Эффективность учебного занятия как залог профессионального развития
- Авторы: Варламова А.И.1
-
Учреждения:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
- Страницы: 158-164
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/689228
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025142303
- ID: 689228
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье решается актуализация проблемы эффективности занятия в высшем учебном заведении на примере занятий по иностранному языку и обосновывается необходимость использования определенных видов заданий на каждом этапе занятия: в начале, середине и конце. Целью данного исследования является определение условий, которые позволяют проследить взаимосвязь между эффективным занятием и профессиональным ростом студентов. Методологическую основу работы составляют концепции определения эффективности обучения, разработанные отечественными и зарубежными авторами. Методами исследования являются анализ и обобщение научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов, а также синтез, наблюдение и сравнение. На основе указанных методов автором определена сущность эффективного занятия, выявлены продуктивные задания на трех этапах занятия и обоснованы условия, при которых возможно проследить связь между эффективным занятием и профессиональным ростом обучающихся. Актуальность и новизна исследования обусловлена недостаточностью работ, посвященных выявлению конкретных заданий, с помощью которых у преподавателя появляется возможность проследить прогресс студентов с целью их дальнейшего профессионального развития. Данная статья подчеркивает практическую значимость работы, которая заключается в возможности использования результатов исследования в методике преподавания иностранного языка.
Ключевые слова
Об авторах
Алла Игоревна Варламова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: varlamovaalla@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации
Список литературы
- Эффективность // Словарь русского языка. В 4 т. Т. 4. С–Я / под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1984. С. 772.
- Блинов В.М. Эффективность обучения (методол. анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. 191 с.
- Батурина Г.И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика. 1975. № 4. С. 41–49.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Минкина Ю.В. Реализация коммуникативной практики на учебных занятиях по иностранному языку в военном вузе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2023. Т. 12, № 1. С. 97–100. doi: 10.12737/2587-9103-2023-12-1-97-100.
- Фролова Н.В. Построение занятия с позиции деятельностной школы как основы развития профессиональных компетенций у студентов педагогических вузов // Преподавание истории в школе. 2022. № 2. С. 69–74.
- Черепова В.В. Активизация навыков говорения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Актуальные вопросы образования. 2022. № 2. С. 26–32.
- Намакаева З.З. Внедрение электронных книг в образовательный процесс // Научный потенциал. 2020. № 4 (31). С. 56–60.
- Смокова Е.Ю. Внедрение электронных учебников в образовательный процесс // Территория науки. 2017. № 2. С. 69–74.
- Мезенцева А.И., Михайлова А.Г. Использование цифровых технологий на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в техническом вузе: проблема эффективности // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4 (54). С. 100–105.
- Цветкова С.Е., Безденежных Н.Н., Ерофеева А.В. Формирование компетентностно-ориентированной среды на занятиях по иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78–4. С. 264–267.
- Филипенко Е.В., Витольник Г.А., Нимировская Ю.К. Интерактивность практических занятий как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся вуза // Вопросы педагогики. 2021. № 12–2. С. 253–257.
- Ефимова Е.В. Создание комфортного психологического климата на занятиях по иностранному языку в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 210–212.
- Котькова Г.Е., Тамбовский О.М. Роль практических занятии в системе учебной работы в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2024. № 4 (105). С. 359–363.
- Маруневич О.В., Малишевская Н.А. Особенности интеграции иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенции на занятиях по иностранному языку в транспортном вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 133–137.
- Мельничук М.В., Белогаш М.А. Повышение медийно-информационной грамотности студентов на занятиях по иностранному языку // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2024. № 3. С. 99–114.
- Мельничук М.В., Белогаш М.А. Вовлеченность студентов как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, № S1. С. 93–99.
- Gilbert I. Independent thinking. Independent Thinking Press, 2014. 224 p.
- Чечева Н.А. Развитие критического мышления на занятиях по иностранному языку в ведомственном вузе // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2022. № 12. С. 3195.
- Ракипов Р.Р. Групповая работа на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах [Электронный ресурс] // Бизнес и общество. 2023. № 4 (40). http://busines-society.ru/2023/4-40/41_rakipov.pdf.
- Цветкова С.Е., Малышева Е.Ю. Организация контактной самостоятельной работы магистрантов в условиях информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 280–284.
- Word Search Generator [Internet] // Printable Creative. https://printablecreative.com/word-search-generator.
- Bartlett J. Becoming an outstanding mathematics teacher. London: Routledge, 2014. 184 p.
- De Bono E. Six thinking hats. London: Penguin, 1999. 192 p.
- Чигирин Е.А., Чигирина Т.Ю. Развитие коммуникативных умений на занятиях по иностранному языку у студентов-магистрантов технического вуза // Наука и технология XXI века. 2022. № 1 (7). С. 12–19.
- Ginnis P. The teacher’s toolkit: raise classroom achievement with strategies for every learner. Carmarthen: Crown House Publishing, 2002. 358 p.
Дополнительные файлы
