Организационно-методические аспекты профессиональной подготовки студентов вуза на основе медийно-ориентированного подхода

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Динамический характер изменений, происходящих в профессиональной подготовке студентов вуза, определяется актуальными требованиями современного информационного общества. Они связаны с формированием готовности студентов к профессиональной деятельности, к решению профессиональных задач, к выстраиванию взаимодействия, коммуникации с профессиональным сообществом, с формированием медиаграмотности и медиакомпетентности. В связи с этим, в условиях цифровой трансформации образования возникает необходимость поиска принципиально новых подходов к профессиональной подготовке студентов вуза. Целью статьи является обоснование и выявление организационно-методических условий формирования готовности студентов вуза к профессиональной деятельности на основе медийно-ориентированного подхода. Задача статьи заключаются в уточнении содержания аспектов, с помощью которых можно описать идею особой организации профессиональной подготовки студентов вуза на основе медийно-ориентированного подхода. Исследование основано на комплексном анализе научной литературы, а также метафорическом анализе при раскрытии рабочего определения понятия «медийно-образовательная коммуникация». В соответствии с идеей особой организации профессиональной подготовки студентов вуза в условиях цифровой трансформации образования представлен медийно-ориентированный подход, позволяющей оптимизировать этот процесс. Выявлено и обосновано содержание организационно-методической поддержки (организационный и методический аспекты) профессиональной подготовки студентов вуза, которое служит основанием для реализации медиатехнологии формирования готовности к профессиональной деятельности студентов вуза. Медийно-ориентированный подход служит основой для внедрения и реализации технологии, направленной на формирование готовности студентов вуза к профессиональной деятельности. Этот подход способствует созданию новых форм взаимодействия между участниками образовательного процесса, что, в свою очередь, повышает качество профессиональной подготовки студентов вуза.

 

Об авторах

Наталья Викторовна Иванушкина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: inw38641@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики

Россия, г. Самара, Россия

Список литературы

  1. Фулин В.А., Иванова Д.С., Костикова Л.П. Ключевые направления подготовки будущих педагогов в контексте цифровой трансформации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2025. № 8. С. 244–257. doi: 10.24412/2304-120x-2025-11162.
  2. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил: НТИ (фил.) УрФУ, 2017. 128 с.
  3. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ президента РФ от 28.02.2024 № 145 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408618353.
  4. Горева О.М., Осипова Л.Б. Технологии искусственного интеллекта в образовательном пространстве вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025. № 1 (94). С. 104–112. doi: 10.69571/sspu.2025.94.1.011.
  5. Княжева А.В. Методология разработки системы и технология формирования готовности студентов педагогического вуза к медиаобразовательной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. Т. 13, № 4. С. 51–58. doi: 10.14529/ped210405.
  6. Воронина О.В. Медиаобразовательные ресурсы как инструмент развития профессиональных компетенций будущих педагогов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11, № 4. С. 24–29. doi: 10.24412/2225-8264-2022-4-24-29.
  7. Козлов О.А., Толкачева И.А. Организационно-методические аспекты подготовки участников образовательного процесса к информационному взаимодействию // Пространство педагогических исследований. 2025. Т. 2, № 2. С. 40–56. doi: 10.23859/3034-1760.2025.79.70.003.
  8. Кужелев С.В. Анализ категории «Взаимодействие» в философских и психолого-педагогических исследованиях // Научный вестник Крыма. 2018. № 7 (18). С. 25.
  9. Соболева Л.А. Категории в философии Аристотеля и лингвистике // Гуманитарные исследования. История и филология. 2025. № 17. С. 88–102. doi: 10.24412/2713-0231-2025-17-88-102.
  10. Чищева И.Л. Категория «Взаимодействие» в философско-педагогическом контексте // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 157–163.
  11. Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 4. С. 56–66. doi: 10.26425/2658-347x-2022-5-4-56-66.
  12. Иванушкина Н.В. Концепция медийно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов вуза // ЦИТИСЭ. 2025. № 2 (44). С. 204–215.
  13. Левченко В.В., Иванушкина Н.В. Медийно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 142–149.
  14. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л., Шитова В.А. Развитие форм организации дистанционного обучения в эпоху цифровизации образования // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 143–150.
  15. Краснобаева-Черная Ж.В., Бороденко Л.Н. Дистанционное обучение в образовательной системе высшей школы: опыт осмысления и приоритетные направления совершенствования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. Т. 42, № 2. С. 269–279. doi: 10.52575/2712-7451-2023-42-2-269-279.
  16. Прыткова Ю.С., Фомина М.А. Нормативные и методологические аспекты применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации программ непрерывного образования // Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2021. № 2 (6). С. 5–14.
  17. Денисова В.В., Астахова Н.В. Оптимизация формата образовательной коммуникации в условиях онлайн- и/или смешанного обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 1 (69). С. 149–156.
  18. Челнокова Е.А., Лебедева А.А., Алешугина Е.А. Интерактивная лекция как современная форма обучения в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 199–202. doi: 10.26140/bgz3-2020-0903-0049.
  19. Яковлева Т.В., Вяликова Г.С., Кадыкова М.Н. Интерактивная вузовская лекция: виды и особенности организации // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84–4. С. 368–371.
  20. Мурдускина О.В. Реализация принципов визуализации образовательного контента при смешанном обучении иностранным языкам студентов-лингвистов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 4. С. 429–436. doi: 10.30853/ped20230066.
  21. Пономарева Е.Ю. Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиавизуализации учебной информации как целостный процесс // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 3 (112). С. 301–303. doi: 10.24412/1991-5497-2025-3112-301-303.
  22. Рудакова О.А. Педагогический потенциал и возможности применения мультимедиа в вузовской подготовке студентов // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 3 (112). С. 303–305. doi: 10.24412/1991-5497-2025-3112-303-305.
  23. Шульц О.Е. Дидактический потенциал электронных образовательных платформ «British Council» и «Engvid» в процессе организации цифровой коммуникации студентов неязыковых направлений подготовки на занятиях по иностранному языку в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10, № 4. С. 506–512. doi: 10.30853/ped20250062.
  24. Конышева А.В. Вебинар как сетевая форма организации учебной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S1. С. 86–90.
  25. Иванова Е.Б. Организация дистанционного обучения в формате вебинаров (рекомендации по проведению вебинара от и до) // Управление образованием: теория и практика. 2012. № 3 (7). С. 106–113.
  26. Разумова Н.А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 1. С. 69–70.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иванушкина Н.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.