Pedagogical reflection development in the course of prospective elementary school teachers’ training for professional activity

Cover Page

Cite item

Abstract

The paper deals with features of pedagogical reflection development of prospective elementary school teachers during their training at a higher education institution. The authors analyze modern requirements to personal and professional qualities of a teacher, his or her social value and worthiness caused by radical modernization and cardinal transformations of Russian system of pedagogical education. The authors show that at a high school it is important for students to change position from a consumer of information to a creator of knowledge, to develop personal features, to understand the results of his or her pedagogical activity. The paper contains advantages of such an approach of ensuring systemacy of higher pedagogical education updates. Professional activity of each teacher has to be adapted to these changes. Each teacher has to understand the environment surrounding him; s/he has to be ready for continuous self-education to increase the efficiency of the daily practical activities. In this regard the authors suppose that reflection is a necessary and a major component of pedagogical activity structure. Reflection is supposed to be teacher’s personal analysis of his or her activity. The authors of the paper think that pedagogical activity has a reflexive character as a teacher who organizes pupils’ activity is obliged to correct his or her actions from a pupil’s position, it is obligatory to take their views into account, to see their inner world and their emotional state. On the basis of the given arguments the authors come to the conclusion that a teacher’s significant professional quality is his or her ability to reflect.

Full Text

В соответствии с современной компетентностно-ориентированной образовательной парадигмой будущий учитель должен регулярно осуществлять контроль и корректировать свой личностный рост, осуществлять рефлексию результатов своей профессиональной деятельности [1, с. 912].

Педагогическая деятельность по своей сути обладает рефлексивным характером, так как, организуя деятельность обучающихся, учитель стремится смотреть на себя и свои действия глазами своих подопечных, учитывать их взгляды, представлять их внутренний мир и эмоциональное состояние. Значимым и профессиональным качеством педагога является готовность и способность к рефлексии. Выстраивая свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, диалога, при этом создаются условия межсубъектных отношений участников педагогического процесса [2, с. 42].

В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своим коллегой - другим педагогом, с различными педагогическими технологиями, различными моделями педагогической деятельности и т.д. [3, с. 118].

Следовательно, рефлексия в педагогическом процессе - это процесс и результат фиксирования субъектами образования (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Педагогическая рефлексия предполагает взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот [4, с. 179].

Так как педагогический процесс подразумевает обмен деятельностными функциями педагога и учащихся, то рефлексия в педагогическом процессе будет содержать следующие компоненты:

- рефлексию педагогом деятельности учащихся (учащегося);

- рефлексию педагогом своей педагогической деятельности;

- рефлексию педагогом педагогического взаимодействия;

- рефлексию учащимся (воспитанником) своей деятельности;

- рефлексию учащимся деятельности педагога (учителя);

- рефлексию учащимся педагогического взаимодействия.

Осуществление компетентностного подхода при подготовке студентов - будущих педагогов дает возможность по-новому рассмотреть проблему качества образования. При данном подходе базисными критериями оценки этого качества является профессиональная компетентность как комплексная характеристика специалиста, определяющая его способность решать профессиональные проблемы, возникающие в условиях реальной профессиональной деятельности, с опорой на теоретические знания, а также жизненный опыт, ценности и индивидуальные особенности [5, с. 152].

Н.Л. Дмитриева на основе анализа результатов исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов отмечает следующие ключевые подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности учителя:

- деятельностнaя природа профессиональной компетентности (раскрыта в работах Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьянова, А.К. Марковой, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и др.);

- профессиональная компетентность (рассматривается как качество личности в трудах А.П. Буевой, А.А. Воротниковой, П.В. Симонова, А.И. Щербакова и др.);

- профессиональная компетентность педагога (связана с феноменом культуры в трудах Т.Г. Браже, М.А. Верб, В.В. Краевского, Е.Н. Шиянова и др.);

- профессиональная компетентность (представлена как уровень образованности учителя в работах А.А. Вербицкого, И.Г. Шапошниковой и др.) [6].

Профессиональная компетентность учителя трактуется Г.М. Коджаспировой как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [7, с. 62].

Одним из средств формирования профессиональной компетентности будущих педагогов является развитие их рефлексии. Формирование профессионально значимых качеств педагога следует начинать с развития рефлексии, так как рефлексивность представляется по отношению ко всем другим качествам как организующее и координирующее начало. Степень сформированности рефлексии педагога может выражаться в том, насколько педагог способен для эффективной реализации профессиональной деятельности координировать и интегрировать все свои качества. Дифференцирующая функция рефлексии дает возможность педагогу сознательно опираться на свои «сильные стороны» и минимизировать в педагогической деятельности свои «слабые стороны». Благодаря дифференцирующей функции рефлексии возможен доступ к каждому отдельно взятому её качеству и психическому свойству педагога. Таким образом, рефлексия рассматривается как особенно важное и необходимое качество педагога [8, с. 163].

В некоторых работах педагогов и психологов (В.Я. Буторин, А.В. Карпов, А.В. Петровский и др.) рефлексия рассматривается как важное условие самоконтроля и целеполагания, а также как механизм, необходимый для обеспечения динамики личностных новообразований на смысловом и операциональном уровне.

В рамках компетентностного подхода учёные подтверждают идею о том, что рефлексия считается системообразующим компонентом для мобилизации личностных ресурсов при решении жизненных, профессиональных и педагогических задач. Рефлексивность является значимым показателем зрелости личности при овладении ключевыми компетенциями и настолько важным качеством, что позволяет говорить о необходимости формирования компетентности рефлексивной у каждого современного специалиста. Необходимой частью профессии педагога становится педагогическая рефлексия, в рамках которой осуществляется анализ собственных профессиональных действий, поведения родителей и их детей (Н.В. Кузьмина, Е.В. Пискунова, В.Н. Харькин и др.) [9].

Рефлексия подразумевает овладение педагогом психологическим механизмом профессиональной самоактуализации и самосовершенствования, что проявляется в его способности занимать аналитическую позицию по отношению к себе и своей профессиональной деятельности (удерживая временные рамки прошлого, настоящего и будущего). При этом особенно важно то, что предметом рефлексии является не только сам педагог (как профессионал и как личность), но и процесс развития конкретного ребенка (средства и условия, задерживающие и поддерживающие данный процесс) и детского коллектива [10].

По отношению к собственной деятельности педагога педагогическая рефлексия характеризуется осознанием им своего педагогического опыта, выработкой критериев, определяющих эффективность и успешность своей профессиональной деятельности с точки зрения своей субъектности (своего авторства в ней) и ее образовательного потенциала для развития личности школьника. При применении рефлексии профессиональная деятельность является для педагога объектом исследования и проектирования, становясь более гибкой и осознанной, ориентированной на преодоление собственных трудностей и проблем воспитанников. В отношении к содержанию образования рефлексия отдельного педагога или педагогического коллектива позволяет осознанно систематизировать социальный запрос к образованию, значимые для себя и школы теоретические концепции в педагогической и психологической науке, свой опыт работы, актуальные запросы школьников. Рефлексия позволяет определять, корректировать цели и задачи профессиональной деятельности, средства образовательного процесса, выйти на его планирование и конструирование, видеть вариативные стратегии и методы процесса организации воспитания, способы его регуляции и контроля [11].

Рефлексия может исполнять детерминирующую роль по отношению к другим профессионально важным качествам, поэтому в вузе учебный процесс должен быть организован так, чтобы с первых учебных дней рефлексия у студентов формировалась не стихийно, а целенаправленно. Также необходимо разделять два уровня рефлексии: рефлексию по поводу собственного учения (в позиции «студент») и рефлексию по поводу организации обучения (в позиции «педагог») [12].

Обучение студентов - будущих педагогов должно носить рефлексивный характер. Если студент научится рефлексировать собственное поведение, то он сможет управлять собой. Результатом рефлексивной деятельности является развитие обучающегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности. Это накладывает конкретные требования на профессиональную подготовку преподавателя, так как наиболее выраженный результат дает объективация преподавателем своего внутреннего мира через интерпретацию внутреннего мира обучающихся. На занятиях преподаватель должен показывать умение рефлексировать собственную деятельность, уходя от роли судьи, оценщика; а также способствовать организации рефлексии обучающимися того, что он сделал [13]. В сознании педагога должны рефлексивно отображаться не только личностные особенности обучающегося, но и действия, которые педагог предпринимает по отношению к нему. Для педагогической рефлексии должны быть доступны чувства, сопровождающие педагогический процесс [14, с. 47]

Стратегической задачей повышения квалификации преподавателей можно считать развитие личностной и предметной рефлексии. Личностная рефлексия связана с развитием и самоактуализацией, самосознания, открытостью в общении, опорой на собственный опыт, развитие предметной рефлексии - с анализом эффективности применяемых дидактических методов, приемов и технологий в обучении.

В своей деятельности преподаватель использует разнообразные методы, стимулирующие рефлексивное мышление (групповые дискуссии, деловые игры, структурированные беседы, case-study-методы и др.). Могут применяться различные упражнения, помогающие освободиться от рамок традиционного мышления (технологии критического и творческого мышления). Одна из таких технологий - технология портфолио - дает возможность проанализировать получаемую информацию как на курсах, так и из своей профессиональной деятельности. Технология портфолио помогает педагогу рефлексивно понять собственные проблемы, сформировать те или иные компетенции, оценить свои достижения, планировать дальнейшую собственную работу в целом. Для оптимизации этих действий и педагогического процесса в целом в преподавании широко применяются средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (аудио- и видеотехника, компьютерные презентации т.д.) [15].

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований, рефлексия опыта деятельности педагогов дают возможность утверждать важность специальной подготовки студентов - будущих педагогов при их обучении в вузе. Так как педагог является не только преподавателем, но и воспитателем, просветителем, активным участником и организатором взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, то он постоянно общается и взаимодействует не только с учениками, но и с их родителями, коллегами, администрацией [16, с. 27-29]. Стоит отметить при этом, что функции педагога начальной школы гораздо шире, чем у педагога-предметника. От его педагогического мастерства, умения организовать коллектив детей младшего школьного возраста зависит становление личности учащегося, его мотивация к обучению.

Будущий учитель начальной школы должен обладать такими качествами, как эмпатия, любовь к детям и своему делу, знаниями возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; владеть учебными предметами, которые в начальной школе преподаются; уметь правильно общаться с детьми этого возраста: поддерживать их, быть эмпатичным; проявлять доброту, теплоту и заботу в отношении учеников; содействовать развитию личности и индивидуальности детей; обучать их рефлексии собственной учебной деятельности, благодаря чему учащийся получает способность видеть способы своего действия, анализировать их, планировать достижение поставленной цели [17].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие рефлексии у будущего педагога начальной школы в период обучения в вузе не только способствует формированию его профессиональной компетентности, но и может рассматриваться как один из путей гуманитаризации нашего общества и его системы образования.

×

About the authors

Svetlana Aleksandrovna Sevenyuk

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: sevenyuk@pgsga.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Psychology and Social Pedagogy Department

Russian Federation

Natalya Petrovna Shamina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: natashamina@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Psychology and Social Pedagogy Department

Russian Federation

References

  1. Ахраменко Е.В. Рефлексия современного учителя // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 912-914.
  2. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 42-49.
  3. Слободчиков В.И. Индивидуальное сознание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск. 1984. С. 118-121.
  4. Яковлева Л.В. Педагогическая рефлексия как показатель профессиональной культуры учителя // Формирование профессиональной личности учителя / под ред. Е.И. Рогова. Пятигорск, 1992. С. 178-180.
  5. Шустова И.Ю. Рефлексия в инновационной практике школы: монография. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.
  6. Дмитриева Н.Л. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы: на материале образовательной области «Математика»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород. 2004. 22 с.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.
  8. Огурцов А.П. Рефлексия в науке и обучении // Вопросы философии. 1986. № 2. С. 160-163.
  9. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1991. Гл. 1.
  10. Аниськин В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий // Известия СНЦ РАН. 2010. Т. 12, № 3 (3) (35). С. 558-563.
  11. Шамина Н.П. Формирование управленческой компетентности будущего педагога начальной школы: дис. … канд. пед. наук. Самара. 2013. С. 27-29.
  12. Богин В. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория - практике / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1994. С. 153-175.
  13. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.
  14. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.
  15. Кушеверская Ю.В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск. 2007. 21 с.
  16. Давыдов В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. 213 с.
  17. Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля. Ростов-на-Дону. 1994. 80 с.

Copyright (c) 2017 Sevenyuk S.A., Shamina N.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies