Изучение истории родного края в современной российской школе: основные проблемы и подходы к их решению

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что общество пришло к пониманию критичной важности патриотического воспитания личности на самых разных уровнях. Особое внимание в этой проблеме уделяется задачам, стоящим перед учителями, школой и системой образования в целом. Основным источником патриотических качеств является история России. Любовь к Родине, родному краю, чувство гордости за своих соотечественников прошлого и настоящего, помимо общероссийского характера, тесно связаны с местом нашего рождения и жизни там, где начинается наш ученический и трудовой путь. История родного края позволяет сделать исторические представления менее абстрактными: показывает ученику, что история творится непосредственно здесь и что не только предыдущие поколения, но и мы вносим вклад в развитие нашего государства. Из истории субъектов нашей страны складывается общероссийская история, что также является значимым для понимания в процессе развития личности. Изучение истории родного края способно сформировать это понимание, а значит, и личность, готовую к созиданию, заботе и улучшению сложившихся основ жизни нашего общества. Актуальность изучения истории родного края продиктована последствиями глобализации, которые заключаются в угасании связей между поколениями родных, забвении традиций и духовных ценностей народов.

Полный текст

Говоря об изучении истории родного края, в первую очередь нужно уделить внимание вопросу о месте краеведения в школьной программе. На данный момент изучение родного края не вносится в программу как обязательный предмет и присутствует в образовательном процессе в виде региональных курсов в форме внеурочной деятельности. Если рассмотреть «Концепцию преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы», то нельзя не сказать о том, что документ отражает неразрывность преподавания истории родного края от общероссийской истории. Краеведение, обладая высоким образовательным и воспитательным потенциалом, связывает многоуровневое представление истории [1]. Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) в перечне предметных результатов изучения предмета «История», мы придаем значение умению сопоставлять процессы, явления и события мировой истории стран и народов с историческими процессами истории родного края и истории России [2]. Федеральная рабочая программа основного общего образования 5–9 классов (ФРП ООО) и Федеральная рабочая программа среднего общего образования (ФРП СОО) уделяют внимание краеведению, обозначая личностные результаты. Например:

– в сфере патриотического воспитания должен быть сформирован интерес к познанию своего края;

– в сфере гражданского воспитания должно быть активное участие в жизни родного края;

Среди предметных результатов в освоении программы по истории обозначены:

– способность рассказать об исторических процессах, происходивших на территории родного края;

– умение анализировать исторические источники, в том числе по истории родного края;

– знание памятников как художественной, так и материальной культуры.

Анализ тематического планирования в целом говорит о том, что в 5–11 классах присутствуют отдельные темы, посвященные истории родного края, например: «Наш край с древнейших времен до конца XV в.», «Наш край в XVI–XVII вв.», «Наш край в XVIII в.», «Наш край в 1914–1922 гг.» [3].

Краеведческую составляющую помимо «истории» имеют и другие школьные предметы, начиная с первой образовательной ступени. Среди таких предметов можно назвать:

– Окружающий мир;

– Основы религиозных культур и светской этики;

– Родной язык;

– Родная литература;

– Основы духовно-нравственной культуры народов России.

В начальной школе интеграция изучения истории родного края в учебный процесс способна успешно реализовываться благодаря тому, что практически все предметы ведет один преподаватель. Такой тезис выделяют как исследователи начальной школы, так и преподаватели начальных классов. Вопрос интеграции происходит либо непосредственным включением краеведческого материала в отдельный предмет, либо комплексным подходом. Можно выделить такие краеведческие направления, как «Литературное краеведение» в виде изучения произведений местных писателей, «Математическое краеведение» в виде решений задач с наличием истории в цифрах, «Экологическое краеведение» в виде изучения флоры и фауны региона и «Историческое краеведение» в виде изучения своего рода, семьи и социокультурного окружающего пространства.

Изучение истории родного края, которое является частью единого краеведения, организовано внеурочной деятельностью. При этом региональные курсы разработаны с опорой на творческую составляющую, такую как организация проектной деятельности, познавательных игр и интеллектуальных квестов. В этом ключе краеведение играет важную роль в создании интегрированных заданий для начальной школы.

Основная концепция изучения краеведения сохраняется и с переходом в основную школу, так как изучение истории родного края и другие краеведческие направления включены в учебную и внеурочную деятельность [4, с. 24].

Начиная со среднего школьного звена, стоит еще раз обратить внимание, что одной из основных задач педагога в нынешних реалиях является не только помощь в овладении предметным содержанием, но и в формировании универсальных учебных действий, а также достижение личных и метапредметных результатов. Изучение истории родного края является актуальным, несмотря на то, что краеведческий материал не присутствует в ГИА. Понимание исторических процессов, которое необходимо для решения заданий ГИА на установление причинно-следственных связей, развивается в ходе обучения истории родного края. Подобные задания требуют логического установления связей между определенными событиями. При анализе результатов работ учеников выявлено, что именно это вызывает затруднения. Таким образом, краеведение, способствуя развитию личных и метапредметных результатов, готовит обучающегося к ГИА, формируя историческое мышление на основе знания предметного материала [5, с. 88].

Объяснение выполнения заданий на установление причинно-следственных связей может быть основано на событиях истории родного края. Несмотря на то, что информация представлена в готовом виде, опора на региональное событие запускает цепочку причинно-следственных связей в анализе этого события в истории России. Таким образом, открывается новое знание, созданное в реализации принципа деятельностного подхода. Это говорит о том, что помимо уже заданных критериев для сравнения обучающиеся получают навыки определения критериев самостоятельно. Формируется основное звено для формирования важнейшего метапредметного результата – умения грамотно приводить аргументы в дискуссии. Такое сопоставление и рассуждение о явлениях, процессах и событиях истории родного края и истории России приводит к пониманию взаимосвязи истории России с всеобщей историей.

Таким образом, можно сказать, что в процессе изучения истории родного края выполняются задачи, которые формируются перед обучающимися и педагогами рядом официальных документов. Краеведческий материал, очевидно, обладает высоким потенциалом в становлении развитой личности, готовой нести благо обществу. Историческое краеведение является уникальным педагогическим ресурсом, благодаря которому формируется гражданская российская идентичность на базе «живой» истории о жизни и развитии национально-культурных традиций провинциальной России. Значимость краеведческого материала объясняет еще и тот факт, что он уже присутствует в школьной программе в виде составных частей других предметов и внеурочных курсов, поэтому нуждается в систематизации, доработке и в превращении в полноценный обязательный школьный предмет.

Проблема выявления оптимального объема краеведческого материала на данный момент является актуальной. Если рассматривать непосредственно историю родного края, как отдельный школьный предмет, то стоит для начала отметить, что поиск грамотного баланса дидактического материала для интеграции школьного предмета с другими предметами учебной программы крайне важен для содержания образования. ФГОС в этом вопросе предоставляет ряд требований к такому материалу, обозначая ключевые моменты в участии всех представителей на всех уровнях образовательного процесса. Интеграционным материалом может быть история родного края, специфичная для каждого региона России [4, с. 22]. Педагогами отмечается, что региональная индивидуальность краеведческого материала позволяет показать взаимосвязи на территории российского государства. В этом процессе формируются качественные представления о процессах, происходивших в регионе, и о том, как это повлияло на историю России. В свою очередь это способствует выработке у обучающегося мировоззренческой позиции, которая проявляется и закрепляется в воспитательных мероприятиях. Создается следующая проблема – синхронизация всеобщей истории с историей России, что является важным нюансом в составлении программы и определения её объема.

Исследователи, рассматривая методологические подходы к организации и интеграции курса истории родного края, могут сказать, что существует несколько вариантов реализации обучения. Во-первых, создание комплексной программы курса, учитывая возможные предметные связи в рамках интеграции. Во-вторых, создание и разработка сквозных региональных курсов, например «Литература Вятского края» (1–11 классы). Изучение истории родного края также реализуется в результате тематической привязки к программе дисциплины для углубления и дополнения знаний. Последний вариант наиболее распространен в современной школе. Мотивации для проведения краеведческого материала в основном образовании не проявляется. Как правило, региональные программы основаны уже на проверенных и апробированных материалах [6, с. 3].

Тем не менее анализ современных рабочих программ по историческому краеведению констатирует, что на изучение истории родного края во многих региональных программах отводится 34 часа в год. Например, это такие программы, как:

1) Рабочая программа учебного предмета «Историческое краеведение» для обучающихся 5–9 классов МБОУ «Центр образования п.г.т. Южно-Курильск». Учебный предмет «Краеведение» обязателен для изучения на территории Сахалинской области. На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится 1 час в неделю – 34 часа в год [7].

2) Рабочая программа по историческому краеведению для учащихся 5 класса, адаптированная учителем истории к учебнику «Рассказы по истории Ингушетии» ГБОУ «СОШ № 17 МР с.п. Верхние Ачалуки», Республика Ингушетия. Количество часов, выделенных на изучение курса, – 34 (количество учебных недель в полугодии), количество недельных часов – 1 [8].

3) Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мое Оренбуржье» 2, 4 классы МБОУ «Карасаевская СОШ» с. Карасай, Оренбургской области. Тематическое распределение часов 1 года обучения составляет 34 часа [9].

4) Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой край в истории Отечества» для 10–11 классов МБОУ Тейская СШ № 3 пос. Тея Красноярского края. Программа курса рассчитана на 68 часов, которые реализуются в течение одного учебного года по 1 часу в 10–11 классах (34 часа в год) [10].

Кроме того, программы по изучению истории родного края могут быть рассчитаны на младшее, среднее и старшее звено, что доказывают приведенные в пример региональные курсы.

Таким образом, возвращаясь к проблеме синхронизации всеобщей истории и истории России, целесообразно вместе с этим синхронизировать и историю родного края. Однако в действительности реализовать это крайне сложно. Вероятно, имеет смысл вводить предмет в 9 классе, когда большая часть курса истории России уже пройдена и история родного края будет служить неким повторением пройденного на основе краеведческого материала. Ввиду этого объем отдельной дисциплины «История родного края» может остаться в количестве 34 часов в год.

Исходя из вышесказанного структура предмета «История родного края» представляла бы собой линейный вид с 9 по 11 класс. Как вариант, возможно проведение синхронно-параллельного включения предмета за счет учебного плана и основной образовательной программы учебного заведения [11, с. 57]. Анализ программ региональных курсов говорит о том, что они не синхронизированы с курсом истории России. Обоснование этого заключается в том, что, как у внеурочной деятельности, у изучения истории родного края такой задачи нет. В итоге к структурным формам изучения истории родного края на данный момент можно отнести:

  1. Изучение в рамках урока истории России.
  2. Региональные учебные курсы.
  3. Факультативные курсы для обучающихся, желающих углубленно изучать родной край.

Так как история России и всеобщая история в своей структуре имеют разделы, оформленные в хронологическом порядке, вполне естественно сохранить данный принцип и в создании программы по истории родного края.

Дисциплина «История родного края» не должна развиваться в ущерб общероссийской истории. Еще в 1992 году был принят федеральный закон РФ «Об образовании», благодаря которому появилось понятие «национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта». Вопрос соответствия образовательной среды по отношению к стандарту является компетенцией субъектов РФ. В изучении истории родного края важно не нарушать баланс между региональной и национальной сферой. Многие регионы вошли в состав России в разные исторические эпохи, что призывает к тщательному подбору учебного материала в составлении учебных пособий и программ дисциплины. Примером нарушения баланса, по мнению В.Н. Шульгина, может служить серия учебников по истории родного края, созданных авторами ведущего университета Калининграда. Шульгин отмечает, что школьный курс краеведения 6–11 классов в Калининградской области имел антинациональную направленность из-за тенденции дерусификации исторического самосознания местного общества. Во главе краеведческого курса встает региональный принцип, который утверждает, что Калининградская область не территория исторической России. Соответственно, здесь устоялась другая культурная модель и традиции, которые калининградцы должны постигать. Это приводит к тому, что, например, рыцарские ордены и их деятельность преподносится как родная история, несмотря на то, что она противопоставляется общероссийской истории. В этом ключе механизм недопущения поощрения развития региональной идентичности в ущерб общероссийской устроен в общественном контроле как со стороны исследователей реализации краеведения в школе, так и учителей, которые бойкотируют антинациональный курс, о чем также свидетельствует В.Н. Шульгин [12].

Тем не менее проблемы в перегибах по данному вопросу, как правило, не возникают. Во многом это гарантируется перечнем документов об образовании, которые регламентируют общероссийский характер образования. Это не допускает разработку антипатриотичных программ. А механизмом может являться общественное мнение участников системы образования.

Преподавание истории родного края, как уже было сказано, представлено в форме внеурочной деятельности и включением краеведческого материала в школьные дисциплины. Учителя в своей работе используют ряд методов преподавания исторического краеведения:

  1. Урок-лекция. Такой метод является не самым предпочтительным ввиду того, что он не дает школьникам возможности для более самостоятельных видов работ.
  2. Урок-экскурсия. Позволяет изучать историю родного края не только в классе, но и использовать другие значимые для образования локации. Как правило, историческое краеведение не обходится без посещения местных музеев, архивов, выставок, осмотра достопримечательностей и архитектуры.
  3. Исследовательская работа. Реализуется с помощью местной литературы, периодической печати, документов, памятников и т.д.
  4. Игра. Комбинирующий увлекательный метод изучения [13, с. 244–245].

Данные мероприятия способствуют приобщению обучающихся к наследию своего народа и пониманию уникальности своего родного края. Отдельно можно выделить проведение уроков в музее. Данный метод уже практикуется педагогами как способ разнообразия учебной деятельности. Музей дает возможность использовать особенный наглядный исторический материал, который помогает в формировании не только предметных знаний, но и способностей анализа, сравнения и выдвижения гипотезы. Урок в музее приобретает интерактивную форму, благодаря которой активно развиваются метапредметные результаты [14, с. 5–7].

В целом многообразие форм и методов изучения истории родного края носит исключительно региональный характер в зависимости от локаций и непосредственно истории родного края. Учителя охотно используют возможность проведения нестандартных уроков в контексте истории родного края, используя местные культурные объекты как разнообразие учебной деятельности, которое положительно встречают обучающиеся.

×

Об авторах

Сергей Валентинович Любичанковский

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svlubich@yandex.ru

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России

Россия, г. Оренбург

Евгений Игоревич Логинов

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: eugenewhite99@yandex.ru

ассистент кафедры истории России

Россия, г. Оренбург

Список литературы

  1. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/75023299.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
  3. История (базовый уровень): федеральная рабочая программа среднего общего образования (для 10–11 классов образовательных организаций). М., 2023. 103 с.
  4. Бекиш О.С., Слепко Ю.Н. Краеведение как фактор комплексного решения проблем содержания современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 21–28.
  5. Буянский Д.Б. Преподавание региональной истории в соответствии с основными образовательными программами общего образования // Калининградский вестник образования. 2023. № 3 (19). С. 85–92.
  6. Чурина Л.А. Краеведение в формировании метапредметных результатов образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S2. С. 51–55.
  7. Рабочая программа учебного предмета «Историческое краеведение» для обучающихся 5–9 классов [Электронный ресурс] // МБОУ «Центр образования п.г.т. Южно-Курильск». https://coyk.ru/wp-content/uploads/2023/09/ecp-ooo-rp-kraeved-8kl-01-09-2023.pdf.
  8. Рабочая программа по историческому краеведению для учащихся 5 класса, адаптированная учителем истории к учебнику «Рассказы по истории Ингушетии» [Электронный ресурс] // ГБОУ «СОШ № 17 МР с.п. Верхние Ачалуки». https://shkola17achaluki-r26.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/66/rab._progr._Ing._5_kl.2023_24_g._M._.pdf.
  9. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мое Оренбуржье» для обучающихся 2, 4 классов [Электронный ресурс] // МБОУ «Карасаевская СОШ». https://sh-karasaevskaya-r56.gosweb.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/dokumenty-all-52_324.html.
  10. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой край в истории Отечества» для обучающихся 10–11 классов [Электронный ресурс] // МБОУ Тейская СШ № 3. https://tss-3.siteedu.ru/media/sub/2402/files/rp-moj-kraj.pdf.
  11. Романовский В.К. Школьный курс региональной истории в контексте требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015. № 2. С. 56–61.
  12. Шульгин В.Н. Прогерманская тенденциозность школьного курса краеведения «История Западной России» // Вопросы национализма. 2021. № 1 (33). С. 210–221. doi: 10.24412/2218-1229-2021-1-210-221.
  13. Третьякова С.А., Мелешко О.П. Возможности использования новых форм и методов исторического краеведения на уроках истории // StudNet. 2022. № 1. С. 241–247.
  14. Белова Д.Ю. «Урок в музее» как способ достижения метапредметных результатов и интерактивной формы работы // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2023. № 13. С. 5–7.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Любичанковский С.В., Логинов Е.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.