PARTNERSHIP IN THE INTERACTION OF A PRESCHOOL INSTITUTION AND A DISABLED CHILD FAMILY


Cite item

Abstract

The article focuses on the social and educational partnership in the interaction of preschool educational institutions and families with a disabled child. The content of this process is revealed and analysed in the aspect of the present-day preschool education development trends in Russia.

Full Text

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), вступивший в силу 1 января 2014 года, гарантирует каждому ребенку равенство возможностей в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований к структуре основной образовательной программы, условиям и результатам её освоения. ФГОС ДО нацелен на главный результат - обеспечение позитивной социализации ребенка [1]. Приоритетными являются задачи, направленные на всестороннее личностное развитие дошкольников, их нравственное и познавательное развитие. Особое внимание направлено на развитие у детей инициативы и творческих способностей. Развитие ребенка осуществляется на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) при сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. В качестве приоритетных выдвинуты задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс, обеспечения консультативной поддержки родителей по вопросам специального (интегрированного, инклюзивного) образования, обсуждения с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией основной образовательной программы дошкольного образования. Разработка и реализация инновационных технологий социального партнерства в сфере образования предполагает учет принципов и подходов, а также освоение методов, используемых при проектировании социального партнерства, реализации взаимодействий в социальной сфере. Феномен социально-педагогического партнерства в отношении дошкольного образовательного учреждения и семьи исследовали Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, А.В. Козлова, Т.В. Кротова и др. [2; 3; 4; 5; 6]. Особенности взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрены в работах Е.Б. Айвазян, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, Г.А. Мишиной, О.С. Никольской, В.В. Ткачевой и др. [7; 8; 9; 10; 11; 12]. В многочисленных исследованиях подчеркивается, что детский сад и семья как первичные социальные воспитательные институты обеспечивают полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка, и это многократно доказанный факт. В то же время необходимо отметить, что в современной науке и практике вопрос организации социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования остается недостаточно упорядоченным и исследованным [11, с. 95]. Учитывая то, что социальное партнерство в сфере образования в современных условиях относится к важнейшим ресурсам управления качеством образования, возникают вопросы: какова задача детского сада в осуществлении поддержки родителей и каково участие семьи в образовательном процессе, каково их взаимодействие и взаимовлияние? Анализ подходов к обеспечению эффекта успешного взаимовлияния во взаимодействии детского сада и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют определить содержание и механизмы партнерских отношений, связанных с - нацеленностью социального партнерства на решение социальных проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием ребенка с особыми образовательными потребностями; - личной активной деятельностью по предупреждению и решению социально-педагогических проблем (со стороны работников детского сада и родителей); - развитием процесса взаимодействия детского сада и семьи через решение конкретных социально-педагогических проблем своими силами и по своей инициативе. Анализ многочисленных публикаций в аспекте взаимодействия детского сада и семьи позволяет констатировать, что становление партнерских отношений сдерживается в силу имеющихся проблем и в отношении дошкольного образовательного учреждения, и семьи. Так, трудности установления партнерских отношений со стороны дошкольного образовательного учреждения, прежде всего, связаны с такими проблемами, как - недостаточная компетентность со стороны работников детского сада в вопросах внедрения практики партнерских отношений «педагог - родитель ребенка с ограниченными возможностями здоровья»; - недостаточный уровень ответственности за обеспечение в глазах родителей высокого профессионального уровня воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями модернизации специального дошкольного образования; - недостаточный уровень командной работы в детском саду, дублирование действий специалистов разных профилей в сопровождении семьи (только через синтез усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей, через создание и активную деятельность в дошкольном образовательном учреждении «Медико-психолого-педагогического консилиума» можно увидеть новые грани социально-педагогического партнерства); - отсутствие необходимого и достаточного уровня работы по выявлению образовательного запроса семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - осуществление деятельности ДОУ без учета интересов и социокультурных потребностей семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, их типологии; - составление формального договора с родителями, не учитывающего принципы социального партнерства; - недостаточное информирование родителей о жизни и деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детском саду, успешности его роста и развития; - использование неэффективных способов вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада для обогащения воспитательного опыта матерей и отцов; - низкий уровень поддержки общественной активности родителей и др. Готовность к партнерству со стороны семьи сдерживается из-за - низкого или недостаточного уровня представлений об особенностях психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ориентированности на чрезмерную опеку, в целом недостаточного понимания образовательного потенциала ребенка с особыми образовательными потребностями; - отсутствия заинтересованности родителей в участии в партнерских отношениях с дошкольным образовательным учреждением в вопросах коррекционной помощи своему ребенку, перекладывания ответственности за решение этого вопроса исключительно на работников детского сада; - отсутствия в целом понимания смысла и роли социального партнерства с дошкольным образовательным учреждением и др. Решение вышеперечисленных проблем видится, прежде всего, в понимании составляющих стратегии социального партнерства (как со стороны работников детского сада, так и со стороны семьи). Обратимся к данным, представленным в публикации А.С. Прутченкова, профессора, доктора педагогических наук [13]. К стратегиям социального партнерства автор относит: партнерское мышление, взаимное дополнение, долевое участие, разнообразие форм объединения субъектов развития партнерских отношений, поэтапное использование технологий партнерства. Рассмотрим эти составляющие применительно к проектированию и реализации партнерских отношений детского сада и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Осознание партнерских отношений связано с разделением функций, активным и осмысленным участием в совместной деятельности, ответственностью за принятые обязательства, эффективным осуществлением коммуникации, готовностью поделиться тем, что может быть полезно общему делу. Качество семейного воспитания сегодня провозглашается как важнейшая проблема современной педагогической практики, целевыми ориентирами становятся расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей [14-16]. Только включение родителей в процесс взаимодействия, их всесторонняя психолого-педагогическая подготовка к выполнению своих воспитательных функций позволит решить эти задачи. Современная действительность настоятельно требует постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, диктует необходимость и актуальность организации для них различных форм образования [17, с. 5-6]. Чем могут помочь педагоги родителям, действуя в условиях специального образования и инклюзивной практики? Это: - информирование родителей об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; возможных трудностях и проблемах их воспитания, обучения и развития, путях их решения; основных принципах инклюзивного образования; - формирование нормативно-правовой компетентности родителей, их способности ориентироваться в образовательной ситуации с позиции законодательства, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, использовать полученные сведения в ситуации выбора, осуществлять оценочно-ценностную рефлексию; - решение проблем и трудностей психологического характера: преодоление барьеров, стереотипов в понимании проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; - сопровождение в преодолении вторичных отклонений в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; - содействие в овладении навыками коррекционной работы педагогическими средствами. Какой же отдачи можно ожидать от родителей? Это может быть содействие детскому саду в различных сферах профессиональной деятельности, например, проведение для педагогов юридической консультации или консультации в плане дизайна группового помещения и т.д. Ведь большой процент родителей имеет высшее образование, многие из них являются высококлассными специалистами в своей профессии. Практика показывает их готовность поделиться своим мастерством. Родители могут принимать участие в качестве ассистента воспитателя, в разработке основной образовательной программы дошкольного учреждения, индивидуальной образовательной программы на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сценария праздника, непосредственной организации детской деятельности и т.д. Реализация принципа взаимной дополнительности в партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результата каждый должен делать то, что он делает лучше других. Здесь необходимо принять решение о возможностях и приоритетах в деятельности специалистов разных профилей, родителей. Это позволит исключить дублирование действий друг друга, расширить сферу деятельности со стороны педагогов и родителей, оптимизировать партнерские отношения. Для получения синергетического эффекта, результата, основанного на объединении ресурсов детского сада и семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо добиться того, чтобы каждый субъект образовательного процесса был мотивирован на внесение в совместную деятельность того, что у него есть. Для этого необходимо владеть информацией об имеющихся ресурсах у каждого педагога и родителя. Важно, чтобы объединение усилий педагогов и родителей были разнообразными по форме. При этом необходимо отказаться от попыток использования единых схем и проверенных решений, ориентирования на традиционные формы взаимодействия с семьей, а осуществлять поиск новых, современных форм сотрудничества с родителями в соответствии с изменениями, происходящими как в общем, так и специальном дошкольном образовании. Предпочтение должно отдаваться интерактивным формам взаимодействия. И это, прежде всего, диалог. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными: обмен опытом, выработка общего мнения, групповое сплочение для решения возникшей проблемы и др. [18, с. 318-322]. Для того чтобы обеспечить эффективность процесса социального партнерства детского сада и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо тщательно, пошагово спланировать программу действий. Проектирование процесса установления и развития партнерских отношений может осуществляться в соответствии со следующими этапами: Этап 1. Проведение дошкольным образовательным учреждением предварительных консультаций (прежде всего, с активными и заинтересованными родителями), касающихся совместной деятельности детского сада и семьи. Создание рабочей группы, включающей педагогов детского сада и родителей, с удобными для всех заинтересованных участников условиями деятельности. Этап 2. Обсуждение с участниками рабочей группы оснований социально-педагогического партнерства, выявление взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон, а также ограничений и возможных рисков. Этап 3. Выявление в процессе диалога тех направлений совместной деятельности, на которых партнеры (специалисты детского сада и родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья) готовы сосредоточить свои усилия. Этап 4. Определение наиболее приемлемых и в то же время продуктивных для участников организационных форм социально-педагогического партнерства. Этап 5. Формирование нормативно-правовой базы социально-педагогического партнерства детского сада и семьи с обязательной фиксацией в договорной форме целей, задач, принципов, критериев и показателей эффективности совместной деятельности. Этап 6. Формирование системы управления процессом социально-педагогического партнерства детского сада и семьи. Этап 7. Разработка и внедрение правил и процедур мониторинга эффективности социально-педагогического партнерства детского сада и семьи. Этап 8. Совместная разработка и реализация программ, планов, проектов партнерских отношений. Этап 9. Осуществление текущего анализа и коррекции партнерской деятельности детского сада и семьи. Безусловно, такой подход непросто реализовать на практике. Но именно тщательное проектирование, а затем продуманная реализация последовательных действий позволит использовать мощный ресурс социального партнерства для решения сложных задач в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В заключении необходимо сказать, что становление и развитие социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как важного ресурса достижения качества дошкольного общего, специального, инклюзивного образования требуют от специалистов ДОУ переоценки своей профессиональной роли. Переориентация на эффективное взаимодействие с родителями может оказаться сложной задачей для сотрудников, чье мышление и планирование деятельности ранее были полностью сосредоточены на детях. Решение этой проблемы зависит от того, как быстро это будет осознано и как скоро будут предприняты результативные действия.

×

About the authors

Larisa Askhatovna Remezova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: Remezowa@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of special education and special psychology

443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

Tamara Dmitrievna Sveshnikova

Municipal budget educational institution of the Child Development Centre kindergarten number 121

Email: dou_121@mail.ru

head

443096, Samara, Vladimirskay st., 24

Marina Alexeevna Stepanova

Municipal budget educational institution of the Child Development Centre kindergarten number 121

Email: dou_121@mail.ru

Deputy head

443096, Samara, Vladimirskay st., 24

References

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Антонова Т.В. Влияние ценностей родителей на развитие социальной компетентности ребенка // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 66-79.
  3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М. : Изд. дом «Карапуз», 2002. 263 с.
  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями : пособие для работников, дошкольных образовательных учреждений. М. : Просвещение, 2002. 120 с.
  5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : ТЦ Сфера, 2005. 112 с.
  6. Кротова Т.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников : автореф. дис. … кан. пед. наук. М., 2005. 254 с.
  7. Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 3. С. 72-80.
  8. Левченко И.Ю. Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : методическое пособие. М. : Просвещение, 2008. 240 с.
  9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 408 с.
  10. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития : методические рекомендации // Дефектология. 2001. № 1. С. 60-64.
  11. Никольская О.Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург : Изд-во ОГУ, 2006. № 10. Ч. 1. С. 95-98.
  12. Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии : автореф. дис.. д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 46 с.
  13. Прутченков А.С. Социальное партнерство как основа взаимодействия [Электронный ресурс]. URL: http://www.proza.ru/2010/12/19/485
  14. Власенко С.В. Организация работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 51-54.
  15. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 42-46.
  16. Мигунова Е.В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 175-178.
  17. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольные учреждения и семья. М. : Линка-Пресс, 2001. 224 с.
  18. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [Борисова Н.А. и др.] ; под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, И.M. Кобриной. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. 358 с.

Copyright (c) 2014 Remezova L.A., Sveshnikova T.D., Stepanova M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies