Характеристика некоторых биохимических показателей ассимилирующих органов травянистых и древесных растений в условиях интродукции
- Авторы: Турбина И.Н.1, Кукуричкин Г.М.1
-
Учреждения:
- Сургутский государственный университет
- Выпуск: Том 10, № 2 (2021)
- Страницы: 111-115
- Раздел: Общая биология
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/78105
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021102117
- ID: 78105
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследований биохимических показателей ассимилирующих органов 8 видов травянистых и древесных растений в условиях интродукции. Отмечено, что у 4 видов травянистых интродуцентов повышение количества содержания хлорофилла и соотношения хлорофилла и флавонидов в августе месяце связано с фазами массового цветения и плодоношения. Напротив, у Crataegus ellwangeriana максимальные значения этих показателей являются реакцией на неблагоприятные условия произрастания (недостаток питания и влаги) в период активного роста. Увеличение синтеза антоцианов у Physocarpus opulifolius и Sorbaria sorbifolia в 1,2–1,4 раза, а показателя азотного баланса у Aronia melanocarpa до 23 мг/см² в сентябре, по сравнению с летним периодом, говорит о формировании защитной функции организма растений в предзимний период. Незначительные колебания флавонидов на протяжении всего периода вегетации подтверждают, что все исследованные растения находятся в оптимальном азотном статусе. В работе для интерпретации результатов исследования использованы следующие статистические методы: W-тест Шапиро-Уилка (при небольших выборках n < 30), параметрический метод анализа t-тест Стьюдента, t-тест для зависимых выборок.
Полный текст
Введение
Физиолого-биохимические характеристики ассимилирующих органов, определяющих ростовые и репродуктивные процессы, чувствительны к изменениям окружающей среды и используются для ранней диагностики состояния растений. Содержание хлорофиллов является одним из биохимических показателей степени адаптации растений к экологическим условиям. Содержание антоциановых пигментов, участвующих в обеспечении устойчивости растений к стрессовым факторам, также может быть использовано для оценки их физиологического состояния [1; 2, с. 172]. Соотношение количества хлорофилла и флавонидов и содержание флавонидов являются индикаторами азотного статуса растений [3].
Семейство Rosaceae Juss. является самым представительным по числу видов древесных растений на территории Азиатской России и включает 97 видов из 25 родов. Хозяйственное значение представителей Rosaceae исключительно высоко. Среди них имеются фармакопейные, пищевые, эфирномасличные, красильные, медоносные и ценные кормовые растения [4, с. 78; 5, с. 97–98]. Все виды отличаются декоративностью, относительно быстро растут, легко формуются, поэтому повсеместно используются в озеленении.
Asteraceae Bercht. & J. Presl – одно из самых крупных семейств в царстве растений, которое объединяет около 20 тыс. видов и 1200 родов. Распространены астровые во всех климатических зонах, среди них немало представителей лекарственных и пищевых растений. Большинство астровых – многолетние или однолетние травы, но в тропиках встречаются лианы, суккуленты, кустарники и небольшие деревья до 10–15 м высотой [6, с. 55; 7, с. 101–102].
Цель работы: исследование сезонной динамики содержания хлорофилла, флавонидов и их количественных соотношений в листьях древесных и травянистых растений – как показателей адаптационных процессов в условиях интродукции.
Материал и методы исследования
Объектами исследований являлись четыре представителя травянистых растений семейства Asteraceae Bercht. & J. Presl, привезенные в 2019 г. из Ботанического сада им. И.И. Спрыгина (г. Пенза).
Rudbeckia hirta L. – рудбекия волосистая, является представителем североамериканской флоры. Произрастает по всему континенту по лесам, лугам, обочинам дорог. Длиннокорневищный поликарпик. Высота растений 60–80 см. Стебли прямые, слабо ветвистые, малочисленные. Жестковолосистые. Листья яйцевидно-удлиненные, крупные. Соцветия одиночные корзинки от 8 до 16 см в диаметре. Язычковые цветки коричневатые с желтой каймой, трубчатые – черные. Отрастает в начале мая. Цветет с первой декады июля по октябрь. Семена созревают в начале сентября. Вегетирует до снежного покрова [8, с. 37].
Rudbeckia speсiosa Wender. – рудбекия прекрасная, растет в Северной Америке по сырым местам. Длиннокорневищный поликарпик. Стебель 50–60 см высотой. Листья продолговатые, зубчатые. Соцветие 9–10 см в диаметре. Язычковые цветки оранжевые, трубчатые – коричнево-черные. Отрастает в начале мая. Цветет с первой декады июля по октябрь. Вегетирует до снежного покрова [8, с. 36].
Echinacea purpurea (L.) Moench. – эхинацея пурпурная, растет в Северной Америке на влажных плодородных почвах. Короткокорневищный поликарпик. Стебли высотой 60–150 см. Розеточные листья длинночерешковые, широкоовальные, по краю зубчатые; стеблевые – сидячие, ланцетные. Язычковые цветки пурпурно-розовые, трубчатые красновато-коричневые. Отрастает в конце апреля, цветет со второй декады июля по сентябрь. Вегетирует до снежного покрова [9, с. 82; 10, с. 157; 11, с. 10].
Arnica sachalinensis (Regel) A. Gray – арника сахалинская, является дальневосточным видом, эндемик, произрастает в смешанных лесах, зарослях кустарников в гористых местностях, по берегам рек. Длиннокорневищный поликарпик. Стебли до 100 см высотой. Язычковые цветки светло-желтые, трубчатые многочисленные. Отрастание сразу после схода снега. Цветет со второй декады июня, до конца сентября. Семена созревают в начале августа. Вегетирует до снежного покрова [12, с. 48].
Вторая группа – четыре представителя древесно-кустарниковых растений сем. Rosaceae Juss.
Sorbaria sorbifolia (L.) A. Braun – Рябинник рябинолистный – кустарник до 2–3 м высотой; листья непарноперистосложные с многочисленными листочками. Цветки белые, мелкие, собраны в рыхлые конечные метелки. Естественно произрастает в пойменных лесах и кустарниковых зарослях на востоке Западной Сибири, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Один из самых рановегетирующих кустарников. Распускающиеся листочки красновато-коричневые, выросшие – зеленые, ланцетные с оттянутой вершинкой, осенью желтые. Весьма зимостойкий и теневыносливый вид. Мезогигрофит, засухоустойчив. Эутроф, но может расти и на бедных почвах. Газоустойчив. Применяется в озеленении, включая районы тундры и лесотундры [13, с. 241; 14, с. 219].
Physocarpus opulifolius (L.) Maxim. – пузыреплодник калинолистный. Родина – Северная Америка; по берегам рек и ручьев, часто на влажных и заболоченных землях. Крупные кустарники (до 3 м), с серо-коричневой отслаивающейся корой. Листья 3–5-лопастные, голые. Цветки белые, в поникающих щитковидных соцветиях, цветут в первой половине лета. Декоративен и в плодах (краснеющие, сохраняющиеся до глубокой осени коробочки). Широко применяется в озеленении городов в различных природных зонах, в том числе в Сургуте. Неприхотлив, устойчив к атмосферному загрязнению, зимостойкий. В Ботаническом саду выращивается с начала 2000-х гг. 1 группа зимостойкости. Цветет и плодоносит [15].
Aronia melanocarpa (Michx.) Elliott – арония черноплодная – кустарник до 2,5 м высотой, из Северной Америки, где растет по влажным местообитаниям и в горах. Листья простые, эллиптические или обратнояйцевидные, с острой верхушкой; молодые – красновато-коричневые, летом – сверху блестящие, темно-зеленые и бледно-зеленые снизу, осенью – от ярко-красных до фиолетовых. Плоды созревают в конце лета – начале осени, съедобные, терпкие. В южнотаежной подзоне и южнее аронию выращивают в промышленных масштабах как ценный плодово-ягодный кустарник и широко применяют в озеленении, обычно под названием черноплодной рябины. В Сургуте изредка используется в озеленении, выращивается в любительском садоводстве. В суровые зимы местами сильно обмерзает, вызревает не каждый год. В коллекции Ботанического сада с 2019 г., из семян местной репродукции. 2–3 группа зимостойкости [16].
Crataegus ellwangeriana Sarg. (Crataegus coccinea var. ellwangeriana (Sarg.) Eggl.) – боярышник Эльвангера. Кустарники или деревья. Листья эллиптически-яйцевидные, голые или опушенные, 5–8 см длиной, основание клиновидное, вершина лопасти заостренная, края зазубренные. Естественно распространен в Северной Америке; введен в культуру в Европе. В коллекции Сургутского ботанического сада с 2012 года (саженцы из Самары). Изредка подмерзает, растет медленно. Предварительная оценка: 2 группа зимостойкости. Не цвел [17; 18].
Для оценки повреждаемости древесных растений низкой температурой использовалась 5-балльная шкала С.Я. Соколова [19]: 1 – растение вполне зимостойко; 2 – у растения отмерзают концы побегов; 3 – отмерзают крупные ветви; 4 – отмерзает вся надземная часть до уровня снегового покрова (или почвы); 5 – растение не зимует, вымерзает с корнем.
Изучали содержание пигментов в листьях интродуцентов три раза за сезон – июль, август, сентябрь. Исследования проводили в первой половине дня (период 11–13 час.), в сухую погоду при температуре воздуха от +17°C в июле до +11°C в сентябре.
Определение биохимических показателей (содержание флавонидов – Flv, мг/см², хлорофилла – Chl, мг/см², индекса азотного баланса – Nbi, антоцианов – Anth, мг/см²) проводили с помощью инновационного аппарата DUALEX (Франция). Индекс азотного баланса растений Nbi (Nitrogen Balance Index) представляет собой соотношение количества хлорофилла и флавонидов. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи следующих программных пакетов: Microsoft Excel 2016 и Statistica 10. Соответствие структуры данных закону нормального распределения оценивалось на основе вычисления критерия Shapiro-Wilk’s W-test (W-тест Шапиро-Уилка) (для выборок n < 30). Для сравнения двух независимых выборок по одному признаку использовали параметрический метод анализа – t-тест Стьюдента, а при сравнении средних значений биохимических показателей у древесных растений применяли t-тест для зависимых выборок [20, с. 30–36].
Результаты и их обсуждение
При изучении содержания биохимических показателей в листьях травянистых растений отмечено повышение количества показателей Nbi, Chl в августе месяце, что связано с периодом массового цветения и плодоношения. Для флавонидов резких колебаний не обнаружено, их содержание отмечено в пределах от 1,472 до 1,522 мг/см² у Echinacea purpurea и от 1,878 до 2,028 мг/см² у Arnica sachalinensis, что говорит об оптимальном азотном статусе исследованных растений.
В полученных результатах статистически значимыми были различия при сравнении двух независимых выборок показателей Nbi, Chl, Flv в листьях видов Rudbeckia speciosa и Rudbeckia hirta, Echinacea purpurea и Arnica sachalinensis за месяцы – июль, август, сентябрь при значении р < 0,05 (табл. 1).
При анализе зависимых групп трех видов древесных растений наблюдаются статистические различия между сравниваемыми выборками биохимических показателей (Nbi, Chl, Anth) за август, сентябрь месяц при значении p < 0,05 (рис. 1, 2).
Так, у древесных растений максимальные значения (Nbi, Chl) отмечены у Crataegus ellwangeriana в августе (22,992 мг/см², 36,042 мг/см²), по сравнению с осенним месяцем (17,45 мг/см², 28,977 мг/см²), что связано с неблагоприятными условиями произрастания (недостаток питания и влаги) в период активного роста. Как следствие – не только измельчание, но и хлороз листьев на кустарнике. Напротив, у Aronia melanocarpa отмечали наибольшее значения Nbi в сентябре 23 мг/см², что говорит о формировании защитной функции организма растений в предзимний период, так как растение использует основной обмен веществ и синтезирует белки, основным компонентом которых является хлорофилл (рис. 2: В).
Таблица 1 – Сравнение средних значений двух независимых выборок
Параметр | Месяц | Mean1/Mean2 | t-value | p | Std. Dev. | F-ratio, Variances | P, Variances |
Rudbeckia speсiosa / Rudbeckia hirta | |||||||
Nbi | июль | 12,70 19,84 | −3,652 | 0,006 | 2,596 3,517 | 1,836 | 0,571 |
август | 14,46 23,72 | −7,474 | 0,0001 | 1,77 2,131 | 1,449 | 0,728 | |
сентябрь | 13,68 19,16 | −2,607 | 0,031 | 4,495 1,372 | 10,732 | 0,041 | |
Chl | июль | 24,44 33,52 | −3,983 | 0,004 | 3,863 3,325 | 1,349 | 0,778 |
август | 25,56 43,16 | −8,355 | 0,003 | 3,654 2,972 | 1,512 | 0,699 | |
сентябрь | 23,80 35,72 | −3,719 | 0,005 | 5,775 4,243 | 1,852 | 0,565 | |
Echinacea purpurea / Arnica sachalinensis | |||||||
Nbi | июль | 25,42 15,38 | 2,444 | 0,04 | 7,430 5,398 | 1,895 | 0,551 |
август | 31,56 17,02 | 8,663 | 0,0002 | 3,532 1,269 | 7,738 | 0,073 | |
сентябрь | 25,56 12,94 | 3,647 | 0,01 | 6,184 4,650 | 1,769 | 0,594 | |
Chl | август | 47,60 27,84 | 3,882 | 0,005 | 2,790 11,033 | 15,637 | 0,021 |
сентябрь | 41,62 25,12 | 2,911 | 0,02 | 5,681 11,329 | 3,977 | 0,209 | |
Flv | июль | 1,472 2,028 | −3,838 | 0,005 | 0,232 0,226 | 1,059 | 0,957 |
август | 1,522 1,878 | −3,388 | 0,01 | 0,171 0,161 | 1,121 | 0,914 |
Примечание. Mean1 – средние значения для группы Rudbeckia speсiosa, Echinacea purpurea; Mean2–средние значения для группы Rudbeckia hirta, Arnica sachalinensis; t-value – значение рассчитанного программой t-критерия Стьюдента; p – вероятность ошибки (критический уровень значимости принят равным р < 0,05); Std. dev. – стандартные отклонения для каждой группы; F-ratio, Variances – значение F-критерия Фишера, с помощью которого проверяется гипотеза о равенстве дисперсий в сравниваемых выборках; P, Variances – вероятность ошибки для F-теста Фишера.
Рисунок 1 – Сравнение средних значений зависимых выборок вида Crataegus ellwangeriana по показателю: А – Nbi, Б – Chl
Рисунок 2 – Сравнение средних значений зависимых выборок видов: А – Physocarpus opulifolius, Б – Sorbaria sorbifolia по показателю Anth, В – Aronia melanocarpa по показателю Nbi
Увеличение синтеза антоцианов у Physocarpus opulifolius и Sorbaria sorbifolia в 1,2–1,4 раза в сентябре, по сравнению с летним периодом, связано с реакцией растений на неблагоприятные условия среды и протекторную функцию, защищающую от излишков синтезируемых углеводов осенью (избытки углеводов идут на синтез антоцианов).
Заключение
Анализ содержания хлорофилла, флавонидов и антоцианов в ассимилирующих органах исследуемых растений выявил видовую специфичность в их накоплении в течение всего вегетационного периода. Соотношение количества хлорофилла и флавонидов в листьях интродуцентов свидетельствует об их относительно оптимальном азотном статусе. Пигментный аппарат травянистых растений более лабильный к изменениям экологических факторов по сравнению с древесными видами.
Об авторах
Ирина Николаевна Турбина
Сургутский государственный университет
Email: scilla3@yandex.ru
кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра Института естественных и технических наук
Россия, СургутГлеб Михайлович Кукуричкин
Сургутский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lesnik72@mail.ru
кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра Института естественных и технических наук
Россия, СургутСписок литературы
- Chalker-Scott L. Environmental significance of anthocyanins in plant stress responses // Photochemistry and Photobiology. 1999. Vol. 70, № 1. P. 1-9.
- Чупахина Г.Н., Масленников П.В., Скрыпник Л.Н., Бессережнова М.И. Реакция пигментной и антиоксидантной систем растений на загрязнение окружающей среды г. Калининграда выбросами автотранспорта // Вестник Томского государственного университета. Биология. 2012. № 2 (18). С. 171-185.
- Dualex Scientific [Электронный ресурс] // https://eltemiks-agro.ru/wp-content/uploads/2018/07/Dualex_Manual.pdf.
- Чудновская Г.В. Пищевые растения семейства Rosaceae (розоцветные) в Иркутском районе Иркутской области // Вектор развития современной науки: XXX междунар. практ. конф. М.: Научный центр - Олимп (Астрахань), 2018. С. 78-81.
- Чиндяева Л.Н., Цыбуля Н.В., Киселева Т.И. Антимикробная активность листьев древесных растений семейства розоцветные (Rosaceae Juss.) // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2017. № 8 (154). С. 97-104.
- Кабанов А.В. Особенности подбора поздно цветущих представителей семейства Asteraceae для городского озеленения // Экосистемы. 2019. № 18. С. 55-60.
- Мазур Л.В. Фитохимический состав растений семейства Asteraceae Dumort. Западного Забайкалья // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 4 (1). С. 101-104.
- Бондарцова И.П. Рудбекии в коллекции ботанического сада имени Э.З. Гареева НАН КР // Известия Национальной академии наук Кыргызской Республики. 2019. № 6. С. 35-37.
- Фомина Т.И. Биологические особенности декоративных растений природной флоры в Западной Сибири. Новосибирск: Гео, 2012. 179 с.
- Пошелюжина О.П. Интродукция малораспространенных многолетников в Алтайском крае // Субтропическое и декоративное садоводство. 2008. № 41. С. 150-160.
- Арыкбаева Н.М. Размножение Эхинацеи пурпурной (Echinacea purpurea L.) в ботаническом саду им. Э.З. Гареева НАН КР // Известия Национальной академии наук Кыргызской Республики. 2019. № 6. С. 10-11.
- Терлецкая А.Т. Растительный покров Дальнего Востока: учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2013. 116 с.
- Булыгин Н.Е. Дендрология. 2-е изд. перераб. и доп. Л.: Агропромиздат. Ленингр. отд-ние, 1991. 352 с.
- Коропачинский И.Ю., Встовская Т.Н. Древесные растения Азиатской части России. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. 707 с.
- Physocarpus opulifolius [Internet] // Flora of North America. - http://www.efloras.org/florataxon.aspx?flora_id=1&taxon_id=220010406.
- Aronia melanocarpa [Internet] // Flora of North America. - http://www.efloras.org/florataxon.aspx?flora_id=1&taxon_id=242416098.
- Crataegus ellwangeriana Sarg. [Internet] // International Plant Names Index. - https://www.ipni.org/n/1048849-2.
- Crataegus coccinea [Internet] // Flora of North America. - http://www.efloras.org/florataxon.aspx?flora_id=1&taxon_id=250100075.
- Деревья и кустарники СССР. Т. II. Покрытосеменные / ред. С.Я. Соколов. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 611 с.
- Мастицкий С.Э. Методическое пособие по использованию программы «Statistica» при обработке данных биологических исследований. Мн.: РУП «Институт рыбного хозяйства», 2009. 76 с.
Дополнительные файлы
