Возможности сетевого проектирования в формировании у студентов профессиональной компетентности
- Авторы: Алдошина М.И.1
-
Учреждения:
- Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
- Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
- Страницы: 165-169
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/697520
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025143303
- ID: 697520
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается важность формирования у будущих педагогов профессиональной компетентности средствами сетевого проектирования в современных условиях цифровой трансформации общества и государства, изменения характеристик современного юношества (критичности мышления, клиповости восприятия и геймификации отражения мира и т.п.). Раскрывается роль патриотической позиции педагога в воспитании патриотизма молодого поколения. Аргументируется, что сетевое проектирование связано со структурным позиционированием неограниченных по количеству связанных между собой участников с возможностью приращения новыми звеньями и комплексами в системе для организованного совместного ресурсного пользования, системы взаимовоздействия и связей профессионального сообщества педагогов, организованных синхронно или асинхронно. Эффективность проектной технологией в сетевом взаимодействии рассмотрена на примере краудсорсинга и подтверждена результатами экспресс-опроса отношения по шкалам: эмоциональной, коммуникативной и технологической будущих педагогов из двух университетов – Кубанского государственного университета и Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Технология краудсорсинга представлена в виде технологической карты практического занятия по рассмотрению педагогического кейса для будущих педагогов по учебной дисциплине «Теория и технологии воспитания» по четырем этапам: вводному, прогностическому, проектировочному и заключительному.
Об авторах
Марина Ивановна Алдошина
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Автор, ответственный за переписку.
Email: maraldo57@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики
Россия, г. Орёл, РоссияСписок литературы
- Белозерова Л.А., Поляков С.Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, № 1 (37). С. 23–32. doi: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32.
- Алдошина М.И., Ератова Т.И. Диверсификация непрерывного профессионально-юридического образования в контексте устойчивого развития общества // Перспективы науки и образования. 2025. № 5. С. 183–196. doi: 10.32744/pse.2025.5.12.
- О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: указ президента РФ от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71670570.
- О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ президента РФ от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74404210.
- Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Перо, 2019. 98 с.
- Дудырев Ф.Ф., Анисимова К.В., Романова О.А., Петров Е.Е. Цифровизация системы среднего профессионального образования: кейсы Республики Татарстан, Белгородской и Московской областей: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 40 с. doi: 10.17323/978-5-7598-2393-3.
- Бондаренко Н.В., Шугаль Н.Б. Навыки работы в цифровой среде у студентов профессиональных образовательных программ // Мониторинг экономики образования: 2020. Т. II. Высшее образование и рынок труда / сост. Н.Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 201–207.
- Цифровая трансформация: эффекты и риски в новых условиях / рук. авт. колл. П.Б. Рудник, Т.С. Зинина; под ред. И.Р. Агамирзяна, Л.М. Гохберга, Т.С. Зининой, П.Б. Рудника. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 156 с.
- Фишман И.С., Фишман Л.И., Прудникова В.А. «Цифровой педагог» профессионального образования в фокусе зарубежных исследований // Ярославский педагогический вестник. 2025. № 3 (144). С. 88–106.
- Василевская Е.В. Повышение профессиональной компетентности: сетевой подход // Народное образование. 2013. № 7 (1430). С. 96–101.
- Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования: монография / под ред. О.Б. Акимовой. Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2017. 157 с.
- Алдошина М.И., Слободская И.Н., Рыманова Я.В. Квалитологический мониторинг в оценке эффективности интернет-сервисов в образовательном процессе вуза // Образование и общество. 2023. № 2 (139). С. 10–18.
- Лобок А.М. Сеть как парадигмально новый тип межшкольного взаимодействия // Народное образование. 2014. № 3 (1436). С. 93–101.
- Слободская И.Н., Луканкин А.Г., Горлова А.С. Применение сетевых технологий в обучении курсантов ведомственного вуза // Пенитенциарная система России в современных условиях развития общества: от парадигмы наказания к исправлению и ресоциализации: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. (Вологда, 5–6 декабря 2024 г.). Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2025. С. 240–243.
- Голубев Е.В. Краудсорсинг в системе инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий: монография. М.: Креативная экономика, 2015. 256 с.
- Щербатых С.В., Артюхина М.С. Краудсорсинг как элемент интерактивного обучения математике на гуманитарных направлениях подготовки // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 4 (60). С. 98–105.
- Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: метод. пособие / под ред. И.М. Осмоловской. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. 118 с.
- Слободская И.Н., Фарафонова И.В. Исследование мотивации формирования профессиональной ответственности у обучающихся вуза // Образование и общество. 2023. № 4 (141). С. 100–106.
- Хангельдиева И.Г. Общество 5.0 и образование: перспективы и предостережения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1 (82). С. 123–140. doi: 10.24412/2224-0772-2022-82-123-140.
- Алдошина М.И., Фарафонова И.В. Использование сетевого проектирования в профессиональном образовании будущих педагогов в университете // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80–1. С. 22–26.
Дополнительные файлы

