Особенности формирования общекультурных компетенций бакалавров профиля «Физическая культура и спорт»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается специфика формирования общекультурных компетенций студентов профиля «Физическая культура и спорт». Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации, предполагает формирование у студентов направления «Физическая культура и спорт» общекультурных компетенций, важных при реализации программы развития личности современного специалиста и тренера. Значение общекультурных компетенций в системе современного образования увеличивается и в связи с установлением личностно-ориентированной парадигмы образования, при которой социуму требуются самостоятельные, активные, способные к саморазвитию и самообразованию профессионалы, особенно в областях, жизненно важных для развития российского общества и государства. В статье показано, что развитие фитнеса сформировало такой вопрос, как педагогика фитнеса: необходимо определить не только набор профессиональных и общекультурных компетенций, содержание и структуру учебных планов для будущих профессионалов в сфере фитнеса, но и то, какие общекультурные компетенции и каким образом способствуют формированию будущих специалистов по фитнесу, как взаимодействуют профессиональные и общекультурные компетенции в ходе учебного процесса. Решение этого вопроса позволит наиболее оптимально и эффективно реформировать систему подготовки специалистов по физической культуре и поможет реализовать государственные задачи по сохранению здоровья нации.

Полный текст

Модернизация социально-экономической и образовательной сфер России, происходящая на фоне развития международных контактов, переориентация общественных ценностей и приоритетов всё больше усиливают потребность в комплексном решении задач, стоящих перед высшей школой, перед российским обществом, перед государством. Две задачи для российского образования имеют особый приоритет, отражённый как в Федеральных государственных образовательных стандартах, так и в программных документах российского правительства. Это, с одной стороны, углубление социокультурной функции образования через формирование в каждой группе специальностей набора общекультурных компетенций. А с другой стороны, реализация политики здоровьесбережения нации, формирования культуры здорового образа жизни у будущих специалистов. Представляется возможным и нужным создание концепции новой системы формирования общекультурных компетенций у студентов профиля «Физическая культура», сочетающей в себе необходимость гуманизации образования и отвечающей требованиям государственной политики в области физкультуры и спорта.

Изучение теоретико-методологических основ формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов по физической культуре целесообразно начать с определения роли и функций общекультурных компетенций в образовательном процессе.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации [1], предполагает формирование у студентов направления «Физическая культура и спорт» общекультурных компетенций, важных при реализации программы развития личности современного специалиста и тренера.

Компетенция – это важнейшая категория современной педагогики, подлинный стержень, на котором держится система образования, а совершенствование методик формирования компетенций – одна из приоритетных задач современной науки [2, с. 19; 3, с. 159; 4, с. 926]. Как способность использовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности, компетенция тесно связана с набором дисциплин, отвечающих за формирование той или иной компетенции.

Ведущие направления функционирования высшей школы в контексте гуманитаризации физического образования и создания социокультурных условий для профессиональной реализации студентов подразумевают формирование предпосылок для сбалансированного развития личности будущего тренера, особенно в областях, касающихся его прямой профессиональной деятельности [5, с. 124–131; 6, с. 24–25].

Как правило, исследователи сходятся на мнении, что формирование общекультурных компетенций – это, главным образом, функция гуманитарных дисциплин федерального и регионального компонентов [7, с. 145]. В период реформирования высшей школы неизменно подчёркивалось, что дисциплины гуманитарного блока важны не только для формирования коммуникативной и информационной культуры, общегуманитарных ценностей, гуманистического взгляда на мир, но и для более эффективной реализации профессиональных компетенций [2, с. 20].

Согласно исследованиям В.П. Бездухова, С.Е. Мишиной, О.В. Правдиной, А.А. Петрова [8; 9; 10, с. 253], общекультурные компетенции обусловливают продуктивную деятельность не только в профессиональной сфере (наравне с профессиональными компетенциями), но и позволяют выпускнику наиболее оптимальным образом адаптироваться в социокультурной среде. Для бакалавра профиля «Физическая культура и спорт» это означает формирование способности взаимодействия с людьми, их толерантному пониманию, что при работе фитнес-тренером чрезвычайно необходимо.

Значение общекультурных компетенций в системе современного образования увеличивается и в связи с установлением личностно-ориентированной парадигмы образования, при которой социуму требуются самостоятельные, активные, способные к саморазвитию и самообразованию профессионалы, особенно в областях, жизненно важных для развития российского общества и государства, одной из которых является политика здоровьесбережения нации.

В государственных стандартах и научно-педагогических работах выделены два больших блока компетенций: общекультурные и профессиональные (исследования А.Г. Бермуса, А.В. Хуторского, Дж. Равена) [11; 12], которые, в свою очередь, содержат три основных составляющих: гносеологическую, личностную, деятельностную [13, с. 10–19]. В гносеологическую составляющую общекультурной компетенции входят традиционно выделяемые знания, умения, навыки; основой личностной составляющей является восприятие и рефлексия по полученным знаниям, умениям, навыкам; деятельностный элемент компетенций связан с практической реализацией приобретённого опыта.

При формировании общекультурной компетенции будущих специалистов по физической культуре необходимо, чтобы все три составляющие взаимодействовали в процессе формирования не только между собой, но и с набором профессиональных компетенций, которые студент осваивает во время обучения. Это в конечном счёте призвано и реализовать государственный стандарт, и оптимально подготовить студентов к современным формам профессиональной реализации (что для преподавателя физкультуры, тренера имеет первостепенную важность), и решить приоритетную государственную задачу по формированию здоровой нации.

Это довольно непростая задача, так как современная система высшего образования, где формируется комплекс общекультурных компетенций бакалавров и магистров, находится в процессе реформирования, изменения государственных стандартов, переподготовки профессиональных кадров, – это вносит неминуемые коррективы, и политика сохранения здоровья часто отходит на второй план [14, с. 34–38].

Кроме того, современные педагогические методы и приёмы не всегда нацелены на формирование общекультурных компетенций бакалавров по физической культуре и спорту с учётом профилей специальностей и особенностей будущей профессиональной деятельности.

Изучение исследовательских концепций показало, что существует несколько подходов к определению понятия «общекультурная компетенция» [15, с. 353]. Однако учёные сходятся во мнении, что общекультурные компетенции, независимо от подхода к их определению, создают базовую основу для формирования всего комплекса профессиональных компетенций, а также предоставляют жизненные ориентиры для эффективного взаимодействия человека и социума, человека и природы [16, с. 120].

Исследования показывают, что невнимание к формированию общекультурной компетенции препятствует профессиональному и личностному развитию выпускников, негативно воздействует на эффективность всей системы высшего образования, что, в свою очередь, негативно сказывается на выполнении государственных задач в области политики здорового образа жизни. Поэтому формирование общекультурной компетентности как интегративного качества личности, определяющего личностный рост студентов и способствующего совершенствованию образовательного процесса в вузе, приобретает особую значимость.

Длительный процесс формирования общекультурных компетенций бакалавров в педагогическом вузе в общих чертах обозначен в государственном стандарте нового поколения и в учебных, рабочих программах по дисциплинам профиля «Физическая культура и спорт».

Формулировки общекультурных компетенций и их связь с конкретными учебными дисциплинами в рамках обозначенного направления представляют значительное исследовательское поле как в практическом, так и в теоретическом плане, позволяют педагогу оптимизировать процесс формирования компетенций.

Современный федеральный стандарт предполагает по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура и спорт») формирование у выпускника бакалавра девяти общекультурных компетенций:

– способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

– способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

– способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

– способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

– готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

– способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) [1].

Часть данных компетенций формируется на предметах гуманитарного цикла, часть – естественнонаучными дисциплинами, но некоторые ОК из этого перечня могут и должны формироваться в процессе профессиональной подготовки бакалавров профиля «Физическая культура и спорт». В этом плане затрагивается достаточно сложный вопрос: как функционирует и как должен функционировать механизм формирования общекультурных компетенций бакалавров на дисциплинах, напрямую связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Важно подчеркнуть, что от налаженной, системной связи процесса формирования общекультурных и профессиональных компетенций зависит качество деятельности будущего специалиста, качество образования в вузе, качество и эффективность реализации задачи по здоровьесбережению нации.

Прежде всего, необходимо рассмотреть, каким образом данный вопрос решён в уже существующих программах по профилю «Физическая культура и спорт» Самарского государственного социально-педагогического университета. Выделяется сразу несколько программ учебных дисциплин, которые учитывают возможность формирования общекультурных компетенций не в ущерб профессиональным. Так, дисциплина «Теория и методика обучения предмету "Физическая культура"» предполагает, что в ходе её изучения у студентов будут сформированы две общекультурные компетенции (в соответствии со стандартом ФГОС 3+): способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8) [17].

Представляется, что для будущего тренера, специалиста по физической культуре и спорту ОК-1 имеет несколько большее значение, чем это подчёркивается в научной литературе. Выпускник должен получить способность не только использовать философские концепции для формирования научного мировоззрения, но и иметь достаточно полные представления о том, как некоторые из данных концепций связаны с его профессиональной деятельностью. Особенно это важно при современном развитии сферы фитнес-индустрии и поддержания здорового образа жизни (где трудоустраивается значительное число выпускников направления «Физическая культура и спорт»), когда в каждом городе России появились программы по фитнес-йоге [18]. Выпускник должен разбираться как в философской, так и в практической составляющей данных учений, чтобы избежать трудоустройства в непрофессиональные компании, возникшие под влиянием конъюнктурных соображений и моды. И формирование такого рода знаний подразумевает ОК-1. Причём возможно, что философские знания об особенностях йоги могут формироваться на таких дисциплинах, как «История», «Философия», «Религиоведение», тогда как и практические, и философские потенциально можно сформировать на специальных дисциплинах или отдельных спецкурсах.

ОК-8 («готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность») является для бакалавров профиля «Физическая культура и спорт», в прямом смысле, профессиональной компетенцией, формирование которой происходит практически на всех предметах профессионального цикла подготовки.

Комплекс сформированных указанных компетенций позволит выпускнику более эффективно реализовать себя в профессиональной сфере, в том числе в такой востребованной и быстро развивающейся, как фитнес-индустрия.

Масштабные социально-экономические перемены в Российской Федерации, начиная с 1990-х годов, способствовали быстрому развитию фитнес-сферы [19, с. 74; 20]. Это вызвало нарастающую потребность в профессиональных кадрах в данной области и определило существенную востребованность специалистов для фитнеса. Следовательно, развитие фитнеса сформировало такой вопрос, как педагогика фитнеса: необходимо определить не только набор профессиональных компетенций, содержание и структуру учебных планов для будущих профессионалов в сфере фитнеса, но и то, какие общекультурные компетенции и каким образом способствуют формированию будущих специалистов по фитнесу, как взаимодействуют профессиональные и общекультурные компетенции в ходе учебного процесса, а главное – как наиболее оптимально и эффективно реформирование системы подготовки специалистов по физической культуре поможет решить задачи, поставленные в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

×

Об авторах

Сергей Александрович Серпер

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: serpersergej@gmail.com

кандидат экономических наук, докторант СГСПУ

Россия, г. Самара

Олег Михайлович Буранок

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: olegburanok@yandex.ru

доктор педагогических наук, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты 3 поколения // http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.
  2. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 19–23.
  3. Васильева И.В. Общекультурные и социально-личностные компетенции выпускника вуза // Российский научный журнал. 2011. № 21. С. 158–163.
  4. Гатина А.Р. Общекультурные компетенции в становлении будущего педагога // В мире научных открытий. 2014. № 11.2 (59). С. 924–929.
  5. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 124–131.
  6. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 24–25.
  7. Сидорова Т.Л. Общекультурные компетенции и культура речи // Primo Aspectu. 2012. Т. 10. № 3 (90). С. 145.
  8. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара: СГСПУ, 2001. 132 с.
  9. Петров А.А. Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Пенза, 1999. 16 с.
  10. Лобанова А.А. Общекультурные компетенции старшеклассников // Российский научный журнал. 2012. № 27. С. 253–256.
  11. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Эйдос: Интернет-журнал. 2005. 10 сентября. – http://eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
  12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: АСТ, 2002. 396 с.
  13. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: мат-лы XV всерос. науч.-метод. конф. М., 2005. С. 10–19.
  14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
  15. Абызов А.Г. Общекультурные компетенции в деятельности выпускника университета // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: Сборник научных трудов. СПб.: Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, 2014. С. 353–357.
  16. Викулина М.А. Общекультурные компетенции – основа педагогики современного специалиста // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С. 120.
  17. Основные образовательные программы [Электронный ресурс] // Официальный сайт СГСПУ. – http://pgsga.ru/academy/structure/administration/ex_serv/educational-and-methodical/the_basic_educational_ programs.
  18. Уколова И.В. Социологические аспекты фитнес-движения в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 3. С. 251–261.
  19. Соколова О.В., Соколова М.Л. Физическая культура и спорт в студенческой среде // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. № 3. С. 73–76.
  20. Традиции и инновации российского высшего образования в сфере физической культуры: опыт транскультурного ориентирования: монография / под ред. Е.В. Утишевой, Н.Г. Закревской. СПб.: Стратегия будущего, 2011. 274 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Серпер С.А., Буранок О.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.