The forms of educational process organization at the institution of secondary vocational education

Cover Page

Abstract


The paper actualizes the problem of the effectiveness of educational process organization at the institution of secondary vocational education. Various aspects of education in the system of secondary vocational education are presented and special attention is focused on the forms of educational process organization. The author shares the experience of students’ education through the use of such forms of educational process organization as student self-government and student public association in the branch of Murmansk Arctic State University in Kirovsk. The principles on which student self-government in the branch is based (the principle of statehood, the principle of voluntariness, the principle of unification, the principle of autonomy, the principle of partnership, the principle of consistency, the principle of corporatism) are indicated and the characteristics of these principles are given. The value foundations of student self-government organization in the branch are presented: goodness, justice; mercy; honour; dignity; respect for the dignity of another person, equality, responsibility, etc. The types of student self-government are designated: student council; student union; student club for social design; student parliamentary club, etc. The educational possibilities of student public associations of the branch (civil-patriotic; sports and recreation; research; cultural and leisure; professionally oriented orientation) are considered. The goals, objectives and activities of student public associations «Student – patriot – citizen», «Ministry of Sports», «Branch of Culture and Creativity» are also considered. The author indicates the values to which students who take part in the activities of student public associations are attached. The conclusion is made about the effectiveness of student self-government and student public associations as forms of educational process organization in the branch for the improvement of such qualitative indicators of students’ education as partnership, mutual responsibility, moral interaction, social guidelines in project work, mobilization for important tasks solving.


Full Text

В современной российской педагогической науке и практике все большее внимание уделяется воспитанию личности на всех уровнях образования. Необходимость воспитания «взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде» [1] провозглашается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, в Закон в июле 2020 года были внесены изменения по вопросам воспитания обучающихся, что еще больше акцентировало внимание на воспитательной составляющей российского образования. Важно, что эти изменения не остались на уровне декларирования, а вступили в силу уже с 1 сентября 2020 года. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания является формирование «высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [2]. Тем самым актуализируется проблема организации воспитательного процесса как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Одной из основных целей, стоящей перед средним профессиональным образованием, является создание условий для формирования и становления личности нравственного человека и успешного профессионала. Значимость для развития личности обучающегося как человека и профессионала занятий по интересам, соответствующих его потребностям и возможностям, требует акцентировать внимание педагогического коллектива учреждения среднего профессионального образования на организации воспитательного процесса, способствующего самореализации, нравственному и творческому развитию обучающихся.

В научной литературе последних лет проблеме воспитания в системе среднего профессионального образования уделяется достаточно много внимания. Так, общие вопросы организации воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования затрагивают Ф.Н. Алипханова [3], Е.В. Шельпова [4]; проблеме организации воспитательной работы в колледже в контексте смены парадигм воспитания посвящена работа О.Е. Кучеровой и О.А. Шаталова, подчеркивающих, что при организации взаимодействия педагога и обучающегося в процессе воспитания необходимо управлять инициативой самого воспитанника: «… педагог поддерживает воспитанника и одновременно создает условия для его самореализации, с помощью чего стимулируется способность личности к успешной адаптации в социуме» [5, с. 137]. Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования представлена в статье А.Р. Марваровой, которая рассматривает инновационную воспитательную систему колледжа как «социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием студентов, но и относительно целей самого студента, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности, где системообразующим компонентом является учебно-производственная фирма в рамках среднего профессионального образования» [6, с. 54]. О.В. Ефремова рассматривает программно-целевой подход к организации воспитания в учреждениях среднего профессионального образования [7]. В статье О.В. Парахиной воспитательная система учреждения среднего профессионального образования предстает как сложное социально-педагогическое явление, «состоящее из целого ряда компонентов: 1) индивидуально-группового; 2) ценностно-ориентационного; 3) функционально-деятельностного; 4) пространственно-временного; 5) диагностико-аналитического» [8, с. 50]. Монография М.И. Ломшина знакомит с целями, задачами, содержанием воспитательной работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, с формами и видами воспитания студентов [9]. Список подобных работ может быть продолжен.

Предпринимая попытку внести свой вклад в решение обозначенной проблемы воспитания в учреждении среднего профессионального образования, в рамках данной статьи мы остановимся на формах организации воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования, представив опыт деятельности Филиала Мурманского арктического государственного университета в г. Кировске (далее – Филиал).

В центре воспитательного процесса Филиала находится личность студента. В настоящее время преподаватели решают воспитательные задачи через уважительное отношение к студентам; умение понять и выслушать каждого; желание помочь каждому; добросовестное отношение к своим обязанностям; широту эрудиции; честность; внешний вид; наличие чувства юмора, другие личностные качества.

Как показывает опыт работы Филиала, эффективной формой организации воспитательного процесса является студенческое самоуправление, предполагающее формирование студенческого актива. Студенческое самоуправление, по утверждению Д.А. Ефремова, представляет собой «реальное участие студентов в управлении и руководстве деятельностью своего коллектива, <…> ведущий фактор активизации учебной деятельности, формирования социально-личностной активности, организаторских умений и гражданской ответственности будущего специалиста», основа расширения демократии в рамках образовательного учреждения среднего профессионального образования [10, с. 115].

Работа с активом студентов направлена на формирование умений и навыков деятельности в коллективе. Это прежде всего умение осуществлять эффективную коммуникацию, используя различные средства коммуникации; организаторские умения; умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие во взаимодействии в коллективе; и, конечно же, умение выстраивать взаимодействие с другими людьми, на основании присвоенных нравственных ценностей.

Система студенческого самоуправления в Филиале основывается на принципах, адекватных тенденциям развития социокультурного пространства и целевым установкам, предъявляемым государством к воспитанию молодежи. Данные принципы представлены в работе И.И. Эсмантович [11]. Это такие принципы, как принцип государственности, принцип добровольности, принцип объединения, принцип автономности, принцип партнерства, принцип системности, принцип корпоративности. Дадим краткую характеристику данным принципам. Согласно принципу государственности, деятельность студенческих объединений в рамках самоуправления направляется и координируется государственной молодежной политикой России, а также документами, регулирующими данную политику. Реализация принципа добровольности позволяет студентам добровольно определять формы своего участия в деятельности самоуправления, а также степень вовлеченности в данный процесс. В соответствии с принципом объединения организуется взаимодействие обучающихся для коллегиального решения проблем, возникающих в студенческой жизни. Согласно принципу автономности, студенческие объединения в рамках самоуправления функционируют самостоятельно, их деятельности автономна по отношению к администрации вуза. В то же время принцип партнерства позволяет выстраивать взаимодействие с администрацией вуза на основании сотрудничества и взаимозаинтересованности. В условиях Филиала основы такого взаимодействия находят отражение в Уставе вуза и в Положении о студенческих общественных объединениях Филиала. Реализация принципа системности создает условия для организации взаимодействия студенческих объединений как системы. Принцип корпоративности способствует функционированию студенческих объединений в контексте корпоративной культуры вуза, а также приобщению студентов к ценностям вуза и его традициям. При этом осуществляется взаимосвязь ценностных миров студентов как участников взаимодействия.

Студенческое самоуправление в Филиале базируется на таких ценностных основаниях, как добро, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, в том числе и ответственность за настоящее и будущее своей страны, толерантность, готовность к осуществлению нравственного выбора.

Организационными видами студенческого самоуправления являются студенческий совет; студенческий профсоюз; старостат; студенческий клуб социального проектирования; студенческий парламентский клуб; студенческий интеллектуальный клуб; студенческое информационное бюро и др.

Так, например, целью деятельности студенческого совета является гармоничное развитие личности студентов, содействие саморазвитию обучающихся средствами досуговой деятельности, обеспечение реализации прав студентов на управление образовательным процессом, решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержка в реализации социальных инициатив молодежи.

В процессе работы студенческого совета происходит формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию; повышение сознательности и требовательности студентов к уровню своих знаний; подготовка обучающихся к компетентному и ответственному участию в жизни общества; формирование опыта социальных навыков поведения в целом и опыта нравственного взаимодействия в особенности; повышение сознательности студентов, воспитание уважительного отношения к традициям Филиала, бережного отношения к имущественному комплексу. Это становится возможным в процессе 1) объединения студентов различных групп Филиала для решения образовательных и социальных задач на основании ценностей, находящихся в основаниях нравственного взаимодействия; 2) организации участия студентов в мероприятиях, направленных на формирование общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития российского общества; 3) развития и укрепление связей с другими образовательными, молодежными организациями города, района и области.

Другой формой организации воспитательного процесса в Филиале является студенческое общественное объединение. В Филиале действуют студенческие общественные объединения гражданско-патриотической; спортивно-оздоровительной; научно-исследовательской; культурно-досуговой; профессионально-ориентирующий направленности и др., в рамках которых актуализируются такие направления воспитания как патриотическое, физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и др.

Воспитательный потенциал студенческих объединений реализуется через создание условий для реального управления студентами студенческой жизнью учреждения среднего профессионального образования. Специфика различных видов студенческих объединений в воспитательном процессе учреждения среднего профессионального образования состоит «в организации пространства, в котором студенты имеют возможность формировать и реализовывать навыки управления, генерировать идеи, принимать самостоятельные решения» [12, с. 174].

Так, студенческие общественные объединения гражданско-патриотической направленности способствуют гражданскому становлению личности студента, что, как утверждает Т.С. Артюхина, «позволяет увеличить масштаб демонстрирования своих способностей, увеличивает объективную возможность каждого выпускника образовательного учреждения занять достойное положение в обществе и показать свою сознательную гражданскую активность в общетрудовой деятельности» [13, с. 100]. Автор акцентирует внимание на том, что в современном образовательном пространстве каждый студент «стремится проявить свою индивидуальность (возможность) в стенах образовательного учреждения, самоутвердиться, определить свои приоритеты. Образовательное учреждение должно благоприятствовать созданию атмосферы, в которой растет гражданин своей страны, который знает, как и чем он сможет помочь своей Родине» [13, с. 100].

В рамках гражданско-патриотического направления действует студенческое общественное объединение «Студент – патриот – гражданин», целью которого является формирование у студентов гражданского сознания, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Задачи деятельности данного объединения: 1) воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине; 2) воспитание верности конституционному и воинскому долгу; 3) формирование позитивного отношения к военной службе; 4) развитие уважения к культурному историческому прошлому России, к ее традициям; 5) создание актива гидов по ведению экскурсий в комнате истории Филиала. Обозначенные задачи решаются в процессе участия студентов в деятельности исторического кружка, клуба исторической реконструкции; поискового отряда, волонтерского центра, военно-патриотического объединения, дискуссионного клуба, молодежного общественного объединения и др. При этом студенты приобщаются к таким ценностям, как любовь к Родине, служение Отечеству, свобода, закон, правопорядок, ответственность за свою страну, гражданственность и др. Речь идет прежде всего о гражданско-патриотическом воспитании.

Физическое воспитание реализуется в деятельности студенческих общественных объединений спортивно-оздоровительной направленности и нацелено на формирование у студентов ориентированности на здоровый образ жизни, на сохранение и улучшение здоровья, на физическое развитие. Как подчеркивает О.А. Сбитнева, именно «в физкультурно-спортивной деятельности студентов объединяются личные интересы и общественные, студенты развиваются как личность, со своими ценностями, идеалами, отношением к физической культуре. Физическая культура и спорт являются базовым компонентом формирования общей культуры студентов, одной из важнейших сфер оздоровления, активной формой профилактики различных заболеваний» [14, с. 45].

В Филиале физическое воспитание реализуется через участие студентов в спортивных командах, в группах поддержки спортивных команд, в спортивных секциях по различным видам спорта, в туристском кружке. Спортивно-оздоровительную направленность имеет студенческое объединение «Министерство спорта», цель которого – это активное содействие развитию массового спорта в Филиале, формированию основ здорового образа жизни, физической культуры среди студентов. Задачами деятельности этого объединения являются:1) организация работы в Филиале спортивных секций, команд по разным видам спорта; 2) привлечение студентов Филиала к участию в массовых спортивных мероприятиях, соревнованиях, спартакиадах; 3) подготовка спортсменов и сборных команд, способных достойно защищать честь Филиала на соревнованиях различного уровня.

При условии решения задач и, соответственно, достижения цели становится возможным получение следующих результатов: 1) у студентов Филиала сформировано понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; 2) в связи с формированием у студентов активной жизненной позиции увеличивается число желающих принять участие в различных мероприятиях, в том числе конкурсных; 3) созданы условия для занятий физической культурой и спортом в соответствии со сложившимися в Филиале традициями, интересами членов коллектива; 4) функционирование групп, спортивных секций по разным направлениям видам спортивной работы, культивируемой в Филиале, проведение в группах учебно-тренировочных занятий; 5) появление сборных команд Филиала по различным видам спорта; 6) привлечение большого числа студентов к участию в спортивно-массовых соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях разного уровня.

Участие студентов во внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления способствует их приобщению к таким ценностям как здоровье, здоровый образ жизни, физическое совершенствование, физическая культура.

Студенческое общественное объединение «Филиал культуры и творчества» имеет культурно-досуговую направленность и способствует в том числе и нравственно-эстетическому воспитанию студентов, в основаниях которого, по утверждению Л.А. Саенко и З.Т. Кулаевой, рассматривающих проблему такого воспитания в учебных учреждения среднего профессионального образования, «должно лежать удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры» [15, с. 69].

Целью деятельности студенческого общественного объединения «Филиал культуры и творчества» является создание комплекса условий, способствующих культурному и творческому самоопределению, самореализации и самосовершенствованию личности через ее включение в социокультурную среду. Основными задачами являются: 1) выявление творческого потенциала каждого студента и его реализация; 2) содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив; 3) сохранение и развитие корпоративных традиций Филиала; 4) развитие творческих способностей студентов; 5) выявление и поддержка талантливой молодежи; 5) создание условий для изучения литературных произведений, основ актерского мастерства, этикета, культур разных стран; 6) создание условий для самовыражения личности. Решение поставленных задач осуществляется в таких формах как традиционные ежегодные музыкально-литературные композиции с элементами конкурса чтецов «Рубцовские чтения», конкурсы чтецов различной тематики как для студентов Филиала, так и с приглашением для участия студентов других учебных заведений, участия в муниципальных, всероссийских конкурсах чтецов, приуроченных к различным памятным датам, таким, например, как в 2019 году к 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (а рамках Года театра России), Дню матери, «Живая классика», «Поэзия чистого искусства».

Студенты, участвующие в деятельности студенческого общественного объединения «Филиал культуры и творчества», принимают участие в мероприятиях, проводимых Комитетом образования, культуры и спорта г. Кировска. Так, в 2019 году была получена Благодарность за участие в Литературной гостиной «Юбилейный калейдоскоп», проходившей в рамках Муниципального фестиваля «Успешные люди много читают», дипломы победителей в Муниципальном конкурсе «Диалог с Шекспиром» в номинациях «Театральная миниатюра», «Декламация на русском языке», «Лучшая актриса».

Интересной формой работы можно назвать организацию и проведение мероприятий, связанных с литературными именами: «Пушкинский день – 19 октября», «Все флаги в гости к нам» (по дисциплинам «Русский язык», «Литература», «Культура речи и этикет»). Другой формой работы является участие в городских, областных, всероссийских научно-практических конференциях в секциях гуманитарных дисциплин. Например, таких как «Молодые исследователи Севера» или «Я познаю мир». Важно, что, став участником один раз, многие студенты изъявляют желание участвовать еще и еще. Как показывает опыт общения со студентами, данный вид деятельности, связанный со знакомством с культурой и литературой разных времен, с подготовкой презентаций по определенной теме, костюмов, декораций, с выступлением на публике, с перевоплощением в костюмы разных эпох, с музыкальными и танцевальными особенностями, с перевоплощением в новый образ дает возможность проанализировать свой вклад в творческий процесс сообщества заставляет переживать и проживать новые, возможно, еще не изведанные чувства. Тем самым вырабатывается творческая позиция молодого человека, дающая силы проживать свою жизнь в определенной гармонии и с окружающим миром, и с собой.

В работе студенческих общественных объединений Филиала, когда задействованы обучающиеся всех курсов всех специальностей, организуется взаимодействие, проникнутое чувством товарищества, коллективным духом, осуществляется объединение студентов на основе стремления к достижению общей цели.

Тем самым можно утверждать, что использование разнообразных форм организации воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования способствует повышению эффективности воспитатания студентов, что проявляется в таких качественных показателях как партнерство, взаимная ответственность, нравственное взаимодействие, социальные ориентиры в проектной работе, мобилизация для решения ответственных задач и т.д. О росте таких показателей свидетельствуют результаты мониторинга воспитательной деятельности в Филиале.

About the authors

Anna Aleksandrovna Razumovskaya

Branch of Murmansk Arctic State University in Kirovsk

Author for correspondence.
Email: annabalakovo2552@mail.ru

Russian Federation, Kirovsk

director

References

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ // Российская газета. 2020. 7 августа. Федеральный выпуск № 174 (8228).
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-Р // Российская газета. 2015. 8 июня. Федеральный выпуск № 122 (6693).
  3. Алипханова Ф.Н. Воспитательный процесс в организациях среднего профессионального образования // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 15. С. 12–14.
  4. Шельпова Е.В. Особенности процесса воспитания обучающихся в учреждении среднего профессионального образования // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1. С. 86–92.
  5. Кучерова О.Е., Шаталов О.А. Вопросы организации воспитательной работы в колледже в контексте смены парадигм воспитания // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 7 (256). С. 135–141.
  6. Марварова А.Р. Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2012. № 3. С. 54–57.
  7. Ефремова О.В. Программно-целевой подход организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования // European Social Science Journal. 2013. № 3 (31). С. 61–65.
  8. Парахина О.В. Воспитательная система ссуза: ценностно-смысловые основы профессионального становления личности специалиста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 2. С. 50–56.
  9. Ломшин Л.М. Воспитательная работа в образовательной организации среднего профессионального образования: монография. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2018. 72 с.
  10. Ефремов Д.А. Особенности самоуправления и саморегуляции в студенческой академической группе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (266). С. 115–118.
  11. Эсмантович И. Студенческое самоуправление как элемент гражданского общества // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2011. № 3 (66). С. 105–110.
  12. Сизова И.Л., Ермилова А.В., Лукин Н.С. Внеучебная деятельность и студенческие объединения // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2014. Т. 1. С. 173–179.
  13. Артюхина Т.С. Формирование гражданского самосознания студентов во внеучебной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2014. № 5 (106). С. 99–102.
  14. Сбитнева О.А. Степень востребованности и удовлетворенности студентов в физкультурно-спортивной деятельности во внеурочное время // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5–3. С. 45–47.
  15. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. Особенности нравственно-этического воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 68–69.

Statistics

Views

Abstract - 14

PDF (Russian) - 6

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2021 Razumovskaya A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies