THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF FSES PE IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SAMARA REGION "RESPECT OF ADULTS TO THE CHILDREN’S HUMAN DIGNITY, FORMATION AND SUPPORT THEIR POSITIVE SELF-ESTEEM, CONFIDENCE IN THEIR OWN ABILITIES AND OPPORTUNITIES"


Cite item

Abstract

There are significant changes in pre-school education in modern conditions. In connection with implementation of the FSES PE the question about the study requirements to psychological-pedagogical conditions for the implementation of the FSES PE. "Respect of adults to the children’s human dignity, formation and support their positive self-esteem, confidence in their own abilities and opportunities" is distinguished as one of important psychological-pedagogical conditions in the Standard FSES PE. The following indicators were selected to study this condition: educator refers to the child affectionately, smiling; educator is attentive to the mood, desires, achievements of the children; the educator encourages children's autonomy; educator welcomes the children’s comments about their thoughts and feelings; the educator encourages children's actions; the teacher blames the child's actions, but not the personality; the reproach is given simultaneously with behavior pattern; educator notes the child’s achievements.

Full Text

В дошкольном образовании в современных условиях происходят значительные изменения. В связи с внедрением ФГОС ДО остро встает вопрос об изучении требований к психолого-педагогическим условиям реализации ФГОС ДО. Одним из важных психолого-педагогических условий в Стандарте ФГОС ДО выделяют "Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях"[10, с.8] . В рамках исследования психолого-педагогических условий реализации ФГОС ДО в дошкольных образовательных организациях Самарской области специалистами Регионального социопсихологического центра в 2014 году было проведено наблюдение за деятельностью 768 воспитателей на своих рабочих местах из 50 ДОУ Самарской области с целью изучения психолого-педагогических условий реализации ФГОС ДО в дошкольных образовательных организациях Самарской области. При изучении первого психолого-педагогического условия "Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях" мы опирались на положение о том, что психическое развитие зависит во многом оттого, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок. Главную, определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в различные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. При таком понимании развития складывается иное осознание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. И если взрослые изначально относятся к ребенку как значимому человеку, уважают его достоинство, формируют его положительную самооценку, то они создают условия для развития полноценной гармоничной личности. И первый человек в детском саду, кому досталась эта важная миссия, это воспитатель. Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека [19, с.9-10]. Поэтому для изучения данного условия нами были выделены следующие показатели: воспитатель ласково, с улыбкой обращается к ребенку; воспитатель внимателен к настроению, желаниям, достижениям детей; воспитатель поощряет самостоятельность детей; воспитатель приветствует высказывания детей о своих мыслях и чувствах; воспитатель словесно поощряет действия детей; порицания воспитателя относятся к действиям ребенка, а не к его личности; при порицании дается образец действия; воспитатель отмечает достижения ребенка. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения одновременно выступает субъектом и объектом познания детей. Поэтому и результативность его труда обусловлена, не только умением понять ребёнка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют его облик, поведение, возможности, как относятся к нему. Результаты по условию "Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях" представлены в таблице 1. Таблица 1 - Результаты по условию "Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях" (в процентах) № воп роса Показатели Не свойственно воспитателю Проявляется ситуативно Характерная черта воспитателя 1 Воспитатель ласково обращается к ребенку, с улыбкой 2,3 33,5 64,3 2 Воспитатель внимателен к настроению, желаниям, достижениям детей 1,2 27,1 71,5 3 Воспитатель поощряет самостоятельность детей 1,6 21,0 77,5 4 Воспитатель приветствует высказывания детей о своих мыслях и чувствах 2,1 38,2 59,7 5 Воспитатель словесно поощряет действия детей 0,9 27,3 71,8 6 Порицания воспитателя относятся к действиям ребенка, а не к его личности 2,3 24,1 73,6 7 При порицании дается образец действия 4,6 41,5 53,9 8 Воспитатель отмечает достижения ребенка 0,2 22,2 77,6 Из таблицы 1 мы видим, что для более половины воспитателей (64,3%) характерной чертой является ласковое обращение к ребенку, с улыбкой. 33,5% педагогов проявляют ласковое обращение с улыбкой к детям ситуативно. Данный результат является важным показателем того, что воспитатели не осознают важности позитивного настроя. Мы можем предположить, что воспитатели не могут контролировать свое эмоциональное состояние и действуют импульсивно. Это может стать причиной проблем в адаптации к ДОУ детей, наиболее чувствительных к настроению взрослых в группе. Дошкольники перенимают стиль общения и настроение от взрослых, которые находятся с ними продолжительное время и принимают участие в их развитии и воспитании. И если настроение воспитателя нестабильно и часто негативно, то дети усваивают негативные паттерны поведения. Важный фактор психологического благополучия детей в группе - это проявление положительного отношения воспитателя к детям. Мы считаем, что треть респодентов не владеют знаниями в этой области. Для деятельности более 70% воспитателей (71,5%) характерно внимательное отношение к настроению, желаниям, достижениям детей, что является положительным условием создания благоприятной образовательной среды. Для трети респондентов (27,1%) внимательное отношение к настроению, желаниям, достижениям детей является ситуативной чертой профессиональной деятельности. Причиной такого поведения может являться несознательное отношение к своему эмоциональному состоянию, когда воспитатель погружен в свои личные проблемы. В то же время настроение и потребности детей в группе им игнорируются. Возможно, воспитатели не знают, как адекватно реагировать на нетипичные проявления детей в ситуациях успеха или неуспеха в какой-либо деятельности, плохого настроения ребенка, проявления индивидуально-типологических особенностей. Это может привести к тому, что некоторые дети, которые нуждаются в поддержке и внимательном отношении со стороны воспитателя, могут испытывать негативные эмоции в группе, плохо адаптироваться к коллективу, которые проявляются в нежелании детей посещать ДОУ. По результатам исследования по критерию "Воспитатель поощряет самостоятельность детей" 33,5% педагогов проявляют данное качество ситуативно. Данные позволяют говорить о том, что треть опрашиваемых педагогов привыкли руководить детской деятельностью и оставляют мало времени на проявление инициативы дошкольников. Это негативно сказывается на личностном развитии детей, что впоследствии может привести к проявлению ригидности детей в коммуникации и творчестве. Показатель "Воспитатель приветствует высказывания о мыслях и чувствах детей" для 59,7% воспитателей данный критерий является характерной чертой профессиональной деятельности. Иногда проявляют данное качество менее половины респондентов (38,2%). Для 2% педагогов характерно равнодушное отношение к мыслям и чувствам детей. Данное обстоятельство - недостаточно благоприятный фактор развития самостоятельности в суждениях детей. Если для свободного высказывания мыслей и эмоций детей не созданы соответствующие условия, то это может послужить почвой для развития комплексов в общении и замыкании личностных проблем на себе. В речи более 70% респондентов (71,8%) преобладают поощрения действий детей. 27,3%проявляют данное свойство ситуативно. Для 1% респондентов такое качество не свойственно. Показатель "поощрение действий детей" является важным условием их позитивной социализации в соответствии с ФГОС ДО. Около трети опрашиваемых воспитателей поощряют деятельность детей ситуативно, что может сказываться на развитии у детей заниженной самооценки. По показателю "Порицания воспитателя относятся к действиям ребенка, а не к личности" 73,6% педагогов проявляют как характерную черту стиля деятельности. 24,1% воспитателей проявляют данный показатель ситуативно.2,3% воспитателей выражают свое отрицательное отношение ребенку, а не к его действиям. Многие воспитатели забывают о важном правиле воспитания, что хвалить и ругать детей необходимо, не переходя на личности, а указывая на достижения и ошибки в деятельности. Воспитатели, не осознающие важности уважения личности маленького ребенка, могут нанести вред дошкольнику, приписывая ему качества, которых у ребенка еще нет (лень, лживость, неаккуратность) и которые могут закрепиться у него в более старшем возрасте. Показатель "При порицании дается образец действия" для 63,9% воспитателей является характерной чертой общения с дошкольниками. 41,5% педагогов проявляют данное качество ситуативно. Для 4,6% педагогов в деятельности не свойственно давать образец при порицании. Данный факт дает основание говорить о том, что воспитатели не понимают важности объяснения и пояснения своих слов. Чтобы дошкольники могли понять свои промахи, исправить их и не повторять, воспитателю необходимо дать разумное пояснение их действиям, не заостряя внимание на негативном моменте, а делая акцент на правильное поведение. Около половины опрашиваемых воспитателей не придают значения важному приему воспитания. Большинство воспитателей (77,6%) отмечают достижения ребенка в общении с ним. 22,2% педагогов ситуативно отмечают достижения ребенка. Для 0,2% воспитателей данный показатель не свойственен в работе. Для дошкольников очень важно понимать, что их достижения признаются, так как самооценка ребенка складывается из внешних факторов. Таким образом, по психолого-педагогическому условию "Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях" большинство воспитателей (от 53,9% до 77,6%) проявляют характерные черты в общении с детьми: ласковое обращение к ребенку, с улыбкой; внимание к настроению, желаниям, достижениям детей; поощрение самостоятельности детей; воспитатель приветствует высказывания детей о своих мыслях и чувствах; в речи воспитателя преобладают поощрения действий детей; порицания воспитателя относятся к действиям ребенка, а не к его личности; при порицании дается образец действия; воспитатель отмечает достижения ребенка. Ситуативное проявление данных показателей встречается в деятельности третьей части воспитателей (от 21,0% до 41,5%). Наиболее высокий процент ситуативности проявления по следующим критериям: при порицании дается образец действия (41,5%), и воспитатель приветствует высказывания о мыслях и чувствах детей (38,2%). По данным результатам мы видим, что довольно большое количество воспитателей не дают правильных образцов поведения ребенку, не понимают важности объяснения и пояснения своих слов. Чтобы дошкольники могли понять свои ошибки, исправить их и не повторять, воспитателю необходимо дать разумное пояснение их действиям, не заостряя внимание на негативном моменте, а делая акцент на социально приемлемом поведении. Если воспитатель не приветствует высказывания о мыслях и чувствах детей, то можно предположить, что в группах не создано условий для развития самостоятельности в суждениях детей. Это может послужить почвой для развития комплексов в общении и проявления ригидности. В целом, мы можем сказать, что психолого-педагогическое условие "уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях" выполняется воспитателями, но требуется внимание со стороны психологов к разъяснению важности данного показателя для создания благоприятной атмосферы в группе, где находятся дети.

×

About the authors

Olga Konstantinovna Sechkina

Regional socio-psychological center

Author for correspondence.
Email: Olga.kid@bk.ru

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of social Sciences and Humanities

str.Metallistov, 61A, Samara, 443034, Russia

References

  1. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО Издательство: Учитель, 2014 г.170 с.
  2. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО Издательство: Сфера, 2015. 46 с.
  3. Власова А.В. Развитие личности ребенка. Планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство: Сфера, 2011. 199 с.
  4. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Гриф УМО МО РФ. Издательство "Питер". 2015. 516 с.
  5. Игровая деятельность: методики и технологии // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. №1. С. 6.
  6. Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. - №5. - С. 24-31.
  7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Серия: Для воспитателей ДОУ, 2014. 333 с.
  8. Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. №4. С. 12-27.
  9. Нисская А.К. Современное дошкольное детство - территория игры // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. №3. С. 52-57.
  10. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва // Российская газета. 2013. 25 ноября.
  11. План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. №2. С. 44-49.
  12. Погребняк Л.П. Правовое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. 2014. 112 с.
  13. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. Под ред. М. Верховкина, А. Атарова. М.: Издательство КАРО 2014. 203 с.
  14. Пятница Т.В. Развивающая среда дошкольного учреждения: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Издательство: Белый ветер, 2008. 291 с.
  15. Свирская Л., Роменская Л. ФГОС дошкольного образования. Изд-во Великий Новгород: НИРО, 2014. 60 с.
  16. Смоляр Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: Изд-во: Минск, 2012 г. 176 с.
  17. Стандарты в дошкольном образовании: за и против // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №2. С. 12-15.
  18. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. №2. С. 50-57.
  19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336с.
  20. Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Сост. В.Т. Квасовка, Издательство: Белый ветер, 2007. 95 с.

Copyright (c) 2015 Sechkina O.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies