Комплекс ритуальных предметов из элитного женского погребения в Западном Казахстане

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье подробно рассматриваются предметы из женского погребения кургана 6, могильника Таксай-1, расположенного в Западно-Казахстанской области, Теректинском районе, близ поселка Долинное. Сложное архитектурное надмогильное сооружение, сопутствующий обряд захоронения с применением огня, наличие богатой одежды с разнообразными украшениями, комплекс специфичных предметов, обнаруженных в яме, свидетельствуют об особом статусе погребенной. Все археологические материалы из центральной ямы кургана 6 выполняли определенную роль в жизни ранних кочевников, составляли комплекс ритуальных вещей для совершения особых обрядов. Предназначение, функциональная значимость всех артефактов, выявленных в могиле, подчеркивают отношение погребенной к жреческому сословию. В научной литературе нет единого мнения о существовании в древности жречества как профессии, но у ранних кочевников почитался культ женщины-прародительницы, а жрицы являлись проводниками, хранительницами огня, Солнца, почитали богиню, отвечающую за плодородие. Захоронения богатых жриц отличаются особой пышностью погребального ритуала, наличием золотых украшений и индивидуальным составом инвентаря. Все эти характерные черты прослеживаются в кургане 6 могильника Таксай-1, он является культовым памятником, подтверждающим существование в социальной организации кочевого общества особого жреческого статуса.

Полный текст

Курганный комплекс Таксай-1 получил широкую известность в научном мире. Могильник расположен в 8 км южнее поселка Долинный, в 2 км севернее одноименной станции в Теректинском районе Западно-Казахстанской области, обнаружен и исследован в 2012 г. археологическим отрядом Центра истории и археологии ЗКО. В кургане 6 было выявлено захоронение женщины из привилегированного сословия [1]. Рассматриваемое погребение интерпретировалось как «царское», однако анализ всех археологических материалов из кургана говорит о ее принадлежности к жреческому сословию.

В научной литературе остается открытым и спорным вопрос о существовании в древности жречества как профессии, это объясняется трудностью выделения среди исследованных памятников конкретно жреческих могил, и, как правило, специфичные предметы, характерные для жрецов, относят к женским погребениям. Видный археолог Б. Граков по итогам своей работы 1928 г. сделал вывод, что у ранних кочевников почитался культ женщины-прародительницы, а жрицы являлись проводниками, хранительницами огня, Солнца, почитали богиню, отвечающую за плодородие. К.Ф. Смирнов также выделял жреческое сословие и отмечал, что захоронения богатых жриц отличаются особой пышностью погребального ритуала, наличием золотых украшений и устойчивым составом инвентаря [2, с. 202]. Археологические материалы из кургана 6 могильника Таксай-1 интерпретируются как ритуальные, с помощью которых проводили обряд очищения огнем, лечили, варили ритуальный напиток, проводили обряды возлияния богам, и принадлежали они, безусловно, представителю жреческого сословия.

Курган 6 был расположен на восточной окраине могильника, высота кургана 1,0 м, диаметр 41,0 м (рис. 1). Под насыпью кургана было зафиксировано три женских захоронения, два из которых выполнены на уровне древнего горизонта, женщины были обезглавлены, ориентированы на ЗЮЗ. Основное погребение было совершено в центральной яме подквадратной формы, перекрытой двойным бревенчатым накатом из тополя. Верхний слой наката покрывал всю яму, в центральной части ямы зафиксирован столб, он возвышался над перекрытием, вероятно, служа основой для шатровой конструкции, которая держалась на нем (рис. 2). Диаметр бревен 0,20–0,25 м. Глубина ямы – 3,50 м от R, размер ямы по дну 5,70 × 5,40 м. На перекрытии у западной и южной стен ямы были обнаружены четыре комплекта конской узды [3, с. 149–160]. Под перекрытием южная стена ямы была выложена деревом, в виде полудиска с отходящими от него «лучами», западная – параллельными линиями, расположенными под наклоном с юга на север. Под полудиском разложены золотые свастиковидные бляшки, зубы волка в золотой оправе, подвеска трапециевидная, а по длине стен выявлены кости лошади.

У восточной стены могильной ямы покоился скелет женщины, вытянутый на спине, головой, ориентированной на ЗЮЗ. В результате применения огня в погребальном обряде, кости женщины смещены, череп раздавлен. Лицевая сторона обращена к северу, челюсть лежала на левом плече. Руки были расставлены в стороны. У погребенной отсутствовали кости стопы, фаланги, плюсны и предплюсны обеих ног. Длина костяка – 1,50 м.

 

Рисунок 1 – Топографический план курганного комплекса Таксай-1

 

Рисунок 2 – План кургана № 6. 1 – глиняный кольцевой вал; 2 – прокаленный вал, выложенный из сырцовых блоков; 3 – фрагменты бревенчатого надмогильного перекрытия; 4 – центральная яма. ЖК – жертвенный комплекс, П 1 – погребение 1, П 2 – погребение 2

 

Особый статус женщины был выделен погребальным убранством, украшенным золотыми нашивными бляшками, выполненными в зверином стиле [4–6]. Основная часть декора костюма состояла из солярных символов в виде свастиковидных бляшек. Культ Солнца занимал одно из особых мест в мировоззрении ранних кочевников, он олицетворял идею начала жизни. Свастика являлась символом плодородия, а в индийской мифологии традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости [7, с. 481], солярные символы выступали как инсигнии власти и подчеркивали положение человека в обществе. Рукава платья погребенной были выделены подвесками-амулетами из зубов и клыков волка в золотой оправе. На голову женщины был надет конусовидный, высокий головной убор с навершием в виде скульптурной протомы горного козла (архара). Остроконечные шапки, по мнению К.А. Акишева, носили и скифы, и саки [8, с. 44], вероятно, их носили и ранние кочевники Приуралья. Конструкция головного убора интерпретируется как древо жизни, она отражала представления номадов о трехчастности мироздания [9, с. 11]. Наличие образа животного на навершии какого-либо предмета являлось символом сакрализации царской власти, высокого положения [10, с. 141]. Затрагивая классификацию животных в духовном мире ранних кочевников, следует отметить, что козел относился к особо ритуально значимым животным. По мнению Б.А. Литвинского, у ираноязычных народов существует культ козла, олицетворяющий культ гор, цикл «дерева и плодородия» [11, с. 145], что, возможно, и заложено в структуре описываемого головного убора.

На шее, запястьях, в области висков были зафиксированы золотые украшения. Браслеты омеговидной формы с наконечниками в виде упрощенной сцены терзания фантастическим рогатым хищником травоядного животного, височные подвески с многочисленными семенами растений, гривна.

В камере рядом с погребенной лежали предметы, которыми она пользовалась при жизни:

  1. На правой лучевой кости погребенной лежало двустороннее бронзовое зеркало в ореховом футляре с боковой ручкой, обложенной золотым листом, верхняя и нижняя части ручки оформлены в виде двух стилизованных голов грифонов в зеркальном отражении, при совмещении которых получался солярный символ, повторяющий форму свастиковидных бляшек на одежде погребенной. Зеркало являлось важным и необходимым предметом в ритуальном обряде, имеющем религиозно-магическое значение в изгнании злых духов [12, с. 174], в лечении, применении их в качестве оберегов. Их форма и традиция оформления связаны с символикой солнца, плодородия, женского начала. Значимость зеркала в обрядности не изменилась, она до сих пор актуальна в современной этнографии многих народов мира.
  2. Возле кисти левой руки выявлен сосудик в форме миниатюрного горшочка темно-синего цвета из полихромного стекла. Подобные миниатюрные туалетные сосудики использовались для косметических составов. Изготавливались эти сосуды в Иране в V в. до н.э. Значительное количество их зафиксировано в Южном Приуралье и Нижнем Поволжье в женских захоронениях [13, с. 252].
  3. В центральной части ямы у осевого столба был обнаружен фрагмент деревянной чаши с шестью золотыми оковками по венчику (рис. 3). Оковки были изготовлены из кованого золотого листа в виде клюва птицы, копытца животного с просечкой треугольной формы и тремя полукруглыми выступами по нижнему краю загнутой внутрь стороны, в виде двух голов птицы в зеркальном отражении, в виде головы хищной птицы с мощным, длинным загнутым клювом. Подобные сосуды с золотыми накладками использовались для сакральных напитков [14, с. 71; 15, с. 94; 16, с. 56], являлись чашами для возлияния богам.
  4. Рядом с чашей лежал бронзовый котел на высокой конусовидной ножке. У котла имелись две вертикальные петлевидные ручки с навершиями в виде трех выступов и две ручки-петельки, прикрепленные на уровне центральной части тулова котла, под вертикальными ручками. Котел имел носик-слив в виде протомы верблюда-бактриана с вытянутой шеей, что подчеркивало значимость предмета как в ритуале, так и в обряде. Человек, проводивший ритуальные обряды с котлом, бесспорно, был наделен специальными полномочиями. Он являлся ритуальным символом, через него открывался космос, позволявший заполнить мир человека «жизненно важными ценностями» [17, с. 96].
  5. Возле котла была обнаружена узда № 5 [3, с. 141]. Комплект узды № 5 относится к категории «бытовой» узды [18, с. 240] и относился к личным вещам женщины, в отличие от четырех комплектов, найденных на перекрытии, псалии узды № 5 были выполнены из железа.
  6. Севернее осевого столба был зафиксирован железный нож, лежавший острием с севера на юг.
  7. К югу от столба была обнаружена жаровня. К.Ф. Смирнов называет жаровни характерным предметом быта и религиозных культов [2, с. 136], их применяли в ритуальных целях [19, с. 61]. Жаровня предназначалась для окуривания помещения и изгнания злых духов, подобные жаровни используются в современной этнографии Ирана. В современных иранских домах нередко имеется маленькое подобие жаровни: невысокий сосуд, установленный на подносе. Вниз кладут горячие угли, а семена эсфанда насыпают сверху и окуривают помещение.
  8. Рядом с жаровней была положена стеклянная полихромная чашечка, вокруг которой найдена россыпь бусин. Бусины глазчатые, голубого, желтого цвета и одна белого. Подобные бусины были широко распространены на протяжении долгого времени.
  9. В северо-западном углу ямы был обнаружен ритуальный комплекс (рис. 4). Он представлял собой деревянный короб из ореха размерами 50,0 × 80,0 см, в котором обнаружены: кисти двух особей волка, нож с костяной рукояткой, деревянный гребень с изображением противостояния ахеменидов на колеснице и пешего воина-кочевника. На гребне лежал алебастровый сосудик, клыки и зубы волка, а также тёрочник с пестом, галька. На одном клыке просверлено отверстие, как на клыках-подвесках в золотой оправе. На рукоятке ножа лежал наносник в виде стилизованной головы хищной птицы. Тёрочник с пестом мог предназначаться для растирания красок. К.Ф. Смирнов считает возможным, что жрецы татуировались перед исполнением сакральных обязанностей [2, с. 202]. Важным аспектом в погребальном обряде кургана 6 могильника Таксай-1 является наличие лап, зубов и клыков волка. Волк в архаических культурах кочевников был сакральным существом, образ этого зверя был табуизирован, многие народы связывали волка с небом, верили, что волк является носителем многочисленных магических свойств. Лапами волка жрецы лечили людей в древности; возможно, этим и объясняется наличие лап двух особей волка в ритуальном коробе Таксайской жрицы, клыков и зубов в виде амулетов-подвесок на платье и у южной стены ямы под полудиском.

 

Рисунок 3 – Деревянная чаша с золотыми оковками (художественная реконструкция)

 

Рисунок 4 – Ореховый короб с ритуальными предметами (художественная реконструкция)мм

 

Анализируя весь комплекс предметов, расположенных в яме, можно предположить, что это погребение принадлежит привилегированной женщине – жрице, выполнявшей религиозные обряды, это культовое захоронение женщины, что объясняется наличием сугубо ритуальных предметов в погребальной камере. Она вполне могла быть служителем бога Солнца.

Весь инвентарь в могиле представляет собой ритуальный комплекс, в той или иной степени использовавшийся в проведении магических обрядов. Многие элементы костюма тесно связаны с религиозными представлениями, золотые бляшки, выполненные в зооморфном стиле, выступали в магическом значении. Все вещи являлись необходимыми атрибутами для проведения обрядов, они выступали как ритуальные символы, обращенные к двум мирам, и выполняли функции посредников [16, с. 95].

Могилы, в которых была находка двух и более уздечных наборов, К.Ф. Смирнов относил к конным жрицам [2, с. 203], учитывая то, что для женских погребений наличие узды было весьма редким явлением. В кургане 6 было обнаружено пять наборов конской узды. Стоит взять во внимание особенности расположения четырех комплектов узды на могильном перекрытии, вполне возможным считается предположение о том, что ранние кочевники при сооружении погребальной камеры имитировали загробную колесницу. Колесница была боевым средством высших слоев общества, обладала большой силой воздействия на противника, поэтому вполне могла сакрализироваться и «сопровождать» представителя жреческого сословия в «загробную жизнь», в сторону заката Солнца. Все погребенные в кургане головой ориентированы на ЗЮЗ.

В таксайском погребении явно прослеживаются параллели с индоиранской религиозной мифологией, это выражается в культе огня, поклонении огню как высшему началу, в почитании божества Солнца. Курганные комплексы, совершенные с применением огня и со сложными внутри- и надмогильными конструкциями – это усыпальницы, принадлежащие военной аристократии, жречеству и племенным вождям кочевников раннего железного века, расселявшихся на территории Южного Приуралья. Постройки заключали погребения представителей родоплеменной знати, наиболее знатных женщин-жриц хоронили на «отдельном участке могильника», специально для них сооружали курганы [20, с. 155; 21, с. 86], в могилу клали вещи, принадлежащие им, значительная часть которых представляла ритуальные комплексы. Все эти характерные черты прослеживаются в кургане 6 могильника Таксай-1.

×

Об авторах

Яна Амангелдиевна Лукпанова

Западно-Казахстанский областной центр истории и археологии

Автор, ответственный за переписку.
Email: yana_2004_75@mail.ru

старший научный сотрудник археологического отдела

Россия, Уральск

Список литературы

  1. Сдыков М.Н., Лукпанова Я.А. Ранние кочевники Западного Казахстана (на примере комплекса Таксай I). Уральск: Полиграфсервис, 2013. 292 с.
  2. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964. 380 с.
  3. Лукпанова Я.А. Комплекты конского снаряжения кургана № 6 комплекса Таксай 1 (предварительный обзор) // Всадники Великой степи: традиции и новации: Труды филиала Института археологии им. А.Х. Маргулана в г. Астана. Астана, 2014. 352 с.
  4. Алтынбеков К. Возрожденная из пепла. Реконструкция по материалам погребения жрицы из комплекса Таксай I. Алматы: Остров Крым, 2013. 64 с.
  5. Лукпанова Я.А. Реконструкция женского костюма из элитного погребения Таксай-1: взгляд археолога // Поволжская археология. 2017. № 1 (19). С. 145-156.
  6. Лукпанова Я.А. К вопросу об изучении зооморфного кода сарматов Западного Казахстана (по материалам кургана 6 погребения Таксай 1) // Константин Федорович Смирнов и современные проблемы сарматской археологии: мат-лы IX междунар. науч. конф. «Проблемы сарматской археологии и истории», посв. 100-летию со дня рождения К.Ф. Смирнова. Оренбург: ОГПУ, 2016. С. 144-152.
  7. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
  8. Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: Искусство, 1978. 132 с.
  9. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов: очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М.: Восточная литература, 1994. 203 с.
  10. Синика В.С. Артефакт с зооморфным навершием из кургана 31 могильника позднескифского времени у с. Глиное // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции: мат-лы тематической науч. конф. СПб., 2004. С. 138-142.
  11. Литвинский Б.А. О семантике двух изобразительных мотивов памирского «звериного стиля» // Тезисы докладов III всесоюз. конф. по вопросам скифо-сарматской археологии. М., 1972. С. 144-148.
  12. Вагнер Е.В. История изучения сарматских бронзовых зеркал // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. № 1 (21). С. 168-176.
  13. Трейстер М.Ю. Стеклянные сосуды в «технике сердечника» из раннесарматских погребений Южного Приуралья // XVIII Уральское археологическое совещание: культурные области, археологические культуры, хронология: мат-лы XVIII Уральского археологического совещания. Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. С. 249-252.
  14. Федоров В.К. Ритуальная посуда для отправления культа сомы из центрального Филипповского кургана // Ювелирное искусство и материальная культура: тез. докл. IV коллоквиума в ГЭ. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997. С. 70-72.
  15. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата: Наука, 1984. 176 с.
  16. Королькова Е.Ф. Ритуальные чаши с зооморфным декором в культуре ранних кочевников. Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 36 / отв. ред. А.Ю. Алексеев. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. С. 28-60.
  17. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры: сб. статей / отв. ред. А.С. Мыльников. Л.: Наука, 1989. С. 89-101.
  18. Очир-Горяева М.А., Дворниченко В.В. Особенности расположения предметов узды в погребальных комплексах (по материалам могильника Кривая Лука) // Нижневолжский археологический вестник. 2006. № 8. С. 236-245.
  19. Сокровища сарматских вождей (Материалы раскопок Филипповских курганов) / под общ. ред. Л.Т. Яблонского. Оренбург: Димур, 2008. 144 с.
  20. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М.: Наука, 1975. 175 с.
  21. Кадырбаев М.К. Курганные некрополи верховьев р. Илек // Древности Евразии в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1984. С. 84-93.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Топографический план курганного комплекса Таксай-1

Скачать (82KB)
3. Рисунок 2 – План кургана № 6. 1 – глиняный кольцевой вал; 2 – прокаленный вал, выложенный из сырцовых блоков; 3 – фрагменты бревенчатого надмогильного перекрытия; 4 – центральная яма. ЖК – жертвенный комплекс, П 1 – погребение 1, П 2 – погребение 2

Скачать (54KB)
4. Рисунок 3 – Деревянная чаша с золотыми оковками (художественная реконструкция)

Скачать (12KB)
5. Рисунок 4 – Ореховый короб с ритуальными предметами (художественная реконструкция)мм

Скачать (12KB)

© Лукпанова Я.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах