Исторический опыт разработки учебно-методических пособий по истории родного края для школьников в контексте современной образовательной ситуации (на примере Уральского федерального округа)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предложен обзор учебно-методических пособий по истории родного края для школ субъектов Российской Федерации, расположенных в Уральском федеральном округе, появившихся в период с 1970-х гг. по наши дни. Произведено сравнение ситуации в Тюменской, Курганской, Челябинской и Свердловской областях и Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Дана оценка соответствия имеющихся учебных пособий современным требованиям школьной образовательной системы, историко-культурному стандарту школьного образования, изучению общероссийских исторических процессов на уроках истории. Сделан вывод о недостаточной обеспеченности учебно-методическим материалом по истории родного края в современных школах Уральского федерального округа. Обусловлена данная ситуация различной степенью разработанности пособий в анализируемых субъектах. Выдвинута гипотеза о том, что работа в области создания единого учебника по истории Уральского федерального округа может стать дополнительной гарантией противодействия тенденциям формирования избыточной национальной идентичности. На основе нового пособия, в котором будут учтены актуальные требования современной школьной образовательной системы, получится создать необходимую связку между локальной и общероссийской историей, когда школьник, чувствуя себя частью своего края, при этом чувствовал бы себя и частью большого региона.

Полный текст

Современные историки понимают важность изучения региональной истории в школе. Такие известные ученые, как В.Ф. Козлов [1], В.Г. Петрович [2], С.О. Шмидт [3] и др., посвятили данной проблеме свои научные труды и сделали вывод о том, что краеведческий материал позволяет школьнику почувствовать свой родной край частью общероссийского исторического процесса, формируя в юной личности патриотизм. Несмотря на это, между учеными ведется дискуссия, необходимо ли вводить обязательный предмет по изучению региональной истории либо достаточно ограничиться включением краеведческого материала в ткань общего курса истории, какова должна быть его структура, оптимальный объем и т.д. Большинство историков выступает за введение отдельного обязательного предмета для изучения истории родного края в школах. Так, например, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета В.М. Кузнецов отмечает, что преподавание историко-краеведческих курсов является одной из важнейших частей образовательной программы школы [4, с. 13]. Его позицию поддерживают многие ученые, такие как О.А. Сухова, В.К. Романовский и др.

Однако, для того чтобы вводить отдельную дисциплину по истории родного края в школах, необходимо иметь в наличии соответствующую учебно-методическую литературу, в первую очередь – учебное пособие, выполняющее функцию главного источника знаний по дисциплине.

Целью настоящей статьи является изучение и обобщение ситуации, которая обстоит с соответствующими учебными пособиями на территории Уральского федерального округа. Он состоит из 4 областей (Курганская, Челябинская, Тюменская, Свердловская) и 2 автономных округов (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский). Проанализируем ситуацию с учебными пособиями по краеведению для школьников в этих регионах.

Одно из наиболее ранних пособий было выпущено В.В. Веселкиной в 1975 году и затрагивало историю Тюменского края [5]. Оно было предназначено для учеников 7–8 классов. В пособии давалась краткая справка об основных событиях, связанных с регионом и его жителями. Далее отметим учебно-методический труд профессора П.И. Рощевского «История Тюменского края», выпущенный в 1977 году [6]. Автор, в отличие от В.В. Веселкиной, разрабатывал пособие для 9–10 классов, учитывая их возрастную специфику. Указанные два учебно-методических произведения до сих пор являются главным вспомогательным материалом для учителей школ Тюменской области при преподавании истории родного края. Со времени выпуска пособий прошло более 40 лет. За это время изменилась система образования, методика обучения региональной истории и т.д., однако нового учебно-методического пособия, соответствующего современным особенностям образовательного процесса, выпущено не было. Учеными активно публикуются научные труды о Тюменском крае, как, например, «Очерки старой Тюмени» [7], но профильные пособия для школ на указанную тематику не издаются. Такая ситуация позволяет нам делать вывод о том, что на территории Тюменской области сложилась на сегодняшний день ситуация несоответствия научного краеведческого потенциала и степени его реализации в школьном образовательном процессе.

Курганская область, исходя из хронологии появления краеведческих школьных учебных пособий, стояла у истоков создания пособий по истории родного края, так же как и Тюменская область. В 1975 году коллективом авторов была разработана «История родного края» для учащихся 7–10 классов [8]. Ученым удалось систематизировать информацию по истории Курганской области и представить ее на понятном молодому читателю языке. Однако, в отличие от Тюменской области, разработка учебно-методических трудов в регионе продолжилась и в постсоветский период. Так, в 2017 г. было выпущено пособие под редакцией Д.Н. Маслюженко, в котором полноценно раскрывается история Курганской области от её формирования до 1991 года в контексте общероссийских исторических процессов [9]. Особенность пособия в том, что предназначено оно для широкого круга пользователей: школьников, студентов, преподавателей и т.д. Таким образом, коллективу ученых не в полной мере удалось учесть возрастную специфику преподавания истории родного края в школе, из-за этого учителю часто приходится корректировать содержание учебника, поскольку информация иногда тяжела для восприятия лицами школьного возраста. К тому же пособие не имеет разработанного методического аппарата, позволяющего сориентировать учащегося в ходе самопроверки полученных знаний. Однако само наличие данного пособия создало хорошую основу для появления в будущем полноценных краеведческих пособий для школьников. Таким образом, Курганская область имеет один полноценный современный профильный учебно-методический труд, призванный помочь в преподавании истории родного края, но без точной привязки к школьной специфике.

Наибольшее количество выпущенных пособий на территории Уральского федерального округа касается истории Челябинской области. Самое раннее из них разработано А.И. Александровым и датируется 1978 годом. Предназначено оно было для учеников 7–10 классов Челябинской области [10]. Несмотря на то, что с момента его выхода прошло 46 лет, учителя пользуются им и сегодня. Здесь содержится информация по истории Южного Урала, начиная с первобытнообщинного строя и заканчивая 1970-ми годами. Главная цель, которую преследовал автор, заключалась в том, что он хотел познакомить читателя с наиболее важными событиями общероссийского исторического процесса, в которых участвовали жители Челябинской области, таких как, например, Октябрьская революция или Великая Отечественная война.

Помимо этого пособия, которое было призвано описать историю Челябинской земли с древности по настоящее время, существуют и специализированные учебные труды по отдельным периодам. Причем именно они и стали выходить в постсоветский период, как бы дополняя базовое пособие 1978 года. Так, период древней истории Челябинского края рассматривает Н.Б. Виноградов. Его пособие «Страницы древней истории Южного Урала: учебник для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей» было выпущено в 1997 году [11]. Используя множество научных трудов, автор смог обобщить необходимую информацию и кратко представить на понятном школьнику языке древнюю историю Южного Урала. В 2006 г. Н.Б. Виноградов выпустил для учащихся 6–7 классов свой труд «История Урала с древнейших времен до конца XVIII века» [12]. Учебное пособие М.С. Салминой «История Южного Урала. XX – начало XXI века», предназначенное для учеников 9 классов и изданное в 2004 году, охватывает советский период и часть истории современной России [13]. Главной его особенностью является то, что автор учел программы школьного курса истории России XX века и региональный компонент примерного тематического планирования, который рекомендован непосредственно школам Челябинской области. Объем рассматриваемых автором вопросов широк и включает в себя социально-экономические, политические и культурные аспекты истории Южного Урала в XX – начале XXI века. Разработка пособий ведется и сегодня. Так, в 2020 г. был выпущен труд Е.Ю. Захаровой, А.В. Ражева и В.М. Кузнецова «История Южного Урала с древнейших времен до конца XVI века», предназначенный для учеников 6-х классов школ Челябинской области [14]. Коллективу авторов удалось учесть современные особенности преподавания истории родного края и рассмотреть события во взаимосвязи со становлением российской государственности. Подводя итоги по Челябинской области, отметим, что учителя данного региона имеют в своем арсенале большой объем актуальной и проработанной учебно-методической литературы.

Большое количество пособий по истории родного края выпущено и в Свердловской области. Здесь разработка учебно-методического материала по соответствующей тематике началась с 1976 года. Г.А. Кулагина в своем пособии «История родного края», предназначенном для учащихся 7–8 классов школ, кратко рассмотрела историю Среднего Урала, а также роль уральцев в общероссийских исторических процессах [15]. Главной целью, которую ставил перед собой автор, являлось желание оказать помощь учащимся в краеведческой работе. При этом ученый сделал пометку, что «в небольшой книжке тяжело дать исчерпывающий материал по всей истории обширного края». Решать данную задачу принялся коллектив екатеринбургских ученых в 2003 году. Под общей редакцией И.С. Отоновской и Н.Н. Поповой было выпущено учебное пособие «История Урала с древнейших времен до наших дней», предназначенное для учеников 10–11 классов [16]. Книга прошла экспертизу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и была признана соответствующей Государственному образовательному стандарту. Коллективу авторов своим капитальным трудом удалось привнести региональный компонент в преподавание истории в школах. При этом разработка пособий на этом не прекратилась. Екатеринбургские ученые в XXI веке идут по пути создания учебных пособий по истории родного края отдельных периодов. Так, Л.А. Обухов в 2006 году выпускает свое учебное пособие «История Урала XIX–XX веков», предназначенное для учащихся 8–9 классов [17]. В нем подробно описаны события XIX – начала XX вв. вплоть до революций 1917 года. Наиболее разработанное современное учебно-методическое пособие под редакцией профессора Г.Е. Корнилова «Историческое краеведение» было выпущено в 2015 году [18]. Но оно рассчитано более для студентов, а не для школьников, и потому применять его на уроках истории в школе учителю трудно. Сегодня Свердловская область является очень хорошо обеспеченной современной учебно-методической литературой по истории родного края, которая нуждается только лишь в обновлении содержания с учетом изменений в жизни нашей страны, произошедших за последние двадцать лет. Это важная задача, но для ее решения в регионе имеются и высокие стартовые позиции.

Учебно-методические пособия по истории родного края в Ханты-Мансийском автономном округе стали разрабатываться только в конце XX века. Так, в 1999 г. под общей редакцией Д.А. Редина был выпущен труд, призванный обобщить, систематизировать и изложить на доступном языке местные исторические процессы [19]. Предназначено пособие для учеников 9–11 классов, в нем рассматривается период с древности до конца XX века. Это был первый опыт разработки учебно-методического пособия по истории родного края на данной территории, поэтому ему присущи некоторые недоработки. К ним можно отнести большой объем лишней информации, а также слабую связь с общероссийскими историческими процессами. Названное пособие дополнили в 2013 г. учебно-методическим трудом «История Ханты-Мансийского автономного округа: конец XX – начало XXI в.», главной целью которого было добавить недостающий материал по истории округа в постсоветский период [20]. Ситуацию резко поменяло введение Историко-культурного стандарта школьного образования. Существующие издания не соответствовали ряду его положений, что заставило региональные власти Ханты-Мансийского автономного округа признать их устаревшими. После этого первостепенной задачей была поставлена разработка нового учебно-методического труда, который соответствовал бы всем современным требованиям. Эта задача была реализована в 2019 году с выходом пособия под редакцией Е.И. Гололобова, Т.Н. Собольниковой, Л.В. Алексеевой «История Ханты-мансийского автономного округа – Югры» в двух частях, предназначенного для учеников старших классов [21]. Авторам удалось подробно описать местные исторические процессы на территории округа, начиная от древнего периода и заканчивая современным. Помимо этого им удалось раскрыть роль региона в общероссийской истории. По мнению доктора исторических наук, профессора кафедры истории Нижневартовского государственного университета Л.В. Алексеевой, «издание нового учебника с соблюдением необходимых критериев Историко-культурного стандарта – это начало работы по полноценной разработке курса региональной истории в школах Ханты-Мансийского автономного округа» [22]. Таким образом, несмотря на позднюю разработку профильных учебно-методических пособий, регион обладает современным качественным учебным трудом по истории родного края.

В Ямало-Ненецком округе разработка пособий для школ по истории родного края начинается с 2010 года и активно ведется и сегодня. В основу этого процесса был положен фундаментальный научный труд «История Ямала», изданный в двух томах под главной редакцией академика В.В. Алексеева [23–26]. Он содержит огромный объем информации о ямальской истории с древности до наших дней. Использовать его при преподавании истории родного края в школах не представляется возможным, поскольку он далек от критериев, предъявляемых к учебным изданиям. Однако это первый опыт систематизации научной информации по истории Ямала, и на этой основе стало возможным создавать уже адаптированные для школьников краеведческие пособия. Первым из таковых стала «История Ямала с древности до наших дней», выпущенная в 2012 году и предназначенная для учеников 6–9 классов [27]. Основной особенностью пособия стал учет новейших данных, накопленных исторической наукой. Ученым удалось систематизировать информацию, изученную историками и описать роль и значимость региона в контексте общероссийского исторического процесса. Однако, несмотря на все положительные стороны, пособие не полностью соответствует всем современным образовательным стандартам, во многом оно представляет собой достаточно сухое повествование с отсутствием ярких иллюстраций. Ввиду этих недостатков для создания следующего пособия были привлечены методисты, понимающие особенности работы со школьниками. В конечном итоге в 2022 году было выпущено пособие «История и культура Ямала. Ямал с древнейших времен до конца XV в.», состоящее из двух частей. Первая часть предназначена для 5-х классов и содержит информацию о народах Ямала [28]. Вторая часть дополняет первую путем привлечения археологического материала, содержащего информацию о быте народов, заселявших регион в указанный период, и предназначена для 6-го класса [29]. Строгие научные данные в обеих частях пособия подаются в легкой форме, понятной юному читателю. Авторам удалось учесть специфику преподавания истории родного края в школах и критерии историко-культурного стандарта относительно регионального компонента. В настоящее время активно разрабатываются в аналогичном формате пособия по другим периодам истории Ямала. Учителя ямальских школ, в общем и целом, обладают современным учебно-методическим материалом для преподавания истории родного края.

Таким образом, степень обеспеченности учебно-методическими пособиями по истории родного края в школах Уральского федерального округа неоднозначна и зависит от конкретного субъекта федерации. В четырех из шести регионах (Челябинская и Курганская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) есть современные учебные пособия для преподавания истории родного края, учитывающие исторический процесс последних двадцати лет, а в Свердловской и Тюменской областях таковых еще нет, хотя опыт разработки учебно-методического материала для школ имеется. Главная проблема состоит в том, что устаревшие учебные труды не подходят под современные образовательные критерии и практики, к каковым можно отнести гуманизацию, фундаментализацию, технологизацию, демократизацию и компьютеризацию, объединяемые общей направленностью на развитие индивидуальных качеств личности обучающегося. Во всех регионах округа необходима дополнительная экспертиза используемых в школе учебных пособий по истории родного края на предмет соответствия духу Историко-культурного стандарта с точки зрения учета требования изучения истории России через историю регионов. С учетом тех классов, на которые делается упор в краеведческих пособиях, становится ясно, что полной корреляции с общим курсом истории России не происходит, хронологически эти две дисциплины не коррелируют. История родного края выступает чаще всего либо как дисциплина, предшествующая основному курсу истории России, либо на этапе изучения истории XX века. На наш взгляд, назрела задача создания единого учебного пособия по истории Уральского федерального округа. Главная ценность такого пособия состояла бы в том, что оно стало бы необходимой связкой между локальной и общероссийской историей, когда школьник, чувствуя себя частью своего края, при этом чувствовал бы себя и частью большого региона. Данное новшество могло бы свести к минимуму опасность формирования чрезмерной региональной (а в автономных округах – и чрезмерной национальной) идентичности, так как при предлагаемом подходе будет видна роль каждого региона в развитии Уральского федерального округа, а также его вклад как многонациональной территории в общероссийские исторические процессы. Школьники каждого субъекта федерации будут знать свою уникальную историю, но при этом поймут не изолированность своего региона, а его включенность в более крупные региональные и общеисторические процессы.

×

Об авторах

Сергей Валентинович Любичанковский

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: svlubich@yandex.ru

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России

Россия, г. Оренбург

Олег Владимирович Татарников

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: oleg14.07.2000@mail.ru

ассистент кафедры истории России

Россия, г. Оренбург

Список литературы

  1. Козлов В.Ф. «Огосударствленное» краеведение. История и уроки (по страницам журнала «Советское краеведение» (1930–1936 гг.) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2013. № 9 (110). С. 53–83.
  2. Петрович В.Г. Региональная история: быть или не быть? // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 26–29.
  3. Шмидт С.О. «Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено» // Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 1989. № 1 (19). С. 12–18.
  4. Кузнецов В.М. Модели историко-краеведческого образования в школе (на материале Челябинской области) // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С. 13–19.
  5. Веселкина В.В. История Тюменского края: учеб. пособие по истории для учащихся 7–8 кл. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1975. 111 с.
  6. Рощевский П.И. История Тюменского края: учеб. пособие по истории для учащихся 9–10-х классов. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1977. 128 с.
  7. Очерки старой Тюмени: воспоминания старожилов / сост., биогр. справки и указ. имен Л.В. Боярский. Тюмень: ППШ, 2011. 143 с.
  8. История родного края: учеб. пособие для учащихся 7–10 классов школ Курганской области / А.П. Григорьев, У.А. Долганов, И.Е. Плотников и др. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1975. 191 с.
  9. История Курганской области (с древнейших времен до 1991 года): краеведческое пособие для обучающихся, студентов и педагогов / отв. ред. Д.Н. Маслюженко. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. 296 с.
  10. Александров А.И. История родного края: учеб. пособие по историческому краеведению для уч-ся 7–10 классов школ Челябинской области. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1978. 172 с.
  11. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: учеб. для учащихся общеобразоват. школ, гимназий, лицеев, колледжей. Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1997. 160 с.
  12. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: учеб. пособие для учащихся 6–7 классов / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. Екатеринбург: Сократ, 2006. 164 с.
  13. Салмина М.С. История Южного Урала. XX – начало XXI века: учеб. пособие для 9 кл. осн. общеобразов. шк. Челябинск: Взгляд, 2004. 254 с.
  14. Захарова Е.Ю., Ражев А.В., Кузнецов В.М. История Южного Урала с древнейших времён до начала XVI века: учеб. пособие для 6 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2020. 96 с.
  15. Кулагина Г.А. История родного края: Книга по истории Среднего Урала для 7–8 кл. сред. школы. Свердловск: Сред.-Уральск. кн. изд-во, 1976. 87 с.
  16. История Урала с древнейших времен до наших дней: учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / под общ. ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. Екатеринбург: Сократ, 2004. 496 с.
  17. Обухов Л.А., Шкерин В.А., Шкребень Г.С. История Урала XIX–XX веков: учеб. пособие для учащихся 8–9 классов. Екатеринбург: Сократ, 2006. 141 с.
  18. Историческое краеведение Урала: учеб. пособие для студентов / под ред. Г.Е. Корнилова. Екатеринбург: УрГПУ, 2015. 254 с.
  19. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней / отв. ред. Д.А. Редин. Екатеринбург: Волот, 1999. 472 с.
  20. История Ханты-Мансийского автономного округа: конец XX – начало XXI в.: учеб.-метод. пособие для учителей истории 9–11 классов / авт.-сост.: Б.Ф. Мазуров, А.Н. Семенов, Е.Г. Мазурова, Т.А. Литвиченко. Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2013. 180 с.
  21. История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. / Е.И. Гололобов, Т.Н. Собольникова, Л.В. Алексеева, Т.А. Молданова и др. М.: Просвещение, 2019. 446 с.
  22. Алексеева Л.В. Новый учебник по истории края как одно из средств формирования региональной идентичности у школьников Ханты-Мансийского автономного округа // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сб. научных статей VII всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. К 25-летию Московского городского педагогического университета (Москва, 25 марта 2020 г.). Вып. VII. М.: Книгодел, 2020. С. 103–112.
  23. История Ямала: в 2 т. Т. I. Ямал традиционный. Кн. 1. Древние культуры и коренные народы / под ред. Н.В. Федоровой, А.П. Зенько и др. Екатеринбург: Баско, 2010. 416 с.
  24. История Ямала: в 2 т. Т. I. Ямал традиционный. Кн. 2. Российская колонизация / под ред. И.В. Побережникова и др. Екатеринбург: Баско, 2010. 324 с.
  25. История Ямала: в 2 т. Т. II. Ямал современный. Кн. 1. У истоков модернизации / под ред. К.И. Зубкова и др. Екатеринбург: Баско, 2010. 368 с.
  26. История Ямала: в 2 т. Т. II. Ямал современный. Кн. 2. Индустриальное развитие / под ред. В.П. Тимошенко и др. Екатеринбург: Баско, 2010. 328 с.
  27. История Ямала с древности до наших дней: учебник для 6–9 классов общеобразовательной школы / отв. ред. Г.Г. Корнилов. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2012. 239 с.
  28. История и культура Ямала. Народы Ямала: учеб. пособие для 5 классов / под общ. ред. Е.Т. Пушкаревой, С.А. Алексеевой. М.: Просвещение, 2022. 115 с.
  29. История и культура Ямала. Ямал с древнейших времён до конца XV в.: учеб. пособие для 6 классов / под общ. ред. Н.В. Федоровой, С.А. Алексеевой. М.: Просвещение, 2022. 128 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Любичанковский С.В., Татарников О.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах