Формирование предпринимательского мышления у школьников: обзор практик, обоснование актуальности, разработка и апробация измерительных материалов
- Авторы: Копытова А.И.1, Мартыненко Д.А.2
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Томский политехнический техникум
- Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
- Страницы: 140-146
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/677049
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024134309
- ID: 677049
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальность формирования предпринимательского мышления у школьников. Описывается предпринимательское образование на разных уровнях обучения. Анализируются дисциплины, формирующие предпринимательское мышление, представленные в учебных планах и дополнительных образовательных программах основного и среднего общего образования в г. Томске. Описывается опыт реализации проектов и программ по развитию предпринимательского мышления в регионах России. В работе представлены результаты опытно-экспериментального исследования по измерению уровня предпринимательского мышления у обучающихся 8–9 классов на базе средней общеобразовательной школы № 28 города Томска, в ходе которого было разработано комплексное тестирование и практико-ориентированные учебно-технологические задания. Описывается методика составления тестирования по выявлению уровня сформированности предпринимательского мышления. Проведенные исследования показали, что обучающиеся имеют в основном низкий уровень предпринимательского мышления, который можно скорректировать активными методами обучения. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения программ дополнительного образования, внеурочной деятельности по развитию предпринимательского мышления в общеобразовательных организациях. Полученные материалы могут служить основой для дальнейшего мониторинга формирования предпринимательского мышления в других школах г. Томска и за его пределами.
Полный текст
Анализ проблемы
В современных реалиях нашего государства возник определенный запрос на формирование молодежного предпринимательства [1–3], а также понимание и желание граждан создать своё дело. Данная потребность связана с экономическим развитием России, важной составляющей которой является человеческий капитал. В основе человеческого капитала, влияющего непосредственно на объем ВВП, лежат знания и умения отдельного человека, позволяющие создавать доход для отдельных предприятий и экономики в целом. В таком случае, по мнению Я.И. Кузьминова, Л.Н. Овчаровой, Л.И. Якобсона [4, с. 13], определяющим для человеческого капитала становится образование. Именно поэтому государство вкладывает большие ресурсы в развитие образования, чтобы обеспечить себе в будущем экономический рост.
Важность предпринимательского образования понималась не всегда, о чем свидетельствуют исследования Н.Э. Овчинниковой [5, с. 1024] о новом этапе развития бизнес-образования, связанного с экономической реформой 1965 года, когда власть осознает значимость развития экономических дисциплин, создается программа для управленцев производственного сектора и народного хозяйства, а также ее исследования [5, с. 1029], описывающие первые школы и институты бизнеса в конце 80-х – начале 90-х годов, которые в данный момент времени хорошо известны за рубежом и в России. Со второй половины 1990-х годов возрастает и спрос на предпринимательское образование, и качество обучения.
Основы предпринимательского мышления следует закладывать в школьном возрасте – значит, общее образование тоже должно содержать в себе элементы предпринимательского образования для развития предпринимательского мышления школьников. В 2023/2024 учебном году в общеобразовательных организациях города Томска всего у двух школ присутствуют программы о предпринимательстве. По результатам проведенного анализа учебных планов: дисциплина для 10 класса «Основы предпринимательства» и программа дополнительного образования для 6 класса «Юный предприниматель» (МАОУ СОШ № 2 г. Томска), а также программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» для 10 класса (МАОУ СОШ № 43 г. Томска), тогда когда в учреждениях среднего профессионального образования в каждом втором направлении, в том числе неэкономических специальностей, присутствует дисциплина «Основы предпринимательства». Во ФГОС СПО также ввели компетенцию «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» [6, с. 44]. Из этого следует, что на пятой ступени образования уже активно внедряется в учебные планы данный предмет, что удовлетворяет интересы современного общества и государства, а также идет в ногу со временем.
Анализ экономических учебных предметов в школах г. Томска (рис. 1) позволил сделать вывод, что в среднем общем образовании (СОО) уделяется значительно больше внимания экономическим дисциплинам, в частности проектной деятельности и экономике. Но стоит подчеркнуть, что на данных предметах изучаются теоретические компоненты в большей степени для понимания экономической системы и финансовой системы, но не изучается именно предпринимательство. В основной общей школе ученикам предлагается самостоятельно выбирать программу дополнительного образования. Экономика отсутствует, предлагается только финансовая грамотность.
Рисунок 1 – Экономические учебные предметы в УП и ДОП школ г. Томска в 2023/2024 учебном году
Целостный анализ показал, что в основном на практике формирование предпринимательского мышления происходит именно во время получения профессионального образования, причем большая часть сосредоточена в высшем образовании, в среднем профессиональном лишь половина программ включает в себя изучения предпринимательства, а в системе общего образования лишь единицы включают такой предмет. Однако изучение предпринимательства и формирование предпринимательского мышления должно начинаться со школьной скамьи (8–9 класс).
Понимая запрос государства, необходимость формирования предпринимательского мышления, педагоги школ создают свои программы, классы, занятия, методические разработки, чтобы формировать предпринимательское мышление школьников. Опыт у российских педагогов широкий: от ведения внеурочной деятельности до проведения масштабных мероприятий по предпринимательству.
На практике встречаются единичные мероприятия, связанные с предпринимательством. Это, например, проблемные семинары, встречи со специалистами, профильные, элективные и факультативные курсы. Сравнительно недавно популярность предпринимательства возросла, вследствие чего начали создавать различные программы как во вне, так и в школах [7, с. 92].
В российской образовательной практике были организованы: программа «Школа юного предпринимателя», проект «Молодежное предпринимательство», программа «Обучение через предприимчивость и культуру предпринимательства», Kinder MBA, Matrix Career, KidZania, Кидбург [8, с. 26]. Все программы разные по методикам: классическое обучение, интерактивное.
В Удмуртии был создан проект «Предпринимательский класс», в котором принимали участие учителя городских школ, использовались ресурсы научных организаций и высших учебных заведений [9, с. 53]. В ходе проекта обучающиеся изучали ряд экономических дисциплин, применяли на практике метод проектов, познавали алгоритм создания стартапа.
В Оренбурге также реализуется программа «Бизнес-юниор» для школьников старших классов. В рамках данной программы дети встречаются с успешными практиками, посещают городские и региональные предприятия, участвуют в различных тренингах и познают предпринимательство [8, с. 27].
В Санкт-Петербурге основана Ассоциация учебных фирм, созданная по технологии «Учебная фирма» [7, с. 102], суть которой заключается в создании правдоподобных условий предприятия: от документооборота до принятия важных решений.
В рамках выявления, сопровождения и развития выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи в области предпринимательства Томский региональный центр развития талантов «Пульсар» проводит Областной фестиваль стартапов предпринимательских проектов школьников, Предпринимательские школы «Бизнес-старт», Региональную проектно-исследовательскую конференцию «Шаг в будущее» [10].
В Томской области осуществляется региональный проект «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодежи Томской области на 2021–2025 годы». На базе 5 школ города Томска и Центра планирования карьеры осуществляется проведение образовательных программ по предпринимательству. Самая объемная и насыщенная программа «Мой путь в бизнес: менеджмент, финансы и право» от Центра планирования карьеры, рассчитанная на 3 года.
Изучение программ проектов, внеурочных курсов позволило понять, что программы содержат в большей степени теоретические занятия, связанные с экономикой. Однако программа Центра планирования карьеры включает в себе много дополнительных тем, касающихся психологии, профориентации, менеджмента, маркетинга, права. Это самая объемная программа, которая рассматривает предпринимательство с разных сторон. В настоящее время стоит отметить важность умения пользоваться рядом цифровых технологий, платформ, на которых строится современный бизнес, и упоминания о которых отсутствуют в образовательных программах. Хочется отметить, что предпринимательское мышление, исходя из содержания курса, представляется как набор компетенций, а сам курс рассматривается как обучение теоретическим компонентам, что неправильно, ведь предпринимательское мышление – это активный образ жизни, своеобразный ритм. Именно это необходимо показать обучающимся.
В сентябре 2022 года были приняты поправки к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [11], которые содержали себе нормы, вводящие единые федеральные основные общеобразовательные программы. В школах с 1 сентября 2023 года обучают детей «Обществознанию» по единой разработанной программе.
В Федеральной образовательной программе по «Обществознанию» [12] содержатся предметные результаты, непосредственно касающиеся предпринимательства. К области экономического знания можно отнести: определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни свое отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса; овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели, в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах, объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке и др.
Правовое знание в области предпринимательства, включенное в предметные результаты образовательной программы: использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов и др.
С 1 сентября 2025 года предмет «Обществознание» исключат из программы 6–8-х классов российских школ [13]. Тема «Предпринимательство» будет рассматриваться в дисциплине «Труд» в 9 классе.
Подводя итоги сделанного обзора, можем сделать вывод, что есть противоречие: государство как никогда заинтересовано в развитии предпринимательского образования в целях улучшения экономического роста страны, и педагоги работают, создавая различные программы, мероприятия, нарабатывая опыт формирования предпринимательского мышления. Однако пока этот опыт несистемный, слабо изученный и не тиражируемый. Кроме этого, большая часть финансируемых проектов в сфере предпринимательства приходится на высшее образование, а общее образование остается без должного внимания, хотя именно в возрасте школьника должно начинаться формирование предпринимательского мышления.
Существует противоречие между тем, что в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования заявлены предпринимательские компоненты, отраженные в определении предпринимательского мышления, но вместе с тем отсутствуют действенные рычаги в школьной практике, направленные на осуществление деятельности по формированию и развитию предпринимательского мышления.
Для решения обозначенной проблемы необходимы исследования не только сложившихся и развивающихся образовательных практик, но и исследования уровня сформированности предпринимательского мышления школьников основного общего звена. Так как нет четкого подхода к предпринимательскому мышлению и отсутствует универсальный метод измерения уровня предпринимательского мышления, было решено разработать свою методику оценки, в которой будут отражены все составляющие понятия предпринимательского мышления.
Цель исследования – проанализировать уровень сформированности предпринимательского мышления у обучающихся 8–9 классов на уроках «Обществознание» посредством применения разработанных практико-ориентированных учебно-технологических заданий.
Задачи исследования:
- разработать и провести входное тестирование на предмет выявления уровня сформированности предпринимательского мышления;
- Разработать и внедрить учебно-технологические задания, формирующие предпринимательское мышление на экономических и правовых темах урока «Обществознание»;
- Провести выходное тестирование на предмет выявления уровня сформированности предпринимательского мышления.
На констатирующем этапе исследования произведен замер уровня сформированности предпринимательского мышления обучающихся посредством тестирования. Выбирая методику оценки уровня предпринимательского мышления, было принято решение исходить от сущности предпринимательского мышления, представленного в его определении – это экономический стиль мышления, который характеризуется непрерывным процессом познания, созданием новых оригинальных идей, поиска путей его реализации; наличием чувства реальности, пониманием информационных потоков, потребностей общества; способностью адаптироваться в условиях изменяющейся реальности; умением критически мыслить; сложенными коммуникативными компетенциями; рядом личностных характеристик, позволяющих постоянно самосовершенствоваться.
С целью измерения уровня предпринимательского мышления был использован психодиагностический инструментарий – модифицированное тестирование, замеряющее такие показатели, как уровень коммуникативных и кооперативных компетенций, уровень креативности, уровень критичности ума, уровень понимания цифрового и информационного общества, уровень владения ИКТ, личностные качества и уровень предметных знаний и компетенций (правовые и экономические).
В процессе создания тестирования были изучены методики таких авторов, как: Э. Торренс [14, с. 68; 15], В.В. Синявский, В.А. Федорошин [16, с. 263–265], Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко [17, с. 138–145], Н.П. Фитискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова [16, с. 82–83], Г. Уотсон, Э. Глейзер [18, с. 168]. Также были использованы авторские вопросы. Созданное тестирование было модифицировано с учетом рекомендаций школьного психолога.
Стоит отметить, что данный перечень вопросов в будущем необходимо адаптировать под смысловые критерии и под современную рыночную обстановку, то есть добавлять новизну, так как предпринимательское мышление и предпринимательская деятельность, экономическая действительность меняются быстро, динамично, появляются новые индикаторы, исчезают прежние. Поэтому важно постоянно изучать и развивать новые компетенции, которые в данный момент времени востребованы.
Маркер «Уровень коммуникативных компетенций» проверялся адаптированным тестом В.В. Синявского и В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности» [16, с. 263–265], проверяя такие поведенческие индикаторы, как отсутствие страха перед публичными выступлениями, свободное и четкое выражение своей мысли в различных формах. Методика экспресс-диагностики личностной конкурентоспособности Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова [16, с. 82–83] замеряет уровень кооперативных компетенций, направленных на межличностное взаимодействие по достижению целей совместно или вопреки индивидуумам или группе.
Вопросы, связанные с проверкой уровня креативности, содержали в себе методику Н.М. Лебедева и А.Н. Татарко «Самооценки инновативных качеств личности» [17, с. 138–145], оценивая критерий «креативность»: поиск креативных черт и поведения личности, обусловливающий креативность. Адаптированный субтест «Абстрактность названия» диагностики творческого мышления Э. Торренса позволяет определить способность выделять суть, добавляя оригинальность, новшество и креатив в решение проблемы.
Критичность ума проверяется адаптированным тестом Уотсона–Глейзера, позволяющим понять способность интерпретировать информацию, личность выводов, уровень дедукции как основных операторов критического мышления. Также были включены логические вопросы на подбор числа, вопрос на критический анализ данных: «Ты стартуешь риэлторский бизнес и пока что твой единственный сотрудник – это ты сам. У тебя есть 1000 долларов, на что ты их потратишь?».
Уровень понимания цифрового и информационного общества измерялся авторскими вопросами, сосредоточенными на осведомленности о рынке, понимании реальности, а уровень владения ИКТ – вопросами об инструментах веб-аналитики и проверки способности выделения ключевых слов для запросов.
Методика сценариев экономического поведения Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко раскрывает личностные характеристики (готовность к действию, эмоциональный выбор и характерность поведения окружения), а также их же вопросы на оценку выраженности и позитивности гражданской идентичности.
Когнитивный аспект, то есть уровень предметных знаний и компетенций в области экономики и права, исследуется вопросами, направленными на проверку теоретических вопросов: организационно-правовые формы предприятия, налогообложение, создание предприятия, оценка перспективности рынка и бизнес-идеи, издержки, прибыль и др.
Результаты
Тестирование 40 обучающихся 8–9 классов на базе средней общеобразовательной школы № 28 города Томска выявило, что ученики имеют в основном низкий уровень показателей предпринимательского мышления, что выражается в показателях уровней понимания цифрового общества и информационных потоков, владения ИКТ, предметных компетенций и знаний и креативности (рис. 2). Данные результаты можно объяснить конкретностью и узкопрофильностью предпринимательской тематики, неразвитостью экономического кругозора, отсутствием чувства реальности, работы с рядом цифровых инструментов, в том числе и с сетью Интернет. Это подчеркивает актуальность развития предпринимательского мышления у школьников.
Рисунок 2 – Результаты тестирования по измерению уровня предпринимательского мышления в констатирующем эксперименте
Анализ личностных результатов показал склонность обучающихся к экономической пассивности, выбора краткосрочной прибыли, а также приоритет творчества над прибылью. На данные показатели влияет выбор окружения школьников, что исходит из результатов тестирования, то есть дети выбирают ту модель поведения, которую им вкладывает взрослое окружение.
Обучающиеся отличились высоким уровнем коммуникативных компетенций, что показывает их способность доносить свои мысли до других людей и готовность выступать на публике, представляя результаты различных работ. Стоит также отметить хороший уровень кооперативных компетенций, критичности ума, что демонстрирует нам достаточную подготовку обучающихся к завершению программы основного общего образования.
Мы можем сделать вывод о низком уровне предпринимательского мышления. Необходимо закладывать азы уже в школе, а не только на уровне профессионального образования. Формирование данного стиля мышления в образовательном процессе возможно только на тех дисциплинах, которые содержат в себе экономико-правовую информацию, то есть на уроках обществознания.
Федеральная образовательная программа по предмету «Обществознание» основного общего образования содержит в себе такие разделы, например: человек как участник правовых отношений, человек в экономических отношениях, то есть правовые и экономические темы, на которые приходится 13,2% и 14,7% часов от всего курса соответственно. Конечно, этого мало для сформированности предпринимательского мышления, которое сейчас становится ключевым в современной экономике.
В период формирующего этапа исследования на занятиях были применены разработанные учебно-технологические задания, направленные на формирование предпринимательского мышления различными методами: проект, деловая игра с элементами ТРИЗ, кейс, CRAFT, ТРИЗ с элементами ИКТ [19, с. 131; 20, с. 54; 21, с. 283–284; 22, с. 86; 23, с. 26–30; 24, с. 180; 25; 26, с. 117].
В контрольном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено тестирование на выявление уровня сформированности предпринимательского мышления после проведения формирующего этапа. В итоговом тестировании приняли участие 38 обучающихся.
Результаты исследования показали значительное улучшение всех показателей предпринимательского мышления (рис. 3). Однако низкий уровень обучающихся остался по таким маркерам, как личностные характеристики, понимание цифрового общества и информационных потоков, владение ИКТ, креативность и критичность ума. Данный результат можно обосновать непродолжительностью работы с обучающимися, а также отсутствием занятий по предмету «Обществознание» в компьютерном классе, что организовать сложнее, обеспечив каждую группу компьютером как минимум, а как максимум – каждого обучающегося.
Рисунок 3 – Результаты тестирования по измерению уровня предпринимательского мышления в контролирующем этапе
Количество обучающихся, имеющих низкий уровень предпринимательского мышления, сократился в 6 раз – 3 человека. Средний уровень – 19 человек, что на 5 больше до проведения эксперимента. Высокий уровень увеличился в 2 раза и составил 16 человек.
Таким образом, внедренные в правовые и экономические темы уроков обществознания определенные учебно-технологические задания были сосредоточены на формировании психологических, социальных, когнитивных и цифровых компонентов предпринимательского мышления. Уровень предпринимательского мышления изменился, но недостаточно высоко.
Вывод
Формирование предпринимательского мышления школьников – объективная необходимость. Проведенное исследование в области анализа образовательных программ школ города Томска показало противоречие между заявленными предпринимательскими компонентами в федеральном образовательном стандарте основного общего образования и отсутствием практики внедрения программ, направленных на формирование данного стиля мышления. Разработанное модифицированное тестирование позволило верифицировать гипотезу о низком уровне предпринимательского мышления обучающихся 8–9 классов, что свидетельствует о недостаточном объеме правовых и экономических часов в предмете «Обществознание». Поэтому необходимо создавать программы внеурочной деятельности, дополнительного образования, которые дадут возможность обучающимся углубиться в предпринимательскую деятельность, применить на практике свои знания, получить новый опыт, приобрести те компетенции, которые необходимы для предпринимательской деятельности и работы в целом.
Об авторах
Анастасия Игоревна Копытова
Томский государственный педагогический университет
Email: kopitovaai_21@mail.ru
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и предпринимательства
РоссияДиана Александровна Мартыненко
Томский политехнический техникум
Автор, ответственный за переписку.
Email: dianasmorodnikova@yandex.ru
преподаватель
РоссияСписок литературы
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ президента РФ от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71937200.
- О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405874129.
- О направлении в 2023 г. ГФС России бюджетных ассигнований на приобретение служебного автотранспорта в целях оперативной доставки корреспонденции президента РФ, председателя правительства РФ и других высших должностных лиц, а также органов государственной власти: распоряжение правительства РФ от 20.05.2023 № 1314-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/406915378.
- Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие: тез. докл. / под ред. Я.И. Кузьминова, Л.Н. Овчаровой, Л.И. Якобсона. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 63 с.
- Овчинникова Н.Э. Этапы становления бизнес-образования в России // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: XVIII междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана (19–20 марта 2015 г., г. Екатеринбург). Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 1023–1032.
- Лихонина О.В., Башкирова О.А. Школа молодого предпринимателя как ресурс формирования у студентов организаций среднего профессионального образования предпринимательской компетенции // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 3 (27). С. 43–50.
- Аксенова Л.Н., Сокольская Л.В. Формирование предпринимательских компетенций у школьников // Формирование предпринимательских компетенций: вызовы, инструменты и результаты: колл. монография. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2021. С. 90–104.
- Белов И.П., Гараева Е.А. Реализация образовательных программ как фактор формирования предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 25–29.
- Григорьева О.А. Предпринимательская деятельность подростков // Развитие предпринимательских компетенций школьников и студентов: интеграция в образовательный процесс: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. С.В. Радыгина. Ижевск: Удмуртский университет, 2022. С. 53–55.
- Календарный годовой план мероприятий по выявлению, сопровождению и развитию выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи ОГАОУ ТРЦРТ «Пульсар» на 2024 год [Электронный ресурс] // Томский региональный центр развития талантов «Пульсар». http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2024/ 07/godovoj-kalendarny-j-plan-meropriyatij-ogaou-trtsrt-pul- sar-10.07.2024-goda-s-datami.pdf.
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70291362.
- Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 18.05.2023 № 370 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/407388976.
- О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 19.03.2024 № 171 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408874003.
- Куриленко И.В. Диагностика креативности в современном образовании // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 67–69.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: метод. руководство. СПб., 1998. 170 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 488 с.
- Ценности культуры и модели экономического поведения: науч. монография / под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.: Спутник+, 2011. 389 с.
- Вихман А.А. Тест «Критическое мышление подростка»: разработка и психометрическая оценка // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 34, № 2. С. 166–180.
- Трошина Е.П. Развитие креативного и предпринимательского мышления с использованием современных подходов к обучению // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: сб. мат-лов II междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 14.11.2018 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 128–132.
- Гурьянова С.Ю. Предпринимательский класс: от знаний к практике, от практики к результату // Социосфера. 2023. № 1. С. 52–55.
- Буляткина М.Г. Об использовании методологии ТРИЗ в развитии предпринимательского мышления // Развитие малого предпринимательства в Байкальском регионе: мат-лы 5-й междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 22 ноября 2022 г.). Иркутск: Изд. дом БГУ, 2023. С. 280–287.
- Козырева Н.А. Игровая технология «Выбираю успех» для развития предпринимательского мышления в инновационной экономике // Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии: сб. ст. участников V междунар. науч.-практ. конф. (10–11 ноября 2020 г.). М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. С. 83–89.
- Петров В. ТРИЗ: Теория решения изобретательских задач. Уровень 4. М.: Солон-Пресс, 2018. 272 с.
- Кошелев Е.В. Деловые игры как педагогические средство формирования готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 179–182.
- Методология CRAFT [Электронный ресурс] // Центр методологии CRAFT. https://craft.expert/methodology.
- Паршина М.М. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки на примере феномено-ориентированного обучения // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2021. № 2. С. 115–122. doi: 10.51314/2073-2635-2021-2-115-122.
Дополнительные файлы
