Энактивизм и развитие эпистемической культуры педагогов-психологов в магистратуре

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эпистемическая культура, основанная на принципах энактивизма, становится важным компонентом профессионального становления специалиста (выпускника программ психолого-педагогической магистратуры), позволяя педагогам-психологам не только интегрировать разнообразные знания и практики, но и активно участвовать в их формировании. В условиях глобальных изменений и вызовов, с которыми сталкивается современное общество, энактивизм становится важным инструментом для достижения качественного образования и подготовки будущих специалистов. В статье рассмотрена сущность современного энактивизма как философского направления и его значимость для развития эпистемической культуры педагогов-психологов, обучающихся в магистратуре; приведены постулаты (постулат о неразделимости субъекта и объекта; постулат о когнитивности как действии; постулат о коразвитии; постулат о воплощенности, или постулат о эмбодименте) и принципы (принцип когнитивного симбиоза; принцип конструирования знаний; принцип значимости опыта и взаимодействия; принцип динамичности знаний) энактивного подхода к проектированию и реализации образовательного процесса магистратуры. Автор делает вывод: энактивистская философия познания, будучи включенной в систему магистерской подготовки педагогов-психологов, способствует становлению их эпистемической культуры, характеризующейся рефлексивностью, креативностью, холистичностью, открытостью к диалогу, взаимодействию и сотрудничеству, что, в свою очередь, обеспечивает высокое качество психолого-педагогического сопровождения личности в условиях нарастающей сложности и неопределённости современного мира.

Полный текст

Современные социокультурные трансформации, связанные с ускорением темпов научно-технического прогресса и нарастанием сложности и неопределённости окружающей реальности, ставят перед системой высшего образования качественно новые вызовы. Особенно остро эта проблема проявляется в подготовке педагогов-психологов, чья профессиональная деятельность неразрывно связана с пониманием, поддержкой и развитием человека в условиях динамичных изменений [1].

Энактивизм как философская теория, ставящая под сомнение традиционные представления об объективном знании, когнитивных процессах и восприятии, привлёк внимание философов, психологов и педагогов. В своём основании энактивизм предполагает, что знание и познание не просто отражают внешнюю реальность, но активно создаются субъектами через взаимодействие с этой реальностью [2; 3].

В данной статье под эпистемической культурой педагогов-психологов (далее будет использована аббревиатура – ЭКпп) подразумевается их способность к рефлексии и осознанию различных способов познания и обучения, а также умение применять эти способы в психолого-педагогической практике. В этом контексте энактивизм предлагает инновационный подход к развитию данной культуры, особенно актуальный в условиях магистратуры, в образовательном процессе которой обучающиеся стремятся существенно обогатить своё понимание фундаментальных и прикладных основ психологии и педагогики.

Энактивизм акцентирует внимание на том, что обучение – это непрерывный процесс, который не заканчивается после завершения формального образования. Для педагогов-психологов это становится важным аспектом, так как они должны постоянно обновлять свои знания и адаптировать их в соответствии с меняющимися условиями.

Материалы статьи базируются на методологии энактивизма и энактивистского подхода. Энактивизм, корни которого уходят в работы 1990-х годов таких мыслителей, как Франсиско Варела и Эван Томпсон, основывается на тесной взаимосвязи восприятия, действия и окружающей среды. В основе энактивистского подхода лежат несколько ключевых постулатов: а) постулат о неразделимости субъекта и объекта (познающий субъект и познаваемый объект неразрывно связаны; процесс познания всегда контекстуален и зависит от действия и восприятия субъекта); б) постулат о когнитивности как действии (когниция – это не пассивное восприятие, а динамический процесс созидания; знание создаётся через активное взаимодействие познающего субъекта с окружающей средой); в) постулат о воплощенности, или постулат о эмбодименте (когнитивные процессы воплощены в теле и связаны с чувственным опытом, что позволяет учитывать физические, биопсихические, социальные, культурные и другие аспекты познания); г) постулат о коразвитии (познавательные способности субъекта и мир развиваются взаимозависимо). Являясь частью более широкой парадигмы воплощенного, укорененного и деятельностного познания, энактивизм открывает новые горизонты для трансформации эпистемической культуры педагогов-психологов в системе магистерской подготовки [4; 5].

Энактивизм может быть рассмотрен как новая форма конструктивизма, дополняющая и углубляющая его положения, поэтому в материалах статьи были учтены следующие позиции данной эволюции: а) в отличие от традиционного конструктивизма, энактивизм акцентирует внимание на воплощенности когнитивных процессов и утверждает, что познание неразрывно связано с телесным опытом, исследует, как психофизические и сенсорные аспекты влияют на наши знания и восприятие мира; б) конструктивизм обращает внимание на когнитивные структуры субъекта, а энактивизм дополняет это понимание идеей структурной когеренции между субъектом и миром; в энактивистском подходе познание рассматривается как коэпистемическая практика, где знание появляется через процессы социального взаимодействия, участия и умственного труда; в) конструктивизм в некоторой степени сохраняет дихотомию субъекта и объекта, тогда как энактивизм приводит идею к её логическому завершению, утверждая, что субъект познания и объект познания неразрывны и коразвиваются через постоянное взаимодействие [6; 7]. В отличие от более ранних версий конструктивизма, энактивизм, опираясь на достижения когнитивной нейробиологии, феноменологии и теории систем, существенно расширяет и углубляет представления о природе познания. Ключевым аспектом данного подхода выступает неразрывная связь когнитивных процессов, телесной укорененности и экзистенциального опыта человека. По сути, энактивизм предлагает такую трактовку познания, которая предполагает неотделимость субъекта от объекта, разума от тела, познания от действия. Знание в этом контексте возникает не в качестве отражения некоей внешней реальности, а как продукт интерактивного конструирования, укорененного в жизненном мире человека. Энактивизм подчеркивает важность динамического взаимодействия, что особенно важно для понимания обучения, образования и социальной когниции, открывает новые горизонты для исследований и практик междисциплинарного взаимодействия. Таким образом, энактивизм, развивая и углубляя конструктивистскую перспективу, открывает новые горизонты для понимания природы познания и его роли в человеческом бытии.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, ставят перед эпистемологией (философией познания) качественно новые вызовы. Классические представления о знании как об объективной, абстрактной сущности все в большей степени обнаруживают свою ограниченность и недостаточность для понимания сложных, нелинейных, укорененных в контексте процессов познания.

Современное общество сталкивается с множеством вызовов, требующих от педагогов-психологов гибкости, креативности и глубокого понимания динамики человеческого поведения. В ответ на эти вызовы развиваются различные концептуальные основания, среди которых заместителями традиционных моделей становятся новые парадигмы, такие как энактивизм (энактивистская философия познания). Данная философская и научная позиция открывает новые горизонты в понимании процесса обучения и взаимодействия в образовательной среде.

Ключевыми (онтодидактическими) положениями энактивистского подхода, имеющими методологическое значение для развития в условиях образовательного процесса магистратуры эпистемической культуры будущих педагогов-психологов, являются следующие: а) понимание знания не как объективной, абстрактной сущности, а как укорененной в телесном, эмоционально-чувственном, контекстуальном субъектно-деятельностном опыте человека; б) признание неразрывной связи познания, действия и переживания, обусловленной единством биологических, социокультурных и экзистенциальных измерений человеческого бытия; в) трактовка обучения и развития как процессов «сопряженной эволюции» индивида и его среды, предполагающих взаимное структурирование и порождение новых паттернов взаимодействия; г) рассмотрение познающего субъекта не как пассивного наблюдателя, а как активного агента, конструирующего и преобразующего реальность в процессе взаимодействия с ней; д) признание многообразия и равноценности различных «эпистемических стилей» или способов познания, осмысления и конструирования реальности.

Реализация данной энактивистской философской позиции в системе магистерской подготовки педагогов-психологов открывает ряд важных возможностей для развития их эпистемической культуры специалистов социономического профиля.

Во-первых, энактивистский подход стимулирует будущих специалистов к осознанию и рефлексии собственных познавательных установок, когнитивных паттернов и телесно-эмоциональных детерминант профессионального мышления, что создает условия для их трансформации, расширения познавательного горизонта и обогащения профессиональных компетенций.

Во-вторых, признание ключевой роли интерактивного, деятельностного взаимодействия человека со средой в процессе познания обусловливает необходимость развития у педагогов-психологов навыков конструирования развивающих образовательных сред, стимулирующих активность, творчество и самоорганизацию обучающихся.

В-третьих, многомерное понимание природы знания, включающее его эмоциональные, телесные и экзистенциальные аспекты, позволяет будущим специалистам более целостно и гуманистически осмыслять психолого-педагогическую реальность, выстраивая эмпатийные, экзистенциально-ориентированные отношения с клиентами.

В-четвертых, признание равноценности различных «эпистемических стилей» предполагает формирование у педагогов-психологов толерантности к множественности точек зрения, способности конструктивно работать в междисциплинарном профессиональном пространстве.

Таким образом, энактивистская философия познания, будучи включенной в систему магистерской подготовки педагогов-психологов, способствует становлению их эпистемической культуры, характеризующейся рефлексивностью, креативностью, холистичностью и открытостью к диалогу, что, в свою очередь, обеспечивает высокое качество психолого-педагогического сопровождения личности в условиях нарастающей сложности и неопределенности современного мира.

В рамках применения преподавателями университета в образовательном процессе магистратуры техник энактивизма у обучающихся развивается понимание важности интерактивных методик обучения, в которых ключевую роль играет взаимодействие между преподавателем и учеником, а также между самими учениками. Интерактивные проблемно-ориентированные упражнения и задания, ролевые игры, командные (в том числе и кейс-аналитические) формы учебной деятельности, групповые исследовательские полидисциплинарные проекты способствуют реализации энактивного подхода, который активирует (активизирует и актуализирует) значимость познавательной деятельности и стимулирует инновационное мышление обучающихся. Включение практико-ориентированных (профессионально-прикладных) мини-групповых (командных) проектных заданий в курсы магистратуры позволяет обучающимся работать в контексте реальных проблем психолого-педагогической деятельности, способствует ситуационно-контекстному и многоаспектному пониманию роли системности и междисциплинарности полученных знаний, развитию интерактивных социально- и научно-коммуникативных навыков [8; 9].

Энактивизм подчеркивает важность телесного опыта и чувственного восприятия для процесса обучения. В магистратуре это можно применять через практики, включающие движение, выражение эмоций и сенсорные занятия. Эти методики позволяют глубже понять, как телесные ощущения влияют на когнитивные процессы и восприятие знания.

В современном мире, где изменения происходят с неимоверной скоростью, способность адаптироваться к новым условиям и контекстам становится одним из ключевых факторов успеха. Энактивизм учит педагогов-психологов находить эффективные пути взаимодействия с различными формами знаний и применением новых стратегий в обучении, что актуально для магистерских программ.

Суть энактивизма заключается в создании условий для активного, субъектно-деятельностного познания, что способствует развитию критического мышления у обучающихся.

Эпистемическая культура педагогов-психологов – это целый слой профессиональных знаний, навыков и ценностей, который не только формирует их профессиональную идентичность, но и направляет их педагогическую и психологическую практику. Данная культура педагогов-психологов развивается в рамках взаимодействия различных точек зрения и аргументов [10–12]. Энактивизм подчеркивает, что знания – это не статичное состояние, а динамическая структура, постоянно эволюционирующая через взаимодействия. Педагоги-психологи должны быть открыты к новым идеям и готовы к изменениям, чтобы совершенствовать свою профессиональную практику.

Педагоги-психологи, ориентированные на энактивистскую парадигму, научаются ценить значимость контекста в познавательном процессе, что побуждает обучающихся в магистратуре к разработке методик, которые учитывают индивидуальные особенности клиентов, их социокультурный фон, конкретную образовательную (учебно-воспитательную) среду и др. Таким образом, знание обретает значимость только в контексте, а не абстрагировано от реальных жизненных обстоятельств, конкретных ситуаций жизнедеятельности [13–15].

Энактивизм акцентирует важность рефлексивного подхода к обучению. Магистранты могут развивать свои педагогические и психологические компетенции через постоянное оценивание и переосмысление своего опыта взаимодействия с учениками, воспитанниками (клиентами) и другими исследовательскими объектами. Рефлексия становится основой для создания нового знания через активное участие в учебно-познавательной и учебно-профессиональной практике. Магистранты могут вести рефлексивные дневники, в которых документируются, анализируются их собственные действия и решения в учебной практике. Также создание магистрантами своего учебно-профессионального и научно-исследовательского портфолио способствует развитию их рефлексивных навыков и поддерживает энактивный подход к обучению педагогов-психологов.

Проведение интерактивных проблемно-ориентированных семинаров, воркшопов, психолого-педагогических мастерских и мастер-классов с приглашенными высококвалифицированными педагогами-практиками и психологами-практиками, представителями научного психолого-педагогического сообщества, в рамках которых магистранты и профессионалы экспертного уровня совместно решают профессиональные, учебно-познавательные, научно-исследовательские проблемы, способствует развитию эмбодимент-подходов и научно-деловому взаимодействию, повышая эффективность обучения и вовлеченность обучающихся в образовательный процесс магистратуры.

Применение в образовательном процессе магистратуры постулата о эмбодименте может включать кинестетические и сенсорные методики, активно использующие телесные ощущения и движение. Например, различные формы телесно-ориентированных упражнений и арт-терапии могут помочь обучающимся понять, как физические ощущения и эмоциональные состояния влияют на когнитивные процессы и миропонимание.

Энактивизм предлагает видение познания как создания интегральных экосистем, где знания передаются и развиваются через сетевые взаимодействия и коллаборативные процессы. В образовательной среде магистратуры это выглядит как создание коллективных проектов, исследовательских групп и сетевых учебных платформ, где обучающиеся и преподаватели взаимодействуют для совместного создания и передачи знаний.

Применение энактивистских принципов в магистратуре способствует становлению педагога-психолога как рефлексивного практика, способного к динамическому и контекстному пониманию образовательных и психологических процессов. В конечном итоге, через внедрение энактивистского подхода мы можем воспитывать профессионалов, готовых к инновационным и адаптивным формам работы, глубоко понимающих сложные взаимодействия между знанием и когницией. Используя подходы энактивизма, магистратура может не только подготовить востребованных специалистов психолого-педагогического профиля, но и способствовать формированию и развитию у них более глубокой, устойчивой эпистемической культуры, способной сделать их конкурентноспособными на современном рынке труда.

Заключение

Стремительные социокультурные изменения, определяющие облик современного мира, предъявляют качественно новые требования к системе высшего образования, в том числе к подготовке специалистов в области психолого-педагогического профиля. Особенно остро эта проблема стоит в контексте магистерского образования педагогов-психологов, которые призваны обеспечивать сопровождение и развитие личности в условиях растущей неопределенности и комплексности окружающей реальности.

Энактивизм представляет собой мощный философский и методологический инструмент для развития эпистемической культуры педагогов-психологов, обучающихся в магистратуре; он акцентирует важность рефлексии, контекста (ситуативности и контекстуальности), интерактивности, телесного (биопсихофизиологического) опыта в ходе познания, делая учебно-познавательный, учебно-профессиональный процесс (процесс освоения новых знаний, умений) динамичным, субъектно-деятельностным, персонально-ориентированным, индивидуально-значимым для каждого магистранта.

Применение в магистратуре энактивистско-философского подхода позволяет сформировать у будущих педагогов и психологов интегративные, гибкие, адаптивные, метакогниции и компетенции, необходимые для успешной работы (профессиональной деятельности) в современном образовательном пространстве, а также позволяет магистрантам психолого-педагогического профиля глубже понять собственную учебно-познавательную и профессиональную практику, переосмыслить роль педагога (преподавателя) в учебно-воспитательном процессе, создать более динамичную, интерактивную образовательную среду для обмена опытом и знаниями, в которой разнообразные точки зрения могут быть услышаны и обсуждены.

Основными (дидактико-ориентированными) принципами энактивизма, которые следует учитывать в профессионально-образовательном процессе магистратуры для развития ЭКпп, являются: а) принцип когнитивного симбиоза (энактивизм подчеркивает симбиоз между организмом и окружающей средой; энактивный подход предполагает, что «знания» – это не только внутренние ментальные конструкции, но и результат взаимодействия индивида с контекстом, в котором он существует); б) принцип конструирования знаний (важнейшим аспектом энактивизма является представление о том, что знания создаются/конструируются индивидуумом, а не являются заранее заданными, что подкрепляет необходимость в активной роли обучающегося в учебном процессе и предписывает роль педагога как организатора и модератора этого процесса; вместо того чтобы быть носителем готовых знаний, педагог становится соучастником в создании знаний самим обучающимся); в) принцип значимости опыта и взаимодействия (знания не являются простым отражением реальности, а возникают из активного взаимодействия субъектов с объектами и другими субъектами, что означает: процесс познания подразумевает опыт, а не просто ассимиляцию, интериоризацию информации); г) принцип динамичности знаний (знания не статичны; они требуют постоянного обновления и переосмысления в зависимости от новых взаимодействий и контекстов).

В конечном итоге, энактивизм открывает новые горизонты для поливариантного и персонально-углубленного обучения в условиях высшей школы, способного подготовить профессионалов психолого-педагогического профиля к инновационной и продуктивной трудовой деятельности.

×

Об авторах

Татьяна Виталиевна Васильева

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tvvasilyeva87@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования

Россия, Москва

Список литературы

  1. Васильева Т.В., Банников В.А. О необходимости формирования в системе непрерывного профессионального образования эпистемической культуры у педагогов-психологов в условиях информатизации современного российского общества // Педагогический научный журнал. 2023. Т. 6, № 6. С. 23–28.
  2. Князева Е.Н. Энактивизм: концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 91–104.
  3. Hutto D.D. From radical enactivism to folk philosophy // The Philosophers’ Magazine. 2020. Iss. 88. P. 75–82. doi: 10.5840/tpm20208815.
  4. Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 352 с.
  5. Ополев П.В. Энактивизм как эпистемология наук о сложном // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2023. Т. 8, № 1. С. 118–126. doi: 10.25206/2542-0488-2023-8-1-118-126.
  6. Лебедев С.А., Назаров А.А. Конструктивистская концепция чувственного познания // Журнал философских исследований. 2022. Т. 8, № 1. С. 3–11.
  7. Черникова И.В., Черникова Д.В. Конструктивистские схемы в современной теории познания: эволюционный конструктивизм // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 42. С. 14–24. doi: 10.17223/1998863x/42/2.
  8. Coe R., Aloisi C., Higgins S., Major L.E. What makes great teaching? Review of the underpinning research. London: The Sutton Trust, 2014. 57 p.
  9. Nikitina N.I., Galkina T.E., Agronina N.I., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Personalized approach to professional development of «helping» professions specialists // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6, № 5 S4. P. 437–445.
  10. Васильева Т.В. Вариативные подходы к раскрытию сущности понятия «эпистемическая культура педагога-психолога» // Повышение качества профессиональной подготовки трудовых ресурсов: полипарадигмальный подход: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 28.03.2024 г.). Краснодар: Перспектива, 2024. С. 21–24.
  11. Вольхин С.Н., Никитина Н.И., Васильева Т.В. Антропологический подход к формированию эпистемической культуры педагогов-психологов в системе непрерывного профессионального образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 3 (37). С. 424–434. doi: 10.15350/2409-7616.2023.3.35.
  12. Antoniades A. Epistemic communities, epistemes and the construction of (world) politics // Global Society. 2003. Vol. 17, iss. 1. P. 21–38. doi: 10.1080/0953732032000053980.
  13. Рокмор Т. Постнеклассическая концепция науки В.С. Степина и эпистемологический конструктивизм // Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В.С. Степина. М.: Канон+, 2004. С. 248–260.
  14. Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2009. 25 с.
  15. Конструктивизм в теории познания / отв. ред. В.А. Лекторский. М.: ИФ РАН, 2008. 171 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Васильева Т.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.