Информационная компетенция в структуре цифровой культуры студентов СПО
- Авторы: Мельников М.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
- Страницы: 189-193
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/689234
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025142308
- ID: 689234
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается сущность и роль информационной компетенции в структуре цифровой культуры студентов среднего профессионального образования (СПО). Актуальность проблемы обусловлена быстрым развитием цифровых технологий, что предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов для современной экономики и общества. Проведен анализ научных подходов к определению понятий «информационная компетенция» и «информационная компетентность», показаны отличия данных понятий и раскрыта динамика их развития в педагогической науке. Описана структура цифровой культуры студентов СПО, включающая когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, коммуникативный, инструментальный, морально-этический и рефлексивный компоненты. Обосновано, что информационная компетенция не выделяется в структуре цифровой культуры как отдельный компонент, а пронизывает все компоненты цифровой культуры, проявляясь в каждом из них и выступая системообразующим звеном, интегрирующим их в целостное образование. Подчеркивается, что формирование информационной компетенции способствует развитию у студентов самостоятельности, ответственности, критического мышления, способности к адаптации и профессиональному росту в условиях цифрового общества. Сделан вывод о необходимости системного подхода к развитию цифровой культуры студентов СПО, при котором информационная компетенция становится ключевым фактором успешной образовательной и профессиональной деятельности выпускников.
Полный текст
Современная эпоха характеризуется стремительным распространением информационных технологий и массовых средств коммуникации, что кардинально изменяет условия жизни, труда и образования человека. В таких условиях умение оперативно находить, критически оценивать и эффективно использовать информацию становится ключевым навыком, определяющим уровень компетентности и конкурентоспособности личности. Учитывая данный факт, можно утверждать, что одним из важных критериев готовности выпускника вуза, колледжа к трудовой деятельности и социальной интеграции становится уровень развитости у него цифровой культуры. Студенты, обладающие высоким уровнем цифровой культуры, способны эффективно адаптироваться к быстро меняющейся образовательной и производственной среде, использовать инновационные методы труда и принимать обоснованные решения на основе грамотного анализа разнообразной информации. Цифровая культура обеспечивает студентам способность ориентироваться в многообразии информационных потоков, пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, организовывать поиск информации и обрабатывать ее с учетом требований достоверности и актуальности, что содействует развитию самостоятельности и ответственности студента за собственное образование и профессиональный рост. Все сказанное одинаково актуально и для студентов вузов, и для студентов колледжей.
Обратимся к среднему профессиональному образованию, которое призвано не только передавать профессиональные знания и навыки, но и формировать у студентов умение осознанно работать с информацией как ресурсом, необходимым для решения профессиональных задач, развития творческого потенциала и принятия обоснованных решений. Кроме того, образовательный процесс в учреждениях СПО все активнее интегрирует цифровые образовательные ресурсы и педагогические технологии, основанные на информационных технологиях, что обеспечивает повышение качества обучения, а также способствует развитию навыков коллективной работы, критического мышления и творческого подхода к решению профессиональных задач. Формирование цифровой культуры в таких условиях требует системного подхода, включающего развитие не только технических умений, но и ценностных ориентиров, этических норм и мотивации к непрерывному совершенствованию.
Таким образом, формирование цифровой культуры у студентов СПО является неотъемлемой частью модернизации образования, направленной на подготовку квалифицированных специалистов, способных успешно функционировать в условиях цифровой экономики и информационного общества. Этот процесс способствует развитию их профессиональной компетентности, социальной ответственности и готовности к постоянному обновлению знаний и навыков, что является ключевым требованием современного рынка труда и общества в целом.
Мы рассмотрели научные статьи, посвященные различным аспектам цифровой культуры [1–12], что позволило определить цифровую культуру студента СПО как интегративное качество личности, объединяющее мотивацию, знания, практические умения, коммуникативные и этические нормы, что обеспечивает успешное и безопасное функционирование в цифровом образовательном пространстве и профессиональной деятельности в условиях цифрового общества.
Структура цифровой культуры студента СПО включает когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, коммуникативный, инструментальный, морально-этический и рефлексивный компоненты.
Так когнитивно-смысловой компонент включает знание алгоритмов работы с информацией, способов критического анализа и оценки достоверности цифрового контента, понимание принципов функционирования цифровых образовательных ресурсов и среды. Наполнение мотивационно-ценностного компонента образуют ценности, принимающие форму мотивов работы студента с информацией. Коммуникативный компонент цифровой культуры студента СПО сдержит умение эффективно строить рабочие и личные коммуникации в цифровой среде с использованием разнообразных программ и приложений, обеспечивая продуктивное взаимодействие в командах и проектах. Инструментальный компонент включает практические навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, способность эффективно использовать цифровые сервисы для поиска, обработки, создания и передачи информации, а также создавать авторский цифровой контент. Морально-этический компонент включает в себя совокупность принципов и норм, регулирующих ответственное и этичное поведение личности в цифровой среде. Рефлексивный компонент содержит умение адекватно оценивать свой уровень знаний, умений и навыков работы с цифровыми технологиями, умение самоконтроля и постановки целей по развитию цифровой культуры на основе самоанализа, то есть осознание своих сильных и слабых сторон, а также способность анализировать целесообразность и эффективность применения цифровых инструментов в профессиональной и образовательной деятельности, подводить итоги своей работы с ними, критически оценивать полученный результат.
Особое место в структуре цифровой культуры студента СПО занимает информационная компетенция. Мы не выделяем ее отдельным компонентом, так как она так или иначе находит отражение в каждом из компонентов цифровой культуры студентов, являясь системообразующим элементом, обеспечивающим целостность цифровой культуры через взаимосвязь ее компонентов.
Современные исследователи расходятся во мнениях касательно дефиниции «информационная компетенция». Наиболее дискуссионной проблемой является соотношение понятий «информационная компетенция» и «информационная компетентность». Контент-анализ данных понятий, осуществленный С.Ю. Ситниковой совместно с Л.В. Бурей, выявил наличие минимум двух «лагерей»: сторонников общности, синонимичности и взаимозаменяемости данных понятий, а также тех, кто акцентирует внимание на отличиях информационной компетентности и информационной компетенции [13].
Продемонстрируем генезис научных представлений о понятии «информационная компетенция» в отечественной педагогической науке (таблица 1).
Таблица 1 – Генезис научных представлений о понятии «информационная компетенция»
Год | Определение | Авторы |
2000 | Новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [14] | А.Л. Семенов |
2005 | Обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области [15] | А.Н. Завьялов |
2008 | Способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения [16] | М.Н. Евстигнеев, П.В. Сысоев |
2015 | Сложное системное образование, включающее в себя комплекс знаний о современных информационных технологиях и принципах их использования в образовательном процессе и в будущей профессиональной деятельности [17] | А.Ю. Курин, А.Н. Попов |
2018 | Сформированные при помощи реальных объектов и информационных технологий умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее [18] | Е.В. Фешина |
2021 | Многоуровневая категория, включающая совокупность знаний, умений и навыков в сфере информационной деятельности, которые формируются в ходе обучения информатике и самообразования в области информационных технологий [19] | А.Е. Поличка, Е.А. Гец |
Как можно заметить из таблицы, смысловая нагрузка исследуемого понятия со временем увеличивалась. И происходило это, в основном, по мере развития информационных технологий с последующей их интеграцией в жизнедеятельность общества. Требования в современном обществе к информационным компетенциям стремительно эволюционировали и возросли – от понимания информационной компетенции как разновидности грамотности до рассмотрения ее как сложной многоуровневой категории. Сегодня информационная компетенция – это не только знания, умения и навыки, связанные с информационными технологиями, но и способность их эффективно применять в профессиональной и бытовой среде. Тогда как информационная компетентность – базируется на ранее сформированном опыте во время обучения/профессиональной деятельности в сфере ИКТ, включая компетенции, а также включает в себя культурологические, психологические, социологические, коммуникационные составляющие.
Исходя из анализа генезиса научных представлений о понятии «информационная компетенция», мы солидарны с позицией Б.Х. Висаитовой касательно функций информационной компетенции [20]: 1) оценочная функция проявляется в навыках носителя принимать, оценивать, фильтровать информационные потоки для решения учебных, повседневных и профессиональных задач; 2) нормативная функция обеспечивает достижение поставленных целей с учетом моральных, этических норм студента, а также ответствен за соблюдение юридических норм и требований; 3) познавательная функция способствует процессу систематизации поступающих информационных потоков в знания для решения поставленной задачи, для принятия решения, а также обеспечивает личностное развитие и самосовершенствование студента; 4) коммуникативная функция создает условия для функционирования студента в информационном обществе, формирует и развивает коммуникативные навыки на базе различных программ и сред ИКТ. Отметим, что данные функции в определенной степени соотносятся со структурными компонентами цифровой культуры.
Основываясь на анализе генезиса научных представлений о понятии «информационная компетенция» и ее функций, обоснуем, каким образом информационная компетенция раскрывается и реализуется на каждом уровне компонентной структуры цифровой культуры студента СПО, объединяя ее компоненты и тем самым обеспечивая целостность цифровой культуры студента.
- Когнитивно-смысловой компонент. Информационная компетенция отражается здесь через освоение системы знаний о цифровой среде, принципах работы с информационно-коммуникационными технологиями, понимание значения информации в профессиональной и социальной сферах. На когнитивном уровне у студента формируется способность анализировать, критически осмысливать и интерпретировать информационные потоки, выделять смысл и значимость цифровых данных, что обеспечивает осознанное и содержательное использование информации для решения учебных и профессиональных задач. Таким образом, информационная компетенция проявляется как глубина и осмысленность владения информацией, ее понимание в профессиональном и культурном контексте.
- Мотивационно-ценностный компонент. На этом уровне информационная компетенция проявляется в осознании личной и профессиональной значимости владения современными информационными и цифровыми навыками. Стремление применять эти навыки для решения актуальных задач, готовность к самообразованию и принятию новых информационных вызовов свидетельствуют о мотивационной наполненности компетенции. Студент с развитой информационной компетенцией не только стремится к познанию, но и воспринимает информационно-коммуникационные технологии как ценностную основу будущей деятельности и личностного роста.
- Коммуникативный компонент. Информационная компетенция в этом контексте выражается в возможности эффективно обмениваться знаниями, взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса и профессионального сообщества с помощью цифровых инструментов и ресурсов. Она проявляется в умении правильно выбирать и использовать каналы коммуникации, создавать и интерпретировать цифровой контент, работать в команде, учитывая специфику цифрового этикета и особенностей сетевого общения. Таким образом, информационная компетенция обеспечивает успешное осуществление цифровой коммуникации и продуктивное участие в коллективной работе.
- Инструментальный компонент. В рамках данного компонента информационная компетенция воплощается наиболее явно: это владение практическими навыками поиска, сбора, обработки, систематизации, хранения и передачи информации с использованием современных цифровых средств и технологий. Компетентный студент способен осознанно выбирать цифровые инструменты в зависимости от поставленных задач, адаптироваться к изменяющимся техническим условиям, создавать и использовать цифровой контент в профессиональной и учебной среде. Инструментальная составляющая представляет собой ядро практической реализации информационной компетенции.
- Морально-этический компонент. В этом аспекте информационная компетенция выражается в осознании и соблюдении этических и правовых норм цифровой среды. Студент умеет отвечать за цифровое поведение, защищать персональные данные, уважать права других пользователей и авторское право, предотвращать распространение вредоносного контента и участвовать в формировании позитивной цифровой среды. Информационная компетенция предполагает не только технические и иные знания, но и умение применять их ответственно, руководствуясь этическими принципами.
- Рефлексивный компонент. В рефлексивном компоненте информационная компетенция проявляется в способности анализировать собственные информационные практики, оценивать степень эффективности использования цифровых инструментов, выявлять пробелы в знаниях и умениях, планировать свое развитие в области цифровой культуры. Студент осознанно стремится к самосовершенствованию, мотивирован на обновление компетенций и критическую оценку внутренних и внешних информационных вызовов.
Таким образом, информационная компетенция выступает системообразующим элементом структуры цифровой культуры студентов СПО, поскольку она интегрирует знания, умения, навыки и ценностные установки, необходимые для эффективного функционирования личности в цифровом информационном пространстве.
Во-первых, информационная компетенция является фундаментом для освоения и применения современных информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает практическую реализацию всех компонентов цифровой культуры и влияет на профессиональную готовность студента. Без формирования этой компетенции невозможна адекватная работа с информацией, критическое ее осмысление и использование в учебной и профессиональной деятельности.
Во-вторых, информационная компетенция связывает когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, коммуникативный, инструментальный, морально-этический и рефлексивный аспекты цифровой культуры, создавая единую систему, где каждый компонент дополняет и поддерживает друг друга. Она направляет мотивацию и ценностное отношение к информационной деятельности, обеспечивает эффективное взаимодействие и коммуникацию с использованием цифровых средств, регулирует морально-этическое поведение в цифровой среде и способствует развитию способности к самоанализу и профессиональному росту.
Таким образом, информационная компетенция выступает системообразующим элементом, который связывает компоненты цифровой культуры студентов СПО, обеспечивая ее целостность, устойчивость и адаптивность к динамично меняющимся требованиям информационного общества и профессиональной среды.
Об авторах
Максим Сергеевич Мельников
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mmschgk@mail.ru
аспирант кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного
Россия, СамараСписок литературы
- Гнатышина Е.В. Цифровая культура педагога в современной образовательной парадигме // Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде: сб. мат-лов II межвуз. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л.А. Григорович. М.: Московский институт психоанализа, 2022. С. 79–82.
- Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 46–54.
- Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т. 6, № 12. С. 67–78.
- Елькина Е.Е. Тенденции развития цифровой культуры в сетевом обществе: социально-философский анализ // Человек. Общество. Инклюзия. 2019. № 1 (37). С. 28–37.
- Новиков Д.О. Цифровая культура и цифровая грамотность личности как элементы личной, общественной и национальной безопасности: постановка проблемы // Вестник Прикамского социального института. 2025. № 1 (100). С. 129–139.
- Паньшин Б.Н. Цифровая культура: теория и практика // Наука и инновации. 2021. № 8 (222). С. 45–51.
- Прокудин Д.Е., Соколов Е.Г. «Цифровая культура» vs «аналоговая культура» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2013. № 4. С. 83–91.
- Ребко О.В. Цифровая культура будущих педагогов: результаты анализа и оценки // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании: сб. ст. III всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 17–18 ноября 2022 г. / под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 135–147.
- Ситникова С.Ю., Никулин А.А. Цифровая культура обучающегося как педагогический феномен // Гуманитарный подход в науке и технологиях: роль этики, морали и ценностей в формировании будущего человечества: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. (31 июля 2024 г.) / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: АПНИ, 2024. С. 32–35.
- Соколова Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3 (8). С. 6–10.
- Черных С.И., Паршиков В.И. Цифровая культура как гуманитарный феномен // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 601–607.
- Шишов С.Е., Кальней В.А. Цифровая культура и ее влияние на развитие личности: исторический контекст и современные вызовы // Гуманизация образования. 2025. № 1. С. 103–128.
- Ситникова С.Ю., Буря Л.В. Контент-анализ понятия информационная компетентность и компетенция: основные сходства и различия // Актуальные исследования. 2021. № 42 (69). С. 82–90.
- Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.
- Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2005. 17 с.
- Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // Язык и культура. 2008. № 4. С. 96–109.
- Курин А.Ю., Попов А.Н. Актуальность формирования информационной компетенции социального работника: основные понятия и обоснование // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 55–60.
- Фешина Е.В. Формирование информационных компетенций как фактор воспитания личностных качеств студентов вуза // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2018: матлы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20–23 августа 2018 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина, Г.В. Николаева, Н.С. Толстов. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 242–244.
- Поличка А.Е., Гец Е.А. Формирование информационно-адаптационной компетентности студентов в информационной образовательной среде медицинского вуза // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Ивановой. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. С. 355–361.
- Висаитова Б.Х. Свойства категории информационная компетентность // Наука, образование и культура. 2016. № 12 (15). С. 75–76.
Дополнительные файлы
