The effectiveness of the lesson as a guarantee of professional development
- Authors: Varlamova A.I.1
-
Affiliations:
- Financial University under the Government of the Russian Federation
- Issue: Vol 14, No 2 (2025)
- Pages: 158-164
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/689228
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025142303
- ID: 689228
Cite item
Full Text
Abstract
The article actualizes the problem of the effectiveness of classes in higher education institutions using foreign language classes as an example and substantiates the necessity of using certain types of tasks at each stage of the lesson: at the beginning, in the middle, and at the end. The main purpose of the article is to define conditions that allows us to trace the relationship between effective learning and students’ professional growth. The methodological basis of the research is formed by the concepts for determining the effectiveness of lesson developed by domestic and foreign authors. The research methods are analysis and generalisation of the results of scientific works of domestic and foreign authors, as well as synthesis, observation, and comparison. Based on these methods, the author has defined the essence of effective lesson and effective tasks were identified at three stages of the lesson and the conditions under which it is possible to trace the connection between effective learning and professional growth of students. The relevance and novelty of the research is due to the lack of researches devoted to specific effective tasks, with the help of which the teacher has the opportunity to monitor the progress of students for the purpose of their further professional development. This article emphasizes the practical significance of the study which consists in the possibility of using the research results in foreign language teaching methods.
Full Text
В рамках проводимого нами исследования в качестве гипотезы мы рассмотрим вопрос эффективности занятия как инструмента, с помощью которого осуществляется профессиональное развитие студентов. Анализ современных исследований в сфере педагогики и психологии показывает, что вопрос определения эффективного занятия до конца не разработан и существует многообразие мнений на данный счет. Более общее научное определение понятия «эффективность» можно найти в словаре русского языка, которое трактуется как некое действие, приводящее к нужному результату [1, с. 772]. Вопрос эффективности обучения стал рассматриваться в научной среде относительно недавно, с начала 1930-х годов. В педагогической практике и теории при обсуждении вопроса повышения эффективности обучения, такие исследователи как В.М. Блинов определяли эффективность как социально-значимое качество обучения, для выявления которого необходимо знание об идеализированных результатах обучения и умение получать объективные «срезы» результатов текущий деятельности [2]. С точки зрения таких исследователей как Г.И. Батурина и У. Байер непременным условием эффективности занятия является развивающее обучение [3, с. 41–49]. С.И. Архангельский понимает эффективность учебного процесса как конкретный результат достижения поставленной цели. То есть результативность обучения дополняет его эффективность [4].
Анализ современных исследований показывает, что за последнее время интерес к решению проблемы определения эффективности занятия только усилился. В рамках изучения иностранного языка Ю.В. Минкина считает, что использование систематического подхода на занятиях является неотъемлемой частью его эффективности в целях профессиональной подготовки будущих специалистов [5]. О необходимости использования деятельностного подхода как основы развития профессиональных компетенций на занятиях говорится в работе Н.В. Фроловой. В данном исследовании описывается учебное занятие как вариант эффективного занятия в деятельностном подходе, направленного на отработку конкретной учебной задачи [6, с. 69–74]. В работах В.В. Череповой, З.З. Намакаевой, Е.Ю. Смоковой и обсуждается необходимость использования новейших технологий, которые могут помочь преподавателю в решении задачи проведения эффективного занятия, а также делается акцент на роли самого преподавателя, который является эффективной движущей силой в деле профессионального развития студентов [7, с. 26–32; 8, с. 56–60; 9, с. 69–74]. В исследовании А.И. Мезенцева раскрывается взаимосвязь между использованием цифровых технологиях на занятии и проблемой его эффективности [10, с. 100–105]. Еще одной составляющей эффективного занятия, по мнению С.Е. Цветковой, Н.Н. Безденежных, А.В. Ерофеевой, является использование в обучении современных методов, приемов и средств обучения при формировании основных профессиональных компетенций [11, с. 264–267]. Об использовании активных методов обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций, можно прочитать в работе Е.В. Филипенко, Г.А. Витольник, Ю.К. Нимировской [12, с. 253–257]. О необходимости формирования комфортной психологической атмосферы на занятиях в целях проведения эффективного занятия утверждается в работе Е.В. Ефимовой. Исследователь подчеркивает, что благоприятный психологический климат на занятии качественно влияет на мотивацию студентов к продуктивной работе и способствует более успешному достижению образовательных результатов по изучаемому предмету [13, с. 210–212]. О необходимости «познавательной рациональности» как эффективного механизма профессионального развития можно прочитать в работе Г.Е. Котьковой, О.М. Тамбовского в которой автор утверждает, что огромное значение для проведения эффективного занятия имеет приближение учебной активности студентов к условиям будущей работы [14, с. 359–363].
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что глобализация мира и рынка труда, активное сотрудничество наций в различных сферах, переход к новой парадигме образования – все это предъявляет новые требования к выпускникам высших учебных заведений, среди которых обязательное знание иностранного языка. Таким образом, профессия преподавателя иностранного языка становится в нынешних условиях одной из наиболее востребованной и важной в любом образовательном пространстве. Изменения в сфере высшего образования неизбежны, но что всегда остается неизменным – иностранный язык в ближайшем будущем будет одним из самых насущных предметов наряду с математикой, русским языком и информатикой. Это происходит потому, что умение общаться, писать и читать на иностранном языке является ключевым моментом на пути к успеху в нашем стирающем границы между странами мире [15, с. 133–137].
Более того, в рамках предмета иностранного языка приобретаются такие необходимые навыки как умение общаться (работодатели утверждают, что молодые люди должны уметь работать сообща); умение принимать решения на основе доказательств; умение усваивать широкий спектр информации за короткий промежуток времени; умение управлять своим временем, представлять ясную точку зрения и так далее. Список можно продолжать, но все эти навыки возможно получить, изучая иностранный язык.
Тем не менее, уникальной особенностью обучения иностранному языку является не только возможность приобрести жизненно необходимые навыки, но и возможность получить знания. Преподаватели способны объяснить своим студентам закономерности существующего мира, показать картину культурной и социальной жизни предшествующих поколений [16, с. 99–114]. Это необходимо для того, чтобы наши студенты смогли лучше понять причины, которые движут постоянно меняющимся миром, а также разобраться с теми вызовами, с которыми сталкивались наши предки. Более того, мы в силах объяснить нашим студентам как менялась структура того или иного иностранного языка со временем и объяснить причины, почему люди разговаривают на разных языках. Таким образом, обучение иностранному языку является еще одной возможностью познать существующий мир и проблемы, которые могут коснуться и даже овладеть зачастую эгоистичным миром среднестатистического студента.
Целью данного исследования является актуализация проблемы определения эффективности и выявление условий, при которых возможно проследить взаимосвязь между эффективным занятием и профессиональным ростом студентов.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть компоненты занятия, которое можно назвать «эффективным»;
- предложить ряд заданий, которые можно использовать на разных этапах занятия;
- проследить взаимосвязь между использованием предлагаемых вариантов заданий и профессиональным развитием студентов.
Методологической основой данного исследования является теория рассмотрения вопроса эффективности как социально-значимого качества обучения В.М. Блинова [2]; концепция понимания эффективности учебного процесса с точки зрения достижения поставленной цели С.И. Архангельского [4]; современные концепции определения эффективности с точки зрения использования систематического и деятельностного подходов Ю.В. Минкиной [5] и Н.В. Фроловой [6]; концепция использования современных цифровых технологий, предлагаемая А.И. Мезенцевой, А.Г. Михайловой [10], Е.Ю. Смоковой [9], С.Е. Цветковой [11]; концепция наличия комфортной психологической атмосферы Е.В. Ефимовой [13].
В качестве методов исследования используются анализ и обобщение научно-методической литературы, синтез, наблюдение и сравнение. Проведенный нами анализ научной литературы, освещающий проблематику эффективности занятия, выявил недостаточность научных исследований и наличия достаточного количества разработок в области составляющих компонентов занятия, определив тем самым новизну и актуальность нашего исследования.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов статьи в методике преподавания иностранного языка, в том числе при изучении английского языка в профессиональных целях в высших учебных заведениях. Кроме того, использование предложенного автором плана занятия, с помощью которого можно проследить успехи обучающихся, является, с нашей точки зрения, перспективным не только в методике преподавания английского языка, но и в методике преподавания любого иностранного языка.
Одной из основных целей подготовки студентов в высшей школе является их профессиональное развитие. По-нашему мнению, это когда преподаватель видит не только прогресс студентов, но и результаты обучения по истечению времени, а также когда студенты вовлечены в процесс обучения. Более того, обучение студентов должно происходить на базе уже существующих знаний с использованием подходящих стратегий так, чтобы обучающиеся могли приобретать и закреплять новые знания на протяжении всего времени обучения с помощью преподавателя [17, с. 93–99].
Прогресс студентов, исходя из их индивидуальной зоны ближайшего развития, может произойти как на одном занятии, так и с течением времени. Для того, чтобы в нем убедиться, преподаватель использует разнообразные стратегии для оценки скорости усвоения материала и его закрепления.
Мы полагаем, что эффективность обучения студентов иностранному языку можно определить по следующим признакам:
- студенты в состоянии самостоятельно ответить на вопросы по заданной теме или тексту, опираясь на определенные доказательства;
- провести сравнение двух утверждений устно или письменно;
- показать уверенность и виртуозность в использовании иностранного языка;
- использовать свое воображение и креативность;
- справляться с трудностями и не бояться делать ошибки;
- понимать свои успехи и быть способным продвигаться дальше;
- работать и думать самостоятельно.
Со своей стороны, работу преподавателя можно назвать эффективной, если:
- преподаватель влюблен в свой предмет;
- показывает высокий уровень знания своего предмета и способен заставить студентов расширить и углубить свои знания;
- помогает студентам делать успехи с начала обучения;
- объясняет непонятные моменты;
- ожидает прогресса от всех студентов;
- проводит связь не только между своим предметом и другими, но и объясняет связь с реальным миром;
- использует разнообразные методы и ресурсы для того, чтобы увлечь студентов;
- задает много вопросов, чтобы понять, насколько хорошо студенты усвоили предмет;
- способен быстро адаптироваться и изменить методику обучения;
- поддерживает самостоятельность студентов.
Тем не менее, мы понимаем, что преподаватели всегда будут беспокоиться об успехах своих студентов с самого начала обучения и до его окончания. Но мы также знаем, что любое обучения не может неизменно проходить гладко. Поэтому необходимо постоянно пересматривать стратегии обучения и виды работ, чтобы добиться лучшего освоения предмета.
С чего начать
Начало занятия задает тон всему обучающему процессу. Преподавателям постоянно говорят, что начинать любое занятие нужно так, чтобы увлечь студентов. Но порой достичь этого бывает очень трудно по ряду причин, например, студенты иногда опаздывают и таким образом пропускают начальную стадию занятия.
С чего же можно начать? Мы хотим предложить несколько практических идей, которые, по-нашему мнению, помогут проведению занятия, сделав его более эффективным.
1) Двух-трехминутное задание от начала занятия после звонка. Данное задание лучше написать на доске, чтобы опаздывающие студенты могли сразу его увидеть и приступить к выполнению, не мешая другим студентам. Выполнение данного задания не должно превышать двух-трех минут. Этого времени будет достаточно, чтобы все опаздывающие студенты приступили к занятию. Можно использовать идеи из известной книги Иэна Гилберта «Самостоятельное мышление» (Ian Gilbert «Independent Thinking»), представляющую собой сборник размышлений, идей о природе обучения, мышления и креативности [18]. В данной книге можно найти разнообразие, на первый взгляд, простых вопросов, которые требуют неординарных ответов, например:
- Does a bad government encourage citizenship more than a good government?
- Is equality the same as fairness?
- Because we use language to create the world, so can we change the world by changing our language?
- Knowledge is power, but without action it’s just knowledge?
- Can everybody wear exclusive clothes?
- Is being strong the same as refusing to be weak?
- A developing country can only develop as quickly as its slowest bureaucrats.
- If I read the English translation and you read the Spanish translation are we both reading the same book?
- In China, workers live, work and sleep in the factory used by Apple, so could you say iPhones are ‘home made’?
Как уже было упомянуто выше, данные вопросы можно вывести на экран или написать на доске еще до начала занятия и попросить студентов изложить свои мысли по тому или иному вопросу индивидуально или в парах. Студентам понадобится не более двух, трех, иногда четырех минут, чтобы справиться с заданием.
Другим возможным вариантом может быть формулировка различных типов вопросов студентами по указанной теме с целью развития критического мышления [19].
2) Квиз. Следующим этапом эффективного занятия может стать небольшой квиз с целью проверки, как студенты усвоили предыдущий материал. В данном квизе можно задать пять-шесть вопросов с возрастающей сложностью. Можно включить один, два вопроса, ответы на которые студенты еще не знают. Данное задание для самостоятельной работы студентов также подходит для работы в парах, или в группах, что в дальнейшем упростит опрос студентов, так как не будет необходимости спрашивать каждого, а просто узнать общее мнение пары или группы, что, в свою очередь, сэкономит время [20; 21, с. 280–284]. Более того, включение в квиз двух-трех вопросов, ответы на которые студенты еще не знают, и повторный опрос студентов в конце занятия на те же самые вопросы поможет преподавателю определить прогресс студентов.
3) Онлайн-приложения. На данном этапе занятия, для закрепления лексики из предыдущих занятий, можно предложить студентам найти знакомые слова, используя бесплатное онлайн-приложение «Печатный креатив» [22]. Это бесплатное приложение позволяет создавать собственные карточки с необходимым список слов или готовые шаблоны. Преподаватель может создавать карточки с учетом тематики занятия, добавляя слова или фразы, которые студенты изучают. Если нет времени на создание собственных карточек, в приложении доступны готовые шаблоны на разные темы. Как только карточки будут готовы, их можно загрузить и распечатать для использования в аудитории.
Таким образом, существуют разнообразные эффективные способы начала занятия, которые могут быть использованы для введения студентов в атмосферу изучаемого предмета, чтобы их заинтересованность сохранялась до окончания занятия. Более того, использование тех или иных стратегий должны помочь преподавателю с ответами на невероятно важные вопросы, без которых невозможно провести эффективное занятие, а именно:
- Включатся ли студенты в процесс обучения с самого начала?
- Насколько заинтересованы они в нем будут?
- Используют ли они весь свой потенциал для обучения? [23, p. 98–140]
Как продолжить
Следующий этап занятия относится к основной части и является тем моментом, когда студенты осваивают большую часть изучаемого материала. Если преподаватель успешно начал свое занятие, то данный этап будет намного легче спланировать и осуществить. Планируя основную часть занятия, необходимо задать себе следующие вопросы:
- Что нового узнают студенты к тому моменту, когда они будут покидать аудиторию, чего они прежде не знали?
- Как объяснить новый материал?
- Сколько времени понадобится?
- Как понять, что студенты усвоили материал?
- На какие ключевые вопросы должен быть получен ответ?
- Как сгруппировать студентов во время занятия?
Немаловажным моментом на данном этапе является общий поведенческий характер класса: тишина или, наоборот, шум в аудитории. Эти два показателя говорят о том, что нужно либо объяснить еще раз материал, либо сменить вид деятельности. То есть, так называемое «сканирование» студентов в аудитории также необходимо во время проведения занятия. Стоять напротив студентов, исследуя, что происходит в аудитории, и даже прислушиваясь к звукам – все это, на наш взгляд, является признаками эффективного занятия.
Еще одним существенным моментом может быть ситуация, когда преподаватель предлагает студентам определенный вид деятельности и говорит, что на протяжении первых трех минут он не будет отвечать ни на какие вопросы. Это поможет студентам самим попытаться понять и разобраться с проблемными моментами в данном задании. По истечении трех минут, если студенту понадобится помощь, преподаватель, конечно, может подойти и разъяснить трудные места в задании. Мы можем назвать данную тактику «нацеленное вмешательство», то есть такое, которое требует помощи только тем студентам, кто не сможет овладеть материалом без посторонней помощи.
Более того, при обучении иностранному языку, всегда существует альтернатива в порядке подачи материала. Например, можно основную часть занятия начать с финального вывода – утверждения, подытоживающего целое занятия, и предложить студентам согласиться или не согласиться с ним. Данная стратегия помогает еще больше вовлечь студентов в изучаемую тему.
На данном этапе занятия можно также использовать уникальным метод по организации критического мышления «Шесть шляп мышления», разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно [24, p. 57–111]. Де Боно выделил шесть типов мышления и метафорически назвал их «шесть шляп»: синяя шляпа – стратегическое мышление; зеленая шляпа – творческое мышление; белая шляпа – аналитическое мышление; черная шляпа – критическое мышление; красная шляпа – эмоционально-интуитивное; желтая шляпа – оптимистическое мышление. Это метод очень похож на ролевую игру, при проведении которой может раскрыться творческий потенциал студентов. Суть ее состоит в следующем: студент примеряет на себя шляпу определенного цвета (мысленно или буквально) и играет определенную роль, которая ей соответствует, то есть рассматривает проблему с определенной точки зрения. Затем меняет шляпу, тем самым меняя ракурс рассмотрения проблемы. То есть, студенты рассматривают ситуацию под разными плоскостями, что уделяет внимание всем аспектам работы над решением – эмоциям, фактам, за и против, предложению свежих идей:
- «Синяя шляпа» – руководитель (управляет процессом, координирует итоги обсуждение, аналитическое мышление);
- «Белая шляпа» – ученый (беспристрастная позиция, стратегическое мышление);
- «Зеленая шляпа» – креативщик (предлагает новые идеи, творческое мышление);
- «Красная шляпа» – поэт, художник (чувства и интуиция, эмоциональное мышление);
- «Желтая шляпа» – оптимист (достоинства и преимущества, оптимистическое мышление);
- «Черная шляпа» – критик (недостатки и риски, критическое мышление).
Рассмотрим небольшой пример применения данного варианта работы. Преподаватель (в синей шляпе) обозначает проблему и ставит задачу, например: «Правительство планирует повысить налоги для предприятий сферы обслуживания… Что делать?». Ролевая игра начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного цвета и рассматривают проблему по очереди в ракурсе данного цвета. Порядок смены шляп не очень существенен, однако, мы можем предложить следующий вариант:
- белая шляпа: собрать и обсудить все имеющиеся цифры, факты, статистические данные и так далее;
- черная шляпа: обсудить все имеющиеся данные в негативном ключе;
- желтая шляпа: найти все положительные моменты;
- зеленая шляпа: попытка найти новое, альтернативное решение;
- красная шляпа: одевается по желанию и на очень короткое время, секунд тридцать, не больше, для того, чтобы у участников была возможность выпустить пар и ответить на вопросы «Что я чувствую по поводу этого решения? Что подсказывает мне интуиция?».
В завершении, преподаватель в синей шляпе подводит итог проделанной работе. В данной игре также важно, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп, чтобы идеи и мысли не запутывались и не переплетались.
Можно использовать этот вид работы и по-другому – каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. Шляпы в данном случае лучше распределить так, чтобы они не соответствовали типажу человека: черную нужно предложить оптимисту; желтую тому, кто постоянно критикует; красную предложить тому, кто постоянно сдержан; зеленую не предлагать главному креативщику и так далее. Это даст возможность всем участником деловой игры раскрыть свой потенциал. Более того, во время дискуссии происходит развитие профессиональных коммуникативных навыков у студентов [25, с. 12–19].
Чем закончить
Эффективное занятие должно показать, что все студенты достигли определенного прогресса. У преподавателя должна быть возможность увидеть успехи своих студентов для того, чтобы спланировать следующее занятия. Это то время, когда необходимо ответить на вопрос «Что студенты усвоили нового на занятии?». Это тот этап, когда необходимо понять не то, сколько заданий успели сделать студенты, а то, какие знания они получили [26, p. 58–73].
Существует многообразие видов деятельности, с помощью которых можно выяснить насколько глубоко и качественно студенты усвоили материал занятия в конце. Приведем наиболее эффективные, с нашей точки зрения.
1) Три-два-один прием – попросить студентов записать и озвучить три новые вещи, которые они узнали на занятии; два вопроса, ответы на которые они хотели бы получить на следующем занятии; одну задачу, которую они поставят перед собой для дальнейшего изучения материала.
2) Таблица прогресса – студенты отмечают в таблице свой прогресс в изучении той или иной темы в начале, середине и в конце занятия по шкале от 1 до 5, от наименьшей степени до наибольшей (табл. 1).
Таблица 1 – Прогресс студентов во время занятия
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
| Начало занятия | Основная часть занятия (первая половина) | Основная часть занятия (вторая половина) | Окончание занятия |
Студенты могут отметить свой прогресс по своему желанию: либо галочкой, либо цифрой, либо любым другим, удобным для них, способом.
3) Квиз. Можно использовать тот же самый квиз, который был предложен студентам в начале занятия, и посмотреть, смогут ли студенты ответить на те вопросы, на которые они не нашли ответа вначале, тем самым проверяя их прогресс.
4) Да/Нет карточки. Преподаватель раздает студентам по одной небольшой карточке. На одной стороне написано Верно, на другой – Ложно. С помощью данного метода можно проверить, например, насколько хорошо студенты запомнили слова и выражения, озвучивая те или иные дефиниции и их определения.
Таким образом, заключительный этап занятия должен показать преподавателю, насколько эффективно прошло то или иное занятие. С другой стороны, мы понимаем, что прогресс студента может проявиться не сразу, а постепенно, так как обучение – это не одноразовое действие, а упорный и продолжительный труд. Используя предложенные нами виды работ, у преподавателя появляется возможность разнообразить свое занятие и проследить не только успехи студента, но и получить обратную связь своего преподавания. А у студентов, со своей стороны, появляется возможность проинформировать преподавателя о том, чему нужно уделить больше или меньше внимания на последующих занятиях.
Исследования выявили некоторые изменения в определении понятия «эффективность». Если раньше акцент был больше направлен на две оставляющие данного понятия (социальная направленность и результативность обучения), то последние исследования предлагают более широкий спектр составляющих эффективности обучения (использование деятельностного и систематического подходов как основы эффективности в целях профессиональной подготовки будущих специалистов; задействование новейших цифровых технологий; применение активных методов обучения; создание комфортного психологического климата в аудитории; приближение учебной активности к условиям будущей профессии). К сожалению, при попытке найти полный пакета составляющих отдельно взятого занятия, с точки зрения его эффективности, мы столкнулись с нехваткой данного рода материала.
Несмотря на некоторые трудности, мы не можем быть абсолютно уверены, что в нашем исследовании нам удалось обнаружить все составляющие эффективного занятия. Хотя, мы можем утверждать, что проделанная в нашем исследовании работа и опыт наших предшественников (В.М. Блинова [2], Г.И. Батуриной и У. Байера [3, с. 41–49], а также С.И. Архангельского [4]) позволяет нам сделать вывод о том, что поставленные цели и задачи были выполнены в полной мере. Также можно отметить, что предложенные нами разнообразные виды работы на занятии, в достаточной степени определяют его эффективность и помогают в деле становления будущих специалистов.
Мы надеемся, что полученная нами информация поможет в дальнейшем разработать более усовершенствованные виды работы на занятиях по иностранному языку с целью достижения большей эффективности.
Таким образом мы видим, что использование эффективных заданий на занятиях по иностранному языку позволяет проследить траекторию профессионального развития студентов. Более того, выполнение подобного вида заданий в полной мере раскрывает потенциал студентов.
Целью нашего исследования был поиск потенциальных составляющих компонентов эффективного занятия на примере занятий по иностранному языку и определение взаимосвязи между проведением занятия и профессиональным ростов студентов.
Для достижение данной цели мы решили следующие задачи: подробно рассмотрели каждый компонент занятия: начало, середину и конец; предложили эффективные виды работ для каждой отдельной части занятия: проследили взаимосвязь между предложенными вариантами заданий и потенциалом профессионального роста обучающихся.
Исследователи в своих работах отмечают высокую эффективность занятие при соблюдении следующих условий: определение эффективности занятия как социально-значимой стороны качества обучения В.М. Блинов [2], развивающее обучение как необходимое условие эффективности занятия Г.И. Батурина, У. Байер [3, с. 41–49], результативность обучения в качестве основного компонента С.И. Архангельский [4]. Более современные концепции утверждают, что необходимо использование ряда подходов: систематического Ю.В. Минкина [5], и деятельностного Н.В. Фролова [6, с. 69–74]; использование современных цифровых технологий на занятиях А.И. Мезенцева, А.Г. Михайлова [10, с. 100–105], З.З. Намакаева [8]; приближение учебной деятельности к условиям будущей работы Г.Е. Котькова, О.М. Тамбовский [14, с. 359–363]; наличие комфортной психологической атмосферы Е.В. Ефимова [13, с. 210–212], Но в данных работах не рассматривался подробно вопрос составляющих компонентов отдельно взятого занятия и их наполнение. С нашей точки зрения очень важно было рассмотреть конкретные виды работ на каждом этапе занятия с точки зрения их эффективности. Мы полагаем, что эффективность обучения определяется способностью студентов самостоятельно отвечать на заданные в аудитории вопросы; устно и письменно проводить сравнение; уверенно использовать иностранный язык; не бояться делать ошибки; быть способным осознавать свои успехи.
Эффективность занятия зависит от каждой его отдельной части и от вида работ, выполняемых на том или ином этапе. В начале занятия нужно сразу ввести студента в курс изучаемой темы, задав пару вопросов. Далее возможно использование квиза с целью проверки усвоенного ранее материала. Следующий этап занятия – его основная часть – предполагает введение основного материала. Очень эффективными будут задания на развитие критического мышления. Заключительный этап занятия – это то время, когда подводится итог и у преподавателя появляется возможность проследить прогресс студентов и понять, насколько глубоко был усвоен материал. На данном этапе эффективными видами работы будут те, которые суммируют знания, полученные на занятии. Например, «три–два–один» задание: озвучивание трех новых вещей, которые студенты узнали на занятии: двух вопросов, ответы на которые они хотят получить в следующий раз и одной задачи, которую студенты ставят перед собой для изучения последующего материала.
About the authors
Alla Igorevna Varlamova
Financial University under the Government of the Russian Federation
Author for correspondence.
Email: varlamovaalla@yandex.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the English Language and Professional Communication Department
Russian Federation, MoscowReferences
- Эффективность // Словарь русского языка. В 4 т. Т. 4. С–Я / под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1984. С. 772.
- Блинов В.М. Эффективность обучения (методол. анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. 191 с.
- Батурина Г.И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика. 1975. № 4. С. 41– 49.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Минкина Ю.В. Реализация коммуникативной практики на учебных занятиях по иностранному языку в военном вузе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2023. Т. 12, № 1. С. 97–100. doi: 10.12737/2587-9103-2023-12-1-97-100.
- Фролова Н.В. Построение занятия с позиции деятельностной школы как основы развития профессиональных компетенций у студентов педагогических вузов // Преподавание истории в школе. 2022. № 2. С. 69–74.
- Черепова В.В. Активизация навыков говорения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Актуальные вопросы образования. 2022. № 2. С. 26–32.
- Намакаева З.З. Внедрение электронных книг в образовательный процесс // Научный потенциал. 2020. № 4 (31). С. 56–60.
- Смокова Е.Ю. Внедрение электронных учебников в образовательный процесс // Территория науки. 2017. № 2. С. 69–74.
- Мезенцева А.И., Михайлова А.Г. Использование цифровых технологий на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в техническом вузе: проблема эффективности // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4 (54). С. 100–105.
- Цветкова С.Е., Безденежных Н.Н., Ерофеева А.В. Формирование компетентностно-ориентированной среды на занятиях по иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78–4. С. 264–267.
- Филипенко Е.В., Витольник Г.А., Нимировская Ю.К. Интерактивность практических занятий как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся вуза // Вопросы педагогики. 2021. № 12–2. С. 253–257.
- Ефимова Е.В. Создание комфортного психологического климата на занятиях по иностранному языку в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 210–212.
- Котькова Г.Е., Тамбовский О.М. Роль практических занятии в системе учебной работы в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2024. № 4 (105). С. 359–363.
- Маруневич О.В., Малишевская Н.А. Особенности интеграции иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенции на занятиях по иностранному языку в транспортном вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 133–137.
- Мельничук М.В., Белогаш М.А. Повышение медийно-информационной грамотности студентов на занятиях по иностранному языку // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2024. № 3. С. 99–114.
- Мельничук М.В., Белогаш М.А. Вовлеченность студентов как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13, № S1. С. 93–99.
- Gilbert I. Independent thinking. Independent Thinking Press, 2014. 224 p.
- Чечева Н.А. Развитие критического мышления на занятиях по иностранному языку в ведомственном вузе // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2022. № 12. С. 3195.
- Ракипов Р.Р. Групповая работа на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах [Электронный ресурс] // Бизнес и общество. 2023. № 4 (40). http://businessociety.ru/2023/4-40/41_rakipov.pdf.
- Цветкова С.Е., Малышева Е.Ю. Организация контактной самостоятельной работы магистрантов в условиях информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 280–284.
- Word Search Generator [Internet] // Printable Creative. https://printablecreative.com/word-search-generator.
- Bartlett J. Becoming an outstanding mathematics teacher. London: Routledge, 2014. 184 p.
- De Bono E. Six thinking hats. London: Penguin, 1999. 192 p.
- Чигирин Е.А., Чигирина Т.Ю. Развитие коммуникативных умений на занятиях по иностранному языку у студентов-магистрантов технического вуза // Наука и технология XXI века. 2022. № 1 (7). С. 12–19.
- Ginnis P. The teacher’s toolkit: raise classroom achievement with strategies for every learner. Carmarthen: Crown House Publishing, 2002. 358 p.
Supplementary files
