Документоведческая компетенция филолога в современной образовательной парадигме

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена вопросам места и значения документоведческой компетенции в профессиональной подготовке филологов. Эффективность развития государства во многом определяется качеством подготовки квалифицированных кадров, умеющих решать различные профессиональные задачи, одной из которых является работа с документами. Тенденция к усложнению характера деятельности современного специалиста-филолога ставит новые задачи перед системой высшего образования. Поле профессиональной деятельности филолога можно определить как совокупность разнородных функций из собственно филологической сферы и областей, смежных с нею. Авторы обосновывают необходимость пересмотра подходов к структуре и содержанию профессиональной компетенции филолога в связи с изменениями требований к специалисту со стороны работодателя, именно компетентностный подход лежит в основе стандартов третьего поколения. Готовность к профессиональной деятельности предполагает комплекс ключевых компетенций, обеспечивающих быструю адаптацию выпускника в разных профессиональных сферах деятельности и успешное выполнение большого количества задач, в том числе и работу с документами. Авторы исследования подчеркивают значимость формирования документоведческой компетенции в рамках основных и дополнительных образовательных программ с целью максимального приближения высшего образования к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников в соответствии с запросами современного общества.

Полный текст

Постановка проблемы

В условиях все большей вовлеченности человека в деловые контакты разной направленности актуальность и необходимость подготовки специалистов, умеющих работать с документами, стала очевидной. В современном информационном обществе практически во всех профессиональных сферах предполагается, что специалист должен иметь представление о системе работы с документами, знать основы документирования, обладать навыками составления, оформления и редактирования служебных документов, что в значительной степени способствует эффективности функционирования учреждений. Кроме того, актуальной для общества остается задача повышения коммуникационной культуры взаимодействия в деловой сфере с учетом когнитивно-прагматических особенностей делового дискурса [1–3]. Возникает необходимость аудита образовательных программ по разным направлениям подготовки, в том числе пересмотра в аспекте дальнейшей профессиональной деятельности основных и дополнительных программ филологов, образование которых предполагает хорошее знание языка и умение работать с текстами разных типов.

Анализ проблемы

К вопросам структуры и содержания филологического образования, которое во многом определяет успешную коммуникацию всех членов социума, обращаются многие исследователи, определяя его проблемы и перспективы, что связано и с развитием прикладных отраслей гуманитарного знания [4–7]. Структура и содержание профессиональной компетенции филолога в современных условиях стали предметом многих научных исследований. Т.М. Балыхина отмечает, что, будучи интегральной характеристикой профессиональных, деловых, личностных качеств специалиста, профессиональная компетенция филолога обладает многоуровневой структурой, проявляется в многофункциональном поле профессиональной деятельности филолога, характеризуется системностью, относительной целостностью, гибкостью, мобильностью, имеет тенденции к обогащению, обновлению, носит опережающий и непрерывный характер [8]. На современном этапе понимание перспектив филологического образования все больше связано с производственно-прикладной сферой деятельности филолога, в том числе за счет расширения предлагаемых студентам циклов дисциплин практического характера [9; 10]. В большинстве случаев в научных трудах рассматриваются вопросы формирования документоведческой компетенции при подготовке специалистов отдельных сфер деятельности [11–13]. Д.Р. Фахреева, Н.Н. Фахреев определяют документоведческую компетенцию как способность и готовность к документационному обеспечению профессиональной деятельности – владение технологией современного документооборота, создание организационно-распорядительных, информационно-справочных и кадровых документов, следование ГОСТам и основному законодательству в этой сфере [14, с. 11]. Можно выделить ряд исследований, где указывается значимость филологического знания при реализации образовательных программ для документоведов и необходимость обращения большего внимания на формирование лингвистической компетенции документоведа [15–17]. Решение многих проблем документоведения напрямую связано с компетенциями, которыми владеют филологи [18–20]. Таким образом, формирование документоведческой компетенции у студентов-филологов является потребностью общества, однако оно не получило достаточно развернутого аналитического описания в современных научных исследованиях.

Формирование цели статьи

Цель исследования – выявление путей формирования документоведческой компетенции как части профессиональной подготовки филологов, а также определение основных направлений моделирования и реализации основных и дополнительных образовательных программ с точки зрения максимальной приближенности высшего образования к одной из сфер профессиональной деятельности филолога. Филология способна оперативно реагировать на новые запросы общества.

Изложение основного материала исследования

Представление выпускников вуза о системе работы с документами, знание основ документирования, наличие навыков составления, оформления и редактирования служебных документов в значительной степени должно способствовать эффективности функционирования учреждений, а также формированию атмосферы культурного и грамотного взаимодействия в сфере делового общения. Основная образовательная программа должна быть построена с учетом модели конкурентоспособного специалиста, что определяется социальным заказом общества.

Для более 900 первокурсников разных направлений в Псковском государственном университете реализуется программа профессиональной переподготовки «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», разработанная в соответствии с требованиями профессионального стандарта 07.002: Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 июня 2020 года № 333н; федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (утв. Приказом Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1016); федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (утв. Приказом Минобрнауки от 12.08.2020 № 970). Модуль программы «Документационное обеспечение управления», кроме освоения студентами знаний нормативно-правовой базы, правил и порядка работы, регулирующих работу с документами, нацелен на формирование важнейших умений и трудовых действий, связанных с разными этапами подготовки, создания, редактирования и хранения документов, организации документооборота и делопроизводства. На начальном этапе освоения модуля первокурсникам предлагалось в соответствии с шаблоном документа написать заявление о досрочной сдаче экзаменов. Выполнение задания показало, что 90% обучающихся не имеют навыков работы с документами и даже при наличии шаблона затрудняются верно внести требующуюся информацию, что подтверждает необходимость реализации дополнительных образовательных программ, предполагающих в той или иной мере формирование документоведческой компетенции студентов.

В то же время проведенный опрос студентов-филологов 2 курса на первом занятии по дисциплине «Основы документирования управленческой деятельности» показывает, что формирование документоведческой компетенции находится почти на нулевом уровне, несмотря на то что 80% опрошенных студентов оценивают свой уровень умения работать с документами как удовлетворительный и хороший (табл. 1). Однако контрольные вопросы анкеты подтверждают завышенную самооценку. Так, у большинства умение работать с документами прежде всего связано с собственно филологическим знанием – знанием особенностей языка документа и умением соблюдать речевые нормы при оформлении документов (знание правил орфографии и пунктуации, верное использование терминов и речевых формул, свойственных для официально-делового стиля). Только к умению работать с государственными стандартами, регулирующими работу с документами, сводят умение работать с документами 12% студентов.

 

Таблица 1 – Степень сформированности документоведческой компетенции у студентов-филологов

Вопросы анкеты

Ответы студентов-филологов

1. Оцените по пятибалльной шкале свое умение работать с документами

а) «5» – 0%; б) «4» – 40%; в) «3» – 40%; г) «2» – 12%; д) «1» – 8%.

2. Что включает в себя умение работать с документами?

а) знание особенностей языка документа и умение соблюдать речевые нормы – 82%;

б) умение работать с государственными стандартами, регулирующими работу с документами – 16%;

в) умение оформлять и обрабатывать информацию в документах – 2%.

3. В какой профессиональной деятельности Вам может пригодиться умение работать с документами?

а) педагогическая деятельность, государственная служба – 38%;

б) работа бухгалтера – 36%;

в) библиотекарь, администратор – 12%;

г) юридическая деятельность – 14%.

4. Дайте определение документу

а) верное определение – 94%;

б) неверное, неточное определение – 6%

5. Дайте толкование термина реквизит

а) верное толкование – 0%;

б) неверное, неточное толкование – 36%;

в) толкование отсутствует – 64%.

6. Что предполагает сформированная документоведческая компетенция?

а) верный ответ – 5%;

б) неверный ответ – 25%;

в) ответ отсутствует – 70%.

7. Как, на Ваш взгляд, должна формироваться документоведческая компетенция в рамках основной профессиональной программы по направлению подготовки 45.03.01 «Филология»?

а) нужно учить составлять документы на специальных учебных дисциплинах – 30%;

б) нужно больше практики работы с документами – 55%;

в) ответ отсутствует – 15%.

 

Анкетирование показало, что студенты-филологи не соотносят свою дальнейшую деятельность с документационным обеспечением управления, хотя осознают, что умение работать с документами может пригодиться в разных сферах деятельности, в том числе далеких от филологии. Если верное определение документа дано подавляющим большинством опрошенных (94%), то толкование термина реквизит вызвало затруднение: либо дан неверный ответ, либо ответ отсутствует. В большинстве случаев отсутствует и ответ, предполагающий понимание документоведческой компетенции (70%). Часть студентов (25%) при определении документоведческой компетенции актуализирует те знания, умения и навыки, которые формируются на дисциплинах, связанных с изучением языка.

Студентам-филологам было предложено написать заявление с просьбой освободить их от занятий. Если принять за основу принцип, что документ должен быть подготовлен так, чтобы его можно дать на рассмотрение, то подобных заявлений – 0%. Вероятно, ответы на вопросы анкеты и перепроверка своей оценки умения работать с документами позволили студентам наметить пути исправления ситуации.

Основная профессиональная программа по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» в Псковском государственном университете была актуализирована с учетом запросов общества (подготовка специалистов, умеющих работать с документами и информацией) и понимания необходимости пересмотра профессиональной компетенции выпускников-филологов: в программу включены учебная дисциплина «Основы документирования управленческой деятельности» и учебная практика «Коммуникационно-информационная практика (документоведческая)». Современные ФГОС ВО учитывают мнение работодателей и профессионального сообщества, позволяя разработчикам образовательных программ вариативно избирать различные образовательные векторы при составлении плана. Изменения связаны и с тем, что образовательная программа ориентирована на профессиональный стандарт 07.004 Специалист по управлению документацией организации (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.04.2023 № 421н), и формирует умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в области документационного обеспечения управления.

Целью дисциплины «Основы документирования управленческой деятельности» является изучение закономерностей документообразования, складывания и развития систем документации в управленческой деятельности. Решение задач дисциплины (дать сведения о законодательной и нормативно-методической базе документационного обеспечения управления в управленческой деятельности; определить тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления; сформировать навыки составления различных видов документов с целью документационного обеспечения управления) готовит студентов к прохождению практики в структурных подразделениях университета в качестве документоведов.

Так, при прохождении учебной практики студенты-филологи получили возможность изучения и анализа документооборота организации. Задачами практики «Коммуникационно-информационная практика (документоведческая)» были: выявление систем документации, функционирующих в организации; изучение видов служебных документов, используемых в документировании деятельности организации; изучение порядка и особенностей их составления и оформления; выявление особенностей деятельности службы документационного обеспечения управления в организации. Наиболее важными, по отзывам студентов, были знания о порядке взаимодействия подразделений организации, о правилах и методах учета, составления, оформления, использования, хранения и уничтожения документов организации и их данных, о требованиях охраны труда. В качестве документоведов, студенты-практиканты осуществляли следующую деятельность: составление табелей рабочего времени, формирование и систематизация документов кафедр в соответствии с номенклатурой дел организации и структурного подразделения, редактирование таких документов по основной деятельности, как служебная записка, приказ, распоряжение, оформление протоколов заседаний, актов списания и уничтожения, составление реестров и списков. Особое внимание в рамках практики было уделено работе с внутренними автоматизированными системами университета – https://erp.pskgu.ru и https://isu.pskgu.ru, студенты получили навыки владения электронной системой управления документами. Документоведческая практика способствовала развитию способности осуществления деловой коммуникации как в письменной, так и в устной форме.

Выводы

Не вызывает сомнения, что документоведческая компетентность выпускника-филолога является неотъемлемой частью его профессиональной компетентности: выпускник вуза должен обладать способностью эффективно применять систему документационного обеспечения при решении профессиональных задач.

Способность к осуществлению различных видов профессиональной деятельности, в том числе к работе с документами, формируется в процессе подготовки филологов с учетом профессиональных стандартов, запросов рынка труда и возможности применения полученных знаний. Требования к результатам освоения программы ФГОС ВО 45.03.01 Филология устанавливают освоение ряда компетенций, связанных с умением работать с документами: УК-4 (способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)) и ОПК-6 (способен решать стандартные задачи по организационному и документационному обеспечению профессиональной деятельности с применением современных технических средств, информационно-коммуникационных технологий с учетом требований информационной безопасности). Это подчеркивает необходимость существования в образовательных программах соответствующих дисциплин и практик. Кроме того, работа с документами – деятельность, которая конкретизирует общий теоретический характер подготовки гуманитария, направляя его усилия в плоскость практическую, прикладную, востребованную на современном этапе экономического развития.

Формирование профессиональной компетентности выпускника предполагает системный подход как элемент системы высшего профессионального образования, т.е. взаимосвязь документоведческой компетенции с другими компетенциями, заложенными в ОПОП; деятельностно-компетентностный подход как комплексную методологическую основу, предполагающую формирование компетенций с опорой на возможную дальнейшую профессиональную деятельность; практико-ориентированный подход, который должен быть нацелен не только на знания, но и в большей степени на приобретение опыта в практическом направлении, выраженном в компетенциях.

×

Об авторах

Юлия Николаевна Грицкевич

Псковский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: grickevich68@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного

Россия, г. Псков

Светлана Викторовна Лукьянова

Псковский государственный университет

Email: svetlanaluk@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного

Россия, г. Псков

Лариса Михайловна Попкова

Псковский государственный университет

Email: popkova.larisa@mail.ru

 кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного

Россия, г. Псков

Список литературы

  1. Руберт И.Б. Прагматические и структурно-семантические характеристики нормативных текстов деловой документации // Текст-Дискурс – Стиль коммуникации в экономике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. С. 124–143.
  2. Сыщиков О.С. Имплицитность в деловом дискурсе (на материале текстов коммерческих писем): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2000. 23 с.
  3. Ширяева Т.А. Деловой дискурс как коммуникативный акт // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2005. № 3–4. С. 92–99.
  4. Александрова О.В., Менджерицкая Е.О., Харьковская А.А. Филология как составляющая современного гуманитарного знания и компетентностный подход в образовательных программах по зарубежной филологии // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 5/2 (64). С. 273–280.
  5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
  6. Инновационные подходы к проектированию Федерального государственного образовательного стандарта и примерных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Филология» / сост. и общ. ред. Е.Н. Ковтун. М.: Изд-во МГУ, 2007. 224 с.
  7. Методические материалы к семинару по проблемам формирования базовых компетенций цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОС ВПО. М.: Изд-во РУДН, 2005. 52 с.
  8. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования: методологические проблемы обучения русскому языку. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2009. 385 с.
  9. Ильин Д.Ю. Филологическое образование: задачи и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2008. № 11. С. 21–28.
  10. Утегенова К.Т. Новый формат содержания высшего филологического образования // Языковое образование в условиях социокультурной трансформации современного общества: мат-лы международного научного форума, Караганда, 06–08 апреля 2016 года. Караганда: Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова, 2016. С. 136–139.
  11. Бородинова М.В., Ланская Д.В. Организационные и документоведческие компетенции персонала научно-технического архива инфраструктуры инновационной экосистемы управления // Документ. Архив. Информационное общество: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф., Москва, 28–29 сентября 2017 года. М.: Термика.ру, 2018. С. 268–274.
  12. Муралев А.А. Развитие документоведческой компетентности в системе профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сборник VI междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях, Новосибирск, 29 декабря 2014 года / под об. ред. С.А. Куценко. Т. 2. Новосибирск: Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева, 2014. С. 123–126.
  13. Вальцев С.В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19–21.
  14. Фахреева Д.Р., Фахреев Н.Н. Формирование документоведческой компетенции // Проблемы педагогики. 2016. № 8 (19). С. 10–11.
  15. Анохина С.А. Вольное отношение к языковой норме в письменной деловой речи как штрих к образу современной России // Образ России в условиях информационной войны конца XX – начала XXI в. Тенденции обновления политического дискурса: мат-лы междунар. науч. конф. (г. Магнитогорск, 23–25 ноября 2017 г.) / под ред. С.Г. Шулежковой. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017. С. 138–147.
  16. Анохина С.А., Козько Н.А., Позднякова Н.В. Проблемы лингвистической подготовки документоведов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 94–107.
  17. Дрешер Ю.Н. Коммуникативная компетентность специалистов-документоведов. Проблемы и перспективы развития // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2014. № 2 (124). С. 94–98.
  18. Воскресенский И.В. Стратегии имплицирования и разрешения неоднозначности в деловой переписке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2007. 20 с.
  19. Гурьева З.И. Антропоцентризм – отправная точка исследований в области деловой коммуникации // Антропоцентрическая парадигма в филологии: мат-лы междунар. науч. конф. (Ставрополь, 14–15 мая 2003 г.). Ч. II. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2003. С. 118–124.
  20. Карабань Н.А. Особенности функционирования коммуникативной категории вежливости в электронной деловой переписке // Мир русского слова. 2005. № 1–2. С. 75–78.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Грицкевич Ю.Н., Лукьянова С.В., Попкова Л.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах