуманистическая культура, а уровень экологических взаимоотношений определяется жизнью. Необходимо формирование социального и индивидуального экологического сознания. Глубокое изучение сущности понятия «экологическая культура» способствует рассмотрению главных составляющих компонентов культуры, включая деятельностный подход, анализируя социальные условия [14].

В своем диссертационном исследовании «Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников: этнопедагогический аспект» (2006) З.А. Хусаинов считает, что «экологическая культура включает в себя экологическое отношение к самой культуре [15].

По мнению В.Э. Тамарина и В.А. Сластенина, экологическая культура – это проявление целостной культуры человека, которое опирается, с одной стороны, на опыт взаимодействия природы и социума, а с другой – представляет собой сложную сумму инновационных нравственных отношений человека к окружающей природной средой.

Достаточно известные ученые П. Симонова и М.В. Машарина в своих трудах считают, что основными доминирующими аспектами понятия «экологическая культура» в настоящее время стали: заинтересованность к окружающей природной среде; элементарные познания о природных факторах, путях защиты природы; высоконравственные и художественные чувства по отношению к ней; адекватная природоохранная деятельность; мотивация, которая определяет деятельность людей в окружающей среде [16].

Значительно увеличивает границы этого термина Е.В. Асафова, которая пишет, что «экологическая культура – это одна из характеристик личности, показывает деятельность и итог развития экологического сознания личности» [17].

Огромное количество понятий «экологическая культура» в литературе поставила нас перед необходимостью классифицировать их в 6 моделей: эколого-биологическая, социальная, философская, этно-педагогическая, эколого-социальная, интегративная (см. рис. 1).

 

Рисунок 1 – Классификация моделей экологической культуры

 

  1. Эколого-биологическая модель – рассматривает экологическую культуру как освоение личностью знаний об окружающей среде, ее закономерностях, природоохранной деятельности в ней людей, о современных глобальных проблемах и способах выхода из них.
  2. Социальная модель – в понятия экологической культуры включаются социальные признаки, которые рассматривают ее как границу всей культуры в целом и показатель разумного природопользования в конкретном определенном обществе.
  3. Философская модель – предполагает определения экологической культуры, которые содержат лишь философские признаки и характеристики и рассматривают ее как новый тип культуры с переосмысленными ценностями.
  4. Этно-педагогическая модель – в понятия включаются этнические и педагогические признаки, которые рассматриваются в единстве. Согласно данной модели экологическая культура – это определенные взаимоотношения между собой культуры, менталитета, традиций, обычаев, обрядов, праздников и т.д.
  5. Эколого-социальная модель – в понятия экологической культуры включаются экологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве. Экологическая культура охватывает сферу отношений человека и социума к природной окружающей среде, являясь способом оптимизации деятельности людей.
  6. Интегративная модель – включает в себя множество признаков: экологических, биологических, социальных, философских, этно-педагогических.

Рассмотрев множество определений термина «экологическая культура», мы решили, что все они характеризуют «экологическую культуру» лишь частично, односторонне. Поэтому при разработке определения данного термина нужно исходить из интегративных свойств и признаков. За основу нами взят системообразующий признак, то есть целую концепцию базовых общечеловеческих потребностей. Это дает возможность нам положить в суть данного подхода то, что он включает в себя мысль неразделимости образования и воспитания, и считающей, что все изучаемые научные курсы – это есть не что иное, как идеи описания взаимодействия окружающей среды – техники – индивида – общества [18; 19].

Нами разработана авторская трактовка понятия «экологическая культура» на основе десмоэкологического подхода, которая предполагает, что экологической культура – это устойчивое, стабильное, адекватное состояние человека, возникающее в результате формирования в равном соотношении экологического сознания, экологического воспитания и экологических знаний человека.

Рассмотренный выше подход опирается на теории образования и воспитания. Десмоэкология является основным, доминирующим способом организации объединения экологического знания и практической деятельности, сосредотачивает в себе весь круг экологических исследований, на основе которых впоследствии разрабатывается программа улучшения и развития глобального взаимодействия.

Фундаментальной основой разработанного нами подхода стал термин «ноосфера». В нем А.Г. Бусыгин объединил труды знаменитого ученого В.И. Вернадского и философа П. Тейяр де Шардена. В результате под термином «ноосфера» мы понимаем итог объединения жизнедеятельности социума, который отличается первоочередностью экологического благополучия и здоровья как одной из доминирующих ценностей в Жизни [18].

Как наука десмоэкология изначально была изучена на самоочевидной, аксиоматичной основе. В основе данной науки находятся также и 7 постулатов, без которых не может существовать данная отрасль знаний. В десмоэкологии постулаты – это есть не что иное, как условия, тезисы, вытекающие из аксиологической теории:

  1. Человеческому существованию угрожает глобальный экологический кризис.
  2. Выход социума заключается в формировании его экологоцентрического мышления и сохранении сути глобальной живой регуляции всей природы.
  3. Главными, доминирующими достоинствами человека являются жизнь, здоровье и экологическое благополучие.
  4. Живая и неживая природа – это «близнецы».
  5. Всё, что нас окружает, связано между собой и со всеми.
  6. Погрешности педагогов увеличиваются в обучающихся.
  7. Общественный интеллект необходим так же, как и интеллект концептуальный [19].

Основная мысль в научной теории «десмоэкологии» – это, прежде всего, систематизация знаний, умений, навыков (то есть умений, отработанных до автоматизма), положительных качеств людей, а также объединение сил всех научных дисциплин. Каждая отдельная дисциплина имеет свои гипотезы, язык, тезисы, антитезисы.

Подробно изучив все педагогические, методологические теории, мы пришли к выводу, что десмоэкологический подход на данный период времени стал самым актуальным, изученным, часто используемым для формирования новой, интересной, современной, ноосферной системы образования и воспитания молодежи, и решили применить этот подход для того, чтобы сформировать экологическую культуру студентов педагогического университета.

С целью развития совокупности инновационных идеологических взглядов на современные земные затруднения социума, основная доминирующая задача воспитания и образования обязана опираться на базе систематизации научных знаний и умений.

С целью решения данного вопроса мы создали «эталон» интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя», которая выключала в себя три блока (компонента):

– когнитивный, включающий в себя совокупность современных знаний, умений по экологии и рациональному природопользованию, знание основных гипотез, норм и правил, законов, положений, документов в области защиты и охраны окружающей среды, экологическое самообразование и самовоспитание;

– мотивационно-ценностный, рассматривающий восприятие, истолкование ценности природной среды и ее единства с человеком, ответственность за состояние, сохранение и разнообразие окружающей природы;

– эмоционально-деятельностный, включающий в себя практическую природоохранную деятельность, гуманное поведения в природе, навыки разработки мониторинга экологических последствий человеческой деятельности, использование теоретических знаний в профессиональной деятельности студентов (см. рис. 2).

 

Рисунок 2 – Формы и компоненты экологической культуры студента

 

Все вышеперечисленные блоки системно связаны и находятся в интегративном единстве. Модель интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя» представлена на рис. 3.

 

Рисунок 3 – Модель интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя»

 

Разработанный нами интегративный курс включал в себя ряд учебных экологических проектов («Мониторинг окружающей среды г.о. Самара», «Эколого-социальная проблема бездомных животных в городе Самара», «Сквер моей мечты», «Бытовые отходы и проблема их утилизации», «Шумовое загрязнение г.о. Самара и борьба с ним», «Экологические риски города Самары» и др.), экологические экскурсии («Разнообразие древесных растений на территории г. Самары», «Сезонные изменения в жизни растений и животных», «Разнообразие растительного и животного мира Самарской области», «Экологическая тропа» и др.), дидактические игры («Зеленый университет», «Экология и мы», «Давай поможем природе вместе!» и др.), квесты («Вместе спасем нашу Землю», «Экологическое ориентирование» и др.), а также лекционные занятия («Сущность понятия "экологическая культура"», «Структура, функции и основные компоненты экологической культуры», «Правовые аспекты экологической культуры», «Основы природоохранной деятельности», «Основы рационального природопользования», «Экологическое самообразование», «Охрана окружающей среды» и др.), семинарские занятия («Десмоэкологическая концепция экологической культуры», «Ноосферные нормы поведения людей нашей планеты,», «Классические модели категории понятия «экологическая культура», «Антиэкологические поступки и их влияние на природную среду», «Ноосферная концепция здоровья здорового человека», «Глобальный экологический кризис» и др.), а также ряд круглых столов и научно-практическая конференция.

Кроме того, нами разработан также учебно-тематический план интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя» (см. табл. 1).

 

Таблица 1 – Учебно-тематический план интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя»

Название блока (компонента)

Количество часов лекций

Количество часов семинарских занятий

Количество часов всего

1

Когнитивный

4

6

10

2

Эмоционально-деятельностный

6

8

14

3

Мотивационно-ценностный

4

8

12

 

Итого:

14

22

36

 

Следовательно, рассмотрение значения термина «экологическая культура» в настоящее время опирается на колоссальном теоретическом и эмпирическом материале, который был накоплен в разнообразных областях научного познания. На базе представлений об экологической культуре личности лежит совокупность взглядов о природе взаимосвязи человека с природой, которая определяется историей социума, суммой положительного навыка коммуникации с окружающей природной средой, формированием производственной мощи социума, а кроме того и целями, стоящими перед современным обществом. Совершенствование экологической культуры, как правило, должно изучаться, во-первых, с позиций социума, а во-вторых, с позиции самой личности. Сама экологическая культура общества динамична и очень подвержена изменениям в зависимости от определенных требований к условиям существования. Индивидуальная экологическая культура – это итог воспитательных влияний социальной среды. Большинство ученых считает, что экологическая культура личности невозможна без ее практического отношения к реальности, образующегося на базе коллективных усилий педагогов и студентов.

×

About the authors

Aleksandr Georgievich Busygin

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: busygin@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

Elena Vladimirovna Lizunova

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: lizunova@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Biology, Ecology and Methods of Teaching Department

Russian Federation, Samara

Lidiya Vasilievna Vershinina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: vershinina@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Foreign Languages Department

Russian Federation, Samara

Valeriya Vitalievna Bondareva

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: bondareva@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Краткий психологический словарь – хрестоматия / сост. Б.М. Петров; под ред. проф. К.К. Платонова. М.: Высшая школа, 2004. 134 с.
  2. Алексеева Е.В. Формирование универсальных учебных действий средствами экологического образования школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 101–103.
  3. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция школьника как цель обучения // Экология и жизнь. 2009. № 10. С. 36–41.
  4. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 169 с.
  5. Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 25 с.
  6. Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 12–15.
  7. Мартыненко А.Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» // Педагогический журнал. 2011. № 1. С. 20–32.
  8. Кашлев С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. 99 с.
  9. Фролова А.Ю. Природоохранные акции как средство экологического воспитания учащихся: опыт проведения // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 247–249.
  10. Метлина И.А. Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 109–111.
  11. Ладилова Н.Н. Деловые игры как средство обучения экологическому мышлению // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 203–207.
  12. Максаковский В.П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся // Педагогика. 1997. № 5. С. 56–58.
  13. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. № 6. С. 31–36.
  14. Липин С.А. Человек глазами природы: монография. М.: Сов. писатель, 1985. 321 с.
  15. Хусаинов З.А. Теоретические основы игр в формировании экологической культуры детей // Применение дидактических игр на уроках: метод. разработки / сост. В.А. Шарипова, И.А. Вахитова. Казань: ТГГПУ, 2006. С. 58–63.
  16. Машарина М.В. Регионализм как основной принцип отбора содержания программы «Экологическая мозаика» (формирование основ экологической культуры у дошкольников) // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: мат-лы первой интернет-конф. студентов пед. колледжей и училищ России, одиннадцатой студ. науч. конф. и шестых междунар. пед. чтений: сб. докл. и тез. Архангельск: Изд-во «Кира», 2004. 444 с.
  17. Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов. Отчеты о научно-исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)» // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / под ред. В.И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. С. 157–176.
  18. Бусыгин А.Г. Десмоэкология. Книга первая: теория образования для устойчивого развития. 2-е изд., испр. и доп. Ульяновск: Симбирская книга, 2003. 199 с.
  19. Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Спираль потребностей как основа здоровья здорового человека, или Строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «Пирамиду потребностей Маслоу»? // Психология обучения и воспитания. Учёные записки кафедры психологии: сб. ст. Т. 1. Самара: Изд-во СГПУ – СНЦ РАН, 2004. С. 5–25.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 - Classification of models of ecological culture

Download (89KB)
2. Figure 2 - Forms and components of the student's ecological culture

Download (58KB)
3. Figure 3 - Model of the integrative course "Ecological culture of the future teacher"

Download (74KB)

Copyright (c) 2021 Busygin A.G., Lizunova E.V., Vershinina L.V., Bondareva V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies