Enactivism and the development of epistemic culture of educational psychologists in the master's program
- Authors: Vasilyeva T.V.1
-
Affiliations:
- Moscow City University
- Issue: Vol 13, No 2 (2024)
- Pages: 166-170
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/642065
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024132302
- ID: 642065
Cite item
Full Text
Abstract
Epistemic culture based on the principles of enactivism becomes an important component of professional development of a specialist (graduate of psychological and pedagogical master's degree programs), allowing educational psychologists not only to integrate diverse knowledge and practices, but also to actively participate in their formation. In the context of global changes and challenges faced by modern society, enactivism becomes an important tool for achieving high-quality education and training future specialists. The article considers the essence of modern enactivism as a philosophical direction and its significance for the development of epistemic culture of educational psychologists studying for a master's degree; the postulates (the postulate of the inseparability of subject and object; the postulate of cognition as action; the postulate of co-development; the postulate of embodiment or the postulate of embodiment) and principles (the principle of cognitive symbiosis; the principle of knowledge construction; the principle of the significance of experience and interaction; the principle of knowledge dynamism) of the enactive approach to the design and implementation of the educational process of the master's degree are presented. The author concludes: enactivist philosophy of knowledge, being included in the system of master's degree training of educational psychologists, contributes to the formation of their epistemic culture, characterized by reflexivity, creativity, holism, openness to dialogue, interaction and cooperation, which, in turn, ensures high quality psychological and pedagogical support of the individual in the conditions of increasing complexity and uncertainty of the modern world.
Full Text
Современные социокультурные трансформации, связанные с ускорением темпов научно-технического прогресса и нарастанием сложности и неопределённости окружающей реальности, ставят перед системой высшего образования качественно новые вызовы. Особенно остро эта проблема проявляется в подготовке педагогов-психологов, чья профессиональная деятельность неразрывно связана с пониманием, поддержкой и развитием человека в условиях динамичных изменений [1].
Энактивизм как философская теория, ставящая под сомнение традиционные представления об объективном знании, когнитивных процессах и восприятии, привлёк внимание философов, психологов и педагогов. В своём основании энактивизм предполагает, что знание и познание не просто отражают внешнюю реальность, но активно создаются субъектами через взаимодействие с этой реальностью [2; 3].
В данной статье под эпистемической культурой педагогов-психологов (далее будет использована аббревиатура – ЭКпп) подразумевается их способность к рефлексии и осознанию различных способов познания и обучения, а также умение применять эти способы в психолого-педагогической практике. В этом контексте энактивизм предлагает инновационный подход к развитию данной культуры, особенно актуальный в условиях магистратуры, в образовательном процессе которой обучающиеся стремятся существенно обогатить своё понимание фундаментальных и прикладных основ психологии и педагогики.
Энактивизм акцентирует внимание на том, что обучение – это непрерывный процесс, который не заканчивается после завершения формального образования. Для педагогов-психологов это становится важным аспектом, так как они должны постоянно обновлять свои знания и адаптировать их в соответствии с меняющимися условиями.
Материалы статьи базируются на методологии энактивизма и энактивистского подхода. Энактивизм, корни которого уходят в работы 1990-х годов таких мыслителей, как Франсиско Варела и Эван Томпсон, основывается на тесной взаимосвязи восприятия, действия и окружающей среды. В основе энактивистского подхода лежат несколько ключевых постулатов: а) постулат о неразделимости субъекта и объекта (познающий субъект и познаваемый объект неразрывно связаны; процесс познания всегда контекстуален и зависит от действия и восприятия субъекта); б) постулат о когнитивности как действии (когниция – это не пассивное восприятие, а динамический процесс созидания; знание создаётся через активное взаимодействие познающего субъекта с окружающей средой); в) постулат о воплощенности, или постулат о эмбодименте (когнитивные процессы воплощены в теле и связаны с чувственным опытом, что позволяет учитывать физические, биопсихические, социальные, культурные и другие аспекты познания); г) постулат о коразвитии (познавательные способности субъекта и мир развиваются взаимозависимо). Являясь частью более широкой парадигмы воплощенного, укорененного и деятельностного познания, энактивизм открывает новые горизонты для трансформации эпистемической культуры педагогов-психологов в системе магистерской подготовки [4; 5].
Энактивизм может быть рассмотрен как новая форма конструктивизма, дополняющая и углубляющая его положения, поэтому в материалах статьи были учтены следующие позиции данной эволюции: а) в отличие от традиционного конструктивизма, энактивизм акцентирует внимание на воплощенности когнитивных процессов и утверждает, что познание неразрывно связано с телесным опытом, исследует, как психофизические и сенсорные аспекты влияют на наши знания и восприятие мира; б) конструктивизм обращает внимание на когнитивные структуры субъекта, а энактивизм дополняет это понимание идеей структурной когеренции между субъектом и миром; в энактивистском подходе познание рассматривается как коэпистемическая практика, где знание появляется через процессы социального взаимодействия, участия и умственного труда; в) конструктивизм в некоторой степени сохраняет дихотомию субъекта и объекта, тогда как энактивизм приводит идею к её логическому завершению, утверждая, что субъект познания и объект познания неразрывны и коразвиваются через постоянное взаимодействие [6; 7]. В отличие от более ранних версий конструктивизма, энактивизм, опираясь на достижения когнитивной нейробиологии, феноменологии и теории систем, существенно расширяет и углубляет представления о природе познания. Ключевым аспектом данного подхода выступает неразрывная связь когнитивных процессов, телесной укорененности и экзистенциального опыта человека. По сути, энактивизм предлагает такую трактовку познания, которая предполагает неотделимость субъекта от объекта, разума от тела, познания от действия. Знание в этом контексте возникает не в качестве отражения некоей внешней реальности, а как продукт интерактивного конструирования, укорененного в жизненном мире человека. Энактивизм подчеркивает важность динамического взаимодействия, что особенно важно для понимания обучения, образования и социальной когниции, открывает новые горизонты для исследований и практик междисциплинарного взаимодействия. Таким образом, энактивизм, развивая и углубляя конструктивистскую перспективу, открывает новые горизонты для понимания природы познания и его роли в человеческом бытии.
Стремительные изменения, происходящие в современном мире, ставят перед эпистемологией (философией познания) качественно новые вызовы. Классические представления о знании как об объективной, абстрактной сущности все в большей степени обнаруживают свою ограниченность и недостаточность для понимания сложных, нелинейных, укорененных в контексте процессов познания.
Современное общество сталкивается с множеством вызовов, требующих от педагогов-психологов гибкости, креативности и глубокого понимания динамики человеческого поведения. В ответ на эти вызовы развиваются различные концептуальные основания, среди которых заместителями традиционных моделей становятся новые парадигмы, такие как энактивизм (энактивистская философия познания). Данная философская и научная позиция открывает новые горизонты в понимании процесса обучения и взаимодействия в образовательной среде.
Ключевыми (онтодидактическими) положениями энактивистского подхода, имеющими методологическое значение для развития в условиях образовательного процесса магистратуры эпистемической культуры будущих педагогов-психологов, являются следующие: а) понимание знания не как объективной, абстрактной сущности, а как укорененной в телесном, эмоционально-чувственном, контекстуальном субъектно-деятельностном опыте человека; б) признание неразрывной связи познания, действия и переживания, обусловленной единством биологических, социокультурных и экзистенциальных измерений человеческого бытия; в) трактовка обучения и развития как процессов «сопряженной эволюции» индивида и его среды, предполагающих взаимное структурирование и порождение новых паттернов взаимодействия; г) рассмотрение познающего субъекта не как пассивного наблюдателя, а как активного агента, конструирующего и преобразующего реальность в процессе взаимодействия с ней; д) признание многообразия и равноценности различных «эпистемических стилей» или способов познания, осмысления и конструирования реальности.
Реализация данной энактивистской философской позиции в системе магистерской подготовки педагогов-психологов открывает ряд важных возможностей для развития их эпистемической культуры специалистов социономического профиля.
Во-первых, энактивистский подход стимулирует будущих специалистов к осознанию и рефлексии собственных познавательных установок, когнитивных паттернов и телесно-эмоциональных детерминант профессионального мышления, что создает условия для их трансформации, расширения познавательного горизонта и обогащения профессиональных компетенций.
Во-вторых, признание ключевой роли интерактивного, деятельностного взаимодействия человека со средой в процессе познания обусловливает необходимость развития у педагогов-психологов навыков конструирования развивающих образовательных сред, стимулирующих активность, творчество и самоорганизацию обучающихся.
В-третьих, многомерное понимание природы знания, включающее его эмоциональные, телесные и экзистенциальные аспекты, позволяет будущим специалистам более целостно и гуманистически осмыслять психолого-педагогическую реальность, выстраивая эмпатийные, экзистенциально-ориентированные отношения с клиентами.
В-четвертых, признание равноценности различных «эпистемических стилей» предполагает формирование у педагогов-психологов толерантности к множественности точек зрения, способности конструктивно работать в междисциплинарном профессиональном пространстве.
Таким образом, энактивистская философия познания, будучи включенной в систему магистерской подготовки педагогов-психологов, способствует становлению их эпистемической культуры, характеризующейся рефлексивностью, креативностью, холистичностью и открытостью к диалогу, что, в свою очередь, обеспечивает высокое качество психолого-педагогического сопровождения личности в условиях нарастающей сложности и неопределенности современного мира.
В рамках применения преподавателями университета в образовательном процессе магистратуры техник энактивизма у обучающихся развивается понимание важности интерактивных методик обучения, в которых ключевую роль играет взаимодействие между преподавателем и учеником, а также между самими учениками. Интерактивные проблемно-ориентированные упражнения и задания, ролевые игры, командные (в том числе и кейс-аналитические) формы учебной деятельности, групповые исследовательские полидисциплинарные проекты способствуют реализации энактивного подхода, который активирует (активизирует и актуализирует) значимость познавательной деятельности и стимулирует инновационное мышление обучающихся. Включение практико-ориентированных (профессионально-прикладных) мини-групповых (командных) проектных заданий в курсы магистратуры позволяет обучающимся работать в контексте реальных проблем психолого-педагогической деятельности, способствует ситуационно-контекстному и многоаспектному пониманию роли системности и междисциплинарности полученных знаний, развитию интерактивных социально- и научно-коммуникативных навыков [8; 9].
Энактивизм подчеркивает важность телесного опыта и чувственного восприятия для процесса обучения. В магистратуре это можно применять через практики, включающие движение, выражение эмоций и сенсорные занятия. Эти методики позволяют глубже понять, как телесные ощущения влияют на когнитивные процессы и восприятие знания.
В современном мире, где изменения происходят с неимоверной скоростью, способность адаптироваться к новым условиям и контекстам становится одним из ключевых факторов успеха. Энактивизм учит педагогов-психологов находить эффективные пути взаимодействия с различными формами знаний и применением новых стратегий в обучении, что актуально для магистерских программ.
Суть энактивизма заключается в создании условий для активного, субъектно-деятельностного познания, что способствует развитию критического мышления у обучающихся.
Эпистемическая культура педагогов-психологов – это целый слой профессиональных знаний, навыков и ценностей, который не только формирует их профессиональную идентичность, но и направляет их педагогическую и психологическую практику. Данная культура педагогов-психологов развивается в рамках взаимодействия различных точек зрения и аргументов [10–12]. Энактивизм подчеркивает, что знания – это не статичное состояние, а динамическая структура, постоянно эволюционирующая через взаимодействия. Педагоги-психологи должны быть открыты к новым идеям и готовы к изменениям, чтобы совершенствовать свою профессиональную практику.
Педагоги-психологи, ориентированные на энактивистскую парадигму, научаются ценить значимость контекста в познавательном процессе, что побуждает обучающихся в магистратуре к разработке методик, которые учитывают индивидуальные особенности клиентов, их социокультурный фон, конкретную образовательную (учебно-воспитательную) среду и др. Таким образом, знание обретает значимость только в контексте, а не абстрагировано от реальных жизненных обстоятельств, конкретных ситуаций жизнедеятельности [13–15].
Энактивизм акцентирует важность рефлексивного подхода к обучению. Магистранты могут развивать свои педагогические и психологические компетенции через постоянное оценивание и переосмысление своего опыта взаимодействия с учениками, воспитанниками (клиентами) и другими исследовательскими объектами. Рефлексия становится основой для создания нового знания через активное участие в учебно-познавательной и учебно-профессиональной практике. Магистранты могут вести рефлексивные дневники, в которых документируются, анализируются их собственные действия и решения в учебной практике. Также создание магистрантами своего учебно-профессионального и научно-исследовательского портфолио способствует развитию их рефлексивных навыков и поддерживает энактивный подход к обучению педагогов-психологов.
Проведение интерактивных проблемно-ориентированных семинаров, воркшопов, психолого-педагогических мастерских и мастер-классов с приглашенными высококвалифицированными педагогами-практиками и психологами-практиками, представителями научного психолого-педагогического сообщества, в рамках которых магистранты и профессионалы экспертного уровня совместно решают профессиональные, учебно-познавательные, научно-исследовательские проблемы, способствует развитию эмбодимент-подходов и научно-деловому взаимодействию, повышая эффективность обучения и вовлеченность обучающихся в образовательный процесс магистратуры.
Применение в образовательном процессе магистратуры постулата о эмбодименте может включать кинестетические и сенсорные методики, активно использующие телесные ощущения и движение. Например, различные формы телесно-ориентированных упражнений и арт-терапии могут помочь обучающимся понять, как физические ощущения и эмоциональные состояния влияют на когнитивные процессы и миропонимание.
Энактивизм предлагает видение познания как создания интегральных экосистем, где знания передаются и развиваются через сетевые взаимодействия и коллаборативные процессы. В образовательной среде магистратуры это выглядит как создание коллективных проектов, исследовательских групп и сетевых учебных платформ, где обучающиеся и преподаватели взаимодействуют для совместного создания и передачи знаний.
Применение энактивистских принципов в магистратуре способствует становлению педагога-психолога как рефлексивного практика, способного к динамическому и контекстному пониманию образовательных и психологических процессов. В конечном итоге, через внедрение энактивистского подхода мы можем воспитывать профессионалов, готовых к инновационным и адаптивным формам работы, глубоко понимающих сложные взаимодействия между знанием и когницией. Используя подходы энактивизма, магистратура может не только подготовить востребованных специалистов психолого-педагогического профиля, но и способствовать формированию и развитию у них более глубокой, устойчивой эпистемической культуры, способной сделать их конкурентноспособными на современном рынке труда.
Заключение
Стремительные социокультурные изменения, определяющие облик современного мира, предъявляют качественно новые требования к системе высшего образования, в том числе к подготовке специалистов в области психолого-педагогического профиля. Особенно остро эта проблема стоит в контексте магистерского образования педагогов-психологов, которые призваны обеспечивать сопровождение и развитие личности в условиях растущей неопределенности и комплексности окружающей реальности.
Энактивизм представляет собой мощный философский и методологический инструмент для развития эпистемической культуры педагогов-психологов, обучающихся в магистратуре; он акцентирует важность рефлексии, контекста (ситуативности и контекстуальности), интерактивности, телесного (биопсихофизиологического) опыта в ходе познания, делая учебно-познавательный, учебно-профессиональный процесс (процесс освоения новых знаний, умений) динамичным, субъектно-деятельностным, персонально-ориентированным, индивидуально-значимым для каждого магистранта.
Применение в магистратуре энактивистско-философского подхода позволяет сформировать у будущих педагогов и психологов интегративные, гибкие, адаптивные, метакогниции и компетенции, необходимые для успешной работы (профессиональной деятельности) в современном образовательном пространстве, а также позволяет магистрантам психолого-педагогического профиля глубже понять собственную учебно-познавательную и профессиональную практику, переосмыслить роль педагога (преподавателя) в учебно-воспитательном процессе, создать более динамичную, интерактивную образовательную среду для обмена опытом и знаниями, в которой разнообразные точки зрения могут быть услышаны и обсуждены.
Основными (дидактико-ориентированными) принципами энактивизма, которые следует учитывать в профессионально-образовательном процессе магистратуры для развития ЭКпп, являются: а) принцип когнитивного симбиоза (энактивизм подчеркивает симбиоз между организмом и окружающей средой; энактивный подход предполагает, что «знания» – это не только внутренние ментальные конструкции, но и результат взаимодействия индивида с контекстом, в котором он существует); б) принцип конструирования знаний (важнейшим аспектом энактивизма является представление о том, что знания создаются/конструируются индивидуумом, а не являются заранее заданными, что подкрепляет необходимость в активной роли обучающегося в учебном процессе и предписывает роль педагога как организатора и модератора этого процесса; вместо того чтобы быть носителем готовых знаний, педагог становится соучастником в создании знаний самим обучающимся); в) принцип значимости опыта и взаимодействия (знания не являются простым отражением реальности, а возникают из активного взаимодействия субъектов с объектами и другими субъектами, что означает: процесс познания подразумевает опыт, а не просто ассимиляцию, интериоризацию информации); г) принцип динамичности знаний (знания не статичны; они требуют постоянного обновления и переосмысления в зависимости от новых взаимодействий и контекстов).
В конечном итоге, энактивизм открывает новые горизонты для поливариантного и персонально-углубленного обучения в условиях высшей школы, способного подготовить профессионалов психолого-педагогического профиля к инновационной и продуктивной трудовой деятельности.
About the authors
Tatyana Vitalievna Vasilyeva
Moscow City University
Author for correspondence.
Email: tvvasilyeva87@gmail.com
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Educational Psychology Department
Russian Federation, MoscowReferences
- Васильева Т.В., Банников В.А. О необходимости формирования в системе непрерывного профессионального образования эпистемической культуры у педагогов-психологов в условиях информатизации современного российского общества // Педагогический научный журнал. 2023. Т. 6, № 6. С. 23–28.
- Князева Е.Н. Энактивизм: концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 91–104.
- Hutto D.D. From radical enactivism to folk philosophy // The Philosophers’ Magazine. 2020. Iss. 88. P. 75–82. doi: 10.5840/tpm20208815.
- Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 352 с.
- Ополев П.В. Энактивизм как эпистемология наук о сложном // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2023. Т. 8, № 1. С. 118–126. doi: 10.25206/2542-0488-2023-8-1-118-126.
- Лебедев С.А., Назаров А.А. Конструктивистская концепция чувственного познания // Журнал философских исследований. 2022. Т. 8, № 1. С. 3–11.
- Черникова И.В., Черникова Д.В. Конструктивистские схемы в современной теории познания: эволюционный конструктивизм // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 42. С. 14–24. doi: 10.17223/1998863x/42/2.
- Coe R., Aloisi C., Higgins S., Major L.E. What makes great teaching? Review of the underpinning research. London: The Sutton Trust, 2014. 57 p.
- Nikitina N.I., Galkina T.E., Agronina N.I., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Personalized approach to professional development of «helping» professions specialists // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6, № 5 S4. P. 437–445.
- Васильева Т.В. Вариативные подходы к раскрытию сущности понятия «эпистемическая культура педагога-психолога» // Повышение качества профессиональной подготовки трудовых ресурсов: полипарадигмальный подход: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 28.03.2024 г.). Краснодар: Перспектива, 2024. С. 21–24.
- Вольхин С.Н., Никитина Н.И., Васильева Т.В. Антропологический подход к формированию эпистемической культуры педагогов-психологов в системе непрерывного профессионального образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 3 (37). С. 424–434. doi: 10.15350/2409-7616.2023.3.35.
- Antoniades A. Epistemic communities, epistemes and the construction of (world) politics // Global Society. 2003. Vol. 17, iss. 1. P. 21–38. doi: 10.1080/0953732032000053980.
- Рокмор Т. Постнеклассическая концепция науки В.С. Степина и эпистемологический конструктивизм // Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В.С. Степина. М.: Канон+, 2004. С. 248–260.
- Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2009. 25 с.
- Конструктивизм в теории познания / отв. ред. В.А. Лекторский. М.: ИФ РАН, 2008. 171 с.
Supplementary files
