Разработка и актуализация образовательных модулей в области информационных технологий
- Авторы: Тюжина И.В.1, Горбатов С.В.2, Казеев А.Е.3
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет путей сообщения
- Технический университет Уральской горно-металлургической компании
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
- Страницы: 206-212
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/656083
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133312
- ID: 656083
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются рекомендованные Министерством науки и высшего образования прототипы рабочих программ обучающих модулей «Введение в информационные технологии» и «Информационные технологии и программирование», а также исследования в области цифровой грамотности россиян. Научная новизна состоит в разработке содержания модуля «Введение в информационные технологии», отвечающего целям по внедрению технологий искусственного интеллекта, декларируемых для всех образовательных организаций Российской Федерации. В результате разработана рабочая программа авторского модуля «Введение в информационные технологии», включающая в себя две дисциплины: «Цифровые технологии самообразования» и «Информатика». Деление связано с различием целей указанных дисциплин: первая изучает инструменты обучения, в том числе самостоятельного, вторая охватывает общие цифровые компетенции. Актуализация дисциплины «Информатика» состоит, в первую очередь, во включении блока, отвечающего за компетенцию в сфере создания цифрового контента, и замены блока изучения языков Pascal и СИ на основы языка программирования Python, что позволяет решить еще одну задачу, поставленную Министерством науки и высшего образования РФ, а именно: заложить базу для изучения модуля «Системы искусственного интеллекта», который становится обязательным для всех специальностей и направлений подготовки. Формируемый образовательный модуль предназначен, в первую очередь, для студентов образовательных программ бакалавриата и специалитета, направленных на подготовку кадров для транспорта и отнесенных к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 23.00.00 – Техника и технологии наземного транспорта. Результаты исследования могут быть интересны для методистов и научно-педагогических работников, ведущих активную работу по формированию образовательных модулей в области IT-технологий и искусственного интеллекта.
Полный текст
Введение
Цифровые компетенции, понимаемые как способность уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизни [1, с. 19], универсальны и сегодня нужны каждому обучающемуся независимо от предметной области. Это признается на самом высоком уровне. Цифровая трансформация утверждена как национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года указом президента [2]. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Минобрнауки) [3] внесены системные изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, предполагающие добавление или изменение формулировок общепрофессиональных компетенций в категориях информационной культуры, информационно-коммуникационных технологий для профессиональной деятельности, информационной и библиографической культуры. В соответствии с поручениями президента РФ от 31 декабря 2020 года образовательные программы высшего образования по всем специальностям и направлениям подготовки должны быть дополнены разделами по изучению технологий искусственного интеллекта [4].
Все это ставит перед вузами Российской Федерации целый ряд задач по актуализации образовательных программ и учебных планов. Причем внедрение новых дисциплин и разделов предполагается не только для первокурсников, но и для студентов, зачисленных до 2021 года. Зачастую студенты уже изучили дисциплины, в рамках которых целесообразно формировать цифровые компетенции, что делает исполнение рекомендаций Минобрнауки нетривиальной задачей и обусловливает актуальность исследования.
Задачи исследования:
– проанализировать модуль «Введение в информационные технологии», рекомендованный Министерством науки и высшего образования [5];
– проанализировать исследования в области цифровой грамотности россиян для выявления востребованного содержания дисциплин, связанных с информационными технологиями;
– разработать структуру и содержание дисциплин модуля «Введение в информационные технологии» для подготовки специалистов транспортной отрасли.
Теоретической базой послужили исследования в области цифровой грамотности (S. Carretero Gomez, R. Vuorikari, Y. Punie; Ю.В. Веселов; К.А. Скляров, А.М. Ходунов, А.В. Акопян, А.В. Воротынцева, Л.Н. Комышова), а также исследования использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании (Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунский, В.П. Делия, И.В. Роберт, В.В. Сибирев, Е.В. Ширшов и др.); изучение процесса формирования информационной культуры и информационной компетентности личности на различных ступенях в системе непрерывного образования (С.Г. Антонова, М.Г. Вохрышева, Д.Б. Гаджимагомедова, М.В. Горячева, А.В. Добудько, Н.Б. Зиновьева, С.К. Каракозов, А.В. Хуторской, Г.Б. Паршукова и др.).
Методы исследования: анализ педагогической литературы и исследований в области цифровой грамотности.
Материалами для авторского модуля «Введение в информационные технологии» стали разработанные рабочей группой под председательством А.В. Пролетарского прототипы рабочих программ модулей «Введение в информационные технологии», «Информационные технологии и программирование» [5] и «Системы искусственного интеллекта» [6], которые Министерство образования и науки рекомендовало включить в образовательные программы высших учебных заведений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание модуля «Введение в информационные технологии» может быть использовано для формирования цифровых компетенций студентов транспортных вузов, а также послужить хорошей основой для достижения целей по изучению технологий искусственного интеллекта во всех образовательных программах высшего образования.
Моделирование содержания авторского модуля, внедряемого в образовательные программы по подготовке кадров для транспортной отрасли, проводилось на основе анализа текущего содержания образовательных программ специалитета, разработанных в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (далее – СамГУПС) по специальностям укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 23.00.00 на 2021 год приема [7] и целей по изучению технологий искусственного интеллекта во всех образовательных программах высшего образования, упомянутых в поручениях президента Российской Федерации [4].
Несмотря на то, что российским вузам были предоставлены прототипы рекомендуемых к внедрению образовательных модулей, каждой образовательной организации предстояло переработать их в соответствии со спецификой реализуемых программ и направлений подготовки. Рабочей группой СамГУПС были подробно рассмотрены предложенные прототипы. В первую очередь интерес представляет рабочая программа модуля «Введение в информационные технологии» [5], так как связанная с ним компетенция «Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности» является общей для всех образовательных программ ФГОС третьего поколения, по которым ведется подготовка в университете: программ бакалавриата 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 20.03.01 Техносферная безопасность, 23.03.01 Технология транспортных процессов, 27.03.01 Стандартизация и метрология, 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, а также программ специалитета 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства, 23.05.03 Подвижной состав железных дорог, 23.05.04 Эксплуатация железных дорог, 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов и 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей. В прототипе указано, что модуль «Введение в информационные технологии» принадлежит базовой части основной профессиональной образовательной программы и должен изучаться студентами первого курса бакалавриата или специалитета в течение двух семестров в объеме 216 академических часов.
Модуль «Введение в информационные технологии» разделен на блоки, представленные в таблице 1. Формулировки в таблице достаточно общие, предполагающие высокую степень свободы вуза в выборе конкретного программного обеспечения.
Таблица 1 – Содержание модуля «Введение в информационные технологии», структурированное по дисциплинам согласно прототипу
№ п/п | Тема (название) | Виды занятий, часы | ||||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | Практика | ||
1 семестр – Основы информационных технологий | ||||||
1 | Введение в информационные технологии | 4 | 8 | 8 | 4 | – |
2 | Технические средства и программное обеспечение ЭВМ | 6 | 10 | 10 | 4 | – |
3 | Технические средства и программное обеспечение ЭВМ | 4 | 8 | 8 | 4 | – |
4 | Компьютерные сети. Базы данных | 3 | 8 | 8 | 4 | – |
5 | Экзамен | – | – | – | 8 | – |
| Итого за семестр | 17 | 34 | 34 | 24 | 18 |
2 семестр – Профильное программное обеспечение для решения задач профессиональной деятельности | ||||||
6 | Работа с профильным программным обеспечением для решения задач профессиональной деятельности | – | 6 | 10 | 4 | – |
7 | Работа с профильным программным обеспечением для решения задач профессиональной деятельности | – | 2 | 6 | 4 | – |
8 | Работа с профильным программным обеспечением для решения задач профессиональной деятельности | – | 4 | 8 | 4 | – |
9 | Работа с профильным программным обеспечением для решения задач профессиональной деятельности | – | 5 | 10 | 4 | – |
10 | Зачет | – | – | – | 4 | – |
| Итого за семестр | 0 | 17 | 34 | 20 | 18 |
Однако в представленном там же, в Письме Министерства науки и высшего образования РФ № МН-5/4611, содержании модуля, структурированном по темам, видно, чем именно, по замыслу авторов, должен наполняться этот курс. В первом семестре изучаются классические для курса информационных технологий темы, такие как основные понятия информатики, алгебра логики, системы счисления, аппаратные и программные средства ЭВМ, базы данных, системы управления базами данных (СУБД) [5]. На наш взгляд, интерес представляют темы «Технологии разработки программ» и «Основы структурного программирования», предлагаемые для изучения в середине семестра в блоке «Технические средства и программное обеспечение ЭВМ» в отрыве от тем второго семестра, тесно связанных с программированием.
Во втором семестре темы семинаров в блоке «Работа с профильным программным обеспечением для решения задач профессиональной деятельности» звучат как «Нахождение минимального и максимального элементов в строке (столбце) матрицы с использованием подпрограмм», «Обработка квадратных матриц с использованием функций» и т.д. В следующем блоке «Разработка и отладка приложений по обработке строковой информации» речь идет о СУБД, а далее в блоке «Разработка и отладка приложений с использованием структур, универсальных модулей и нескольких форм», судя по формулировкам тем семинаров, изучается программирование на языке СИ (далее – СИ).
На наш взгляд, предлагаемый прототип образовательного модуля является несколько перегруженным, кроме того, темы, связанные с матрицами, наводят на мысль, что за основу берутся языки программирования, сегодня являющиеся скорее учебными, такие как Pascal. Изучение СИ большинством студентов (подчеркнем, речь не только о технических специальностях) в эпоху нереляционных СУБД, больших данных и блокчейна также выглядит атавизмом. На наш взгляд, это не отвечает духу времени и не может применяться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Далее обратимся к рабочей программе модуля «Системы искусственного интеллекта». Согласно письму Минобрнауки [6], модуль может применяться при реализации основных образовательных программ высшего образования по всем специальностям и направлениям подготовки.
Объем модуля 108 часов. Среди его тем не только сугубо теоретические, такие как «Направления исследований в области систем искусственного интеллекта», но и практические: например, «Основы программирования для задач анализа данных», «Изучение отдельных направлений анализа данных», «Ансамбли моделей машинного обучения для задачи классификации» и т.д. Перечень ресурсов сети Интернет, рекомендуемых для самостоятельной работы при освоении модуля, состоит из трех пунктов: TensorFlow, PyTorch, KERAS. Все это библиотеки языка Python, предназначенные для машинного обучения и работы с нейронными сетями.
Вместе с тем в фондах оценочных средств предлагается проверка знаний путем решения логических задач вида: «Даны утверждения. Трудные дети нелогичны. Мы не презираем никого, кто не способен справиться с крокодилом. Мы презираем тех, кто нелогичен. Докажите, что из этих утверждений следует вывод: "Трудные дети способны справиться с крокодилом"». На наш взгляд, предложенный прототип несколько противоречив. Странно проверять знания в области искусственного интеллекта логическими задачами, которые изучаются в базовом курсе информатики за 10 класс [8, c. 219–224]. Изучать «Основы программирования для анализа данных» только в теории нецелесообразно. Изучать их на практике в рамках 108-часового курса, с учетом того, что ранее в модуле «Введение в информационные технологии» не предполагалось изучение языка программирования, решающего задачи машинного обучения, нереально – у студентов нет базовых знаний о синтаксисе языка, его возможностях и т.д.
Решение мы видим в следующем. Переместить в модуль «Введение в информационные технологии» основы программирования на языке, который сегодня используется для решения задач искусственного интеллекта – Python [9–12]. Это отвечает духу времени, коррелирует с задачами, поставленными поручениями президента РФ [4], соотносится с формулировкой компетенции «Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности», закрепленной за модулем [13], и закладывает базу для дальнейшего практического знакомства с алгоритмами анализа больших данных и машинного обучения в модуле «Системы искусственного интеллекта». Одним из достоинств Python является синтаксическая ясность и большое количество подключаемых библиотек. На практике это позволит несколько сократить количество часов, отводимых на изучение программирования в модуле «Введение в информационные технологии» за счет отказа от изучения сложных механизмов, которые в современных языках реализуются базовыми функциями. Напомним, что модуль «Введение в информационные технологии» лишь частично состоит из тем, связанных с программированием, и отвечает также за формирование компетенций в области работы с прикладными пакетами программ, на что также необходимы часы.
В вузах цифровые компетенции нужны не только как содержательный компонент, но и как условие обучения [14, с. 25]. Сегодня электронные зачетки, электронное расписание, электронные курсы – данность. В настоящее время для полноценной учебы необходимо использовать инструментарий электронной информационно-образовательной среды (далее – ЭИОС) вуза, технологии асинхронно и синхронного взаимодействия и другие цифровые инструменты.
Решая задачу формирования и развития компетенции «Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности» в Самарском государственном университете путей сообщения, мы выделили в модуле «Введение в информационные технологии» универсальную для всех первых курсов дисциплину «Цифровые технологии самообразования», в рамках которой студенты знакомятся со всеми возможностями ЭИОС. Она формирует часть указанной компетенции, а именно индикатор достижения компетенции «использует ресурсы электронной образовательной среды в рамках своей образовательной деятельности», связанной с обучением в вузе, является полностью практической и дистанционной. Такой подход позволяет с самого начала создать для студентов среду, максимально совпадающую с условиями самостоятельного образования, и освободить компьютерные классы вуза для специализированных занятий. Структура и содержание дисциплины «Цифровые технологии самообразования» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Структура и содержание дисциплины «Цифровые технологии самообразования» в СамГУПС
№ п/п | Тема (название) | Виды занятий, часы | |
Самостоятельная работа | Практика | ||
1 | Анализ основных возможностей цифрового университета и ЭИОС СамГУПС | 1 | 2 |
2 | Использование систем видеоконференцсвязи в учебном процессе | 4 | 4 |
3 | Использование электронных курсов в учебном процессе и самообразовании | 10 | 10 |
4 | Формирование и работа с сервисами портфолио обучающегося в ЭИОС | 2 | 2 |
5 | Использование электронных библиотек в процессе самообразования | 4 | 4 |
6 | Использование сервисов Microsoft Office 365 в учебном процессе и самообразовании | 10 | 10 |
7 | Обзор площадок MOOC и их использование в процессе самообразования | 8,75 | – |
8 | Зачет и подготовка к зачету | 0,25 | |
| Итого за семестр | 72 |
Второй дисциплиной в модуле «Введение в информационные технологии» является «Информатика» (табл. 3).
Таблица 3 – Структура и содержание дисциплины «Информатика» в СамГУПС
№ п/п | Тема (название) | Виды занятий, часы | ||
Лекции | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | ||
Раздел 1. Общее понятие информатики. Технические и программные средства реализации информационных процессов и анализа проблемных ситуаций | ||||
1.1 | Формы представления информации, алгоритмы обработки данных. Виды информации, способы кодирования информации различных типов, процессы и методы поиска, сбора, обработки, передачи и хранения информации. Свойства информации | 2 | – | 2 |
1.2 | Технические и программные средства реализации информационных процессов. Понятие аппаратных и программных средств. Классификация программного обеспечения. Служебные и прикладные программы. Виды лицензий. Цифровая этика и этикет. Авторское право. Поиск информации в базах данных | 2 | – | 2 |
1.3 | Яндекс 360. Работа с таблицами. Форматирование ячеек. Основные манипуляции с таблицами. Работа с адресацией листов и файлов. Расчетные операции в Яндекс таблицах (работа с формулами и функциями, основные статистические и математические функции, логические операции и т.д.). Создание и использование графиков и диаграмм. Работа с массивом данных. Сводные отчеты | 2 | 10 | 12 |
1.4 | Новые производственные технологии. Цифровое проектирование, математическое моделирование и управление жизненным циклом изделия или продукции | 2 | – | 2 |
1.5 | Цели и задачи защиты информации. Основные виды и источники атак на информацию. Основы и методы защиты информации. Методы и средства защиты от несанкционированного доступа к информации. Основы безопасной работы в локальных и глобальных сетях. Вирусы и антивирусные программы. Антивирусная защита информации. Особенности защиты информации | 2 | – | 2 |
1.6 | Создание цифрового контента. Сервисы графического дизайна: возможности и сфера применения. Инструментарий: шаблоны, элементы, шрифтовые сочетания. Основы композиции | – | 2 | 2 |
1.7 | Системы бизнес-аналитики. Чтение данных. Фильтрация, группировка и агрегирование данных. Создание интерактивных отчетов. Графики, тепловые карты | – | 2 | 2 |
Раздел 2 Технические и программные средства построения алгоритмов решения поставленных задач и анализ результатов | ||||
2.1 | Язык программирования высокого уровня. Редакторы кода и онлайн-сервисы, поддерживающие работу с языком программирования высокого уровня. Основы синтаксиса. JupiterNotebook. Ввод и вывод данных. Арифметические задачи | 2 | 2 | 6 |
2.2 | Типы данных: целые и вещественные числа. Операции с числами. Чтение чисел с плавающей точкой. Строки. Операции со строками. Методы строк. Списки. Операции со списками. Методы списков. Индексы, срезы и копии | 2 | 8 | 12 |
2.3 | Основные операторы языка программирования высокого уровня. Условный оператор. Логические выражения. Вложенные конструкции. Оператор цикла for. Инструкция range. Вложенные конструкции. Оператор цикла While. Инструкции break и continue. Вложенные конструкции | 2 | 8 | 12 |
2.4 | Зачет и подготовка к зачету | 6 | ||
| Итого за семестр | 108 |
При разработке содержания дисциплины мы руководствовались прототипом рабочей программы [5], результатами исследований в области цифровой грамотности граждан РФ [13; 15; 16] и особенностями существующих учебных планов.
В 2021 г. Высшая школа экономики (далее – ВШЭ) и Национальное агентство финансовых исследований (далее – НАФИ) независимо друг от друга провели два исследования на тему готовности граждан к цифровой трансформации, взяв за основу методику Европейского союза по оценке цифровых компетенций – DigCompSAT [17]. При этом ВШЭ предлагала анкету самодиагностики, т.е. пользователи сами оценивали свой уровень знаний и умений [16, с. 28–41]. В исследовании НАФИ [15] пользователю предлагались вопросы из предметной области с вариантами ответов, таким образом проверялись реальные знания, а не представления респондента об их наличии или отсутствии.
В обоих исследованиях вопросы группировались в соответствии с пятью критериями: информационная грамотность; коммуникативная грамотность; создание цифрового контента; цифровая безопасность; навыки решения проблем в цифровой среде. Самые низкие результаты россияне показали в сфере создания цифрового контента, в исследовании НАФИ – 59 процентных пунктов, против 65 и 67 процентных пунктов по другим критериям, в исследовании ВШЭ только 21,1% респондентов обладает базовыми компетенциями в этой сфере (показатель по другим критериям от 22,6% до 55%). Данный критерий демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в Сети.
Несмотря на различие в подходах к измерению, оба исследования – и ВШЭ, и НАФИ – пришли к схожим результатам: около 60% респондентов обладают базовым уровнем цифровой грамотности («уверенный пользователь»). Согласно исследованию НАФИ, уровень за пандемийный 2020 год вырос, однако произошло это за счет перехода из группы с начальным уровнем цифровой грамотности в группу с базовым уровнем. Количество россиян с продвинутым уровнем цифровой грамотности практически не выросло. Это тревожный показатель, так как развитие экономики во многом зависит от доли специалистов высокотехнологичных отраслей в структуре общества [15].
Учитывая признанные указанными исследованиями проблемы россиян в сфере создания цифрового контента, мы включили в программу дисциплины «Информатика» изучение сервисов графического дизайна, позволяющих создавать публикации со статичной и анимированной графикой, видеопрезентации, инфографику и т.д. Отметим, что эти занятия стабильно вызывают живой интерес у студентов.
Кроме того, опираясь на данные исследований, мы включили в содержание лабораторных работ по информатике изучение офисных пакетов, которые остаются базовым функционалом при работе с компьютером – вопросы, связанные с работой в текстовых и табличных редакторах фигурируют в опросе НАФИ и предшествующем ему исследовании Росстата («Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей за 2013–2019 гг.» [18]) на тему цифровых компетенций.
Оставшиеся часы дисциплины «Информатика» занимает изучение языка программирования Python: от основ синтаксиса до структур данных, о чем подробнее говорилось выше.
Таким образом, в Самарском государственном университете путей сообщения мы формируем модуль «Введение в информационные технологии» из двух дисциплин: «Цифровые технологии самообразования» и «Информатика». Первая знакомит с инструментами обучения в вузе, вторая дает фундаментальные знания в области информационных технологий, опыт работы с прикладными пакетами программ, формирует компетенции, связанные с созданием цифрового контента, и закладывает основы знаний в области программирования, что создает хорошую базу для практического изучения систем искусственного интеллекта на старших курсах.
Изложенный подход к формированию компетенции «Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности», реализуемый сегодня в СамГУПС, имеет достаточное количество отличий от прототипа модуля «Введение в информационные технологии», предложенного Минобрнауки. Главное из них – отказ от изучения задач нахождения минимального и максимального элементов в строке матрицы в пользу более современного языка программирования, вообще не оперирующего матрицами в общепринятом смысле слова.
Предвидя возражения, касающиеся важности изучения именно алгоритмов работы с данными, сортировок, поиска максимума и минимума вручную для понимания основ программирования, отметим следующее. На наш взгляд, дидактический принцип связи теории с практикой является одним из самых важных. Рассказывать взрослым людям, студентам вуза, теорию, которую трудно применить в современной разработке – значит, не только не дать им важных практических инструментов, но и привить неверное, возможно пренебрежительное, отношение к столь важной науке, как информатика. Как показывает практика, сегодняшние студенты не видят связи между достижениями в цифровой сфере и школьной информатикой. Визуально решение задач на обработку матриц и программы с текстовым интерфейсом очень далеки от разработки современных приложений. Показать обучающимся современный язык программирования и его прикладные возможности (к примеру, разработку чат-ботов, решение задач распознавания образов) нам кажется более важным, чем дать фундаментальные основы, повторяющие отчасти школьную программу.
Заключение
Изучив прототип модуля «Введение в информационные технологии», предложенный Министерством науки и высшего образования, и проанализировав исследования в области цифровой грамотности граждан России, а также руководствуясь дидактическим принципом связи теории с практикой, мы разработали структуру и содержание модуля «Введение в информационные технологии». В СамГУПС формирование компетенции «Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности» реализуется в рамках двух дисциплин, общих для всех обучающихся первого курса: «Цифровые технологии самообразования» и «Информатика». Такая сепарация связана с четким делением целей курсов, первый направлен на изучение инструментов обучения, в том числе самостоятельное, второй охватывает общие цифровые компетенции. Актуализация дисциплины «Информатика» состоит во включении блока, отвечающего за компетенцию в сфере создания цифрового контента (табл. 3: 1.6, 1.7), и замене блока, направленного на изучение языков Pascal и СИ, на основы языка программирования Python, что позволяет заложить базу для изучения модуля «Системы искусственного интеллекта», который становится обязательным для всех специальностей и направлений подготовки.
Предложенный подход позволяет комплексно решить все задачи, поставленные распоряжениями президента РФ и Министерства науки и высшего образования РФ, при этом он органично вписывается в учебные планы за счет сокращения часов на изучение учебных языков программирования в пользу актуального языка программирования. В 2022/2023 учебном году в Самарском государственном университете путей сообщения были внедрены оба модуля: рассмотренный в статье «Введение в информационные технологии» на первом курсе и «Системы искусственного интеллекта» – на втором и четвертом. Безусловно, об эффективности подхода можно будет говорить только после того, как практика внедрения затронет одних и тех же студентов, что могло бы стать темой дальнейших исследований.
Об авторах
Ирина Викторовна Тюжина
Самарский государственный университет путей сообщения
Email: i.tyuzhina@samgups.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры цифровых технологий
Россия, г. СамараСергей Васильевич Горбатов
Технический университет Уральской горно-металлургической компании
Email: s.gorbatov@tu-ugmk.com
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий
Россия, г. Верхняя Пышма, Свердловская областьАлексей Евгеньевич Казеев
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kazeev_a@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания
Россия, г. СамараСписок литературы
- Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под ред. М.С. Шклярук, Н.С. Гаркуши. М.: РАНХиГС, 2020. 84 с.
- О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ президента РФ от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74404210.
- О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования: приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2020 № 1456 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400819549.
- Перечень поручений президента Российской Федерации по итогам конференции по искусственному интеллекту: поручение президента РФ от 31.12.2020 № Пр-2242 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400165194.
- О направлении информации: письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2021 № МН-5/4611 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/402654726.
- О направлении информации: письмо Минобрнауки РФ от 02.07.2021 № МН-5/2657 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401464914.
- Информация о реализуемых образовательных программах СамГУПС [Электронный ресурс] // https://www.samgups.ru/sveden/education/eduaccred.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10 класс. Базовый уровень. М.: Бином: Лаборатория знаний, 2017. 288 с.
- Зуев С.В. Геометрические свойства квантовой запутанности и машинное обучение // Russian Technological Journal. 2023. Т. 11, № 5. С. 19–33. doi: 10.32362/2500-316x-2023-11-5-19-33.
- Кондратьева В.А. Особенности обучения искусственному интеллекту в основной школе средствами языка программирования Python // Открытая наука 2021: сб. мат-лов науч. конф. с междунар. участием (Москва, 22 апреля 2021 г.). М.: Aegitas, 2021. С. 248–253.
- Розов К.В., Подсадников А.В. Язык программирования Python в педагогическом вузе: от основ до искусственного интеллекта // Информатика и образование. 2019. № 6 (305). С. 26–33.
- Самылкина Н.Н., Салахова А.А. Обучение основам искусственного интеллекта и анализа данных в курсе информатики на уровне среднего общего образования. М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. 242 с. doi: 10.31862/9785426310643.
- О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования: приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2020 № 1456 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400819549.
- Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А., Христофорова Л.В. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 7. С. 9–30. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30.
- Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году [Электронный ресурс] // https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu.
- Оценка цифровой готовности населения России: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 13–30 апреля 2021 г.) / Н.Е. Дмитриева (рук. авт. кол.), А.Б. Жулин, Р.Е. Артамонов, Э.А. Титов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 86 с.
- Carretero Gomez S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use, EUR 28558 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017 [Internet] // https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC106281.
- Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей за 2013–2019 гг. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt23/index.html.
Дополнительные файлы
