Pedagogical conditions of artistic taste formation among the students in the process of professional training

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The spiritual life of a modern man includes the variety of feelings which as «the baton» of the historical, cultural national experience is passed from the past to the future generations. So the artistic taste is the part of practically all man’s feelings. As we think the upbringing of soul which is capable to empathize is one of the main aims of the modern pedagogy. Embodiment of principles of democracy, humanistic priorities in development of artistic culture determine deep changes in the field of formation of personality artistic taste. A problem of development and formation of personality artistic taste is difficult, ambiguous and investigated by the representatives of different sciences. The criteria of aesthetic estimation of all spheres of people’s vital functions are focused in artistic taste, s/he comes forward as invariant basis for creation of personality-unique forms of behavior, thought and creative activity of personality. On the basis of the theoretical analysis and making foundations on the general methodological points of the modern pedagogical science for more efficient forming of the artistic taste of the students majoring in art in the process of professional training the article defines the pedagogical conditions: the integration of the disciplines of aesthetic and art cycle; the synthesis of the spatial types of art; use of variety of the creative art activity; the organization of the systematic acquaintance of students with the aesthetic and art values. Pedagogical conditions in the real teaching and educational process must be realized simultaneously.

Full Text

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также в Законе Украины «Про высшее образование» № 1556-VII отмечено, что особое значение приобретают вопросы совершенствования эстетического воспитания студентов, формирования и развития эстетических чувств, художественных интересов и вкусов в процессе профессиональной подготовки [1; 2].

Ряд концепций, пути и формы развития художественного вкуса отражены в научных трудах российских ученых: Л. Когана, О. Лармина, В. Разумного, В. Скатерщикова, Б. Лихачева, Б. Юсова; украинских ученых: Г. Сковороды, Л. Левчука, Д. Кучерюка, В. Панченко, Г. Шульги, Л. Масол, Г. Шевченко; зарубежных: Ганса Юргена Айзенка (Hans Jürgen Eysenck); Майкла Д. Коула (Michael D. Cole); Фрэнка Пламптона Рамсея (Frank Plumpton Ramsey).

Обоснованию и внедрению педагогических условий посвящено много научных работ по проблемам высшего образования (С. Даньшева, Л. Журавская, Л. Ишичкина, А. Калиниченко, И. Кузнецова, Л. Лысенко, Н. Семченко, Н. Сопнева и др.), но педагогические условия формирования художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки не были предметом исследования и требуют научного рассмотрения.

Цель статьи – рассмотреть понятие «педагогические условия» и обосновать педагогические условия формирования художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Мы считаем целесообразным определиться с пониманием категории «педагогические условия». Раскрытию их сущности способствует определение понятия «условия». В Большом толковом словаре современного украинского языка понятие «условия» имеет несколько значений: 1) взаимные договоренности о чем-то, договор, который вырабатывается в определенном социальном или профессиональном кругу; 2) необходимые обстоятельства, в которых совершается создание, образование чего-либо или способствование чему-то; 3) правила, которые существуют или устанавливаются в той или иной области жизни, деятельности, обеспечивающие нормальную работу чего-либо; 4) совокупность данных, положений, требований, которые лежат в основе чего-либо [3].

В философском значении условиями называют совокупность процессов и отношений, необходимых для выполнения, существования или изменения избранного объекта [4, с. 414]. В педагогическом исследовании Л.М. Журавской под «условиями» понимают: во-первых, представляемый результат действий участников; во-вторых – существующие факторы, влияющие на процесс достижения целей [5, с. 7].

Исходя из этих определений, приходим к выводу, что педагогические условия как предмет педагогического исследованияэто специально организованные в педагогическом процессе мероприятия, требования, которые состоят в определении приоритетов между компонентами педагогической системы, важных для объекта и предмета исследования.

На основе теоретического анализа и общих методологических положениях современной педагогической науки для эффективного формирования художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки мы определили потребность и обозначили определенные педагогические условия:

интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла;

– синтез пространственных видов искусства и дизайна;

– использование разновидностей художественно-творческой деятельности;

– организация систематического ознакомления студентов с художественно-эстетическими ценностями.

Абсолютно очевидно, что эти четыре условия взаимозависимы как по сути, так и процессуально, поэтому в реальном учебно-воспитательном процессе должны реализовываться одновременно, то есть в комплексе. Они позволят эффективнее реализовывать на практике формирование художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки, сгладив противоречия, существующие в традиционной педагогической системе.

Рассмотрим детальнее предложенное нами первое педагогическое условие формирования художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки – интеграцию дисциплин художественно-эстетического цикла.

В современных условиях развития системы высшего образования и внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс большое значение приобретает проблема интегрированного преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла у студентов художественных специальностей, где интеграция есть наисовременнейший подход к конструированию содержания образования – общего и профессионального. Дисциплины художественно-эстетического цикла содержат наибольший интегративный потенциал, который преподаватель художественных дисциплин должен методически грамотно подать. Соответственно, главной целью высшего педагогического образования является профессиональная подготовка будущих художников и дизайнеров высокой квалификации согласно социальному заказу. В основе такой подготовки обязательно должна быть теоретико-практическая деятельность преподавателя – художника учебно-воспитательного процесса, то есть творческого человека, работающего над раскрытием особенностей духовно-эстетического потенциала комплекса искусств, активизирующего развитие эмоционально-чувственного восприятия красоты изобразительного искусства и обогащение духовно-ценностных ориентаций, художественно-эстетического мировоззрения. Интеграционный подход в искусствоведческом образовании требует активизировать самостоятельность поиска новой искусствоведческой информации, а также ее использования в практике художественно-эстетического образования студентов художественных специальностей.

В течение последних десятилетий проблема использования комплекса искусств в области художественного и высшего образования разрабатывалась учеными Н. Анищенко, Л. Баженовой, Н. Волковой. О. Соколовой, Т. Сорочан, В. Стрилько, Г. Шевченко, Б. Юсовым и др. Исследователями Л. Масол, В. Орловым, Г. Падалко, О. Рудницкой и др. была поднята также проблема готовности преподавателей к интегрированному преподаванию художественных дисциплин.

В. Орлов, в частности, замечает, что содержание художественных дисциплин реализовывается в учебно-воспитательном процессе через личность преподавателя, который владеет общей, художественно-эстетической и профессиональной культурой, критичным и последовательным профессионально-педагогическим мышлением, свободным от устоявшихся стереотипов недавнего прошлого [6, с. 17]. Поэтому ведущими специалистами и учеными в области художественного образования была разработана инновационная концепция полицентричной интеграции содержания высшего художественного образования, инновационные научно-методологические подходы, художественно-педагогические технологии, а также уточнено понимание основных художественных закономерностей, категорий, понятий относительно интеграции искусства.

В контексте разработки этого педагогического условия отметим, что интегрирующими факторами содержания современного высшего образования являются компоненты, которые могут вводиться в другое содержание, объединяться или сливаться с ним в системы более высокого порядка, не утрачивая одновременно своей специфики. Эти факторы являются основой разнокачественного содержания и при этом не обязательно преобладают количественно. Важно, чтобы достигалась общность, а степень и уровень созданного интегрированного содержания могут быть разными [7, с. 31].

Основные пути и направления интеграции связаны с переходом системы высшего профессионального образования от узкоспециального обучения к обучению в группах профессий и по профессиям широкого профиля, что должно быть отражено в интегрированных программах профессионального образования, а также при создании интегрированных курсов, комплексных интегрированных занятий. При разработке этого условия учтено, что характер интеграции на уровне отдельных курсов, занятий может быть разным:

– интеграция, основанная на объединении смежных дисциплин (дисциплин специализации);

– интеграция знаний из разных отраслей (науки, техники, искусства);

– интеграция, основанная на объединении теоретических курсов специальных дисциплин и практических курсов.

В нашем исследовании мы используем интеграцию, основанную на объединении смежных дисциплин (дисциплин специализации). Интеграция учебных дисциплин специализации подталкивает к более заинтересованному и осмысленному восприятию материала, что усиливает мотивацию обучения, дает возможность эффективнее использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподавании разных предметов. Систематическое и органичное усвоение понятий и способов деятельности по новому предметному материалу обеспечивает формирование умений применять ранее полученные знания. Интегрированная подготовка будущих специалистов отличается высокой степенью сотрудничества преподавателей и студентов, гибкостью, индивидуализацией обучения, обеспечивает подготовку молодежи к управлению процессом самообразования.

Существенной содержательной характеристикой рассмотренного условия является то, что применение интеграции позволяет:

– обеспечить самоопределение и самореализацию специалиста в разных сферах профессиональной и смежных с ней видах деятельности;

– создать условия для формирования целостной картины мира и отрасли труда;

– развить системное мышление будущего профессионала, что позволяет видеть явления во всех взаимосвязях;

– обеспечить целостное развитие личности (социальное, духовное и интеллектуальное);

– установить более тесные связи обучения с практической деятельностью, производством и наукой;

– решить проблему перегрузки студентов [8, с. 51–52].

Интеграция учебных дисциплин специализации оказывает на студентов наиболее эффективное воздействие, поскольку благодаря своей универсальности плодотворно развивает их эмоционально-чувственную сферу, углубляет знания, интенсифицирует визуальный и сенсорный опыт, формирует общую и эстетическую культуру личности, художественный вкус.

Рассмотрим детальнее второе педагогическое условие – синтез пространственных видов искусства и дизайна. В советском энциклопедическом словаре «синтез искусств» имеет следующее определение: «органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организовывает материальную и духовную среду бытия человека» [9, с. 1212]. Как известно, синтез искусств существует в двух формах. Первая включает только пространственные искусства, которые мы воспринимаем зрением (архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, художественная фотография). Вторая форма объединяет пространственные и временные искусства, которые мы воспринимаем и зрением, и слухом одновременно (хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк и т.д.). Они, в свою очередь, получили название синтетических искусств [10].

Учитывая то, что наше исследование посвящено формированию художественных вкусов у студентов художественных специальностей, мы в контексте второго условия будем рассматривать синтез пространственных видов искусства, то есть архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и дизайна. Синтез искусств предполагает органическое единство, взаимосвязь, взаимодействие разных видов искусства и дизайна, призванных способствовать эстетическому оформлению материальной и духовной среды жизнедеятельности человека. Достигается синтез искусств и дизайна гармоничным соединением отдельных компонентов на основе идейно-художественного замысла, композиционного согласования стилей, жанров, пропорций, ритмов и т.д.

Синтез заложен практически в основу формирования всех видов искусства. Поэтому более полно понять образ достижения мы можем тогда, когда учтем, насколько соответствует замыслу достижения тот или иной его компоненты. В истории изобразительного искусства известны разнообразные формы синтеза. Так, архитектура и монументальная живопись постоянно тяготеют к объединению (мы не можем представить действующий храм с совершенно пустыми стенами). Монументальная живопись и скульптура, выполняя свои собственные задачи, обогащают и формируют архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе принимает участие изобразительное и декоративно-прикладное искусство, посредством которых создается предметная среда, окружающая человека.

Понятие «синтеза искусств» включает создание качественно нового художественного явления и не сводится к сумме составляющих компонентов. Составляющие синтеза искусств создают новое идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство; общность использования разных пространственных видов искусств и дизайна в организации пространства и времени; согласованность масштаба, пропорций и ритма. Все это порождает в произведении искусства качества, способные активизировать его восприятие, создают многоплановость, многогранность развития идейного замысла творца, оказывают на зрителя разностороннее эмоционально насыщенное влияние, обращаясь ко всей полноте его чувств. В этом состоят огромные социально-воспитательные возможности синтеза искусств.

Для нашего исследования мы определяем синтез пространственных видов искусства и дизайна как равноправный союз, стремящийся к единой цели и в результате дающий новое художественное качество, способствующее формированию развитого художественного вкуса.

Рассмотрим детально третье педагогическое условие – использование разновидностей художественно-творческой деятельности.

Благодаря эмпирическим методам исследования – анкетированию и педагогическому наблюдению – мы пришли к выводу, что у студентов художественных специальностей не только разный уровень интересов и потребностей в изобразительном искусстве, глубина понимания художественного творчества, но и разные мотивационные потребности и стимулы их возникновения. Одни потребности возникают тогда, когда уже есть сформированная система ценностей и художественный вкус и не хватает лишь отдельных их звеньев, которые ищет студент в процессе профессиональной подготовки. Иные потребности вызваны стремлением к новизне. Одни студенты связывают свои потребности с процессом восприятия произведений изобразительного искусства, познанием их ценности; другие обнаруживают потребность в ознакомлении с изобразительным искусством как средство развлечения; третьи обнаруживают потребность использования знаний изобразительного искусства для обогащения практической деятельности. Именно поэтому в исследовании мы рассматриваем формирование художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки как возможность расширения диапазона эстетических знаний, осмысления, обобщения, систематизации и закрепления их, формирование потребности творчески реализовать себя в разнообразных видах художественно-творческой деятельности.

В процессе формирования художественного вкуса у студентов важно учитывать, что эстетические и художественные потребности студентов связаны с особенностями их возраста, потребностью поиска смысла жизни, социального самоопределения, потребностью общения, самоутверждения. А. Семашко, исследуя динамику отношений студентов к искусству в течение их обучения в институте, пришел к выводу, что с переходом на старшие курсы у студентов последовательно возрастает установка на искусство как средство отдыха, развлечения, в некоторой степени возрастает роль искусства как средства воспитания и эстетического наслаждения, однако снижается роль искусства как толчка к работе и творчеству [11].

Соглашаясь с автором, что изменение отношения к искусству является сложным диалектическим процессом, который определяется сменой системы потребностей отношений к действительности, возрастных и социальных особенностей становления студентов, мы стремимся подчеркнуть мысль о решающем влиянии потребностей на развитие художественного вкуса в высшем учебном заведении. Стихийность формирования художественного вкуса в высшем учебном заведении рождает поверхностный контакт с искусством. Последовательное развитие и целенаправленное управление формированием художественного вкуса в процессе учебной деятельности, организация полноценной художественной жизни, органическое единство эстетического воспитания с другими сторонами воспитательного процесса, а также с профессиональной ориентацией личности – все это формирует высокий уровень художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Однако определяющим атрибутом художественной деятельности является творчество – получение нового общественно ценного продукта, чего нельзя достичь за счет стандартных методов и локальных средств. Художественное открытие достигается путем максимальной мобилизации возможностей всех областей психики, благодаря синкретизации ее составляющих. Художественное сознание постоянно диффундирует с другими уровнями психики, обогащается смыслами из сферы неосознанного.

Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн как особенные виды художественно-эстетической деятельности человека развивают творческое мышление, эмоции, фантазию как самого творца, так и зрителя, у которого при восприятии визуального образа происходит процесс профессионального формирования зрения, при котором художник или дизайнер воспринимает красоту цвета и формы, объема и композиционных соотношений.

В формировании полноценной, гармонически развитой творческой личности большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. В этом смысле изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн не только способствуют взгляду на мир в его разнообразных явлениях, но и развивают чувственно-творческие художественные способности человека. Художественно-творческая деятельность имеет большое значение для умственного развития, восприятия, памяти, мышления, формирования эстетического и художественного вкуса, психологического и нравственного духовного мира индивида.

Художественно-творческая деятельность в процессе профессиональной подготовки интегрирует знания и практическую деятельность студентов относительно изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна, поэтому мы используем ее как одно из составляющих педагогических условий. В процессе художественно-творческой деятельности происходит осознание отношения человека к действительности, своей социальной значимости, закрепляется уверенность в себе и своих силах. Знания, навыки, полученные в процессе художественного творчества, человек может перенести в трудовую, учебную, социальную сферы, быт и общение, придать им эстетический характер. Использование разновидностей художественно-творческой деятельности в процессе учебно-воспитательной работы базируется на ведущем доверительно-диалогическом стиле педагогического общения, который характеризуется открытостью и откровенностью общения преподавателя и студента, когда они находят конструктивный ответ или общее решение проблемного вопроса.

Четвертым педагогическим условием является организация систематического ознакомления студентов с художественно-эстетическими ценностями.

Художественный вкус – это вкус высшего порядка, принадлежащий к духовной сфере личности, поэтому формирование его будет эффективным лишь под влиянием продуктов духовного происхождения, прежде всего произведений искусства. Произведения изобразительного искусства раскрывают перед студентами богатство окружающей среды, активизируют чувство гармонии, красоты, а также формируют собственное отношение к тому, что изображено, а через него к действительности.

Интерес и потребность естественно находятся в контексте других эстетических категорий, связанных с эстетической деятельностью и эстетическим сознанием. Основной вид эстетической потребности – художественная, в которой выражается исторически обусловленное отношение личности к художественным ценностям. Такое отношение выражается в отдельных видах деятельности, связанных с искусством: восприятие, освоение достояния предметов, средств художественной информации и художественной деятельности.

Несомненно, художественный вкус развивается на основе систематического восприятия произведений изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и т.д. Студент художественных специальностей должен иметь глубокие знания истории разных видов искусства, знать основоположников и творцов искусства, а также эпохи создания наилучших его образцов.

Восприятие – это, прежде всего, ряд процессов, в ходе которых информация сочетается в сенсорный образ и интерпретируется как информация, порожденная объектами или событиями окружающей среды. Восприятие характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых являются: предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Однако восприятие произведений изобразительного искусства и дизайна требует от зрителя, независимо от возраста, основательной подготовки, опыта и понимания основополагающих закономерностей искусства, что во многом зависит от особенностей эстетического развития, духовной культуры, сформированности художественного вкуса не только каждого отдельного человека, но и общества, класса, народа. Лишь постепенно расширяя свое знание законов искусства, знание того, как создаются художественные произведения, можно прийти к более полному пониманию творчества художников, их идей и замыслов, той красоты, что часто бывает заложена лишь в самих глубинах художественного образа.

В связи с этим формирование художественного вкуса предусматривает четкое планирование работы, разработку системы мероприятий по эстетическому воспитанию, на которые должны быть направлены усилия всего педагогического коллектива. Хорошо поставленная учебно-воспитательная работа по формированию художественных вкусов позитивно влияет на чувства, волю, характер и убеждения студентов, пробуждает и развивает в них художественные способности и таланты.

Следует также отметить, что в современных условиях становления государства, экономических и социально-культурных изменений, вступления учебных заведений России и Украины в Болонский процесс, одной из важнейших проблем стало дальнейшее развитие и перестройка системы образования, в частности художественно-дизайнерского, что, прежде всего, обусловлено необходимостью использования инновационных методов преподавания учебных дисциплин.

Обобщая, заметим, что обеспечение целостности и сбалансированности всех звеньев формирования художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки – задание высокой степени сложности, решение которого требует непрерывного повышения квалификации преподавателей, их профессионального методического мастерства, заинтересованности в новых педагогических технологиях, самоусовершенствования индивидуальных способностей, что помогает осуществлять полноценную профессиональную подготовку студентов.

Таким образом, обоснованные педагогические условия создают возможность преподавателям целенаправленно обеспечивать формирование художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки, в соответствии с определенными принципами, методами и содержанием учебно-воспитательной деятельности с высокой вероятностью достижения конечного результата.

×

About the authors

Mikhail Yurievich Birukov

Lugansk Taras Shevchenko National University

Author for correspondence.
Email: birukovmu@rambler.ru

associate professor of the Chair of Design and Project Technologies

Russian Federation, Lugansk

References

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012: по состоянию на 01.09.2013.
  2. Закон України «Про вищу освіту» № 1556-VII: остання редакція від 01.01.2015.
  3. Великий тлумачний словник сучасної української мови / уклад. і голов. ред. В.Т. Бусел. К.: Ірпінь: ВТФ «Перун», 2004. 1440 с.
  4. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.
  5. Журавська Л.М. Педагогічні умови управління самостійною роботою студентів вищих закладів освіти: автореф. дис. … канд. пед. наук. К., 1999. 20 с.
  6. Орлов В.Ф. Професійне становлення вчителів мистецьких дисциплін: монографія / заг. ред. І.А. Зязюна. К.: Наукова думка, 2003. 276 с.
  7. Сова М. Інтеграція художньо-естетичних знань у сучасній парадигмі освіти // Рід. шк. 2003. № 3 (878). С. 30–32.
  8. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2002. 188 с.
  9. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энцикл., 1987. 1599 с.
  10. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. 496 с.
  11. Семашко А.Н., Сунна У.Ф. Развитие эстетической культуры молодежи. М.: Знание, 1980. 64 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Birukov M.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies