Свободное письмо как способ преодоления писательского блока в академическом контексте обучения английскому языку: возможности и ограничения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье представлены данные о проведенном экспериментальном исследовании влияния метода «свободное письмо» на преодоление таких трудностей, как писательский блок, на развитие письменных навыков у студентов второго курса лингвистической и нелингвистической специальности Уральского федерального университета. В исследовании приняли участие 46 студентов, из них 29 обучались по лингвистическому направлению, а 17 по нелингвистическому. Оценка эффективности метода осуществлялась посредством анализа количества слов в работах студентов, нетипичных элементов (например, смайлов, исправлений), результатов анкетирования, общих наблюдений участников эксперимента. У 51% студентов лингвистической специальности и 70% нелингвистической специальности, то есть более половины участников, наблюдалась положительная динамика по количеству слов. В результате анализа нетипичных элементов авторы делают вывод о возрастающей раскрепощенности, особенно заметной у студентов лингвистической специальности. Участники в выходном анкетировании оценили практику положительно. Они отметили снижение уровня тревожности и рост уверенности при письме. В то же время были выявлены некоторые трудности: отсутствие внутренней мотивации у части студентов, страх негативной оценки, отсутствие традиционной обратной связи, отвлечение на посторонние звуки и факторы, потеря новизны с каждым повторение практики, затруднения в следовании инструкции, отличающейся от привычной. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего исследования метода «свободное письмо» в образовательной среде.

 

Об авторах

Алена Вячеславовна Дымова

Уральский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dym.alyona@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода

Россия, г. Екатеринбург, Россия

Виктория Юрьевна Карева

Уральский федеральный университет; Университет Йювяскюля

Email: viktoriya-aksy@yandex.ru

старший преподаватель кафедры иностранных языков и образовательных технологий; аспирант департамента психологии и образования

Россия, г. Екатеринбург, Россия; г. Йювяскюля, Финляндская Республика

Список литературы

  1. Elbow P. Writing without Teachers. New York: Oxford University Press, 1973. 208 p.
  2. Burns A., Richards J.C. The Cambridge guide to learning English as a second language. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 364 p.
  3. Marzec-Stawiarska M. Investigating foreign language speaking anxiety among advanced learners of English // Issues in Teaching, Learning and Testing Speaking in a Second Language. Berlin: Springer, 2015. P. 103–119. doi: 10.1007/978-3-642-38339-7_7.
  4. Khadawardi H.A. Saudi learners’ perceptions of academic writing challenges and general attitude towards writing in English // Journal of Language Teaching and Research. 2022. Vol. 13, № 3. P. 645–658. doi: 10.17507/jltr.1303.21.
  5. Cheng X., Liu Y., Wang C. Understanding student engagement with teacher and peer feedback in L2 writing // System. 2023. Vol. 119. P. 103176. doi: 10.1016/j.system.2023.103176.
  6. Коган Е.А. Оценка владения английским языком у студентов технических вузов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 207–217. doi: 10.32744/pse.2020.1.15.
  7. Kormos J. The role of cognitive factors in second language writing and writing to learn a second language // Studies in Second Language Acquisition. 2023. Vol. 45, iss. 3. P. 622–646. doi: 10.1017/s0272263122000481.
  8. Liu R., Xin P. Self-imposed pressure or joyful learning: emotions of Chinese as a foreign language learners in feedback on academic writing // Frontiers in Psychology. 2025. Vol. 15. P. 1–14. doi: 10.3389/fpsyg.2024.1463488.
  9. Pertiwi O.P.P., Ashadi A. Exploring Efl students’ preferences on teachers’ written corrective feedback in encouraging students’ writing skills // Enrichment: Journal of Multidisciplinary Research and Development. 2024. Vol. 2, № 8. P. 1–14. doi: 10.55324/enrichment.v2i8.188.
  10. Park J. Benefits of freewriting in an EFL academic writing classroom // ELT Journal. 2020. Vol. 74, iss. 3. P. 318–326. doi: 10.1093/elt/ccaa018.
  11. Sasmita Y.V., Setyowati L. Problems faced by EFL students in learning to write // Linguista: Jurnal Ilmiah Bahasa, Sastra dan Pembelajaranya. 2021. Vol. 5, iss. 1. P. 11–25. doi: 10.25273/linguista.v5i1.9404.
  12. Nurkamto J., Prihandoko L.A., Primasita F.A., Putro N.H.P.S., Purwati O. A PLS-SEM analysis of the factors behind writer’s block of EFL university students // Indonesian Journal of Applied Linguistics. 2024. Vol. 14, iss. 1. P. 50–63. doi: 10.17509/ijal.v14i1.70234.
  13. Gezmiş N. The relation between writer’s block and attitude towards writing // RumeliDE Dil ve Edebiyat Araştırmaları Dergisi. 2023. № Ö13. P. 1291–1304. doi: 10.29000/rumelide.1379352.
  14. Li L.Y. Exploring the use of focused freewriting in developing academic writing // Journal of University Teaching and Learning Practice. 2007. Vol. 4, iss. 1. P. 40–53. doi: 10.53761/1.4.1.5.
  15. Asmalı M. Foreign language writing boredom and anxiety in online classes: the impact of freewriting // English as a Foreign Language in a New-Found Post-Pandemic World. IGI Global Scientific Publishing, 2022. P. 143–163. doi: 10.4018/978-1-6684-4205-0.ch007.
  16. Aini N., Prasetyo G.Y., Fasihuddin M.W. The students' perceived impact on the use free writing in EFL classroom // English Language Teaching Journal. 2023. Vol. 3, № 2. P. 57–64.
  17. Gufrana G., Darmawan D., Anggreni A. Improving writing skill through free writing technique // E-Journal of ELTS (English Language Teaching Society). 2023. № 11 (1). P. 72–81.
  18. Alharthi S. From instructed writing to free-writing: a study of EFL learners // Sage Open. 2021. Vol. 11, iss. 1. P. 1–15. doi: 10.1177/21582440211007112.
  19. Титова С.В. Обучение иноязычной письменной речи в цифровой среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 2. С. 302–316. doi: 10.20310/10.20310/1810-0201-2023-28-2-302-316.
  20. Воротилина Е.Н. Креативное письмо для студентов-бакалавров педагогических направлений обучения // Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: сб. ст. участников ежегодной всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Санкт-Петербург, 18–19 февраля 2020 г.) СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 213–217.
  21. Макарова Ю.А. Эвристический подход к обучению иноязычной творческой письменной речи // Альманах современной науки и образования. 2016. № 2 (104). С. 88–91.
  22. Вишнякова Е.А. Обучение иноязычной письменной речи в школе // Новые педагогические исследования: сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2022. С. 25–27.
  23. Боголепова С.В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 87–94.
  24. Горобинская Н.В. Фрирайтинг как эффективный приём развития у школьников иноязычных умений письменной речи // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения: сб. мат-лов III междунар. науч.-практ. конф. имени Е.Н. Солововой (6 ноября 2021 г.). Обнинск: Титул, 2022. С. 563–566.
  25. Новикова Ю.В. Методы freewriting и mapping как эффективная техника при подготовке к итоговому сочинению по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № V8. С. 57–62. doi: 10.24422/mcito.2018.v8.15637.
  26. El Madani E.M., Larouz M., Fagroud M., Saadallah Z. The relationship between writing proficiency in English and metacognitive awareness of writing strategies among EFL university students // Jurnal Arbitrer. 2024. Vol. 11, № 3. P. 373–383. doi: 10.25077/ar.11.3.373-383.2024.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Дымова А.В., Карева В.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.