Индивидуальные образовательные стратегии повышения квалификации преподавателей высшей школы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Российская система образования постоянно претерпевает обновление, естественное в процессе непрерывного развития науки, технологий и общества. В связи с этим возникает очевидная необходимость непрерывного профессионального образования преподавателей вузов, которые потом, в свою очередь, разрабатывают инновационный контент и вносят изменения в процесс обучения студентов всех направлений подготовки. Важной целью каждой образовательной организации является поддержание на должном уровне и постоянное непрерывное повышение качества образования. Поэтому результатом освоения преподавателем программы курсов повышения квалификации должно стать совершенствование профессиональных компетенций, которые как раз и необходимы для повышения качества преподавания. На пути достижения этой цели возникает ряд проблем, решение которых требует особого внимания со стороны как руководства университета, так и каждого преподавателя. При этом основным аспектом является целесообразное грамотное выстраивание общих образовательных стратегий и индивидуальных траекторий повышения квалификации для каждого преподавателя в зависимости от характера профессиональной деятельности. В статье представлены анализ и сравнительная характеристика индивидуальных образовательных траекторий повышения квалификации преподавателей технического и педагогического университетов на примере Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики и Самарского государственного социально-педагогического университета.

Полный текст

Каждый человек, выбирая свой профессиональный путь, готовится ступить на него подготовленным в соответствии с теми условиями, в которых живет общество, и с теми требованиями, которые оно предъявляет к данной области своего существования и процветания. Для этого в обществе создаются различные образовательные учреждения, целью которых становится качественная подготовка специалистов в любой сфере человеческой деятельности. Такие организации функционируют на всех этапах развития человека: дошкольные и школьные формальные и неформальные организации, учреждения среднего и высшего уровня профессионального образования. Начиная самостоятельную профессиональную карьеру, каждый понимает, что все происходящие изменения в окружающей жизни неминуемо заставляют человека также изменять взгляд на свои профессиональные обязанности, развивать в себе те компетентности, без которых успешность в работе невозможна [1]. Для этого создаются и функционируют учреждения дополнительного профессионального образования для специалистов всех уровней квалификации.

В системе профессионального образования одним из главных условий для усвоения необходимой начальной профессиональной базы для каждого обучающегося является личность преподавателя [2; 3]. Именно преподаватель становится источником передачи накопленного в профессиональной сфере опыта, взглядов на различные ситуации и способы их разрешения. А потому преподаватель, как никто другой, нуждается в непрерывном повышении уровня своего образования. Преподаватели высшей школы, основной задачей которых становится совершенствование профессиональных качеств работников всех сфер деятельности, в первую очередь, обязаны видеть и находить наиболее эффективные и значимые направления усиления профессиональных компетенций. Безусловно, преподаватель, заинтересованный в успешности своей работы, способен во многом и сам отслеживать актуальные направления в изменении вектора свой деятельности, но возможностей у организации, целенаправленно занимающейся переподготовкой и совершенствованием качеств специалиста, несомненно, больше. Преподаватель всегда должен быть в курсе изменяющихся условий в своей профессиональной деятельности, соответствовать всем современным требованиям к специалистам своего профиля, отслеживать статистику успешности специалистов в своей области, быть готовым перенимать и передавать лучший опыт организации деятельности.

Основные отличительные черты работы преподавателя – это мобильность в контексте готовности к любым изменениям, касающихся учебного процесса, начиная с образовательных стандартов и заканчивая переходом на дистанционное обучение; возрастающая доля самостоятельности в выборе содержания и технологий обучения; скорость принятия решений, корректных и целесообразных в данной ситуации; готовность брать на себя ответственность за принятие, в том числе, и нестандартных креативных решений [4; 5]. Фактически те перемены, которые происходят в социуме и технологиях, требуют от преподавателя своевременного реагирования и быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Еще несколько лет назад невозможно было себе представить, чтобы компетентность преподавателя хоть даже в незначительных вопросах уступала компетентности студентов. А в настоящее время возникают области, касающиеся инфокоммуникационных технологий и информатики, в которых некоторые молодые люди, обучающиеся в университете, лучше осведомлены, нежели их преподаватели. Этот дисбаланс может быть компенсирован за счет постоянного саморазвития преподавателя и своевременного повышения его квалификации [6]. Важно отметить, что направления для совершенствования профессиональной подготовки и, при необходимости, переподготовки должен в первую очередь определять сам преподаватель. При этом уместно использовать как имеющиеся в арсенале собственного вуза ресурсы, так и предоставляемые другими организациями, но соответствующие запросам личности и всей организации в целом [7]. Также крайне важно, чтобы преподаватель был психологически готов, открыт и позитивно настроен к инновациям во всех сферах преподавания и к работе с быстро сменяющими друг друга поколениями молодых людей [8].

Одним из условий успешности преподавателя является его профессиональная мобильность. Понятие профессиональной мобильности педагога по-разному трактуется в работах различных авторов. С одной стороны, профессиональную мобильность преподавателя можно рассматривать как адекватную своевременную и корректную реакцию на вызовы современности [9]. С другой стороны, профессиональную мобильность можно интерпретировать как способность изменить сферу деятельности или предметную область преподаваемых дисциплин [10]. Также становление профессиональной мобильности преподавателя может рассматриваться и как социальный заказ от общества и институтов системы высшего образования [11]. Понятие профессиональной мобильности неразрывно связано с конкурентоспособностью, востребованностью успешного профессионала – педагога с большой буквы. В этом смысле мобильность выражается в возможности постоянно расширять пределы своих уже имеющихся профессиональных компетентностей и в то же время приобретать совершенно новые выдвигаемые научно-техническим прогрессом и социумом компетенции [12]. Также ученые выделяют понятие социокультурной мобильности как части профессиональной мобильности педагога, что определяет необходимую способность эффективно работать в поликультурной среде и адекватно поддерживать любые социальные контакты [13]. Способами достижения профессиональной мобильности являются саморазвитие педагога, обмен опытом с коллегами, участие в работе конференций и курсы повышения квалификации [14].

Можно выделить определенные требования к системе дополнительного профессионального образования и курсам повышения квалификации преподавателей. Во-первых, инновационность – соответствие содержания курса новейшим технологиям и научным разработкам. Во-вторых, эволюционность и поступательность – внедрение инноваций при адекватном сохранении традиций отечественного образования. В-третьих, интегративность – предполагающая, что каждый курс повышения квалификации преподавателя охватывает несколько разноплановых факторов [15]. Например, при прохождении курсов, повышающих информационно-коммуникационную составляющую профессиональных компетенций, преподавателям предлагается возможность не только изучить новый контент для создания презентаций, но и рассмотреть особенности такого вида представления информации с психолого-педагогической точки зрения, учитывая особенности восприятия современных студентов поколения Z.

Эффективность программ повышения квалификации, в ходе которых совершенствуются профессиональные компетенции преподавателя, зависит от высокого уровня мотивации участников, от адекватного квалифицированного гибкого управления и от активного участия слушателей и их включения во все этапы процесса, что подразумевает обмен опытом в ходе личных и онлайн-встреч, круглых столов.

Основной задачей университета является поддержание на неизменно высоком уровне и постоянное непрерывное повышение качества преподавания. При выполнении этой важной задачи возникает ряд серьезных проблем, решение которых требует особого внимания как руководства университета, так и каждого подразделения, каждой кафедры и каждого преподавателя. Здесь главным аспектом является качественное и целесообразное выстраивание общих образовательных стратегий и индивидуальных траекторий повышения квалификации для каждого преподавателя в зависимости от характера профессиональных потребностей в данный момент времени [16; 17]. Первоначальный уровень сформированности различных компетенций у преподавателей, естественно, неоднороден, в силу различий в опыте, исходной квалификации, наличия ученой степени и звания. Поэтому выявление этих особенностей и личных потребностей является крайне важным при выстраивании стратегии повышения квалификации данного преподавателя [18; 19].

Как отмечают многие исследователи данной проблемы, различные стажировки и курсы, которые предполагают универсальное обучение по единой усредненной образовательной программе, перестают пользоваться спросом в аудитории профессоров и преподавателей, то есть большинство потенциальных слушателей отдают предпочтение индивидуальным программам, адаптированным под конкретные запросы и потребности обучающихся [20; 21]. Основным принципом такого рода обучения профессорско-преподавательского состава университета является выстраивание и динамическое изменение образовательной стратегии. Индивидуальный подход к преподаванию курсов дополнительного образования во многом возможен благодаря использованию инновационных цифровых технологий, именно с помощью них может охватываться большое количество слушателей в разных точках страны со схожими интересами и требованиями к образовательной программе. Но при этом все индивидуальные стратегии преподавателей должны встраиваться в общую систему, повышающую качество работы и рейтинг всей кафедры [22]. Что касается предметной области преподавания, то повышение квалификации здесь состоит преимущественно в саморазвитии преподавателя и расширении получаемых новых знаний в других сферах с точки зрения их применения при преподавании конкретной дисциплины [23].

Авторы статьи приводят опыт работы преподавателей кафедры высшей математики Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) и кафедры физики, математики и методики обучения Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ). Целью данной статьи является рассмотрение процесса выстраивания траектории повышения квалификации, анализ схожих точек таких траекторий и вариантов расхождений, связанных с особенностями реализуемых каждым вузом направлений подготовки.

Работа преподавателя математических дисциплин ПГУТИ и СГСПУ многогранна и ведется по многим направлениям. Основными являются учебная деятельность по предмету (ведение лекционных и практических занятий в разных формах); воспитательная деятельность (как участие в различных внеучебных мероприятиях, так и непрерывная воспитательная работа при каждой встрече); научно-исследовательская деятельность (разработка конкретного научного направления и публикация научных статей, участие в научных конференциях); научно-методическая деятельность (издание учебных и методических пособий, конспектов лекций и методических рекомендаций для студентов, создание учебно-методических комплексов, рабочих программ и оценочных средств по дисциплинам кафедры). В каждом из этих направлений деятельности преподавателю всегда видны перспективы своего профессионального развития и, соответственно, пути его своевременного достижения, в том числе благодаря повышению уровня своих компетенций через самообразование и курсы повышения квалификации.

Необходимость регулярного повышения квалификации преподавателя регламентируется вузом. Заметим, что раньше такие курсы планировались раз в пять лет, затем – раз в три года, и такой частоты реально хватало для поддержания должного уровня требуемых компетенций преподавателя. Но в последние годы скорость современных образовательных инноваций значительно возросла, и трендом стало непрерывное образование, поэтому преподаватели уже ежегодно, а порой и несколько раз в год проходят различные курсы повышения квалификации, обучающие тренинги и семинары.

Можно выделить несколько основных направлений в тематике курсов повышения квалификации, которые проходят преподаватели ПГУТИ и СГСПУ.

Во-первых, в одну большую группу можно поместить курсы, связанные с повышением уровня компетентности преподавателей в сфере цифровых инфокоммуникационных технологий. В современном университете деятельность всех структур все больше и глубже переходит в цифровое пространство, что с необходимостью требует от всех сотрудников, в том числе от преподавателей, быстрого и гибкого реагирования на изменения в развивающейся инфокоммуникационной среде. Например, когда произошел резкий переход на дистанционные формы обучения, своевременная информационная поддержка преподавателей помогла сделать этот процесс безболезненным и качество образования не пострадало. Таким образом, в инфокоммуникационном направлении рассматриваются и новые платформы (Zoom, MicrosoftTeams, MatrixElement) с использованием их полного функционала, и переход на другие операционные системы (Linux, RedОС), и новые технологии и новейшие гаджеты для педагогической деятельности (презентации, интерактивная доска, графические планшеты), и работа в новой корпоративной информационной среде (АРМ ГС, 1С).

Во вторую группу можно объединить программы повышения квалификации, охватывающие деятельность преподавателя в русле менеджмента качества, куда можно отнести и ориентирование в цифровом документообороте, и составление портфолио и участие в рейтинге преподавателей, и разработку рабочих программ и оценочных средств дисциплин в соответствии с изменяющимися федеральными государственными образовательными стандартами. Все это помогает активно войти в работу создаваемого цифрового университета вуза.

Эти две группы направлений входят в траекторию повышения квалификации практически всех преподавателей ПГУТИ и СГСПУ. Для некоторых преподавателей также актуальными являются направления подготовки, посвященные публикационной деятельности и участию в различного рода грантах. Поэтому в рамках своей индивидуальной образовательной траектории они изучают вопросы оформления заявок на гранты различного уровня – индивидуально и в составе группы, вопросы оформления заявок на гранты и конкурсы студенческих научных работ, возможности работы с российскими и зарубежными наукометрическими базами, аспекты защиты авторских прав и интеллектуальной собственности.

Следующим большим направлением повышения квалификации сотрудников ПГУТИ и СГСПУ является психолого-педагогическое, в рамках которого изучаются психологические особенности современной молодежи, характеристики и частота смены новых поколений, современные педагогические технологии. Также к этому направлению можно отнести психологические тренинги для профилактики профессионального выгорания и компенсирования профессиональных деформаций личности, которые выражаются в стремлении контролировать всё и вся, перфекционизме, неумении делегировать обязанности. Знания, полученные в рамках курсов психолого-педагогического направления, преподаватели могут использовать не только при очном взаимодействии со студентами на занятиях, но и при составлении учебных пособий, адаптированных для особенностей восприятия современных молодых людей [24] – преобладание практического над теоретическим, возрастание количества блок-схем для выстраивания понятийного аппарата и иллюстрации применения математических методов, включение заданий практической направленности, различающихся для каждого конкретного направления подготовки.

Также есть программы, которые в обязательном порядке включаются во все образовательные траектории курсов повышения квалификации – это социально значимое направление, где, например, рассматриваются вопросы инклюзивного образования в высшем учебном заведении, вопросы оказания первой доврачебной помощи и охраны труда.

Выстраивание индивидуальной траектории повышения квалификации будет оптимальным и действенным при учете не только инновационных веяний и актуальных направлений, но и при постоянном мониторинге трудностей во всех сферах деятельности конкретного преподавателя. При прохождении аттестации преподаватель обязан подготовить отчет обо всех направлениях своей деятельности, анализ которого как раз и позволяет выявить моменты, требующие корректировки.

На базе ПГУТИ создан и давно успешно функционирует Самарский региональный телекоммуникационный тренинг-центр (СРТТЦ), который осуществляет подготовку и переподготовку специалистов в сфере телекоммуникаций, проводит курсы повышения квалификации, в том числе и для преподавателей ПГУТИ. Тесная связь между ПГУТИ и СРТТЦ позволяет создавать курсы повышения квалификации для преподавателей, оперативно ориентируясь на их запросы и нужды. Поэтому многие преподаватели ПГУТИ ежегодно проходят различные курсы именно в СРТТЦ, особенно востребована слушателями тематика, связанная с новейшими инфокоммуникационными технологиями. Грани применения современных цифровых технологий постоянно расширяются и в большей степени затрагивают, на наш взгляд, технические вузы. Кроме того, одной из проблем преподавательских кадров является порой фактическое отставание уровня компетентности некоторых преподавателей от уровня знаний современных технологий, который есть у студентов. В связи с этим и преподавателям технического вуза необходимо вникать в эти новые структуры и направления. Подобная организация функционирует и в СГСПУ – Педагогический технопарк «Кванториум» им. В.Ф. Волкодавова и Технопарк универсальных педагогических компетенций, который осуществляет подготовку педагогических работников для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами.

Кроме того, преподаватели ПГУТИ и СГСПУ проходят стажировки и курсы повышения квалификации во внешних организациях, реализующих программы дополнительного профессионального образования и обладающих высоким рейтингом на рынке образовательных услуг (Университет Иннополис, ФГБОУ ВО «Московский технический университет связи и информатики», ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва», НОЧУ ДПО «Центр повышения квалификации и охраны труда», ФАУ ДПО «Самарский учебный центр Федеральной противопожарной службы», Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»).

Общая система дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации на данном этапе не строится «сверху вниз», когда приказ о прохождении подобных мероприятий исходит от руководства. Трендом современного высшего образования является вариант «снизу вверх», характеризующийся в первую очередь осознанностью каждого преподавателя, когда он сам принимает решение о необходимости такого обучения и выбирает место и организацию, где он пройдет эти курсы, а руководство университета поддерживает преподавателя в стремлении повысить уровень своих профессиональных компетенций в различных направлениях деятельности. Одним из основных и прогрессивных моментов организации повышения квалификации в ПГУТИ и в СГСПУ является то, что преподаватель может сам выбирать, какие профессиональные компетенции ему стоит сформировать или усилить, в каком направлении развиваться и, соответственно, какие курсы для этого выбрать.

В качестве примера рассмотрим схему построения индивидуальных траекторий стажировок и курсов повышения квалификации, пройденных за последние три года преподавателями кафедры высшей математики ПГУТИ и кафедры физики, математики и методики обучения СГСПУ (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Схема траекторий повышения квалификации. Обозначения: (1) – новые платформы; (2) – операционные системы; (3) – новые IT-технологии; (4) – корпоративная информационная среда; (5) – цифровой документооборот; (6) – портфолио и рейтинг; (7) – рабочие программы и ОС по новым ФГОС; (8) – заявки на гранты; (9) – студенческая НИР; (10) – наукометрические базы; (11) – защита авторских прав; (12) – психология современной молодежи; (13) – педагогические технологии; (14) – психологические тренинги; (15) – инклюзия в высшем образовании; (16) – первая доврачебная помощь; (17) – охрана труда

 

Проведенный анализ показывает, что прохождение повышения квалификации по ряду определенных направлений инициируется и контролируется руководством вузов, что обеспечивает стопроцентный охват преподавательского состава. При этом наличие множественных ответвлений демонстрирует непрерывный учет каждым преподавателем своих актуальных и потенциальных профессиональных возможностей. Анализ средневзвешенного процентного соотношения по направлениям курсов показывает, что преподаватели ПГУТИ более мотивированы на изучение инфокоммуникационных технологий, а преподаватели СГСПУ в большей степени ориентированы на усиление психолого-педагогической компетентности.

Итогом проведенного исследования является вывод о том, что современные проблемы российского образования требуют от преподавателя высшей школы формирования и развития новых профессиональных компетенций, определяющих творческий подход к преподаванию, новый уровень информационной культуры, способность к динамическому критическому анализу каждого промежуточного и итогового результатов педагогической деятельности. Большую роль в этом процессе играют курсы повышения квалификации, прохождение которых должно следовать индивидуальной образовательной траектории, выстроенной с учетом интересов каждого преподавателя, неизменно находящегося в центре собственной карьеры и стремящегося быть успешным, что позволит одновременно и освоить или усовершенствовать необходимые компетенции, и избежать профессионального выгорания.

×

Об авторах

Любовь Николаевна Евелина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: evelina.evelina-ln@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, математики и методики обучения

Россия, г. Самара

Наталья Петровна Балабаева

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Email: balabaeva-n-p@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, г. Самара

Екатерина Александровна Энбом

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Автор, ответственный за переписку.
Email: enbom@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Филиппов А.М. Формирование профессиональной мобильности преподавателей как фактор эффективности деятельности образовательных организаций: монография. Магнитогорск: ОУ ВО «МАУ», 2019. 149 с.
  2. Санько А.М. Функции преподавателей вузов в современных условиях // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 1. С. 57–62. doi: 10.18287/2542-0445-2019-25-1-57-62.
  3. Геращенко Н.В. Актуальность проблемы профессионального благополучия преподавателей вузов // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования: мат-лы XV междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. Ставрополь, 28 февраля 2022 года. Ставрополь: Параграф, 2022. С. 117–119.
  4. Одинцова Т.Н. Профессиональная мобильность преподавателя как необходимое условие повышения качества подготовки специалистов // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2021. № 2. С. 59–61.
  5. Евелина Л.Н., Кечина О.М. Некоторые пути преодоления трудностей в изучении математических дисциплин будущими учителями // Электронные библиотеки. 2019. Т. 22, № 5. С. 356–366. doi: 10.26907/1562-5419-2019-22-5-356-366.
  6. Митяков С.Н., Ширяев М.В., Яковлева Н.Н., Макарова Е.А. Управление человеческим капиталом технического вуза: Модель профессиональной компетентности преподавателя // Инновации. 2013. № 7 (177). С. 86–91.
  7. Мухaмедвaлиeвa З., Ерденова С. Значимость повышения уровня квалификации у преподавателей иностранного языка и собственного саморазвития // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. № 81. С. 12–15.
  8. Джашеев Т.И., Урусова А.М. К вопросу о психологической готовности педагога к деятельности в цифровой образовательной среде // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 3 (217). С. 571–574. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p571–575.
  9. Бобриков В.Н., Равочкин Н.Н. Модель развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 43–48.
  10. Беликов В.А., Филиппов А.М. Формирование профессиональной мобильности преподавателей вузов как фактор решения задач оптимизации высшего образования // Вестник Академии энциклопедических наук. 2019. № 1 (34). С. 34–41.
  11. Гончарук Н.П. Развитие профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях цифровизации образования // Известия Российской академии образования. 2023. № 2 (62). С. 168–178. doi: 10.51944/20738498_2023_2_168.
  12. Политанская В.В. Формирование профессиональной мобильности преподавателя // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». 2022. № 9–2. С. 183–187.
  13. Токарева Р.Д. Социокультурная мобильность как основа профессиональной компетентности педагога // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17, № 1–2 (19). С. 442–443.
  14. Чекалкин А.А., Макарова Е.Ю. Повышение квалификации профессорско-преподавательского персонала политехнического университета по направлению «Техника и технологии строительства» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. 2018. Т. 9, № 1. С. 122–136. doi: 10.15593/2224-9826/2018.1.12.
  15. Ковалев А.П. Личностно-ориентированная стратегия обучения преподавателя высшей военной школы в системе дополнительного профессионального образования // Гуманитарные проблемы военного дела. 2017. № 3 (12). С. 185–189.
  16. Борченко И.Д., Малютина Е.В. Персонифицированная программа повышения квалификации как эффективный инструмент адресной поддержки педагогов в преодолении их профессиональных затруднений // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С. 57–61.
  17. Хусаинова Г.Р., Галиханов М.Ф. Развитие творческих способностей преподавателей инженерных вузов в рамках повышения квалификации в высших учебных заведениях // Управление устойчивым развитием. 2020. № 5 (30). С. 111–118.
  18. Руднева Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 2. С. 61–65. doi: 10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65.
  19. Арипова М.Р., Мабудов Ш.А., Узокова П.Р. Организация взаимодействия участников образовательного процесса в условиях информатизации образования Республики Таджикистан // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2022. Т. 18, № 4 (30). С. 55–61. doi: 10.34708/gstou.2022.79.67.007.
  20. Дорошенко Е.Г., Ивкина Л.М., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Онлайн-курс персонализированной подготовки учителей к сетевой образовательной деятельности // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 6. С. 4–13. doi: 10.21686/1818-4243-2020-6-4-13.
  21. Осипова А.Б. «Виртуальный помощник начинающего преподавателя» – современный интернет-ресурс // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: сб. мат-лов всерос. науч.-метод. конф. с междунар. уч. Чебоксары, 31 декабря 2019 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 80–83.
  22. Баянова А.Р. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3 (108). С. 159–165. doi: 10.37972/chgpu.2020.108.3.018.
  23. Галеева А.И. Профессиональное саморазвитие преподавателя иностранного языка в системе повышения квалификации (на примере ФПК для преподавателей испанского языка) // Вестник НЦБЖД. 2020. № 3 (45). С. 23–32.
  24. Балабаева Н.П., Энбом Е.А. Комплексные числа. Элементы теории функций комплексной переменной: учеб. пособие. Самара: Издательство учебной и научной литературы ПГУТИ, 2018. 96 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Схема траекторий повышения квалификации. Обозначения: (1) – новые платформы; (2) – операционные системы; (3) – новые IT-технологии; (4) – корпоративная информационная среда; (5) – цифровой документооборот; (6) – портфолио и рейтинг; (7) – рабочие программы и ОС по новым ФГОС; (8) – заявки на гранты; (9) – студенческая НИР; (10) – наукометрические базы; (11) – защита авторских прав; (12) – психология современной молодежи; (13) – педагогические технологии; (14) – психологические тренинги; (15) – инклюзия в высшем образовании; (16) – первая доврачебная помощь; (17) – охрана труда

Скачать (821KB)

© Евелина Л.Н., Балабаева Н.П., Энбом Е.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах