Половое воспитание при обучении биологии в школе: проблема прошлого и настоящего времени

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрена проблема становления проблемы полового воспитания в школьном естественнонаучном образовании, начиная с рубежа XIXXX веков. Осмысление опыта прошлого, анализ вклада методистов-биологов в теорию и методику обучения и воспитания способствует обогащению современной предметной методики преподавания. Одной из задач проведенного исследования являлся анализ сущности и содержания полового воспитания в разные исторические периоды. Это позволяет выявить проверенные временем подходы к реализации полового воспитания учащихся, созвучные традиционным ценностям российского общества. Высказанные учеными идеи и положения могут быть реализованы в настоящее время с учетом контекста современной образовательной ситуации. На основе теоретического изыскания определены этапы становления и развития полового воспитания в истории методики обучения биологии в школе. В статье представлены результаты исследования современного состояния обсуждаемой проблемы в школьной практике, проведенного с помощью анкетирования учителей биологии и учащихся. Существенное внимание при этом уделено значению полового воспитания и анализу содержания курса биологии, являющегося предметной основой полового воспитания школьников.

Полный текст

Половое воспитание – проблема весьма актуальная на сегодняшний день для современной школы. Являясь частью общего воспитания человека, половое воспитание представляет собой четко организованное и целенаправленное педагогическое воздействие на формирование здоровых нравственных отношений между представителями мужского и женского пола. Говоря о значении семейного воспитания, А.С. Макаренко подчеркивал то, что половое поведение будущего взрослого человека «воспитывается всегда, на каждом шагу», когда родители и воспитатели даже и не думают специально о половом воспитании [1, с. 299].

В последние десятилетия многими исследователями было установлено, что, с одной стороны, более раннее физическое развитие современных детей вовсе не влечет за собой ускорение их нравственной и социальной зрелости. В результате возникает противоречие между половой зрелостью и социальной незрелостью подростков [2, с. 144]. А с другой стороны, неограниченный поток информации об интимной жизни человека, доступный школьнику, стимулирует желание и воображение подростков, дает знание о том, к чему они еще не готовы. Все это влечет за собой возможность проявления половой распущенности, несоблюдение подрастающим поколением нравственных норм, отсутствие сексуальной культуры и как результат – снижение репродуктивного здоровья подростков. Становление личности человека обязательно включает половую идентификацию. Нарушение процессов половой идентификации, феминизация мужчины и мускулинизация женщины наносят ощутимый социальный ущерб, который проявляется не только в падении рождаемости, но и в конечных результатах нравственного воспитания подрастающего поколения.

По официальной статистике за последние годы в России резко увеличилось количество случаев ранней беременности, которые имеют разный исход. Первый вариант: молодая мама оставляет ребенка и ведет борьбу не только с собственными проблемами, но и с порицанием со стороны общества. Второй вариант, который случается в большем проценте случаев: подросток прерывает беременность, что наносит часто непоправимый вред как его физическому, так и психологическому здоровью. Необходимо понимать, что в возрасте 13–16 лет юноши и девушки еще не способны к взрослой жизни и к принятию трудных решений. Поэтому в данной ситуации взрослые должны оказать необходимую помощь и поддержку, без которых совершенная ошибка может оставить серьезный след на будущей жизни подростка [3, с. 199–203].

Таким образом, необходимость полового воспитания школьников в настоящее время не вызывает сомнения. В связи с этим правомерным является вопрос: когда данная проблема была обозначена в педагогике и методике обучения биологии и как она решалась в разное время? Появление концепции полового воспитания в педагогике в конце XIX – начале XX века произошло благодаря появлению не только первых женских учебных заведений, но и активного обсуждения вопросов совместного обучения и воспитания детей независимо от пола. Это привело к возникновению первых попыток создания общеобразовательных учреждений, в которых мальчики и девочки учились вместе. Одним из таких инновационных проектов была средняя школа совместного обучения, основанная Е.С. Левицкой в 1900 году. Это учебное заведение было уникальным, поскольку в то время совместное обучение мальчиков и девочек в средней школе не было распространено. Тогда для педагогов была поставлена совершенно новая задача: как осуществлять обучение и воспитание с учетом половых различий детей, как организовывать и направлять взаимодействие между школьниками в классе? Однако идеи Е.С. Левицкой не получили широкого признания, хотя они оказали влияние на развитие педагогики в России. Достаточно успешным стал опыт совместного обучения детей в коммерческих училищах в начале XX века. И мальчики, и девочки обучались по одной программе, осваивали одинаковые дисциплины, вместе в составе класса посещали уроки, экскурсии, практические занятия, внеклассные мероприятия.

Обобщая состояние проблемы полового воспитания, сложившегося в отечественной педагогике на начало 1910 г., Л.В. Писарева отметила следующее: определение того, как и кем должно было осуществляться половое воспитание детей; выбор подходящего возраста детей для осуществления полового воспитания подростков; разработка форм и содержания полового воспитания [4, с. 67].

В 1904 году в журнале «Вестник воспитания» вышла статья Е. Лозинского, где было представлено новое понятие «сексуальная педагогика» [5, с. 28–74]. Тот факт, что тема полового воспитания обсуждалась в данном журнале, свидетельствует о том, что определенная часть педагогического сообщества серьезно относилась к данной педагогической проблеме. Термин «сексуальная педагогика» позднее встречается и в уже названной выше статье Л.В. Писаревой в сборнике «Происхождение человека: сборник статей по половому воспитанию детей». Под этим термином тогда стали понимать раздел педагогики, изучающий сущность и закономерности полового воспитания, его влияние на формирование личности, а также вопросы передачи информации о рождении человека детям. Хотя понятие «сексуальная педагогика» и было введено в научный оборот, оно не получило широкого распространения среди ученых из-за негативных ассоциаций, связанных с производными слова «секс» в российском обществе.

Началом отсчета развития вопроса о введении полового воспитания в российскую школу, и конкретно в естественнонаучное образование, можно считать публикацию в 1903 году статьи В.Н. Половцовой «Половой вопрос в жизни ребенка», где она отмечала, что первым шагом на пути к правильному и серьезному освещению вопросов пола должно быть изучение собственного организма [6, с. 16–29]. Немного позднее идеи В.Н. Половцовой были подхвачены ее мужем, известным методистом-биологом В.В. Половцовым, который включил в первый отечественный учебник «Основы общей методики естествознания» [7] отдельную главу «Половой вопрос в школе». В этом учебнике, написанном для студентов университетов, указано на естественность появления таких вопросов у детей и подчеркнуто пагубное воздействие табуированности данной темы как фактора формирования неправильного представления о человеке и его неадекватной сексуальности.

В.В. Половцов дает обоснование тому, насколько важна правильная информация о сексуальности и репродуктивном здоровье для подростков, подчеркивает значение родительского влияния и партнерства семьи и школы в процессе полового воспитания. Раскрытие содержания, связанного с половым воспитанием, должно быть ориентировано на эволюцию самой природы. Начиная с рассмотрения процессов размножения растений, затем животных и уже в более старших классах переходя к проблеме половых отношений в человеческом обществе, важно разъяснять, наряду с биологической и медицинской сторонами дела, особенности общественного отношения полов. Но при этом педагог считал, что раскрытие процессов размножения только с позиции естественнонаучного знания не является единственным способом решения проблемы полового воспитания. Эти пояснения позволяют обсуждать вопрос размножения «в контексте, который исключает любые пошлые и непристойные аспекты», привлекая внимание к физическому развитию и этике. К сожалению, вследствие неоднозначной оценки содержания главы со стороны общества и учителей, в последующих изданиях она была убрана из учебника как «преждевременная при наших школьных и общественных нравах» [7].

В более поздние годы, вплоть до установления советской власти, вопрос полового воспитания в отечественной педагогике практически не поднимался. Возобновление интереса к нему связано с кардинальными преобразованиями в обществе после Октябрьской революции в 1917 году. В период с 1920 по 1930 гг. половое воспитание в значительной степени рассматривалось с психологической точки зрения. В этот промежуток времени активно разрабатывалась проблема сексологии, детской сексуальности и полового воспитания [8].

Содержание обучения естествознанию в 1920-е гг. также стало включать вопросы, содействующие половому просвещению и воспитанию школьников. Информация о половых различиях мужчин и женщин была помещена в рабочие книги по естествознанию, изданные по программам ГУСа (1923, 1927 гг.). Так, в 7 классе фабрично-заводской семилетки предлагалась для изучения тема «Охрана материнства и младенчества», которая включала материал о размножении цветковых растений, рыб, земноводных, человека. Достаточно подробно в этой теме рассматривалось значение желез внутренней секреции в развитии ребенка и половом созревании подростков, различия в строении и жизнедеятельности мужского и женского организма. Также указывалось на необходимость особо бережного отношения к здоровью беременных женщин, значение грудного вскармливания для новорожденного и др. В качестве практических заданий предлагалось изучение режима и рациона питания грудных детей в яслях-садах при фабрике или заводе [9, с. 87–99].

Примечательно, что в это же время было выпущено первое пособие для учителей естествознания, где обсуждался вопрос полового воспитания («Половое просвещение в школе», 1927 г.). Автор книги – выдающийся методист Б.Е. Райков – отмечал, что «важнейшие события личной жизни человека так или иначе связаны с его жизнью: рождение детей, брачная жизнь, забота о потомстве и т.д. Литература и искусство, которые являются отражением подлинной жизни, пропитаны вопросами этого порядка. Любовь, отношения самца к самке – и в их элементарнейших проявлениях, и в самых тончайших духовных разветвлениях и оттенках есть та ось, на которой вращается в значительной степени наше художественное творчество» [10, с. 6]. Поскольку половые отношения – значимая часть жизни человека, важно подготовиться к их нравственной и биологической составляющей уже в школе.

Половое воспитание должно стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе еще и потому, что половая зрелость развивается раньше социальной. Именно педагоги могут доступно, но с научной точки зрения раскрыть школьникам сущность такой «деликатной, тонкой» темы, акцентируя внимание на нравственные стороны взаимоотношения полов. Анализируя опыт полового просвещения за рубежом и в школах Ленинграда и Москвы в 1920-е гг., ученый подчеркивал, что в этих вопросах важно не вдаваться в крайности. По мнению Бориса Евгеньевича, опасен как «минимализм» (сведения носят неполный, неясный, иногда явно «лицемерный» характер), так и «максимализм» (слишком полная и детализированная информация, которая неосторожно и преждевременно «разогревает» интерес ребенка к вопросам пола). Задачей школы в этой связи «все-таки является не половое просвещение, но половое воспитание», формирование «здорового отношения к половому вопросу». Автор отмечает аспекты содержания, которые могут при этом затрагиваться в процессе преподавания биологии: «1) выяснение биологической сущности размножения у растений, животных и человека; 2) половая гигиена – мотивированная сводка сведений об уходе за своими половыми органами с обращением особого внимания на венерические заболевания». При этом особо акцентируется внимание на то, что «педагогу-естественнику при постановке вопроса полового просвещения в школе следует оставаться на почве тех сведений, где он имеет специальную подготовку. «Опасно слишком расширять рамки вопроса, входя в области эстетики, морали, психопатологии и т.д., и ставить перед подростками половой вопрос как психологическую и социальную проблему. Это значило бы задавать подросткам работу не по силам и входить в спорную область неясного и нерешенного, где и сам-то педагог-естественник может не разобраться. Ни в каком случае не следует вопросы полового просвещения ставить как темы для самостоятельной проработки учащихся, так как здесь без надлежащего руководства проработка может повестки к печальным результатам» [10, с. 53–77].

Следует отметить, что существенный вклад в развитие вопроса о половом воспитании внесло активно внедрявшееся в советскую систему образования направление педагогики – педология. В СССР педология находилась на пике своего развития именно в 1920-е гг. Её сторонниками были В.М. Бехтерев, Е.А. Аркин, А.П. Нечаев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Педологи проводили исследования, направленные на понимание развития половой и сексуальной идентичности у детей различных возрастов. Они также разрабатывали методики работы с детьми и рекомендации для педагогов и родителей по вопросам полового воспитания. Основной упор в половом воспитании в тот период делался на сохранение здоровья и гигиену. Детям рассказывали о физиологических аспектах полового развития, гигиене, безопасном сексуальном поведении. Важным элементом было формирование правильного отношения к сексуальности и ответственности.

Идеи педологии в нашей стране просуществовали недолго. В партийном руководстве страны вызвала подозрения и даже порицание сама идея о целенаправленном половом воспитании, поэтому в 1936 году И.В. Сталин подписал постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», что положило конец дальнейшему развитию данных идей в школе. В течение следующих тридцати лет вопрос полового воспитания молодежи не обсуждался, так как в стране все усилия были сосредоточены на решении задач военного времени и послевоенным восстановлением народного хозяйства.

В 1960-х годах в Европе началась так называемая «сексуальная революция», которая охватила западные страны. Первой страной в мире, где на государственном уровне были введены в школьную программу занятия по половому воспитанию, стала в 1955 году Швеция. Затем такие курсы распространились по многим европейским странам.

В СССР в 1960-е гг. педагоги также вновь задумались о необходимости решения проблемы полового воспитания, в том числе путем включения соответствующих вопросов в содержание обучения в школе. Так, был разработан специальный курс для учащихся «Основы советской семьи и семейного воспитания». Курс был разработан в рамках идеологии коммунизма и проводился с целью формирования нового типа семьи, основанной на ценностях социалистического общества. Нравственное воспитание в соответствии с концепцией данного курса осуществлялось с упором на марксистские идеи и основывалось на развитии патриотических чувств. Значительное внимание в курсе уделялось вопросу обеспечения равенства полов и установлению новых ролей для мужчин и женщин в семье и обществе в целом.

Серьезные методические работы, посвященные изучаемой проблеме, стали появляться во второй половине 1960-х годов. Например, в статье И.Д. Зверева «К проблеме полового просвещения учащихся в связи с изучением физиологии человека», а затем в его фундаментальном труде «Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене человека в средней школе» рассматриваются те аспекты содержания курса биологии, которые имеют особое значение в половом воспитании школьников. При этом ученый подчеркивал взаимосвязь полового воспитания с гигиеническим и нравственным. Половое воспитание может быть успешным тогда, когда оно органично связано с учебным содержанием, то есть осуществляется во взаимосвязи с развиваемыми знаниями. При этом анатомические, физиологические и гигиенические понятия формируются взаимосвязанно. Так, раскрывая сущность строения половой системы человека, например, необходимо обратить внимание школьников на выполняемые ею функции. Знание учащимися особенностей строения и работы половой системы способствует лучшему осмыслению гигиенических понятий, содействующих пониманию необходимости сохранения репродуктивного здоровья человека [11, с. 39; 12, с. 212].

Однако исследования и соответствующие публикации в 1960–1970 годы носили эпизодический характер, и около двадцати лет, вплоть до начала 1980 гг., проблема полового воспитания при обучении биологии в школе практически не рассматривалась. Ситуация изменилась в связи с ростом количества разводов, распространением заболеваний, передающихся половым путем, увеличением абортов на территории Советского Союза, что определило актуальность решения проблемы полового воспитания школьников. Так, в 1982 году для учащихся 9-х и 10-х классов была разработана специальная программа курса «Этика и психология семейной жизни». На ее изучение отводилось 20 часов. В последующие несколько лет она активно внедрялась в старшей школе и получила множество положительных оценок от педагогов [13, с. 18–20]. В середине 1980-х гг. для реализации данного курса было выпущено специальное школьное пособие Т.М. Афанасьевой «Семья». Автору удалось в одной книге объединить разноплановую информацию по теме семьи – от зарождения отношений между мужчиной и женщиной, образования семьи, рождения детей – до вопросов экономики семьи и ее правовой поддержки. В содержание книги также была помещена информация, связанная половыми взаимоотношениями в браке, однако она носила преимущественно морально-этический контекст [14]. Целью курса была подготовка учащихся к взрослой жизни и рассмотрение тем, связанных с половой жизнью человека, которые ранее были табуированы. Например, таких, как контрацепция, ранние половые взаимоотношения, подростковые страхи и др. Примечательно, что в настоящее время наблюдается возобновление интереса к данному курсу, а некоторые школы его реализуют в модернизированном виде при организации внеурочной деятельности старшеклассников.

В 1980-х гг. также был разработан курс «Гигиеническое и половое воспитание» для учеников 8 класса. В нем в первую очередь пропагандировались такие качества личности молодежи, как ответственность, честность, самостоятельность, затрагивались вопросы формирования полового самосознания и представления о здоровой советской семье. Во время уроков подростков знакомили с вопросами, связанными со здоровьем и моральными ценностями – соблюдение верности, разборчивости в отношениях, затрагивались вопросы и гигиенического воспитания. Так, в статье «Наука быть семьянином» (журнал «Здоровье», 1985 г.) К.В. Агафонова, заместитель начальника Главного управления школ Министерства просвещения СССР, пишет, что «…восьмиклассники хорошо воспринимают этот предмет, если вопросы пола преподносятся с вместе с гигиеническими знаниями» [15, с. 14].

При реализации данных курсов в практике школы столкнулись с определенными трудностями. Нехватка педагогов соответствующей квалификации привела к тому, что эти дисциплины часто вели разные учителя-предметники. Они нередко формально подходили к проведению занятий по причине неготовности открыто говорить на темы, связанные с полом, а также из-за отсутствия методической базы, что отрицательно сказывалось на качестве получаемых знаний. Для разрешения сложившейся ситуации в педагогических институтах были введены соответствующие курсы для студентов и для уже работающих учителей школ в системе повышения квалификации. К сожалению, данные мероприятия не смогли коренным образом изменить ситуацию, что привело к отмене выше указанных курсов в советских школах. Вторым фактором, повлиявшим на исключение данных предметов из учебного плана школы, стало прекращение существования Советского Союза и изменение государственной политики в сфере образования.

Следует отметить, что именно в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в методике преподавания биологии также появилось большое количество работ, посвященных решению проблемы полового воспитания в школе. Так, в 1987 году вышло в свет пособие «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека (авторы Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, Г.Я. Малахова и др.), в котором половое просвещение определено в качестве необходимого средства полового воспитания. Авторы считают целесообразным решать вопрос воспитания здорового отношения к проблемам пола у учащихся по двум направлениям: через усвоение биологических знаний и через усиление нравственно-этических норм взаимоотношений юношей и девушек. Эти два направления могут успешно быть реализованы только в условиях преемственных связей с другими предметами, поэтому учитель биологии должен решать задачи полового воспитания в сотрудничестве с учителями литературы, физической культуры, с классным руководителем и родителями [16].

В 1980 году была издана книга «Беседы о половом воспитании» под авторством Д.В. Колесова, направленная на разъяснение родителям тех особенностей, которые происходят в организме ребенка в период полового созревания, и возможных отклонений в связи с этим. Примечательно, что в статье даются рекомендации как учителям, так и родителям о том, каким образом вопросы пола могут обсуждаться с подростками [17].

В то же время была выпущена статья А.Г. Хрипковой «Гигиеническое и половое воспитание учащихся общеобразовательных школ», в которой было обращено внимание на обязательное установление связи гигиенических понятий с опытом ученика, на необходимость воспитания ценностного отношения к здоровью, в том числе к половому [18, с. 41–47].

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. тема полового воспитания все еще была актуальной для обсуждения методической общественностью. Так, в 1985 г. А.Г. Хрипкова и Д.В. Колесов выпускают книгу для учителя «В семье сын и дочь», где предлагают понимание полового воспитания как процесса, направленного на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [19, с. 23].

На проблему полового воспитания школьников при обучении биологии обращали внимание и известные методисты-биологи Т.С. Сухова и В.С. Кучменко. Ими было отмечено, что взаимоотношение полов лучше рассматривать в контексте вопросов личной гигиены, а уже половое и гигиеническое воспитание – в совокупности с нравственным воспитанием. Кроме этого, они указывали, что проблемы пола и их взаимоотношения нельзя сводить только к предмету биологии, иначе это может привести к их упрощению и искажению [20].

Таким образом, в период 1970–1980 гг. половое воспитание школьников осуществлялось в тесной взаимосвязи с привитием гигиенических норм и правил, в том числе относительного репродуктивного здоровья с опорой на развитие морально-нравственных ценностей социалистического общества.

Позднее интерес к проблеме полового воспитания школьников стал заметно ослабевать. Новые статьи на тему полового воспитания начали появляться только в 2010-х гг. В то время в журнале «Биология в школе» появилась целая серия публикаций С.В. Суматохина, где были рассмотрены вопросы полового просвещения и воспитания с разных сторон – биологической, психологической, медицинской, педагогической и методической. Например, в статье «Особенности развития подростков и половое воспитание» автор поднимает важность двух часто протекающих параллельно процессов: полового созревания и социального созревания личности [21, с. 33–42].

Проведенный исторический анализ литературы позволяет нам выявить ключевые этапы становления и развития полового воспитания в школьном естественнонаучном образовании:

I этап – зарождение полового воспитания – конец XIX – начало XX в. Характеризуется тем, что обществом и учеными-педагогами впервые стал подниматься вопрос о возможности осуществления полового воспитания в школе. Эпизодически обсуждалось значение школьного естествознания в качестве содержательной базы для полового воспитания учащихся.

II этап – развитие внимания к проблеме полового воспитания в школе – 1917 г. – начало 1930-х годов. В содержание естествознания в школе впервые был включен материал, содействующий половому воспитанию школьников, а методисты-биологи искали способы его осуществления в школе.

III этап – забвение проблемы полового воспитания в школьном биологическом образовании – 1930–1950 гг.

IV этап – конец 1960-х годов – 1980-е годы. Активизация внимания к проблеме полового воспитания. Определение содержание предмета «Биология», содействующего формированию взглядов, убеждений, норм учащихся относительно полового вопроса, разработка методики полового воспитания на уроках биологии. Раскрытие вопросов полового воспитания при обучении биологии в связи с распространением ВИЧ, заболеваний, передающихся половым путем, увеличением количества ранних беременностей.

V этап – 1990-е гг. – настоящее время. Поиск новых путей полового воспитания школьников с учетом современных вызовов времени.

В настоящее время проблема полового воспитания вновь приобретает особую актуальность в связи с изменившимися нормами морали, современными социокультурными и экономическими условиями жизни, появлением новых молодежных субкультур и движений. Эти изменения требуют пересмотра и обновления содержания и методов полового воспитания. Современные гендерные исследования вносят значительный вклад в развитие полового воспитания. Они позволяют глубже понять социальные и культурные аспекты половых отношений, а также выявить гендерные стереотипы и предрассудки, которые могут оказывать негативное влияние на половое воспитание.

По результатам последних исследований мнения россиян по проблеме полового воспитания молодежи, проводимых ВЦИОМ, около 60% респондентов положительно относятся к появлению в школах программ полового воспитания. Стоит отметить, что «почти две трети (63%) участников опроса считают, что лучшее время для сексуального просвещения молодежи – средние классы школы (5–9 классы)» [22].

Принято считать, что половое воспитание школьников должны осуществлять учителя биологии, что связано с преподаванием раздела школьной биологии «Человек и его здоровье» (9 класс). По этому поводу еще в 1988 году Д.Н. Исаев и В.Е. Каган отмечали, что передача школьникам необходимых сведений по половому воспитанию «должна быть обеспечена профессионализмом педагога, тогда как врачу даже высокой квалификации она может быть едва ли доступной в силу педагогической неподготовленности и неизбежной ограниченности сферы своих знаний» [8, с. 67].

В связи с эти сегодня представляется особенно важным изучение мнения учителей биологии о возможностях решения задач полового воспитания в процессе обучения биологии в школе. Педагог-биолог, обладая необходимыми знаниями по физиологии и анатомии человека, а также владея сведениями по психологии, возрастной физиологии и методики обучения биологии, играет ключевую роль в передаче информации о репродуктивном здоровье человека и осуществлении полового воспитания детей. В условиях современных вызовов, к которым относится рост распространения заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), безответственного отношения молодежи к репродуктивному здоровью и вопросу создания семьи, учителю важно понимать значимость решения проблемы полового воспитания в школе.

Для выяснения мнения учителей биологии относительно возможностей и способах решения задач полового воспитания в современной школе нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 70 педагогов-биологов из разных регионов России (Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Пскова, Архангельска, Московской области). В анкету были включены как открытые вопросы, требующие развернутого ответа от респондентов, так и закрытые вопросы. Участие в анкетировании было анонимным. Опрос учителей проходил с помощью интернет-платформы YandexForms. Перейдем к анализу данных, полученных в ходе исследования.

На вопрос «Насколько важным, по вашему мнению, является половое воспитание в современной школе? – были получены ответы, где подавляющее большинство респондентов (91,3%) отметили несомненную ценность процесса полового воспитания, пояснив свой выбор тем, что оно способствует профилактике распространения ЗППП и возникновения подростковой беременности. Учителя отметили, что знания о репродуктивном здоровье содействуют воспитанию нравственных взглядов подрастающего поколения и предостережению подростков от совершения различного рода необдуманных поступков с негативными последствиями. Против включения задач полового воспитания в предмет школьной биологии выступили всего 8,6% опрошенных, объяснив свое мнение современными условиями в российской школе, не предполагающими возможность для реализации полового воспитания. По их мнению, изучение половых аспектов жизни человека может обострить проблему, а ответственными за половое воспитание детей являются, главным образом, родители.

Несмотря на несомненную важность полового воспитания, по результатам опроса выявлено, что у 87,5% педагогов в образовательных учреждениях отсутствует целенаправленная работа по половому воспитанию подростков.

Исходя из задач исследования, было важно выявить, каково значение изучения предмета «Биология» для реализации полового воспитания с точки зрения учителей-практиков? Ключевым значением, по мнению респондентов, является «понимание особенностей строения и жизнедеятельности женской и мужской половых систем» – 83,1%. Вторым по количеству выборов стал показатель: «содействует усвоению гигиенических норм и правил относительно сохранения полового здоровья» (66,9%). Только 33,1% ответивших полагают, что половое воспитание «способствует формированию этических установок относительно полового поведения» (педагоги не всегда видят связь полового и этического воспитания обучающихся).

На вопрос: «Считаете ли вы необходимым расширение тематики занятий, ориентированных на половое воспитание в школьном курсе биологии? Почему?» – 80% учителей ответили, что целесообразно расширить тематику и увеличить объем времени, отводимого на решение задач полового воспитания подростков, даже были предложения о создании специального курса для подростков. Например, вынести некоторые вопросы о половом воспитании в курс «Разговоры о важном». В ответах учителей встречалось и противоположное мнение – некоторые респонденты (20%) отмечают, что в содержании современного школьного курса биологии и так достаточно учебных тем для раскрытия вопросов полового воспитания.

С помощью вопроса анкеты: «Каких принципов нужно придерживаться при отборе содержания полового воспитания на уроках биологии?» было важно выяснить, что учитывают учителя в обязательном порядке при отборе учебного содержания, содействующего половому воспитанию школьников. Чаще других встречался ответ, где была подчеркнута практическая значимость информации в целях сохранения здоровья (27,2%); также учителя считали важным учитывать возрастные особенности учащихся (26%), большое значение придавали соответствию информации принципу научности (21,8%). Только 15,8% опрошенных учителей вспомнили о нравственных аспектах изучения материала и 8,8% о его вкладе в воспитание общей культуры школьников.

На вопрос: «Назовите темы уроков биологии, в которых могут быть поставлены задачи, направленные на осуществление полового воспитания учащихся» – все учителя (100%) особо отметили содержание раздела «Человек и его здоровье». Конкретно были названы следующие темы: «Железы внутренней секреции и их функции» (85,5%); «Особенности репродукции человека», «Органы репродукции, их строение и функции. Оплодотворение»; «Беременность и роды» (100%); «Рост и развитие ребенка после рождения» (91,4%). При этом 88,6% респондентов указали на потенциал содержания раздела «Общая биология», указав следующие темы: «Вирусы – неклеточная форма жизни» (88,6%); «Развитие половых клеток. Оплодотворение» (82,8%); «Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон» (85,7%); «Хромосомная теория. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом» (77,1%).

Действительно, половое воспитание традиционно осуществляется в основном при изучении раздела «Человек и его здоровье», хотя и ранее в ходе рассмотрения жизнедеятельности растений и животных школьники также убеждаются в общебиологическом значении процесса размножения, обеспечивающего сохранение видов. В процессе преподавания темы «Размножение и развитие человека» важно обратить внимание школьников на изменения организма мальчика и девочки в связи с половым созреванием. Эти признаки дополняются понятием психологической и социальной зрелости как показателем истинной половой зрелости, проявляющейся в ответственном отношении к сохранению репродуктивного здоровья, уважительном отношении к лицам противоположного пола, понимании последствий половых отношений и др. Все эти положения должны вытекать из усвоения биологических понятий через призму нравственных норм, регулирующих поведение человека. Содержание курса общей биологии также обладает существенным потенциалом для полового воспитания обучающихся, основанного на понимании общебиологических закономерностей размножения и передачи наследственных признаков [23, с. 163].

Заслуживают особого внимания ответы учителей биологии на вопрос «Как вы оцениваете свои теоретические знания и психологическую готовность для освещения проблем полового воспитания при обучении биологии в школе?». Ответы распределились следующим образом: 39,1% – готовы психологически к такой работе, но педагогам необходима дополнительная теоретическая подготовка по физиологии и психологии; 30,3% – готовы теоретически и психологически; 18,2% – необходима психологическая подготовка и 11,7% ответили, что не готовы проводить занятия по данной тематике. Результаты ответов на этот вопрос анкеты свидетельствуют об актуальности повышения квалификации учителей по проблеме полового воспитания школьников. 85,7% учителей биологии выступили за необходимость прохождения соответствующих курсов; 14,3% – не считают нужным для себя дополнительное обучение.

Следуя логике исследования, было необходимо определить, кто и в какой форме, по мнению учителей биологии, прежде всего должен заниматься половым воспитанием подростков в школе. Преимущество в этом вопросе было отдано учителям биологии (39,5%), медикам (19,2%) и родителям (28,1%). Вторая часть вопроса была направлена на выяснение того, в какой форме должно осуществляться половое воспитание школьников. Опрашиваемые особо отмечали внеурочную деятельность, специальные консультации, проведение бесед и дискуссий на уроках в качестве ведущих форм и способов реализации полового воспитания.

В этой связи интересным стало соотнесение ответов учащихся на вопрос о том, откуда они получают соответствующую информацию, к кому обращаются в случае появления проблем (проанализированы ответы 78 обучающихся 9 класса школ Санкт-Петербурга). Ответы на вопросы, связанные с полом, молодежь главным образом находит на ресурсах Интернет (48,1%) и у друзей (40,7%). Только 7,4% респондентов обращается к учителям и родителям. Известно, что интернет-источники не всегда являются достоверными, поэтому можно предположить, что школьники в случае наличия определенных проблем иногда получают ложную информацию, что в дальнейшем может привести к печальным последствиям. Таким образом, в практике существует противоречие: приоритет в процессе полового воспитания отводится школьным учителям биологии, а также родителям учащихся. Вместе с тем для решения насущных вопросов, связанных с половыми особенностями, молодежь обращается к ресурсам интернета и друзьям, что свидетельствует о существовании определенного недоверия в этой сфере к педагогам или заведомого ухода учителей от обсуждения проблем пола с подростками.

Изучение проблемы осуществления полового воспитания в современной школьной практике позволяет сделать следующие выводы: половое воспитание, по мнению учителей, необходимо проводить в рамках обучения в школе, так как именно изучение школьных предметов вооружает учащихся научными знаниями, которые являются основой для формирования установок и взглядов относительно полового вопроса; приоритет в процессе полового воспитания отводится школьным учителям, медикам, а также родителям учащихся. С точки зрения педагогов, именно учителя биологии обладают особыми возможностями для осуществления полового воспитания, так как создают условия для понимания учениками биологических основ пола, раскрывают анатомо-физиологические особенности мужского и женского организма. Со стороны учительства существует запрос на получение дополнительных знаний и компетенций в области полового воспитания школьников в системе дополнительного профессионального образования.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы полового воспитания школьников не только на протяжении всего XX в., но и в настоящее время. Учитывая тот факт, что современные подростки могут черпать сведения, связанные с половой тематикой, из различных источников, порой идущих вразрез с задачами нравственного воспитания, проблема полового воспитания в школе приобретает сегодня особую остроту и актуальность. Ведущими целями полового воспитания при этом является развитие адекватного отношения к себе и своему репродуктивному здоровью, осознание нравственно-этических норм взаимоотношений юношей и девушек.

×

Об авторах

Наталья Дмитриевна Андреева

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: naandreeva@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики обучения биологии и экологии

Россия

Наталия Владимировна Малиновская

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: sanata10@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения биологии и экологии

Россия

Максим Владимирович Сергеев

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: maxim.sergeev-ma@yandex.ru

магистрант кафедры методики обучения биологии и экологии

Россия

Список литературы

  1. Макаренко А.С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Сочинения. Т. 4. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. С. 9–337.
  2. Катеринина А.А. Психология подросткового возраста: учеб. пособие. Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. 159 с.
  3. Михайлин Е.С., Деменцов И.Б. Психологические аспекты подростковой беременности // Фундаментальные исследования. 2015. № 1–1. С. 199–203.
  4. Писарева Л.В. Происхождение человека: сборник статей по половому воспитанию детей. М.: Освобождение, 1909. 308 с.
  5. Лозинский Е. Проблемы сексуальной педагогии // Вестник воспитания. 1904. № 1. С. 28–74.
  6. Половцова В.Н. Половой вопрос в жизни ребенка // Вестник воспитания. 1903. № 9–10. С. 16–29.
  7. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1907. 276 с.
  8. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л.: Медицина, 1988. 160 с.
  9. Рабочая книга по естествознанию: 7-й год ФЗС / под общ. ред. Н.Л. Гербильского, Б.Г. Поташниковой. М.–Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1931. 326 с.
  10. Райков Б.Е. Половое просвещение в школе. Л.: Культ.-просвет. труд. т-во «Образование», 1927. 78 с.
  11. Зверев И.Д. К проблеме полового просвещения учащихся в связи с изучением физиологии человека // Биология в школе. 1967. № 3. С. 39–45.
  12. Зверев И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене человека в средней школе. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1971. 407 с.
  13. Семирикова Н.Л. Из опыта работы школы по гигиеническому и половому воспитанию // Биология в школе. 1983. № 6. С. 18–20.
  14. Афанасьева Т.М. Семья: учеб. пособие для 9–10 кл. сред. шк. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. 285 с.
  15. Агафонова К.В. Наука быть семьянином // Здоровье. 1985. № 1. С. 14.
  16. Бруновт Е.П., Зверев И.Д., Малахова Г.Я., Маш Р.Д., Реброва Л.В., Соколова Е.А. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учителей. Изд 2-е, испр. М.: Просвещение, 1978. 304 с.
  17. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1980. 192 с.
  18. Хрипкова А.Г. Гигиеническое и половое воспитание учащихся общеобразовательных школ // Биология в школе. 1981. № 6. С. 41–47.
  19. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь: кн. для учителя. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985. 240 с.
  20. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. М.: Вентана-граф, 2001. 186 с.
  21. Суматохин С.В. Особенности развития подростков и половое воспитание // Биология в школе. 2010. № 10. С. 33–42.
  22. Сексуальное просвещение молодежи: как, когда и зачем? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/seksualnoe-prosveshhenie-molodezhi-kak-kogda-i-zachem.
  23. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Левченко А.Л., Малиновская Н.В. Методика и технологии обучения биологии: учебник для вузов / под ред. Н.Д. Андреевой. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. 408 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Сергеев М.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.